Научная статья на тему 'Географические взгляды Гасан-Эфенди Алкадари в труде «Асари-Дагестан»'

Географические взгляды Гасан-Эфенди Алкадари в труде «Асари-Дагестан» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАСАН-ЭФЕНДИ АЛКАДАРИ / "АСАРИ-ДАГЕСТАН" / ГЕООНИМЫ / ТОПОНИМЫ / ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ФАМИЛИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ханмагомедов Ханмагомед Лязимович

В статье представлен материал, отражающий географические взгляды Гасана-Эфенди Алкадари (на основе анализа «Асари Дагестан»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Географические взгляды Гасан-Эфенди Алкадари в труде «Асари-Дагестан»»

104

Известия ДГПУ, №3, 2014

3. Dagestanskaja pravda, 23 marta 2004 g. S. 2. 4. Dagestanskaja pravda, 27 maja 2014 g. S. 1. 5. Ignatov V.G., Butov V.I. Juzhnaja Rossija i ee regiony. M. : IKC «MarT», 2007. S. 154. 6. Mahachev G. N. AO «Dagneft'» - 60 let // Dagestanskaja pravda, 29 avgusta 1996 g. S. 3. 7. Mahachev G. N. «Rosneft'-

Dagneft'»: napravlenie na sovershenstvovanie tehnologij // Dagestanskaja pravda, 4 sentjabrja 1999 g. S. 3. 8. Nasrutdinov N. Gazosnabzhenie Dagestana: perspektivy horoshie // Dagestanskaja pravda, 3 sentjabrja 1994 g. S. 2. 9. Po puti sozidanija // Dagestanskaja pravda, 30 avgusta 2002 g. S. 5. 10. Proble-my formirovanija territorial'no-proizvodstvennogo kompleksa Dagestana: Mezhvuzovskij sb. nauch. trudov / pod red. K.P. Sergeevoj. Rostov-na-Donu, 1980. S. 35. 11. Ramazanov H. H. Sel'skoe hozjajstvo i promysh-lennost' Dagestana v poreformennyj period. Mahachkala: Dagknigoizdat, 1972. S. 131. 12. Sabanaev K. A. Neft' i gaz Dagestana. Mahachkala : Dagknigoizdat, 1983. S. 52, 53. 13. Jerbolatov A. B. Rasskazy o neft-janikah. Mahachkala: Dagknigoizdat, 1987. S. 8.

Статья поступила в редакцию 21.06.2014 г.

УДК 91(09)

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГАСАН-ЭФЕНДИ АЛКАДАРИ В ТРУДЕ «АСАРИ-ДАГЕСТАН»

GASAN-EFENDI ALKADARI’S GEOGRAPHICAL VIEWS

IN THE "ASARI-DAGESTAN" WORK

©2014 Ханмагомедов Х. Л. Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Khanmagomedov Kh. L. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье представлен материал, отражающий географические взгляды Гасана-Эфенди Алкадари (на основе анализа «Асари Дагестан»)

Abstract. The author of the article represents the material, reflecting Gasan-Effendi Alkadari s geographical views (based on the analysis of "Asari Dagestan").

Rezjume. V stat’e predstavlen material, otrazhajushhij geograficheskie vzgljady Gasana-Jefendi Alkada-ri (na osnove analiza «Asari Da.gestan»).

Ключевые слова: Гасан-Эфенди Алкадари, «Асари-Дагестан», геоонимы, топонимы, топонимические фамилии.

Keywords: Gasan-Efendi Alkadari, “Asari-Dagestan”, geonyms, toponyms, toponymic surnames. Klyuchevie slova: Gasan-Jefendi Alkadari, «Asari-Dagestan», geoonimy, toponimy, toponimicheskie familii.

Для географии и истории географии Дагестана значительный интерес представляют труды наших соотечественников разных времен. Созданные ими произведения становились предметом научного изучения. Среди них выделяется труд Гасана-Эфенди Алкадари «Асари Дагестан (исторические сведения о Дагестане)» [4], который немаловажен для изучения истории и культуры Дагестана и Кавказа [6. С. 75], а также географии Дагестана.

Труд «Асари Дагестан» написан Г.-Э. Алкадари в 1891 году, а небольшие дополнения были внесены в 1892 году. В этой ра-

боте в хронологическом порядке приводятся сведения о Дагестане, имеющиеся в арабской, турецкой и персидской литературе [2. С. 165], излагается история Дагестана с VII в. до 70-х годов XIX в. [9. С. 148].

Настоящая статья - первое исследование, посвященное географическим взглядам Гасана-Эфенди Алкадари. Ее цель - рассмотреть некоторые вопросы географии населения, нашедшие отражение в «Асари Дагестан».

Сочинение Г асана-Эфенди Алкадари «Асари Дагестан» состоит из предисловий («От автора, «Вступление»), 12 глав, заклю-

Естественные и точные науки

105

чений и послесловий («От автора», «Дополнения от переводчика», «Примечание переводчика»).

Во «Вступлении» имеется раздел «Положение, наименование, деление», где автор дает координаты Дагестана: между 63 и 56 градусами восточной долготы и между 42 и 44 градусами северной широты (в сноске переводчиком отмечено: долгота взята от острова Ферро, а местоположение определено приблизительно) [2. С 9]. Остров Ферро находится в группе Канарских островов в Атлантическом океане, с координатой 18 градусов восточной долготы [12]. Принятые координаты Дагестана - между 42 градусами 11 минутами и 44 градусами 59 минутами северной широты и 45 градусами 97 минутами и 48 градусами 35 минутами восточной долготы [15. С. 15].

На с. 11 автор труда анализирует демографические вопросы по состоянию на 1888 год, приводит численность населения (обоего пола) Дагестанской губернии: всего

592533 душ, на 1 кв. версту 23 человека (для сравнения: на всем Кавказе 7307819 душ, на 1 кв. версту - 18 душ) (верста - русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км), применяемая для межевания и определения расстояния между населенными пунктами [10. С. 211]).

На с. 8 Гасан-Эфенди Алкадари пишет, что страна (имеется в виду Дагестан) известна под названием Лан. Не одного ли ряда наименования Лан, встречающееся у Гасана-Эфенди Алкадари, и Филан, о котором говорит А. Р. Шихсаидов [14. С. 78]? Может быть, Лан является эллипсом понятия Алания? Это согласуется с тем, что отмечает Р. Магомедов: «Со второй половины первого века Дагестан фигурирует у древних писателей (автор их не называет - X. X.) под названием Алания ...такое племенное название отмечалось почти одновременно на огромной территории - низовьях Дуная, в Причерноморье, на Северном Кавказе, причем южной границей Алан являлся кавказский хребет» [7. С. 9] (имеется в виду географическое название Кавказский хребет - X.X.). В другой работе этого автора говорится, что первые сведения об аланах (в Дагестане - X.X.) встречаются во II в. до н. э. [9. С. 27].

Далее Р. М. Магомедов подчеркивает: «в результате нашествия гуннов на юговосточном Кавказе происходит новое размещение горцев, появляются новые этнические племенные наименования. В это время Дагестан уже не называется Аланией. У древних армян он больше известен как страна гуннов» [7. С. 10].

В издании «Асари Дагестан» 1929 года используется написание «Дагестан» [2. С. 9], а 2009 года - «Дегестан» [3. С. 8]. Полагаем, что хороним Дагестан, используемый в «Асари Дагестан» 1929 года издания, следовало сохранить.

Касаясь языка жителей Теркемейского магала, селений Марага, Мугарты, Дарвага и Xучни, Алкадари пишет, что они говорят на тюркском азербайджанском языке, селения Джалган, Рукель, Кемах, Зидьян, Гимейди -на татском, верхние села Табасарана - на табасаранском языке, называемом кабган-ским (в «Примечаниях переводчика» указано, что кабганским табасаранский язык называют кюринцы). Здесь, по Услару, отмечается, что этот язык занимает промежуточное положение между кюринским (читай лезгинским - X.X.) и даргинским языками [2. С. 163].

Гасан-Эфенди Алкадари упоминает три села, их не называя, которые говорят на еврейском языке, о рутульском и цахурском обществах и магале Борч, население которых имеет свой самостоятельный язык. Говоря о языке жителей города Дербента, автор отмечает, что мусульмане говорят на тюркском азербайджанском языке, евреи -на еврейском, армяне - на армянском, автор подчеркивает трехязычие города [2. С. 11]. Не исключено, что часть жителей этого владения говорила на русском языке.

Для усиления достоверности приводимых исторических сведений Алкадари использует арабский топонимикон Дербента: Бабал-Абвав или Бабуль-Xадид, тюркский топонимикон: Темир-Капу. Согласно К. В. Тревер, арабы, отнявшие у хазар город Дербент, переименовали его в Бабал-Абвав (в значении «ворота ворот»), подчеркнув исключительное стратегическое и торговое значение, которое имел Дербент (Дербентский проход) [11. С. 59]. Несмотря на то, что Алкадари не датирует возникновение арабского и тюркского топонимикона, приводимые им сведения заслуживают внимания.

В разделе «Мероприятия завоевателя Абумуслима в Дагестане» Гасан-Эфенди Алкадари пишет: «... Абумуслим назначил из своего племени Амир-Гамзу старшим правителем в Кайтагский район, а при нем поставил других лиц и отряд из арабов. Первоначальное их местожительство и теперь называется Кара-Корейш, или иначе Кала-Корейш, причем первое название есть сокращенное из слов Карьяи-Корейш, а второе из Кал’а-и Корейш [2. С. 23] (в «Примечаниях переводчика»: Карьяи-

Корейш по-арабски - «селение Корейш», а Кал’аи Курейш - «крепость Корейш» - род,

106

Известия ДГПУ, №3, 2014

из которого происходили пророк Мухамет и арабские халифы» [3. С. 173]). По мнению

К. Ф. Гана, Куруш происходит от кюринского (resp. лезг.) и татарского (гезр.тюрк.) го-рида («против», «на супротив») и поясняет, что село расположено против горы Базар-дюзю [5. С. 3]. Не рассматривая географическое местоположение, а касаясь только языка происхождения, выразим свое несогласие с К. Ф. Ганом и согласимся с Гасаном-Эфенди Алкадари. Старинное село Куруш расположено в Докузпаринском районе, в 1950 годах часть его жителей переселилась в Хасавюртовский район Дагестана.

По мнению Гасана-Эфенди Алкадари, название селу Губден Карабудахкентского района с кумыкским населением дано в честь одного из вождей кумыкского племени Губден [2. С. 34]. На пустопорожней местности Чиркав, переселив туда большинство, проживавших между Тереком и Сула-ком, в 1394 году (797 году по Гиджры) Тамерлан основал село Чиркей [2. С. 33].

В труде «Асари-Дагестан» отмечается, что «земли, теперь находящиеся во владении селений Терек ем енского магала, все принадлежали обществам селений Урча-миль и Башлы [2. С. 42] (в «Примечаниях переводчика» написано: сел. Урчамил теперь называется Чумлы, а селение Башлы разбито потом на 3 селения: Александркент, Гапкайкент (совр. Капкайкент. - Х. Х.) и Джаванкент...» [2. С. 174]). Недалеко от села Берикей до сих пор сохранилось урочище под названием Урджемиль (то же, что и Ур-чамул).

Об основании села Маджалис теперешнего Кайтагского района Алкадари пишет: «место, где теперь находится селение Маджалис, было пустопорожним. Лишь жители окрестных селений во время совещаний собирались там, где устраивали заседания Совета, а потом расходились по домам. Этот уцмий (Султан-Ахмед хан - Кайтагский уцмий - Х. Х.) велел основать там селение и именовал его «Маджалис» (в Примечаниях переводчика» - Маджалис - множественное число «Меджлис» - место заседания [2. С. 174]. По В. В. Бартольду, это слово также происходит от арабского слова «меджлис» в значении «народные собрания», связывается с именем уцмия Султан-Ахмедхана, который правил Кайтагом в 1587-1588 годах [4. С. 108].

О наименовании нынешнего пос. Ма-медкала Дербентского района читаем у Алкадари: «чтобы обезопасить себя со стороны уцмия Амир-Гамзы, Фатали-Хан посредством какого-то одолжения заставил его племянника по имени Хан-Магомед отвернуться от него и сделал его покорным себе. Из

Кубинского уезда Фатали-хан переселил сто раятских семейств, поселил их в местности на расстоянии трех фарсасов от города Дербента и дал название Хан-Мамед-Кала» [3. С. 84]. Это подтверждает также дагестанский краевед С. Д. Алиев [1. С. 35].

По нашему мнению, происхождение названия нынешнего села Кафыркумух Буй-накского района Гасан-Эфенди Алкадари дает неточно. Приводим полностью авторский текст: «крымский правитель Магомед-Гирей-хан, получив известие, что его брат попал в руки персов и что они держат его под охраной, написал письмо персидскому шаху и с подобающими подарками послал к нему людей своих, с которыми отправилась сюда также и мать Адиль-Гирей-султана с целью по прибытии в Ширван повидать своего сына. Но когда они прибыли в Дагестан и достигли подвластного шамхалу селение Кумык, то узнали достоверно, что Адиль-Гирей убит и что нет смысла ехать дальше. Когда при этих условиях они стояли в том селении несколько дней, собираясь оттуда вернуться обратно, общество этого селения отобрало у них взятые для шаха подарки и другие их вещи и обидело их. На это они принесли жалобу шамхалу, в ожидании получения от него окончательного ответа оставались там, причем мать их хана умерла в том селении Кумык и была там похоронена. Могила ее находится в местности, теперь называемой «Татар-син». Так как эта пленница по причине нанесенной ей такой обиды назвала селение КафирКумык, то шамхал и другие дагестанцы, найдя это имя для них подходящим, дали наименование Кафир-Кумык, и это имя осталось за ними и по настоящее время» [2. С. 35].

Из истории известно, что арабы называли кафирами всех непокорных себе. Это рассматривается нами в отношении Кафари - территории между городом Дербентом и пос. Мамедкала [13. С. 51].

Гасан-Эфенди Алкадари приводит и другие геоономастические термины, антропонимы, они даются и в «Примечаниях переводчика». Это тюркские: эмир («повелитель»), зулкарнай («двурогий», прозвище Александра Македонского), гази (воюющий за веру»), зирехгеран («кольчугоделы»), исм («именитый»), майсум (ма’сум) («охраняемый», «безгрешный»), кадий или казий («решающий», «судья), Сафи-кули («раб Сафия» - арабские), кизилбаш («красносло-вый»), бейлербей (турецкий титул губернатора); греческий: фарсаг (от парсант - около 5верст) [2. С. 168-184].

В работе Гасана-Эфенди Алкадари содержатся топонимические фамилии, свидетельствующие, откуда родом их носители. К

Естественные и точные науки

107

таким относятся: Тагир Карахский, Гаджи-Эфенди Согратлинский, Абдулла-Эфенди Каялинский, Ших-Амир-Эфенди Кубра-линский, Ахмед-Эфенди Катрухский, Шам-суддин-Эфенди Кумухский, Аюб-Эфенди Кумухский, Магомед-Эфенди-Яраги, Гаджи-Али-Эфенди Рухунский, Гаджи-Осман-Эфенди Кумухский, Гаджи-Хамза-Эфенди Чиркейский, Гази-Магомед-Эфенди Карахский, Гаджи-Куттай-Эфенди Кандикский, Абдулла-Эфенди Согратлинский, Саид-Эфенди Араканский, Мирза-Али-Эфенди Ахтынский, Дамадан-Эфенди-Мугинский, Али-АхундДербентский, Гаджи-Шафи-Эфенди Согратлинский и др.

Может быть, в исторических источниках сохранились их «настоящие» фамилии, вы-

яснить это - задача и долг ученых и краеведов.

Приводимые Гасаном-Эфенди Алкадари в «Асари Дагестан» топонимы, антропонимы носят вспомогательный характер и служат для изложения тех или иных исторических событий, которые он затрагивает, а это усиливает объяснительную часть «Асари», что важно для описания ономастикона как историко-географического фактора.

Видится необходимым дальнейшее исследование географических взглядов Гаса-на-Эфенди Алкадари. Полагаем, что ученым республики следует изучать ономастикой, используемый в трудах дагестанских ученых, мыслителей и путешественников начиная с досоветского периода.

Литература

1. Алиев С. Д. В помощь краеведу Дагестана. Махачкала,1964. 59 с. 2. Алкадари Гасан-Эфенди «Асари Дагестан» (Исторические сведения о Дагестане)». Махачкала, 1929. С. 184. 3. Алкадари Гасан-Эфенди. Асари Дагестан (Исторические сведения о Дагестане). Махачкала, 2009. 234 с. 4. Бартольд В. В. Место Прикаспийских степей в истории мусульманского мира. Баку, 1925. 150 с. 5. Ган К. Ф. Опыт объяснения кавказских географических названий // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1909. Т. 40. Отдел 3. С. 1-164. 6. Гасанов М. Р. Некоторые вопросы истории и культуры Табасарана в сочинении Гасана Алкадари «Асари Дагестан». К 170-летию Г.Э. Алкадари // Алкадари Гасан - ученый, поэт, просветитель. Сборник материалов научной сессии, посвященной 170-летию со дня рождения Гасана Алкадари. Махачкала, 2006. С.75-82. 7. Магомедов Р. Далекое прошлое Дагестана. Махачкала, 1940. 17 с. 8. Магомедов Р. М. Хронология истории Дагестана. Махачкала, 1959. 108 с. 9. Магомедов Р. М., Магомедов А. Р. Хронология истории Дагестана. 2-ое изд. Махачкала, 2012. 200 с. 10. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.

1600 с. 11. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. IV в. до н.э. - VII в. до н.э. М., 1962. 505 с. 12. Ферро // Большая Советская Энциклопедия. 1977. 3-е изд. Т. 27. С. 934.

13. Ханмагомедов Х. Л. Влияние географической среды и этноязыкого состава населения на топонимию (на материале Дагестанской АССР). Кызыл, 1985. 115 с. Деп. в ВИНИТИ. № 8914-1985 от 26.12.85. 14. Шихсаидов А. Р. К вопросу о локализации Филана // Ономастика Кавказа. Махачкала, 1976. С. 78-87. 15. Физическая география Дагестана / Б. А. Акаев, З. В. Атаев, З. Х. Гадиева и др. М. : Школа, 1996. С. 15.

References

1. Aliev S. D. Helping the researcher of Dagestan. Makhachkala, 1964. 59 p. 2. Alkadari Gasan-Efendi "Asari Dagestan" (Historical information about Dagestan)". Makhachkala, 1929. P. 184. 3. Alkadari Gasan-Efendi. Asari Dagestan (Historical information about Dagestan). Makhachkala, 2009. 234 p. 4. Bartold V. V. The place of the Caspian steppes in the history of the Muslim world. Baku, 1925. 150 p. 5. Gan K. F. Experience of the explanation of Caucasian geographical names // Collection of materials for the description of the districts and tribes of the Caucasus. Tiflis, 1909. Vol. 40. Division 3. P. 1-164. 6. Gasanov M. R. Some aspects of the history and culture of Tabasaran in Gasan Alkadari's composition "Asari Dagestan". To the 170th anniversary of G.E. Alkadari // Alkadari Gasan, the scholar, poet and educator. The collection of materials of scientific session dedicated to the 170th anniversary of Gasan Alkadari. Makhachkala, 2006. P. 75-82. 7. Magomedov R. Distant past of Dagestan. Makhachkala, 1940. 17 p. 8. Magomedov R. M. Chronology of the history of Dagestan. Makhachkala, 1959. 108 p. 9. Magomedov R. M., Magomedov A. R. Chronology of the history of Dagestan. 2nd ed. Makhachkala, 2012. 200 p. 10. The Soviet encyclopedic dictionary. M.: Soviet encyclopedia, 1981. 1600 p. 11. Trever K. V. Essays on the history and culture of Caucasian Albania. IV century BC - VII century BC M., 1962. 505 S. 12. Ferro // Great Soviet Encyclopedia. 1977. 3rd ed. Vol. 27. P. 934. 13. Khanmagomedov Kh. L. The influence of geographical environment and ethno-linguistic composition of the population on the toponomy (on the material of the Dagestan ASSR). Kyzyl, 1985. 115 p. Dept. in VINITI. # 8914-1985 from 26.12.85. 14. Shikhsaidov A. R. The problem of Filan localization // Onomastics of the Caucasus. Makhachkala, 1976. P. 78-87. 15. Physical geography of Dagestan / B. A. Akaev, Z. V. Ataev, Z. Kh. Gadieva et al. M.: Shkola, 1996. P. 15.

Literatura

1. Aliev S. D. V pomoshh' kraevedu Dagestana. Mahachkala,1964. 59 s. 2. Alkadari Gasan-Jefendi «Asari Dagestan» (Istoricheskie svedenija o Dagestane)». Mahachkala, 1929. S. 184. 3. Alkadari Gasan-Jefendi.

108

Известия ДГПУ, №3, 2014

Asari Dagestan (Istoricheskie svedenija o Dagestane). Mahachkala, 2009. 234 s. 4. Bartol'd V. V. Mesto Prikaspijskih stepej v istorii musul'manskogo mira. Baku, 1925. 150 s. 5. Gan K. F. Opyt ob#-jasnenija kavkazskih geograficheskih nazvanij // Sbornik materialov dlja opisanija mestnostej i ple-men Kavkaza. Tiflis, 1909. T. 40. Otdel 3. S. 1-164. 6. Gasanov M. R. Nekotorye voprosy istorii i kul'tury Tabasarana v sochinenii Gasana Alkadari «Asari Dagestan». K 170-letiju G. Je. Alkadari // Alkadari Gasan - uchenyj, po-jet, prosvetitel'. Sbornik materialov nauchnoj sessii, posvjashhennoj 170-letiju so dnja rozhdenija Gasana Alkadari. Mahachkala, 2006. S. 75-82. 7. Magomedov R. Dalekoe pro-shloe Dagestana. Mahachkala,

1940. 17 s. 8. Magomedov R. M. Hronologija istorii Dagestana. Mahachka-la, 1959. 108 s.

9. Magomedov R. M., Magomedov A. R. Hronologija istorii Dagestana. 2-oe izd. Mahachkala, 2012. 200 s.

10. Sovetskij jenciklopedicheskij slovar'. M. : Sovetskaja jenciklopedija, 1981. 1600 s. 11. Trever K. V. Ocherki po istorii i kul'ture Kavkazskoj Albanii. IV v. do n.je. - VII v. do n.je. M., 1962. 505 s. 12. Ferro // Bol'shaja Sovetskaja Jenciklopedija. 1977. 3-e izd. T. 27. S. 934. 13. Hanmagomedov H. L. Vlijanie geo-graficheskoj sredy i jetnojazykogo sostava naselenija na toponimiju (na materiale Dagestanskoj ASSR). Kyzyl, 1985. 115 s. Dep. v VINITI. № 8914-1985 ot 26.12.85. 14. Shihsaidov A. R. K voprosu o lokalizacii Filana // Onomastika Kavkaza. Mahachkala, 1976. S. 78-87. 15. Fizicheskaja geografija Dagestana / B. A. Akaev, Z. V. Ataev, Z. H. Gadieva i dr. M. : Shkola, 1996. S. 15.

Статья поступила в редакцию 21.07.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.