Научная статья на тему '"ГЕНИЙ МЕСТА": СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ УДМУРТИИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИРИНЫ КАДОЧНИКОВОЙ'

"ГЕНИЙ МЕСТА": СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ УДМУРТИИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИРИНЫ КАДОЧНИКОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зверева Татьяна Вячеславовна

Рецензия на книгу: Кадочникова И. С. Современная поэзия Удмуртии:имена, тенденции, смыслы. Ижевск: Шелест, 2021. 290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENIUS OF THE PLACE": MODERN POETRY OF UDMURTIA INTERPRETED BY IRINA KADOCHNIKOVA

Review of the book: Kadochnikova I. S. Modern poetry of Udmurtia: names, trends, meanings. Izhevsk: Shelest, 2021. 290 p. In Russian.

Текст научной работы на тему «"ГЕНИЙ МЕСТА": СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ УДМУРТИИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИРИНЫ КАДОЧНИКОВОЙ»

Рецензии

УДК 821.161.1-1"19".09(049.32) Т. В. Зверева

«ГЕНИЙ МЕСТА»: СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ УДМУРТИИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИРИНЫ КАДОЧНИКОВОЙ

Рецензия на книгу: Кадочникова И. С. Современная поэзия Удмуртии: имена, тенденции, смыслы. Ижевск: Шелест, 2021. 290 с.

Б01: 10.35634/2224-9443-2022-16-4-728-731

Имя Ирины Сергеевны Кадочниковой хорошо известно в литературном и научном мире Удмуртии. Будучи исследователем русской литературы ХХ в. (в 2011 г. защищена кандидатская диссертация «Синтез искусств в лирике Ю. Левитанского и А. Тарковского»), Кадочникова является автором целого ряда стихотворных книг («Единственный полюс», «Без темы», «Два лета», «Пластинка черная земля»). Непосредственная близость к поэтической среде во многом определила исследовательскую оптику в сборнике «Современная поэзия Удмуртии: имена, тенденции, смыслы»: аналитический взгляд позволяет выявить закономерности региональной поэзии и вписать ее в общероссийский контекст, а метафорическое мышление - угадать то «единственное слово», которое точно характеризует творческую манеру того или иного поэта. Именно этот симбиоз научного и поэтического отличает исследовательский стиль Ирины Кадочниковой.

Рецензируемая книга разворачивает проблематику региональной литературы и продолжает серию исследований, начатых в соавторстве с М. В. Серовой: «Проблема культурно-исторической идентичности в литературе Удмуртии» [Серова, Кадочникова 2014] и «Проблема художественной индивидуальности в литературе Удмуртии» [Серова, Кадочникова 2016]. Именно в этих работах была предпринята первая попытка структурирования региональной поэзии, выявлены ведущие имена писателей и поэтов, обозначены творческие стратегии, определяющие развитие русской словесности в Удмуртии. В своей последней книге И. Кадочникова не отходит от этой проблематики, но углубляет и расширяет ее. Кроме того, данное исследование вписывается в ряд современных литературоведческих работ, обращенных к региональной проблематике. В частности, в 2021 вышло два монументальных тома «Истории литературы Урала. XIX век» под редакцией Е. К. Созиной [История 2021]. Отметим, что Ирина Кадочникова один из авторов этого обобщающего исследования.

Объектом научных изысканий в «Современной поэзии Удмуртии» стало творчество таких поэтов, как Сергей Жилин, Владислав Шихов, Александр Корамыслов, Татьяна Репина, Андрей Баранов, Андрей Гоголев, Алексей Арзамазов, Владимир Парамонов, Игорь Чурбанов, Алексей Сомов, Сергей Кулясов, Максим Сентяков. Важно, что проблема региональной идентичности увидена не только глазами исследователя, но и поэта, чье собственное творчество во многом устремлено на преодоление «территориальности». В Предисловии к книге И. Кадочникова следующим образом формулирует решаемые ею задачи: «В поле исследования оказались тексты, отсылающие к вопросу об идентичности, взаимосвязи "своего" и "чужого", "личного" и "исторического", феномену "удмурт-скости", автометаописательному коду» [Кадочникова 2021: 6]. Статьи, входящие в сборник, затрагивают очень широкий круг проблем, выходящий за пределы, обозначенным автором в Предисловии. Вследствие этого остановимся на ключевых идеях, которые, как нам кажется, имеют методологическое значение для дальнейших изысканий в области регионального литературоведения.

Открывает сборник программная статья «Поэт в Удмуртии: литературная репутация и региональная идентичность». Констатируя проблемы, с которыми встречается современная поэзия Удмуртии, Ирина Кадочникова признает, что «русскоязычный контекст находится пока в стадии становления» [Кадочникова 2021: 8]. Современная литературная ситуация требует от авторов не только правильной писательской и издательской тактики, но и осознанного «жизнетворчества», т.е. конструирования собственного образа в жизненном пространстве. Знаменитая максима Евгения Евтушенко («Поэт в России больше, чем поэт»), как это не парадоксально, актуальна именно сегодня. Сделать

«Гений места»... aw.

свое имя значимым и узнаваемым - задача непростая не только для выходцев из Удмуртии, но и для столичных поэтов.

Суммируя происходящие в русскоязычной поэзии процессы, Кадочникова выделяет несколько возможных способов пребывания в региональной литературе:

1. Осознанная ориентация на территориальную образность, репрезентация «символических ресурсов» ижевского и шире - удмуртского - локусов. На примере поэзии Сергея Жилина показано, что подобная стратегия неизбежно приводит к тому, что поэт позиционирует себя как человека, чья судьба неразрывно связана с «малой Родиной». Выбирая данный путь, поэт как бы изначально отказывается от притязаний на включенность в общероссийский литературный контекст.

2. Противоположным выше сказанному становится отказ от включенности в периферийные структуры. Такую стратегию выбирает Влад Шихов, чьи стихи ориентированы на вневременную парадигму и почти полностью игнорируют пространственную и историческую конкретику. Этот рискованный путь не может быть общим, именно поэтому поэзия Шихова находится в стороне от столбовых путей литературы Удмуртии.

3. Стратегия Александра Корамыслова, ставшего «самым известным поэтом республики», признается наиболее успешной, поскольку имя поэта включено как в региональный, так и в общероссийский контекст. Весомость имени обеспечена в первую очередь благодаря верно найденной стратегии - продвижению своего творчества в сетевом пространстве.

Безусловно, выявленные И. Кадочниковой тенденции остаются тенденциями, во многом упрощающими противоречивый и неоднозначный литературный процесс Удмуртии. Как правило, реальная картина всегда вносит свои существенные правки. Важно, что сама исследовательница осознает это и, заканчивая размышления над вопросом «Как быть писателем в провинции?», пишет: «Полученные выводы носят характер общей тенденции и свидетельствуют, скорее, о тех сложностях, с которыми сталкивается писатель, живущий в провинции» [Кадочникова 2021: 26].

Еще одной стороной проблемы региональной поэзии является кризис идентичности. Данная проблема решается в статье, обращенной к творчеству Татьяны Репиной («Кризис территориальной идентичности в отражении Татьяны Репиной»). Поэтические искания молодого поэта связаны с поиском духовной Родины - особого места на географической карте, совпадающего с внутренними интенциями. «Автор вне географии», - так называет себя Т. Репина. И. Кадочникова показывает, что обретение свободы от «территориальности» сопряжено с риском утраты «бытия как Дома»: «...существование в режиме свободного передвижения - все эти этапы внешней и внутренней биографии героини приводят к осознанию ситуации бездомности, неукорененности не только как частной проблемы, но и как экзистенциальной проблемы современности» [Кадочникова 2021: 58].

Мысль о поиске места развита Кадочниковой и в следующей части работы («Поэтические тра-велоги Андрея Баранова»), в которой ставится важнейший методологический вопрос об условиях принадлежности автора к региональной поэзии. Андрей Баранов - поэт, покинувший свою «малую Родину», давно и прочно обосновавшийся в столичной литературе. В отличие от рефлексирующей поэзии Татьяны Репиной, стихотворения Андрея Баранова свободны от привязанности к «гению места». В его творчестве время от времени возникают узнаваемые реалии «ижевского текста», но они, скорее, случайны и относятся к внесистемным элементам. В итоге автор исследования уклоняется от прямого ответа на вопрос, можно ли считать Баранова поэтом, связанным с литературой Удмуртии. Думается, что в своих дальнейших работах И. Кадочникова обязательно определит грань, разделяющую региональную поэзию и поэзию общероссийскую.

Если в первой части сборника речь шла главным образом о символической репрезентации пространства в творчестве поэтов Удмуртии, то во второй части исследовательница обращается к вопросам о феноменологии формы и языка. Здесь следует выделить такие статьи, как «Удмуртские лексемы в танкетках Александра Корамыслова», «Книга Алексея Арзамазова "Ивор" в контексте проблемы этнокультурнойидентичности», «"Другое" и "свое" в книге Алексея Арзамазова "Ивор"». «Поэтический язык как проблема: творчество Андрей Гоголева», «"Удмуртия" и "удмуртское" в творчестве Андрей Гоголева». Как видно из названий статей, в фокусе исследовательского зрения оказываются механизмы смыслопорождения, возникающие на «пересечении двух языковых кодов» -русского и удмуртского [Кадочникова 2021: 111].

Особое внимание И. Кадочникова уделяет А. Гоголеву, который «снимает оппозиции, традиционные для поэзии региона (провинция - столица, удмуртское - русское), и раскрывает "удмуртское" как новую тему в русской поэзии» [Кадочникова 2021: 123]. Важным, по мнению автора исследова-

Т. В. Зверева

ния, является и опыт Алексея Арзамазова, связанный с «расширением образно-тематического диапазона удмуртской поэзии, ее словаря» [Кадочникова 2021: 185]. Углубляясь в проблематику языка и формы, Ирина Кадочникова демонстрирует образцы блестящего филологического анализа.

Наконец, для автора сборника важнейшим является вопрос об «языке как доме» Поэта. Пожалуй, именно эта тема оказывается сквозной для Ирины Кадочниковой, для которой язык также стал пристанищем, той единственной данностью, где обретается подлинное бытие. «Бытие в конкретной культуре - это всегда бытие в конкретной языковой реальности» [Кадочникова 2021: 51], - эта, сформулированная по отношению к творчеству Татьяны Репиной максима, может быть приложима ко всему сборнику. Вот почему в центре исследовательского внимания так часто оказываются авторефлексивные тексты, в которых поэтическая речь пытается увидеть и осознать себя.

Завершает сборник рецензия на книгу сарапульского поэта Алексея Сомова «Грубей и небесней: стихотворения, эссе». Это единственный из вышеперечисленных поэтов, в жизни которого уже поставлена последняя точка. Соответственно, изменяются и принципы анализа завершенной поэтической системы. И. Кадочникова осмысляет жизненный и творческий путь поэта, но сам этом путь в силу пройденности может меняться в зависимости от траектории исследовательского взгляда: «Может быть, есть большой смысл в том, чтобы прочитать Алексея Сомова "наоборот": пройти путь от грубого до небесного, от безысходного - до жизнеутверждающего, от злобы - до принятия, от "рождества в аду" - до той самой страницы, "где смерть почила в бозе и живы - все". Тогда действительно возникает ощущение прибывающего света» [Кадочникова 2021: 288].

«Современная поэзия Удмуртии: имена, тенденции, смысла» Ирины Кадочниковой - книга чрезвычайно важная не только для региональной, но и для общероссийской культуры. С одной стороны, перед нами еще одна значительная попытка конструирования регионального литературного пространства, с другой - уточнение констант существования российской литературы, уже немыслимой сегодня вне «провинциального текста».

ЛИТЕРАТУРА

История литературы Урала. XIX век: в 2 кн. / Под ред. проф. Е. К. Созиной. М.: Издательский Дом ЯСК, 2021. 1439 с.

Серова М. В., Кадочникова И. С. Проблема культурно-исторической идентичности в литературе Удмуртии. Ижевск, 2014. 181 с.

Серова М. В., Кадочникова И. С.Проблема художественной индивидуальности в литературе Удмуртии. Ижевск, 2016. 180 с.

Поступила в редакцию 25.03.2022

Зверева Татьяна Вячеславовна

доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.2)

E-mail: tvzver.1968@yandex.ru

T. V. Zvereva

"THE GENIUS OF THE PLACE": MODERN POETRY OF UDMURTIA INTERPRETED BY IRINA KADOCHNIKOVA

DOI: 10.35634/2224-9443-2022-16-4-728-731

Review of the book: Kadochnikova I. S. Modern poetry of Udmurtia: names, trends, meanings. Izhevsk: Shelest, 2021. 290 p. In Russian.

Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2022, vol. 16, issue 4, pp. 728-731 REFERENCES

Istoriya literatury Urala. XIX vek [The history of literature of the Urals. XIX century]: in 2 vol. / Pod red. prof. E. K. Sozinoj. M.: Izdatel'skij Dom YASK, 2021. 1439 p. In Russian.

«Гений места».

Serova M. V., Kadochnikova I. S. Problema kul'turno-istoricheskoj identichnosti v literature Udmurtii [The problem of cultural and historical identity in the literature of Udmurtia]. Izhevsk, 2014. 181 p. In Russian.

Serova M. V., Kadochnikova I. S. Problema hudozhestvennoj individual'nosti v literature Udmurtii [The problem of artistic individuality in the literature of Udmurtia]. Izhevsk, 2016. 180 p. In Russian.

ORCID ID: 0000-0002-0485-7664

Received 25.03.2022

Zvereva Tatyana Vjacheslavovna

Doctor of Philology, Professor Udmurt State University 1/2, Universitetskaya st., Izhevsk, 426034, Russia, E-mail: tvzver.1968@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.