220
ВЛАСТЬ
2 014'10
URL: http://www.opendemocracy.net/anton-shekhovtsov/response-to-cas-mudde%E2%80%99s-Ukraine-Far-RIght-How-Real-Russia (accessed 05.09.2014).
Umland A. A Typical Variety of the European Right-Wing Extremism? Four Features of the All-Ukrainian Union «Svoboda» in Comparative Perspective. — Forum noveyshey vostochnoevropeyskoy istorii i kultury. 2013. No 1. P. 135-150. URL: http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss19.html (accessed 05.09.2014).
Umland A., Shekhovtsov A. 2014. Ukrainian Right-Wing Radicals, European Integration and the Neo-Fascist Threat. — Polit.ru. 21 May. URL: http://polit.ru/article/2014/05/21/ukraine/ (accessed 05.09.2014).
БАРДИН Андрей Леонидович — младший научный сотрудник Центра социально-экономических и социально-политических исследований, Институт мировой экономики и международных отношений РАН(117997, Россия, г. Москва, ул. Профсоюзная, 23; [email protected])
ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ И ВСЕМИРНОГО БАНКА В УКРАИНЕ
Аннотация. В статье представлен взгляд на политический кризис в Украине через призму долговых механизмов влияния, с помощью которых международные финансовые институты - МВФ и Всемирный банк -оказывают весьма значительное влияние на ситуацию в стране. Ключевые слова: МВФ, Всемирный банк, Россия, Украина, реформы
Деятельность МВФ и Всемирного банка в Украине отражает целый ряд важных аспектов и особенностей политических действий этих международных финансовых институтов. Можно констатировать, что политические процессы в Украине и вокруг нее развивались бы несколько иначе, если бы МВФ и Всемирный банк не оказывали постоянное прямое и косвенное давление на украинское руководство. Можно также сказать, что без значительных кредитов, предоставленных международными финансовыми институтами, новый политический режим, возникший в Украине после переворота/революции в феврале 2014 г., не удержался бы у власти из-за государственного дефолта и связанных с ним серьезнейших социальных потрясений. Даже войну с ополченцами юго-востока Украины прозападному правительству вести было бы не на что, и общая внутри- и внешнеполитическая ситуация в Украине была бы совсем другой. Поэтому роль МВФ и Всемирного банка в политических процессах в Украине заслуживает пристального внимания и особого анализа.
Переломной точкой политического кризиса в Украине стал отказ президента страны В. Януковича на саммите ЕС в ноябре 2013 г. подписать соглашение об ассоциации с ЕС, связанное с получением кредита МВФ в размере 17 млрд долл. Свой отказ от немедленного подписания соглашения об ассоциации с ЕС (предполагалось, что это подписание будет отсрочено) Янукович мотивировал тем, что подобная позиция «была бы антинародной» и «противоречила национальным интересам Украины»1. Янукович предпочел предложенный Россией заем в 15 млрд долл. и 33-процентную скидку на поставки природного газа из России.
История взаимодействия Украины при Януковиче с МВФ и Всемирным банком и до этого момента была непростой, а переговоры с этими организациями — напряженными. Главным камнем преткновения в них выступали крайне жесткие требования последних. Так, в 2010 г. президент наложил вето на проведение налоговой реформы, которой требовал МВФ. В 2011 г. аналогичное решение было принято в отношении таких требований Фонда, как проведение непопулярной пенсионной реформы (предусматривавшей, среди прочего, повышение пенсионного возраста и увеличение срока страховых отчислений на накопительную часть пенсии на 10 лет)
1 Янукович: Украина не должна заключать договор об ассоциации с ЕС. - РИА Новости. 02.04.2014. Доступ: http://ria.ru/world/20140402/1002260782.html (проверено 15.09.2014).
и резкое повышение цен на газ. Из-за твердой позиции правительства Януковича по этим вопросам кредит МВФ так и не был согласован.
Всплеск внутриполитической напряженности, связанный с требованием ряда акторов, чтобы Украина сделала «европейский выбор», привел к приходу к власти 27 февраля 2014 г. нового правительства А. Яценюка, занимающего прозападную позицию. После этого переговоры с международными финансовыми институтами получили принципиально новое содержание; в страну была срочно направлена миссия МВФ, составившая собственную оценку ситуации в стране и сформировавшая предложения по реформам, которые ей придется провести для получения кредита.
После проведения в Украине президентских выборов и прихода к власти П. Порошенко в мае 2014 г. МВФ в рамках неофициальных консультаций, о которых сообщалось в прессе, подтвердил свою полную поддержку новой власти. В этом контексте представитель Фонда в Украине Жером Ваше сделал важное заявление: «Украина всегда своевременно отдавала ссуды и выполняла обязательства перед Международным валютным фондом. Но мы не видели преданности реформам, поэтому и предоставляли суммы меньше, чем предусматривалось»1. С приходом новой власти, готовой к активным реформам (по лекалам МВФ), эта ситуация очевидным образом изменилась. Так, Реза Могадам, директор Европейского департамента МВФ, после визита в Украину отметил, что был «весьма впечатлен решимостью властей, их чувством ответственности и приверженностью к проведению экономических реформ и прозрачности»2. Столь резкий переход от осуждения к похвале — яркий индикатор давления, которое Фонд оказывает на страны-заемщики.
Примечателен в этом отношении доклад Фонда о предоставлении Украине кредита. В разделе «Риски программы»3 подчеркивается чрезмерная, по мнению сотрудников Фонда, зависимость Украины от России, от которой следует избавляться. В докладе отмечается, что в целом Украина «выбрала курс на более глубокую интеграцию с экономиками других стран» и Фонд намерен его поддерживать. То есть, в официальном документе Фонда содержится прямое указание на его заинтересованность не только в экономической, но и в политической переориентации Украины с российского на западные рынки, что является одним из инструментов политического давления на руководство страны. Более того, как показывает анализ этого и других документов, фактически МВФ и Всемирный банк способствовали и способствуют внешнеполитической переориентации Украины, ее отходу от России и тесному сближению с западными странами, включая США, ЕС и НАТО. Тем самым возникли предпосылки для самой большой конфронтации между Востоком и Западом со времен «холодной войны».
В рамках программы МВФ в Украине в 2014 г. началась реализация серии реформ, которые, как полагают многие эксперты, не принесут желаемого результата, а лишь усугубят положение страны, как это произошло в Греции. Так, с 1 мая 2014 г. во исполнение условий кредита МВФ цена на газ в Украине была повышена в среднем на 56% для населения и на 40% для предприятий тепловой коммунальной энергетики, а также был введен плавающий курс гривны. Правительство сократило расходы бюджета 2014 г. на 26,5 млрд грн. На весь 2014 г. была заморожена минимальная заработная плата, пенсии и социальные выплаты, сокращены субсидии для предприятий государственного сектора, расходы на государственные закупки. Следует отметить, что эти меры нельзя назвать очень уж жесткими; в отличие от Греции, от Украины не потребовали снижения зарплат бюджетникам, минимальной заработ-
1 Представитель МВФ: Украинский креатив - лучшая гарантия. - Укринформ. 13.06.2014. Доступ:
http://www.ukrinform.ua/rus/news/predstavitel_mvf__ukrainskiy_kreativ___luchshaya_garantiya_l64l249
(проверено 15.09.2014).
2 Statement by IMF European department director Reza Moghadam on his visit to Ukraine. - Press release No 14/87. 07.03.2014. URL: http://www.imf.org/ external/np/sec/pr/2014/pr1487.htm (accessed 15.09.2014).
3 Risks to the Program. Ukraine: Request for Stand-by Arrangement: staff report; supplement; staff statement; press release; and statement by the Executive Director for Ukraine. - International Monetary Fund. 01.05.2014. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2014/cr14106.pdf (accessed 15.09.2014).
ной платы и социальных выплат. Тем не менее общественное недовольство и этими ограничениями уже достигло достаточно высокого уровня. По оценкам экспертов Всемирного банка, неизбежный при данных мерах спад внутреннего потребления может достичь показателя в 8%, что вкупе со снижением объема инвестиций в производство будет отрицательно влиять на экономическую динамику, а по данным аналитического центра Bretton Woods Research негативный эффект для населения будет усугубляться средним повышением ставки индивидуального подоходного налога на 47—66% в результате выполнения требований МВФ1. Уже сегодня очевидно, что реальный экономический спад в Украине куда сильнее, чем предполагали эксперты.
Однако наиболее яркий пример политического воздействия международных финансовых организаций на Украину в стремлении ее переориентации на Запад — это их влияние на регулирование сельскохозяйственного комплекса страны.
Сельское хозяйство — одна из опор украинской экономики. Украина является третьим по величине экспортером кукурузы в мире и пятым по величине экспортером пшеницы, ее называют «хлебной корзиной Европы». Захват этой «корзины» может иметь далеко идущие геополитические последствия, включая усиление продовольственной и политической зависимости от ведущих стран Запада не только Украины, но и других стран, в т.ч. стран Ближнего Востока и России.
Так, в число условий предоставления кредита МВФ вошла отмена льгот для агропромышленного комплекса Украины и его перевод на обычный режим налогообложения. Виктор Медведчук, лидер общественного движения «Украинский выбор», высказал мнение, что эти меры приведут к серьезному ухудшению положения украинского сельского хозяйства, сравнив текущую ситуацию на Украине с ситуацией в Руанде в 1980-х гг. Тогда эта республика после нескольких лет неурожая была вынуждена обратиться за кредитом МВФ. Фонд предоставил заем, одним из условий которого была отмена субсидий аграрному комплексу страны, что нанесло ему тяжелый удар2. В. Лапа, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса, полагает, что в результате отмены льгот развитие сельского хозяйства остановится, но для животноводства последствия будут куда более тяжелыми. И. Сабий, член комитета ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений, придерживается мнения, что отмена льгот по НДС для агропромышленного комплекса означает уничтожение единственного фактора, способствовавшего его выживанию, и отражает стремление ЕС и США понизить конкурентоспособность украинского агропромышленного комплекса3.
С другой стороны, ряд фактов говорят о том, что политическое давление, оказываемое на агропромышленный комплекс Украины, может свидетельствовать о стремлении МВФ и Всемирного банка заставить Украину снять ряд барьеров, ранее ограничивавших доступ на рынок страны ряда крупных западных компаний. Этому вопросу посвящен доклад группы аналитиков Оклендского института (США) под названием «Прогуливаясь по западной стороне: Всемирный банк и МВФ в украинском конфликте»4, опубликованный 28 июля 2014 г. В докладе утверждается, что международные финансовые институты продвигают на Украине интересы крупных западных сельскохозяйственных корпораций через отмену ряда мер государственного контроля над отраслью и посредством политики, поощряющей приобретение данными корпорациями украинских земель. Так, Украина является одним из десяти участников новой экспериментальной программы Всемирного банка «Критерии
1 Цит. по: Rapoza K. Ukraine Welcomes IMF Austerity Regime. - Forbes. 03.28.2014. URL: http://www. forbes.com/sites/kenrapoza/2014/03/28/ukraine-welcomes-imf-austerity-regime/ (accessed 15.09.2014).
2 МВФ против аграриев - необъявленная война. - Сайт проекта «Украинский выбор». 17.05.2014. Доступ: http://vybor.ua/article/economika/mvf-protiv-agrariev-neobyavlennaya-voyna.htmi (проверено 15.09.2014).
3 Во сколько обойдется кредит МВФ аграрному сектору Украины. - Forbes Украина. 08.05.2014. Доступ: http://forbes.ua/business/1370714-vo-skolko-obojdetsya-kredit-mvf-agrarnomu-sektoru-ukrainy (проверено 15.09.2014).
4 Walking on the West Side: the World Bank and the IMF in the Ukraine Conflict. 2014. - The Oakland Institute. URL: http://www.oaklandinstitute.org/walking-west-side-world-bank-and-imf-ukraine-conflict (accessed 15.09.2014).
агропромышленного бизнеса», в рамках которой Банк всячески подталкивает ее к проведению упомянутых реформ (используя для этого такие инструменты, как рейтинги открытости страны для бизнеса, делового климата и т.д.). Одним из наиболее ярких примеров в этом отношении является тот факт, что в требованиях международных финансовых институтов к Украине содержится пункт, согласно которому стране придется отменить действовавший до настоящего времени запрет на выращивание в стране генно-модифицированных сельскохозяйственных культур. В результате, говорят авторы доклада, доступ к украинскому рынку получат такие гиганты производства семян, как «Монсанто» и «Дюпон», чьи интересы активно лоббирует госдепартамент США1.
Предоставление Украине кредита МВФ стало уникальным событием в истории Фонда; никогда ранее МВФ не выделял финансирование странам, находящимся в состоянии открытого внутреннего вооруженного конфликта. Это противоречит внутренним правилам организации, т.к. существует опасность, что полученные страной-заемщиком деньги будут направлены на финансирование военных действий, что, по сути, и происходит в Украине. Так, 25 августа 2014 г. министр финансов страны А. Шлапак объявил, что «спецоперация» на востоке страны привела к исчерпанию всех выделенных на нее средств2. Более того, несмотря на все огромные политические риски, существующие в сегодняшней Украине, включая возможность распада страны, МВФ и Всемирный банк упорно продолжают кредитовать украинское правительство. Очевидно, что здесь решающую роль играет не столько экономическая и финансовая целесообразность, сколько геополитические соображения и стремление любой ценой «привязать» Украину к Западу, оторвать ее от России, нанеся последней максимальный политический и экономический урон.
В связи с этим фактор внешнего долга в украинском кризисе приобретает особый характер. Так, в случае развития событий по негативному сценарию (потеря Киевом контроля над восточными регионами) любые требования, предъявляемые к нему об участии в возврате, например, кредита МВФ, будут автоматически означать признание легитимности новообразованного государства, на что Киев пойти не сможет. Таким образом, в современных условиях долговой фактор (речь здесь идет не только о кредите МВФ, но и в целом о внешнем долге Украины) можно считать одним из стимулирующих процессы дезинтеграции, т.к. восточные области, выступающие против центрального правительства, вовсе не намерены платить по его долгам.
В этом отношении примечательна и позиция, высказанная некоторыми сторонниками федерализации Украины. Так, в интервью информационному агентству «Интерфакс» «народный губернатор» Донецкой народной республики П. Губарев заявил: «...предоставление дальнейших траншей в рамках политики "чрезвычайного доступа к ресурсам фонда" будет напрямую зависеть от степени контроля Киевом территории регионов Украины, что в современных реалиях означает прямое соотношение от "успешности" результатов карательной операции украинской армии <...> Представляется, что МВФ в лице его руководства должно либо немедленно прекратить финансирование терроризма и агрессивной войны в Европе и отмежеваться от этих преступных решений, либо полностью разделить ответственность с киевскими палачами за последствия своих решений»3. Подобная артикуляция воздействия МВФ на политическую ситуацию в стране в этом заявлении отражает еще один фактор, влияющий на развитие этой ситуации: Фонд в глазах сторонников федерализации страны предстает как организация, сотрудничающая с властью, совершающей преступления против своего же народа, а следовательно не имеющая легитимности.
1 См.: Кредит МВФ открывает рынок Украины для ГМО-продуктов: доклад. - Взгляд. 25.08.2014. Доступ: http://www.vz.rU/news/2014/8/25/702045.html (проверено 15.09.2014).
2 Минфин Украины: С 1 августа платить военным будет нечем. - Ведомости. 25.07.2014. Доступ: http://www.vz.rU/news/2014/7/25/697192.html (проверено 15.09.2014).
3 Народный губернатор Донецкой народной республики П.Губарев: «Теперь мы свободны и независимы от киевской хунты». - Интерфакс Россия. 19.05.2014. Доступ: http://www.interfax-russia.ru/exclusives. asp?id=500894 (проверено 15.09.2014).
Важно также отметить, что вопрос об объявлении или не объявлении военного положения в Украине, который имеет далеко идущие последствия не только для украинской, но и для мировой политики, также непосредственно связан с условиями кредитования со стороны МВФ и Всемирного банка. Объявление военного положения в Украине или на части ее территории (на юго-востоке), на котором настаивает ряд украинских политиков, например Ю. Тимошенко, сопряжено с прекращением предоставления кредитов, поскольку в этом случае Украина прямо становится воюющим государством. Именно поэтому П. Порошенко, несмотря на настойчивые призывы со стороны наиболее радикальных украинских политиков, не объявил военное положение. Это обстоятельство, помимо прочего, наглядно демонстрирует степень влияния МВФ и Всемирного банка на внутреннюю и внешнюю политику государств, которые вступают с этими международными институтами в тесные отношения.
Давление США на МВФ, сложная военная ситуация, позиция ЕС являются факторами, усугубляющими сложный узел политических противоречий между участвующими в этой ситуации политическими и финансовыми акторами. С одной стороны, по правилам МВФ выделять находящейся в состоянии гражданской войны Украине второй транш кредита нецелесообразно; с другой — интересы западных государств и тяжелое положение Украины требуют неотложной финансовой помощи. Почти половина внешнего долга страны (около 70 млрд долл., значительную часть которой как раз и составляют кредиты МВФ и Всемирного банка; еще большие суммы страна должна лишь американским инвестиционным фондам1) подлежит уплате уже в ближайшие годы, и без новых заимствований эти средства вернуть будет невозможно, т.е. Украина оказалась в сильнейшей долговой зависимости от международных финансовых организаций.
Таким образом, пример Украины является весьма показательным с точки зрения переплетения политических и финансовых интересов в деятельности МВФ и Всемирного банка. Этот пример показывает, с одной стороны, важную роль этих организаций не только как финансовых, но и как политических акторов, непосредственно влияющих на политическую ситуацию в Украине, а с другой — демонстрирует влияние США и других западных государств на их деятельность.
BARDIN Andrey Leonidovich, Junior Researcher of the Centre for the Comparative Socio-Economic and Socio-Political Studies, Institute of World Economy and International Relations, RAS (Profsojuznaja str., 23, Moscow, Russia, 117997; [email protected])
POLITICAL ASPECTS OF ACTIVITY OF THE INTERNATIONAL MONETARY FUND AND THE WORLD BANK IN UKRAINE
Abstract. The article offers a view on the contemporary political crisis in Ukraine through the prism of the debt mechanisms which are used by IMF and the World Bank. Keywords: IMF, World Bank, Russia, Ukraine, reforms
1 Тратас С. МВФ и другие кредиторы Украины. - ИТАР ТАСС. 28.08.2014. Доступ: http://itar-tass.com/ ортюш/2230 (проверено 15.09.2014).