Научная статья на тему 'Географический потенциал морского порта Петропавловск-Камчатский'

Географический потенциал морского порта Петропавловск-Камчатский Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
498
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИХИЙ ОКЕАН / СЕВЕРО-ВОСТОК РОССИИ / ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ / АТР / АМЕРИКА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ЕВРОПА / ОРТОДРОМИЯ / МОРСКАЯ НАВИГАЦИЯ / ЦУНАМИ / PACIFIC OCEAN / NORTH-EAST OF RUSSIA / PETROPAVLOVSK-KAMCHATSKY / MAGADAN / ASIAN PACIFIC REGION / AMERICA / SOUTH-EAST ASIA / EUROPE / ORTHODROMY / MARINE NAVIGATION / TSUNAMI

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Важенин Борис Павлович

Петропавловск-Камчатский расположен у весьма «оживленного» перекрестка морских путей, соединяющих все океаны Земли Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Атлантический, а также регионы с огромным людским и экономическим потенциалом Восточную и Южную Азию с Америкой и Европой. Глубина и размеры порта Петропавловск-Камчатский недостаточны для обработки транзитных судов водоизмещением свыше 100 тыс. тонн. Требуется его расширение и модернизация с учетом обеспечения цунамибезопасности. В качестве дополнительного аргумента в пользу этого следует отметить проявляющуюся тенденцию к увеличению перевозок по Северному морскому пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geographical Potential of the Petropavlovsk-Kamchatsky Harbor

Petropavlovsk-Kamchatsky is located at a very busy intersection of maritime trade routes, which connect all of the world’s oceans, as well regions with huge human resources and economical potential, East and South-East Asia, with America and Europe. Depth and size of the harbor is not enough for serving transit ships with displacement of more than 100 thousand tons. It must be improved and expanded, taking into account the tsunami hazard and the increase in transportation intensity on Northern maritime trade routes.

Текст научной работы на тему «Географический потенциал морского порта Петропавловск-Камчатский»

Важенин Б.П.

Географический потенциал морского порта Петропавловск-Камчатский

Важенин Борис Павлович — кандидат геолого-минералогических наук, научный сотрудник, Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт им. Н.А. Шило Дальневосточного отделения РАН, Магадан, РФ. E-mail: vazhenin.bp@mail. ru SPIN-код РИНЦ: 2149-4514

Аннотация

Петропавловск-Камчатский расположен у весьма «оживленного» перекрестка морских путей, соединяющих все океаны Земли — Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Атлантический, а также регионы с огромным людским и экономическим потенциалом — Восточную и Южную Азию — с Америкой и Европой. Глубина и размеры порта Петропавловск-Камчатский недостаточны для обработки транзитных судов водоизмещением свыше 100 тыс. тонн. Требуется его расширение и модернизация с учетом обеспечения цунамибезопасности. В качестве дополнительного аргумента в пользу этого следует отметить проявляющуюся тенденцию к увеличению перевозок по Северному морскому пути.

Ключевые слова

Тихий океан, Северо-Восток России, Петропавловск-Камчатский, АТР, Америка, Юго-Восточная Азия, Европа, ортодромия, морская навигация, цунами.

Введение

Инвестиционная привлекательность Камчатского края с его преимущественно сырьевой экономикой и развитие региона в целом ограничиваются несовершенством не только наземных путей сообщения, но и воздушных и даже морских. Однако край, в силу своего довольно выгодного географического положения, обладает высоким транспортным потенциалом. Петропавловск-Камчатский (ППК) находится на пересечении морских путей, связывающих Восточную и Южную Азию с Америкой и Европой. Однако географический потенциал морских транзитных перевозок вблизи восточных берегов России — особенно пассажирских — реализован далеко не в полной мере (см. Рисунки 1, 2). Использование этого потенциала может дать новый импульс развитию экономики не только Камчатского края, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)1.

Исследование географического транспортного потенциала выполнено на основе данных физико-географических, экономико-географических атласов, карт; литературных источников; космоснимков и карт интернет-сервисов Google Earth, SASPlanet; с использованием графических редакторов CorelDRAW, ACDSee, IrfanView

1 Важенин Б.П. Географический потенциал морского порта Петропавловск-Камчатский // На перекрестке Севера и Востока (методологии и практики регионального развития). Материалы II Международной научно-практической конференции. Магадан, 30 ноября — 1 декабря 2016 г. Красноярск, 2017. С. 123-125.

и др. Анализ морского транспортного потенциала ППК производился посредством трехмерной модели сфероидальной поверхности Земли, созданной по материалам среднемасштабной космической съемки (с разрешением в первые десятки метров) в интернет-сервисе Google Earth, прокладкой на ней ортодромий с использованием инструментов «измеритель расстояний» и «путь» из этого сервиса.

Рисунок 1. Морские коммуникации мира, ранжированные по объему перевозок (пассажиров в год), по данным на 1973 г.2

Ортодромией (от греч. orthos — прямой и dromos — бег, путь) называется кратчайшая линия между двумя точками на поверхности вращения. В морской навигации, где Земля принимается за шар, ортодромия представляет собой дугу большого круга. В противоположность локсодромии, она пересекает меридианы под разными углами3.

Ортодромии просто прокладывать на глобусе, прикладывая к его поверхности гибкую линейку или обычную натянутую нитку. Также эту операцию, как отмечалось, можно выполнять на космоснимках Земли в интернет-сервисе Google Earth. Изображения с нанесенными ортодромиями сохраняются в памяти компьютера в виде

2 Powszechny atlas Swiata. Warszawa: PPWK, 1973. S. 189.

3 Дуга большого круга // Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989. С. 137; Ортодромия // Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. 3-е изд. / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 18. С. 535.

плоских карт, на основе которых выполнен анализ транспортного потенциала Петропавловска-Камчатского.

Рисунок 2. Морские пути (грузовые и пассажирские) в северном секторе АТР, по

данным на 1974 г.4

Карты морских коммуникаций построены без точной привязки к ортодромиям, однако с учетом конфигурации береговой линии океана.

Анализ морского транспортного потенциала порта Петропавловск-Камчатский

Морской порт ППК расположен на востоке п-ова Камчатка ближе к его южной оконечности. Он находится в Авачинской губе — одной из лучших гаваней Тихого океана: округлой, обширной (около 20 км в поперечнике), глубокой (до 26 м), с узким входом (см. Рисунки 3, 4). Она хорошо защищена от тихоокеанских ветровых волн и даже от цунами, что демонстрирует Рисунок 5, где показаны высоты волн, добежавших за 21 час от очага катастрофического Чилийского цунами 1960 г. до северо-западных берегов Тихого океана. В Авачинской губе высота волн составила всего 0,6 м, тогда как даже в магаданской бухте Нагаева, расположенной на севере Охотского моря, прикрытого Курильской островной дугой, она достигла 2,2 м.

4 Тихий океан. Атлас океанов. М.: ГУНиО МО СССР, 1974. С. 268-269.

Рисунок 3. Расположение порта Петропавловск-Камчатский порта

в Авачинской губе5

Порт Петропавловск-Камчатский с его грузовой, пассажирской, рыболовной, судоремонтной составляющими расположен на северо-восточном берегу (длиной около 16 км) Авачинской губы, где имеется серия в разной мере врезанных в сушу небольших бухт: Моховая, Сероглазка, Петропавловская, Раковая губа, Завойко и др. Это обеспечивает возможность некоторого расширения порта за счет оптимизации размещения портовых сооружений вдоль береговой линии.

Собственно морской торговый порт расположен преимущественно в небольшой Петропавловской бухте и в ее устье (см. Рисунок 4). Он открыт для навигации круглый год и способен принимать суда длиной до 200 м, шириной до 25 м и с осадкой до 10 м6. Ныне эти параметры явно недостаточны для обслуживания океанских судов

5 Петропавловск-Камчатский. Топографическая карта м-ба 1:200 000, N-57-XXVII. ГУГК СССР, 1987.

6 Морякам // Схемы акватории порта [Сайт]. URL: http://port.kamchatka.ru (дата обращения: 01.12.2017).

водоизмещением свыше 100 тыс. тонн (танкеров, газовозов, контейнеровозов, лихтеровозов, лесовозов), длиной до 360 м и более, шириной до 60 м и более. Примером такого судна может служить первый из пятнадцати строящихся танкеров-газовозов ледового класса «Кристоф де Маржери» длиной 299 м, шириной 50,13 м и с осадкой 13 м, отправляющийся из нового порта Сабетто на п-ове Ямал в Китай7.

Петропавловск-Камчатский находится в одной из наименее обеспеченных портами частей Тихого океана. Расстояния от ППК до ближайших портов:

1) к северу — до Анадыря — 2 000 км;

2) к западу — до Магадана — 1 400 км;

3) к югу — до Корсакова, Вакканай, Абасири — 1 500-1 600 км;

4) к востоку — до Датч-Харбора — 2 400 км.

То есть расстояние между соседними портами ППК с севера на юг (Анадырь — Корсаков) составляет около 3 500 км, а с запада на восток (Магадан — Датч-Харбор) — 3 800 км. Такое положение определяет роль ППК как важнейшего транзитного порта в Камчатско-Курильском сегменте АТР на протяженных северотихоокеанских морских

7 Yamalmax // Википедия. Дата обновления: 30.12.2017. URL: https://m.wikipedia.org/?oldid=89962399 (дата обращения: 15.04.2018).

8 Морякам // Схемы акватории порта [Сайт]. URL: http://port.kamchatka.ru (дата обращения: 01.12.2017).

Рисунок 4. Схема морского порта Петропавловск-Камчатский8

коммуникациях. И в этом у него нет конкурентов. Имеются только необорудованные якорные стоянки для укрытия от штормов в бухтах Камчатки, Курил и Алеутских о-вов.

Рисунок 5. Высоты волн Чилийского 1960 г. цунами в Тихом океане и в Охотском

море9. 1 — высоты волн цунами в метрах; 2 — время добегания (в часах) первой волны от источника цунами у берегов Чили до Курильских островов и бух. Нагаева

ППК расположен на пересечении довольно оживленных субширотных морских путей между Америкой и Азией и меридиональных — из Северного Ледовитого в Тихий океан. Второй маршрут приобретает все большее значение в перевозках между Европой и бурно развивающейся Восточной Азией ввиду наметившейся тенденции к уменьшению ледовитости Северного Ледовитого океана и, соответственно, повышения проходимости для судов по Северному морскому пути. На морских трассах из Европы на восток Азии Петропавловску-Камчатскому, как важнейшему транзитному порту, альтернативы нет.

9 Тихий океан. Атлас океанов. С. 268-269; Исторические сведения о цунами в Охотском море // Монографический справочник. Проект «Моря». Гидрометеорология и гидрохимия морей. СПб: Гидрометеоиздат, 1998. Т. IX. Охотское море. Вып. 1. Гидрометеорологические условия. С. 225-226; Важенин Б.П. Проблемы исследования цунами в Северном Охотоморье // Проблемы комплексного геофизического мониторинга Дальнего Востока России. Труды второй региональной научно-технической конференции, 11-17 октября 2009 г. Петропавловск-Камчатский, 2010. С. 312-317.

Рисунок 6. Расположение входных проливов в полузамкнутые моря Юго-Восточной Азии, определяющих географическое положение транстихоокеанских морских путей10. 1 — Лаперуза; 2 — Цугару (Сангарский); 3 — Бунго — Каммон и южнее Японских островов; 4 — порты первой группы трасс, проходящих через пролив Лаперуза, наиболее близких к ППК; 5 — порты, наиболее удаленной от ППК группы трасс; 6 — порты групп трасс, проходящих через пролив Лаперуза,

либо через пролив Цугару

10 Тихий океан. Атлас океанов. С. 280-281.

Определяющим фактором в географической локализации субширотных морских путей в северной части Тихого океана является то, что многочисленные порты полузамкнутых морей Юго-Восточной Азии имеют всего несколько основных выходов в открытый океан через проливы: 1) Лаперуза, 2) Цугару, 3) Бунго — Каммон и 4) обширные проходы между Японскими и Филиппинскими островами (см. Рисунки 2, 6-9).

Не столь многочисленные, как восточноазиатские, но крупные порты западных берегов Америки по географическому положению можно разделить на три группы:

1) северные — Анкоридж, Сьюард, Ванкувер, Сиэтл, Портленд, Астория;

2) среднеширотные — Сан-Франциско, Окленд, Лос-Анджелес, Сан-Диего;

3) южные — от Мексики до севера Чили (см. Рисунки 2, 10, 11).

Между тремя группами американских портов и четырьмя вариантами входа в полузамкнутые моря Юго-Восточной Азии теоретически может существовать 12 (3 х 4 = 12) вариантов кратчайших морских трасс. Реальное их количество почти такое же (см. Рисунок 10).

Все кратчайшие транзитные морские пути в северной части Тихого океана, проходящие вблизи Петропавловска-Камчатского, можно разделить на 5 групп по степени удаленности от него (см. Рисунок 10):

1) трассы, пролегающие в непосредственной близости от ППК, соединяющие порты Европы и Северной Азии через Берингов пролив с восточноазиатскими портами;

2) трассы, проходящие на расстоянии 140-215 км от ППК, соединяющие северные и среднеширотные порты западного берега Северной Америки (от Анкориджа до Сан-Диего) с проливом Лаперуза;

3) трассы, проходящие на расстоянии около 330 км от ППК, соединяющие порты Центральной и Южной Америки (от Мексики до севера Чили) с проливом Лаперуза;

4) трассы, проходящие на расстоянии 400-750 км от ППК, соединяющие северные и среднеширотные порты западного берега Северной Америки (от Анкориджа до Сан-Диего) с проливами Цугару, Каммон и южнояпонскими проходами;

5) трассы, проходящие на расстоянии 750-1 250 км и более от ППК, соединяющие среднеширотные порты Северной Америки (от Сан-Франциско до Сан-Диего), порты Центральной и Южной Америки с проливом Каммон и южнояпонскими проходами.

Рисунок 7. Пролив Лаперуза, расположенный на кратчайших транстихоокеанских морских путях между западным побережьем Америки и Юго-Восточной Азией,

проходящих наиболее близко к ППК11

Рисунок 8. Пролив Цугару, расположенный на транстихоокеанских морских путях между восточным побережьем Америки и Юго-Восточной Азией, проходящих на

расстоянии около 300 км от ППК12

11 Тихий океан. Атлас океанов. С. 282.

Рисунок 9. Пролив Каммон — наиболее узкая часть прохода: пролив Каммон — Внутреннее Японское море — пролив Бунго13

Рисунок 10. Кратчайшие транстихоокеанские морские пути, соединяющие порты Восточной Азии с портами западных берегов Америки, проходящие вблизи Петропавловска-Камчатского (север)

1 — трассы, пролегающие в непосредственной близости от ППК; 2 — трассы, проходящие на расстоянии 140-215 км от ППК; 3 — трассы, проходящие на расстоянии около 330 км от ППК;

4 — трассы, проходящие на расстоянии 400-750 км от ППК; 5 — трассы, проходящие на расстоянии свыше 750-1 250 км от ППК; 6 — крупные (или значимые) порты, находящиеся на трассах первой — третьей групп; 7 — крупные (или значимые) порты, находящиеся на трассах первой, четвертой и пятой групп; 8 — крупные (или значимые) порты, находящиеся на трассах первой — четвертой групп; ППК — Петропавловск-Камчатский

12 Тихий океан. Атлас океанов. С. 282.

13 Тихий океан. Атлас океанов. С. 286.

Рисунок 11. Кратчайшие транстихоокеанские морские пути, соединяющие порты Восточной Азии с портами западных берегов Америки, проходящие вблизи Петропавловска-Камчатского (восток)

1 — трассы, проходящие на расстоянии 140-215 км от ППК; 2 — трассы, проходящие на расстоянии около 330 км от ППК; 3 — трассы, проходящие на расстоянии 400-750 км от ППК; 4 — трассы, проходящие на расстоянии свыше 750-1 250 км от ППК; 5 — крупные (или значимые) порты, находящиеся на трассах второй и четвертой групп; 6 — крупные (или значимые) порты, находящиеся на трассах третьей и пятой групп; ППК — Петропавловск-Камчатский

Рисунок 12. Кратчайшие транстихоокеанские морские пути, соединяющие порты Восточной Азии с портами западных берегов Америки, проходящие вблизи Петропавловска-Камчатского (запад)

1 — трассы, пролегающие в непосредственной близости от ППК; 2 — трассы, проходящие на расстоянии 140-215 км от ППК; 3 — трассы, проходящие на расстоянии около 330 км от ППК;

4 — трассы, проходящие на расстоянии 400-750 км от ППК; 5 — трассы, проходящие на расстоянии свыше 750-1 250 км от ППК; 6 — крупные (или значимые) порты, находящиеся на трассах первой — третьей групп; 7 — крупные (или значимые) порты, находящиеся на трассах первой, четвертой и пятой групп; 8 — крупные (или значимые) порты, находящиеся на трассах первой — четвертой групп; ППК — Петропавловск-Камчатский

Суда, проходящие по трассам первой группы (см. Рисунок 10) вдоль восточного берега Камчатки в непосредственной близости от порта ППК, могут обслуживаться им для укрытия от штормов, заправки топливом, водой и ремонта.

Суда, проходящие по трассам второй группы на расстоянияи 140-215 км от ППК, также в значительной мере могут обслуживаться им для укрытия от штормов, заправки топливом, водой и ремонта ввиду большой удаленности (1 500-2 400 км) траверза ППК от других портов. Однако некоторое снижение интенсивности движения здесь может определяться тем, что зимой пролив Лаперуза забит льдами, дрейфующими с севера Охотского моря.

Суда, проходящие по трассам третьей группы (см. Рисунок 10) на не слишком большом удалении (около 330 км) от ППК, также могут более-менее регулярно обслуживаться его портом.

В меньшей мере «привязаны» к порту ППК в отношении транзитных портовых операций суда, проходящие по трассам четвертой и пятой групп, удаленным на 4001 250 км и более, следующие из Америки к Токио, проливу Каммон и южнояпонским проходам (см. Рисунки 10, 12). Но и они, вероятно, могут нуждаться портовом обслуживании ППК.

Анализ участков для строительства глубоководного транзитного порта на юге Камчатки с учетом цунамиопасности

Как было отмечено, в связи с весьма выгодным географическим положением Петропавловска-Камчатского вблизи «оживленного» перекрестка морских путей, соединяющих все океаны Земли — Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Атлантический, а также регионы с огромным людским и экономическим потенциалом — Восточную и Южную Азию — с Америкой и Европой, требуется расширение и модернизация этого морского торгового порта или создание нового глубоководного порта на юго-востоке Камчатки с целью повышения возможностей обслуживания транзитных судов всех классов и габаритов.

На пути реализации этого намерения возникают два основных конкурирующих варианта14:

14 Важенин Б.П. О выборе места для строительства глубоководного транзитного порта на юге Камчатки с учетом цунамиопасности. (Часть 1. О необходимости расширения порта Петропавловска-Камчатского или строительства нового транзитного порта на юге Камчатки) // Технологии техносферной безопасности. 2016. № 4. С. 241-249; Важенин Б.П. О выборе места для строительства глубоководного транзитного порта на юге Камчатки с учетом цунамиопасности. (Часть 2. Анализ участков для размещения транзитного порта) // Технологии техносферной безопасности. 2016. № 5. С. 210-219.

1) Расширение существующего морского торгового порта Петропавловск-Камчатский в Петропавловской губе либо на других участках Авачинской губы (см. Рисунки 3, 4).

2) Строительство нового глубоководного порта за пределами Авачинской губы (см. Рисунок 13).

Рисунок 13. Бухты юго-восточного побережья Камчатки (красный квадрат указывает границы врезки на оригинале карты)15

15 Камчатская область, Корякский автономный округ. Масштаб 1:1 000 000 // Общегеографические карты Российской федерации. М.: Роскартография, 1995.

Первый вариант имеет определенные преимущества, но сталкивается и с некоторыми проблемами. В числе его преимуществ:

1) наилучшая защищенность Авачинской губы от штормов и цунами на всем юго-востоке Камчатки (см. Рисунок 5);

2) достаточно большая площадь акватории губы для рейдовых стоянок и маневрирования судов (см. Рисунки 3, 4);

3) развитость береговой и морской инфраструктуры.

Из обстоятельств, затрудняющих развитие порта в пределах Авачинской губы, следует отметить занятость самых удобных участков (с достаточными глубинами и необходимыми площадями побережья для создания новой портовой инфраструктуры) судоремонтными и рыболовецкими предприятиями, а также военными объектами.

В качестве аргументов за строительство нового Камчатского транзитного порта (или КамТраПа) вне Авачинской губы могут выступать:

1) возможность хозяйственного освоения новых территорий Камчатки вокруг сооружаемого порта;

2) наличие множества бухт у юго-восточного побережья Камчатки (см. Рисунок 13).

Бухт необходимых размеров и с достаточными глубинами для строительства КамТраПа вблизи Петропавловска-Камчатского насчитывается около двух десятков. Однако можно отметить, что все они уступают Авачинской губе по уровню защищенности от штормов и цунами. К тому же, строительство крупного порта на новом месте без развитой инфраструктуры потребует больших финансовых затрат.

В рамках исследования автором выполнена классификация южнокамчатских бухт по степени цунамиопасности. Она составлена по доступным сведениям о высотах цунами (расчетных и былых), а также по данным анализа топографических карт и космоснимков (см. Таблицу 1).

«"Атлас максимальных заплесков волн цунами для Курило-Камчатского побережья" содержит величины максимально возможных значений вертикальных заплесков в зависимости от магнитуды землетрясения и глубины моря в районе источника цунами для 60 пунктов Курило-Камчатского побережья. При этом под вертикальным заплеском понимается высота от положения уровня моря перед приходом цунами до высотной отметки на суше, которой достигает волна цунами. По известной величине вертикального заплеска и топографическим картам прибрежного района легко определяется зона затопления для конкретного пункта побережья. Для

расчета максимально возможных значений вертикальных заплесков были использованы аналитический и численный методы исследования деформации волн цунами при их движении к берегу без учета и с учетом нелинейности, данные о фактических цунами, рефракционные диаграммы для определения района подхода волн цунами к побережью, результаты модельных исследований наката одиночных волн цунами на береговые откосы, зависимости высоты цунами в источнике от магнитуды землетрясения»16.

Таблица 1. Классификация акваторий у юго-восточного берега Камчатки по высоте расчетных и былых волн цунами в метрах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Расчетные высоты по минимуму17 Расчетные высоты по максимуму18 Измеренные высоты цунами 1952 г., по:

Пийпу19 Никонову20, Резанову21

1 Авачинская губа 1,4 Авачинская губа 7,6 1,222

2 Мутная 2,3 Мутная 9,4 8

3 Вестник 2,5 Тихирка 12,1 9

4 Калыгирь 3,0 Калыгирь 12,7 6

5 Тихирка 3,1 Кузачин 13,7

6 Фальшивая 3,5 Фальшивая 14,1

7 Вилючинская 4,0 Жировая 14,1 5,5 8

8 Жировая 4,1 Вилючинская 14,2 6 7

9 Медвежка 4,1 Асача 16,0

10 Асача 4,3 Березовая 16,8 5 7

11 Березовая 4,4 Бечевинская 17,5

12 Усть-Камчатск 4,6 Лиственничная 19,2

13 Кузачин 4,7 Ходутка 20,2

14 Бечевинская 4,9 Вестник 20,9

15 Железная 5,2 Медвежка 22,4

16 Лиственничная 5,7 Русская 24,6

17 Русская 6,2 Усть-Камчатск 26,0

18 Ходутка 6,9 Саранная 26,2

19 Моржовая 9,1 Железная 26,7 12 8

20 Ольга 9,3 Моржовая 28,7 15

21 Саранная 15,1 Ольга 29,5 7

16 Черкесов В. Ф., Кныш В.В., Иванов В. Ф., Ярошеня Р.А. Указ. соч.

17 Черкесов В.Ф., Кныш В.В., Иванов В.Ф., Ярошеня Р.А. Атлас максимальных заплесков волн цунами для Курило-Камчатского побережья / Отв. ред. С.Л. Соловьев. Владивосток: ДВНИГМИ Росгидромета, 1978. URL: http://rus.ferhri.ru/esimo/AÜas/ (дата обращения: 01.12.2017).

18 Там же.

19 Пийп Б.И. Участие в рейсе гидрографического судна вдоль Южной Камчатки и Северных Курил, ноябрь 1952 г. // Камчатский Научный Центр ДВО РАН [Сайт]. URL: http://www.kscnet.ru/ivs/memory/piip /ek1952.htm (дата обращения: 12.01.2018).

20 Никонов А.А. Уничтожающая волна. Что произошло на Курилах полвека назад // География. 2002. № 45. URL: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200204506 (дата обращения: 22.01.2018).

21 Резанов И.А. Цунами // Камчатский край [Краеведческий сайт].

URL: http://kamchatsky-krai.ru/geografv/rezanov thcunami.htm (дата обращения: 22.01.2018).

22 Данные по высотам волн в последних двух колонках таблицы относятся к списку акваторий в первой колонке.

В двух последних колонках таблицы для сравнения указаны измеренные высоты затопления побережья при катастрофическом цунами 5 ноября 1952 г., возникшем вследствие Южно-Камчатского землетрясения (с магнитудой 8,5 и глубиной очага 20-30 км). Эпицентральная область его находилась в Курило-Камчатском глубоководном желобе и простиралась от Авачинского залива до пролива Крузенштерна23. Параметры землетрясения 1952 г. близки к максимальным значениям по магнитуде и глубине океана, по которым рассчитывались высоты заплесков в «Атласе максимальных заплесков волн цунами для Курило-Камчатского побережья»24. Так, например, для Авачинской губы набор параметров землетрясения — источника цунами и соответствующих им высот заплесков показан на Рисунке 14.

Однако измеренные реальные высоты заплесков, указанные в таблице, близки к минимальным расчетным величинам и даже ниже их. Если же вспомнить другое Южно-Камчатское землетрясение — 1737 г.25 с практически такими же параметрами и местоположением (о которых можно судить по свидетельствам очевидцев), то тогда высота цунами достигала 25-50 м, что существенно выше максимальных значений, указанных в «Атласе максимальных заплесков волн цунами для Курило-Камчатского побережья» по всем курило-камчатским берегам.

Рисунок 14. Пример соотношения величин заплесков цунами с параметрами землетрясений (магнитудой от 8 до 8,5 и глубиной океана от 2 до 6 тыс. м)26

23 Тихий океан. Атлас океанов; Апродов В.А. Зоны землетрясений. (Природа мира). М.: Мысль, 2000.

24 Черкесов В. Ф., Кныш В.В., Иванов В. Ф., Ярошеня Р.А. Указ. соч.

25 Апродов В.А. Указ. соч.

26 Черкесов В. Ф., Кныш В.В., Иванов В. Ф., Ярошеня Р.А. Указ. соч.

Указанные несоответствия измеренных и расчетных высот цунами вынуждают критически относиться к последним и производить дополнительный анализ топографии акваторий по картам и космоснимкам, поскольку данные по высотам современных и давно случившихся цунами для некоторых участков побережья либо отсутствуют, либо недоступны. Так, сила воздействия цунами на бухты очень зависит от их геометрии в трехмерном отображении. В качестве примера можно указать очень разную величину цунамигенных деформаций ледового припая в двух магаданских бухтах, Нагаева и Гертнера27. Бух. Нагаева продолговата, имеет зауженный вход и почти равные глубины по всей длине. А бух. Гертнера имеет очень широкий вход, клиновидно сужается к вершине в плане и по вертикали. В результате умеренного по силе Спафарьевского землетрясения 4(5) января 2001 г. (с магнитудой всего 4,6 и глубиной очага 5 км) возникло слабое цунами, вызвавшее деформации ледового припая в обеих бухтах. При этом в бух. Нагаева, обращенной устьем в сторону эпицентра, появилась лишь одна трещина, тогда как в бух. Гертнера, заслоненной от прямого воздействия волн цунами полуостровом Старицкого, образовались ярко выраженные и многочисленные ледовые деформации.

В таблице курсивом выделены объекты, мало подходящие для размещения нового порта по разным причинам: либо из-за небольших размеров, либо из-за недостаточных глубин, либо из-за чрезмерных расчетных и измеренных высот цунами, либо из-за слабой защищенности от цунами по причине «клиновидной» геометрии бухт (при отсутствии надежных данных по реальным высотам). Цветовой палитрой шрифтов — от темно-красного до фиолетового — ранжированы акватории по минимальным расчетным высотам волн цунами. Полужирным шрифтом выделены наиболее перспективные объекты для нового портового строительства.

На первом месте в таблице в смысле цунамизащищенности, как и ожидалось, находится Авачинская губа.

27 Важенин Б.П. Деформации ледового покрова, как источник сведений о цунами и землетрясениях (на примере Северного Охотоморья) // Материалы «XII Совещания географов Сибири и Дальнего Востока». Владивосток: Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, 2004. С. 74-76; Важенин Б.П. Проблемы исследования цунами в Северном Охотоморье; Важенин Б.П. Роль цунами в формировании рельефа морских побережий Дальнего Востока России // Геоморфологические процессы и их прикладные аспекты. Труды VI Щукинских чтений. М.: Географический факультет МГУ, 2010. С. 281-283.

Рисунок 15. Бухта Мутная (расположена южнее Авачинского залива)

На второе место попала бух. Мутная (см. Рисунок 15). При этом, даже если поверить расчетным данным о высотах цунами, то по результатам измерений цунами 1952 г. она находится на 7-8 месте в таблице. Кроме того, из-за большой ширины входа она совершенно не защищена от ветровых волн с меньшей длиной (до сотен метров), чем у цунами (до первых километров).

Бухты Тихирка и Фальшивая (см. Рисунок 16) непригодны для портового строительства из-за их малых размеров.

Еще менее защищена (из-за большой ширины входа) от цунами и ветровых волн бух. Вестник (см. Рисунок 13), для сооружения порта она непригодна.

Рисунок 16. Бухты юга Авачинского залива

Бух. Калыгирь (см. Рисунок 17) имеет вход шириной около 8 км, но ещё более широка в вершине. Кроме того, в нее врезаны блокированные от моря косами-пересыпями озера-лиманы: Бол. Калыгирь, Мал. Калыгирь, Мал. Озеро, Мал. Медвежка, которые, вместе с расширением самой бухты к вершине, вбирают в себя значительную часть объема воды при входе волны цунами в бухту и тем самым

существенно способствуют снижению ее высоты в вершине бухты. Свидетельством и результатом такого ослабления силы цунами в вершине бухты являются аккумулятивные пересыпи лиманов Бол. Калыгирь (высотой 7 м), Мал. Калыгирь и Мал. Медвежка (5 м). Наносами волн цунами и сильных штормов заметно снижена глубина (до 10 м и менее) северо-западной части бух. Калыгирь. В ней для создания порта нет достаточно больших площадок вблизи приглубых берегов.

Рисунок 17. Бухта Калыгирь (находится севернее Шипунского полуострова)

Однако хорошо защищенную и довольно обширную гавань, вероятно, можно создать в озере Бол. Калыгирь, сделав широкий проран в его устьевой пересыпи. Для портовых сооружений на его юго-западном и северо-западном берегах имеются обширные (хотя невысокие) террасы площадью в несколько квадратных километров. Максимальная глубина озера достигает 53-58 м28. Правда, нет данных о распределении глубин по всей его акватории. Недостатком этой вероятной гавани является ее замерзание зимой. Сведений о толщине ледового покрова и степени осложнения им навигации нет. Дополнительно, вероятно, могут быть оборудованы причалы в оз. Мал. Калыгирь и в оз. Мал. Озеро, но, к сожалению, их глубины неизвестны.

Смежные бухты Вилючинская и Жировая (см. Рисунок 16) имеют общий широкий вход, но к вершинам они мало сужаются как по горизонтали, так и по вертикали, чем обеспечиваются средние по величине расчетные высоты цунами, которые не слишком отличаются от реальных измерений цунами 1952 г. высотой 6 или 7 м (см. таблицу), когда был разрушен рыбозавод на полуострове в вершине Вилючинской бухты. Полуостров был также деформирован сейсмическим толчком до прихода цунами. А в 1946 г. из-за схода снежной лавины здесь были уничтожены строения и погибли люди29. Возможно снижение воздействия цунами на Вилючинскую бухту за счет постройки на ее входе мола длиной около 1 км и азимутом около 80° (от мыса Раздельный в сторону мыса Зеленый), который мог бы направить часть потока цунами в сторону бух. Жировая с прилегающей к ней обширной и низменной долиной р. Жировая.

Бух. Вилючинская из всех других реальных вариантов для создания нового транзитного порта отличается наибольшей близостью к основным сухопутным коммуникациям. Расстояние от нее до автодороги Петропавловск-Камчатский — Мутновская геотермальная электростанция и до высоковольтной линии электропередачи, проходящей рядом с дорогой, составляет около 18 км. Неблагоприятным фактором является близость действующего Вилючинского вулкана (9 км), который не может непосредственно угрожать вероятному КамТраПу, но способен перекрыть автодорогу и ЛЭП лавовыми и селевыми потоками при сильных извержениях.

28 Бугаев В.Ф., Кириченко В.Е. Нагульно-нерестовые озера азиатской нерки (включая некоторые другие водоемы ареала). Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2008.

29 Пийп Б.И. Указ. соч.

Остальные представленные в таблице бухты имеют слишком высокие расчетные (максимальные) величины заплесков — свыше 15 м — и уже потому исключаются из числа претендентов на создание нового Камчатского транзитного порта. Некоторые из них — такие как бух. Русская и Моржовая (см. Рисунки 16, 18) — на первый взгляд, без выполнения необходимого анализа их свойств представляются подходящими для этого. Однако они клиновидны: обе имеют, наряду с достаточными глубинами и размерами, широкий вход и значительное сужение к вершине, что определяет их слабую защищенность от волн цунами.

Рисунок 18. Бухты Бечевинская и Моржовая полуострова Шипунский

В нижней части таблицы выделяется бух. Бечевинская (см. Рисунок 18). Для нее неизвестны данные по высоте реальных цунами, а расчетные — 4,9 м по минимуму и 17,5 м по максимуму — представляются неприемлемыми для обеспечения цунамибезопасности КамТраПа. Но она имеет особенности строения, которые ставят под сомнение расчетные данные. У нее узкий вход, где в рисунке изобат выражаются отмели (~ 20 м), а в привершинной половине глубина превышает 50 м. При этом в средней части бухты имеется еще один подводный порог с глубиной около 10 м,

переходящий у юго-восточного берега в аккумулятивное надводное образование, вероятно, являющееся формирующейся пересыпью. Эти пороги способны снижать воздействие цунами на привершинную глубоководную часть бухты. А высокие расчетные данные, вероятно, относятся к устьевой половине бухты.

С начала 1970-х годов до 1996 г. в Бечевинской бухте размещалась база отдельной бригады дизельных подводных лодок30. Упразднена она была не из-за каких-либо недостатков гавани, а по причине известных политических и экономических неурядиц перестроечных времен. Выбор в конце прошлого века и многолетнее использование именно этой бухты для базирования подлодок может расцениваться в качестве ее дополнительного преимущества перед другими конкурентами на роль КамТраПа. В бухте сохранились еще не вполне разрушившиеся причалы и строения базы. Недостатком Бечевинской бухты является ее большая удаленность от Петропавловска-Камчатского (80 км) и отсутствие дороги к ней.

Выводы

Суммируя результаты анализа карт (Рисунки 10-12), можно сделать вывод о том, что порт Петропавловск-Камчатский и его окрестности обладают весьма высоким транспортным потенциалом и могут выступать в качестве важного транзитного узла.

В обслуживании транзитных перевозок в Курило-Камчатском сегменте АТР у Камчатского края нет конкурентов. При этом невозможность на базе существующего порта Петропавловск-Камчатский обработки крупнотоннажных океанских судов требует его существенного расширения и модернизации или строительства нового глубоководного Камчатского транзитного торгового порта с целью повышения возможностей обслуживания судов всех классов и габаритов. В качестве дополнительного аргумента следует особо отметить проявляющуюся тенденцию к увеличению перевозок по Северному морскому пути, в том числе и больших объемов сжиженного природного газа из нового порта Сабетто — с завода «Ямал СПГ» — в Тихоокеанский регион. Для этого к 2020 г. будет построена серия из пятнадцати СПГ-танкеров31 ледового класса вместимостью по 172 600 м .

Реальная перспектива расширения Петропавловск-Камчатского морского торгового порта в Авачинской губе (см. Рисунки 3, 4) имеется только на участке от

30 Бечевинка-Финвал // Города-призраки [Сайт]. URL: http://goroda-prizraki.na (дата обращения: 22.01.2018).

31 Танкер для перевозки сжиженного природного газа. См.: Yamalmax // Википедия. Дата обновления: 30.12.2017. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=89962399 (дата обращения: 15.04.2018).

самых южных его причалов в сторону мыса Санникова (около 900 м побережья), сопряженная с необходимостью дноуглубительных работ и отсыпки площадок под портовую инфраструктуру. Пожалуй, менее подходит для этого юго-западное подножье Мишенной сопки — от городской набережной до бух. Сероглазка. Хорошие физико-географические параметры имеет бух. Богатырёвка (см. Рисунок 3) в южной половине Авачинской губы. Но там шансы размещения гражданского порта малы из-за тесного соседства с базой атомных подлодок «Рыбачий».

Таким образом, выбор места для создания нового КамТраПа из предпочтительных вариантов акваторий, охарактеризованных с точки зрения физико-географических условий, возможен лишь с учетом, кроме использованных критериев, еще и других — экономических и стратегических.

Список литературы:

1. Апродов В.А. Зоны землетрясений. (Природа мира). М.: Мысль, 2000.

2. Бечевинка-Финвал // Города-призраки [Сайт]. ЦКЪ: http://goroda-prizraki.na (дата обращения: 22.01.2018).

3. Бугаев В.Ф., Кириченко В.Е. Нагульно-нерестовые озера азиатской нерки (включая некоторые другие водоемы ареала). Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2008.

4. Важенин Б.П. Географический потенциал морского порта Петропавловск-Камчатский // На перекрестке Севера и Востока (методологии и практики регионального развития). Материалы II Международной научно-практической конференции. Магадан, 30 ноября — 1 декабря 2016 г. Красноярск, 2017. С. 123-125.

5. Важенин Б.П. Деформации ледового покрова, как источник сведений о цунами и землетрясениях (на примере Северного Охотоморья) // Материалы «XII Совещания географов Сибири и Дальнего Востока». Владивосток: Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, 2004. С. 74-76.

6. Важенин Б.П. О выборе места для строительства глубоководного транзитного порта на юге Камчатки с учетом цунамиопасности. (Часть 1. О необходимости расширения порта Петропавловска-Камчатского или строительства нового транзитного порта на юге Камчатки) // Технологии техносферной безопасности. 2016. № 4. С. 241-249.

7. Важенин Б.П. О выборе места для строительства глубоководного транзитного порта на юге Камчатки с учетом цунамиопасности. (Часть 2. Анализ участков для

размещения транзитного порта) // Технологии техносферной безопасности. 2016. № 5. С. 210-219.

8. Важенин Б.П. Проблемы исследования цунами в Северном Охотоморье // Проблемы комплексного геофизического мониторинга Дальнего Востока России. Труды второй региональной научно-технической конференции, 11-17 октября 2009 г. Петропавловск-Камчатский, 2010. С. 312-317.

9. Важенин Б.П. Роль цунами в формировании рельефа морских побережий Дальнего Востока России // Геоморфологические процессы и их прикладные аспекты. Труды VI Щукинских чтений. М.: Географический факультет МГУ, 2010. С. 281-283.

10. Дуга большого круга // Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989.

11. Исторические сведения о цунами в Охотском море // Монографический справочник. Проект «Моря». Гидрометеорология и гидрохимия морей. СПб: Гидрометеоиздат, 1998. Т. IX. Охотское море. Вып. 1. Гидрометеорологические условия. С.225-226.

12. Камчатская область, Корякский автономный округ. Масштаб 1:1 000 000 // Общегеографические карты Российской федерации. М.: Роскартография, 1995.

13. Морякам // Схемы акватории порта [Сайт]. URL: http://port.kamchatka.ru (дата обращения: 01.12.2017).

14. НиконовА.А. Уничтожающая волна. Что произошло на Курилах полвека назад // География. 2002. № 45. URL: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200204506 (дата обращения: 22.01.2018).

15. Ортодромия // Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. 3-е изд. / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 18. С. 535.

16. Петропавловск-Камчатский. Топографическая карта м-ба 1:200 000, N-57-XXVII. ГУГК СССР, 1987.

17. Пийп Б.И. Участие в рейсе гидрографического судна вдоль Южной Камчатки и Северных Курил, ноябрь 1952 г. // Камчатский Научный Центр ДВО РАН [Сайт]. URL: http://www.kscnet.ru/ivs/memory/piip/ek1952.htm (дата обращения: 12.01.2018).

18. Резанов И.А. Цунами // Камчатский край [Краеведческий сайт]. URL: http://kamchatsky-krai.ru/geografy/rezanov_thcunami.htm (дата обращения: 22.01.2018).

19. Тихий океан. Атлас океанов. М.: ГУНиО МО СССР, 1974.

20. Черкесов В.Ф., Кныш В.В., Иванов В.Ф., Ярошеня Р.А. Атлас максимальных заплесков волн цунами для Курило-Камчатского побережья / Отв. ред. С.Л. Соловьев. Владивосток: ДВНИГМИ Росгидромета, 1978. URL: http://rus.ferhri.ru/esimo/Atlas/ (дата обращения: 01.12.2017).

21. Powszechny atlas Swiata. Warszawa: PPWK, 1973.

22. Yamalmax // Википедия. Дата обновления: 30.12.2017. URL: https://ru.wikipedia.org /?oldid=89962399 (дата обращения: 15.04.2018).

Vazhenin B.P.

Geographical Potential of the Petropavlovsk-Kamchatsky Harbor

Boris P. Vazhenin — Ph.D., Researcher, Northeastern Interdisciplinary Scientific Research Institute of the Russian Academy of Sciences, Far East Branch, Magadan, Russian Federation. E-mail: vazhenin.bp@mail.ru

Annotation

Petropavlovsk-Kamchatsky is located at a very busy intersection of maritime trade routes, which connect all of the world's oceans, as well regions with huge human resources and economical potential, East and South-East Asia, with America and Europe. Depth and size of the harbor is not enough for serving transit ships with displacement of more than 100 thousand tons. It must be improved and expanded, taking into account the tsunami hazard and the increase in transportation intensity on Northern maritime trade routes.

Keywords

Pacific Ocean, North-East of Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky, Magadan, Asian Pacific Region, America, South-East Asia, Europe, orthodromy, marine navigation, tsunami.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.