УДК 330.342.146
ГЕНЕЗИС ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Е.М. Якутин
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Рассматривается развитие принципов социальной ориентации в экономике. Анализируется мировой опыт в построении экономических систем на принципах социальной ориентации. Описываются возможности применения социально ориентированных подходов в инвестировании.
Ключевые слова: социально ориентированная экономика, регулирование экономического развития, развитие экономических систем.
Развитие экономических отношений, являясь предметом экономической науки, сопровождалось постоянным переосмыслением ценностей, ориентиров и приоритетов производственной, хозяйственной и социальной деятельности.
На заре формирования экономической науки ее основное содержание составляли теории, рассматривающие процессы производства, обращения товаров и ресурсов на соответствующих рынках, а также их экономическую эффективность.
При этом главной и единственной целью провозглашалась эффективность, а социальные и социально-экономические эффекты во внимание либо не принимались, либо им отводилась несущественная роль, и рассматривались такие эффекты, как побочный результат экономической деятельности и экономических отношений.
Совершенствование экономических формаций способствовало накоплению опыта и диверсификации научных взгля-
дов на первопричины, процессы и результаты таких процессов на стадиях экономической деятельности и экономических отношений. Такое совершенствование также приводило и к переоценке степени значимости источников экономического развития и переносу акцентов с экономических приоритетов на социальные.
В самом деле, провозглашенная почти 300 лет назад теория «невидимой руки рынка» не устраняет многих проблем как на самом рынке, так и в сфере социально-экономических отношений. «Невидимая рука» не в состоянии регулировать состояние денежно-кредитной, налоговой политики, промышленной, аграрной и инвестиционной сферы, обеспечивать реализацию мер по социальной поддержке, пенсионному обеспечению, страховой медицине, поддержке уровня доходов малообеспеченных слоев населения. В связи с этим в экономической теории стали возникать школы и направления, в рамках которых соци-
альная компонента экономических отношений выносилась на первый план.
Ведь производство существует не ради процесса производства, а для удовлетворения определенных потребностей, предъявляемых потребителями продукции такого производства. Процесс обращения продукции также возникает не ради самого процесса.
Пересмотр традиционных экономических постулатов привел к изменению социально-экономических ориентиров развития многих национальных экономик. Опыт последних нескольких десятилетий показывает, что страны, добившиеся высокого уровня благосостояния, в той или иной степени в качестве главного приоритета общественно-экономического развития выдвигали повышение степени удовлетворения социальных потребностей. Такие государства обеспечивали бесконфликтность экономического развития, поскольку экономика развивалась в целях удовлетворения социальных потребностей. При этом нужно отметить, что сама социальная ориентация экономики означала не рост числа и объемов социальных трансфертов, а формирование такой системы экономических отношений, которая обеспечивает эффективное взаимодействие рынка, государства, хозяйствующих субъектов и наемных работников, стимулирует развитие модели инициативного экономического поведения всех участников, вовлеченных в функционирование рыночной среды.
Следует отметить, что в исторической ретроспективе формирование принципиально новых, а в отдельных случаях даже новаторских взглядов на основные принципы построения экономических систем возникало не только эволюционным, но и революционным путем.
На протяжении XX века в ряде государств изменение экономических отношений было вызвано не посредством совершенствования моделей экономического развития, а явилось результатом глубоких потрясений, в том числе военного, политического и социального характера. В качестве примеров можно упомянуть Германию после Второй мировой войны, значительные экономико-политические изменения в 1950-х годах в Японии, а в 1960— 1970-х — в ряде стран Юго-Восточной Азии. В отдельных случаях изменения в приоритетах развития экономических систем происходили в результате глубокого пересмотра основных постулатов теории рыночной экономики.
Особого внимания заслуживает опыт послевоенной Германии. Этот опыт может быть тем более полезен, если учесть, что смена экономического мышления и поведения явилась следствием краха общественно-политической формации.
После прихода к власти в 1930-х годах партии национал-социалистов политический вектор руководства Германии привел к изменению экономики страны, а попутно был изменен образ мышления целой нации. Итогом поражения во Второй мировой войне для Германии стал глубокий социально-экономический кризис. Значительная часть городов была разрушена, большая часть трудоспособного мужского населения либо погибла в боевых действиях, либо находилась на принудительных работах в плену, на страну была возложена обязанность выплаты многомиллиардных репараций, банковская система Германии фактически перестала существовать, а счета немецких граждан в зарубежных банках были ликвидированы.
В июне 1947 г. государственный секретарь США Д. Маршалл сформулировал план послевоенного восстановления экономики основных государств Европы. Этот план предусматривал финансирование в том числе и ФРГ, которой было выделено 1,6 млрд долл. из 13 млрд долл., направленных США на восстановление европейской экономики. Наличие финансовых ресурсов послужило одним из существенных, но не основным условием выхода Германии из кризиса. Главной причиной послевоенных экономических успехов ФРГ явилась разработка и реализация мер особой экономической направленности. Выведение страны из сложившейся ситуации требовало неординарных действий, и такие действия были реализованы в рамках построения в Германии предложенной министром экономики ФРГ Л. Эрхардом «социально ориентированной экономики». Концепция Л. Эрхар-да включала такие принципы построения национальной экономики, как приоритет государства не в административном регулировании хозяйственной деятельности, а в установлении форм и правил ведения бизнеса; обеспечение открытости рынков и свободы конкуренции на них; стимулирование хозяйственной инициативы населения; реальные меры по поддержке малого бизнеса и антимонопольному регулированию; стабильность условий экономической деятельности — денежной, кредитной, инвестиционной, налоговой политики. Реализация программы Л. Эрхарда предусматривала также развитие рынка труда и мотивацию населения к оптимальному экономическому поведению в совокупности с оптимальным экономическим поведением самого государства. Активное влияние оказывалось на процесс вовлечения наемных работников в управление предприятиями и
защиту интересов мелких собственников и акционеров1.
Эффективность «социально ориентированной экономики» Л. Эрхарда стала очевидной почти сразу. Уже к 1950 году, т. е. всего за три с небольшим года, Германия вышла на довоенный уровень промышленного производства, а к окончанию оккупационного статуса в 1955 г. валовый внутренний продукт удвоился2. В 1962 г. К. Аденауэр, заканчивая свою деятельность на посту федерального канцлера, констатировал полное восстановление страны после войны, оккупации и репарационных выплат.
Значительный интерес представляет и опыт Японии. После военных поражений и, как следствие, изменения общественно-политического строя в Японии стала меняться и национальная экономика. В немалой степени этому способствовали американские оккупационные власти, которые на начальном этапе непосредственно занимались проведением экономических реформ. Такие реформы включали структурную перестройку и внедрение демократических принципов в экономической политике. Помимо проведения демилитаризации японской экономики были предприняты определенные действия в сфере правового регулирования экономической среды. Принятие антимонопольного законодательства и новых трудовых законов, включавших обязательное введение условий по социальному страхованию, а также созданию и развитию профсоюзов, оказало положительное влияние на социализацию экономики.
В частности, к 1960-м годам профсоюзы охватили более 60 % трудоустроен-
1 Эрхард Л. Благосостояние для всех. — М.: Дело, 2001. - 83 с.
2 Там же.
ных, что в относительных значениях превысило уровень аналогичных показателей в странах Западной Европы. Была проведена реформа в секторе аграрного производства, в ходе которой земли выкупались государством у крупных землевладельцев, а затем на различных условиях передавались мелким и средним фермерским хозяйствам, осуществлявшим ее обработку. Результатом таких действий уже к концу 1950-х годов стало формирование основного слоя малого и среднего бизнеса, значительного числа предпринимателей. Одним из условий развития и становления среднего класса, который традиционно является опорой государства и основой национальной экономики, явилась передача почти 70 % сельхозугодий в пользование либо собственность лицам, их обрабатывающим. В 1960-х гг. предприятия малого и среднего бизнеса давали уже около 50 % ВВП и обеспечивали почти 2/3 населения рабочими местами3.
В середине 1970-х гг. Япония вышла на второе место в мире (после США) по объему валового национального продукта, а темпы ежегодного роста экономики в течение многих лет превышали 10 %, оставаясь одними из самых высоких в мире.
Конечно, социализация и социальная ориентация экономики Японии имела свои особенности, связанные с национальным менталитетом и традициями. Однако предоставление широких возможностей для проявления экономической инициативы, изменение условий экономической деятельности после периода жесткого администрирования явилось само по себе абсолютно новой и очень значительной предпосылкой для успешного послевоенного экономического развития Японии.
3 Абрамян Е.А. Экономическое чудо. — иКЬ: www.abramyan.ru/ment_chudo.htm
В мировой экономике существуют и другие примеры перехода на принципы социальной ориентации и последующего бурного развития национальных экономик. Опыт ряда ныне преуспевающих стран, которые еще недавно причислялись к странам «третьего мира», свидетельствует о работоспособности идей социально ориентированной экономики и в условиях, отличных от уже рассмотренных.
На протяжении последних трех десятилетий темпы развития многих стран Юго-Восточной Азии значительно опережают среднемировые значения. Основой развития «азиатских тигров и драконов» явилась ставка на человека. Безусловно, достижению успехов способствовало также применение современных технологий производства, управления и профессиональной подготовки персонала в совокупности с созданием стимулов для развития предпринимательских инициатив.
Важное место занимает также относительно новая тенденция, имеющая отношение к инвестиционным процессам. На протяжении ряда последних лет динамично развивается концепция социально ответственного инвестирования.
Эта концепция развивает уже сложившиеся ранее представления относительно ограниченности перспектив экономической модели общества, основанной исключительно на принципах чистого прагматизма. В соответствии с теорией социально ответственного инвестирования наиболее актуальным является вопрос достижения компромисса между экономическими и социальными потребностями, а использование рыночного механизма для достижения совокупности целей современного общества не является оправданным как с точки зрения экономики, так и социума. Идеализа-
ция рыночной модели в современных условиях является не более чем упрощением, которое не предусматривает таких факторов, как общественное благосостояние, социальная ответственность, коллективное богатство, экологическая безопасность и т. д. Если в традиционных подходах экономическая эффективность рассматривается только с позиций величины ВВП в валовом и удельном выражении, количественных показателей, характеризующих выпуск товарной продукции и объемы оказанных услуг, то современные концепции предусматривают включение и таких компонент, как социальное спокойствие и благоприятная окружающая среда.
В связи с этим западные экономисты на протяжении последних двух десятилетий все в большей степени начинают тяготеть к переходу от ярко выраженного утилитаризма к социально ответственной рыночной модели экономики.
В рамках таких серьезных мировоззренческих новаций произошло формирование особого критериального подхода к процессу инвестирования экономических субъектов. Теория социально ответственных инвестиций предусматривает анализ их социальных, социально-экономических, экологических и других последствий. В обоснование таких инвестиционных решений закладывается выделение тех объектов инвестирования, которые отвечают ряду устанавливаемых ограничений. В качестве ограничений могут выступать критерии корпоративной и социальной ответственности, реализуемые экологические мероприятия, общественная полезность, выражаемая политикой в области занятости и содействием сокращению безработицы, отношением к потребителям и другими показателями. Следует иметь в виду, что при осущест-
влении социально ответственных инвестиций финансовые цели не противоречат заданным ограничениям. При этом инвесторы оказывают повышенное внимание к сфере приложения размещаемых ими финансовых ресурсов, используя так называемую концепцию триединства, когда в оценке инвестиционных проектов финансовые показатели рассматриваются в совокупности с социальными и экологическими параметрами.
Концепция социально ответственного инвестирования предусматривает конкретные механизмы отбора объектов для инвестирования. Возникшие в 1970-х гг. фонды социально ответственных инвестиций используют два основных подхода. Первый заключается в выборе для инвестиционного портфеля ценных бумаг таких компаний, которые соответствуют некоторым требованиям и критериям. Путем исключения из общего списка потенциальных реципиентов инвестиций отдельных субъектов, не отвечающих этим требованиям, инвестиционные фонды социально ответственных инвестиций формируют портфель с помощью использования различных фильтров.
К наиболее часто применяемым фильтрам, использующимся в «просеивании» инвестиционных портфелей, в 30-50 % случаев относятся: производство табака, алкоголя или оружия; азартные игры; трудовые отношения и не дискриминационная политика занятости; права человека и стандарты труда; вознаграждение управляющих; токсичные и экологически вредные виды производств. Большинство фондов социально ответственных инвестиций применяют комбинации разных фильтров, а в качестве критерия для выбора объекта инвестирования может также выступать ограничение доли доходов от видов деятельно-
сти, заложенных в фильтры, в общем объеме выручки и денежных поступлений компании.
В рамках другого подхода осуществляется целевой поиск ценных бумаг таких компаний, чья деятельность оказывает позитивное воздействие на социум, экономику и экологию.
Поскольку принятие инвестиционных решений как при использовании одного, так и другого подхода требует квалифицированных действий, портфели фондов социально ориентированных инвестиций управляются профессиональными менеджерами и аналитиками.
О популярности концепции социально ответственного инвестирования можно судить по следующим цифрам. К началу 2000-х гг. в США количество социально ориентированных инвестиционных фондов, использующих при формировании портфелей социальные и экологические фильтры, превысило 230, а их активы оценивались в 150—160 млрд долл.4. В целом же по профессионально управляемым портфелям, в рамках которых использовались те или иные приемы с позиций социально ориентированного подхода к инвестированию, общие инвестиционные вложения оценивались более чем в 2,5 трлн долл.5. Указанная величина составляла 1/8, или около 12 % от общего объема инвестиций, находившихся в профессиональном управлении в США.
Развитие рынка социально ответственных инвестиций наблюдается и в европейских странах, где в настоящее время действует около 250 фондов социально ориен-
4 Социальный инвестиционный форум. URL: http://fundmanager.by.ru/anonce/www.socialinvest. org/areas/sriguide/mfsc.htm
5 Там же.
тированных инвестиций с общими активами, превышающими 15 млрд долл.
Ряд европейских государств на законодательном уровне закрепили обязательства для руководства пенсионных фондов предоставлять в открытом доступе информацию об использовании в принятии инвестиционных решений социальных и экологических параметров, характеризующих объекты инвестиционных вложений. Так в Великобритании в 2000 г. был принят закон, обязывающий пенсионные фонды раскрывать информацию об использовании социальных, экологических и этических фильтров при размещении средств фондов и формировании инвестиционных портфелей. В 2001 г. несколькими европейскими странами, в том числе Германией, Великобританией, Францией и Италией, был создан Европейский форум социально ответственных инвестиций, основной задачей которого является координация действий на рынках социально ответственных и социально ориентированных инвестиций6.
Увеличение доли социально ответственных инвестиций в общей структуре инвестиционного рынка сопровождалось возникновением и быстрым ростом количества социальных фондовых индексов, которые используются для оценки и анализа динамики на рынках инвестиций социально ориентационной направленности. Самым известным социально ориентированным индексом является 081-400, созданный в 1990 г. и представляющий средневзвешенную по капитализации величину по 400 компаниям, включаемым в список индекса на основе использования социальных и экологических фильтров. Также широко известны следующие индексы: ЬСБ1, ВМ81, КЮ-Ы81, семейство индексов FTSE4Good,
6 Там же.
семейство индексов Dow Jones Sustainabili-ty. При этом две последние группы индексов характеризуются сложными многоступенчатыми процедурами «просеивания» объектов инвестиционных вложений.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что принципы социальной ориентации все в большей степени проникают в экономическую деятельность как на уровне национальной политики во многих странах, так и на уровне субъектов хозяйственной деятельности. При этом сама хозяйственная деятельность оценивается уже не только финансовыми результатами. Идеалы корпоративной и социальной ответственности приобретают все большее значение, а встраивание функций социальной ориентации в традиционные бизнес-модели и бизнес-процессы становится обычной практикой. Идеи, заложенные в модель социально ориентированной экономики, пронизывают все уровни экономической деятельности, начиная от производства и заканчивая инвестициями. При этом компании извлекают значительные выгоды, поскольку фирмы с позитивной репутацией обладают множеством преимуществ на рынках труда, сбыта и производственных ресурсов. В конечном итоге такая репутация ведет к снижению уровней
колебания рыночных цен на ценные бумаги этих компаний, что облегчает им привлечение инвестиций для финансирования дальнейшего развития.
Уже существующие и только возникающие проблемы диктуют необходимость дальнейшего развития принципов социальной ориентации, и, несмотря на значительный путь, пройденный в этом направлении, считать законченными проведенные исследования и накопленный опыт не следует.
В частности, формирование структуры рыночного социального хозяйства в национальной российской экономике требует не только аналитического подхода к накопленному в западных экономиках опыту, но и проведения собственных исследований и разработок.
Литература
Эрхард Л. Благосостояние для всех. — М.: Дело, 2001. - 83 с.
Абрамяи ЕА. Экономическое чудо. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. abramyan.ru/ment_chudo.htm
Социальный инвестиционный форум. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// fundmanager.byru/anonce/www.socialinvest.org/ areas/sriguide/mfsc.htm