Научная статья на тему 'Географический потенциал Петропавловск-Камчатского аэроузла в сравнении с Магаданским'

Географический потенциал Петропавловск-Камчатского аэроузла в сравнении с Магаданским Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ / PETROPAVLOVSK-KAMCHATSKY / МАГАДАН / MAGADAN / АТР / АЭРОУЗЕЛ / ОРТОДРОМИЯ / АВИАТРАССА / АВИАКОРИДОР / AIR CORRIDOR / АЭРОНАВИГАЦИЯ / AERO NAVIGATION / ASIAN PACIFIC REGION / AIR HUB / ORTHODROMY / AIR-ROUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Важенин Борис Павлович

Дальний Восток России находится на пересечении кратчайших потенциальных авиатрасс, соединяющих множество аэропортов Америки, Юго-восточной Азии, Океании и Евразии. Это служит стимулом к развитию трансроссийских, трансконтинентальных и транстихоокеанских авиационных коммуникаций. В статье посредством построения ортодромий в интернет-сервисе Google Earth производится сравнение Петропавловск-Камчатского, Магаданского и других дальневосточных аэроузлов по их авиатранспортному потенциалу. Камчатский Американо-Восточноазиатский авиакоридор по охвату количества крупнейших аэропортов уступает Магаданскому Американо-Восточноазиатскому авиакоридору. А Камчатский Тихоокеанско-Евразийский авиакоридор близок в этом к Магаданскому Тихоокеанско-Евразийскому авиакоридору, но ни в чем его не превосходит. Камчатский Американо-Восточноазиатский суперкоридор проходит, в отличие от такого же магаданского, над океаном в сфере действия североамериканских, курило-камчатских вулканов, а также тайфунов и в огромном ареале облачности и туманов Алеутского атмосферного минимума, что определяет меньшую его надежность в смысле обеспечения безопасности транзитных пролетов и особенно промежуточных посадок. Камчатский край в два раза превосходит по численности населения Магаданскую область, что обусловливает больший региональный потенциал Петропавловска-Камчатского. Из этого следует необходимость развития аэропорта Елизово, если не до уровня хаба, то хотя бы в качестве крупного регионального и запасного аэропорта по отношению к Магадану. В Магадане пересекаются кратчайшие потенциальные авиатрассы, соединяющие страны Америки, востока Азии, Австралии, Океании и Европы, включающие свыше 2/3 населения всей Земли, чем он значительно превосходит все аэропорты Дальнего Востока РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Важенин Борис Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Географический потенциал Петропавловск-Камчатского аэроузла в сравнении с Магаданским»

Важенин Б.П.

Географический потенциал Петропавловск-Камчатского аэроузла в сравнении с Магаданским

Важенин Борис Павлович — кандидат геолого-минералогических наук, научный сотрудник Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения Российской академии наук. E-mail: vazhenin.bp@mail. га SPIN-код РИНЦ: 2149-4514

Аннотация

Дальний Восток России находится на пересечении кратчайших потенциальных авиатрасс, соединяющих множество аэропортов Америки, Юго-восточной Азии, Океании и Евразии. Это служит стимулом к развитию трансроссийских, трансконтинентальных и транстихоокеанских авиационных коммуникаций. В статье посредством построения ортодромий в интернет-сервисе Google Earth производится сравнение Петропавловск-Камчатского, Магаданского и других дальневосточных аэроузлов по их авиатранспортному потенциалу. Камчатский Американо-Восточноазиатский авиакоридор по охвату количества крупнейших аэропортов уступает Магаданскому Американо-Восточноазиатскому авиакоридору. А Камчатский Тихоокеанско-Евразийский авиакоридор близок в этом к Магаданскому Тихоокеанско-Евразийскому авиакоридору, но ни в чем его не превосходит. Камчатский Американо-Восточноазиатский суперкоридор проходит, в отличие от такого же магаданского, над океаном в сфере действия североамериканских, курило-камчатских вулканов, а также тайфунов и в огромном ареале облачности и туманов Алеутского атмосферного минимума, что определяет меньшую его надежность в смысле обеспечения безопасности транзитных пролетов и особенно промежуточных посадок. Камчатский край в два раза превосходит по численности населения Магаданскую область, что обусловливает больший региональный потенциал Петропавловска-Камчатского. Из этого следует необходимость развития аэропорта Елизово, если не до уровня хаба, то хотя бы в качестве крупного регионального и запасного аэропорта по отношению к Магадану. В Магадане пересекаются кратчайшие потенциальные авиатрассы, соединяющие страны Америки, востока Азии, Австралии, Океании и Европы, включающие свыше 2/3 населения всей Земли, чем он значительно превосходит все аэропорты Дальнего Востока РФ.

Ключевые слова

Петропавловск-Камчатский, Магадан, АТР, аэроузел, ортодромия, авиатрасса, авиакоридор, аэронавигация.

Введение

Без совершенствования транспортной инфраструктуры может существовать, но не развиваться только натуральное хозяйство. Инвестиционная привлекательность Камчатского края с его преимущественно сырьевой экономикой и само развитие региона ограничиваются несовершенством не только наземных путей сообщения, но и воздушных и даже морских. Однако край в силу своего довольно выгодного географического положения обладает высоким и в неполной мере используемым транспортным потенциалом. Петропавловск-Камчатский (ППК) находится на пересечении кратчайших авиатрасс, связывающих Америку с Юго-восточной Азией, Австралию и Новую Зеландию с Европой, Океанию с Евразией, Ближним Востоком и Северной Африкой. Реализация

этого потенциала может дать новый импульс развитию экономики не только Камчатского края, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Исследования географического или авиатранспортного потенциала выполнены: на основе данных из физико-географических, экономико-географических атласов, карт; литературных источников (печатных и из Интернета); космоснимков и карт из интернет-сервисов Google Earth, SASPlanet; с использованием графических редакторов CorelDRAW, ACDSee, IrfanView и др.

Анализ авиатранспортного потенциала ППК выполнялся посредством трехмерной модели сфероидальной поверхности Земли, созданной по материалам среднемасштабной космической съемки (с разрешением в первые десятки метров) в интернет-сервисе Google Earth, прокладкой на ней ортодромий (кратчайших расстояний на поверхности вращения, каковой является фигура Земли) с использованием инструментов «измеритель расстояний» и «путь» из этого сервиса.

Анализ информации по современному состоянию авиационных коммуникаций в северном сегменте АТР вблизи Петропавловска-Камчатского

На Земле сформировались три крупнейшие по населению, богатству природных ресурсов и уровню экономического развития суперрегиона: Европа (около 0,5 млрд чел. — без России), Северная Америка (более 0,35 млрд чел., а с тяготеющей к ней Южной — около 0,7 млрд чел.), Юго-Восточная Азия (свыше 3 мдрд чел. — с Индией)1, 2. Они располагаются большей частью в Северном полушарии Земли и на приблизительно равных расстояниях друг от друга (см. Рисунок 1). Между ними возникли и развиваются в разной мере три авиатранспортных суперкоридора: Трансатлантический, Трансевразийский и Трансарктический3, 4 5.

1 Атлас мира. М.: ПКО «Картография» ГУГК, 1982.

2 Атлас мира. М: ООО «Ультра экстент», ООО «Фирма Арбалет», «Роскартография», 2007.

3 Важенин Б.П. Магадан — край Света? Размышления о перспективах развития Магаданского аэропорта // Воздушный транспорт. № 29-30(2316-2317). 1996.

4 Важенин Б.П. Магадан — точка на глобусе // Вечерний Магадан. 10.06.2004. № 24 (777).

5 Важенин Б.П. Географический потенциал Магаданского аэроузла // Северо-Восток России: проблемы экономики и народонаселения: Расширенные тез. докл. регион. науч. конф. «Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее». Магадан: ОАО «Северовостокзолото», 1998. Т. I. С. 55-56.

Рисунок 1. Крупнейшие по населению, богатству природных ресурсов и уровню экономического развития суперрегионы Земли и соединяющие их авиатранспортные суперкоридоры: 1 —Трансатлантический; 2 — Трансевразийский; 3 -

Трансарктический

Для Камчатского края наиболее важны трансарктические и транстихоокеанские воздушные коридоры (см. Рисунки 1-3), располагающиеся вблизи Камчатки и соединяющие интенсивно развивающиеся страны АТР.

ММ МО — I МО ООО

■сома — «осе«) (МП- «eso»

Рисунок 2. Авиалинии мира, ранжированные по объему перевозок (пассажиров в год), по данным на 1973 г.6

6 Powszechny atlas Swiata. Warszawa: PPWK, 1973. S. 189.

Рисунок 3. Авиатрассы в северном секторе АТР, по данным на 1974 г.7. С целью упрощения рисовка трасс выполнена картографами без точной привязки к ортодромиям (кратчайшим линиям на почти сферической поверхности Земли)

Как видно на рисунках 2 и 3, авиатрассы, соединяющие Северную Америку со странами Юго-Восточной Азии, проходят восточнее Камчатки над Тихим океаном и выглядят на этих картах если уж не прямыми линиями, то, по меньшей мере, дугами весьма малой кривизны. Однако кратчайшие трассы между ними проходят все же над российским Дальневосточным регионом, что будет показано далее. Кроме того, по состоянию на конец ХХ века объем перевозок на транстихоокеанских маршрутах, в бурно развивающемся ныне АТР, был на много более низком уровне, чем на трансатлантических.

Россия со своей обширной территорией и крупным прилегающим сектором Арктики расположена на кратчайших трассах Трансевразийского и Трансарктического авиатранспортных суперкоридоров. Из-за существовавшей в течение многих десятилетий закрытости по политическим причинам территории России для транзитных трансконтинентальных перевозок два последних суперкоридора сформировались в обход России и всего «социалистического лагеря». Это существенно удлиняет коммуникации,

7 Тихий океан. Атлас океанов. М.: ГУНиО МО СССР, 1974. С. 268-269.

повышает стоимость перевозок, ограничивает связи между суперрегионами и в конечном итоге затрудняет их экономическое развитие 8 9 10, 11 12.

Следует отметить, что и ныне в значительной степени сохраняется конфигурация авиатрасс в северной части АТР, сложившаяся десятки лет назад. Так, на космоснимке 2002 г. (см. Рисунок 4) видны конденсационные следы единовременно пролетающих над Тихим океаном восточнее Камчатки около полутора десятков самолетов. Над Камчаткой же и западнее её таких следов нет, хотя надо сказать, что в последние годы, все же происходит некоторый сдвиг авиатрасс к западу в сторону Камчатки, Охотского моря и Магаданской области.

Это касается исключительно транзитных беспосадочных пролетов многочисленных авиарейсов, соединяющих Америку с Юго-восточной Азией. Количество транзитных пролетов возрастает также благодаря внедрению в Магадане с 1994 г. спутниковой системы управления воздушным движением, способной контролировать полеты самолетов от взлета в Америке и до посадки в Азии. Подобные системы аэронавигации на то время были созданы только в Исландии и Новой Зеландии13, 14, 15.

Ортодромией (от греч. orthos — прямой и dromos — бег, путь) называется кратчайшая линия между двумя точками на поверхности вращения. В морской и авиационной навигации, где Земля принимается за шар, ортодромия представляет собой дугу большого круга. В противоположность локсодромии, ортодромия пересекает меридианы под разными углами16, 17. Ортодромии просто прокладывать на глобусе, прикладывая к его поверхности гибкую линейку или обычную натянутую нитку. Теперь

8 Важенин Б.П. Географический потенциал Магаданского аэроузла // Северо-Восток России: проблемы экономики и народонаселения: Расширенные тез. докл. регион. науч. конф. «Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее». Магадан: ОАО «Северовостокзолото», 1998. Т. I. С. 55-56.

9 Важенин Б.П. Транспортный потенциал Дальнего Востока // Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Том 2 / Под ред.: В.П. Савиных, В.В. Вишневского. М.: Академия наук о Земле, 2004. С. 160-161.

10 Важенин Б.П. Транспортный потенциал России и Северо-Востока РФ // Материалы II региональной научно-практической конференции «Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее». Магадан, 2004. Т. I. С. 84-87.

11 Важенин Б.П. Завяжется ли Магаданский аэроузел? // Магаданская правда, 05.07.2013.

12 Важенин Б.П. Географический потенциал Петропавловск-Камчатского аэроузла в сравнении с Магаданским // На перекрестке Севера и Востока (методологии и практики регионального развития): Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (30 ноября - 01 декабря 2016 г., Магадан). Красноярск: Науч. инновацион. центр, 2017. С. 120-122.

13 Башлачёв А., Ильвес М., Ладис В., Либов В., Пискунов А. Вместо послесловия // Воздушный транспорт. № 29-30(2316-2317). 1996.

14 ИльвесМ. Оказывается, Магадан виден из Рио-де-Жанейро // Магаданская правда. 04.06.1998.

15 ИльвесМ. Почем российское небо? // Магаданская правда, 10.03.1999.

16 Дуга большого круга // Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989. С. 137.

17 Ортодромия // Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. Т. 18. / Гл. ред. А.М. Прохоров: 3-е изд. М.: Сов. энцикл. 1974. С. 535.

эту операцию, как отмечалось, можно выполнять на космоснимках Земли в интернет-сервисе Google Earth посредством инструмента «измеритель расстояний». Изображения космоснимков с нанесенными ортодромиями сохранялись в памяти компьютера в виде плоских карт, на основе которых выполнен анализ транспортного потенциала Петропавловска-Камчатского.

Рисунок 4. Космоснимок с конденсационными следами от почти единовременно пролетающих над Тихим океаном восточнее Камчатки около полутора десятков самолетов, что демонстрирует высокий авиатранспортный потенциал Камчатки

(точнее российского Дальнего Востока)18

Анализ карт авиационных коммуникаций, проложенных по ортодромиям

На рисунке 5 показаны фрагменты кратчайших авиатрасс, соединяющих множество крупных (или значимых) аэропортов Земли и проходящих через Петропавловск-Камчатский.

Общая картина кратчайших авиатрасс, следующих через Петропавловск-Камчатский представлена на серии из пяти карт (см. Рисунки 5-9), поскольку длина наиболее протяженных из них приближается к 20 тыс. км, что составляет половину длины большого круга (проходящего через центр земного шара), которые не помещаются на плоском изображении лишь одного из полушарий.

На рисунке 5 выделяются две группы потенциальных авиатрасс, проходящих через ППК:

18 Гордеев Е.И., Чебров В.Н. Доклад на выездном заседании Совета РАН «Природные и техногенные катастрофы». Петропавловск-Камчатский: Совет РАН «Природные и техногенные катастрофы», 2012.

1) Камчатский Американо-Восточноазиатский авиасуперкоридор (КАВАС);

2) Камчатский Тихоокеанско-Евразийский авиасуперкоридор (КТЕАС).

Некоторые потенциальные авиатрассы Камчатского Американо-Восточноазиатского суперкоридора (с указанием расстояний в тыс. км между соседними пунктами трассы и ее общей длины в конце каждого маршрута и с выделением полужирным шрифтом наиболее крупных и значимых аэропортов):

1) Галифакс —6,8— Анадырь —1,7— ППК —7,7— Дарвин — 16,2;

2) Нью-Йорк —8,5— ППК —10,3— Перт — 18,8;

3) Каракас —4,2— Чикаго —4,5— Фэрбанкс —3,1— ППК —2,4— Токио — 5,5— Сурабая — 19,7;

4) Богота —2,1— Гавана —1,0— Новый Орлеан —5,6— Анкоридж —3,2— ППК —1,6— Саппоро —6,6— Джакарта — 20,1;

5) Гуаякиль —3,9— Монтеррей —3,1— Сиэтл —5,4— ППК —3,1— Сеул — 0,8— Шанхай —1,2— Гуанчжоу —1,7— Пномпень — 19,2;

6) Лос-Анджелес —6,7— ППК —2,2— Владивосток —0,7— Пхеньян — 2,8— Ханой —1,0— Бангкок — 13,4;

7) Панама —3,1— Даллас —1,4— Денвер —1,6— Ванкувер —5,2— ППК — 3,0— Пусан —2,0— Гонконг —2,6— Сингапур — 18,9.

Трасса № 4 длиной 20 100 км из этого списка превышает длину половины большого круга (которая составляет 20 038 км), поэтому реальные полеты по ней целесообразны лишь на ее отрезках, например, Богота — Саппоро (13 800 км) или Гавана — Джакарта (18 000 км), или Новый Орлеан — Джакарта (17 000 км). А между ее крайними пунктами кратчайшая трасса длиной 19 900 км проходит уже не через ППК, а через юг Тихого океана и север Австралии.

Триполи

Гонолулу {Гавани)

(Таити}

'jT,Дгтиа (Самоа)

\ (Фиджи)

Веплингтон Гумеа (Ное. Зеландия) ( Hoü .Кап с дон ия)

Рисунок 5. Карта (как и серия других однотипных карт, представленных далее), построенная по космоснимкам из интернет-сервиса Google Earth, посредством инструмента «измеритель расстояний», прокладкой кратчайших трасс (ортодромий), проходящих через Петропавловск-Камчатский и одновременно через крупные (или значимые) аэропорты Земли. 1 — трассы Камчатского Американо-Восточноазиатского суперкоридора; 2 — трассы Камчатского Тихоокеанско-Евразийского суперкоридора; 3 — крупные (или значимые) аэропорты на трассах КАВАС; 4 — крупные (или значимые) аэропорты на трассах КТЕАС; 5 — крупные (или значимые) аэропорты вне трасс КАВАС и КТЕАС

Некоторые потенциальные авиатрассы Камчатского Тихоокеанско-Евразийского суперкоридора (с указанием расстояний в тыс. км между соседними пунктами трассы и ее общей длины в конце каждого маршрута и с выделением полужирным шрифтом наиболее крупных и значимых аэропортов).

1) Гонолулу —5,1— ППК —4,1— Красноярск —2,0— Алматы —0,7— Ташкент — 2,3— Абу-Даби —1,7— Аден — 15,9;

2) Патеэте — 9,3— ППК —2,0— Якутск —3,8— Челябинск —4,2— Асуан — 19,3;

3) Апиа —8,0— ППК —4,1— Норильск —2,1— Архангельск —1,4— Минск —2,6— Триполи — 18,2;

4) Сува —8,1— ППК —7,0— Стокгольм —0,8— Берлин —1,9— Алжир — 17,8;

5) Веллингтон —6,7— Уэйк —3,8— ППК —8,3— Лондон —1,2— Мадрид — 20,0;

6) Нумеа —8,3— ППК —8,2— Дублин —1,6— Лиссабон —0,6— Рабат — 18,7;

7) Хониара —6,9— ППК —6,9— Рейкьявик — 13,8;

8) Сидней —9,6— ППК —2,0— Певек —7,9— Понта-Делгада — 19,5.

✓"Кояо-ибо Калькутта ПННН. ^^

^Г . Ччгон " ^Иркутск

^ Бангкок ^ ^ л

__; Пномпень "^^тЩ&с. ' О " \

^¡р^ШЫ^ Вт о й

/Ж Ум^/ Шйньй. Якутск ¿ЭД

Джакарта

Сурабая

!5Т & V ■

ш 1

й ¿.Дароин

Тайбэй-»...Шанхай

Хабаровск

~--■----- Богпп 1 Пусан'.»' ^-^лаЬцмсгок Магадан

Каракас ^ ГО 7 Нью-Йорк *-*■ ИМ

___Саппоро^

Токио ^

Шемья

В !

^Т И ХИЙ ОКЕАН

о Щ 1 о

Рисунок 6. Кратчайшие потенциальные авиатрассы, соединяющие аэропорты Восточноазиатского сектора с аэропортами Американского сектора КАВАС. 1 — трассы, служащие границами сектора; 2 — другие авиатрассы, внутри сектора; 3 — авиатрассы КТЕАС; 4 — крупные (или значимые) аэропорты, находящиеся внутри сектора; 5 — крупные (или значимые) аэропорты, находящиеся вне сектора; ППК — Петропавловск-Камчатский. Числа при стрелках с названиями противолежащих аэропортов КАВАС отображают длину авиатрасс между ними в тыс. км

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 7. Кратчайшие потенциальные авиатрассы, соединяющие аэропорты Американского сектора с аэропортами Восточноазиатского сектора КАВАС. 1 — трассы, служащие границами сектора; 2 — другие авиатрассы, внутри сектора; 3 — авиатрассы КТЕАС; 4 — крупные (или значимые) аэропорты, находящиеся внутри сектора; 5 — крупные (или значимые) аэропорты, находящиеся вне сектора; ППК — Петропавловск-Камчатский. Числа при стрелках с названиями противолежащих аэропортов КАВАС обозначают длину авиатрасс между ними в тыс. км

Рисунок 8. Кратчайшие потенциальные авиатрассы, соединяющие аэропорты Тихоокеанского сектора с аэропортами Евразийского сектора КТЕАС. 1 — трассы, служащие границами сектора; 2 — другие авиатрассы, внутри сектора; 3 — авиатрассы КАВАС; 4 — крупные (или значимые) аэропорты, находящиеся внутри сектора; 5 — крупные (или значимые) аэропорты, находящиеся вне сектора; ППК — Петропавловск-Камчатский. Числа при стрелках с названиями противолежащих аэропортов КТЕАС отображают длину авиатрасс между ними в тыс. км

Рисунок 9. Кратчайшие потенциальные авиатрассы, соединяющие аэропорты Евразийского сектора с аэропортами Тихоокеанского сектора КТЕАС. 1 — трассы, служащие границами сектора; 2 — другие авиатрассы, внутри сектора; 3 — авиатрассы КАВАС; 4 — крупные (или значимые) аэропорты, находящиеся внутри сектора; 5 — крупные (или значимые) аэропорты, находящиеся вдалеке от трасс; ППК — Петропавловск-Камчатский. Числа при стрелках с названиями противолежащих аэропортов КТЕАС отображают длину авиатрасс между ними в тыс. км

Сравнение авиатранспортного потенциала Петропавловска-Камчатского, Магадана и других городов Дальнего Востока России

Как было показано ранее, Петропавловск-Камчатский обладает довольно высоким авиатранспортным потенциалом для транзитных транстихоокеанских перевозок, многократно превышающим местный потенциал ввиду сравнительно незначительной численности населения Камчатки и соответствующего ей уровня экономического развития. Однако у ППК имеется очень сильный конкурент на роль крупнейшего

транзитного аэропорта не только Северо-Востока России, но и всего северо-западного сегмента АТР. Это Магадан (см. Рисунок 10)19.

Рисунок 10. Избранные трассы магаданских авиатранспортных суперкоридоров. 1 — границы Магаданского Американо-Восточноазиатского суперкоридора (МАВАС); 2 — некоторые ортодромии внутри МАВАС; 3 — некоторые трассы Магаданского Тихоокеанско-Евразийского суперкоридора (МТЕАС)

Некоторые из возможных авиатрасс Магаданского Американо-Восточноазиатского суперкоридора (с указанием расстояний в тыс. км между соседними пунктами трассы и ее общей длины в конце каждого маршрута и с выделением полужирным шрифтом наиболее крупных и значимых аэропортов):

1) Лос-Анджелес —7,0— Магадан —6,4— Калькутта — 13,4;

2) Рио-де-Жанейро —7,8— Нью-Йорк —8,4— Магадан —2,8— Токио — 19,0;

3) Монреаль —7,8— Магадан —5,7— Манила —5,3— Перт — 18,8;

4) Мехико —4,0— Сиэтл —5,6— Магадан —5,0— Гонконг — 14,6;

5) Чикаго —7,7— Магадан —7,7— Сингапур — 15,4;

19 Важенин Б.П. Географический потенциал Петропавловск-Камчатского аэроузла в сравнении с Магаданским // На перекрестке Севера и Востока (методологии и практики регионального развития): Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (30 ноября - 01 декабря 2016 г., Магадан). Красноярск: Науч. инновацион. центр, 2017. С. 120-122.

РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО

6) Сан-Франциско —6,5— Магадан —6,6— Бангкок — 13,1;

7) Сиэтл —5,6— Магадан —4,5— Тайбэй —3,9— Джакарта — 14,0;

8) Вашингтон —8,5— Магадан —4,2— Окинава — 12,7;

9) Гавана —4,3— Эдмонтон —5,5— Магадан —3,9— Шанхай — 13,7;

10) Гавана —4,3— Эдмонтон —5,5— Магадан —6,0— Ханой — 15,8;

11) Богота —6,6— Эдмонтон —5,5— Магадан —4,5— Тайбэй — 16,6;

12) Чикаго —7,7— Магадан —5,7— Манила — 13,4;

13) Каракас —6,5— Эдмонтон —5,5— Магадан —3,9— Шанхай — 15,9.

Некоторые трассы Магаданского Тихоокеанско-Евразийского суперкоридора (с указанием расстояний в тыс. км между соседними пунктами трассы и ее общей длины в конце каждого маршрута и с выделением полужирным шрифтом наиболее крупных и значимых аэропортов).

1) Веллингтон —6,7— Уэйк —4,8— Магадан —7,5— Лондон — 19,0;

2) Сидней —5,4— Гуам —5,0— Магадан —6,4— Рейкьявик — 16,8;

3) Гонолулу —5,9— Магадан —4,0— Новосибирск —4,1— Абу-Даби — 14;

4) Гонолулу —5,9— Магадан —4,5— Омск —6,4— Найроби — 16,8.

Магадан превосходит ППК по всем параметрам с точки зрения оценки

авиатранспортного потенциала:

1) по охвату большего количества крупнейших (или значимых) аэропортов стран с наибольшей численностью населения (около 2/3 населения всей Земли, включая Индию — через Калькутту — и Южную Америку вплоть до Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айреса), что видно при сравнении рисунка 10 с рисунками 5-9;

2) ППК находится на 400 км ближе к конечным аэропортам Восточноазиатского сектора, чем Магадан, и поэтому в его аэропорту Елизово ниже целесообразность промежуточных технических посадок;

3) трассы Магаданского Американо-Восточноазиатского суперкоридора (см. Рисунок 10) пролегают преимущественно над сушей в отличие от Камчатского Американо-Восточноазиатского суперкоридора (см. Рисунок 5), трассы которого на стыке его секторов в ППК проходят преимущественно над океаном;

4) Магадан находится в центре «куста» из 9 вероятных запасных аэродромов в радиусе около 1 600 км, располагающихся преимущественно на материке (см. Рисунок 11); для ППК таких аэродромов только 6;

5) трассы КАВАС проходят вдоль отрезка Тихоокеанского вулканического кольца (см. Рисунок 12), насчитывающего более сотни действующих западноамериканских, аляскинских, алеутских, камчатских, курильских, японских вулканов; магаданские трассы пролегают в значительной мере в стороне от него;

6) Магаданский суперкоридор находится западнее курильских и камчатских вулканов, тогда как трассы КАВАС проходят либо над ними, либо восточнее, куда западным переносом атмосферы сносятся вулканические пепловые выбросы (см. Рисунок 13), нередко достигающие высоты 7-8 км, а иногда и 20 км и существенно повышающие риск транзитных пролетов, не говоря уж о промежуточных посадках;

7) Восточноазиатский сектор КАВАС почти целиком включает северозападную часть Тихого океана с действующими там тропическими циклонами (тайфунами), характеризующимися ураганными ветрами и обильными осадками; а Восточноазиатский сектор МАВАС лишь отчасти совпадает с зоной тайфунов (см. Рисунок 14);

8) стык двух секторов КАВАС находится в пределах действующего и зимой, и летом Алеутского атмосферного минимума, генерирующего максимальный уровень облачности и туманов во всем Тихом океане (см. Рисунок 15);

Рисунок 11. Сравнение количества вероятных запасных аэродромов в радиусе около 1 600 км для ППК и Магадана. У ППК их — 6, у Магадана — 9. 1 — граница Камчатского «куста» запасных аэродромов; 2 — граница Магаданского «куста» запасных аэродромов; 3 — аэропорты, расположенные только в Камчатском «кусте»; 4 — аэропорты, расположенные только в Магаданском «кусте»; 5 — аэропорты, расположенные одновременно в Камчатском и Магаданском «кустах»; 6 — аэропорты, находящиеся вне Камчатского и Магаданского «кустов»

9) сравнение ППК с Магаданом по структуре климата в погодах (см. Рисунок 16) также свидетельствует не в пользу первого, поскольку доля пасмурной, облачной и дождливой погоды в нем существенно выше в течение всего года, что снижает возможность использования Елизово для регулярных промежуточных технических посадок;

10) зимняя погода в ППК отличается от магаданской в два раза большими высотами снежного покрова — от 120 до 160 см20 против 60-70 см (см. Рисунок 17); высота снежного покрова является суммирующим показателем количества дней с ненастной погодой, характеризующейся обильными снегопадами, метелями, ветрами, снежными заносами и обледенениями взлетно-посадочной полосы; а это дополнительно снижает возможность регулярных промежуточных технических посадок в ППК.

20 Что близко к максимальным значениям для всей территории России. Для сравнения: в Москве этот показатель находится на уровне 40-50 см.

4 ЕВ 5

Чг5ч}

Рисунок 12. Расположение Камчатского и Магаданского авиационных суперкоридоров относительно Тихоокеанского вулканического пояса. 1 — границы КАВАС; 2 — границы МАВАС; 3 — действующие вулканы (Японских островов, курильские, камчатские, алеутские, аляскинские, Скалистых гор); 4 — аэропорты, расположенные только в КАВАС; 5 — аэропорты, расположенные только в МАВАС; 6 — аэропорты, расположенные одновременно в КАВАС и в МАВАС. Показана только часть наземных вулканов. Кроме того, например, на юге Охотского моря у Курильских островов насчитывается еще свыше ста подводных вулканов21

Кроме Магадана, имеются и другие потенциальные конкуренты для ППК на Американо-Восточноазиатских авиатрассах: Анадырь, Певек, Хабаровск, Владивосток и Южно-Сахалинск.

Анадырь и Певек проигрывают как ППК, так и Магадану из-за близости к аэропортам американского сектора. Поэтому целесообразность промежуточных технических посадок там существенно ниже. Хабаровск, Владивосток и Южно-Сахалинск как транзитные пункты также уступают ППК и Магадану из-за близости к аэропортам восточноазиатского сектора.

21 Международный геолого-геофизический атлас Тихого океана / ред. Удинцев Г.Б. М., СПб.: ФГУП ПКО «Картография», 2003. С. 101.

Рисунок 13. Пепловые выбросы северотихоокеанских вулканов с 1975 по 2006 гг.22. Показано положение пепловых облаков спустя 12 часов после извержений. 1 — границы КАВАС; 2 — границы МАВАС; 3 — аэропорты, расположенные только в КАВАС; 4 — аэропорты, расположенные только в МАВАС; 5 — аэропорты, расположенные одновременно в КАВАС и в МАВАС

Рисунок 14. Трассы (изображенные красным цветом) тропических циклонов (тайфунов) на северо-западе Тихого океана на транстихоокеанских авиатрассах23. 1 — границы КАВАС; 2 — границы МАВАС; 3 — аэропорты, расположенные только в КАВАС; 4 — аэропорты, расположенные только в МАВАС; 5 — аэропорты, расположенные одновременно в КАВАС и в МАВАС; 6 — аэропорты, находящиеся вне КАВАС и МАВАС

22 Гордеев Е.И., Чебров В.Н. Доклад на выездном заседании Совета РАН «Природные и техногенные катастрофы». Петропавловск-Камчатский: Совет РАН «Природные и техногенные катастрофы», 2012.

23 Тихий океан. Атлас океанов. М.: ГУНиО МО СССР, 1974. С. 102-103.

Рисунок 15. Облачность и туманы на севере Тихого океана на транстихоокеанских авиатрассах24. 1 — границы КАВАС; 2 — границы МАВАС; 3 — аэропорты, расположенные только в КАВАС; 4 — аэропорты, расположенные только в МАВАС; 5 — аэропорты, расположенные одновременно в КАВАС и в МАВАС; 6 — аэропорты, находящиеся вне КАВАС и МАВАС. Наглядно значительное преобладание облачности в Камчатском суперкоридоре, обусловленное расположением его в области действия и зимой, и летом Алеутского атмосферного минимума

Выводы

Из выполненного анализа следует:

1) Петропавловск-Камчатский обладает довольно высоким

авиатранспортным потенциалом благодаря его положению на пересечении большого количества кратчайших возможных авиатрасс, проложенных по ортодромиям, соединяющих множество крупных (или значимых) аэропортов Америки, Юго-восточной Азии, Австралии, а также Океании и Евразии (см. Рисунки 5-9).

24 Тихий океан. Атлас океанов. М.: ГУНиО МО СССР, 1974. С. 83-84.

Рисунок 16. Сравнение метеоусловий ППК и Магадана (бух. Нагаева)25. Заметна существенно большая доля пасмурной, дождливой и облачной погоды (обозначены серым цветом) в структуре климата в течение всего года в ППК в сравнении с метеоданными по бухте Нагаева, для которой это характерно только для летнего периода. Причем данные по Магадану относятся к бухте Нагаева, а магаданский аэропорт Сокол расположен в 50 км от моря за Дукчинскими горами, где доля пасмурной погоды существенно ниже

2) Однако по охвату количества крупнейших и значимых аэропортов Камчатский Американо-Восточноазиатский суперкоридор несколько уступает Магаданскому Американо-Восточноазиатскому суперкоридору (см. Рисунок 10). А Камчатский Тихоокеанско-Евразийский суперкоридор близок по этому параметру к Магаданскому Тихоокеанско-Евразийскому суперкоридору, но практически ни в чем его не превосходит.

3) Камчатский Американо-Восточноазиатский суперкоридор вблизи ППК проходит, в отличие от такого же магаданского, над океаном, что определяет меньшую его надежность в смысле обеспечения безопасности транзитных пролетов и особенно технических посадок. К тому же он пространственно совпадает с Тихоокеанским вулканическим поясом, а

25 Физико-географический атлас мира. М.: ГУГК, 1964. С. 205.

также с обширными областями действия тайфунов (с их ураганными ветрами, обильными атмосферными осадками) и с огромным ареалом круглогодичного формирования облачности и туманов в пределах Алеутского атмосферного минимума, охватывающего весь север Тихого океана (см. Рисунки 12-16). Вблизи ППК имеется меньше вероятных запасных аэродромов (см. Рисунок 11). Это, как и два предыдущих параметра, существенно снижает его значение в качестве вероятного пункта для технических посадок и пересадок, т.е. узлового аэропорта или хаба.

Рисунок 17. Фрагмент карты территории СССР «Средняя из наибольших декадных высот снежного покрова за зиму»26

4) Вместе с тем ППК и Камчатский край в два раза превосходят по численности населения Магадан и Магаданскую область (194 000 против 99 000 и 378 000 против 161 000 человек, соответственно), что определяет больший региональный потенциал Петропавловска-Камчатского. Выше и его военно-стратегическое значение, и въездной туристический потенциал. Из этого следует необходимость развития аэропорта Елизово, если не до уровня хаба, то хотя бы в качестве крупного регионального аэропорта и запасного аэродрома по отношению к Магадану (международный аэропорт

26 Физико-географический атлас мира. М.: ГУГК, 1964. С. 205.

Сокол). Прежде всего, бесспорно оправдано строительство нового аэровокзала, совершенствование технических служб и сервиса на высоком современном уровне.

5) Некоторым препятствием к доведению аэропорта Елизово до более высокого технического уровня и статуса, кроме недостаточно развитой инфраструктуры, вероятно, может послужить его нынешнее функционирование также в качестве военной авиабазы.

6) В данной статье выполняется сравнение нескольких дальневосточных аэроузлов по их авиатранспортному потенциалу. Когда нет неограниченных ресурсов для развития транспортной инфраструктуры, то приходится выбирать наиболее важные и выгодные объекты для их первоочередного развития. Осознание очень высокого авиатранспортного потенциала Магаданского аэроузла пришло уже более 20 лет тому назад27, 28. Именно в Магадане, а не где-либо ещё, пересекаются кратчайшие потенциальные авиатрассы, соединяющие страны Америки, востока Азии, Австралии, Океании и Европы, включающие свыше 2/3 населения всей Земли. За это время модернизированы многие аэропорты Дальневосточного федерального округа, притом значительно уступающие по авиатранспортному потенциалу Магадану (что и демонстрируется в статье), а «магаданский воз» и ныне там.

Список литературы:

1. Атлас мира. М.: ПКО «Картография» ГУГК, 1982.

2. Атлас мира. М: ООО «Ультра экстент», ООО «Фирма Арбалет», «Роскартография»,

2007.

3. Башлачёв А., Ильвес М., Ладис В., Либов В., Пискунов А. Вместо послесловия //

Воздушный транспорт. № 29-30(2316-2317). 1996.

4. Важенин Б.П. Магадан — край Света? Размышления о перспективах развития

Магаданского аэропорта // Воздушный транспорт. № 29-30(2316-2317). 1996.

5. Важенин Б.П. Географический потенциал Магаданского аэроузла // Северо-Восток

России: проблемы экономики и народонаселения: Расширенные тез. докл. регион. науч.

27 Важенин Б.П. Магадан — край Света? Размышления о перспективах развития Магаданского аэропорта //

Воздушный транспорт. № 29-30(2316-2317). 1996.

28 Башлачёв А., Ильвес М., Ладис В., Либов В., Пискунов А. Вместо послесловия // Воздушный транспорт.

№ 29-30(2316-2317). 1996.

конф. «Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее». Магадан: ОАО «Северовостокзолото», 1998. Т. I. С. 55-56.

6. Важенин Б.П. Магадан — точка на глобусе // Вечерний Магадан. 10.06.2004. № 24 (777).

7. Важенин Б.П. Транспортный потенциал Дальнего Востока // Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Том 2 / Под ред.: В.П. Савиных, В.В. Вишневского. М.: Академия наук о Земле, 2004. С. 160-161.

8. Важенин Б.П. Транспортный потенциал России и Северо-Востока РФ // Материалы II региональной научно-практической конференции «Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее». Магадан, 2004. Т. I. С. 84-87.

9. Важенин Б П. Географический потенциал Магаданского аэроузла как ресурс для регионального и глобального экономического развития // На перекрестке Севера и Востока (методология и практика регионального развития): материалы I Междунар. науч.-практ. конф., 10-11 июня 2013, г. Магадан: в 3 ч. / Магадан: СВГУ, 2013. Ч. 2. С. 17-22.

10. Важенин Б.П. Завяжется ли Магаданский аэроузел? // Магаданская правда, 05.07.2013. URL: http://www.kolyma.ru/index.php?newsid=35662 (дата обращения: 06.06.2018).

11. Важенин Б.П. Географический потенциал Петропавловск-Камчатского аэроузла в сравнении с Магаданским // На перекрестке Севера и Востока (методологии и практики регионального развития): Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (30 ноября - 01 декабря 2016 г., Магадан). Красноярск: Науч. инновацион. центр, 2017. С. 120-122.

12. Гордеев Е.И., Чебров В.Н. Доклад на выездном заседании Совета РАН «Природные и техногенные катастрофы». Петропавловск-Камчатский: Совет РАН «Природные и техногенные катастрофы», 2012.

13. Дуга большого круга // Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989. С. 137.

14. Ильвес М. Оказывается, Магадан виден из Рио-де-Жанейро // Магаданская правда. 04.06.1998.

15. ИльвесМ. Почем российское небо? // Магаданская правда, 10.03.1999.

16. Международный геолого-геофизический атлас Тихого океана / ред. Удинцев Г.Б. М., СПб.: ФГУП ПКО «Картография», 2003. С. 101.

17. Ортодромия // Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. Т. 18. / Гл. ред. А.М. Прохоров: 3-е изд. М.: Сов. энцикл. 1974. С. 535.

18. Тихий океан. Атлас океанов. М.: ГУНиО МО СССР, 1974.

19. Физико-географический атлас мира. М.: ГУГК, 1964. С. 205.

20. Powszechny atlas Swiata. Warszawa: PPWK, 1973. S. 189.

Vazhenin B.P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Geographical potential of Petropavlovsk-Kamchatsky's air hub in comparison with Magadan's one

Vazhenin Boris Pavlovich — Ph. D., research worker, Northeastern Interdisciplinary Scientific Research Institute of the Russian Academy of Science Far East Branch. E-mail: vazhenin.bp@mail. ru

Annotation

The Russian Far East is a crossroad for potential shortest air-routes which connect many airports in America, South-East Asia, Oceania and Eurasia. Due to this fact transrussian, transcontinental and transpacific air communications develop rapidly. This article compares transport potential of Petropavlovsk-Kamchatsky, Magadan and other Far East airhubs with the help of building orthodromy in Google Earth Service. Kamchatka — America — East-Asian air corridor is inferior to Magadan — America — East-Asian air corridor in quantity of the airports located in the given zone. Kamchatka-Pacific-Eurasian air corridor is similar to Magadan-Pacific-Eurasian one, but not excel it. Kamchatka — America — East-Asian air supercorridor unlike the similar Magadan goes over the Ocean nearby North American and Kamchatka volcanoes as well as typhoons and in the area of Aleutian atmosphere minimum cloudiness and haziness. That is why this corridor is less safe for providing transit flights especially intermediate stops. Kamchatsky Krai is twice more populated than Magadan Oblast therefore Petropavlovsk-Kamchatsky has more potential as a region. This leads to necessity of developing Elizovo airport as a huge region and alternate to Magadan aerodrome. Different shortest air-routes that connect many cities of America, South-East Asia, Oceania and Eurasia that include 2/3 of the world's population cross in Magadan, which gives it advantages over other Russian Far East airports.

Keywords

Petropavlovsk-Kamchatsky, Magadan, Asian Pacific Region, air hub, orthodromy, airroute, air corridor, aero navigation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.