Научная статья на тему 'Географический коллективный знак как гарантия качества традиционных региональных российских продуктов питания'

Географический коллективный знак как гарантия качества традиционных региональных российских продуктов питания Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ / STANDARDS / РЕГЛАМЕНТЫ ЕС / EU REGULATIONS / ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОДУКТА / A PRODUCT ORIGIN / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗНАКИ / COLLECTIVE MARKS / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / REGION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Липатова Л.П.

В статье рассмотрены системы стандартизации пищевых продуктов в Российской Федерации, в странах Евросоюза и США. Отмечены отличия основных принципов и подходов в стандартизации. Предложены пути расширения систем стандартизации за счет использования коллективных знаков регионами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Липатова Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geographical collective mark as a quality assurance of traditional regional Russian foodstuff

The article deals with food standards system in the Russian Federation in the European Union and the United States. Marked differences between the basic principles and approaches to standardization. Suggest ways to enhance systems of standardization through the using collective marks by regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Географический коллективный знак как гарантия качества традиционных региональных российских продуктов питания»

ПРИГЛАШАЕМ К ОБСУЖДЕНИЮ!

УДК: 006.83:664

Географический коллективный знак

как гарантия качества традиционных региональных российских продуктов питания

Л.П. Липатова, канд. техн. наук, профессор Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Российское законодательство в области производства пищевых продуктов состоит из документов, созданных разными ведомствами. Уровни документов можно разделить на три группы. Первая - федеральные законы, такие как «О качестве и безопасности продуктов», «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О техническом регулировании». Вторая

В мировой практике существует международная система стандартов «пищевой кодекс» (Codex Alimentarius), которая призвана обеспечить охрану здоровья потребителей и добросовестные методы торговли пищевыми продуктами.

группа - Технические регламенты и Государственные стандарты на сырье, полуфабрикаты и продукты, разрабатываемые по отраслям Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Третья - ведомственная документация, разрабатываемая Минздравсоцразви-тия России, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими административными органами.

Все документы, действующие в РФ, содержат весь набор необходимых систем безопасности и контроля качества и соответствуют мировой практике, хотя и имеют отличительные черты.

В мировой практике существует международная система стандартов «пищевой кодекс» (Codex Alimentarius), которая призвана обеспечить охрану здоровья потребителей и добросовестные методы торговли пищевыми продуктами. Этот кодекс состоит из стандартов, принятых на международном уровне, которые едины по построению, разработке и вклю-

Ключевые слова: стандарты; регламенты ЕС; происхождение продукта; коллективные знаки; развитие региона.

Key words: standards; EU regulations; a product origin; collective marks; region development.

чают следующие принципы построения - четкое определение предмета стандарта, построение по группам продуктов, минимальные требования к безопасности и конкретные требования к качеству. В структуру стандартов Codex Alimentarius включены такие позиции, как базовые принципы стандартов, маркировка продуктов, гигиена продуктов, пищевые добавки, методы анализа пищевых продуктов, определение остаточных пестицидов, система контроля продуктов, специальные виды продуктов и питания. Пищевой кодекс также включает практику законодательства, руководящие принципы и другие рекомендуемые меры, направленные на оказание содействия в достижении целей свода стандартов.

Международная система стандартов призвана быть обеспечивающим фактором безопасности в мировой торговле пищевыми продуктами.

В США основу безопасности составляют жесткие требования к информации о продукции, установленные Законом о пищевых продуктах, лекарствах и косметических товарах и Законом о добросовестной упаковке и правильном наименовании и другими подзаконными актами Федерального управления по контролю над продуктами и лекарствами.

В странах Евросоюза основной принцип стандартизации пищевых продуктов отличается от норм США и заключается в следующем: если продукт производится из сырья и материалов, разрешенных на территории ЕС, то никаких дополнительных разрешений или согласований не требуется. При этом в государственных документах (регламентах и директивах), регулирующих использование тех или иных компо-

нентов, сырья и материалов, определяются такие показатели, как требования к гигиене производства, пищевые добавки, маркировка и упаковка, остаточное содержание пестицидов в продуктах, радиоактивное заражение продуктов, контаминанты (загрязнители).

По отношению к органическим пищевым продуктам предъявляются требования по их органическому производству, приводятся описание и определения, маркировка и информация (в том числе для продуктов на стадии перехода в органические), правила производства и подготовки, включая критерии содержания веществ, допускаемых в органическом производстве, системы инспекции и сертификации.

Кроме того, Европейский сельскохозяйственный сектор на международном уровне защищает репутацию многих продуктов по конкретным характеристикам, таким как географические указания происхождения, производство и традиционные навыки на основании принятых Регламентов (ЕЭС) № 2081/92 2081/1992 от 14 июля 1992 г. и (ЕС) № 510/2006 от 20 марта 2006 г. по охране географических указаний и обозначений происхождения на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. По этой причине Европейский союз придает большое значение охране географических указаний в международном сообществе, с тем, чтобы обеспечить потребителя адекватной информацией о качестве продукции и дать производителям справедливую доходность от инвестиций.

Кроме того, Регламент (ЕЭС) 2081/ 1992 является открытием на международном уровне, так как он содействует поощрению географических указаний в качестве средства интеллектуальной собственности.

Регламент дает возможность для производителей из третьих стран зарегистрировать свою продукцию в Европейском реестре географических указаний, не подчиняясь принципу взаимности, полностью соответствует требованиям правил международной торговли. При этом нормы, предусматривающие проверку на соответствие спецификации, одинаковы, будь то наци-

WE INVITE TO DISCUSSION

ональные, европейские или продукты из третьих стран.

Однако важно отметить, что защита, предоставляемая Регламентом (ЕС) 510/2006 в Европейском союзе, распространяется на рынки третьих стран через соглашения в рамках ВТО с тем, чтобы системы защиты географических указаний для всех стран находились в полном соответствии с правилами ВТО.

Регистрация продуктов в Европейском реестре географических указаний дает преимущества и производителям и потребителям, поэтому на сегодняшний день в Италии производится более 150 наименований продуктов, имеющих знаки DOP и IGP, среди которых 34 вида сыров, 38 - оливкового масла, 27- фруктов, овощей, злаков, 29 видов мясных продуктов и т. д.

Во Франции таких продуктов значительно больше, среди них 364 наименования винной продукции (49 % от урожая), 49 видов сыров (21 тыс. производителей, оборот достигает 1,5 млрд евро), 36 - птицы, 28 - мясных продуктов и т. д.

В Европейском союзе существуют и другие национальные стандарты, соблюдение которых производитель де-

рет на себя добровольно, и в этом случае качество его продукции подтверждают национальные знаки отличия. Например, во Франции процесс присвоения под эгидой правительства передан Национальному институту оригинального происхождения и качества (ИНАО), который, кроме знаков АОС и IGP, присваивает такие знаки как «Label Rouge», «Agriculture Biologique». Красная этикетка «Label Rouge» размещается на высококачественных продуктах, в основном мясных и из мяса домашней птицы, составляющие большую часть продуктов. Знак «Label Rouge» подчеркивает качество показателей, таких как вкус, кулинарные качества, производство продукции на свободном выгуле, безопасность пищевых продуктов.

Качество продуктов органического производства защищено знаком «Agriculture Biologique». Органические продукты с логотипом должны содержать более 95 % органических компонентов, а также производиться или обрабатываться в рамках ЕС.

На территории ЕС существуют стандарты, зарегистрированные по инициативе производителей продукции, которые имеют коллективные товарные знаки применительно к типичным продуктам.

Коллективный товарный знак на продукцию может быть использован любым лицом, которое отвечает требованиям, предъявляемым для применения данного знака, с условием обязательной регистрации у собственника знака. Коллективный знак присваивается продукту или услуге, удовлетворяющим характеру, свойствам и качеству, указанным в правилах его использования.

Географические коллективные знаки чаще всего применяют для обозначения традиционных продуктов регионов. Этот знак служит мощным инструментом защиты от подделок и контра-факта, а также выполняет культурную и социальную роль. Например, знак «Produit en Bretagne», который объединяет более 200 компаний различных

отраслей деятельности, служит «для экономического и культурного развития Бретани, содействия повышению качества, охраны окружающей среды и развития занятости».

Как видим, системы стандартизации и контроля качества в РФ в полном объеме соответствуют мировой практике и более похожи на систему Евросоюза. Наименее развитый сегмент стандартизации - наличие коллективных и географических коллективных знаков. Таким образом, для такой огромной, многонациональной, многоконфессиональной страны, как Российская Федерация, имеющей разнообразные национальные традиции, в том числе и в производстве региональных специфичных продуктов, отличающихся и по технологии и по специфике сырья, есть все предпосылки и условия для их создания.

Создание географических коллективных знаков регионами нашей страны позволит им представить собствен-

Создание географических коллективных знаков регионами нашей страны позволит им представить собственную продукцию в виде очень мощной и удобной формулы, отличать продукцию и услуги от конкурентов.

ную продукцию в виде очень мощной и удобной формулы, отличать продукцию и услуги от конкурентов, повысить доверие потребителей, так как позволит связать эту продукцию с определенным набором стандартов, где такие вопросы, как безопасность, гигиена и качество сырья в целом, являются решающими факторами.

К преимуществам такого коллективного знака можно отнести разработку, защиту и обновление «ноу-хау» предприятий местной отрасли, укрепление участия и сотрудничества между ними, разработку более успешных маркетинговых стратегий региона.

Географический коллективный знак способствует укреплению социального, культурного и экономического развития региона, поскольку он улучшает позиции региона на рынке и вносит существенный вклад в защиту от недобросовестной конкуренции или незаконного копирования.

Географический коллективный знак формирует хорошую репутацию региону, улучшает инвестиционный климат, повышает доверие инвесторов, помогая свести к минимуму возможные риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.