Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ'

ГЕНЕЗИС САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА / САМОУВАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карандаева К.В.

В статье представлен аналитический обзор самоотношения как психологической категории, выявлены основные этапы развития данной категории, а также рассмотрена взаимосвязь самоотношения с Я-концепцией и самооценкой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE PERSON’S SELF-ATTITUDE AS A PSYCHOLOGICAL CATEGORY

An analytical overview of self-attitude as a psychological category is presented in this article. The key stages in the development of this category and links between self-attitude and self-concept are also considered.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ»

огромный труд.

Артисты и музыканты театра «Чит1ген» сохраняют уникальный дух коллективного сотворчества, продолжают развивать лучшие традиции исполнения хакасского сценического и музыкального искусства, стремятся идти вперед и быть открытыми для созидательного поиска и экспериментов.

В скором будущем режиссеры театра планируют поставить множество спектаклей хакасских поэтов и драматургов, при этом используя хакасскую народную музыку, сохраняя все обычаи и традиции.

УДК 159.953.2

Карандаева К.В. студент магистратуры 2 курса психолого-педагогический факультет Марийский государственный университет

научный руководитель: Лежнина Л.В., доктор психологических наук

профессор Россия, г. Йошкар-Ола

Karandaeva K. V. Master program student 2 year, Faculty of psychology andpegagogics

Mari State University Russia, Yoshkar-Ola Academic adviser: Lezhnina L.V.

Doctor of Psychological Sciences, Professor ГЕНЕЗИС САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ GENESIS OF THE PERSON'S SELF-ATTITUDE AS A PSYCHOLOGICAL CATEGORY

Аннотация: в статье представлен аналитический обзор самоотношения как психологической категории, выявлены основные этапы развития данной категории, а также рассмотрена взаимосвязь самоотношения с Я-концепцией и самооценкой личности.

Summary: an analytical overview of self-attitude as a psychological category is presented in this article. The key stages in the development of this category and links between self-attitude and self-concept are also considered.

Ключевые слова: самоотношение, глобальная самооценка, самоуважение, эмоционально-ценностное отношение к себе.

Keywords: self-attitude, self-esteem, self-concept, emotional and value self-attitude.

В современной психологии отсутствует единый подход к определению самоотношения личности, хотя оно является предметом изучения как

отечественных, так и зарубежных исследователей. Существует огромное разнообразие используемых для его описания понятий: самоуважение, самооценка, самопринятие, самоценность, чувство собственного достоинства и другие.

Начало исследования категории самоотношения было положено благодаря трудам Р. Бернса, С. Куперсмита, М. Розенберга, А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, Н.И. Сарджвеладзе, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина и В.В. Мясищева.

Историческое развитие данной категории происходило в четыре этапа, вместе с которыми менялась и терминология. В разное время отношение к себе называлось по-разному: «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение», «эмоционально-ценностное отношение к себе».

Первый термин использовался в западной психологии с конца XIX до середины ХХ века в рамках исследования Я-концепции личности. Я-концепция является системой представлений индивида о самом себе, на ее основе индивид выстраивает взаимоотношения с другими людьми и определяет отношение к себе.

Первые теоретические разработки в этой области принадлежат Уильяму Джемсу, который разделил общее, или генерализованное, Я на взаимодействующие составляющие - Я-сознающее и Я-как-объект [2]. Поскольку каждая личность ограничена пространством, временем существования и данными ей способностями и задатками, приходится соразмерять свои силы с реальностью и выбирать отдельные аспекты развития и ставить конечные цели, связывая с ними свой жизненный успех. Таким образом, глобальная самооценка определяется по уровню притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать.

У английского психолога Роберта Бёрнса [1] Я-концепция связана с самооценкой и является обобщением всех представлений индивида о самом себе. Оценочная составляющая Я-концепции понимается как отношение к себе или к отдельным своим качествам, самооценка или принятие себя.

Американский социальный психолог Чарльз Кули утверждал, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом Я - это иллюзия. Главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека. В 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, что о нем думают другие люди, существенно влияют на его Я-концепцию и глобальную самооценку.

В свою очередь американский психолог и социолог Джордж Герберт Мид полагал, что самоопределение человека происходит путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят окружающие. Следовательно, индивид воспринимает себя через призму отношения к нему других людей, и именно общество обусловливает

его глобальную самооценку.

Карл Роджерс, американский представитель гуманистической психологии, утверждает, что человек живет большей частью в своем субъективном мире, следовательно, Я-концепция - это система различных восприятий человеком самого себя. Вместе с Я-концепцией развивается потребность в положительном отношении со стороны окружающих, поскольку от него зависят самооценка и самовосприятие индивида.

Ряд авторов рассматривает самоотношение в виде переживания собственной ценности, которое выражается в чувстве самоуважения. Маршалл Розенберг в 60-х годах ХХ века понимал под самоуважением субъективную оценку человеком самого себя как внутренне положительного или отрицательного, причем в эту оценку входили уверенность в своей ценности, в своем праве жить и быть счастливым, комфорт мыслей, желаний и потребностей, а также чувство, что радость - это неотъемлемое право личности [9].

Стэнли Куперсмит определяет самоуважение как установку одобрения или неодобрения и показывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Причем самоуважение является личностным суждением о собственной ценности, оно выражается в установках по отношению к себе [8].

Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н.И. Сарджвеладзе. Он считает, что понятие самоотношения является родовым относительно остальных понятий, имеющих приставку «само». Именно самоотношение включает в себя самосознание, самопознание, самооценку, самоконтроль и саморегуляцию, а не наоборот.

Самоотношение в теории В.Н. Мясищева, основателя ленинградской школы психотерапии, рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально -ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности [5].

В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является понятие «эмоционально-ценностное самоотношение», предложенное В.В. Столиным и С.Р. Пантилеевым. В концепции В.В. Столина самоотношение имеет иерархическую структуру, где можно выделить три уровня: уровень глобального самоотношения, уровень функциональных блоков (самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес и ожидание отношения к себе) и уровень конкретных действий в отношении своего Я [7].

С.Р. Пантилеев приходит к выводу, что самоотношение может трактоваться как наиболее общее образование, отражающее относительно устойчивую степень положительности или отрицательности отношения личности к себе. В модели С.Р. Пантилеева самоотношение представляет собой иерархически-динамическую систему, в которой в каждый момент времени конкретная отдельная модальность эмоционального отношения

может выступать в качестве ключевой структуры системы, занимая ведущее место в иерархии других аспектов самоотношения и определять содержание и выраженность обобщенного устойчивого самоотношения [6].

Таким образом, зарубежные и отечественные психологи дают различные определения категории «самоотношение». За прошедшие сто лет в его содержание вкладывали много понятий. Развитие эмоционально -ценностного самоотношения необходимо для формирования единства личности, интеграции ее психического мира. Оно оказывает существенное влияние на проявление социальной активности личности, выступает инструментом саморегуляции поведения, является главным условием принятия всех аспектов своего Я.

Использованные источники:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. С. 30-66.

2. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко, 2003.

3. Колышко А.М. Психология самоотношения: Учебное пособие. Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.

4. Кон И.С. Проблема "Я" в психологии// В кн. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2000.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева - М.: «Институт практической психологии». -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

6. Пантилеев С.Р. Самоотношение // В кн .:Психология самосознания. -Самара, 2000. - С. 208 - 242.

7. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского университета, 1983. - 286 с.

8. Coopersmith S. Coopersmith self esteem inventory. - Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, Inc., 1981. - 256 р.

9. Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965. - 326 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.