Научная статья на тему 'Геоэкологическая оценка антропогенной модификации ландшафтов Чеченской республики'

Геоэкологическая оценка антропогенной модификации ландшафтов Чеченской республики Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
299
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ / ТЕХНОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ / АНТРОПОЭКОСИСТЕМА / АНТРОПОГЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛАНДШАФТОВ / АГРОЛАНДШАФТ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Заурбеков Шарпутди Шамсутдинович, Братков Виталий Викторович, Бекмурзаева Луиза Руслановна

В статье дается комплексная геоэкологическая оценка антропогенного воздействия на ландшафты Чечни, проводится ранжирование ландшафтов по их состоянию, составлена оценочная карта антропогенной модификации ландшафтов территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Заурбеков Шарпутди Шамсутдинович, Братков Виталий Викторович, Бекмурзаева Луиза Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геоэкологическая оценка антропогенной модификации ландшафтов Чеченской республики»

УДК 911.5

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АНТРОПОГЕННОЙ МОДИФИКАЦИИ

ЛАНДШАФТОВ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Заурбеков Ш.Ш., Братков В.В.*, Бекмурзаева Л.Р.

Грозненский государственный нефтяной институт ^Московский государственный университет геодезии и картографии

В статье дается комплексная геоэкологическая оценка антропогенного воздействия на ландшафты Чечни, проводится ранжирование ландшафтов по их состоянию, составлена оценочная карта антропогенной модификации ландшафтов территории.

This authors of the article give a comprehensive geoecological assessment of the human impact on Chechen landscapes, They held the landscapes ranking according their condition, made the evaluative map of the anthropogenic modification of the area landscapes.

Ключевые слова: Чеченская Республика, антропогенный ландшафт, техногенный ландшафт, антропоэкосистема, антропогенные изменения ландшафтов, агроландшафт, геоэкологический мониторинг.

Keywords: Chechen Republic, anthropogenic landscape, man-made landscape, anthropoekosystem, manmade changes in landscapes, agrolandscape, geo-environmental monitoring.

Термин «геоэкология», введенный в широкий обиход немецким географом К. Троллем в 1939 г., в настоящее время стал основой для изучения и оценки влияния хозяйственной

деятельности человека на природную среду. Последнее понятие сейчас укоренилось не только среди специалистов в области окружающей среды, но и введено в практику природоохранной деятельности в виде ежегодных публикаций о ее состоянии. Поэтому под геоэкологическими проблемами в географической литературе понимаются проблемы, связанные с влиянием хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Природная, или естественная, среда - это природное окружение человека: литосфера, гидросфера, геокосмос (атмосфера, магнитосфера, околоземное пространство), биосфера, ландшафтная оболочка. Естественная среда в настоящее время сильно изменена различными видами деятельности человека, поэтому под ней следует понимать наше природное окружение не в его первозданном состоянии, а с учетом тех деформаций, которые в нем происходили под воздействием человека [1, 4].

Для оценки влияния человека (антропогенной нагрузки) на природную среду необходима разработка методик, которые позволяли бы давать качественную и/или количественную меру этого воздействия. Эта задача довольно успешно решена для таких компонентов природной среды, как атмосфера и гидросфера. Так, имеются многочисленные и разнообразные методики, позволяющие не только оценить уровень загрязнения воздуха и водных объектов, но и нормировать уровень загрязнения этих сред. В то же время для оценки состояния объектов биосферы существуют лишь общие показатели; к ним обычно относят уровень фито- и зооразнообразия. Сравнивая эти показатели через определенные промежутки времени, можно судить об уровне воздействия человека на биоту региона.

Наиболее сложной и до конца не решенной проблемой является комплексная оценка антропогенного воздействия на природную среду. Для этих оценок в настоящее время используются ландшафтные карты. Они отражают размещение природно-территориальных комплексов (от наиболее низких до наиболее высоких их рангов) и их пространственное соотношение [7]. Составление ландшафтных карт до недавнего времени опиралось на полевые исследования природно-территориаль-ных комплексов (ПТК) и разные исходные принципы классификации и систематики ландшафтов. В результате карты, составленные на одну и ту же территорию разными авторами, зачастую существенно отличаются как набором единиц, так и их контурами. В настоящее время для составления ландшафтных карт стали активно использоваться данные дистанционного зондирования и автоматизированные методы их обработки, что ведет к уменьшению субъективизма при их составлении.

Второй проблемой, с которой сталкиваются при оценке антропогенного воздействия, является отсутствие единого определения термина «антропогенная нагрузка» применительно к ландшафту. Под нагрузкой на ландшафт в общем смысле понимается мера антропогенного (техногенного) воздействия на ландшафт. Термин пришел из инженерной лексики вместе с такими понятиями, как устойчивость, стабильность и др., используемые для характеристики процессов и явлений, возникающих в ландшафте под влиянием деятельности человека. А. Г. Исаченко [5] отмечает, что «антропогенная нагрузка» рассматривается как количественная мера воздействия на геосистему или на ее компоненты, выражаемая в натуральных абсолютных или относительных (удельных) показателях и отнесенная к периоду, в течение которого воздействие сохраняло стабильный характер. Б. И. Кочуров [6] считает, что антропогенная нагрузка на ландшафт оценивается по видам использования земель и характеру заселения территории (плотность сельского и городского населения). Понятие «вид использования земель» рассматривается им как с точки зрения сочетания территории и технических систем, располагающихся на этой территории, так и с точки зрения антропогенного, главным образом технического, действия на природу, то есть с экологической позиции.

По нашему мнению, несмотря на эти расхождения во взглядах, можно отметить, что геоэкологическая оценка подразумевает оценку современного состояния ландшафтов на основе анализа определенных нагрузок на них. При этом следует опираться на такие

устоявшиеся в ландшафтоведении определения ландшафта, как:

- природный - ландшафт, формирующийся или сформировавшийся под влиянием только природных факторов, не испытавший влияния деятельности человека;

- антропогенный - ландшафт, свойства которого обусловлены деятельностью человека. По соотношению целенаправленных и непреднамеренных изменений различают преднамеренно измененные и непреднамеренно измененные ландшафты; в рамках этой категории выделяют также культурный ландшафт - сознательно измененный хозяйственной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей и постоянно поддерживаемый в нужном для него состоянии;

- техногенный, или антропоэкосистема - разновидность ландшафта, где человек и его промышленная деятельность выступают центральным элементом, определяющим функционирование и структуру ландшафта.

На основе этих определений становится возможным ранжировать территорию по современному состоянию ландшафтов. Так, природные ландшафты в настоящее время сохранились лишь в относительно недоступных для человека местах, но и они, тем не менее, испытывают незначительные нагрузки циркуляционных потоков. К природным ландшафтам относят также территории, в пределах которых на долю антропогенно-модифицированных комплексов приходится не более 5-10% территории всего ландшафтного контура [2]. К антропогенным ландшафтам следует относить комплексы, где имеется ограниченная хозяйственная деятельность, которая затрагивает преимущественно биоту: умеренный выпас скота, небольшие по площади и объему древесины рубки леса и т.д. К техногенным ландшафтам относятся комплексы, в пределах которых проводится добыча полезных ископаемых, а также находятся населенные пункты городского типа. Здесь отмечается наиболее глубокая трансформация комплексов, затрагивающая не только биоту, но и литогенную основу.

Приведенные выше базовые определения не всегда охватывают все многообразие явлений и процессов, протекающих в природных комплексах. Поэтому зачастую между основными категориями ПТК по уровню антропогенной преобразованности необходимо вводить дополнительные, например, природно-антропогенные. К ним, например, следует относить агроландшафты: как показали события последних десятилетий, в случае уменьшения или полного отсутствия антропогенной нагрузки они на протяжении 5-10 лет могут восстанавливаться до состояния природных.

В соответствии с данными подходами на основе ландшафтной карты была составлена оценочная карта антропогенной модификации ландшафтов территории Чеченской Республики. Основой для ее создания послужила карта природных ландшафтов, составленная при выполнении НИОКР «Создание геоэкологического атласа Чеченской Республики», заказчиком которой выступил Комитет Правительства Чеченской республики по экологии. При составлении ландшафтной карты в качестве основы была использована ландшафтная карта Северо-Восточного Кавказа, разработанная В. В. Братковым [2] в масштабе 1:500 000. Для уточнения контуров ландшафтов и современного состояния использовались современные данные дистанционного зондирования. Оценка состояния ландшафтов уточнялась также на основе разнообразных современных статистических данных.

На территории ЧР получили распространение 2 класса ландшафтов: равнинные и предгорно-холмистые и горные. В равнинной части, наряду с зональными равнинными умеренными аридными и равнинными и холмистыми теплоумеренными и умеренными семиаридными, имеются также гидроморфные и субгидроморфные типы ландшафтов. В горной части распространены следующие типы: горные умеренные гумидные, горные

умеренные семигумидные, горные умеренные семиаридные, горные холодноумеренные, высокогорные луговые, высокогорные субнивальные и гляциально-нивальные (табл., рис. 1).

Таблица

Систематика ландшафтов Чеченской Республики

Классы Типы Подтипы

Равнинные умеренные аридные Пустынные и полупустынные

Равнинные и холмистые теплоумеренные и умеренные семиаридные Степные

Гидроморфные и субгидроморфные Дельтовые и пойменные

Горные Нижнегорно- лесные

Среднегорно- лесные

Горные умеренные, гумидные Горные умеренные семигумидные Горно- котловинные кустарниково- лугово-степные

Равнинные и предгорно- Низкогорные лесокустарниково-лугово-степные

холмистые Горные умеренные семиаридные Горно- котловинные кустарниково- степные

Горные холодноумеренные Верхнегорные лесные и послелесные

Высокогорные

субальпийские кустарниково- луговые

Высокогорные луговые Высокогорные альпийские кустарниково- луговые

Высокогорные субнивальные

Гляциально- нивальные Гляциально- нивальные

Рис. 1. Природные ландшафты территории Чеченской Республики

Рис. 2. Антропогенная модификация ландшафтов Чеченской Республики

При анализе геоэкологического состояния ландшафтов мы исходили из того, что в пределах разнотипных ландшафтов существенно различаются условия для хозяйственной деятельности. Поэтому минимальный ранг получили ландшафты, в которых хозяйственная деятельность крайне затруднена наименее благоприятными внутриландшафтными условиями, - гляциально-нивальные и субнивальные. Эти ландшафты находятся в состоянии, наиболее близком к природному, к тому же здесь отсутствует население на протяжении всего года, поэтому они отнесены к категории природных (рис. 2).

К категории слабоизмененных ландшафтов относятся все высокогорные луговые ландшафты, большая часть горных умеренных гумидных и равнинных аридных ландшафтов. В пределах высокогорных луговых ландшафтов основным видом антропогенной нагрузки является выпас, который в последние десятилетия существенно уменьшился. Аналогичная ситуация отмечается и в северной части ареала умеренных аридных ландшафтов. Горные умеренные гумидные ландшафты хотя и пострадали в это же самое время, особенно в связи с боевыми действия, тем не менее не утратили свои средообразующие функции. Косвенным подтверждением этого является слабое развитие опасных природных процессов в горной части ЧР в последние годы (селей и оползней).

К категории среднеизмененных ландшафтов относятся в первую очередь горные умеренные семигумидные ландшафты, которые на территории ЧР были заселены издревле. В результате эти ландшафты подвергались довольно интенсивной нагрузке в виде выпаса в пределах травяных ПТК и рубок в пределах ПТК с лесным характером растительности. Косвенным индикатором этих процессов является наличие большого количества развалин, отмеченных на крупномасштабных топографических картах. Рубки и выпас не могли не сказаться на состоянии почвенного покрова, который в горных условиях характеризуется большей уязвимостью. Наряду с горными умеренными семигумидными ландшафтами средняя степень изменения характерна для горных умеренных гумидных ландшафтов в районах, где они соседствуют с семигумидными. Частые рубки здесь привели к тому, что лесная растительность заменяется послелесной -кустарниковыми зарослями и послелесными лугами. Аналогичная ситуация отмечается также в наиболее заселенной восточной части республики в пределах нижнегорно-лесных ландшафтов (Ножай-Юртовский район). Что касается равнинных аридных ландшафтов, прилегающих к левому берегу Терека, а также дельтовых и пойменных, то здесь в недалеком прошлом проводились активные мелиоративные работы, в результате чего отмечалось негативное влияние не только на коренную растительность, но и на почвенный покров. К тому же эти ландшафты более заселены по сравнению с горными, что также неблагоприятно сказывается на их состоянии.

К категории сильноизмененных относятся низкогорные лесо-кустарни-ково-луговые ландшафты Сунженского и Терского хребтов, поймы Терека и наиболее крупных его притоков, а также отдельные участки степных ландшафтов, примыкающих к горному сооружению Большого Кавказа. В пределах низкогорных хребтов, кроме выпаса скота и умеренных рубок, осуществлялись строительство линейных сооружений, а также точечная добыча нефти. Все эти виды антропогенной деятельности привели к изменению не только биоты, но также почвенного покрова и частично литогенной основы. Аналогичная ситуация характерна также для гидроморфных и субгидроморфных ландшафтов, пойменных ландшафтов. Что касается горных семиаридных ландшафтов, то они, так же, как и горные умеренные семигумидные, были заселены издревле, в результате чего и подверглись существенной трансформации.

Наконец, максимальную степень модификации имеют равнинные семиаридные (степные) ландшафты, получившие распространение от северных склонов Черных гор до правого берега р. Терека. Это наиболее благоприятные для проживания и ведения разнообразной деятельности ландшафты не только на территории ЧР, но и на всем

Северном Кавказе. Их освоение, в основном сельскохозяйственное, началось с конца XVIII века, а в ХХ веке здесь были обнаружены многочисленные месторождения нефти. В результате в их пределах в настоящее время имеется обширная транспортная сеть, включающая в себя не только железные и автодороги, но и значительное число газо- и нефтепроводов. Поэтому здесь антропогенной модификации подверглись не только биота, но также почвенный покров и литогенная основа.

Таким образом, территория ЧР отличается не только большим разнообразием природных ландшафтов, но и наличием здесь территорий, на которых однотипные ландшафты находятся в разной степени антропогенной трансформации. Это обстоятельство делает территорию республики репрезентативной для проведения регионального геоэкологического мониторинга.

Примечания

1. Беляев Г. К., Братков В. В. Основы учения об окружающей среде / Учебное пособие. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2000. 376 с. 2. Беручашвили Н. Л. Методика ландшафтногеофизических исследований и картографирования состояний природно-территориальных комплексов. Тбилиси : Изд-во ТГУ, 1983. 199 с. 3. Братков В. В. Ландшафтногеофизический анализ природно-территориальных комплексов Северо-Восточного Кавказа. Автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Тбилиси, 1992. 24 с. 4. Братков В. В., Овдиенко Н. И. Геоэкология / Учебное пособие. М. : Высшая школа, 2007. 272 с. 5. Исаченко А. Г. Методы прикладных ландшафтных исследований. Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. 222 с. 6. Кочуров Б. И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. М., 1999. 86 с. 7. Щукин И. С. Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии / под ред. А. И. Спиридонова. М. : Советская энциклопедия, 1980. 703 с.

Статья поступила в редакцию 14.03.2010 г.

Естественные и точные науки •••

Естественные и точные науки •••

Естественные и точные науки •••

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.