i rpamoTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2021. Том 6. Выпуск 2. С. 162-167 | 2021. Volume 6. Issue 2. P. 162-167
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Генезис понятия «учебно-познавательная деятельность»
Звоненко А. Б.
Аннотация. Цель исследования - определить сущность понятия «учебно-познавательная деятельность», а также особенности учебно-познавательной деятельности в системе школьного обучения. В статье анализируются когнатные термины «учебная деятельность», «познавательная деятельность», «учение», «обучение», сравниваются различные подходы к пониманию учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательная деятельность рассматривается как самостоятельный феномен. Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа проблемы уточнено содержание понятия «учебно-познавательная деятельность», под которым понимается деятельность обучающегося по овладению учебно-познавательными компетенциями, результатом которой является не только учебно-познавательный продукт, но и личностные изменения. Результаты научно-педагогического исследования позволят расширить научное представление об учебно-познавательной деятельности как деятельности, проектируемой самим обучающимся, и могут составить теоретическую основу для разработки модели реализации учебно-познавательной деятельности обучающегося.
EN
Genesis of the Notion "Educational and Cognitive Activity"
Zvonenko A. B.
Abstract. The paper aims to reveal essence of the notion "educational and cognitive activity", to identify specificity of educational and cognitive activity in secondary educational institutions. The article analyses the cognate terms "educational activity", "cognitive activity", "teaching", "learning", compares approaches to understanding educational and cognitive activity. Educational and cognitive activity is considered as an autonomous phenomenon. Scientific originality of the study lies in the fact that relying on the conducted analysis, the author clarifies the notion "educational and cognitive activity", which is defined as a learner's activity to acquire educational-cognitive competences. This activity facilitates learning outcomes and promotes personal changes. The research findings broaden understanding of educational and cognitive activity, which is considered as an independent activity, and can serve as a theoretical basis for modelling a learner's educational and cognitive activity.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими коренными изменениями в общественной жизни, которые отражаются в формировании и активном развитии глобальных информационных сетей. Происходит невероятное увеличение объема передаваемой информации. Информация становится одним из важнейших факторов, определяющих развитие общества, отличительной чертой которого является теоретическое знание [33].
Увеличение объема циркулируемой информации приводит к качественному изменению общественного уклада. Информационное общество - это такое общество, в котором большинство работающих занято информационной деятельностью: сбором, обработкой, хранением, поиском и распространением информации при помощи информационных технологий. Познавательный процесс, включающий в себя сбор, обработку, передачу информации и знания, осуществляется с помощью тех или иных информационных технологий. Иными словами, процесс познания - это информационный процесс, который включает предмет познания (воспринимаемую информацию), методы-средства познания (познавательные способности человека), результат познания (новое знание как личностное новообразование).
Сегодня процесс познания в системе школьного обучения протекает в ситуации резко изменяющихся условий среды и требований, предъявляемых современным обществом. Динамизация информационных процессов приводит к тому, что виды деятельности, которые использовались для обучения, становятся менее
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210029
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
эффективными. Увеличение объема, качества информации приводит к сокращению времени на изучение учебного материала в школьной программе. Все меньше обучающихся обращаются за помощью к основному источнику информации - бумажной книге. Появляются новые форматы книг и другие формы информационных источников, которые более удобны для использования. Нередко необходимая для познания информация погружена в неконтролируемый информационный поток, и обучающемуся, страдающему одновременно от недостатка и от переизбытка информации, нелегко, а подчас и невозможно вычленить достоверные знания для познания окружающей действительности. У старшеклассников познавательная деятельность происходит главным образом в форме учебно-познавательной деятельности.
Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования является системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию [21; 22]. Перед образовательными учреждениями в условиях введения ФГОС стоит задача определения стратегий индивидуализации, реализуемых на основе изучения как социального заказа, так и познавательных возможностей обучающихся.
Несмотря на то, что современные школы способны самостоятельно определять индивидуальные запросы и разрабатывать траекторию развития своих учеников, включение обучающегося в проектирование собственной учебно-познавательной деятельности в условиях развития новой информационной культуры общества требует поиска и совершенствования ее содержания и механизмов. Учебная деятельность сегодня -это деятельность самого обучающегося в постоянно развивающемся учебном информационном пространстве, проектируемая им самостоятельно или с помощью педагога.
Проблема проектирования учебно-познавательной деятельности не является новой для педагогической науки. Однако до сих пор специалисты по-разному интерпретируют понятие «учебно-познавательная деятельность», наполняя его разным содержанием [1-4; 7; 8; 19; 25; 27; 31; 32; 34], в связи с чем возникает необходимость уточнения и определения вышеупомянутого понятия.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
- анализ научной литературы, раскрывающий состояние разработанности понятия учебно-познавательной деятельности;
- на материале исследования уточнение содержания и структурных компонентов понятия «учебно-познавательная деятельность»;
- определение понятия «учебно-познавательная деятельность» с учетом взаимосвязи когнитивно-деятельностной и личностно-ценностной составляющих.
С помощью таких методов исследования, как анализ литературы, изучение педагогического опыта, контент-анализ, обеспечивается обоснование исследуемого понятия.
Теоретические основы исследования составили теории деятельностного и личностно ориентированного подходов к организации обучения (А. П. Тряпицына, З. И. Васильева, В. В. Сериков, С. В. Белова, В. И. Да-нильчук, Е. А. Крюкова, В. С. Зайцев, Н. А. Алексеев, А. В. Зеленцова, И. С. Якиманская и др.), концепция учебной (учебно-познавательной) деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Г. И. Щукина, Г. Д. Кириллова, Й. Ломпшер, Й. Лингарт) [5; 9; 14-16; 23; 37; 38].
Практическая значимость исследования заключается в том, что дополнение и уточнение признаков, содержательных элементов учебно-познавательной деятельности позволили сформулировать понятие «учебно-познавательная деятельность» с учетом когнитивно-деятельностной и личностно-ценностной составляющих для дальнейшей разработки модели реализации учебно-познавательной деятельности обучающегося.
Анализ научной литературы, раскрывающий состояние разработанности понятия учебно-познавательной деятельности
До сих пор в науке не определились с названием деятельности обучающегося. Используются термины «обучение», «учение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность», «учебно-познавательная деятельность».
Обучение (или учение), по мнению С. И. Гессена, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина, О. Б. Даутовой, -это не просто приобретение знаний, умений, навыков, а усвоение в собственной деятельности ценностей, механизма развития и, наконец, способа бытия [6; 26; 29]. Таким образом, обучение - процесс организации и стимулирования познавательной активности, способствующей развитию общества путем передачи социального опыта. Познавательная активность, являясь свойством личности, позволяет обучающемуся овладевать новыми способами познания, мобилизовать свои волевые усилия для достижения результата, выявляя отношение к характеру и содержанию собственной деятельности.
Деятельность, являясь формой активного отношения к миру, направлена на его изменение и преобразование [39]. Осознанно трансформируя действительность, человек преследует вполне конкретную цель - получить определенный продукт деятельности для удовлетворения своих потребностей. Существуют различные формы и типы деятельности, позволяющие видоизменить окружающий мир. Например, материальная, трудовая, продуктивная и пр. Эти виды деятельности, преобразуя действительность, однако, не преобразуют сам процесс познания, самого человека как субъекта собственной деятельности. Именно в познавательной деятельности человек не только проявляется, как, например, в трудовой, но и формируется. Деятельность становится условием сознательного саморазвития личности.
Понятие «познавательная деятельность» более широкое, чем такие понятия, как «учебная деятельность», «учебно-познавательная деятельность». Именно познавательная деятельность, как отмечалось выше, реализует функцию ориентации личности в окружающей реальности, являясь условием роста и саморазвития (Н. С. Слепухина) [30]. В ходе обучения познавательная деятельность становится учебно-познавательной, развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь (М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев и др.) [17; 18]; познавательный интерес, мотивация (Г. И. Щукина и др.) [23; 37]; новые способы деятельности, способности (Г. П. Щедровицкий и др.) [36].
В работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением» субъекта к предмету обучения [16; 26; 38].
В современной дидактике широко используется такие понятия, как «учение», «учебная деятельность». Сегодня четкого разделения этих понятий нет. Учение в отечественной науке является одним из видов деятельности наряду с игровой, трудовой, которые сменяют друг друга в онтогенезе (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) [5; 26].
Учение в широком смысле - умение мыслить, важное средство воспитания, целостного формирования личности и, наконец, способ существования человека (О. Б. Даутова, П. И. Пидкасистый, Э. В. Ильенков, В. А. Сластенин) [6; 23; 29]. Сравнивая такие понятия, как «учение», «учебная деятельность», невозможно оценить, какое шире. Одни исследователи считают, что вышеупомянутые понятия тождественны, как отмечает А. М. Новиков, «если эти понятия разделить, то получается, что учебная деятельность - это деятельность... а учение - не деятельность» [20, с. 30]. Однако не всякое учение представляет собой учебную деятельность. Учение является учебной деятельностью исключительно, если в процессе добывания новых знаний человек овладевает новыми способами деятельности, предварительно самостоятельно поставив задачи, усвоив приемы самоконтроля и самооценки. Учебная деятельность - это более высокий уровень учения, проявляющийся основными характеристиками деятельности, такими как целенаправленность, предметность, мотивированность, целенаправленность, активность и др. [12]. Помимо всего прочего, учебная деятельность - это деятельность общественно значимая и общественно оцениваемая, позволяющая субъекту менять свою позицию по отношению к действительности и себе [38].
Учебная деятельность формируется самим обучающимся самостоятельно или же с поддержкой педагога, наставника. Ученик в такой деятельности - не просто объект образовательного процесса, выполняющий какую-то незначимую для него лично предметную задачу, а субъект-исследователь, познающий мир и самого себя. Учебная задача в этом случае ориентирована как на решение предметных, так и личностно значимых задач. Обучающийся самостоятельно или при помощи педагога выбирает те ресурсы (пространственные, информационные, коммуникативные, технологические и др.), при помощи которых он собирается решать поставленные им самим учебные задачи. У него появляется свобода выбора. Именно в этом случае учебная деятельность становится по-настоящему познавательной, «самообразовательной» [6, с. 20].
Если сравнивать понятия «учебная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность», то некоторые авторы трактуют их как идентичные [29; 39], другие признают, что понятие «учебная деятельность» более широкое по отношению к «учебно-познавательной деятельности», так как в ходе учения происходит не только познание, но и используются действия, которые необходимы для отработки определенных умений и навыков [16; 26; 38].
Уточнение содержания и структурных компонентов понятия «учебно-познавательная деятельность»
Для раскрытия содержания понятия «учебно-познавательная деятельность» в контексте нашего исследования мы обратились к анализу его составляющих, таких как когнитивно-деятельностная (внешняя) и ценностно-смысловая (внутренняя), которые, взаимодействуя, способствуют достижению качественного образовательного результата.
По мнению Л. Г. Шубиной, когнитивно-деятельностная составляющая - это содержание образования, способы, средства мыслительной и практической деятельности обучающихся [35]. При традиционном подходе в обучении деятельность обучающегося управляется извне. У педагога с учеником выстраиваются «управ-ляюще-подчиненные» отношения. Акцент делается именно на когнитивно-деятельностной составляющей: учитель формулирует учебную задачу, выдвигая на первый план предметное знание, зачастую игнорируя ценностно-смысловой компонент. Это приводит к низкой степени заинтересованности обучающихся в получении новых знаний, недостаточной познавательной активности [6, с. 24].
Л. С. Выготский настаивал на том, что цель любого обучения должна быть ориентирована на развитие обучающегося, где знания, умения и навыки являются средством развития личности [5]. Именно согласование предметных, метапредметных и личностных задач ведет к пониманию личностного смысла конкретной образовательной ситуации и содействует принятию учебной задачи [6]. Обучающийся должен быть сам заинтересован в решении поставленной учебной задачи, достижении результата своей учебно-познавательной деятельности.
Ценностно-смысловая составляющая направлена на реализацию субъектной позиции обучающегося, раскрытие личностного потенциала и ресурсов, определяя, с одной стороны, формы, способы, условия осуществления учебно-познавательной деятельности, а с другой - выступая ее источником [24].
Таким образом, ценностно-личностная составляющая, или внутренний компонент учебно-познавательной деятельности, дает возможность рассматривать знания в качестве ценностей, значимых именно для самого обучающегося. Такой вид деятельности состоит не только в репродуктивном познании, но и обеспечивает основные психические преобразования личности, играющие доминирующую роль в образовании и развитии личности (С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.) [23; 26; 37].
Накопленные данные позволяют рассматривать «учебно-познавательную деятельность» как самостоятельный феномен. С целью уточнения содержания данного понятия и дальнейшего проектирования учебно-познавательной деятельности старшеклассника мы осуществили контент-анализ этого понятия. Нами были проанализированы семнадцать определений учебно-познавательной деятельности, которые были сформулированы педагогами за последние сорок лет. Анализ определений позволил выявить несколько точек зрения на понимание сути учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательная деятельность определяется как:
- разновидность творческой деятельности, направленной на познание объектов реальной действительности, освоение и расширение социального и культурного опыта (В. С. Хорешман) [32];
- разновидность познавательной деятельности, осуществляемая в специфических учебных условиях (И. Д. Свищев, Р. А. Хабиб) [27; 31];
- форма произвольной активности учащихся, реализация регуляторного процесса управления своей учебно-познавательной деятельностью (Л. И. Боженкова, С. П. Беребердина) [4];
- процесс присвоения знаний и выработки собственного научного понимания окружающей действительности, состоящий из системы познавательных действий, шагов, направленных на решение познавательных задач (В. В. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, С. В. Рослякова, Т. И. Шамова) [1; 2; 25; 34];
- целенаправленное и управляемое взаимодействие обучающегося с окружающей действительностью, специально организуемое, стимулируемое и мотивируемое (Н. В. Дороднева, В. А. Беликов, В. А. Дубских, В. А. Сластенин, Ю. А. Мишина) [3; 7; 8; 19; 29];
- деятельность субъекта по решению личностно значимых и социально актуальных или предметных задач (С. Г. Воровщиков) на основе универсальных способов деятельности с целью присвоения содержания образования при поддержке педагога (О. Б. Даутова) [6].
Определение понятия «учебно-познавательная деятельность»
с учетом взаимосвязи когнитивно-деятельностной и личностно-ценностной составляющих
Одна группа ученых связывает учебно-познавательную деятельность с самим процессом познания и познавательной деятельностью (включая усвоение знаний, умений, навыков) (В. В. Афанасьев, В. А. Беликов, В. Ю. Сенько, В. А. Сластенин, В. А. Дубских, И. Д. Свищев, В. С. Хорешман, Н. Ибраева, Т. И. Шамова, Ю. К. Бабанский и др.) [1-3; 8; 13; 27-29; 32; 34]. Причем эта деятельность является специально организованной, состоящей из познавательных действий, направленных на решение познавательных задач, самостоятельное решение которых приводит старшеклассника к новым знаниям и способам решения.
Другая группа исследователей считает, что учебно-познавательная деятельность предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и «проживание» самого пути познания, поиск новых способов деятельности для решения учебно-познавательной задачи и получения результата (С. Г. Воровщиков, Н. В. До-роднева, О. Б. Даутова, С. В. Рослякова и др.) [6; 7; 25]. В процессе учебно-познавательной деятельности происходит согласование предметных и личностных задач (О. Б. Даутова) [6], в результате решения которых старшеклассник находится в процессе межличностного взаимодействия и демонстрирует разную степень самостоятельности (С. В. Рослякова), формируется не только познавательное, но и эмоционально-ценностное отношение к познаваемой действительности (Н. В. Дороднева) [7].
Анализируя различные подходы к пониманию учебно-познавательной деятельности, мы определяем данный вид деятельности как специально организованную, целенаправленную, регулируемую деятельность обучающегося по овладению учебно-познавательными компетенциями, результатом которой является не только учебно-познавательный (проблемно-творческий) продукт, но и личностные изменения (новообразования), способствующие дальнейшему саморазвитию, непрерывному образованию и самообразованию.
Учебно-познавательная деятельность - это специфический вид деятельности, который обучающийся может и должен проектировать, самостоятельно формулируя, реализуя и достигая цели на основе согласования предметных и личностных задач.
Заключение
Анализ современных исследований проблем учебно-познавательной деятельности свидетельствует о все более возрастающем интересе к данной теме в связи с многообразием потребностей и запросов современного школьника. Делая выводы, можно отметить, что в современной науке наблюдается смешение таких понятий, как «учебная деятельность», «познавательная деятельность», «учебно-познавательная деятельность», не прослеживается четкости в понимании сущности последнего.
Изучение учебно-познавательной деятельности показало, что на сегодняшний день не существует единого подхода к трактовке данного понятия. Это, по нашему мнению, связано с разницей взглядов на содержание компонентного состава учебно-познавательной деятельности, отношения между компонентами.
Несмотря на разные подходы к проблеме определения учебно-познавательной деятельности, ее компонентному составу, можно с точностью утверждать, что это деятельность, не только позволяющая усвоить содержание образования, способы и средства мыслительной и практической деятельности (внешняя составляющая), но и самообразовательная, формируемая обучающимся самостоятельно при поддержке педагога, предполагающая как самостоятельную постановку задачи, так и усвоение приемов самоконтроля и самооценки, рефлексии (внутренняя составляющая). Выделяемые внешняя и внутренняя составляющие взаимосвязаны и функционируют в единстве на всех этапах учебно-познавательной деятельности. Однако личност-но значимая (внутренняя) составляющая позволяет этой деятельности стать по-настоящему значимой, ценной для современного школьника.
Учебно-познавательная деятельность школьника сегодня - это не просто узконаправленный процесс получения знаний, а сфера, пространство, проектируемое самим обучающимся, наполняющее его жизнь новыми личностными смыслами. Именно такой подход способен обеспечить формирование готовности обучающихся к дальнейшему саморазвитию, непрерывному образованию и самообразованию.
Перспектива дальнейшего исследования состоит в разработке модели реализации учебно-познавательной деятельности обучающегося.
Список источников
1. Афанасьев В. В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе: дисс. ... д. пед. н. М., 2003. 478 с.
2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
3. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050700.62 «Педагогика». М.: Академия естествознания, 2010. 339 с.
4. Боженкова Л. И., Беребердина С. П. Формирование саморегуляции при обучении математике учащихся общеобразовательной школы // Преподаватель XXI век. 2010. № 2. С. 2-11.
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004. 479 с.
6. Даутова О. Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2016. 184 с.
7. Дороднева Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс (на материалах изучения английского языка на языковом факультете): дисс. ... к. пед. н. Тобольск, 2005. 191 с.
8. Дубских В. А. Организация учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: дисс. ... к. пед. н. Новокузнецк, 2012. 212 с.
9. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 52-62.
10. Звоненко А. Б. Индивидуализация обучения в современной образовательной системе // Непрерывное образование. 2019. № 4 (30). С. 44-46.
11. Звоненко А. Б. Теоретические основы проектирования учебно-познавательной деятельности старшеклассником как условие его саморазвития // Непрерывное образование. 2018. № 2 (24). С. 18-20.
12. Зимняя И. А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 3-13.
13. Ибраева Н. Формирование опыта учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов: дисс. ... к. пед. н. Фрунзе, 1984. 187 с.
14. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2001. 509 с.
15. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
16. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
17. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие. М.: КДУ, 2009. 190 с.
18. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. 240 с.
19. Мишина Ю. А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза: дисс. ... к. пед. н. Кемерово, 2010. 180 с.
20. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. 176 с.
21. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015). URL: https://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 24.03.2021).
22. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017). URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 24.03.2021).
23. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 639 с.
24. Почтарева Е. Ю. Ценностно-смысловая компонента в психологической структуре педагогической деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 3 (28). С. 40-46.
25. Рослякова С. В. К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3. С. 125-130.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. II. 328 с.
27. Свищев И. Д. Гуманистические аспекты совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов ИФК, специализирующихся по спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. 1997. № 1. С. 14-19.
28. Сенько В. Ю. Развитие учебно-познавательной деятельности старшеклассников с применением компьютера (на материале естественно-научных дисциплин): дисс. ... к. пед. н. / НИИ теории и истории педагогики. М., 1991. 174 с.
29. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
30. Слепухина Н. С. Развитие познавательной деятельности курсантов военных вузов на основе проблемно-деятельностного подхода к обучению: дисс. ... к. пед. н. М., 2015. 189 с.
31. Хабиб Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (на материале математики). М.: Педагогика, 1979. 174 с.
32. Хорешман В. С. Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетенции студентов // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. № 10. С. 141-145.
33. Чубукова С. Г. Стратегии развития информационного общества и направления развития законодательства // Правовая информатика. 2017. № 2. С. 67-72.
34. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
35. Шубина Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дисс. ... к. пед. н. М., 2002. 145 с.
36. Щедровицкий Г. П. Теория деятельности и ее проблемы // Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа культуры политики, 1997. С. 242-268.
37. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
38. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. - Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1997. 416 с.
39. Юдин Э. Г. Методология науки. Систематичность. Деятельность. М.: УРСС, 1997. 444 с.
Информация об авторах | Author information
RU
Звоненко Анна Борисовна1
1 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования; Информационно-методический центр Приморского района Санкт-Петербурга
EN
Zvonenko Anna Borisovna1
1 Academy of Postgraduate Pedagogical Education;
Information and Methodological Center of the Primorsky District of St. Petersburg
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 24.02.2021; опубликовано (published): 30.04.2021.
Ключевые слова (keywords): учебно-познавательная деятельность; система школьного обучения; учебная деятельность; познавательная деятельность; учение; обучение; educational and cognitive activity; system of school education; educational activity; cognitive activity; studying; teaching.