Научная статья на тему 'Геномная инженерия представителей рода Nepeta L . In situ и in vitro'

Геномная инженерия представителей рода Nepeta L . In situ и in vitro Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Работягов В. Д., Митрофанова И. В., Аксёнов Ю. В.

Приводятся данные по синтетическому созданию сложных гибридов с разным соотношением геномов исходных видов N. transcaucasica, N. cataria и N. grandiflora. Путем комбинирования геномов созданы аллоплоиды и гексаплоиды. Для размножения и сохранения ценных гибридов котовника разработаны биотехнологические приемы клонального микроразмножения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genomic engineering of the representatives in genus Nepeta L. in situ and in vitro

Data on synthetic creating of multiple hybrids with different interrelation of genomes for initial species of N. transcaucasica, N. cataria and N. grandiflora have been demonstrated. By combination of genomes alloploids and hexaploids have been obtained. For propagation and preservation of valuable nep hybrids the biotechnological methods of clonal micropropagation have been developed.

Текст научной работы на тему «Геномная инженерия представителей рода Nepeta L . In situ и in vitro»

БИОТЕХНОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

ГЕНОМНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОДА NEPETA L.

IN SITU И IN VITRO

В.Д. РАБОТЯГОВ, доктор биологических наук;

И В. МИТРОФАНОВА, доктор биологических наук; Ю.В. АКСЁНОВ Никитский ботанический сад - Национальный научный центр

Введение

Из года в год растет интерес к проблеме рационального использования растительных ресурсов. Большие возможности открывает использование эфирномасличных растений как источника биологически активных соединений, необходимых для медицины, парфюмерно-косметической и пищевой промышленности. С каждым годом увеличивается спрос на эфирные масла с цветочным, цитральным, эвгенольным и другими запахами [6, 8, 9].

Решение данной проблемы заключается в изыскании, привлечении и глубоком изучении биологии и биохимии ароматических растений, содержащих ценные эфирные масла. Наиболее интересными в данном вопросе являются представители рода Nepeta L. Котовник известен как пряно-ароматическое, лекарственное и эфирномасличное растение [5, 8]. Эфирное масло котовников имеет высокую антимикробную активность, применяется в качестве фунгицида для борьбы с плесневыми грибами. В последнее время масло котовника используется во многих странах мира в медицине и парфюмерно-косметической промышленности, в связи, с чем этому растению уделяется особое внимание [8, 9].

В Никитском ботаническом саду проводятся селекционные работы по получению новых сортов сельскохозяйственных культур методами отдаленной гибридизации, экспериментальной полиплодии, культуры органов, тканей и клеток [3, 6, 10, 14]. Показаны результаты селекции при правильном подборе родительских пар по созданию новых высокопродуктивных и устойчивых к неблагоприятным факторам среды сортов.

Целью настоящей работы было создание сложных межвидовых гибридов с заданными признаками путем комбинирования геномов исходных видов котовника для получения высокопродуктивных сортов, дальнейшего их введения в условия in vitro и разработки биотехнологических приемов клонального микроразмножения.

Объекты и методы исследования

Материалом для исследования служили образцы трех видов котовника: Nepeta cataria Beck., Nepeta transcaucasica Grosen и Nepeta grandiflora L. Полиплоиды получали действием водного раствора колхицина (0,1%) на проростки семян. Межвидовую гибридизацию проводили по общепринятым методикам, а также по методике, разработанной в отделе новых ароматических и лекарственных культур [1, 9, 11]. Эфирное масло получали из надземной части растений, собранной в период массового цветения. Массовую долю эфирного масла определяли методом гидродистилляции на аппаратах Клевенджера [2]. Компонентный состав эфирного масла исследовали на хроматографе Agilent Technology 6890N c масс-спектрометрическим детектором 5973N. Условия анализа: хроматографическая колонка кварцевая, капиллярная HP5MS. Температура испарителя - 250°С. Газ-носитель - гелий. Скорость газа носителя 1 мл/мин. Ввод пробы с делением потока 1/50. Температура термоса - 50°С с программированием 3 мин до 220°С. Температура детектора - 250°С. Индексы удерживания компонентов рассчитывали по результатам контрольных анализов эфирных масел с набором нормальных алканов [12].

Микропобеги полученных полиплоидных форм вводили в условия in vitro. В процессе работы придерживались как общепринятых методов асептики, так и методов, разработанных в отделе биотехнологии НБС-ННЦ [4, 7]. Вычленение эксплантов и их пассаж проводили в ламинарных боксах марки Fotran Lf и БП-4-004. Экспланты, помещенные в пробирки и колбы, выращивали на модифицированной питательной среде МС [13] в культуральной комнате, где поддерживалась постоянная температура 23±1°С, 16-часовой фотопериод, интенсивность освещенния 0,5-3 клк и 70-80%-ная относительная влажность воздуха.

Результаты и обсуждение

В условиях Южного берега Крыма все интродуцированные виды проходят полный цикл развития, обильно цветут и плодоносят. Цитогенетический анализ показал, что вид N. grandiflora имеет соматическое число хромосом 2n=4x=36 и является аутотетраплоидом. Для вида N. cataria v. citriodora характерно основное число хромосом 2n=4x=36. Вид N. transcaucasica -2n=2x=18 хромосом. Таким образом, первые два вида являются аутотетраплоидами, а котовник закавказский содержит диплоидное число хромосом.

Изучение содержания эфирного масла у исследуемых видов показало, что массовая доля эфирного масла варьирует в пределах от 0,24 до 0,42% на сырую массу сырья или от 0,82 до 1,56% на абсолютно сухую массу. Наибольшая массовая доля эфирного масла отмечена у котовника лимонного, наименьшая - у котовника крупноцветкового. Эфирное масло котовников является ценным сырьем для парфюмерии и содержит следующие компоненты: нерол, нераль, гераниол, гераниаль, цитронеллол и непеталактоны. Лучшим по качеству и содержанию эфирного масла оказался N. cataria, а по урожайности - N. grandiflora.

Известно, что при направленном скрещивании возникает новая генотипическая изменчивость, которая служит источником отбора новых комбинаций признаков и широко используеться в селекции растений. Однако размах генетической изменчивости возрастает еще больше, если взаимодействие генов происходит на разных уровнях плоидности [1]. Поэтому экспериментальная полиплоидия и направленная межвидовая гибридизация дивергентных особей представляет собой один из богатейших источников создания новой генетической изменчивости для нужд селекции котовника. Учитывая вышесказанное, нами путем колхицинирования синтетически созданы автотетраплоиды N. transcaucasica (2n=4x=36). При скрещивании N. transcaucasica х N. grandiflora получен аллотриплоид. Межвидовой гибрид имеет 2n=3x=27 хромосом, т.е. в его образовании участвовали сбалансированные 9-хромосомные гаметы котовника закавказского и 18-хромосомные гаметы котовника крупноцветкового. Гибрид включает один геном первого вида и два генома второго вида (рис. 1).

N. transcaucasica (TT) 2n = 2x = 18

1

N. grandiflora (GGGG) 2n = 4x = 36

Аллотриплоид (TGG, 2n = 27) полиплоидизация

1

N. transcaucasica (TTTT) 2n = 4x = 36

x N. grandiflora (GGGG) 2n = 4x = 36

Амфидиплоид (TTGG, 2n = 4x = 36) х N. cataria (CCCC)

2n = 4x = 36

1

Аллотетраплоид~(TGCC, 2n = 36)

x

Рис. 1. Схема межвидовых скрещиваний исходных форм N. cataría, N. transcaucasica и N. grandiflora с дальнейшей полиплоидизацией и скрещиванием синтетических амфидиплоидов

Скрещивание индуцированного автотетраплоида N. transcaucasica х N. grandiflora позволило создать амфидиплоид с двумя геномами котовника закавказского и двумя геномами котовника крупноцветкового. Гибрид - 2n=4x=36 хромосом, в его образовании участвовали сбалансированные 18-хромосомные гаметы как одного, так и другого вида (рис. 1). Амфидиплоид является фертильным и образует семена от свободного опыления. Гибрид отличается мощным габитусом, крупными листьями и соцветиями.

С целью создания нового ароматического растения, совмещающего высокую урожайность с повышенным содержанием эфирного масла и ценных компонентов, проведены скрещивания трех

видов котовника. Для скрещивания были использованы лучшее хемотипы котовника закавказского, крупноцветкового и лимонного (рис. 1).

Скрещивание сложного индуцированного амфидиплоида между двумя видами котовника (геномная формула TTGG) с видом N. cataria (гаметы СС - 18-хромосомные) позволило синтезировать гибриды F1 с участием трех видов (геномная формула TGCC 2n=45). Цитологический анализ гибрида показал, что он имеет 2n=45, т.е. в его образовании участвовали сбалансированные 18-хромосомные гаметы котовника кошачьего и по одному геному котовника закавказского (Т) и крупноцветкового (геном G). Уникальный трехвидовой гибрид оказался высокопродуктивным, с большим выходом эфирного масла (1,78% на сухую массу сырья) и интересным компонентным составом эфирного масла: нерол - 20%, нераль - 32%, гераниол -15,4%, гераниаль - 7,2% и геранилацетат - 10,5%, но с недоразвитой женской сферой, что не позволяет его размножать семенами. В обратной комбинации скрещивания N. cataria (геномная форма СССС) х аллотетраплоид (TTGG) удалось синтезировать трехвидовой гибрид (геномная формула CCTTGG, 2n=54). Число хромосом у гибрида 2п=6х=54, т.е. в его образовании участвовали сбалансированные 18-хромосомные гаметы котовника лимонного (СС), закавказского (ТТ) и крупноцветкового (GG). Следует отметить, что у сложных трехвидовых гибридов котовника (аллогексаплоида) продуцируются наряду с нормальными и неполноценные семена с низкой энергией прорастания. Среди аллогексаплоидов выделены формы с оригинальным компонентным составом эфирного масла: нерол - 61,2%, гераниол - 23,4%, гераниаль - 9,5%. Однако большинство гибридов имело высокую массовую долю непеталактонов (до 90%) в эфирном масле, что отрицательно сказывается на его качестве.

Нашими исследованиями установлено, что очень часто при отдаленной гибридизации эфирномасличных и лекарственных растений сложные синтетические гибриды формируют неполноценные семена, что препятствует внедрению их в производство. Однако вышеприведенные примеры показывают, что при отдаленной гибридизации получаются уникальные гибриды с ценными признаками, но с недоразвитыми зародышами.

Применение методов культуры органов и тканей позволяет получать полноценные проростки. Для межвидовых гибридов, характеризующихся недоразвитием мужской и женской сферы, особое значение имеет также клональное микроразмножение. Огромным преимуществом является то, что с помощью биотехнологических методов можно получить здоровый растительный материал, свободный от вирусной, бактериальной и грибной инфекции. В культуре in vitro открывается также возможность получения растений F2 из гибридных зародышей для отбора форм с высоким содержанием биологически активных веществ.

Нами разработан способ клонального микроразмножения видов и сложных гибридов котовника. Способ включает пять последовательных этапов:

1) отбор донорных растений на коллекционных участках НБС-ННЦ - май-июнь (частота регенерации - 80%);

2) ступенчатая стершизация растительного материала (1%-ный раствор Thimerosal - 1520 мин —» 70%-ный С2Н5ОН - 1 мин —> 0,08%-ный раствор AgN03 - 2-3 мин с добавлением 1-2 капель детергента Tween-80 и последующей 3-4-кратной промывкой в стерильной дистиллированной воде). При этом режиме стерилизации получено от 70-80% растительного материала, свободного от контаминации;

3) вычленение эксплантов и введение их в условия in vitro (вегетативные почки, междоузлия культивировали на модифицированной питательной среде МС, дополненной 3,19-4,56 мкМ зеатина, 0,89 мкМ ИМК; частота регенерации составила - 85%; начало побегообразования на 12-14 сутки культивирования);

4) собственно микроразмножение - 2 типа: а) культура вегетативных почек с последующим побегообразованием и микрочеренкованием. Микрочеренкование и получение множественных микропобегов проводили на среде МС с половинным содержанием нитрата аммония и нитрата калия, дополненной 2,28 мкМ зеатина и 0,49 мкМ ИМК. На этом этапе интенсивность освещения возрастала до 2,5-3 клк, а температура понижалась до 23°С; б) культура листовых дисков с последующим микрочеренкованием побегов, полученных в результате прямой регенерации. Листовые диски культивировали на среде МС, дополненной TDZ. Оптимальная концентрация TDZ составили 9 мкМ. Через 4 недели после введения эксплантов на питательную среду отмечено

массовое формирование адвентивных почек (12 шт/эксплант). Адаксиальное расположение эксплантов увеличивало частоту регенерации до 70%;

5) укоренение in vitro. Укоренение in vitro осуществляли на питательной среде МС, содержащей половинный набор макро- и микросолей. В среду добавляли ИМК в концентрации 2,46 мкМ. Культуральные сосуды выставляли на стеллажи с интенсивностью освещения 0,5-1 клк. Корни длиной 5-6 см формировались в течение 2-2,5 недель. Количество укорененных микропобегов котовника достигало 72%.

Выводы

Исследование 3 видов рода Nepeta L. показало, что при направленном скрещивании возникает новая, огромная по своим масштабам генотипическая изменчивость, которая служит источником отбора новых комбинаций признаков и широко используется в селекции эфирномасличных растений. Только использование межвидовой гибридизации и полиплоидии позволило создать уникальные сложные гибриды, обладающие комплексом биологически активных веществ, являющихся носителями нужных генов. После проведения генетически обоснованного подбора родительских пар по генам, контролирующим синтез терпеноидов, получены трехвидовые гибриды с соотношением геномов исходных видов (1:1:2; 1:2:1; 2:1:1; 2:2; 2:1) со следующей геномной формой (CCTG, TCCGG, TTGG, TGG, CCGG, CCTTGG) от исходных видов Nepeta. Созданы гибриды с цветочным, цитральным и розовым запахом эфирного масла. Разработаны биотехнологические приемы клонального микроразмножения видов и ценных гибридов котовника.

Список литературы

1. Бороевич С. Принципы и методы селекции растений. - М.: Колос. - 1984. - 344 с.

2. Горяев М., Плива И. Методы исследования эфирных масел. - Алма-Ата: Из-во АН Каз. ССР, 1961. - 752 с.

3. Здруйковская-Рихтер А.И. Культура изолированных зародышей и некоторые другие приемы выращивания растений in vitro: Методические рекомендации. - М., 1974. - 62 с.

4. Калинин Ф.Л., Сарнацкая В.В., Полищук В.Е. Методы культуры тканей в физиологии и биохимии растений. - К.: Наукова думка, 1980. - 488 с.

5. Либусь О.К., Работягов В.Д., Кутько Л.А. Эфирномасличные и пряно-ароматические растения. - Херсон: Айлант, 2004. - 270 с.

6. Машанов В.И. Некоторые итоги и проблемы интродукции и селекции эфирно масличных растений // Труды ГНБС. - 1978. - Т. 75. - С. 5-27.

7. Митрофанова О.В., Логвиненко И.Е., Иванова Н.Н. Регенерация растений из изолированных органов и тканей Artemisia balchanorum Krasch. и Artemisia scoparia W. K. // Биотехнологические исследования садовых и других ценных многолетних культур: Сб. науч.трудов Никит.ботан.сад. - 1997. - Т. 119. - С. 143-153.

8. Новые эфирномасличные культуры / Машанов В.И., Андреева Н.Ф., Машанова Н.С., Логвиненко И.Е. - Симферополь: Таврия, 1988. - 160 с.

9. Работягов В.Д., Машанов В.И., Андреева Н.Ф. Интродукция эфирномасличных и пряно-ароматических растений. - Ялта, 1999. - 31 с.

10. Работягов В.Д. Аллотриплоидные формы в роде Lavandula L. // Цитолого-эмбриологические исследования высших растений: Сб.науч.трудов // Никит.ботан.сад. - 1992. - Т. 113. - С. 102-114.

11. Чувашина Н.П. Цитогенетика и селекция отдаленных гибридов и полиплоидов смородины. - Л.: Наука, 1980. - 121 с.

12. Jennings W., Shibamoto T. Qualitative analysis of flavor and fragrance volatites by glass capillary gas chromatography. - NewYork: Academk Press, 1980. - 380 p.

13. Murashige T., Skoog F. A revised medium for rapid growth and bioassays with tobacco tissue cultures // Physiol. Plant. - 1962. - V. 15, N 4. - P. 473-497.

14. The effect of dinitroaniline and phosphorothiamidate herbicides on polyploidisation in vitro of Nepeta plants / Mitrofanova I.V., Zilbervarg I.R., Yemets A.I., Mitrofanova O.V., Blume Ya.B. // Cell Biology International. - 2003. - Vol. 27. - P. 229-231.

Рекомендовано к печати д.б.н., проф. Митрофановой О.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.