3. Bakhtin M.M. Antropolingvistika: Izbrannye trudy [Anthropological linguistics: Selected works]. Moscow, 2010.
4. Bakhtin M.M. Voprosy literatury i estetiki [Issues of literature and esthetics]. Moscow,
1975.
5. Lotman Ju.M. Izbrannye stat'i: in 3 t. T. 1. [Selected papers: in 3 vol. Vol. 1]. Tallin,
1992.
УДК 008 Н.П. МОНИНА
ГЕНОТИПИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Монина Наталья Петровна, кандидат философских наук, кафедра хореографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск пр-т. Мира, 55а), [email protected]
Аннотация. В данной работе выявлены основные генотипические основания западной цивилизации: географические, климатические, геополитические, исторические и религиозные. Вследствие влияния этих факторов были сформированы такие базовые идеи, как идея борьбы, стремление к господству, индивидуализм, активно действующий субъект и прагматизм.
Ключевые слова: цивилизация, идея, генотипические основания, Европа, талассократия.
UDC 008 N.P. MONINA
GENOTYPIC FOUNDATION OF WESTERN CIVILIZATION
Monina Natalya Petrovna, PhD (philosophical sciences), department of choreography of the Omsk state university named after F.M. Dostoevsky (Omsk, Mira av., 55a), [email protected]
Abstract. In this work, we identified the main genotypic Foundation of Western civilization: geographical, climatic, geopolitical, historical and religious. Due to the influence of these factors were formed such basic ideas as the idea of the struggle, the desire to dominate, individualism, active actor and pragmatism. Keywords: civilization, the idea of genotypic base, Europe, sea power.
Тематика «столкновения цивилизаций» сегодня находится в фокусе внимания практически всех ученых-гуманитариев: философов, культурологов, историков. В центре внимания нашей работы находится проблема генотипических оснований западной цивилизации.
Под генотипическими основаниями цивилизаций в контексте данного исследования мы будем понимать те условия, благодаря которым зародились изначальные принципы, ключевые идеи, мировоззренческие матрицы, с помощью и за счет которых сформировались специфические особенности западной цивилизаций. Как верно отмечает В.А. Никонов, «специфика любого человеческого сообщества определяется тем, в какой части земного шара оно живет и какую сумму внешних воздействий на себе испытывает...» [1, с. 25].
Цель исследования - выявить генотипические основания и базовые идеи западной цивилизации. Задачи исследования: определение основных генотипических факторов, сформировавших облик западной цивилизации; выявление базовых идей, составивших каркас западной цивилизационной модели.
Любая цивилизация формируется в первую очередь посредством взаимодействия с окружающей средой и в процессе этого взаимодействия вырабатывает специфические, только ей присущие черты и особенности.
В качестве основных генотипических условий в данном случае мы можем назвать географические факторы - речь не идет о географическом детерминизме, но роль географии отрицать не стоит. Этот факт подтверждает и современный исследователь Роберт
"Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (64), 2017
Каплан в своей книге «Месть географии», утверждая, что «положение государства на карте - первое, что является определяющим...» [2, с. 49]. В данном русле развивается и столь актуальное сегодня научное направление, как социоестественная история (Куль-пин Э.С., Уилсон Э.О. и др.), доказывающее необходимость синтеза естественно-научных и гуманитарных знаний.
С точки зрения культурологии формирование цивилизационных общностей есть результат длительного взаимодействия с окружающей средой, с соседними общностями и специфики исторического процесса, протекающего в самой цивилизации. По сути, культура, цивилизация есть продукт приспособления человеческого сообщества к тем условиям, в которых оно оказалось. С этой точки зрения любая цивилизация несет в себе совершенно различные базовые идеи, ценности, специфические черты мировосприятия.
Рассмотрим некоторые оказавшие наиболее существенное влияние на формирование западной цивилизации внешние условия, благодаря которым и оформились те сущностные основания, базовые идеи и ценности, которые сегодня определяют «лицо» этой цивилизации.
В контексте данного исследования под западной цивилизацией мы будем понимать в первую очередь западноевропейскую цивилизацию. Европейская цивилизация зародилась примерно 3000-4000 лет назад, ее фундаментом выступила античность - Древняя Греция и Древний Рим, определившие стандарты европейской культуры и цивилизации. При всем многообразии ландшафта преобладающим был фактор моря, и Европа формировалась как морская держава, она «окружена морями, где сначала в Эгейском море, а позже и в Средиземноморье появились «талассократические», правящие морем державы, имевшие важное и продолжительное значение, взаимосвязанные между собой, объединенные Афинами и Римом.» [3, с. 40]. Талассократия характеризуется определенными базовыми идеями, лежащими в основе европейской ментальности. Это идея страха, ужаса, прекрасно отраженная в книге Ж. Делюмо «Ужасы на Западе»: «.во Вселенной прошлого времени есть пространство, где историк наверняка найдет проявление страха без всяких прикрытий. Это пространство - море. Для тех, кто был очень смел, - для первооткрывателей эпохи Возрождения и их последователей море представляло собой вызов судьбе. Но для большинства оно долгое время было местом разочарования и страха» [4, с. 2]. Из подобного мироощущения формировались базовые идеи, такие как активное освоение, подчинение мира, борьба с ним, а как следствие - установление господства с целью уничтожения этого страха. Существование в море невозможно и без четкого распорядка, определенного поведения, сконцентрированного в законах, исполнение которых обязательно для всех. Такая жесткая матрица поведения переносится и на образ жизни вне моря, на суше, формируя, по сути, номократические государства, фундированные законом.
Еще одной базовой идеей талассократической цивилизации является идея активно действующего субъекта, в подобных обществах на первый план выходит личность, индивид, являющийся главным действующим лицом. Это торговец, завоеватель, расширяющий сферу своего влияния. Отсюда - антропоцентризм всей европейской культуры, так явно выраженный в знаменитом протагоровском изречении о том, что человек есть мера всех вещей и достигший своего расцвета в эпоху Возрождения, но отнюдь не исчезнувший после.
Прагматизм торговца и завоевателя, сформированный также не без влияния талас-сократии, является еще одной базовой идеей западной цивилизации. Правильно и хорошо то, что выгодно, то, что приносит пользу. Отсюда - и прагматичное отношение к миру, природе. Их нужно осваивать, подстраивать под себя, изменять с целью максимального извлечения прибыли. В этом истоки и отношения к труду, полезность которого определяется не внутренними побуждениями, а полезностью для общества и степенью доходности. Западная цивилизация, по сути, укоренена в бытии как в пространстве доминирующей целесообразности, практицизма и меркантилизма, отсюда такое внимание ухоженности и устроенности быта. Высшими ценностями становятся ценности земного плана, а потому наблюдаются и тенденции десакрализации мира и бытия в целом.
Определенное влияние на формирование базовых идей западной цивилизации оказали и климатические факторы. Климат, не всегда благосклонный к жителю европейских пространств, требовал определенного рода поведения - «не созерцательного, а деятельнос-тного, предопределив формирование социума агрессивного типа, постоянно ощущающего антагонизм «человек-природа», вынужденного противопоставлять себя внешней среде и строить в соответствии с этим жизненный уклад» [5, с. 336-337]. Таким образом, одной из базовых идей европейской культуры и цивилизации становится идея борьбы, борьбы постоянной, непрекращающейся в первую очередь с внешними условиями. И именно эта борьба с внешним миром в дальнейшем станет одним из основных источников и философской мысли, и государственных институтов.
Геополитическое положение Европы нельзя назвать вполне комфортным, однако военные конфликты, возникающие в этой части света, носили в истории в основном либо внутренний характер, обусловленный столкновениями за собственно европейскую территорию (как это было, к примеру, в Средневековье), либо являлись выражением явной агрессии по отношению к другим регионам, будь то мировые войны либо создание колониальных империй и подчинение себе территорий. Об этом писал еще О. Шпенглер, характеризуя фаустовскую культуру, которая «была в сильнейшей степени направлена на расширение, будь то политического, хозяйственного или духовного характера...» [6, с. 522].
Исторически и духовно европейская цивилизация - наследница духа античности и христианства, об этом же говорит и Й. Терборн: «Самой характерной чертой и определяющей особенностью европейской цивилизации является ее двойной фундамент: античный языческий политеизм и христианская монотеистическая религия.» [3, с. 41]. Неслучайно в средние века Европу именовали Corpus christianum. Таким образом, формация европейской цивилизации дуальна, и специфическое сочетание этих двух компонентов, дополненное и переосмысленное через призму исторических и географических факторов, являет нам облик самобытного культурного, духовного и цивилизационного мира. Но при этом следует отметить тот факт, что само христианство впитывает и трансформирует изначальные базовые идеи, придавая им религиозное звучание. Отсюда и специфическое отношение к человеку и Богу, и практика индульгенций, и активное участие церкви в колониальной, захватнической политике, и религиозные войны, и, наконец, Реформация, наиболее явно выразившая всю совокупность фундаментальных идей западной цивилизации.
В рамках одной статьи не представляется возможным рассмотрение всего пласта базовых идей Запада, заложенных генотипом, однако выделенные нами идеи борьбы, господства, активного субъекта, индивидуализма и прагматизма, на наш взгляд, составляют каркас западной цивилизации. Изучение и понимание западной культуры невозможно без учета этих архетипических черт.
Литература
1. Никонов В.А. Российская матрица. М., 2014. 992 с.
2. Каплан Р. Месть географии. М., 2016. 384 с.
3. Терборн Й. Мир: Руководство для начинающих. М., 2015. 336 с.
4. Делюмо Ж. Ужасы на Западе: Исследование процесса возникновения страха в странах Зап. Европы, XIV-XVII вв. [Пер. с фр.]. М., 1994. 408 с.
5. Современная мировая политика. Прикладной анализ. М., 2010. 592 с.
6. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. М., 1993. 663 с.
References
1. Nikonov V.A. Rossijskaja matrica [Russian matrix]. Moskow, 2014.
2. Kaplan R. Mest' geografii. [Revenge of Geography]. Moskow, 2014.
3. Terborn J. Mir: Rukovodstvo dlja nachinajushhih [World: A Guide for Beginners]. Moskow, 2015.
^ "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (64), 2017
4. Deljumo Zh. Uzhasy na Zapade: Issledovanie processa vozniknovenija straha v stranah Zap. Evropy, XIV-XVII vv. [Horror in the West: A study of the emergence of fear in the West Europe, XIV-XVII centuries]. Moskow, 1994.
5. Sovremennaja mirovaja politika. Prikladnoj analiz [The modern world politics. applied analysis]. Moskow, 2010.
6. Shpengler O. Zakat Evropy: Ocherki morfologii mirovoj istorii. T.1. Geshtal't i dejstvitel'nost' [Decline of the West: Essays on the morphology of world history. V.1. Gestalt and reality]. Moskow, 1993.
УДК 130.2
Е.А. ЦУКАНОВ, Г.Н. КАЛИНИНА, И.В. ЦУКАНОВА
Ф. НИЦШЕ И Н. ФЕДОРОВ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ИДЕЙНО-КУЛЬТУРНОМ ПОЛЕ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
Цуканов Евгений Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, ул. Королева, 7), [email protected]
Калинина Галина Николаевна, доктор философских наук, доцент кафедры философии и истории науки Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, ул. Королева, 7), galakalinina@inbox. ги
Цуканова Ирина Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории науки Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, ул. Королева, 7), tsukanov@rambler. ги
Аннотация. В статье анализируются две непримиримые культурно-философские концепции - пессимистическая Ф. Ницше и жизнеутверждающая Н. Федорова. Авторы выявляют генезис ницшеанства и космизма. И если ницшеанство берет свое начало в лжеименном синтезе гностиков, то космизм выражает христианскую идею преображения мироздания. По мысли авторов, Федоров дважды побеждает Ницше в сражениях на идейно-культурном поле Новейшей истории.
Ключевые слова: культура, история, космизм, философия жизни, мировоззрение, гностицизм, смерть, бессмертие.
UDK 130.2
E.A. TSUKHANOV, G.N. KALININA, I.V. TSUKHANOVA
F. NIETZSCHE AND N. FYODOROV: OPPOSITION ON THE IDEOLOGICAL AND CULTURAL FIELD OF THE CONTEMPORARY HISTORY
Tsukhanov Evgeny Aleksandrovich, PhD (philological sciences), associate professor of the social and cultural activity department in the Belgorod state university of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7), belgorod007@inbox. ru
Kalinina Galina Nikolaevna, Full PhD (philosophical sciences), associate professor, department of philosophy and history of science the Belgorod state university of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7), galakalinina@inbox. ru
Tsukhanova Irina Vladimirovna, PhD (philosophical sciences), associate professor, department of philosophy and history of science in the Belgorod state university of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7), [email protected]
Abstract. The article deals with two uncompromising cultural and philosophical conceptions - the pessimistic one, belonging to F. Nietzsche, and the life-asserting conception by N. Fyodorov. The authors