Научная статья на тему 'Генезис туристской отрасли'

Генезис туристской отрасли Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
156
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лосевская Е. А., Колесникова Е. В.

В статье рассмотрены этапы развития сферы туризма вплоть до сегодняшних дней. Предполанается развитие в будущем такого туризма как виртуальный и космический. А также то, что страна имеет огромного природно-культурного потенциала и богатого исторического наследия дает возможность утверждать что дальнейшее развитие внутреннего и въездного туризма будет идти также активно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис туристской отрасли»

Список литературы:

1. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 848 с.

2. Гилберт, А. Черчилль Маркетинговые исследования. - СПб.: «Питер», 2000. - 752 с.

3. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. - 4-е изд. - М.: Вильямс, 2006. - 1200 с.

ГЕНЕЗИС ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ

© Лосевская Е.А.*, Колесникова Е.В.*

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,

г. Шахты

В статье рассмотрены этапы развития сферы туризма вплоть до сегодняшних дней. Предполанается развитие в будущем такого туризма как виртуальный и космический. А также то, что страна имеет огромного природно-культурного потенциала и богатого исторического наследия дает возможность утверждать что дальнейшее развитие внутреннего и въездного туризма будет идти также активно.

Ключевые слова туризм, развитие, виртуальная культура, космический туризм.

Развитие туризма все более приобретает социально-экономический характер. Столь быстрое развитие туристской отрасли связано с расширением политических, экономических, научных и культурных связей между государствами.

Если рассматривать туризм с точки зрения экономического аспекта, то это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который характеризует отдельную отрасль хозяйства, предоставляющую туристу весь комплекс услуг: транспортные средства, объекты питания, размещение в отелях, гостиницах, санаториях, а также развлекательные мероприятия. Таким образом, можно говорить о том, что туризм является перспективной отраслью национальной экономики.

Российский туризм имеет свою историю развития, в которой выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.

По мнению таких ученых как И.В. Зорина, Т.П. Кавериной, В.А. Квар-тальнова туристская индустрия прошла пять этапов:

1. просветительный период (до 90-х XIX в.);

2. предпринимательский период (1890-1917 гг.);

* Аспирант кафедры «Бухгалтерский учет».

♦ Профессор кафедры «Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук.

3. организационно-централизованный период (1930-1970 гг.);

4. административно-нормативный период (1970-1990 гг.)

5. переходный период (с 1990)

Рассмотрим более подробно каждый из периодов.

Просветительный период.

В патриархальной России при практически полной неграмотности большинства населения паломничество было единственным источником разнообразных знаний.

Основным препятствием для путешествий XVIII - начала XIX в. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути. Поездки для лечения внутри страны стали практиковаться с XVIII в.

Туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:

- паломнические путешествия;

- поездки с целью лечения и оздоровления;

- индивидуальные путешествия познавательного характера;

- путешествия экскурсионного характера с просветительско-позна-вательной целью для учащихся начальной, среднеспециальной и высшей школ [3].

Предпринимательский период (1890-1917 гг.)

Зарождение организованного туризма относится к началу 1890-х гг. Именно тогда появляются общества туристской направленности: Общество любителей естествознания (ОЛЕ), Крымский горный клуб, Кавказский горный клуб, Кружок любителей горного спорта и крымских гор, Предприятие для общественных путешествий во все страны света Липсона и др. Сначала это были пешеходные экскурсии, а затем экскурсии с использованием транспорта.

Предпринимательский период характеризуется следующими тенденциями:

- создается туристская инфраструктура: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;

- формируется туристский рынок, в котором прослеживаются два основных сегмента: элитный туризм для состоятельных слоев и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;

- появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества [3].

Организационно-централизованный период (1930-1970 гг.).

В 1928 г. Российское общество туристов было реорганизовано в Общество пролетарского туризма, а в 1930 г. было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий. Таким образом, была установлена государственная монополия в российском туризме.

В 1929 г. основывается Всесоюзное акционерное общество «Интурист» (ВАО «Интурист»), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гостей. В то же время в туристском движении возникает ряд проблем, обусловленных слабой материально-технической базой и нехваткой квалифицированных специалистов. В послевоенные годы получил широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.

Основные черты организационно-централизованного периода:

- развитие социального туризма;

- создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);

- развитие семейного, самодеятельного и спортивного туризма;

- лимитирование внешнего (выездного) туризма.

Административно-нормативный период (1970-1990 гг.)

В период 1980-х и до 1992 г. растет материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появляются новые гостиничные комплексы в крупных городах страны, получают распространение новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочное лечение [3].

Основные черты административно-нормативного периода:

- развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования;

- расширение географии туризма (Сибирь, Дальний Восток);

- концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах;

- распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

- формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и самодеятельного туризма;

- создание научной основы изучения туризма;

- рост показателей иностранного туризма.

Переходный период (с 1990 г.)

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности.

Для переходного периода характерны следующие тенденции:

- переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);

- формирование туристского рынка на основе новых законов;

- использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений;

- изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп - туры - поездки с целью оптовых закупок, развлекательные, приключенческие туры, изучение языка и т.д.);

- невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);

- возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;

- рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

На наш взгляд можно выделить период с 1917 г. по 1930 г. Туристско-экскурсионный период [3].

Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров.

Этот период характеризуется следующими тенденциями:

- создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности;

- формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;

- развитие и расширение туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.

Попытаемся охарактеризовать современный период развития туристской отрасли.

Обозначим основные тенденции развития туризма в современной России. Для российского туризма в целом характерна неустойчивость развития в условиях транзитивного общества. Выездной туризм в России стал более массовым, чем в СССР, внутренний туризм сократился по сравнению с советским периодом. Происходит постоянное изменение рекреационных потребностей населения, и потребительский рынок туристских услуг все более сегментируется [4].

Основной рыночный фактор, повлиявший на неустойчивость развития туристической сферы в 2003 году - изменение соотношения евро к доллару США. Это привело к тому, что туры в Европу подорожали по сравнению с 2002 годом.

Социальное расслоение российского населения привело к дифференциации в туризме в форме различных видов туризма, таких как индивидуальные и УГР-туры с одной стороны, и шоп-туры, с другой. По нашему

мнению, реализация потребностей в рекреационном туризме в современной России может рассматриваться как один из важнейших индикаторов принадлежности к среднему классу [1].

Современное мировое развитие характеризуется формированием информационного пространства. Развитие Интернета меняет туристский бизнес, превращая его в особый вид электронной коммерции. За сравнительно короткий период времени влияние виртуальной культуры распространилось на весь жизненный мир современного человека, включая и туризм. Виртуальный туризм является новой мало изученной формой туризма, поэтому дать четкое определение ему довольно сложно.

В ближайшем будущем развитие такого вида туризма как космического. Уже начинают осваивать вселенную, но это довольно дорогостоящее удовольствие и позволить его могут естественно не все. Возможно пройдет еще несколько десятков лет и космический туризм станет таким же обыденным и привычным как туризм велосипедный или лыжный.

Современный период развития туризма в РФ характеризовалось следующими направлениями:

- дальнейшее развитие туристского рынка;

- совершенствование соответствующей законодательной базы;

- освоение новых технологий в гостиничном бизнесе;

- разработка новых видов туристского продукта;

- использование компьютерных систем бронирования и резервирования;

- развитие образовательной и научной базы туризма;

- создание российских туристских обществ;

- появление монопольных структур на российском туристском рынке;

- совместное ведение бизнеса с иностранными фирмами;

- активизация продвижения туристского продукта на рынке.

Таковы, по нашему мнению, основные тенденции развития и функционирования туризма в России. Наличие в стране огромного природно-культурного потенциала и богатого исторического наследия создает реальные предпосылки для дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма.

Список литературы:

1. Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие / М.В. Соколова. -М.: Мастерство, 2002. - 352 с.

2. Зорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: учебник / И.В. Зорин - М.: Финансы и статистика, 2005. - 288 с.

3. Долженко Г.П., Путрик Ю.С. История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации: учебник / Г.П. Долженко, Ю.С. Путрик. - М.: Феникс, 2010. - 304 с.

4. Воронкова Л.П. история туризма и гостеприимства: учебник / Л.П. Во-ронкова - М.: Гранд-Фаир, 2004. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.