Научная статья на тему 'Генезис правовой идеологии в постсоциалистическом уголовном законодательстве Российской Федерации'

Генезис правовой идеологии в постсоциалистическом уголовном законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / GENESIS / LEGAL IDEOLOGY / EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS / THE RUSSIAN STATE / THE CRIMINAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олефиренко С. П.

Рассматриваются генезис правовой идеологии в постсоциалистическом периоде развития российского государства и становление уголовного законодательства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered the genesis of legal ideology in post-term development of the Russian state and the emergence of criminal law in Russia.

Текст научной работы на тему «Генезис правовой идеологии в постсоциалистическом уголовном законодательстве Российской Федерации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250).

Право. Вып. 30. С. 88-92.

С. П. Олефиренко

ГЕНЕЗИС ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматриваются генезис правовой идеологии в постсоциалистическом периоде развития российского государства и становление уголовного законодательства России.

Ключевые слова: генезис, правовая идеология, внешние и внутренние факторы, российское государство, уголовное законодательство.

Исследуя вопросы развития общественных отношений1 конца XX в., можно согласиться с актуальностью афоризма Д. Дефо в наши дни: «Такова уж человеческая натура: мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения еще худшего, и никогда не ценим тех благ, какими обладаем, покуда не лишимся их»2.

В 80-90-е гг. прошлого века «тоталитарный характер политического режима, установившегося в Советском Союзе, с присущим ему стремлением к концентрации государственной власти и унитарной формой государственного устройства»3 имеет внешние и внутренние факторы.

Так, к внешним факторам можно отнести:

1) состояние «холодной войны» СССР и его союзников против США;

2) политическая, экономическая и культурная изоляция СССР после Афганской войны;

3) постоянная конфронтация между государствами Варшавского договора и странами НАТО и СЕАТО;

4) сепаратистские «настроения» в странах социалистического лагеря;

5) замкнутость экспорта на сырье (нефть, газ, древесина, полезные ископаемые);

6) дискриминация внешнеторговой деятельности страны со стороны мирового сообщества (эмбарго на поставку товаров из СССР и РСФСР и т. п.);

7) зависимость страны от импорта технологий и продовольствия.

Рассмотрим внутренние факторы, сложившиеся в рассматриваемый нами период в нашей стране.

Россия на протяжении длительного периода времени испытывала последствия Афганской войны. В этом военном конфликте были убиты

15 тыс. военнослужащих, около 2 млн были ранены, контужены и стали инвалидами. Вместе с выводом армии из Афганистана нелегально вывезены в большом количестве оружие и бое-

припасы, пополнившие вооружение преступных и криминальных группировок.

В середине 80-х гг. прошлого века началось постепенное смягчение политического режима, страной был взят курс на развитие рынка и повышение самостоятельности регионов, что в конечном итоге повлекло изменение отношений Союза и республик. Последние провозгласили свой государственный суверенитет, а Литва, Латвия и Эстония вышли из состава СССР.

Длительное пребывание некоторых субъектов России (Чеченская Республика — Ичкерия) вне правового поля, что было связано с приходом к власти сепаратистски настроенных лидеров, привело к тому, что Чеченская Республика стала местом сосредоточения террористов и уголовников из многих стран мира. Деятельность террористических организаций имела своей целью не просто обострение и дестабилизацию обстановки в том или ином районе во имя решения каких-то локальных задач, а в конечном счете — захват или передел власти, насильственное изменение конституционного строя4.

Озабоченность вызвали и негативные тенденции, связанные с ростом религиозного экстремизма, терроризма и наркоторговли, а также потенциальные конфликты, спровоцированные территориальными, этническими и социальными противоречиями на Северном Кавказе.

Проблемы безопасности на юге России переросли в проблемы общегосударственной безо-пасности5.

Попытки Союзной власти остановить распад государства путем преобразования связей между нею и субъектами Федерации на основе заключения нового союзного договора — Договора об образовании сообщества суверенных государств оказалась безрезультатными.

В стране в рассматриваемый период активную работу вела правозащитная организация «Хельсинская группа», развивалось демократи-

ческое движение. Известные писатели и поэты, высказывающие взгляды, несовместимые с политическим курсом государства, были высланы за рубеж.

Образование Российской Федерации как самостоятельного независимого государства берет начало с I Съезда народных депутатов СССР, принявшего 12 июня 1990 года № 22-1 Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики6. В данном акте провозглашался государственный суверенитет во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах (ст. 4)6. В то же время высказывалось намерение о создании демократического правового государства в составе обновленного Союза ССР (преамбула Декларации). В соответствии со ст. 10 указанной Декларации всем гражданам, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права; всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, гарантировались равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами (ст. 12 Декларации).

Борьба за реализацию положений Декларации о государственном суверенитете РСФСР и за преобразование отношений между Союзом ССР и РСФСР привели к политическому противостоянию высших органов власти, возникла «война законов», заключающаяся в противоречии республиканского законодательства союзному.

В августе 1991 г. провалилась попытка государственного переворота в стране — отстранения М. Горбачева с поста Президента СССР и смены проводимого им политического курса, предпринятая Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГК ЧП) — группой консервативно настроенных деятелей из руководства ЦК КПСС, Правительства СССР, армии и КГБ, что привело к радикальным изменениям политической ситуации в стране: окончательной утрате КПСС своей власти, относительно-

му усилению власти региональных лидеров по сравнению с центральными властными структурами СССР и необратимому ускорению распада СССР, завершившемуся его ликвидацией в декабре 1991 г.

В октябре 1991 г. был принят Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»7, согласно которому подлежали реабилитации лица, подвергнутые по политическим мотивам в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод.

После провала ГК ЧП в августе 1991 г. Указом Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. № 169 деятельность КПСС была прекращена, ее организационная структура распущена. Чрезвычайный съезд ВЛКСМ в сентябре 1991 г. объявил о само-роспуске.

В Беловежской пуще в декабре 1991 г. главы Украины (Л. Кравчук, РСФСР (Б. Ельцин), Республики Беларусь (С. Шушкевич) заключили Соглашение между государствами-участниками о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)8. 12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР ратифицировал данное Соглашение и денонсировал Договор об образовании СССР9, юридически оформив выход России из состава Союза и ее вступление в СНГ.

Необходимо перечислить также экономические, социальные и правовые факторы, свойственные указанному периоду:

1) деформация экономической структуры страны и, как следствие, падение материального воспроизводства, дезинтеграция в экономике, старение средств производства;

2) крушение государственной и финансово -кредитной системы СССР;

3) ухудшение инвестиционной среды и значительное уменьшение инвестиций, понижение научно-технического потенциала страны в результате недостаточного финансирования со стороны государства, отток из страны научных кадров;

4) неблагополучная экологическая обстановка, истощение земель, разрушение и деморализация сельского хозяйства СССР и соответственно ухудшение здоровья населения (сложная демографическая ситуация, низкий уровень и качество жизни населения);

5) криминализация общества и хозяйственной деятельности (создание российской организованной преступности, установление транснациональных преступных связей);

6) усиление коррупции как общественно опасного явления;

7) низкий уровень правовой дисциплины населения, необходимость скорейшей замены социалистического законодательства СССР на новое законодательство Российской Федерации.

Период распада СССР и образования Российской Федерации можно охарактеризовать словами В. В. Сверчкова «...Россия вступила в эпоху варварского капитализма, дикого раздела собственности, бессилия государственной, законодательной чехарды»10. В данной обстановке в условиях несоответствия законодательства требованиям российской действительности необходимо было срочно принять новую редакцию Конституции РФ, внести изменения в действующее законодательство, разработать и принять новые законы и в первую очередь Уголовный кодекс РФ.

Необходимость принятия новой Конституции была осознана подавляющим большинством россиян. Вопрос заключался только в том, как скоро ее принимать11.

В обстановке обострившейся конфронтации со Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом России Президент РФ Б. Н. Ельцин возглавил подготовку нового варианта Конституции РФ. Учредительный характер подготовки проекта Конституции дополнялся демократической процедурой ее принятия. Голосование по проекту было всенародным. Но и референдарный порядок, по существу, был обусловлен конституционным кризисом, неспособностью парламента завершить объявленную им же конституционную реформу, а затем заблокированную в результате конфронтации с исполнительною властью, вылившейся в октябрьские события 1993 г.12 Всенародным голосованием

12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации13 и тем самым de jure был закреплен новый конституционный строй.

Мы полностью согласны с мнением С. Н. Стан-ских о том, что глубже понять те или иные явления или нормы позволяет, в частности, обращение к историческому контексту. К сожалению, отечественными конституционалистами мало внимания уделяется вопросам не только истории создания Конституции РФ, но и условиям и иде-

ям, которые сопровождали обсуждение и принятие конкретной конституционно-правовой нормы. Такая практика значительно отличается, например, от американского опыта. В США Конституция и конституционные ценности стоят, как известно, на первом месте в числе прочих приоритетов. Ученые и практики, интерпретируя те или иные нормы Конституции, часто обращаются не только к решениям Верховного Суда США, но и к известному собранию статей авторов Конституции — «Федералисту»14.

В отличие от идеологизированных конституций СССР и союзных республик, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции Российской Федерации четко и ясно определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция РФ не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Конституция РФ 1993 г. вобрала в себя качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности, в ней нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы (ст. 8 Конституция СССР 1978 г.15). В то же время в ней закреплены институты частной собственности (ст. 35 и 36) и свободного предпринимательства (ст. 34), которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Важным представляется и то, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только Конституцией РФ, но и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 17). Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в цивилизованное общество, а с другой — стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи, на улучшение благосостояния народа.

Основной Закон выдержал проверку временем, и, по мнению М. А. Александровой, не только

продемонстрировал жизнестойкость по сравнению с конституционными актами, принимавшимися в иных странах в периоды революционных потрясений, но и оказался в целом адекватным условиям современного политического развития страны16.

С момента принятия Конституции РФ по настоящее время в нее были внесены изменения и дополнения, включающие: новые названия или составы некоторых субъектов Российской Федерации; сроки полномочий Президента РФ и Государственной Думы РФ в пользу их увеличения; дополнительные обязанности Правительства РФ предоставлять Государственной Думе РФ ежегодные отчеты

о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой РФ.

Все происходившие в российском государстве общественные и политические события, в том числе и основные из них, вышеперечисленные в данной статье, оказывали определенное воздействие на состояние и уровень преступности в нашей стране.

В данной обстановке необходимо было в кратчайшие сроки осуществить адекватные шаги, которые позволили бы в соответствии с требованиями новой политической и экономической реформы активно и эффективно осуществлять охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств. Для решения этих задач наша страна «обладает достаточным научным и профессиональным потенциалом, способным разработать действительно новое, действительно цивилизованное уголовное законодательство»17.

Советская уголовно-правовая наука имеет глубокие исторические корни, как совершенно справедливо отмечает Б. В. Волженкин: «Советское уголовное право восприняло не только законодательную технику предшествующих уголовных уложений, но и воспользовалось теоретическими разработками дореволюционных юристов таких уголовно-правовых институтов, как форма вины, соучастие, стадии развития преступной деятельности, обстоятельства, исключающие преступность деяния, и др. И это естественно, поскольку в подготовке советских уголовных кодексов и воспитании нескольких поколений советских юристов принимали участие многие

представители старой школы»18, а также ученики, продолжившие дело своих учителей.

Вне зависимости от революционных потрясений общества приходит время пересмотра классического инструментального багажа: идеологических догм, традиционных методик управления, привычных технологий совместной жизни людей19.

Справедливо отмечают В. Н. Кудрявцев и А. В. Наумов, что первые изменения в этом направлении были внесены в Уголовный кодекс РФ еще в конце 1991 г. Так, после известных августовских событий 1991 г., распада Союза ССР. обретения Россией подлинной государственности стало возможным внесение в уголовное законодательство РФ изменений, свидетельствующих об отказе от старой идеологии и признании новой — приоритета общечеловеческих ценностей относительно ценностей классовых, отказе от приверженности «социалистическому выбору», о решительном повороте к признанию проблемы уголовно-правовой охраны прав и свобод человека как основополагающей идеи уголовного законодательства, соответствия уголовноправовых запретов условиям перехода к рыночной экономике20.

Уголовно -правовые нормы, внесенные в новую редакцию Уголовного кодекса РФ, их юридическое исследование мы оставим за рамками данной статьи, ограничимся лишь тем, что в результате проделанной работы всего юридического сообщества по подготовке качественно нового уголовного законодательства, соответствующего российской политической и социальноэкономической реальности, в 1996 г. в России был принят новый Уголовный кодекс Российской Федерации21, который вступил в действие с 1 января 1997 г. Он в значительной мере устранил недостатки Уголовного кодекса РСФСР, сделал шаг вперед в развитии уголовного права и законодательства; его принятие стало важным событием в жизни страны22.

Основу реформы уголовного законодательства России, завершившейся принятием нового Уголовного кодекса РФ, составили следующие концептуальные положения:

1) произошло принципиальное изменение в расстановке ценностно-нормативных приоритетов в сфере борьбы с преступностью;

2) новое уголовное законодательство после -довательно проводит в жизнь принципы демократизации и гуманизации;

3) уголовному закону свойственна тщательная дифференциация уголовной ответственности;

4) новый Кодекс закрепляет приоритеты международного договора;

5) данный закон выгодно отличается соответствием уголовного законодательства современным политическим и экономическим потребностям российского общества;

6) уголовное законодательство приведено в соответствие с криминологической ситуацией в стране.

За прошедший период времени в редакцию Уголовного кодекса РФ вносились многочисленные изменения, что является свидетельством его динамичного развития, востребованности обществом, учеными и практическими работниками. 1 января 2012 года нами будет отмечаться пятнадцатилетие вступления в силу нового Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем возникает вопрос о том, какие факторы в будущем будут влиять на развитие науки уголовного права. Такими факторами, на взгляд Б. В. Волженкина23, являются:

1) глобализация и, как следствие, интернационализация преступности, определяющие необходимость развития международного уголовного права и сближения правовых систем;

2) научно-технический прогресс, приводящий к появлению новых угроз безопасности человечества, новых форм и видов общественно опасного поведения;

3) необходимость более точной и последовательной реализации принципов, провозглашенных в действующем Уголовном кодексе РФ.

Примечания

1 Общественные отношения — взаимная связь, деятельность между людьми (Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2007. С. 580, 636); отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности (Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. М., 1972. С. 288); совокупность индивидов и социальных групп и классов и складывающихся между ними отношений (Косаренко, Н. Н. Правовое обеспечение интересов в сфере страхования : монография. М., 2010. С. 13).

2 Афоризмы на каждый день / сост. Н. Ф. Дик. Ростов н/Д., 2009. С. 370.

3 Иванов, Р. И. Основы государства и права / Р. И. Иванов, А. Н. Костюков, В. Н. Скобелкин. Омск, 1995. С. 29.

4 См.: Бобырев, С. В. Взаимодействие Объединенной группировки войск (сил) с МВД по Чеченской Республике // Администрат. право и процесс. 2011. № 1.

5 См.: Актуальные проблемы политики и политологии в России (некоторые исследовательские итоги) : сб. науч. ст. / под ред. В. С. Кемеровского. М., 2003.

6 Декларация о государственном суверенитете РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

7 Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. № 1761-1 // Там же. 1991. № 44. Ст. 1428.

8 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) от 8 декабря 1991 г. // Рос. газ. 1991. 8 дек.

9 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1798, 1799.

10 Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая и Особенные части : учеб. пособие. М., 2011. С. 39.

11 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. С. 3.

12 См.: Митюков, М. А. К истории Конституции Российской Федерации 1993 года // Право и политика. 2005. № 4.

13 Конституция Российской Федерации (с внесенными поправками от 30 декабря 2008 г.) // Собр. законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

14 См.: Статских, С. Н. Кому не выгодна история создания российской Конституции? // Конституц. и муницип. право. 2007. № 5.

15 Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. М., 1978.

16 См.: Александрова, М. А. История создания Конституции РФ // Гос. власть и местное самоуправление. 2010. № 11.

17 Уголовный кодекс Российской Федерации: с постатейными комментариями. Екатеринбург, 1993. С. 24.

18 Волженкин, Б. В. Российское уголовное право: традиции, современность, будущее : материалы науч. конф. СПб., 2005. С. 16.

19 См.: Бойко, А. И. Базовые проблемы уголовноправового регулирования в XXI веке : материалы науч. конф. СПб., 2005. С. 45.

20 См.: Курс российского уголовного права. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. М., 2001. С. 107.

21 Уголовный кодекс Российской Федерации от

13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

22 См.: Уголовное право Российской Федерации : учеб. пособие : в 3 т. Т. 1. Общая часть / под ред. В. П. Репина, Р. А. Базарова. Челябинск, 2000. С. 4.

23 См.: Волженкин, Б. В. Указ. соч. С. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.