Научная статья на тему 'Поэт в Удмуртии: литературная репутация и региональная идентичность'

Поэт в Удмуртии: литературная репутация и региональная идентичность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
166
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ / ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕПУТАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ГОРОДСКИЕ ТЕКСТЫ / ДВУЯЗЫЧНЫЕ ТЕКСТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СИТУАЦИИ / MODERN POETRY / LITERARY REPUTATION / REGIONAL IDENTITY / REGIONAL LITERATURE / POETRY / URBAN TEXTS / BILINGUAL TEXTS / SOCIOCULTURAL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кадочникова Ирина Сергеевна

Рассматриваются литературные репутации, закрепившиеся на настоящий момент за современными русскоязычными поэтами Удмуртии, С. Жилиным, В. Шиховым, А. Корамысловым. С опорой на работы М. М. Голубкова, А. И. Гараева отмечается важность социокультурной ситуации для формирования писательского амплуа. Показано, что проблема определения собственной позиции в литературе особенную актуальность приобретает для писателей, живущих в регионах, находящихся на периферии литературной жизни. К таким регионам относится Удмуртия. Специфическим фактором формирования литературной репутации регионального автора является его отношение к самому региональному локусу, в том числе к литературной жизни региона. Поэт может соотносить себя с региональным контекстом и выступать в качестве создателя регионального текста, генерируя, таким образом, смыслы, создающие символическое измерение (вариант С. Жилина, за которым закрепился имидж «ижевского поэта»). Другая ситуация: автор намеренно отказывается от участия в литературной жизни периферийного локуса, отмеченного такой характеристикой, как «провинциальность», стремится вписаться в общероссийский контекст, минуя этап признания в региональном контексте (вариант В. Шихова, избравшего имидж «немедийного», «закрытого» поэта). Третий вариант: писатель находит некий компромисс, включаясь в общероссийский литературный процесс, но при этом сохраняя, например, этническую идентичность (вариант А. Корамыслова, который является носителем двух статусов «известный поэт» и «поэт из Удмуртии/Воткинска»). Полученные выводы характеризуют общую тенденцию и свидетельствуют о тех проблемах, которые свойственны литературе периферийных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POET IN UDMURTIA: LITERARY REPUTATION AND REGIONAL IDENTITY

The article considers the currently established literary reputations of contemporary Russian-speaking poets from Udmurtia: S. Zhilin, V. Shikhov, A. Koramyslov. With reference to the works of M. M. Golubkov, A. I. Garaev, the article highlights the importance of sociocultural influences on the formation of the writer’s role. The article points out the importance of self-presentation in the formation of the writer’s image. The article shows that the problem of definition of a personal position in literature is especially relevant for those writers who live in regions situated far away from literary life. Udmurtia is such a region. An important factor in the formation of a local writer’s literary reputation is his attitude to the local locus itself, in particular, to the literary life of the region. A poet can identify himself within a local context and present himself as a creator of a local text. In such a way, he generates perceptions that create a symbolic dimension (the case of S. Zhilin who obtained the image of “poet of Izhevsk”). Another situation: the author might purposely renounce participation in the literary life of the local locus because of its “provincialism”. He attempts to fit into the national context, thus avoiding the stage of recognition in the local context (the case of V. Shikhov who has chosen the image of “non-media”, “closed” poet). The third situation: the writer finds some kind of a compromise by getting involved in the national literary process, while, at the same time, preserving, for example, his ethnical identity (the case of A. Koramyslov who attained dual status, namely: “a famous poet” and “a poet from Udmurtua/ Votkinsk”). The conclusions reached in the article represent the character of general trends and show the problems that characterize the literature of provincial regions.

Текст научной работы на тему «Поэт в Удмуртии: литературная репутация и региональная идентичность»

И.С. Кадочникова

ORCID: 0000-0001-9013-4499

Москва, Россия

E-mail: irkadokh@mail.ru

УДК 821.161.1-1

DOI 10.26170/ufv19-03-08

ПОЭТ В УДМУРТИИ: ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕПУТАЦИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация. Рассматриваются литературные репутации, закрепившиеся на настоящий момент за современными русскоязычными поэтами Удмуртии, -С. Жилиным, В. Шиховым, А. Корамысловым. С опорой на работы М. М. Го-лубкова, А. И. Гараева отмечается важность социокультурной ситуации для формирования писательского амплуа. Показано, что проблема определения собственной позиции в литературе особенную актуальность приобретает для писателей, живущих в регионах, находящихся на периферии литературной жизни. К таким регионам относится Удмуртия. Специфическим фактором формирования литературной репутации регионального автора является его отношение к самому региональному локусу, в том числе к литературной жизни региона. Поэт может соотносить себя с региональным контекстом и выступать в качестве создателя регионального текста, генерируя, таким образом, смыслы, создающие символическое измерение (вариант С. Жилина, за которым закрепился имидж «ижевского поэта»). Другая ситуация: автор намеренно отказывается от участия в литературной жизни периферийного локуса, отмеченного такой характеристикой, как «провинциальность», стремится вписаться в общероссийский контекст, минуя этап признания в региональном контексте (вариант В. Шихова, избравшего имидж «немедийного», «закрытого» поэта). Третий вариант: писатель находит некий компромисс, включаясь в общероссийский литературный процесс, но при этом сохраняя, например, этническую идентичность (вариант А. Корамыслова, который является носителем двух статусов - «известный поэт» и «поэт из Удмуртии/Воткинска»). Полученные выводы характеризуют общую тенденцию и свидетельствуют о тех проблемах, которые свойственны литературе периферийных регионов.

Ключевые слова: современная поэзия, литературная репутация, региональная идентичность, роегиональная литература, поэтическое творчество, городские тексты, двуязычные тексты, социокультурные ситуации.

I.S. Kadochnikova

Moscow, Russia

THE POET IN UDMURTIA: LITERARY REPUTATION AND REGIONAL IDENTITY

Abstract. The article considers the currently established literary reputations of

contemporary Russian-speaking poets from Udmurtia: S. Zhilin, V. Shikhov, A. Koramyslov. With reference to the works of M. M. Golubkov, A. I. Garaev, the article highlights the importance of sociocultural influences on the formation of the writer's role. The article points out the importance of self-presentation in the formation of the writer's image. The article shows that the problem of definition of a personal position in literature is especially relevant for those writers who live in regions situated far away from literary life. Udmurtia is such a region. An important factor in the formation of a local writer's literary reputation is his attitude to the local locus itself, in particular, to the literary life of the region. A poet can identify himself within a local context and present himself as a creator of a local text. In such a way, he generates perceptions that create a symbolic dimension (the case of S. Zhilin who obtained the image of "poet of Izhevsk"). Another situation: the author might purposely renounce participation in the literary life of the local locus because of its "provincialism". He attempts to fit into the national context, thus avoiding the stage of recognition in the local context (the case of V. Shikhov who has chosen the image of "non-media", "closed" poet). The third situation: the writer finds some kind of a compromise by getting involved in the national literary process, while, at the same time, preserving, for example, his ethnical identity (the case of A. Koramyslov who attained dual status, namely: "a famous poet" and "a poet from Udmurtua/ Votkinsk"). The conclusions reached in the article represent the character of general trends and show the problems that characterize the literature of provincial regions.

Keywords: modern poetry, literary reputation, regional identity, regional literature, poetry, urban texts, bilingual texts, sociocultural situations.

Проблема литературной репутации писателя и его статуса в литературном мире целым рядом исследователей рассматривается как одна из самых актуальных в современной науке. При этом отмечается, что выбор писательского амплуа «всегда диктуется социокультурной ситуацией» [Голубков 2001: 85] и что «крайне важным для понимания процессов формирования литературной репутации является анализ социокультурного контекста, в котором функционирует произведение» [Гараев 2008: 8]. Эти положения необходимо учитывать при осмыслении литературных репутаций региональных авторов. Вопрос о стратегии выстраивания собственной позиции в литературе для них стоит особенно остро, поскольку их положение в культуре связано с необходимостью самоопределяться сразу в двух контекстах - региональном и общероссийском. Еще большую актуальность эта проблема приобретает для писателей, живущих в регионах, находящихся на периферии литературной жизни.

По ряду объективных показателей, характеризующих состояние литературной жизни в регионе, Удмуртия всегда уступала и до сих пор уступает Пермской, Свердловской и Челябинской областям. Тот факт, что поэтам Екатеринбурга, Челябинска, Перми удалось «нарушить "правило столицы"» [Волкова 2014], а ижевским поэтам - нет, объяс-

© Кадочникова И. С., 2019

103

няет причины, по которой поэзия Удмуртии находится, например, за пределами уральской поэтической школы. Молодой филолог Александр Кузнецов в рецензии на культовое ижевское издание «Альманах современной удмуртской поэзии #1», отметил, что «лица поэзии Удмуртии отражают не достижения, а проблемы местной литературы и культуры вообще в наше время» [Кузнецов 2018]. К обстоятельствам, в силу которых в Ижевске «нет поэзии», относится и относительно невысокая численность населения, и отсутствие качественных литературных периодических изданий, и низкий уровень консолидации в самой писательской среде, и относительно слабое внимание к литературе республики со стороны профессионального сообщества.

В то время как удмуртская поэзия находит признание за пределами не только республики, но и страны, русскоязычная поэтический контекст находится пока в стадии становления. Поэтому и актуализируется вопрос о том, как быть писателем в Удмуртии. Этот вопрос связан для авторов с проблемой региональной идентичности.

Внимание к концепту «региона» стало закономерным следствием распада страны на республики, области, края. Репутация «гения места» в современных социокультурных обстоятельствах, особенно в периферийных локусах, имеет особый аксиологический смысл: подчеркнуто идентифицируя себя с «местом» как через актуализацию в творчестве соответствующих мифологем, метафор, концептов, так и через определенную поведенческую стратегию, автор становится участником процесса «брен-дирования» региона и конструирования регионального текста.

Ярким примером писателя, который создает свой имидж через соотнесенность с региональным локусом, в поэзии Удмуртии является Сергей Жилин.

Сергей Жилин родился в 1960 г. в Ижевске. Филолог по образованию, он освоил все, что называется, «типичные» для поэта профессии: работал грузчиком в магазине, был рабочим сцены в драматическом театре, несколько раз сторожем, учителем в сельской школе, преподавателем в Удмуртском университете, журналистом, заместителем главного редактора издательства «Странник» [Роготнев 1996: 4].

В начале 2000-х у Жилина вышло сразу несколько поэтических сборников: «Перед ледоставом» (2001), «Собор на снегу» (2002), «Прощеное воскресенье» (2005). Поэт имеет собственный веб-сайт (http://zhilin-izhevsk.narod.ru), а также активно ведет страницу на сайте ВКонтакте (https://vk.com/id16273298), где не только публикует собственные тексты, но и отражает значимые для себя события культурной и политической жизни Удмуртии и России.

Тематический диапазон поэтического творчества С. Жилина связан, прежде всего, с задачей репрезентации «символических ресурсов»

[Федотова 2015: 105] ижевского локуса: «брендов» территории («Ижевск - город оружейников»), природных объектов, компонентов городского пространства (см. об этом: [Кадочникова 2016]). Но автор идентифицирует себя не только с ижевским локусом, но и в целом с региональным, о чем свидетельствуют региональные топонимы, упоминаемые в текстах. «Ижевскость» и региональная идентичность актуализируются Жилиным и через выбор адресатов и героев стихотворений/песен - С. Дерендяев (известный в Ижевске историк), С. Н. Сели-вановский (фотограф, краевед), А. Н. Вознесенский, М. Т. Калашников (легендарные оружейники), М. Зимина, В. Фролов (поэты Удмуртии).

Одна из основных интенций творчества поэта - раскрыть Ижевск как город, который имеет по-настоящему великую историю, вписанную в историю страны. Все это дает основание говорить о Жилине как о «создателе "городского текста", в основе которого лежит образ Ижевска», и как о «создателе "провинциального текста", где раскрывается духовное пространство Удмуртии, вписанное в контекст общероссийской проблематики» [Серова 2016: 17]. Эта характеристика, данная Жилину литературоведом М. В. Серовой, определяет его место в литературе Удмуртии - как поэта, решающего задачу генерации тех смыслов, которые в совокупности создают культурное измерение.

Однако Жилин - автор с весьма сложной литературной репутацией, поскольку диапазон его творческой реализации предельно широк. Он не только поэт, но и исполнитель своих стихов под гитару, поэтому в местной прессе в литературоведческих работах его часто называли и называют «ижевским бардом» [Дубовцев 2018; Несустветин 2004], а в сознании аудитории закрепился образ «человека с гитарой», «исполнителя».

При всем при этом Жилин - известный в республике краевед, автор и соавтор целого ряда книг по истории Удмуртии [Жилин 2008; Жилин 2017; Жилин, Кудрик 2013], а также очерков об Ижевске и Удмуртии [Жилин 2013; Жилин 2010]. В статьях С. Жилина, по мысли Народного писателя Удмуртии Вяч. Ар-Серги, открывается «настоящее лицо ижевца-ижевчанина» [Ар-Серги 2013: 6].

В интервью, опубликованном в №48 «Литературной газеты» за 2017-й год, Анастасия Ермакова называет С. Жилина «литератором широкого профиля» [Непростой характер Ижевска 2017], ссылаясь, впрочем, на автохарактеристику поэта. «Многопрофильность», по мысли Жилина, «является необходимым условием для выживания литератора в современных условиях» [Непростой характер Ижевска 2017] - причем, такого литератора, который зарабатывает исключительно литературным творчеством. Так, показательно, что в качестве статуса на своей странице «ВКонтакте» Жилин выбрал самоопределе-

ние «вольный литератор», подчеркнув этим, с одной стороны, и свою «многопрофильность», и возможность для себя творческой свободы.

Имя Сергея Жилина в сознании широкой аудитории (читателей/слушателей/зрителей, критиков, литературоведов, поэтов, историков) ассоциируется с тем образом Ижевска и Удмуртии (прежде всего, Ижевска, конечно), который автор выстроил в своем поэтическом творчестве и - через слово - обозначил как ценность. Все это, по мысли Вяч. Ар-Серги, «ввело» С. Жилина «в небольшую, но яркую обойму истинных неангажированных русских поэтов Удмуртии» [Ар-Серги Вяч. 2013: 6].

Можно утверждать, что С. Жилин все-таки смог преодолеть ту психологическую проблему, с которой, как правило, сталкивается поэт в провинции, переживая невозможность полной творческой реализации в условиях провинциального культурного контекста. В творчестве Жилина раскрывается понимание провинции как духовной константы (ср. стихотворения «Беспризорная русская речь», «Церковь села Данилова», «В маленьком городе», «Грахово» и др.), имплицируется мысль об онтологической провинциальности самой России, поэтому собственный имидж конструируется писателем через утверждение идеи собственной региональной идентичности.

Однако известно, что у провинции есть и обратная сторона, связанная с такими негативными коннотациями, как «местечковость», «отсталость», «пошлость». Болезненно переживая отсутствие культуры, художник может выстраивать свою позицию в литературе через отказ от участия в литературной жизни периферийного региона, конструируя образ непубличного поэта и через эту подчеркнутую непубличность («немедийность») выражая критику в адрес, например, поэтической среды. Такую поведенческую стратегию избрал Владислав Шихов.

М. В. Серова следующим образом охарактеризовала эстетическое поведение поэта: «По типу человеческого и творческого темпераментов В. Шихов - "вещь в себе". Он не вращается в кругах артистической богемы Ижевска, как сейчас говорят, "не в тусовке", никогда не участвует в общественных мероприятиях, связанных с пропагандой местного поэтического творчества. По отношению к этой стороне жизни Влад Шихов - профессиональный аналитик и наблюдатель» [Серова 2014: 86]. Репутация «закрытого», «непубличного» автора закрепилась за Шиховым еще в нулевые. Но отказ от публичности совсем не означал отсутствие необходимости в диалоге, который в начале двухтысячных поэт вел очень избирательно - с О. Седаковой, ставшей автором предисловия к его книге «Руны» (2005), и доктором филологических наук, профессором Удмуртского государственного университета М. В. Серовой, в те годы активно занимавшейся изучением

шиховского творчества. Сознательный выбор участников профессионального сообщества в качестве реципиентов и трансляторов творчества позволил В. Шихову обрести репутацию «серьезного поэта»: его творчество неоднократно являлось предметом обсуждения на научных конференциях разного уровня.

С. Васильев с интервью с Шиховым 2010-го года называет его «одним из самых умных писателей нашей республики», отмечая, что поэзия Шихова «удивительная, необычная и странная для Ижевска», «что это и есть поэзия в лучшем виде», что «серьёзных стихов сегодня почти не пишут не только в Удмуртии, но и во всей нашей большой стране» и что «творчество Владислава Шихова - одно из редких светлых пятен российской поэзии» [Ижевск как центр мира 2010].

В литературной ситуации нулевых творчество В. Шихова - при всей его подчеркнутой ориентации на традицию, идущую, с одной стороны, от Мандельшама, Анненского, Хлебникова, Бродского [Серова 2014: 143], а с другой - от самого Данте [Серова. Дантовское вдохновение 2014], представляло собой феноменальное явление: в «Тенях», «Рунах», «Блаженстве расставаний» сложный поэтический язык находится в сочетании с предельной семантической (в том числе интертекстуальной) нагруженностью текстов, «региональное» раскрывается как «внегеографическое», события современности интерпретируются сквозь призму библейских и мифологических проекций. Кроме того, принципиальной особенностью поэтики Шихова уже тогда был называемый «филологизм текстов», что обозначилось еще в дебютной книге. Кроме разного рода грамматических и лексических сдвигов в трех первых книгах автора, обращает на себя внимание магистраль-ность темы языка, раскрываемой, прежде всего, в логике библейской трактовки Слова как Бога (ср. высокий процент библеизмов и архаической лексики в творчестве Шихова).

М. В. Серова, ссылаясь на классификацию уровней культуры, данную М. Виролайнен, назвала В. Шихова «представителем культуры слова» [Серова. Жанровая доминанта 2014: 89], при этом указав, что «принадлежность к данному типу культуры, качественно новому... для русской поэзии, как это ни парадоксально, предполагает установку не столько на новаторство, сколько на традиционализм» [Серова. Жанровая доминанта 2014: 89]. Но в контексте поэзии Удмуртии начала ХХ1-го века ориентация автора на «культуру слова» могла рассматриваться исключительно как факт эстетической новизны, что выводило имя Шихова за пределы «местечкового» регионального контекста и проясняло мотивы автора, связанные с принципиальным отказом от участия в литературной жизни Республики начала 2000-х годов и со стремлением сразу - минуя этап признания в узком региональном контексте - вписаться в контекст

общероссийский (ср. факты публикации в журналах «Дружба народов», «Урал», «Дикое поле», «Новая юность», «Дети Ра»).

Однако после 2010-го (а именно в это время создавалась четвертая книга поэта) в Удмуртии начал формироваться новый поэтический контекст, представленный по преимуществу молодыми авторами, которые для репрезентации собственного творчества широкой аудитории начали активно использовать ресурсы, предлагаемые Интернетом. Основным инструментом формирования писательского имиджа и его продвижения стали социальные сети, где авторы не только презентует собственное творчество, но и обозначают свои эстетические предпочтения, круг единомышленников, релевантные публикации, премии и т.д. Обратной стороной возникшей в последнее десятилетие «моды на стихи» (ср. растущее число молодых сетевых поэтов) стала утрата «чистым словом» его самодостаточности. Важен теперь не столько сам текст, сколько то «интермедиальное событие», в структуру которого он включается (концерт, спектакль, перформанс, видеоклип, мелодекламация), а также сетевая активность автора, позволяющая ему быстро обрести устойчивую популярность в среде Интернет-пользователей.

Поведенческая стратегия В. Шихова по-прежнему строится на отказе от взаимодействия с региональным литературным контекстом, однако мотивы этого отказа теперь связаны как с «отсутствием поэзии», так и с отсутствием (или недостаточным количеством) профессиональных читателей и грамотных культуртрегеров. Свою позицию по поводу литературной ситуации наших дней Шихов обозначил в стихотворении «Ремарка»:

Прошу покорнейше простить, Но вычеркнуть меня из списков, Чтоб хоть немного сократить «Поэтов легион неистов». И так уже проходу нет, Как нет Поэзии при этом. Блажен, кто молча был поэтом, Не засоряя Интернет [Шихов 2017: 304].

Поскольку сегодня массовый читатель (=Интернет-пользователь) участвует в определении эстетической ценности текста наравне с профессиональным критиком/редактором/филологом, поскольку граница между массовым и элитарным искусством предельно размыта, то в поле поэзии вовлекаются все тексты, обладающие признаками поэтических. Интенцию героя шиховского стихотворения можно сформулировать следующим образом: «если любой пишущий стихи - поэт, то я не хочу называться поэтом». Этот посыл адресован в том числе и про-

фессиональным интерпретаторам, поставившим перед собой задачу задокументировать процессы, происходящие в современной поэзии. При таком подходе материал фиксируется как литературный факт, подлинность которого еще будет проверена временем.

Поэзию, по мысли Шихова, теперь словно приходится спасать от самих поэтов, обретающих популярность, кроме всего прочего, благодаря тем инструментам, которые предлагает пиар, к искусству имеющий мало отношения. Остается, как пишет автор, «молча быть поэтом», намеренно отказываясь от всякой медийности, публичности, всякой возможности стать известным, поскольку известность сегодня во многом обеспечивается ориентацией на вкусы массовой аудитории.

Шихов практически никогда не выступает публично, не печатается в современных региональных изданиях, поскольку для него идеальной экспертной площадкой являются столичные толстые журналы (ср. факт публикации в №6 журнала «Звезда» за 2018 год [Шихов 2018]), принципиально не общается с ижевскими авторами, как бы самоустраняясь из современного литературного контекста. Такой имидж, продиктованный соответствующими эстетическими принципами, дает возможность противопоставить себя другим и сохранить репутацию «настоящего», «серьезного» поэта, сохранить верность Слову и искусству вообще. Показательно, что в качестве эпиграфа к «Четвертой книге» Шихов использовал фрагменты из писем, адресованных ему А. Кушнером: «. Прочел Ваши стихи, они мне понравились разнообразием тем и лирических сюжетов, предметностью и связью с мировой культурой и историей. <...> Такие стихи, конечно, должны быть напечатаны. А. Кушнер» [Кушнер 2017: 4]. Судя по всему, оценка со стороны мэтра российской поэзии важна Шихову как подтверждение подлинности творчества, но она же и «поднимает» автора над региональной поэтической средой. Наличие такого рода высоких оценок оказывает влияние на мнения, которые формируются в региональном контексте. Так, в 2018-ом году В. Шихову была присуждена литературная премия Правительства Удмуртской Республики за книгу «Блаженство расставаний».

Сергей Жилин и Владислав Шихов, при всей глубине и оригинальности их поэтических миров, до сих пор, к сожалению, не обрели известность во всероссийском контексте. В случае С. Жилина это связано, прежде всего, с подчеркнутой актуализацией идеи региональной идентичности - как через поэтическое творчество, так и через краеведческие изыскания. Владислав Шихов, позиционируя себя как продолжателя традиций «высокой» поэзии, намеренно отказывается от участия в литературной жизни и ориентируется, прежде всего, на мнения ограниченного круга профессионалов, что связано с установкой на верность искусству и сохранение слова.

Преодолеть «правило столицы» на настоящий момент удалось Александру Корамыслову, автору из Воткинска, чьи тексты отрефлек-сированы не только местными, но и столичными критиками.

А. Корамыслов - пример поэта, активно включенного в современный литературный процесс, о чем свидетельствуют факты публикаций в целом ряде региональных и столичных журналов («Арион», «Воздух», «Волга», «Урала», «Дети Ра», «День и ночь», «Крещатик» и т.д.), на сайтах «Сетевая словесность» и «Новая литературная карта России», круг литературных связей с поэтами, редакторами и культуртрегерами, в числе которых С. Ивкин, А. Пермяков, М. Волкова, С. Круглов, Г. Жердев. Показательно, что дебютная книга «Песни му-дехара» (2014) вышла не в Ижевске, а в Санкт-Петербурге, а книга «Танкетки на двоих» (2018) - в Челябинске.

По словам С. Ивкина, в Воткинске «шутят, что Александр представляет всю русскоязычную поэзию Удмуртии от эпоса до прибаутки». При этом Ивкин отмечает, что «самым известным поэтом республики» Корамыслова сделала «публикация танкеток» [Ивкин 2018].

А. Корамыслова называют «ветераном танкеточных армий» [Пермяков 2018]), «мастером короткой формы» [Корамыслов 2018: 25], «одним из наиболее стойких адептов танкетки» [Кузьмин 2015]. Однако поэт работает не только в жанре двустиший из шести слогов. Так, в структуру «Песен мудехара» танкетки не вошли. Поэтика же стихотворений, составивших книгу, позволила С. Круглову (поэту и автору предисловия к книге) отнести Корамыслова к числу добродетельных постмодернистов [Круглов 2014: 4], хотя сам автор называет себя приверженцем «авангардного традиционализма» [Корамыслов 2018: 25].

Корамыслов разрушил стереотипное представление о писателе из провинции. Автор, включаясь в литературную среду посредством виртуальных коммуникаций, инициирует процесс формирования его литературной репутации как репутации «известного писателя» - через ведение собственного сайта, участие в виртуальных литературных проектах, общение с культуртрегерами, редакторами литературных порталов и журналов.

Однако поэт, несмотря на его включенность в общероссийский литературный контекст, на уровне творчества подчеркивает региональную идентичность. Об этом свидетельствуют топонимы (Вотка, Воткинск), «бренды территории», упоминаемые в текстах («Воткин-ский завод»). Но показательно, что в «Песнях мудехара» и «Танкетках на двоих» таких упоминаний немного, поскольку обе книги вышли не в Удмуртии и ориентированы (в идеале) на широкий круг читателей и на позиционирование себя как «российского поэта» (эта интенция заложена, прежде всего, в «Песнях мудехара»). А вот подборка, опубли-

кованная в «Альманахе современной поэзии Удмуртии #2», во всех смыслах очень «удмуртская» - и не только потому, что в текстах постоянно фигурируют названия местных населенных пунктов (Постол, Сардан, Тыловай, Гондырвай, Ижевск, Ува, Ягул [Альманах 2018: 136152]), но и в силу двуязычного характера этих текстов. Двуязычные танкетки - одна из «визитных карточек» Корамыслова, который, кстати, не принадлежит к удмуртскому этносу, но конструирует русско-удмуртские тексты, обращаясь к проблеме межкультурного диалога и показывая, что в условиях полиэтнического региона он действительно возможен, чему способствует единое языковое поле, формирующее ментальную общность:

народ

рудмуртары

[Альманах 2018: 151]

Поэт показал на личном примере, что современный автор, живущий в национальной республике, располагает в определенном смысле даже большими возможностями, чем его «собратья по перу» из столичного литературного контекста: смешанная языковая среда дает почву для эстетического и интеллектуального поиска, осуществление которого позволяет выделиться из общей массы поэтических голосов современности.

Признавая тот факт, что литературная репутация складывается под влиянием многих факторов, мнений, оценок, мы настаиваем на том, что в современных обстоятельствах писатель является активным участником процесса конструирования собственного образа. Это связано, прежде всего, с возможностью использования интернета как инструмента формирования имиджа и его продвижения. Так, репутация

A. Корамыслова как «самого известного поэта Удмуртии» сложилась именно благодаря сетевой активности автора. Отчасти это касается и репутации С. Жилина, который презентует новые тексты и видео на свое странице ВКонтакте, становясь, таким образом, узнаваемым.

B. Шихов, напротив, отрицательно относясь ко всякого рода медийно-сти в поэзии, отказался от продвижения своего творческого имиджа в интернете, выбрав репутацию непубличного автора.

В периферийных регионах вопрос о факторах формирования литературной репутаций, кроме всего прочего, напрямую связан для писателя с проблемой региональной идентичности, которая в данном случае включает в себя и культурную идентичность. Отвечая на вопрос «Как быть писателем в провинции», художник может либо подчеркнуто идентифицировать себя с региональным контекстом и выступать в качестве создателя регионального текста, либо игнорировать свою принад-

лежность к региональной творческой среде в силу ее «местечкового» характера, либо находить некий компромисс, включаясь в общероссийский литературный процесс, но при этом сохраняя, например, этническую идентичность. Полученные выводы носят характер общей тенденции и свидетельствуют, скорее, о тех сложностях, с которыми сталкивается писатель, находящийся на периферии литературной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Альманах современной поэзии Удмуртии. Ижевск, 2018. Вып. 2. 176 с.

Ар-Серги Вяч. «Позовут родные ивы, отраженные в воде» // Жилин С. Ижевское время: очерки. Ижевск : Известия Удмуртской Республики, 2013. С. 3-9.

Волкова М. Поэты живут на Урале [Электронный ресурс] // Истоки. 2014. № 23. URL: http://www.reading-haU.ru/publication.php? id=10801.

Гараев А. И. М.П. Арцыбашев: история формирования литературной репутации : автореф. дис. ... канд. филол. аук. Казань, 2008. 18 с.

Голубков М. М. Типы творческого поведения, или Литературные амплуа эпохи // Русская литература ХХ века: После раскола. М., 2001. С. 80-91.

Дубовцев А. Н. О не названных по имени: Гражданская война в песенной поэзии С. Жилина // Восточно-Европейский научный вестник. 2018. № 1. С. 75-80. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id= 34842339.

Жилин С. «Беспризорная русская речь.» // Никуда этот мир не исчезнет. Поэзия Удмуртии. Избранное. Ижевск, 2015. С. 26-49.

Жилин С. Ижевское время: очерки. Ижевск, 2013. 44 с.

Жилин С. От Прикамья до Приморья. Ижевск, 2008. 208 с.

Жилин С. Последняя из всех надежд [Электронный ресурс] // Литературная газета. 2013. № 27. URL: http://lgz.ru/artide/-27-6421-03-07-2013/poslednyaya-iz-vsekh-nadezhd.

Жилин С. А. Строили село Грахово : монография. Ижевск, 2017. 124 с.

Жилин С. А. Я иду по городу Ижевску. : очерки. Ижевск, 2010. 220 с.

Жилин С., Кудрик Е. В Божьем храме, в Кекоране. Ижевск, 2013.

40 с.

Ивкин С. Три книги (попытка прочтения) [Электронный ресурс] // Плавучий мост. 2018. № 4. URL: http://журнальныймир.рф/avtor/ivkin-sergey.

Ижевск как центр мира [Электронный ресурс] // Известия Удмуртской Республики. 2010. № 144. URL: http://izvestiaur.ru/ generationme/313171.html.

Кадочникова И. С. Образ Ижевска в творчестве С. Жилина // Серова М. В., Кадочникова И. С. Проблема художественной индивидуальности в литературе Удмуртии. Ижевск, 2016. С. 23-33.

Корамыслов А. «За корою образа - сердцевина мысли...» (беседовал Никита Ильин) // Инвожо. 2018. № 1. С. 20-27.

Круглов С. Похвальное слово постмодернизму // Корамыслов А. Песни мудехара. СПб., 2014. С. 3-4.

Кузнецов А. С позиции прокурора [Электронный ресурс] // Луч. 2018. № 3. URL: http://litluch.ru/obzor-literaturyi/s-pozitsii-prokurora.

Кузьмин Дм. Александр Корамыслов. Песни мудехара. Предисл. С. Круглова. СПб. : Своё издательство, 2014. 60 с. [Электронный ресурс] // Воздух. 2015. № 1-2. URL: http://www.litkarta.ru/projects/ vozdukh/issues/2015-1 -2/hronika.

Кушнер А. Из писем Владиславу Шихову от 14 августа и 30 декабря 2017 г. // Шихов В. Четвертая книга. Ижевск, 2017. С. 4.

Непростой характер Ижевска [Электронный ресурс] // Литературная газета. 2017. № 48. URL: http://lgz.ru/article/-48-6623-6-12-2017/neprostoy-kharakter-izhevska.

Несусветин А. Морская душа Сергея Жилина // Инфо-Панорама. 2004. № 4. С. 4.

Пермяков А. Феномен танкетки, или Короче, некуда. Рец. на: Александр Корамыслов, Полина Потапова. Танкетки на двоих. Челябинск. 2018. 210 с. [Электронный ресурс] // Волга. 2018. № 5-6. URL: http://www.zh-zal.ru/volga/2018/5-6/fenomen-tanketki-ili-koroche-nekuda.html.

Роготнев П. Из нашего досье // Байгурезь. 1996. № 40. С. 4.

Серова М. В. «Дантовское вдохновение» в творчестве В. Шихова // Серова М. В., Кадочникова И. С. Проблема культурно-исторической идентичности в литературе Удмуртии. Ижевск, 2014. С. 114-132.

Серова М. В. Жанровая доминанта в творчестве Влада Шихова // Серова М. В., Кадочникова И. С. Проблема культурно-исторической идентичности в литературе Удмуртии. Ижевск, 2014. C. 86-100.

Серова М. В. Мифопоэтическое и социально-историческое в художественном мышлении Владислав Шихова // Серова М. В., Кадочникова И. С. Проблема культурно-исторической идентичности в литературе Удмуртии. Ижевск, 2014. С. 139-152.

Серова М. В. Специфика творчества С. Жилина в общем контексте жанра авторской песни // Серова М. В., Кадочникова И. С. Про-

блема художественной индивидуальности в литературе Удмуртии. Ижевск, 2016. С. 16-22.

Федотова Н. Г. Территориальная идентичность как символический ресурс региона // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 90. С. 105-108.

Шихов В. Блаженство расставаний: Третья книга стихов. Ижевск, 2010. 140 с.

Шихов В. Руны: Вторая книга стихов. Ижевск, 2005. 122 с.

Шихов В. Стихи [Электронный ресурс] // Звезда. 2018. № 6. URL: http://www.zh-zal.ru/zvezda/2018/6/stihi.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шихов В. Четвертая книга. Ижевск, 2017. 328 с.

REFERENCES

Al'manakh sovremennoy poezii Udmurtii. Izhevsk, 2018. Vyp. 2. 176 s.

Ar-Sergi Vyach. «Pozovut rodnye ivy, otrazhennye v vode» // Zhilin S. Izhevskoe vremya: ocherki. Izhevsk : Izvestiya Udmurtskoy Respubliki, 2013. S. 3-9.

Volkova M. Poety zhivut na Urale [Elektronnyy resurs] // Istoki. 2014. № 23. URL: http://www.reading-hall.ru/publication.php?id=10801.

Garaev A. I. M.P. Artsybashev: istoriya formirovaniya literatur-noy rep-utatsii : avtoref. dis. ... kand. filol. auk. Kazan', 2008. 18 s.

Golubkov M. M. Tipy tvorcheskogo povedeniya, ili Literaturnye amplua epokhi // Russkaya literatura KhKh veka: Posle raskola. M., 2001. S. 80-91.

Dubovtsev A. N. O ne nazvannykh po imeni: Grazhdanskaya voyna v pesennoy poezii S. Zhilina // Vostochno-Evropeyskiy nauchnyy vestnik. 2018. № 1. S. 75-80. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34842339.

Zhilin S. «Besprizornaya russkaya rech'.» // Nikuda etot mir ne ischez-net... Poeziya Udmurtii. Izbrannoe. Izhevsk, 2015. S. 26-49.

Zhilin S. Izhevskoe vremya: ocherki. Izhevsk, 2013. 44 s.

Zhilin S. Ot Prikam'ya do Primor'ya. Izhevsk, 2008. 208 s.

Zhilin S. Poslednyaya iz vsekh nadezhd [Elektronnyy resurs] // Literaturnaya gazeta. 2013. № 27. URL: http://lgz.ru/artide/-27-6421-03-07-2013/poslednyaya-iz-vsekh-nadezhd.

Zhilin S. A. Stroili selo Grakhovo : monografiya. Izhevsk, 2017. 124 s.

Zhilin S. A. Ya idu po gorodu Izhevsku... : ocherki. Izhevsk, 2010. 220 s.

Zhilin S., Kudrik E. V Bozh'em khrame, v Kekorane. Izhevsk, 2013. 40 s.

Ivkin S. Tri knigi (popytka prochteniya) [Elektronnyy resurs] // Plavuchiy most. 2018. № 4. URL: http://zhurnal'nyymir.rf/avtor/ivkin-sergey.

Izhevsk kak tsentr mira [Elektronnyy resurs] // Izvestiya Ud-murtskoy Respubliki. 2010. № 144. URL: http://izvestiaur.ru/generationme/ 313171.html.

Kadochnikova I. S. Obraz Izhevska v tvorchestve S. Zhilina // Serova M. V., Kadochnikova I. S. Problema khudozhestvennoy individu-al'nosti v literature Udmurtii. Izhevsk, 2016. S. 23-33.

Koramyslov A. «Za koroyu obraza - serdtsevina mysli...» (besedoval Nikita Il'in) // Invozho. 2018. № 1. S. 20-27.

Kruglov S. Pokhval'noe slovo postmodernizmu // Koramyslov A. Pesni mudekhara. SPb., 2014. S. 3-4.

Kuznetsov A. S pozitsii prokurora [Elektronnyy resurs] // Luch. 2018. № 3. URL: http://litluch.ru/obzor-literaturyi/s-pozitsii-prokurora.

Kuz'min Dm. Aleksandr Koramyslov. Pesni mudekhara. Predisl. S. Kruglova. SPb. : Svoe izdatel'stvo, 2014. 60 s. [Elektronnyy resurs] // Vozdukh. 2015. № 1-2. URL: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/ issues/2015-1 -2/hronika.

Kushner A. Iz pisem Vladislavu Shikhovu ot 14 avgusta i 30 dekabrya 2017 g. // Shikhov V. Chetvertaya kniga. Izhevsk, 2017. S. 4.

Neprostoy kharakter Izhevska [Elektronnyy resurs] // Literaturnaya gazeta. 2017. № 48. URL: http://lgz.ru/article/-48-6623-6-12-2017/neprostoy-kharakter-izhevska.

Nesusvetin A. Morskaya dusha Sergeya Zhilina // Info-Panorama. 2004. № 4. S. 4.

Permyakov A. Fenomen tanketki, ili Koroche, nekuda. Rets. na: Aleksandr Koramyslov, Polina Potapova. Tanketki na dvoikh. Chelyabinsk. 2018. 210 s. [Elektronnyy resurs] // Volga. 2018. № 5-6. URL: http://www.zh-zal.ru/volga/2018/5-6/fenomen-tanketki-ili-koroche-nekuda.html.

Rogotnev P. Iz nashego dos'e // Baygurez'. 1996. № 40. S. 4.

Serova M. V. «Dantovskoe vdokhnovenie» v tvorchestve V. Shikhova // Serova M. V., Kadochnikova I. S. Problema kul'turno-istoricheskoy identichnosti v literature Udmurtii. Izhevsk, 2014. S. 114-132.

Serova M. V. Zhanrovaya dominanta v tvorchestve Vlada Shikhova // Serova M. V., Kadochnikova I. S. Problema kul'turno-istoricheskoy identichnosti v literature Udmurtii. Izhevsk, 2014. C. 86-100.

Serova M. V. Mifopoeticheskoe i sotsial'no-istoricheskoe v khu-dozhestvennom myshlenii Vladislav Shikhova // Serova M. V., Kadoch-nikova I. S. Problema kul'turno-istoricheskoy identichnosti v literature Udmurtii. Izhevsk, 2014. S. 139-152.

Serova M. V. Spetsifika tvorchestva S. Zhilina v obshchem kontekste zhanra avtorskoy pesni // Serova M. V., Kadochnikova I. S. Problema khudozhestvennoy individual'nosti v literature Udmurtii. Izhevsk, 2016. S. 16-22.

Fedotova N. G. TerritoriaTnaya identichnost' kak simvolicheskiy resurs regiona // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2015. № 90. S. 105-108.

Shikhov V. Blazhenstvo rasstavaniy: Tret'ya kniga stikhov. Izhevsk, 2010. 140 s.

Shikhov V. Runy: Vtoraya kniga stikhov. Izhevsk, 2005. 122 s. Shikhov V. Stikhi [Elektronnyy resurs] // Zvezda. 2018. № 6. URL: http://www.zh-zal.ru/zvezda/2018/6/stihi.html.

Shikhov V. Chetvertaya kniga. Izhevsk, 2017. 328 s.

Данные об авторе

Кадочникова Ирина Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины», НОЧУ ВО «Московский экономический институт» (Москва).

Адрес: 109390, Россия, г. Москва, ул. Артюхиной, 6 (корп. 1).

E-mail: irkadokh@mail.ru.

Author's information

Kadochnikova Irina Sergeevna - Candidate of Philology, Associate Professor of «Humanities and natural Sciences», Moscow Economic Institute (Moscow).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.