Международное право
в операциях формирований Национальной жандармерии, которые проводятся совместно с коллегами из спецслужб Франции и других стран Европейского Союза против международных террористов.
1 См: Административное право зарубежных стран: Учебное пособие. М., 1996. С. 80-83.
2 См: Смирнов Л.Л. Современное состояние и перспективы развития национальной жандармерии Франции // Право и безопасность. 2004. №4 (13).
Т. Оюунчимэг*
Генезис правовой системы Монголии
В этой статье рассматривается генезис правовой системы Монголии. This article tells about the origin of Mongolia's Legal System.
У Монгольского государства более чем 2000-летняя история, и возникло оно еще во время государства Хунну, существовавшего в 1У-1 вв. до н.э.
История Монголии знала периоды могущества и расцвета, распада и упадка. Страна была колонизирована чужестранцами - и снова утвердила свою независимость. История права неразрывно связана с историей государственности. В процессе эволюционного развития менялись цели, содержание и формы монгольского права.
Среди источников, в которых нашли отражение вопросы борьбы с преступностью, крупнейшими считаются «Монголын нууц товчоо» и «Их засаг хууль»1.
При Чингисхане2 монголы (1185-1206) получили первый письменный свод обычаев под названием «Их засаг» и продемонстрировали всему человечеству пример неуклонного соблюдения законов и принцип верховенства закона.
К этому времени высшая власть правосудия принадлежала самому хану. Чингисхан назначил главным начальником надзора за соблюдением закона князя Цагаадая, а главным судьей государства князя - Шихи-хутага, установив при этом порядок обязательных записей о принятых решениях в «Синей тетради», которая, по наставлению Чингисхана, должна передаваться из поколения в поколение. Также Чингисхан повелел государственному судье: «Пока я буду править государством, будь моим недремлющим оком и вездесущим ухом.... Приказа твоего никто не смеет ослушаться или отменить. Справедливо решай судное дело и записывай обо всем этом в синюю тетрадь...»3.
Судопроизводство велось нойонами - тысячными, сотенными, и десятичными образованиями4, и только самые серьезные судебные дела и крупнейшие споры разрешались самим государем или верховным государственным судьей. Судьи опирались на местные традиции и обычаи при вынесении своих решений. Во всех спорах разрешение через суд нежелательно; если судья сочтет нужным примирение сторон, то он вносит свое решение.
Иными словами, тогда было положено начало судебной помощи для разрешения всевозможных споров и разногласий, возникающих в повседневной жизни. Таким образом, «Их засаг» является законом, объединяющим обычные нормы в монгольском обществе5.
* Адъюнкт кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции Монголии.
Анализируя Великую ясу, можно сделать вывод, что в то время уже существовала своего рода судебная система.
В 1259 г. императором Монгольской империи стал внук Чингисхана Хубилай6, который после завоевания им значительной части территории Китая, назвал Монгольское государство Юаньской империей'.
В государстве Юань вопросы борьбы с преступностью находились в ведении специального органа - Комитета юриспруденции, в структуру входили Министерства внутреннего и секретного делопроизводства и Министерство повышения и понижения служебных чинов. Министерству внутреннего делопроизводства подчинялись отраслевые министерства, которые являлись высшими органами государственной власти. Среди них: Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство производства, Министерство государственных чинов.
Судебные дела рассматривались только на основании просьб и жалоб, лиц, которые предъявляли обвинение и должны были доказать его. В случае ложного обвинения наказание, которое было определено судом, оборачивалось против самого заявителя.
Обращение в суд начиналось с соответствующих местных органов, за исключением случаев, связанных с коррумпированностью чиновников этих органов. Только в этом случае возможно было обращение в вышестоящие инстанции8.
Все это свидетельствуют о том, что в указанное время были заложены основы судопроизводства, точнее, судопроизводства первой и кассационной инстанции.
Вторая половина XIV в. - это период раздробленности Великого Монгольского государства, именуемый временем малых ханов Монголии, продолжавшийся примерно 270 лет.
Чтобы приостановить распад государства, повысить его обороноспособность и урегулировать вопросы борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, в тот период было издано множество законов. К ним относится законы: «Монгол ойрдын хууль» (1640 г.), «Халх Журам» (1709 г.), «Уйсэн дээрх бичиг», «Белая история и 10 благородных книг» и «7 хошууны их цааз». В этих законах были сохранены многие правовые нормы и традиции. Вопросами борьбы с преступностью и охраной общественного порядка занимались военные начальники, чиновники и судьи9.
После падения Монгольской империи, начиная примерно с середины 1681 г., Маньчжурия начала колонизацию страны, которая длилась 220 лет.
В связи с этим прекратилось издание монгольских законодательств, в государстве действовали законы Маньчжурии. Утвержденное в 1789 г. Маньчжурским государством «Монгольское уложение» является правовым документом, который отразил политику маньчжурского господства над Монголией.
В это время дела, носившие уголовный характер, регулировались законом, называвшимся «Красная шейка». Судопроизводством занимались маньчжурские и монгольские судьи. Самые серьезные судебные дела, крупнейшие споры решали сами маньчжурцы.
Следующим после «Монгольского уложения» в 1911 г. появилось «Уложение Монгольского государства», давшее возможность проведения реформ национального характера в рамках монгольского права.
Национально-освободительная революция 1911 г., национальная демократическая революция 1921 г. сделали Монголию суверенным независимым государством, определили генеральную линию развития Монголии и ликвидировали маньчжурское право.
В 1924 г. проведенные в области права реформы утвердили ряд законодательных актов, в т.ч. первую Конституцию МНР. Данная Конституция была оценена монгольскими учеными как исторически важный документ, который законодательно утвердил национальные демократические преобразования, совершенно новую политическую систему и провозгласил независимость Монгольского государства на весь мир10.
В тот период правительством страны были утверждены многочисленные законодательные акты, в т.ч. государственное право - с 1921 г., гражданское и семейное право - с 1926 г., трудовое право - с 1925 г., экологическое право - с 1924 г., налоговое право - с 1925 г., уголовное право - с 1926 г., уголовно-процессуальное право - с 1927 г., исправительно-трудовое право - с 1931г. и т.д. Началось развитие правовых отраслей, а особенностью правовой системы этого времени стала ориентированность на правовую систему западных стран.
В начале 30-х гг. под влиянием Коминтерна, скопировав «советскую модель социализма», монгольский законодатель изменил законы, действовавшие до 30-х годов, в соответствии с
Международное право
социалистическими принципами. Правовые акты, в частности, уголовное законодательство, нарушали принципы законности и справедливости, поощряя расправу над человеком, как в средние века. Из официальных источников следует, что в ходе карательных операций 1937-39 гг. 20474 человека были приговорены к расстрелу, а свыше 5000 человек - к различным срокам тюремного заключения11.
По мнению некоторых исследователей, в то время судьи были полностью лишены правомочий на самостоятельное назначение наказаний, их работа и роль в правосудии ограничивались лишь переписыванием в приговор меры наказания, предусмотренной уголовным законом12.
В 1940 г. принята новая Конституция социалистического характера. Некоторые законодательные акты были переделаны в соответствии с новой Конституцией, в т.ч. Уголовный кодекс (1942 г.), Уголовно-процессуальный кодекс (1949 г.) и др.
Конституция 1960 г. сохранила социалистическую модель. Однако в этой Конституции, как и в социалистической правовой системе в целом, было немало положительного, реально осуществлялись социальные и экономические права граждан. Монгольский народ был избавлен от бед и неграмотности. Монгольский законодатель того времени взял за основу российские законы. Об этом свидетельствуют нормы Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов МНР 1961-1963 гг.
Распад Советского Союза и крах социалистической системы повлекли за собой тяжелый экономический, политический и социальный кризис в Монголии.
Резкое ухудшение социально-экономического положения общества стало катализатором массового демократического движения. Участники этого движения требовали свержения в стране тоталитарного режима, возрождения частной собственности, утверждения в государстве принципов гласности, социальной справедливости и равноправия граждан перед законом13.
Под давлением общественных и политических сил монгольские власти стали осуществлять переход к рыночной экономике и демократическим ценностям, которые в основном выразились в отказе от социалистических идеалов, введении многопартийной системы государственного управления, создании условий для свободы слова и печати, вероисповедания, равноправия государства и граждан перед законом14.
В конституции Монголии 1992 г. нашли отражение происходящие в стране изменения и был провозглашен курс на построение рыночной экономики и демократического государства. Однако в ходе реализации этого Монголия столкнулась с большими трудностями. Разрушение международных связей, спад экономики, политическая нестабильность и неготовность людей к осуществлению рыночных реформ привели к резкому ухудшению социально-политического положения в стране15.
К началу 90-х гг. XX в. показатели валового внутреннего продукта снизились по сравнению с 80-ми гг. почти в четыре-пять раз, возросла безработица, инфляция достигала 200-300%. Около половины населения оказалось за чертой бедности. По индексу развития человека в 1996 г. Монголия занимала 114-е место в мире16.
Правовая система, сложившаяся при социализме, не могла выполнять свои функции в новых социально-экономических условиях и нуждалась в радикальном обновлении. Необходимо было реформировать всю систему и содержание законодательства для того, чтобы помочь людям адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики.
В новой Конституции 1992 г. признано, что высшими ценностями являются человек и его права и свободы. Государство обязуется перед своими гражданами обеспечить социально-экономические, правовые гарантии, вести борьбу с нарушениями прав и свобод человека, восстанавливать нарушенные права.
Создана система судебного контроля за выполнением закона. Также государством признаны многообразие идеологических и политических идей (плюрализм) и многопартийная система, признаются любые формы общественной и частной собственности.
Верховенство закона является основным принципом государственной деятельности.
Верховенство закона - это не правовое давление, а уважение и выполнение всеми гражданами законов, формирование и соблюдение нового правового сознания и охрана правом законных прав и интересов человека17.
В стране проведена судебная реформа, в результате чего изданы новые законы, направленные на урегулирование новых общественных отношений, в частности, с 1 сентября 2002 года введены в действие новые Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный и другие кодексы.
По мере развития люди стали понимать, что только суд защищает их права и свободы, прежде всего от насилия или других видов давления со стороны государственных и властных структур и должностных лиц.
Это самый большой успех в развитии правосознания Монголии.
1 «Их засаг» в переводе на русский язык означает «Великая яса».
2 «Хан» в переводе на русский язык означает «государь», «император». Чингисхан в результате 32 больших и малых войн объединил под своей властью 81 княжество.
3 Сокровенное сказание Монголов / Ред. Ц. Дамдинсурэн. Улан-Батор,1972. (на монг яз). С. 23.
4 Административно-территориальные единицы того времени.
5 См.: Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. М., 2000. С. 445.
6 Хубилай был императором Юаньской империи с 1259 по 1294 гг.
7 Юань - в переводе с монгольского языка «Великая империя».
8 Нарангэрэл С. Правовая система Монголии. 2004. C.13.
9 См.: Таванжин Д. Полицейская деятельность в контексте эволюции политико-правовой системы Монголии: Дис. ... канд. юрид. наук. СПбУ МВД России. С. 69.
10 Болдбаатар Ж., Лундээжанцан Д. Исторические традиции государства и права Монголии. Улан-Батор, 1997. С. 228-229.
11 См.: Ринчин М. Политическая репрессия и реабилитация. Улан-Батор, 2000. С. 39.
12 См. там же. С. 40.
13 См.: Эрдэнбилиг Ц. 15лет демократической революции в Монголии // Монголия сегодня. 2004. № 50.
14 См.: Багабанди К .Для развития нашего сотрудничества имеется большой потенциал и неиспользованные резервы // Монголия сегодня. 2005. № 19. С 20.
15 См.: Супрунова Л.Л. Образование Монголии // Министерство образования культуры и науки. 2006. № 2.
16 Бэгз Н.Основные теоретико-методологические вопросы развития Монголии в условиях глобализации // International Higher Educational Research. Vol. VI. Japan, Sapporo. 2003. March.
17 См.: Чимид Б. Концепция Конституции Монголии 1992 г. // Конституции Монголии, их изменение и дополнение (1924-1992). Улан-Батор, 1998. С. 24.