Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ'

ГЕНЕЗИС РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАНСДИЦИПЛИНАРНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Моторная С. Е.

Рассматривается философия как фундаментальное основание для становления и развития образования. Делается акцент на актуализации необходимости философского осмысления путей развития образования вообще и высшего образования в частности в условиях цифровой трансформации общества, осуществления перевода образовательного процесса в он-лайн форму. Цель исследования - рассмотрение генезиса русской философской мысли как методологической основы развития образования. На основе анализа философских знаний отмечаются основные законы построения Вселенной и построения педагогического пространства для получения эффективного образовательного процесса. Предлагается учитывать не только принцип межпредметных связей, но и трансдициплинарности. Выделяется осмысление и осознание необходимости равновесия в образовательном процессе между обучением и воспитанием на основе актуализации духовно-нравственного и культурного пути развития личности с учётом трудов русских философов-космистов. Постулируется необходимость воспитания с раннего детства нравственного начала, развития эмпатии на основе актуализации личностных переживаний в деятельности, рефлексии путём размышления-созерцания и на их основе конструктивного взаимодействия между людьми. Целостный образовательный процесс приведёт к качественному содержанию и результату образования, постижению ценностно-смысловой доминанты человеческой жизни и формированию активной жизненной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

VIII ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ. «ФЕНОМЕН РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В МИРОВОМ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Моторная С.Е.

доцент ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

lana. kracota@mail. ru

ГЕНЕЗИС РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Рассматривается философия как фундаментальное основание для становления и развития образования. Делается акцент на актуализации необходимости философского осмысления путей развития образования вообще и высшего образования в частности в условиях цифровой трансформации общества, осуществления перевода образовательного процесса в он-лайн форму. Цель исследования - рассмотрение генезиса русской философской мысли как методологической основы развития образования. На основе анализа философских знаний отмечаются основные законы построения Вселенной и построения педагогического пространства для получения эффективного образовательного процесса. Предлагается учитывать не только принцип межпредметных связей, но и трансдициплинарности. Выделяется осмысление и осознание необходимости равновесия в образовательном процессе между обучением и воспитанием на основе актуализации духовно-нравственного и культурного пути развития личности с учётом трудов русских философов-космистов. Постулируется необходимость воспитания с раннего детства нравственного начала, развития эмпатии на основе актуализации личностных переживаний в деятельности, рефлексии путём размышления-созерцания и на их основе конструктивного взаимодействия между людьми. Целостный образовательный процесс приведёт к качественному содержанию и результату образования, постижению ценностно-смысловой доминанты человеческой жизни и формированию активной жизненной позиции.

Ключевые слова: русская философия, эволюция, цифровая трансформация общества, образование, трансдициплинарность, духовно-нравственное воспитание

Актуальность исследования. На современном этапе развития человечество вплотную приблизилось к планке 8 миллиардов. Таким по своему количеству в недалёком будущем станет численность населения на планете. Как никогда остро встаёт вопрос о выборе путей, которые обеспечат поступательное эволюционное движение в Мироздании нашего Общего дома с названием «Земля». Это глобальная задача, и ей подчинены все остальные глобальные задачи обеспечения жизнедеятельности человека и социума. От её решения зависят мир и согласие на Земле: возможность создания условий для реализации потенциала, как каждого человека, так и общества в целом.

Именно к помощи сокровищницы философской мысли, ища надёжную основу для выбора и осуществления правильного пути развития, прибегал мыслящий человек во все времена. Со времён Античности философия как цельное интегративное знание питала прогрессивные умы человечества, давая повод не только для размышлений о мире и месте человека в нём, но и в осознании и осмыслении ответа на вопросы: «Куда мы идём?», «Зачем происходят те или иные события?», «К чему они приведут?». Платон отмечал, что философия - это «безмолвный диалог души с самой собой относительно всего сущего»1.

Наиболее значимыми во все времена были вопросы: «Как определить правильный ли мы выбрали путь развития и как его осуществить?», «Где найти для этого ресурсы?», «Как научить людей двигаться по вектору эволюции?». Философия посредством философов-мыслителей не просто давала готовые ответы на эти вопросы, она создавала условия для

1 Платон. Диалоги. - М.: АСТ, 2017. - 320 с.

постижения человеком смысла своей жизни и осмысления путей развития. Уже в прообразе первого учебного заведения высшего образования - Академии Платона - была выработана стройная система становления человека-гражданина, позволявшая сформировать гибкий ум, гражданскую позицию, стремление к созерцанию-размышлению. Именно через образование, построенное на фундаменте философской мысли, осуществилась возможность формирования слоя людей-философов, способных осмыслить и указать обществу магистральные пути развития.

Значительный вклад в сокровищницу философской мысли внесли русские философы, осмысление которыми прошлого, настоящего и вечного в ленте истории позволило создать платформу для развития человечества. Поэтому обращение к русской философской мысли как фундаменту построения культуры и образования на планете представляется актуальной и перспективной.

Цель. Современная научная мысль отмечает важную роль, которую играет философия для построения образовательного пространства. Так, Н.Л. Худякова подчёркивает связь философии с развитием образования и анализирует философские основы системного, генетического, антропологического, культурологического, деятельностного и акмеологического подходов в педагогической науке1. Л.Ю. Николаева изложила основные положения философии образования, которые анализируются с «точки зрения духовной сути образования, рассматривая его как общественный и индивидуальный феномен»2. С точки зрения рассмотрения методологических подходов, философия образования в ретроспективе анализируется С.С. Никитиной и С.Н. Панкиной . Однако, несмотря на предпринятую учёными попытку классификации различных исторических периодов и подходов в философской мировой мысли, вклад многих представителей философской мысли России остался не освещённым.

Вместе с тем теоретический анализ научных работ показывает, что в последнее десятилетие философии образования не уделяется должного внимания, количество работ в этой области снижается. Кроме того область философии образования, которая ранее значилась в направлении педагогических наук в паспорте специальности 13.00.01 - Общая педагогика и история педагогики, в обновлённом варианте отсутствует. Однако цифровая трансформация общества, ускоренная пандемией, обострила необходимость изучения философской мысли в области культуры и образования и изменения не только подходов, но и содержания образования, вновь актуализируя рассмотрение образования с точки зрения целостного обучения и воспитания.

Всё выше сказанное и предопределило цель нашего исследования - рассмотрение генезиса русской философской мысли как основы развития образования и позволило сформулировать его задачи.

Задачи.

1) сформулировать методологическую основу исследования: законы, с помощью которых философия создаёт платформу для построения и развития образования;

2) проанализировать работы русских философов в области философии образования с точки зрения целостного подхода к обучению и воспитанию;

3) определить на основе взглядов русских философов основные направления реформирования образовательного процесса.

Методология исследования. Философское знание представляет собой методологическую основу по отношению к образованию и культуре. Следовательно, оно

1 Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. - Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2009. - 230 с.

2 Николаева Л.Ю. Философия образования. Часть 1. - М.: Мир науки, 2014. - 92 с.

3 Никитина С.С., Панкина, С.Н. Философия образования: ретроспектива и методологические подходы // ЭСГИ. 2019. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-obrazovaniya-retrospektiva-i-metodologicheskie-podhody (дата обращения: 14.11.2021).

должно выстраивать направление и последовательность движения в этом пространстве. Обращаясь к русской философской мысли начала ХХ в., мы находим в ней единой мнение о необходимости культурного развития общества на основе его духовного возрождения.

Чтобы разумно решить данную проблему, следует обратиться к философии, имеющей опыт не одного тысячелетия в выработке фундаментальных подходов в решении проблем человечества, включая проблемы образования и воспитания. В качестве общей методологической дисциплины философия выполняет по отношению к педагогике важную функцию объединения всех понятий и категорий на единой фундаментальной основе. Именно философия призвана задать системность педагогике, упорядочить её понятийный аппарат, содержание формы, методы и средства обучения и воспитания, потому что человека нельзя создать по частям.

«Невозможно изучить систему Вселенной, не изучая человека, и вместе с тем невозможно изучать человека, не изучая Вселенную. Человек - это образ мира. Он был создан теми же законами, которые создали мир в целом. Познавая и понимая себя, человек будет понимать и познавать весь мир, все законы, которые творят мир и управляют им самим. В этой связи некоторые законы легче усвоить и понять благодаря изучению объективного мира, в то время как другие законы человек может понять только благодаря изучению самого себя. Поэтому изучение мира должно идти параллельно изучению человека, и одно будет помогать другому»1. Подобную мысль мы находим также у Г. Гегеля, который указывал на единство Макрокосмоса и микрокосмоса, Мира и человека, и считал, что личностные качества человека являются проекциями свойств Вселенной на человека2. Каждое изменение во Вселенной отражается на личностных индивидуально-психических характеристиках человека.

Влияние Солнца на социальные, природные, экономические, культурные и другие процессы на Земле описывает А.Л. Чижевский в своей работе «Физические факторы исторического процесса»3, отмечая характерную для них стабильно повторяющуюся одиннадцатилетнюю цикличность.

Основополагающим моментом в данном ракурсе становится постижение Законов построения и существования Природы. Здесь философия оказывает культуре и образованию неоценимую услугу: даёт законы эволюционного развития, законы диалектики, закон причинно-следственной связи, которые отражаются далее в социокультурной динамике и, как проекция на ось образования, - в виде законов и принципов образования и педагогики. Эти законы формируют силовые линии, вектор движения всей образовательной системы.

Образование должно создавать условия для проявления процесса самоорганизации. В системе образования изменяются условия существования человека: их изменила пандемия, перенос деятельности человека в цифровую среду. Следовательно, необходимо снова и снова проверять выполнение действия законов Вселенной в процессе получения образования и строить образовательное задание в соответствии с ними.

Результаты исследования и их обсуждение. Образование и культура являются непреходящей ценностью и имеют решающее значение для развития личности. Б.С. Гершунский отмечал, что «феномен образования, может и должен быть осмыслен, прежде всего, на философском уровне, именно этот уровень позволяет, синтезируя данные разных наук, выйти на представление о ценностных, системных, процессуальных и результативных аспектах образования»4.

1 Ouspensky P.D. Psychology of Man's Possible Evolusion. Lectures 1934-1945. Agora books, 1989. - 100 s. URL: https://clck.ru/YqsQG (accessed: 15.11.2021).

2 Гегель Г. Феноменология духа. (Вступ. статья и комментарий Ю.Р. Селиванова). — М.: Академический проект, 2008. — 767 с.

3 Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга: Золотая аллея, 1995. - 25 с.

4 Гершунский Б. С. Менталитет и образование. - М.: Просвещение, 1996. - С.67.

Ж.Ж. Пиаже ещё в 1970 г. рассматривал проблему целостного образовательного процесса ещё более глобально: не на междисциплинарном, а на трансдисциплинарном уровне. «После этапа междисциплинарных исследований следует ожидать более высокого этапа — трансдисциплинарного, который не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами»1.

Философия образования позволяет понять, что образование по своей сути должно следовать принципу диверсификации: должно быть вечно и непрерывно в течение всей жизни. Кроме того, важно понимать, что для соответствия времени, образование и педагогические науки должны чётко соблюдать ориентиры, данные им философией: идёт смена научной парадигмы. "Экологоноосферный императив меняет представления о внутренней культуре человека, выдвигая на передний план такие социопсихические основания творчества, как рефлексия и фундаментальные противоречия развития человека. Чтобы выполнить экологоноосферный императив, человек должен познать самого себя, свой Микрокосм, осмыслить своё настоящее и своё будущее"2.

Однако в современных условиях примат отдаётся обучению. В условиях сначала реформы образования, а затем цифровизации общества в целом и образования в частности, воспитание становится «тенью» обучения, а то и исчезает совсем. В результате нарушается истинный образовательный процесс: слитность двух начал - обучения и воспитания - в единый целостный образовательный процесс. При таком нарушении из стен университета выходит «однобокий» выпускник, не способный понять истинное приложение своего образования в общественной жизни, в жизнедеятельности. У него отсутствует в значительной мере способность к рефлексии и эмпатии, духовно-нравственные качества. Это явилось результатом того, что он не получил «неразрушающее» знание. И сегодня, вступив в общественную жизнь, в своей жизнедеятельности, не задумываясь, отдаёт свой труд и знания туда и тому, где и кто больше платит. При этом такой выпускник высшей школы использует полученные материальные блага для удовлетворения своих личных потребностей и мало заботится о благе общества и государства.

Таким образом, без воспитания, не проявляется вторая сторона жизни, указанная в философии: бытие есть, осознанности и осмысленности нет. Вступив в новое тысячелетие, попав в условия пандемии и цифровизации, человечество не может не поставить перед собой задачу не только обучения, но и воспитания нового человека, от деятельности которого будет зависеть прочность нашего бытия и дальнейшая эволюция мира. Аспекты образования требуют фундаментального осмысления, понимания, каким образом строить обучение и воспитание нового поколения. Важно выявить и осмыслить в современной системе образования, охватывающей почти все уровни познания, главное, понять, каким образом строить воспитательный процесс, чтобы получить личность, способную решать проблемы современного времени.

Каким же видит философия образования новую педагогику, способную создать человека будущего? Какие качества личности должна формировать педагогика в будущем бакалавре, специалисте и магистре?

Известно, что человеческая деятельность всегда является коллективной и социализированной деятельностью, поэтому в ней кроме отношений к объектам и процедур, направленных на объекты, имеются еще взаимоотношения между людьми. Последние играют не менее важную роль в деятельности, чем сами отношения к объектам. Поэтому овладение человеческой деятельностью предполагает обязательно усвоение также всех тех средств, которые необходимы для установления нормальных общественных

1 Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол. труды. - М.: Наука, 1994. - С. 55-105.

2 Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье, гармония. Этюды креативной онтологии. - М.: Наука, 1992. - 206 с.

взаимоотношений между людьми. Усвоение этих средств ведет к развитию специфических нравственно-этических качеств личности.

В своих трудах В.П. Казначеев подчёркивал, что нивелированием духовного начала "человечество само себе открыло дорогу к самовырождению и депопуляции не только количественной, но и качественной"1. Эту же мысль мы находим и у А.И. Субетто, который отмечал, что "космизм культуры предстаёт, и как космическая духовность Человека и Человечества, материализующаяся в соответствующих координатах культуры, и как космическая нравственность, истоки которой заложены в древности, и которая в нынешнее, современное время становится стержнем общечеловеческой нравственности, вне которой у человечества нет будущего" 2.

Поэтому наше исследование позволяет утверждать, опираясь на платформу мысли русских философов, что в содержании готовности к жизнедеятельности будущих выпускников вузов особое значение приобретает нравственно-ориентационный компонент. Именно он создаёт фундамент для проявления когнитивного, потребностно-ориентационного, коммуникативно-организационного компонентов и ограничивает их действия, задавая вектор эволюционного развития человека и Мира.

Для традиции русской философской мысли характерно рассмотрение любого отношения к материальной природе и вообще любого отношения к миру как отношения нравственного характера, т.е. отношения к человеку, людям, обществу, высшим человеческим ценностям (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк и др.). Человек рассматривается как существо духовное, творческое. Он открыт самообразованию и саморазвитию, позволяющему актуализировать себя в деятельности, и обладает возможностью творить мир в соответствии с идеалами Истины, Добра, Красоты.

При этом акцент делается на то, что нравственность представляет особую ценность не только для общества, но и как пространство личности. "Нравственное веление есть выражение воли самой реальности как таковой, самой данной нам во внутреннем опыте превышающей нас самих духовной сферы... в ее всеобъемлющем единстве и потому в ее абсолютности", - считает С.Л. Франк, утверждая, что нравственный опыт представляет абсолютную ценность, "святую волю". Подчеркивая важность данной мысли, Н.Ф. Федоров отмечает, что "отказавшись от обладания небесным пространством, мы должны будем отказаться... от нравственного существования человечества"3.

Целеполагание нравственности как проявление добра и совершенствование личности занимает центральное место в работах Н.О. Лосского. Так, философ отмечает, что "нравственное добро и зло есть ценность личного существа, а также ценность самой личности как источника поступков. Всякое лицо, будучи существом, свободным и наделённым свойствами, правильное использование которых ведет к абсолютному совершенству, несёт абсолютную нравственную ответственность за свои поступки"4. Положив проблему ценностей в основу своей этики, Н.О. Лосский нашел такой ракурс видения нравственной жизни, который позволил ему оригинально и последовательно сконструировать картину совершенствования человека. Он пишет, что общество, в котором исчезают представления о высших ценностях и идеалах, становится ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса, и это ведёт к взаимному непониманию и ожесточению, росту преступности, духовному оскуднению внутреннего мира человека.

1 КазначеевВ.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - М.: Изд-во «Кострома», 1996. - 248 с.

2 Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье, гармония. Этюды креативной онтологии. - М.: Наука, 1992. - 206 с.

3 Федоров Н.Ф. Сочинения /Н.Ф. Федоров. - М.: Академия,1982. - 711 с.

4 Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Мысль, 1991. - 368 с.

51

Забвение этих ценностей, циничное их попирание означает и забвение нравственной перспективы жизни, утрату идеала, угрозу морального разложения личности. Недаром в наше время - время обновления морали и страстных нравственных исканий, нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности человечества - столь резко возрос интерес к проблеме нравственных Абсолютов. «Все личности, отмечал Н.О. Лосский, через свою индивидуальную творческую мощь творят "единосущное", тем самым создавая единый космос с единым временем и пространством. Причём их созидательная деятельность может быть гармоничной деятельностью иных "существ", тогда существует "абсолютное целостное единство", которое и есть "соборное творчество"». В этом Н.О. Лосский следует идеям В.С. Соловьева, который пишет, что «наша жизнь получает нравственный смысл и достоинство, когда между нею и совершенным Добром установляется совершенствующаяся связь. По самому понятию совершенного добра всякая жизнь и всякое бытие с ним связаны и в этой связи имеют свой смысл»1. Человек, по мнению В.С. Соловьева, есть форма, которая «вместе с наибольшею телесною красотою представляет и высшее внутреннее потенцирование света и жизни, называемое самосознанием»2.

Нравственность лежит в основе активной перестройки человеком своей жизни. Человеческая личность, по мнению В.И. Вернадского, - «уникальное, неповторимое явление, особый мир в мире - оценивается не сама по себе, а по степени своей причастности к жизни всего человечества, по той реальной пользе, которую человек приносит окружающим, близким и далеким». Задача человека заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим3.

Русские философы-космисты сходились на том, что человечеству необходимо преобразовывать свою физическую и этическую природу, чтобы осуществить высший духовный идеал, достичь необходимой свободы содействия Космической Воле. Так, для автора "Философии общего дела" Н.Ф. Федорова человеческая личность - высшая ценность и, следовательно, такая же ценность - её бесконечная, преображенная жизнь, причем развитое нравственное чувство личности требует спасения всех погибших, возвращения всех утраченных. Философ призывал не потерять ни единой из малых сил, чутко ценить даже слабые проявления человеческой индивидуальности, которая должна быть развита до своего совершенства у всех без изъятия всеобщим и личным творческим трудом. Прочное нравственное совершенствование человека возможно только вслед, вместе с его физическим преображением, освобождение от тех прирожденных качеств, которые заставляют его пожирать, вытеснять, убивать и самому умирать. Н.Ф. Федоров утверждал, что «можно отказаться от нравственности, но это значит отказаться быть человеком»4.

Очень близки идеям Н.Ф. Федорова мысли Н.А. Бердяева о деятельностной природе нравственных отношений. «Человек - микрокосм, высшая, царственная ступень иерархии природы как живого организма. Человек-микрокосм ответственен за весь строй природы, и то, что в нем совершается, отпечатлевается на всей природе... Теперь от человека требуется свободное и деятельное участие во вселенском становлении, ответственность перед лицом Абсолюта»5.

Современный учёный Г.В. Залевский считал, что образование, давая духовное здоровье нации, является ключевой сферой, от которой зависит главное - формирование личности свободного человека. Исследователи Б.П. Бим-Бад, А.В. Петровский подчеркивали сущность нравственной личностной ориентации как ориентации на актуальные образовательные потребности личности в процессе её конструктивного саморазвития,

1 Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. - М.:Мысль,1988. - Т.1. - 892 с.; Т.2. - 822 с.

2 Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. - М.:Мысль,1988. - Т.1. - 892 с.; Т.2. - 822 с.

3 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 270 с.

4 Федоров Н.Ф. Сочинения /Н.Ф. Федоров. - М.: Академия,1982. - 711 с.

5 Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: Мысль, 1991. - 446 с.

52

самоопределения и самореализации, осуществляющейся через установление в деятельности и деятельностных связей с другими людьми.

Таким образом, подход к человеку как абсолютной ценности, двигателю эволюции, творцу самого себя и своей жизненной позиции заставляет по-новому взглянуть на сущность образования, на готовность современного инженера, магистра и специалиста к осуществлению жизнедеятельности. Первое, что должно воспитываться с самого раннего детства и получить завершающий этап в высшей школе - это нравственное начало. Народная мудрость русского народа призывала: учи, пока лежит поперёк лавки.

Образовательный процесс всех уровней - школы, высшей школы - должен быть построен таким образом, чтобы знания имели воспитательный контекст: «Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» (Л.Н. Толстой).

Нравственность формируется, прежде всего, развитием состояния эмпатии. Именно развитию этого свойства человеческого сознания следует отдавать значительное время в образовательном процессе и творческую энергию педагогов. Три силы действуют при развитии человека, сила, которая рождает желание к осуществлению каких-либо действий, сила, которая противодействует этой силе, нейтрализует её и заставляет «оставаться на диване в своих мечтах». И сила, которая «зажигает» мощную волну, которая сметает противодействие второй силы. С точки зрения психологии, это сила мотивации, при появлении которой давно желаемое, но не осуществлённое до сих пор, осуществляется стремительно и быстро. Нравственное начало рождает сильнейшую мотивацию - энтузиазм, который горит в глубине человеческого сердца и позволяет осуществлять неосуществимое.

Следующее, что должно формироваться в подрастающем человеке, это способность к размышлению и пониманию смысла. Способность к размышлению-созерцанию формируется, прежде всего, развитием в процессе образовательной деятельности рефлексии. В учебно-воспитательном процессе должно быть специальным образом запланировано время на осмысление услышанного в течение уроков, лекций, практических и других видов занятий. Организовано размышление-созерцание может быть подобно тому, как это осуществлялось в Академии Платона: после лекций-диспутов слушатели в саду Академии в безмолвном одиночестве, прохаживаясь по тропинкам сада, осмысливали услышанное. В наш стремительно летящий, бегущий век должно быть место остановке, чтобы оглянуться, уловить смысл произошедшего, скорректировать бег. Этому следует учить в процессе образования.

На основе двух первых составляющих должна сформироваться правильная оценка своих действий, вследствие чего и происходит появление третьей составляющей готовности к жизнедеятельности - мудрости - особого состояния сознания, которое позволяет правильным образом выбирать вектор эволюционных изменений существования человека и мира на основе законов Мироздания.

Выводы. Основываясь на философской платформе русских философов, мы считаем, что образовательный процесс должен быть целостным. Процесс получения знаний должен быть неразрывно связан с процессом воспитания и становления человека как личности. Суммируя воззрения русских философов в области рассмотрения ими образования, можно выделить необходимые принципы образовательного процесса как проекции реализации законов построения Вселенной на ось образования, а также основные составляющие содержания образовательного процесса, состоящие в обретении нравственности, на её основе - осознании и осмыслении своего предназначения в общественно-полезной деятельности, постижение ценностно-смысловой доминанты человеческой жизни и формировании активной жизненной позиции как результата обретения соответствующего уровня сознания.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: Мысль, 1991. - 446 с.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 270 с.

3. Гегель Г. Феноменология духа. (Вступ. статья и комментарий Ю.Р. Селиванова). — М.: Академический проект, 2008. — 7б7 с.

4. ГершунскийБ.С. Менталитет и образование. - М.: Просвещение, 1996. - С.67.

5. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - М.: Изд-во «Кострома», 199б. - 248 с.

6. ЛосскийН.О. Условия абсолютного добра. - М.: Мысль, 1991. - 368 с.

7. Никитина С.С., Панкина, С.Н. Философия образования: ретроспектива и методологические подходы // ЭСГИ. 2019. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-obrazovaniya-retrospektiva-i-metodologicheskie-podhody (дата обращения: 14.11.2021).

8. НиколаеваЛ.Ю. Философия образования. Часть 1. - М.: Мир науки, 2014. - 92 с.

9. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол. труды. - М.: Наука, 1994. - С. 55105.

10. Платон. Диалоги. - М.: АСТ, 2017. - 320 с.

11. СоловьевВ.С. Сочинения в 2-х томах. - М.:Мысль,1988. - Т.1. - 892 с.; Т.2. - 822 с.

12. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье, гармония. Этюды креативной онтологии. - М.: Наука, 1992. - 206 с.

13. ФедоровН.Ф. Сочинения /Н.Ф. Федоров. - М.: Академия,1982. - 711 с.

14. Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. - Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2009. -230 с.

15. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга: Золотая аллея, 1995. - 25 с.

16. Ouspensky P.D. Psychology of Man's Possible Evolusion. Lectures 1934-1945. Agora books, 1989. - 100 s. URL: https://clck.ru/YqsQG (accessed: 15.11.2021).

References:

1. BerdyaevN.A. Samopoznanie. - M.: Mysl', 1991. - 44б s.

2. Vernadskij V.I. Nauchnaya mysl' kak planetnoe yavlenie. - M.: Nauka, 1991. - 270 s.

3. Gegel' G. Fenomenologiya duha. (Vstup. stat'ya i kommentarij YU.R. Selivanova). — M.: Akademicheskij proekt, 2008. — 7б7 s.

4. Gershunskij B.S. Mentalitet i obrazovanie. - M.: Prosveshchenie, 199б. - S.67.

5. Kaznacheev V.P. Zdorov'e nacii. Prosveshchenie. Obrazovanie. - M.: Izd-vo «Kostroma», 1996. - 248 s.

6. LosskijN.O. Usloviya absolyutnogo dobra. - M.: Mysl', 1991. - 368 s.

7. Nikitina S.S., Pankina, S.N. Filosofiya obrazovaniya: retrospektiva i metodologicheskie podhody // ESGI. 2019. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-obrazovaniya-retrospektiva-i-metodologicheskie-podhody (data obrashcheniya: 14.11.2021).

8. NikolaevaL.YU. Filosofiya obrazovaniya. CHast' 1. - M.: Mir nauki, 2014. - 92 s.

9. Piazhe ZH. Psihologiya intellekta // Izbr. psihol. trudy. - M.: Nauka, 1994. - S. 55-105.

10. Platon. Dialogi. - M.: AST, 2017. - 320 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Solov'ev V.S. Sochineniya v 2-h tomah. - M.:Mysl',1988. - T.1. - 892 s.; T.2. - 822 s.

12. Subetto A.I. Tvorchestvo, zhizn', zdorov'e, garmoniya. Etyudy kreativnoj ontologii. - M.: Nauka, 1992. - 206 s.

13. FedorovN.F. Sochineniya /N.F. Fedorov. - M.: Akademiya,1982. - 711 s.

14. Hudyakova N.L. Filosofiya i razvitie obrazovaniya. - CHelyabinsk: izd-vo CHGPU, 2009. -230 s.

15. CHizhevskij A.L. Fizicheskie faktory istoricheskogo processa. - Kaluga: Zolotaya alleya, 1995. - 25 s.

16. Ouspensky P.D. Psychology of Man's Possible Evolusion. Lectures 1934-1945. Agora books, 1989. - 100 s. URL: https://clck.ru/YqsQG (accessed: 15.11.2021).

GENESIS OF RUSSIAN PHILOSOPHICAL THOUGHT AS A BASIS FOR THE

EDUCATION DEVELOPMENT

Motornaya S.

Docent Sevastopol State University lana.kracota@mail.ru

Abstract: Philosophy is considered as a fundamental basis for the formation and development of education. The emphasis is made on the actualization of the need for a philosophical understanding of the ways of developing education in general and higher education in particular in the context of the digital transformation of society, the implementation of the transfer of the educational process into an online form. The aim of the research is to consider the genesis of Russian philosophical thought as a methodological basis for the development of education. The Basic Laws of the Universe construction and the construction of a pedagogical space are noted for obtaining an effective educational process. It is proposed to take into account not only the principle of interdisciplinary relationships, but also transdisciplinarity. The article highlights the comprehension and awareness of the need for balance in the educational process between training and upbringing based on the actualization of the spiritual, moral and cultural path of personality development, taking into account the works of Russian cosmist philosophers. It postulates the need to educate from early childhood a moral principle, the development of empathy based on the actualization of personal experiences in activity, reflection through reflection-contemplation and, on their basis, constructive interaction between people. A holistic educational process will lead to a high-quality content and result of education, the comprehension of the value-semantic dominant of human life and the formation of an active life position.

Key words: Russian philosophy, evolution, digital transformation of society, education, transdisciplinarity, spiritual and moral education

Для цитирования: Моторная С.Е. Генезис русской философской мысли как основа развития образования// Архонт, 2021. № 6 (27). С. 47-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.