Научная статья на тему 'Генезис представлений о гражданском обществе в современном социально-философском знании'

Генезис представлений о гражданском обществе в современном социально-философском знании Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
730
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / SOCIETY / CIVIL SOCIETY / DEMOCRACY / STATE / LEGAL STATE / RIGHT / CIVIL CULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евтушенко Мария Валерьевна

В статье говорится о становлении гражданского общества, предпосылках для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни. Отдельное внимание уделяется в целом гражданскому обществу, его изменению под действием права, а также изменению права под воздействием гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of pictures of civil society in modern socially-philosophical knowledge

In the article talked about becoming of civil society, preconditions for success of reforms on a way to to democratization and yuridizatsii of all public life. Separate attention is spared on the whole to civil society, under an action right his change, and also right a change under act of civil society

Текст научной работы на тему «Генезис представлений о гражданском обществе в современном социально-философском знании»

Америки из Великой депрессии 30-х годов. Если Ю.М. Лужков только сейчас пришел к идее национализации крупных системообразующих предприятий, то большинство провинциалов всегда видело стратегические отрасли под контролем государства, и настаивает на обуздании олигархического монополизма. Кроме того, следует незамедлительно остановить внутренние цены на энергоносители, которые сегодня превратили производство в экономически нецелесообразную деятельность, а людей бременем роста тарифов и услуг - в социально никчемную биомассу, будто бы по квоте «золотого миллиарда».

Предложений по выходу из кризиса есть немало, но в период президентского становления доверие к народу считается основополагающим, ибо без источника может потеряться власть, а затем и государство.

60

УДК 304.2 Е-27

Евтушенко Мария Валерьевна

соискатель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России

г. Краснодар, Бульвар Платановый, д. 6, кв. 126 тел.: (909) 457-11-77

Генезис представлений о гражданском обществе в современном социально-философском знании

В статье говорится о становлении гражданского общества, предпосылках для успеха реформ на пути к демократизации и юри-дизации всей общественной жизни. Отдельное внимание уделяется в целом гражданскому обществу его изменению под действием права, а также изменению права под воздействием гражданского общества.

Ключевые слова: общество, гражданское общество, демократия, государство, правовое государство, право, гражданская культура.

Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее понятие «гражданское общество» является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений. «Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства» [1]. Ядром этого государства является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в большой степени для нашей страны идей. В последнее время интерес к проблеме гражданского общества возник и у нас в стране, о гражданском обществе говорится как о само собой разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно обсуждаться в российской печати.

Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей. Раскрытие данной темы поэтому важно как с теоретической, так и с практической стороны. Сегодня стоит вопрос о принципиальном изменении характера правоотношений между государством, обществом и личностью. Этот вопрос поставил много проблем. Известно, что «любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель жизнеустройства»^].

Гражданское общество - это устойчивая система социальных отношений и определяющих их общественных интересов, отражающих эти интересы и реализующих их организаций, возникающая на определенном, исторически обусловленном этапе развития социума и инкорпорированных в нем индивидов. Гражданское общество представляет собой систему ограничения всевластия государства, взаимодействует с ним, изменяет его и меняется само под воздействием права.

Гражданское общество является главной опорой всякой настоящей демократии: оно способствует ее построению и служит залогом ее сохранения и укрепления. Гражданское общество выступает основным противником поползновений государства в сторону тоталитаризма и защищает общество от любых злоупотреблений со стороны властей: препятствует наступлению на права человека, ограничивает коррупцию и т.п.

Гражданское общество не является некоей единой организационной структурой, хотя и включает в себя различные общества (например, защиты прав потребителей), ассоциации, союзы и т.п. Суть деятельности гражданского общества заключается в защите разнообразных прав населения (как политических, так и экономических). В частности, к структурам гражданского общества можно причислить и профсоюзы (настоящие, конечно, а не фиктивные). Если все идет по правилам (в условиях зрелой демократии), то гражданское общество никак себя не проявляет. Активность гражданского общества обнаруживается лишь тогда, когда власти пытаются в чем-то ущемить традиционные права граждан. В сущности, процесс наступления власти на права человека никогда не останавливается ни на одну минуту. Это вытекает из самой порочности человеческой природы, которая всегда стремится к захвату чужой собственности и прав. В этой извечной борьбе и заключается суть жизни, поэтому ее нельзя прекратить и нельзя одержать в ней окончательную победу. Эту борьбу лишь мож-

но (и нужно) непрерывно вести.

Само наличие и развитость гражданского общества служит хорошим критерием демократичности того или иного конкретного общества (страны, государства). В странах западноевропейского типа (в том числе и в Соединенных Штатах Америки) традиционно существует сильное гражданское общество, созданное там столетиями непрерывной борьбы населения за свои права. В странах Востока (арабские страны, Россия, Китай и т.п.) структуры гражданского общества очень слабые или отсутствуют вовсе. Это связано с различиями западного и восточного менталитета: западный менталитет основан на идеях индивидуализма и правах человека, а восточный - на подчинении личности государству и власти.

Важной составляющей сильного гражданского общества является свободная пресса, поскольку одним из основных этапов борьбы со злоупотреблениями власти является огласка неблаговидных действий государственных чиновников, которые всегда стремятся сохранять свои злодеяния и беззакония в тайне. Уровень свободы прессы, таким образом, хорошо коррелирует с уровнем развития демократии. По этой причине гражданское общество всегда уделяет большое внимание любым фактам ограничения свободы слова и последовательно борется с попытками цензуры в средствах массовой информации.

Одной из целей гражданского общества является построение правового государства, созданного по принципу разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной) и многопартийности со справедливыми (без фальсификаций) всеобщими выборами. Именно такая политическая система обладает естественными механизмами защиты от злоупотреблений, поскольку одна ветвь власти контролирует другую, а одна партия, находящаяся в оппозиции, изобличает нарушения, допущенные другой, которая находится в данный момент у власти.

Побудительным механизмом разоблачительной деятельности чиновников из одной ветви власти в отношении чиновников другой ветви является стремление сделать карьеру; побудительным механизмом действий оппозиционной партии является желание прийти к власти (запятнавшая себя партия, находящаяся у власти, несомненно, проиграет ближайшие выборы); также карьерными соображениями руководствуются корреспонденты средств массовой информации, находящие и публикующие в своих изданиях факты злоупотребления властей (а сами СМИ руководствуются при этом стремлением увеличить свой тираж).

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков.

Термин «гражданское общество» появился, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном понимании [3].

Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно - экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство.

Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности членов общества. Генезис гражданского общества кристаллизует его в достаточно стройную систему экономических, социально-политических, религиозных, духовно-нрав-ственных, семейных, культурных и других общественных отношений, которые, определяя государственную политику, выражают волю всех граждан общества. Если не считать кратковременного периода в истории советского общества в 20-е годы, то только сегодня появились

предпосылки формирования гражданского общества как разветвленной сети независимых от государства общественных отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан данного общества. Особенность этого процесса состоит в том, что он идет путем радикальных реформ, проводимых государственным руководством страны во всех сферах жизни общественного организма и одновременно путем развития широкого неформального общественного движения, порою стихийно стремящегося создать структуры гражданского общества. Радикальная экономическая реформа, начатая в нашей стране, предусматривает переход на экономические методы руководства экономикой, широкую демократизацию управления производством, значительное повышение в нем роли человека, развитие разнообразных форм собственности на средства производства и землю, последовательное проведение в жизнь политики разгосударствления, становление рыночных отношений, поощрение предпринимательской деятельности. Все это закладывает экономические основы не только будущего государства, но и гражданского общества. Лишь тогда его институты и отдельные субъекты станут действительно свободными и независимыми, когда они ни от кого не будут зависеть экономически. Иными словами, действительную экономическую самостоятельность граждане, члены свободного демократического гражданского общества, будут иметь, лишь став хозяевами прежде всего произведенного ими общественного продукта. Трудовые собственники (владельцы продукции материального производства или интеллектуальной собственности) - вот будущая социальная основа гражданского общества, построенного на общечеловеческих принципах социальной справедливости. Формы собственности в таком обществе могут быть самые разнообразные: частная, коллективная (кооперативная, акционерная), собственность общественных организаций и др., лишь бы эта собственность (назови ее частной или собственностью граждан, не в этом дело) принадлежала тем, кто своим трудом приносит обществу пользу и тем самым способствует его жизнедеятельности и дальнейшему развитию. Став хозяином производства, собственником результатов своего труда, человек безусловно получит серьезные стимулы для своей деятельности, раскрытия своих способностей и стремлений [4].

Здесь нельзя обойти один чрезвычайно важный вопрос: не приведет ли широкое развитие предпринимательства, сосредоточение в отдельных руках крупных средств производства, капиталов к появлению у определенной группы лиц возможности использовать все это для собственного обогащения за счет других членов общества, к эксплуатации наемных работников, занятых на соответствующих предприятиях? Опыт западных стран показывает, что, стремясь избежать обострения общественных противоречий и возникновения конфликтных ситуаций, государство берет на себя функции распределения

прибыли через систему налогов, создание страховых и благотворительных фондов и т.д. Одновременно государство устанавливает более высокий процент, идущий из прибыли в фонд заработной платы наемных работников. Вознаграждение за труд любого вида строго дифференцировано, не просто в соответствии с количеством и качеством этого труда (как часто провозглашается у нас), но и в соответствии с его реальной общественной значимостью, образованием и квалификацией работников и другими факторами, определяющими существо трудового вклада каждого. Для контроля за выполнением трудовых соглашений и защиты интересов членов общества в гражданском обществе существует разветвленная сеть различных институтов и общественных организаций - от профсоюзов до фондов благотворительности. Все это помогает во многом смягчить возникающие противоречия, избегать конфликтных ситуаций, хотя основа их сохраняется.

В этих условиях многократно возрастает ответственность каждого члена общества за принимаемые им решения, повышается значение гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как самоценной личности в современном смысле этого слова, а значит, и о гражданском обществе бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие передает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в деле претворения их в жизнь.

Гражданская культура - более широкое понятие, чем политическая культура, охватывает все многообразие интересов различных социальных групп гражданской сферы общественной жизни. В уровнях и механизме функционирования гражданской культуры много нюансов, но и сейчас можно сказать следующее. Во-первых, она носит политический характер, т.е. выражает интересы различных классов, наций, социальных слоев и общественных групп. Во-вторых, не может быть гражданской культуры без приоритета интересов личности, гражданских прав над национальными правами и интересами. В-третьих, уровень гражданской культуры во многом определяет общекультурный уровень развития человека, гражданина, без чего, при той роли, которую он играет в развитом гражданском обществе, невозможно его нормальное функционирование. Следовательно, гражданская культура в целом определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества [5].

Подводя итог, следует сделать следующие выводы. Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского фило-

софа, одного из авторов теории "общественного договора" Д. Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства.

Другую традицию в исследовании гражданского общества представляет подход Г. Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих свои потребности с помощью труда.

В современном понимании гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Также гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

Библиографический список

1. Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика / Пер. с англ. Челябинск, 2004.

2. Энкарнасьон О. Г. Миссионеры Токвиля. Пропаганда гражданского общества и поддержка демократии. URL: http://old.russ.ru/ politics/meta/20010220_toc. html

3. Хлопин А.Д. Гэажданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et Contra. 2002. № 1.

4. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. Под ред. М.А. Абрамова. М., 2000.

5. Ловелл Д. Доверие и политика в посткоммунистическом обществе // Pro et Contra. 2002. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.