Научная статья на тему 'Генезис развития финансово-экономической базы как системы рефинансирования в трансформационной экономике республики Таджикистан'

Генезис развития финансово-экономической базы как системы рефинансирования в трансформационной экономике республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФИНАНСИРОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРА / ДЕПОЗИТ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / REFINANCING / COMMERCIAL BANKS / INVESTITURES / SOCIAL-ECONOMIC STRUCTURE / INFRASTRUCTURES / DEPOSIT / MONETARY-CREDITING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдукадиров Хайрулло Абдусаломович, Ботурова Мохира Анваровна

Переходный период в Республики Таджикистан представляет собой сложный процесс, и известно, что он осуществляется методом грануляции экономических законов. С этой точки зрения авторы рассматривают развитие финансово-экономической базы, которое отражает суть экономических реформ в условиях транзитивной экономики. Также в статье называются основные инструменты денежнокредитной политики в регионе, что является одним из научных подходов к сокращению дефицита бюджета в РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of Development in Regard to Financial-Economic Base as a System of Refinancing in Transformational Economy of Tajikistan Republic

Transitive period in Tajikistan Republic is a complicated process, it is khown to be carried out by the method of granulation of economy laws. From this viewpoint the authors canvass the development of the financial-economic base which reflects the essence of economic reforms under the conditions of transitive economy. The main instruments of monetary-crediting policy in the region are used in the article being one of scientific approaches to the reduction of budget deficiency in RT.

Текст научной работы на тему «Генезис развития финансово-экономической базы как системы рефинансирования в трансформационной экономике республики Таджикистан»

Абдукадиров Хайрулло Абдусаломович,

ст. преподаватель кафедры экономической теории ТГУПБП, Ботурова Мохира Анваровна, ст. преподаватель кафедры экономической теории ТГУПБП

ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ КАК

СИСТЕМЫ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Альтернативы перехода к рынку нет. Весь мировой опыт доказал жизненность и эффективность рыночной экономики, но основой перехода к рыночным отношениям должен быть определенный уровень экономической базы, позволяющий в переходный период сохранить стабильность общественного производства и определенный уровень жизни населения.

Экономическая база тесно связана с вопросами экономического, финансового, демографического, социального и национального развития, которые характеризуют следующие особенности социально-экономического развития Республики Таджикистан:

- аграрную направленность (продукция сельского хозяйства составляет около 30 % произведенного национального дохода);

- сырьевую направленность, отражающуюся в объёме вывоза сырья (до 75 %) и в небольшой доле вывоза готовой продукции;

- сохранение экстенсивного характера развития:

- трудообеспеченность республики;

- дефицитность рынка, характеризующуюся обостренной диспропорцией (особенно в последнее время) производства, доходов и потребления;

- ухудшение экологической обстановки, выражающееся в увеличении ежегодной массы вредных выбросов в атмосферу и количества людей с инфекционными заболеваниями, а также обострением проблем экологии в регионах.

Рассмотренные особенности наглядно показывают недостаточный уровень развития, проблему занятости и ухудшение экологического состояния, которые обусловливают необходимость государственного регулирования экономики в условиях переходного периода. Если рассматривать экономику развитых капиталистических стран, то можно в общем сказать, что капитализм как способ производства, основанный на личной свободе непосредственного труженика и материальной заинтересованности каждого предпринимателя, создал оптимальные социальные условия, при которых механизм смог развернуть заложенные в нем потенциальные силы.

Но, тем не менее, Правительство должно постоянно проводить экономическую политику, привлекая имеющиеся возможности для достижения свободного предпринимательства, общего благосостояния и «максимального уровня занятости» производства и покупательной способности.

А на вопрос, в каком виде проводить эту политику, кейнсианцы и неокейнсианцы (Дж. М. Кейнс, А. Филлипс, П. Самуэльсон, Р. Солоу и др.) отвечают проведением краткосрочных мероприятий для достижения долгосрочной стратегии денежно-кредитной политики. А современная монетаристская концепция (К. Бруннер, А. Нельпер, Дж. Даттон, Э. Фелпс и др.), которую поддержал кабинет ряда Президентов США, видела роль государства в государственных денежных законах на долгосрочную перспективу [8,65].

По нашему мнению, аналитическая роль государства в сбалансированности денежно-кредитной политики, получившей своё отражение в исследованиях неокейнсианской теории, является важным аспектом в укреплении национальной валюты. Рассмотрим эти моменты подробно.

В начале 2009 года ставки рефинансирования были повышены до 9 %, а в апреле 2012 года - до 8% годовых, и реальная процентная ставка по кредитам впервые достигла положительных значений. С этого времени реальная процентная ставка рефинансирования (таблица 1) держится на положительном уровне на несколько процентных пунктов по отношению к уровню инфляции [1,26].

Таблица 1.

Ставка рефинансирования Национального банка Таджикистана (в % годовых) [4]

Ставка(%) Срок действия

с по

14.75 03.04.08 03.07.08

14.00 04.07.08 18.11.08

13.50 19.11.08 27.01.09

12.00 28.01.09 16.04.09

10.00 17.04.09 01.07.09

9.00 02.07.09 21.07.09

8.00 22.07.09 26.10.10

8.25 27.10.10 27.02.11

9.00 28.02.11 13.10.11

10.00 14.10.11 13.12.11

9.80 14.12.11 15.02.12

9.00 16.02.12 30.03.12

8.00 31.03.12 30.06.12

Следующий элемент денежно-кредитной политики - обязательные резервные требования для регулирования темпов роста денежной массы - начал применяться Национальным банком Таджикистана с 2003 года. Согласно статье 16 закона «О Национальном банке РТ», минимальный уровень обязательных резервов устанавливается нормативными актами НБ РТ и зависит от размера, вида и срока вкладов и других обязательств банков.[5]

Привлечение средств и депозитов в банках Республики Таджикистан установлено примерно в одинаковых показателях. НБ РТ продолжает придерживаться такой же политики и устанавливает минимальные требования к резервированию. Например, в 2010 году НБ РТ установил следующие параметры требования к депозитам: до 7% отчислений в фонд обязательного резервирования привлечённых средств от 1 до 3 лет, и 10% за более чем 3 года [3].

Это обеспечивало поддержание необходимого уровня ликвидности денежного рынка и банковской системы. В этих условиях норма минимальных обязательных резервов должна рассматриваться как элемент стабильных этапов и была пересмотрена в мае 2008 года и в марте 2009 года из-за углубившегося мирового финансового кризиса. В целях приспособления минимальных обязательных резервов к новой, относительно стабильной макроэкономической ситуации и тенденциям финансового рынка, размер отчислений по депозитам до трёх лет снижен соответственно до 18 % и 12 % [14].

Снижение норм резервирования дифференцировано, это связано с необходимостью реструктуризации экономики, и здесь различные банки играют разную роль и имеют неодинаковое значение, особенно это касается коммерческих банков страны. Дифференцирование норм резервирования связано с привлечением инвестиций в отдельные отрасли экономики: в строительство, сельское хозяйство, энергетику и т.д. Это дало возможность на практике увеличить ВВП Республики Таджикистан, регулировать инфляцию и сократить бедность.

Обычно практикуется использование двух инструментов денежно-кредитной политики: ставки рефинансирования и политики минимальных резервов в сочетании. Но на практике в Республике Таджикистан используется ещё и третий инструмент операции на открытом рынке, что даёт хоть незначительный, но эффект для повышения эффективности первых двух инструментов [6].'

Законодательное ограничение объёма финансирования дефицита государственного бюджета кредитами Национального банка на уровне 1 % от ВВП страны заставило Правительство страны перейти к неинфляционным инструментам финансирования. Эмиссия государственных краткосрочных облигаций, которые выпускаются с 1992 года Правительством Таджикистана в лице Министерства финансов, и передача функций по размещению ГКО Национальному банку Таджикистана позволили оснастить банк республики полным, классическим набором инструментов денежно-кредитной политики. Выпуск государственных облигаций позволил снизить напряжение, возникающее в связи с неэмиссионными факторами финансирования государственного бюджета (таблица 2).

Недостаточный срок создания рынка ГКО и масса проблем, связанных с этим фактором, выявили недостатки, присущие рынку государственных ценных бумаг Таджикистана. Главные из них: отсутствие конкуренции и участие в качестве инвесторов только узкого круга банков республики.

Абсолютный объём операций с ГКО проводится несколькими банками: Национальным банком ВЭД, ОАО «Агроинвестбанк», ГСБ РТ «Амонатбанк», ОАО «Эсхата», ОАО «Ориёнбанк», ЗАО ТАК ПБРР «Таджпромбанк», занимающими более 65% банковского рынка. В настоящее время для преодоления однобокости

рынка облигаций и для увеличения притока средств инвесторов ведётся работа по увеличению количества участников рынка государственных облигаций. Причём увеличение притока средств должно обеспечиваться в основном за счёт инвесторов небанковского сектора. Но на практике ГКО получили распространение только среди банковских институтов страны.

Таблица 2.

Доходность торговли ценными бумагами Национального банка Таджикистана [4].

1 2 3 4 5 6 7 8

05.06.2012 К122014068 05.06.2012 19.06.2012 14 5.00 4.70 998.2

07.06.2012 К122028069 07.06.2012 05.07.2012 28 7.00 4.40 996.2

11.06.2012 К122007070 11.06.2012 18.06.2012 7 6.00 4.20 999.2

12.06.2012 К122014071 12.06.2012 26.06.2012 14 4.20 4.00 998.4

14.06.2012 К122028072 14.06.2012 12.07.2012 28 4.00 3.70 997.1

19.06.2012 К122014074 19.06.2012 03.07.2012 14 4.50 3.40 998.7

21.06.2012 К122028075 21.06.2012 19.07.2012 28 4.50 4.00 996.9

26.06.2012 К112014077 26.06.2012 10.07.2012 14 5.00 3.91 4992.4

28.06.2012 К112028078 28.06.2012 26.07.2012 28 3.59 3.59 997.2

Участие рыночной инфраструктуры в экономическом росте неоспоримо, так как в атрибутах рынка происходит перераспределение средств с помощью элементов рыночной инфраструктуры внутри республики, мобилизация средств. Известно, что лаг между вложениями инвестиций к росту валового внутреннего продукта установлен в 1 год. Экономическая наука определяет, что рост инвестиций на 1% приводит к приросту ВВП на 0,6%.

В этом масштабе несформированность рынка капитала, невысокое доверие к банковскому сектору страны обусловили совсем низкую долю банков в инвестициях, хотя именно банковский сектор считается ведущим и действительно рыночным источником инвестиционных ресурсов страны, является тем механизмом, который призван мобилизовать на рыночной основе финансовые ресурсы страны и их прибыльное использование.

Достаточно обнадёживающим можно считать тот факт, что доля иностранных инвестиций в общем объёме составляет достаточно большой вес, но при этом имеет тенденцию к снижению. Преимущество иностранных инвестиций, особенно прямых, заключается в том, что, во-первых, они, кроме чистых вложений в производство, представляют собой ещё и новые технологии, «ноу-хау», передовые методы управления и маркетинга.

Во-вторых, иностранные инвестиции, в отличие от кредитов, не ложатся дополнительным долговым бременем, а способствуют его погашению.

В-третьих, иностранные инвестиции обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации.

В целом итоги социально-экономического развития Таджикистана показывают соответствие проводимой денежно-кредитной политики тем ориентирам, которые

были поставлены перед Правительством по созданию стабильных макроэкономических условий, обеспечивающих экономический рост страны.

В стране не только приостановлено падение производства, но с 2005 года наблюдается рост: ВВП страны тогда составил 110,3%. Так, в 2008 году темпы роста ВВП Таджикистана составили 107,8%; в 2009 и 2010 годах - на уровне чуть меньше, чем в 2009 году - 107,9 и 103,4 процента; достигнута финансовая стабилизация, которая характеризуется не высоким уровнем инфляции. По итогам 2010 г. - 1,7% в месяц, такой же уровень сохраняется в 2010 году, но в 2011 году был относительно низкий показатель, который составил 0,6%[9, 97-98]

Денежно-кредитная политика поддерживает и новые и ветхие отрасли экономики Республики Таджикистан. А это является базисом экономики. Изменение экономической ситуации приводит к изменению и денежно-кредитной политики. Это связано с ростом цен, инфляцией, уменьшением ВВП и т.д. Анализ двух направлений влияния рыночной инфраструктуры на ВВП показал, что рыночная инфраструктура непосредственно влияет на эффективность общественного производства.

Рыночная инфраструктура развивается одновременно с становлением рыночных отношений. В экономике Республики Таджикистан на начальном этапе реформ рыночная инфраструктура, не играла какой - либо роли в развитии экономики, но с улучшением ситуации влияние рыночной инфраструктуры на экономику становится очевидным. Но начальный этап пройден, и в Республике Таджикистан есть элементы рыночной экономики, которые в этих условиях создают новые задачи: элементы рыночной инфраструктуры должны увеличиться не только количественно, но и качественно. Это будет способствовать конкурентоспособности предприятий. Известно, что, чем выше конкуренция, тем качественней продукция и реальнее возможность выхода на мировой рынок.

Такая же динамика характерна и для банковской системы Таджикистана, хотя, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, банковская система Таджикистана - очень сложная структура, которая является объектом пристального контроля со стороны Национального банка. Но общая динамика реформ, законы «Об акционерных обществах» и «О банковской деятельности» привели к определенному увеличению количества коммерческих и малых - средних банков Таджикистана.[13] По сообщению Национального банка Республики Таджикистан, на данный момент функционирует 16 банков и документы ещё трёх частных банков находятся на стадии рассмотрения для получения банковских лицензий. [14] А количество филиалов коммерческих банков в республике составляет 275, и 70 отделений с 5 крупными филиалами ГСБ РТ «Амонатбанк» [1, 26]

Однако, доля коммерческих банков увеличивается, что связано с хорошим уровнем оказания услуг, высокими депозитными процентами по вкладам, доверием населения, широким диапазоном услуг, объёмным активным портфелем и т.д.

За переходный период в банковской системе Таджикистана произошли также качественные изменения.

Возросла доля капитала коммерческих банков в финансировании капитального строительства и инвестировании народного хозяйства. Если кредиты банков, направленные на финансирование капитальных вложений, в 2006 году составляли

около 16%, то в 2007 году они составили 21,6%. По итогам 2009 и 2010 годов этот показатель немного возрос по отношению к 2008 году и составил 34,2 % и 39,6 % соответственно. А в 2011 году этот показатель возрос до 57%. [2, 62]

Во-первых, необходимо отметить, что, хотя и медленно, но уверенно растет доля иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан. Так, с 2001 года по 2010 год они выросли с 11, 2 до 43%. Некоторый спад в увеличении инвестиций связан с мировым кризисом 2008 - 2009 - 2010 годов. Во-вторых, относительно небольшая доля банковских кредитов объясняется структурой выданных банковских кредитов в Таджикистане. В условиях относительно умеренной инфляции, на наш взгляд, коммерческие банки в долгосрочном аспекте (инвестирования) кредитования, направленном на финансирование капиталовложений, являются привлекательными. С другой стороны, в условиях отрицательных кредитных ставок рефинансирования имеет смысл выдавать долгосрочные кредиты. Отметим, что если посмотреть на структуру кредитных вложений, то мы увидим, что со снижением инфляции растет и доля долгосрочных кредитов.

В частности, в статье 17 закона «Об инвестициях», принятого ещё на начальном этапе рыночных отношений и пересмотренного с дополнениями от 30. 04. 2007. за № 260, цитируется, что «инвестор, который может по своему усмотрению реинвестировать прибыль, оставшуюся после уплаты налогов на данной территории, в свою очередь, получит гарантии и льготы Правительства Республики Таджикистан». [7] На наш взгляд, это является ещё одним положительным моментом в долгосрочных кредитованиях инвестиций как банков, так и других организаций.

В широком понимании депозитные операции - это расширение деятельности банка, поскольку к ним относится вся структура, связанная с привлечением как доходных средств сберегательных вкладов населения. Особенность этой деятельности заключается в пассивных операциях, в выплате банком процентов и надёжности сохранения доверенных средств.

Таким образом, на современном этапе социально-экономического развития банковские институты республики как элемент рыночной инфраструктуры в рамках финансового рынка должны быть эффективным инструментом рыночной экономики, привлекая ресурсы от населения и субъектов народного хозяйства в банковскую систему и предоставляя их в кредит народному хозяйству. В этом аспекте обеспечивается ощутимый вклад в достижение экономического роста, в повышение эффективности экономики страны. Вместе с тем, как мы заметили выше, существуют достаточные потенциальные возможности банковских институтов в наиболее полной реализации совокупных доходов всей республики.

Список использованной литературы:

1. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2012. - № 4.

2. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2012. - №.2.

3. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2010. - № 3.

4. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2012. - № 6.

5. Закон «О Национальном банке Республики Таджикистан» от 14. 12. 1996. - № 383.

6. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2006.

7. Закон Республики Таджикистан «Об инвестициях» от 30.04.07. № 260.

8. Монетаризм: концепция экономической политики (научно-аналит. обзор). - Москва: ВЦ АН СССР, 1991.

9. Таджикистан в цифрах./Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011. - С. 97 - 98.

10. Харрис Л. Денежная теория: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. .

11. Рассказов Е. А. Управление свободными ресурсами банка. -М.: Финансы и статистика,1996. - 572 с.

12. Центральные банки и банковские системы зарубежных стран: /Сборник статей. Ч. 1. - М.: Центр подготовки персонала ЦБ РФ, 2005. .

13. http:// www. MMK. Tj (Дата обращение:18.02.2011.).

14. http://www. NBT. Tj. (Дата обращение: 5.10.2012.)

15. The Federal Reserve System. Purposes and Functions, 8th Edition, Washington, D. C., USA, 1994.

Х.А. Абдукадиров, М.А. Ботурова

Генезис развития финансово-экономической базы как системы рефинансирования в трансформационной экономике Республики Таджикистан

Ключевые слова: рефинансирование, коммерческие банки, инвестиции, социальноэкономическая структура, инфраструктура, депозит, денежно-кредитная политика

Переходный период в Республики Таджикистан представляет собой сложный процесс, и известно, что он осуществляется методом грануляции экономических законов. С этой точки зрения авторы рассматривают развитие финансово- экономической базы, которое отражает суть экономических реформ в условиях транзитивной экономики. Также в статье называются основные инструменты денежнокредитной политики в регионе, что является одним из научных подходов к сокращению дефицита бюджета в РТ.

Kh.A. Abdukodirov, M.A. Boturova

Genesis of Development in Regard to Financial-Economic Base as a System of Refinancing in Transformational Economy of Tajikistan Republic

Key words: refinancing, commercial banks, investitures, social-economic structure, infrastructures, deposit, monetary-crediting system

Transitive period in Tajikistan Republic is a complicated process, it is khown to be carried out by the method of granulation of economy laws. From this viewpoint the authors canvass the development of the financial-economic base which reflects the essence of economic reforms under the conditions of transitive economy. The main instruments of monetary-crediting policy in the region are used in the article being one of scientific approaches to the reduction of budget deficiency in RT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.