СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
• Обеспечить поэтапное внедрение свобод воздуха: в первую очередь внедрить 6-8 свободы воздуха в ЕЕН, через 5-7 лет — 9 свободу. Внедрение свобод воздуха должно основываться на полном отходе от практики назначения авиакомпаний на маршруты между странами ЕАЭС — любая авиакомпания должна иметь недискриминационный доступ осуществлять полеты на любых интересующих ее маршрутах;
• Создать единый орган УВД, максимально используя опыт внедрения SES I. В рамках УВД возможно, как и в ЕС, совместное регулирование с военными воздушного пространства в рамках ОДКБ;
• Создать единую законодательную базу ЕЕН в области авиационной, экологической безопасности. Внедрить единую авиационную лицензии для авиакомпаний ЕАЭС. А также в целях стимулирования развития низкобюджетных авиакомпаний необходимо снизить требования по количеству судов для получения права на пассажирские авиаперевозки;
• Согласовать на уровне всех членов ЕАЭС максимально допустимый уровень субсидирования авиаперевозок с постепенным снижением объемов субсидирования в течение первых
10 лет и последующей отменой субсидирования. Маловероятным представляется отход РФ от практики субсидирования лизинга судов (в силу необходимости поддержки авиационной промышленности) и ряда маршрутов на внутренних рейсах в ближайшее время. При этом также необходимо предоставить недискриминационный доступ любых авиакомпаний стран-участниц ЕАЭС на субсидируемые маршруты через механизм аукциона. То есть компания, готовая работать на условиях наиболее близких к рыночным, получает субсидирование вне зависимости от страны происхождения.
Создавать «открытое небо» можно только на основе компромиссов. Рост рынка пассажирских авиаперевозок ЕАЭС в ближайшем будущем зависит от возможности вовлечь в авиаперелеты людей с доходами ниже среднего, при этом с постепенным повышением конкурентоспособности авиакомпаний. Как показал опыт ЕС для достижения этих целей в рамках интеграционных объединений идеально подходит режим «открытого неба». Вопрос создания ЕЕН станет еще более актуальным в ближайшие года и будет подлежать дальнейшему исследованию, как среди политиков, так и ученого сообщества.
Литература
1. Свободы воздушного пространства [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.icao.int/Pages/freedomsAir.aspx (дата обращения: 30.04.2015).
2. Zabokrtsky M, EU Air Transport Policy: Implications on Airlines and Airports, Soucasna Evropa, №1, 2011, pp.161-182.
3. Этапы формирования SES [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eurocontrol.int/dossiers/single-european-sky (дата обращения: 30.04.2015).
4. Сотни авиарейсов отменены во Франции из-за забастовки [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/ russian/international/2015/04/150408_french_strike (дата обращения: 30.04.2015).
5. The Economic Impact of Air Service Liberalization Inter VISTAS, 2006, 327 p.
6. Annual Analyses of the EU Air Transport Market — Final Report, 2013, 139 p.
7. Profitability and the air transport value chain Brian Pearce IATA, June 2013, 52 p.
8. Армения теряет стимулы роста сферы авиаперевозок [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/ economy/1902189.html (дата обращения: 30.04.2015).
9. Крылья родины [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/magazine/business/562949990545082 (дата обращения: 30.04.2015).
10. Доклад Внешэкономбанка «О состоянии и перспективах развития российского рынка пассажирских авиаперевозок» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/analytics/fld/20140122_1.pdf (дата обращения: 30.04.2015).
11. Россия может запретить транссибирские перелеты европейским авиакомпаниям [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2014/08/05/rossiya-gotovitsya-otvetit-na-sankcii (дата обращения: 30.04.2015).
геоэкономические проблемы современной Украины
А.С. Харланов,
профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ (г. Москва), президент Международного банковского института (Санкт-Петербург),
доктор экономических наук [email protected]
В статье анализируется экономическая ситуация на основе существующих открытых источников, предложены конкретные шаги по стабилизации экономики и созданию выгодного для Украины нового геоэкономического пути развития.
Ключевые слова: геоэкономика, экспорт, импорт, олигархи, международная финансовая помощь, МВФ, дефолт, кризис, Европейский Союз, Украина, Россия
ББК У9(2Ук)21,0
Сегодня на страницах средств массовой информации идет дискуссия, существо которой сводится к решению вопроса: как можно охарактеризовать современное состояние украинской экономики — как полный крах или как глубочайший кризис?
Возможно, крах экономики Украины еще не наступил, но она находится в глубоком кризисе. Западные аналитики назвали экономику Украины по состоянию на 2015 год в числе «самых несчастных» экономик мира. «Рейтинг самых несчастных стран мира» — государств с максимально высокой инфляцией и безработицей возглавляет Венесуэла, затем в нем названы Аргентина и ЮАР, а Украина занимает в этом списке «почетное» четвертое место1.
Сама постановка вопроса о кризисе или крахе — это уже характеристика состояния экономики государства, политические власти которой рискнули использовать свою страну, как инструмент, при помощи которого США могли бы попытаться как-то повредить России. Делая Украину инструментом противоборства, политики Запада игнорировали важнейший для нее геоэкономический факт: основой экономики Украины на протяжении всей истории ее существования в составе Российской Империи, СССР и в качестве суверенного государства являлся обмен товарами и услугами с Россией.
Исключительно важной составляющей формирования экономики Украины является то, что основная масса промыш-
296
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ленных, наукоемких, а после того, как были истощены запасы каменного угля в Донбассе — и всех энергоемких товаров поступала в Украину из России. А Россия всегда являлась рынком сбыта производимых в Украине продуктов питания и технических продуктов растениеводства. Более благоприятные для аграрного производства, чем в России, климатические условия Украины способствовали этому. В то же время стандарты, которым соответствует сельскохозяйственная продукция Украины, приемлемы для российского рынка, но не приемлемы для рынка Европейского Союза. Россия так же является важнейшим рынком сбыта для продукции машиностроения Украины. Следует отметить, что на рынках Европейского Союза эта продукция практически неконкурентоспособна.
В постсоветский период истории Украины в ее экономике очень большое значение приобрел сектор услуг, значительная часть которого сосредоточилась на обслуживании российских туристов, приезжающих на украинские курорты. Для туристов из стран Европейского Союза Украина не привлекательна, так как уровень сервиса не соответствует европейским стандартам.
Таким образом, связи с Россией всегда были основой экономики Украины.
В 2014 году на долю России приходилось 23,2% всего внешнеторгового оборота Украины, в т.ч. 22,0% экспорта товаров и услуг и 24,6% импорта товаров и услуг2. Но эти важнейшие для экономики Украины связи стремительно рушатся. В 2013 году Россия импортировала из Украины товаров на сумму 15 791 млрд долл. США, что составило 5% в общем объеме импорта России3, в 2014 году этот объем сократился до 10,9 млрд долл. США4. В 2015 году, на фоне роста политической напряженности, импорт украинских товаров в Россию продолжает сокращаться.
На российских рынках место украинских товаров занимают товары из КНР. Геополитическое положения России позволяет ей отказываться от экономических связей с Украиной без особого вреда. А вот для экономики Украины разрыв экономических связей с Россией может стать фатальным.
Как сообщают аналитики, в середине мая 2015 года состояние экономики Украины продолжало ухудшаться, несмотря на отсутствие активных боевых действий на востоке страны.
Украинская экономика не может сегодня существовать без внешних финансовых вливаний. Но для того, чтобы получить очередной транш кредита от МВФ, Украина должна решить вопрос с отсрочкой выплат по внешним долгам. Неполучение транша может привести к дефолту и практически полному развалу украинской экономики.
Сегодня сектор услуг Украины, еще недавно бывший «основным драйвером местной экономики», стагнирует из-за неплатежеспособности населения, а промышленность страны стала на путь уверенной деградации. 10% промышленного производства страны уничтожено, причем пострадали и «крупные игроки» украинской экономики, такие как компания «Стирол», потерявшая производственные мощности на 2,3 млрд долл. США и инфраструктурные узлы. Кроме того, 25% промышленного производства Украины просто остановлено. Таким образом, в 2015 году промышленное производство Украины уже сократилось, как минимум, на одну треть5. Но печальная статистика, отражающая реалии экономического положения страны, как будто не смущает политиков Киева, которые продолжают азартно бороться с Россией. Эта борьба ведется в надежде сохранить и продлить «добрые отношения» с США, получив в результате очередной транш кредита МВФ. Обратим внимание на то, что МВФ уж выделил Украине 5 млрд долл. США. Этой суммы хватило лишь на то, чтобы отсрочить катастрофические для населения последствия экономической политики властей Украины, но не на то, чтобы хоть как-то решить назревшие проблемы.
Обещанная финансовая помощь Украине от международных кредиторов, на сегодня выглядит так:
Общий объем кредитования — 40 млрд долл США.
Всего от МВФ — 17,5 млрд дол. США.
Срок программы международного кредитования — 4 года — с 2015 по 2018 гг.
Первый транш МВФ — 5 млрд долл. США (уже получен).
Второй транш МВФ — 2,5 млрд долл. Но для предоставления второго транша кредита МВФ было установлено условие: Украина должна предварительно договориться с кредиторами о реструктуризации уже имеющегося долга на сумму 15,3 млрд долл. США.
Политики Украины стремились договориться о реструктуризации внешнего долга с кредиторами из США и стран ЕС, опираясь именно на то, что Украина активно борется с Россией, «несет на своих плечах» всю тяжесть ведущейся, но не объявленной Западом войны. Но этот расчет оказался неверным. Частные кредиторы не пошли навстречу Украине.
Пять крупнейших частных кредиторов — международные финансовые компании «Franklin Templeton», «Blackrock», «PIMCO», «Fidelity Stone» и «Harbor» держат на балансе задолженность Украины на сумму 10 млрд долл. США6. Компания «Franklin Templeton» уже потеряла 30% своих вложений. Другие кредиторы Украины цифр не раскрывают, но их убытки сопоставимы. По этой причине ожидать от крупнейших частных кредиторов Украины того, что они пойдут ей на встречу в вопросе реструктуризации долга не приходиться. Максимум, на что они могли бы согласиться — это «простить» Украине проценты по кредитам. «Тело долга» Украина должна будет погасить в обозначенный соглашениями о кредитовании срок. То, что Украина не имеет фактических финансовых возможностей для того, чтобы сделать это, не останавливает частных кредиторов. Но частные кредиторы — далеко не единственная проблема, которую Украина должна решить для продолжения международного кредитования. МВФ потребовала от страны урегулирования вопроса о реструктуризации части внешнего долга перед Россией.
Однако для нашей страны такая реструктуризация крайне невыгодна. На практике она может означать потерю произведенных вложений.
Украина заявила о намерении реструктуризировать еврооблигации на сумму 3 млрд долл. США. Эти бумаги в 2013 году были приобретены Россией за счет средств ФНБ. Срок погашения еврооблигаций — 2015 г. Проценты по ним составляют 5% годовых. Украина объявила эту задолженность перед Россией «частной» и, опираясь на это противоправное основание, отказывается от выплаты.
Политические власти Украины пытаются отсрочить крах, нарушая тем самым выполнение своих внешнеэкономических обязательств. Для этого Верховной Радой Украины принят специальный закон, позволяющий приостановить выплаты по «реструктурируемому внешнему долгу»7. Так Верховная Рада собирается защищать экономику своей страны от неких «недобросовестных кредиторов»8, первым из которых подразумевается, конечно, Россия. Власти России заявляют о нелегитимности принятого на Украине закона.
Но выплаты кредиторам — далеко не единственное требование, которое МВФ предъявляет Украине для того, чтобы получать от него регулярные транши. МВФ требует от политических властей Украины сократить расходы на выплаты пенсий, на образование и на жилищно-коммунальное хозяйство (это приведет к дальнейшему росту тарифов на коммунальные услуги, который уже составляет 188% по сравнению с уровнем 2014 года).
Проводимая Украиной политическая линия может привести к обострению не только внешнеэкономических, но и внутриполитических проблем. Олигархи этой страны уже вступили в конфронтацию с осуществляемым политическим курсом, влекущим за собой разрушение промышленности и других отраслей экономики, в которые вложены их капиталы.
Президент Украины П. Порошенко находится сейчас в крайне сложном положении. Он вынужден слушаться своих внешних советчиков — выполнять указания МВФ, и, в то же время, внутри страны на него оказывают мощное давление украинские националисты. Рост политических протестов внутри страны ясно указывает на то, что у украинских националистов есть шанс провести очередной государственный переворот в стране и прийти к власти «с новым Майданом». Но имеющие сильные полити-
297
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ческие позиции внутри страны украинские националисты — сторонники прямой военной конфронтации с Россией. Насколько выгодна такая политическая позиция Западу — ответить пока трудно. Но ясно одно: содержать «фасадную демократию» Украины за свой счет Запад не намерен — в Европе достаточно стран, имеющих такие политические режимы, и ничего нового и особенно выдающегося в украинской ситуации нет.
Но для Киева еще не все потеряно. Экономику можно восстановить, возобновив отношения с бывшим «торговым партнером №1» — с Россией. Наработанные исторические экономические связи не потеряны, и в выгодах от сотрудничества с Россией никого из представителей украинских предпринимательских кругов убеждать не нужно — эти выгоды очевидны. Но, если Украина не откажется от своего антироссийского внешнеполитического курса, даже без очередной «оранжевой революции» — «нового Майдана» страну ожидают годы жизни по так называемому «Греческому сценарию» — жесткая экономия и постоянное ожидание неминуемого дефолта. Ведь уже сегодня вероятность дефолта в Украине оценивается выше, чем в 50%.
Экономике Украины мешает восстанавливать свои позиции и отсутствие единства в высших эшелонах власти. Несмотря на бурную патриотическую риторику, крупные украинские бизнесмены, на самом деле, стремятся активно отстоять, прежде всего, свои интересы, даже в ущерб экономике страны в целом.
При этом новые украинские власти пытаются, якобы, «навести порядок» и «приструнить» олигархов. Как сказал в одном из своих интервью Президент Украины П. Порошенко, «Гарантирую, что никто больше не попадет в списки Forbes, снимая сливки с использования возможностей государственных монополий, с традиционно коррупционной среды в газовом секторе. Государство ни для кого не будет больше дойной коровой. Дикий капитализм в этой области с принятием этого закона, соответствующих нормативных актов, должен закончиться. Хочу, чтобы это услышали повсюду: и в Киеве, и в Вене»9.
На самом деле П.Порошенко еще до своего официального избрания уже фактически пошел на сговор с крупным бизнесом. Об этом СМИ рассказал один из крупнейших украинских бизнесменов Д.Фирташ. По его словам, «каждый добился желаемого»: Д.Фирташ не допустил президентства Ю.Тимошенко, а П.Порошенко встал во главе государства. Сейчас же Президент Украины, под видом борьбы с олигархами, сам сводит счеты со своими конкурентами. Он подписал закон «О рынке газа», который запрещает бесплатно пользоваться государственными газораспределительными сетями. По словам аналитиков, первым «под колесо» этого закона может попасть, как раз, бизнес Д.Фирташа. Его компания «Газтэк» контролирует более двадцати предприятий, чей профиль — поставки газа в регионы Украины.
На очереди — и другие представители «старой гвардии» олигархов Украины. При этом рост внутриполитической напряженности в стране, сопряженный, в том числе, и с политическими убийствами, заставляет многих политологов говорить о начале «войны олигархов» за передел собственности на Украине.
Олигархи — собственники промышленных активов Украины, становятся сейчас теми, кто теряет больше всех. Но они либо уже поняли, либо начинают все более отчетливо понимать сложившуюся ситуацию в отношении себя, и то, как на них может отразится внешнеполитическое и внешнеэкономическое поведение Украины, если оно продолжит развиваться в том же направлении. Но олигархи Украины — это важная сила, и они обязательно найдут возможности защитить свои интересы, несмотря на конфронтацию с политической властью.
Первым сигналом борьбы за передел украинской собственности стал конфликт президента Порошенко с олигархом
Коломойским. Сначала Верховная Рада приняла поправки в закон «Об акционерных обществах» — о порядке проведения собраний и выплаты дивидендов в госкомпаниях. Решение затронуло компанию «УкрТрансНАФТА», совладельцем которой выступает группа «Приват» Коломойского. Она владеет пакетом акций «УкрТрансНАФТА» в 42%. По прежним нормам это позволяло блокировать проведение собрания акционеров и осложняло распределение прибылей госкомпаний, а так же выплаты дивидендов акционерам. Законодательные поправки снизили кворум с 60 до 50% плюс одна акция, и, тем самым, ограничили влияние Коломойского на компанию. В отставку был отправлен и менеджер этой госкомпании — ставленник олигарха. Но на этом Порошенко не остановился. Его указом Коломойский был смещен с должности губернатора Днепропетровской области. Причиной этого стало то, что, используя эту должность, Коломойский стал открыто реализовывать свои экономические интересы, не согласуя их с Порошенко. Во время военных действий на Украине Коломойский открыто финансировал «территориальные батальоны», которые не подчинялись Президенту Украины, как верховному главнокомандующему, что очень вредило его международному имиджу как «миротворца», поскольку «карманная армия» Коломойского продолжала боевые действия, несмотря на мирные заявления Порошенко на международной арене. Еще одна причина конфликта состоит в том, что Коломойский открыто призывал пересмотреть результаты приватизации на Украине, на заседаниях парламентских комиссий раскрывал нарушения, которыми сопровождалась продажа государственных активов. Коломойский предлагал забрать собственность у своих коллег-олигархов — Д.Фирташа и Р.Ахметова. Но по сути, Коломойский пытался подорвать всю систему собственности Украины, сложившуюся после распада СССР. Принадлежащая Коломойскому группа «Приват» оспорила в судах приватизацию пятидесяти процентов крупнейшей энергопоставляющей компании Украины — «Днепроблэнерго». Ее три года назад приобрел холдинг «Донбасская топливно-энергетическая компания», принадлежащий РАхметову. Ранее компании Коломойского уже обжаловали в суде сделки компаний Ахметова с корпорациями «Западэнерго» и «Днепрэнерго».
Война на востоке Украины принесла владельцам местных активов проблемы с логистикой, промышленным производством и товарооборотом. На этом фоне позитивную динамику показывают такие отрасли экономики как фармацевтика, пищепром и агропромышленный сектор. В целом Украина активно движется к тому, чтобы стать аграрной страной и поставщиком дешевой рабочей силы, утратив почти все свое промышленное производство и самостоятельную энергетику. В целом, такие тенденции в украинской экономике соответствуют интересам ЕС и США. Однако, тем же олигархам нужна Украина промышленная, т.к. превращение страны в аграрную означает для них серьезные потери. Точно так же невыгодным для них оказывается переход экономических промышленных активов в руки иностранных инвесторов, и, в частности, инвесторов из США, что уже наблюдается сегодня и приветствуется ныне действующими политическими властями Украины.
В результате на Украине складывается политическая и экономическая ситуация, при которой существуют значительные внутренние силы, заинтересованные в возврате добрых отношений с Россией, восстановлении экономических связей между Украиной и нашей страной. Антисоциальная политика, которую диктует Запад и МВФ, может привести к активной народной поддержке политических сил, выступающих за восстановление добрососедских отношений с Россией и отказ от прозападного политического курса. Этот путь мог бы спасти экономику Украины и постепенно вывести страну из глубокого кризиса.
Литература
1. Верховная Рада приняла закон о моратории на выплату внешнего долга / 16:15 19/05/2015 // http://www.aif.ru/politics/world/ verhovnaya_rada_prinyala_zakon_o_moratorii_na_vyplaty_vneshmh_dolgov (дата обращения 28.05.2015).
2. Краткие итоги взаимной торговли товарами и услугами России и Украины в январе-сентябре 2014 года // http://www.ved. gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_ru_trade/ (дата обращения 28.05.2015).
3. Матвеева М.А. Состояние экономики Украины в первом квартале 2015 года — кризис или крах? // АиФ «Экономика». — 2015. — 12 мая. — С. 3.
298
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
4. Программа «Геоэкономика» // Телеканал «Россия 24», 13.05.2015.
5. Удельный вес важнейших торговых партнеров в общем объеме импорта России в 2013 г. // http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_39/ IssWWW.exe/Stg/14-08.doc(дата обращения 28.05.2015)
6. Ukraine Crisis Fallout /May 25, 2015// http://www.bloomberg.com/topics/ukraine (дата обращения 28.05.2015)
1 Программа «Геоэкономика» // Телеканал «Россия 24», 13.05.2015.
2 Краткие итоги взаимной торговли товарами и услугами России и Украины в январе-сентябре 2014 года // http://www.ved.gov.ru/ exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_ru_trade/ (дата обращения 28.05.2015).
3 Удельный вес важнейших торговых партнеров в общем объеме импорта России в 2013 г. // http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_39/IssWWW. exe/Stg/14-08.doc (дата обращения 28.05.2015)
4 Краткие итоги взаимной торговли товарами и услугами России и Украины в январе-сентябре 2014 года // http://www.ved.gov.ru/ exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_ru_trade/ (дата обращения 28.05.2015).
5 Матвеева М.А. Состояние экономики Украины в первом квартале 2015 года — кризис или крах? // АиФ «Экономика», 12 мая 2015 г. С. 3.
6 Ukraine Crisis Fallout /May 25, 2015// http://www.bloomberg.com/topics/ukraine
7 Верховная Рада приняла закон о моратории на выплату внешнего долга / 16:15 19/05/2015 // http://www.aif.ru/politics/world/verhovnaya_ rada_prinyala_zakon_o_moratorii_na_vyplaty_vneshnih_dolgov (дата обращения 28.05.2015).
8 Верховная Рада приняла закон о моратории на выплату внешнего долга / 16:15 19/05/2015 // http://www.aif.ru/politics/world/verhovnaya_ rada_prinyala_zakon_o_moratorii_na_vyplaty_vneshnih_dolgov (дата обращения 28.05.2015).
9 Программа «Геоэкономика» // Телеканал «Россия 24», 13.05.2015.
развитие экономики Узбекистана на основе инновационной деятельности
Ф.Б. Шакирова,
преподаватель кафедры экономических наук Налоговой академии Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (г. Ташкент)
В статье рассматриваются вопросы стабильного развития экономики Узбекистана на основе прочного структурно-инновационного потенциала. Рассматриваются вопросы поддержания и повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе развития экономики знаний. Освещены вопросы совершенствования финансово-инвестиционной и нормативно-правовой политики, стимулирующей модернизацию и технологическое перевооружение реального сектора, развития наукоемких производств и перевода экономики в целом на инновационную модель.
Ключевые слова: Узбекистан, национальная экономика, инновация, инновационная деятельность, экономический рост, инвестиция, инвестиционно-инновационный потенциал, инновационная модель.
УДК 338.22.01(575.2)
В условиях глобализации экономики значительно возрастает зависимость национальных хозяйств от мирового рынка и факторов, определяющих его развитие. Ускоренными темпами развивается научно-технический потенциал и возрастает интеллектуализация основных факторов производства. Инновационная деятельность фактически стала главным движущим механизмом экономического роста, что привело к усилению международной конкуренции в этой области и побудило многие страны к увеличению затрат на НИОКР, на новейшие технологии и продвижение инновационной продукции для обеспечения лидерства в условиях формирующейся глобальной экономики. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, в передовых формах организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП1. Внедрение нововведений стало ключевым фактором рыночной конкуренции, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании новых, более эффективных продуктов и технологий. Это, в свою очередь, определяет не только перспективы хозяйственного роста, но и служит показателем уровня экономической независимости и благосостояния страны, ее национального статуса.
Современный Узбекистан является частью мирового экономического сообщества, поэтому происходящие интеграционные процессы на международном рынке требуют от национальной экономики создания новых стимулов и перспектив для устойчивого роста экономики, развития структурно-инновационного потенциала, как прочной основы стабильности страны.
Республика Узбекистан — одна из стран СНГ, которая занимает первое место в Центральной Азии по численности населения (около 31 млн человек2) и темпам экономического роста (более 8% в год). До недавнего времени экономика Узбекистана
имела сырьевую направленность: основными производимыми и поставляемыми в другие страны товарами являлись хлопок-сырец, газ, золото, каракуль, шелковичные коконы, фрукты и овощи. После провозглашения независимости 1 сентября 1991 года Правительством Узбекистана был принят курс на переход к социально-ориентированной рыночной экономике. За годы независимости была произведена диверсификация экономики, устранена монокультурность хлопка, обеспечена зерновая и энергетическая независимость государства, развиты новые отрасли промышленности, такие как автомобилестроение, фармацевтика, информационные технологии и др., созданы условия для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, а также льготный режим для деятельности иностранных инвесторов. В стране, где проживают представители более ста национальностей, все реформы проводились на фоне политической стабильности республики, постоянства государственной власти в выборе направлений реформирования, поддержания системы поэтапного, постепенного перехода на рыночную экономику, что дало свои экономические результаты. С 1996 года в экономике Узбекистана наблюдаются положительные темпы роста ВВП по сравнению с показателями предыдущего года. Мировой финансово-экономический кризис стал испытанием на прочность для экономики многих государств, в том числе развитых. Однако в Узбекистане, даже в годы мирового кризиса, благодаря своевременно принятой Правительством Антикризисной программы3, темпы экономического роста сохранялись в пределах 8-9%.
Как свидетельствуют данные таблицы за период 20112014 гг. темпы роста ВВП Узбекистана сохранялись на достаточно высоком уровне (в среднем 8,2%), государственный бюджет исполнялся с профицитом (начиная с 2005 г.), уровень инфляции составляет около 6,8%, а инвестиции в основной капитал имеют положительную тенденцию роста4.
299