Научная статья на тему 'Географические особенности мирового рынка интернет-торговли потребительскими товарами и услугами'

Географические особенности мирового рынка интернет-торговли потребительскими товарами и услугами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / E-COMMERCE / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / INTERNATIONAL TRADE / ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ / POST-INDUSTRIALISM / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CONSUMER BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мяльдзин Т.Н.

Интернет-торговля потребительскими товарами и услугами — один из самых динамично развивающихся секторов мировой экономики, появление и эволюция которого обусловлены переходом к постиндустриальному типу развития и сопровождающей его сменой парадигм потребительского поведения. В эпоху повсеместного распространения информационных технологий и новых технических средств в развитии интернет-торговли все большую роль начинают играть индивидуально-психологические факторы. В географии интернет-торговли в мировом масштабе на сегодняшний день наблюдаются масштабные сдвиги в сторону Азиатского региона при сохранении США в качестве глобального инновационного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geographical features of the world market of the Internet trading in consumer goods and services

Internet trading in consumer goods and services is among the most dynamic sectors of the world economy. Its origination and evolution are the result of transition to the post-industrial type of development and the accompanying changes of consumer behavior paradigms. Under the universal dissemination of information technologies and new technical means individual-psychological factors become more and more important for the development of the internet trading. The world geography of Internet trading shows the large-scale shift towards the Asian region. At the same time the USA keep their position as a global innovation centre.

Текст научной работы на тему «Географические особенности мирового рынка интернет-торговли потребительскими товарами и услугами»

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

УДК 339.1:004.738.5 Т.Н. Мяльдзин1

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ

Интернет-торговля потребительскими товарами и услугами — один из самых динамично развивающихся секторов мировой экономики, появление и эволюция которого обусловлены переходом к постиндустриальному типу развития и сопровождающей его сменой парадигм потребительского поведения. В эпоху повсеместного распространения информационных технологий и новых технических средств в развитии интернет-торговли все большую роль начинают играть индивидуально-психологические факторы. В географии интернет-торговли в мировом масштабе на сегодняшний день наблюдаются масштабные сдвиги в сторону Азиатского региона при сохранении США в качестве глобального инновационного центра.

Ключевые слова: интернет, электронная коммерция, международная торговля, постиндустриализм, информационные технологии, инновации, потребительское поведение.

Введение. Катализатором перемен, происходящих на протяжении последних 20—30 лет в мировом хозяйстве, стало стремительное развитие информационных технологий, распространение интернета и его проникновение во многие сферы экономической и общественной деятельности.

Интернет стал мощным инструментом для разработки новых технологий ведения бизнеса и накопления капитала, в том числе в сфере обращения. Переход к системам электронной коммерции будет стимулировать в ближайшее время беспрецедентный экономический рост и глубочайшую трансформацию бизнеса и экономики, которую Г. Минс и Д. Шнайдер определяют как метакапитализм. По их мнению, пирамида бизнеса перевернется, и суть этого будет в том, что произойдет переход к декапитализированной модели электронного бизнеса, т.е. физический, оборотный и даже человеческий капитал уступят свое значение бренд-капиталу [5].

Постановка проблемы. Электронная торговля как отрасль экономики, сфера деятельности и предмет научного анализа — многогранное явление современного этапа глобализации системы мирохозяйственных связей [3]. Технологический прогресс, спроецированный на смену парадигм в потребительском поведении, глубоко влияет на пространственную составляющую социально-экономических процессов. По этой причине новые явления в экономике, в частности в сфере обращения, к которым относится интернет-торговля потребительскими товарами и услугами, требуют пристального внимания со стороны исследователей. Главная задача, стоявшая перед автором, — рассмотрение географических атрибутов интернет-торговли и выявление виртуально-пространственных факторов

ее развития, а также определение ключевых изменений в потребительском поведении общества в рамках географии как общественной ветви науки.

Материалы и методы исследований. Исходными данными послужили статистические и аналитические материалы консалтинговых компаний; бюллетени национальных статистических служб; статьи в отечественных и зарубежных периодических изданиях; монографии, посвященные этой теме, прежде всего американских и европейских авторов. В качестве особого источника данных выступили сетевые базы данных, размещенные в интернете, которые аккумулируют информацию о доступных материалах, в то время как сами материалы находятся на сайтах их владельцев, т.е. это своеобразные информационные "хабы" (в широком смысле "хаб" — узел какой либо сети, в данном случае — сеть информационных потоков в интернете, т.е. система ссылок, связывающих разные сайты).

Развитие интернет-технологий ведения бизнеса привело к возникновению нескольких форм интернет-торговли, различающихся по объектам и субъектам ведения бизнеса. В центре исследования находились системы В2С (Вште88-1о-Соп8итег) — системы электронной коммерции, когда в качестве продавца выступает юридическое лицо — компания, а в качестве покупателя — физическое лицо, функциональная схема систем представлена на рис. 1. Фактически это сетевая структура, между узлами которой происходит циркуляция информационных, физических (товарных), денежных потоков. Узлами структуры выступают интернет-магазин, центр дистрибуции/склад, производитель товаров и услуг и конечный потребитель. Заказ, сделанный в интернет-магазине, может поступать для выполнения либо в центр дистрибуции/

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра географии мирового хозяйства, студент; e-mail: abzdolz@yahoo.com

Рис. 1. Функциональная схема системы В2С, по [4]

склад, либо непосредственно производителю, далее, после совершения оплаты, осуществляется доставка товара конечному потребителю. Следовательно, объектом нашего учета является интернет-покупка, в стоимость которой включены себестоимость производства и постоянные и переменные издержки интернет-магазина. Доставка осуществляется компанией-аутсор-сером, в стоимость товара она не включается. Суммарная стоимость всех покупок дает оборот интернет-магазина, суммарный объем которых представляет объем интернет-рынка потребительских товаров и услуг в конкретной стране.

Соответственно если рассматривать эту сетевую структуру в упрощенном виде, то можно сделать вывод, что на ее развитие влияют следующие группы факторов: технологические, так как интернет-торговля не может существовать за пределами определенного технологического пространства, которое подразумевает наличие аппаратного обеспечения и доступа к Всемирной сети; экономические, так как все субъекты сети действуют исходя из определенных экономических соображений; индивидуально-психологические, которые выступают характеристикой главного узла сети — конечного потребителя, обладающего определенным психологическим профилем, т.е. набором потребностей, стимулов, мотивации, ожиданий и линий поведения. Для выявления и объяснения территориальных различий в развитии сетевых структур интернет-торговли были использованы аналитический и территориальный подходы.

Результаты исследований и их обсуждение. Интернет-технологии дают ряд принципиальных социально-экономических преимуществ тем странам и компаниям, которые ее используют. Технологически детерминированный, а следовательно, и принципиально новый способ взаимодействия в сфере обращения обладает по сравнению с традиционным рядом ключевых характеристик, которые можно свести к следующим пунктам:

1) глобальное присутствие. Вне зависимости от географической локализации продавец приобретает возможность предлагать товары покупателям в любой точке мира, где есть подключение к интернету;

2) универсализация. В отличие от традиционных способов торговли, которые во многом определяются на национальном или региональном уровне, интернет-торговля в силу единой технологии, лежащей в ее основе, устраняет эти различия. В то же время требуется наличие определенного аппаратного обеспечения и некоего уровня компьютерной грамотности, т.е. приспособления к подобной универсальности;

3) снижение издержек как продавцами, так и покупателями. Для интернет-продавцов существенно снижаются барьеры для входа на рынок, повышается гибкость ведения бизнеса, для покупателей уменьшаются издержки на поиск интересующих товаров либо более выгодных предложений;

4) информационные преимущества. Ведение бизнеса в интернете позволяет собирать максимум релевантной информации обеими сторонами. Продавцы получают возможность адаптировать процесс покупки под конкретного потребителя, в то время как последние имеют доступ к многочисленным информационным ресурсам;

5) интерактивность. Интернет-торговля подразумевает более тесное взаимодействие покупателей и потребителей через спектр медиавозможностей информационных технологий;

6) имманентное отсутствие, т.е. возникновение определенного психологического барьера в условиях невозможности контакта с приобретаемым товаром;

7) разнообразие способов оплаты и доставки товара, что, однако, в то же время несет угрозу недостаточной защиты информации, передаваемой покупателем продавцу.

Постепенное изменение характера ведения бизнеса в интернете позволяет выделить три главных этапа эволюции интернет-торговли. На первом этапе,

инновационном, началом которого принято считать появление компаний "Amazon" и "Ebay", интернет-бизнес стал революционным способом продвижения товаров, когда многочисленные старт-апы за счет венчурного инвестирования получали крупные прибыли, не имея в то же время планов долгосрочного развития и действуя в условиях совершенной конкуренции. Этот этап завершился в 2000—2001 гг. после рекордного падения значения индекса биржи NASDAQ и потери доверия инвесторов к интернет-проектам. На следующем этапе, консолидационном, интернет-рынки стали полем стратегической экспансии традиционных ритейлеров, которые использовали свой потенциал для развития новых каналов сбыта. Фактически интернет-магазины стали дублировать традиционные, завершился период совершенной конкуренции и отсутствия регуляции со стороны государства.

С 2007 г. наблюдаются качественные сдвиги в ведении интернет-бизнеса, главными двигателями которых выступают кастомизация, т.е. ориентация на максимальное удовлетворение спроса покупателя путем предоставления уникальных товаров, многочисленных услуг по обслуживанию, использование социальных сетей в маркетинговых стратегиях. В то же время этот третий этап характеризуется неопределенностью дальнейшего качественного развития [10].

На сегодняшний день число пользователей интернета достигло 2 млрд человек, клиентами интернет-магазинов (в среднем) являются 30% пользователей интернета [10]. В связи с прогнозами стремительного увеличения обоих показателей в ближайшие годы можно сделать вывод о том, что на первый план в развитии интернет-торговли выходят нетехнологические факторы, другими словами, наличие компьютера с доступом в интернет однозначно не определяет вовлеченности его пользователя в интернет-торговлю. Данные таблицы свидетельствуют о том, что технологический фактор развития интернет-торговли критичен только для группы наименее развитых и большинства развивающихся стран, суммарная доля которых в мировой интернет-торговле ничтожна.

Поэтому необходимо подробно рассмотреть нетехнологические факторы, которые в будущем будут определять развитие этого вида деятельности. В ходе исследования они были объединены в две группы — экономические и индивидуально-психологические. Рассмотрим группу экономических факторов.

Первый аспект влияния — структура экономики государства. Главные секторы экономической деятельности в постиндустриальном обществе — третичный (сфера услуг) и четвертичный (наука и информационные технологии). Следовательно, высокая доля этих секторов в структуре экономики напрямую обусловливает развитие интернет-торговли, так как указанный вид деятельности охватывает оба фактора, т.е. является межотраслевым, причем, как показано ранее, значение информационных технологий в интернет-торговле возрастает из-за увеличивающегося значения мобильного сектора. Так, развитые страны, где этот показатель превышает 70% (США, Великобритания, Франция, Япония и др.), отличаются сформированными и процветающими рынками интернет-торговли.

Другой аспект влияния уровня развития и структуры экономики — доходы населения, а также тесно связанный с ними уровень образования населения. Изначально появление интернет-торговли, как отмечено выше, подразумевало "американскую" модель покупателя с высоким доходом и уровнем образования. Однако постепенно начался отход от этой модели, сопровождающийся возрастающей компьютерной грамотностью населения и отказом от необходимости высокой финансовой обеспеченности. Но безусловным фактом остается то, что высокий доход и грамотность способствуют распространению интернет-торговли.

Кроме того, стимулом для развития интернет-торговли служат те ключевые особенности, отмеченные в начале статьи, которые позволяют продавцам минимизировать издержки, получить глобальный охват деятельности и т.д. Интернет-торговля несет и экономические выгоды покупателям, позволяя экономить на поиске товара и его стоимости. Например, стремительное развитие интернет-торговли в Европе

Уровень интернетизации регионов мира и их доля в мировом объеме интернет-продаж, 2009 г.

Регион Число персональных компьютеров на 100 человек Число интернет-пользователей на 100 человек Доля в мировом объеме интернет-продаж, %

Европа и Центральная Азия 9,8 36,4 34

Северная Америка 73 79 29

Ближний Восток и Северная Африка 5,7 21,5 10

Латинская Америка 11,5 31,5

Африка южнее Сахары 1,8 8,8

Южная Азия 3,3 5,5 27

Восточная Азия и Тихоокеанский регион 5,6 24,1

Примечание. Для Европы (в пределах ЕС-27) число персональных компьютеров 56 на 100 человек; число интернет-пользователей 67,3 на 100 человек. Составлено по [6, 7].

обусловлено, помимо прочего, желанием европейских потребителей найти более выгодные по цене предложения в условиях падения доходов домохозяйств. В Европе для потребительской корзины из 100 товаров со средней ценой 112 евро экономия при покупке в интернете составляет 745 евро [9].

Не менее важную роль в развитии интернет-торговли играют индивидуально-психологические факторы, которые обусловили переход к социальному этапу. В начале XXI в. происходит становление эры потребителя, в центре которой лежит идея о влиянии потребителя на продукт, появилась возможность сочетать индивидуальные потребности клиентов с эффективным производством и формированием глобального рынка [8]. Становление нового типа потребителя в контексте формирования нового общества (постиндустриального, информационного) отражено в работах Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Р. Хайлбронера, Ж. Бодрияра, Ф. Фукуямы и др. Потребительская тематика стала важной составляющей их концепций, поскольку потребление легло в основу многих социально-экономических процессов.

Спрос на потребительские товары может быть классифицирован в соответствии с мотивами, его вызывающими, т.е. как функциональный и нефункциональный. Нефункциональный спрос — в противоположность функциональному — означает, что часть спроса на потребительский товар обусловлена какими-то другими факторами, а не присущими ему качествами. Благодаря этому эффекту дополнительное число потребителей захотят вступить на рынок или увеличить свой спрос. Следовательно, деятельность интернет-магазина должна содержать диалектическое единство уникальности и массовости товаров.

Этот вид спроса Х. Лейбенстайн подразделил на три составляющие — эффект "присоединения к большинству", эффект "сноба" и эффект Веблена. Под первым подразумевается величина, на которую возрастает спрос на товар из-за того, что другие тоже покупают этот же товар. Он выражает стремление людей приобрести товар, чтобы не отстать от жизни, соответствовать тому кругу людей, в котором они хотели бы вращаться, быть модными и элегантными, или для того, чтобы не быть "белой вороной".

Под эффектом "сноба" подразумевается та величина, на которую спрос упадет из-за того, что другие тоже приобретают этот товар (или увеличивают потребление этого товара). Он выражает стремление людей к исключительности, желание отличаться друг от друга, выделять себя из "толпы". Выходом для снобов часто является поиск необходимых и уникальных товаров в интернете, на зарубежных сайтах.

Под эффектом Веблена подразумевается явление показательного потребления: это та величина, на которую возрастает спрос из-за того, что товар имеет более высокую, а не более низкую цену. В этом случае цену товара можно разделить на две составляющие — реальную цену и демонстративную. Реальная — те деньги, которые покупатель уплачивает за товар; показа-

тельная цена — цена, уплаченная за товар по мнению других людей, которая поэтому определяет его полезность с точки зрения показательного потребления. Наиболее яркий пример — товары класса "люкс", предлагаемые в интернете, например на сайтах известных дизайнерских домов.

Таким образом, в современном мире процесс потребления в значительной степени утрачивает свою изначальную цель — поддержание жизненных сил и работоспособности человека, превращаясь в определенных слоях общества в бессмысленный и бесконтрольный демонстративный процесс, принимающий угрожающие масштабы [2]. Возможно, это радикальная точка зрения, однако она вполне точно отражает проявление нефункционального спроса у населения. Причины этого явления Д.Б. Володина видит в следующем: в усталости от массовой и всеобщей товарной унификации — двух очевидных порождений индустриализма; в распространении "вируса индивидуализма"; в глобализации и информационной революции [1].

Под воздействием глобализации и информационной революции интернет-торговля перестает быть прерогативой развитых стран. В 2011 г. мировой рынок интернет-торговли оценивался в 700 млрд долл. [7], из которых 34% приходятся на США, 29 — на Европу, 27 — на Азию и 10% — на оставшиеся регионы. Главный вектор развития направлен в сторону Азии, где развиваются колоссальные по потенциалу внутреннего спроса рынки Китая, Индии, Таиланда и Малайзии. Экономический фактор, выделенный автором, — основной в их стремительном развитии. Доказательством подобной тенденции может служить и тот факт, что главный интернет-магазин Китая, "Alibaba", входит в число крупнейших интернет-магазинов мира по числу обслуженных клиентов, уступая только американским "Amazon" и "Ebay".

Главная черта интернет-рынков всех развивающихся регионов — экстенсивность, т.е. увеличение объемов торговли за счет прироста числа покупателей, ищущих экономических выгод в интернете, в то время как в развитых странах наблюдается интенсивный путь развития, т.е. увеличение объема интернет-торговли на одного покупателя благодаря кастомизации и социализации интернет-магазинов. Так, прогнозируемое увеличение объемов продаж посредством интернета составляет 25% для Китая, 19 — для Бразилии, 50% для Индии, в то время как в пределах сформированных рынков США, Канады, Европы, Республики Корея и Японии оно не превышает 10—12% [7]. В то же время, как видно на рис. 2, некоторые страны развивающегося мира достигли показателей развития интернет-торговли, сопоставимых с таковыми у развитых стран.

Главным центром развития остаются США. Рынок США — родина всей интернет-коммерции — наиболее развитый и "старый". Процент домохозяйств, пользующихся интернетом (вне зависимости от места соединения), достигает здесь 84%; 43% владельцев мобильных телефонов используют его для выхода во Все-

Рис. 2. Объем потребительской интернет-торговли на одного интернет-покупателя в 2009 г., по [6, 9]

мирную сеть. В 2011 г. 87,5% пользователей интернета стали покупателями онлайн-магазинов, что составляет около 180 млн человек, общий объем интернет-торговли в 2011 г. составил около 200 млрд долл. США [7]. К главным особенностям этого рынка относятся сильные по сравнению с другими рынками хронологические диспропорции в потреблении интернет-товаров, активная глобальная экспансия местных компаний, стремительное развитие мобильной коммерции.

Доля пользователей, совершающих покупки онлайн, в Европе ниже, чем в США, и составляет около 60%. В странах Восточной Европы и Прибалтики этот показатель не превышает 20% [9]. Европейский регион представлен весьма разнородными интернет-рынками, а главной проблемой остается развитие сектора интернет-коммерции в целом, прежде всего в странах Восточной и Южной Европы, а также в странах СНГ и Прибалтики. Почти 35% интернет-продаж в Европе в 2011 г. пришлось на Великобританию, примерно по 20 — на Францию и Германию, от 3 до 4% — на Нидерланды, Испанию, Италию и Швецию по отдельности. Главные компании на европейском рынке интернет-ритейла американские, они на инновационном этапе эволюции смогли завоевать высокие позиции благодаря революционной модели ведения бизнеса и отсутствию серьезного языкового барьера.

Выводы:

— под влиянием информационных технологий существенно трансформируется деятельность таких субъектов экономики, как фирмы и потребители. Переход к эпохе постиндустриализма, сопровождаемый

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Володина Д.Б. Как постиндустриальный потребитель влияет на экономику? // Общество и экономика. 2010. № 12. С. 163—179.

2. Володина Д.Б. Модель потребителя будущего в теориях постиндустриального общества // Общество и экономика. 2010. № 9. С. 121—131.

3. Дианова Т.Д. Некоторые особенности электронной торговли: от мифов к "эффекту скольжения" // Вопросы экономики. 2012. № 5. С. 139—146.

4. Кобелев О.А. Электронная коммерция. М.: Дашков и Ко, 2012. 684 с.

5. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства: международное разделение труда. М.: Аспект Пресс, 2006. 239 с.

информатизацией общества и экономики, а также сменой парадигм в потребительском поведении, стал необходимым условием появления и развития интернет-торговли;

— интернет-торговля прошла этапы от "экзотического" вида бизнеса до мощного инструмента накопления капитала, в ходе которого менялись основные движущие силы ее развития. На современном, социальном этапе возрастает роль индивидуально-психологических факторов, которые в эпоху стремительной информатизации выступают на первый план и служат главным мотивом к совершению покупок. Формирование нового типа потребителя, на которое влияют геополитический, технологический, информационный, экономический, демографический, психологический и социальный факторы, провоцирует изменения в социально-экономических процессах;

— социальный этап развития интернет-торговли распространен еще не всюду, в наименее развитых странах он сдерживается технологической отсталостью, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой находятся на консолидационном этапе, когда главным фактором развития является экономический;

— соотношение сил в мировой географии отрасли претерпевает значительные изменения: старые центры — США и Европа — постепенно уступают свои позиции азиатским рынкам, находящимся на экстенсивном пути развития. Но США сохраняют роль глобального инновационного центра отрасли, из которого благодаря деятельности транснациональных корпораций нововведения распространяются по всему миру.

6. Сайт Всемирного банка. URL: http://www.worldbank.org/ (дата обращения: 21.02.2012).

7. Сайт, посвященный интернет-ритейлу. URL: http:// wwwinternetretailer.com/ (дата обращения: 15.03.2012).

8. Стрелец И. Информационная экономика как общемировой социальный феномен // Международные процессы.

2011. № 1. С. 25—37.

9. Bringing e-commerce benefits to consumers. Brussels,

2012. 27 p.

10. Laudon K. E-commerce: business, technology, society. New Jersey, 2012. 812 p.

Поступила в редакцию 06.02.2013

T.N. Myaldzin

GEOGRAPHICAL FEATURES OF THE WORLD MARKET OF THE INTERNET TRADING IN CONSUMER GOODS AND SERVICES

Internet trading in consumer goods and services is among the most dynamic sectors of the world economy. Its origination and evolution are the result of transition to the post-industrial type of development and the accompanying changes of consumer behavior paradigms. Under the universal dissemination of information technologies and new technical means individual-psychological factors become more and more important for the development of the internet trading. The world geography of Internet trading shows the large-scale shift towards the Asian region. At the same time the USA keep their position as a global innovation centre.

Key words: Internet, e-commerce, international trade, post-industrialism, information technologies, innovations, consumer behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.