Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ'

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доверительные отношения / доверие в обществе / недоверие в обществе / социальное взаимодействие / общественный прогресс / trusting relationships / trust in society / distrust in society / social interaction / social progress

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дудаев Геназ Саид-хусейнович

На страницах статьи сущность и происхождение доверительных отношений рассматриваются в тесной связи с особенностями социокультурных реалий общества. Перед их изучением в контексте соответствующих аспектов жизни социума на территории современной России даётся краткий экскурс в историю трактовки соответствующего термина. Демонстрируется её зависимость от социального и культурного контекстов применительно к различным эпохам развития человеческой цивилизации (Древний Восток, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время). Далее говорится о роли доверия и недоверия в современном обществе. Демонстрируется значимость развития доверительных отношений в российском обществе как одного из основных аспектов дальнейшего прогрессивного развития нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дудаев Геназ Саид-хусейнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the given article’s pages, the trust relationships essence and origin are considered in close connection with the socio-cultural realities peculiarities. Before studying them in the context of the relevant social life aspects on the modern Russia territory, a brief digression into the corresponding term interpretation history is given. Its dependence on social and cultural contexts in relation to various human civilization development (Ancient East, Antiquity, Middle Ages, Modern times) epochs is demonstrated. The following is about the role of trust and distrust in modern society. The importance of developing trusting relationships in Russian society as one of the our country further progressive development main aspects is demonstrated.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ»

воодушевлением и живым интересом, подтвердив, что данная методика дала им возможность проявить в рутинном образовательном процессе так называемые «гибкие» навыки и реализовать себя в творчестве, пусть и «учебном».

В целом мы приходим к выводу о том, что метод проектов на занятиях по иностранному языку в вузе выступает прекрасной альтернативой традиционным методам обучения, в частности, в аспекте развития социокультурной компетенции учащихся высшего звена. И на следующем этапе работы мы планируем провести собственно сравнение эффективности проектной методики и традиционных методов обучения для формирования социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку в высшем учебном заведении.

Литература:

1. Захарова, Е.В. Основы формирования социокультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Е.В. Захарова, Н.В. Посельская // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osnovy-formirovaniya-sotsiokulturnoy-kompetentsii-studentov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazy ku-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 01.06.2023)

2. Зуева, Ф.А. Проектная деятельность как средство учебно-педагогического взаимодействия в образовательном процессе / Ф.А. Зуева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - №3-4 (16). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-uchebno-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-V" obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 03.06.2023)

3. Лемберг, С.Н. Метод проектов как средство совершенствования социокультурной компетенции учащихся основной и средней школы на уроках иностранного языка / С.Н. Лемберг // Вестник ЮУрГГПУ. - 2013. - №10. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metod-proektov-kak-sredstvo-sovershenstvovaniya-sotsiokulturnoy-kompetentsii-uchaschihsya" osnovnoy-i-sredney-shkoly-na-urokah (дата обращения: 05.06.2023).

4. Муравьева, Н.Г. Проектная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза / Н.Г. Муравьева, А.Ю. Шевцова // Kant. - 2020. - №2 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-sotsiokulturnoy-kompetentsii-studentov-vuza (дата обращения: 05.06.2023)

5. Орехова, Ю.М. К вопросу о структуре и содержании социокультурной компетенции / Ю.М. Орехова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2015. - №4 (33). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-strukture-i-soderzhanii-sotsiokulturnoy-kompetentsii (дата обращения: 05.06.2023)

6. Томашук, Н.В. Роль социокультурной компетенции в обучении иностранным языкам / Н.В. Томашук // Евразийский научный журнал. - 2019. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsiokulturnoy-kompetentsii-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 05.06.2023)

7. Царева, Е.Е. Состав и структура мультиязычной коммуникативной компетенции в инженерном вузе / Е.Е. Царева, Р.З. Богоудинова // КПЖ. - 2018. - №4 (129). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostav-i-struktura-multiyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-v-inzhenernom-vuze (дата обращения: 05.06.2023)

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ

Аннотация. На страницах статьи сущность и происхождение доверительных отношений рассматриваются в тесной связи с особенностями социокультурных реалий общества. Перед их изучением в контексте соответствующих аспектов жизни социума на территории современной России даётся краткий экскурс в историю трактовки соответствующего термина. Демонстрируется её зависимость от социального и культурного контекстов применительно к различным эпохам развития человеческой цивилизации (Древний Восток, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время). Далее говорится о роли доверия и недоверия в современном обществе. Демонстрируется значимость развития доверительных отношений в российском обществе как одного из основных аспектов дальнейшего прогрессивного развития нашей страны.

Ключевые слова: доверительные отношения, доверие в обществе, недоверие в обществе, социальное взаимодействие, общественный прогресс.

Annotation. On the given article's pages, the trust relationships essence and origin are considered in close connection with the socio-cultural realities peculiarities. Before studying them in the context of the relevant social life aspects on the modern Russia territory, a brief digression into the corresponding term interpretation history is given. Its dependence on social and cultural contexts in relation to various human civilization development (Ancient East, Antiquity, Middle Ages, Modern times) epochs is demonstrated. The following is about the role of trust and distrust in modern society. The importance of developing trusting relationships in Russian society as one of the our country further progressive development main aspects is demonstrated.

Key words: trusting relationships, trust in society, distrust in society, social interaction, social progress.

Введение. Термины «доверие» и «доверительные отношения» известны с древнейших времён (А.В. Абонеева, Ж.А. Азимбаева, Д.В. Гулякин, А.А. Кужелева, М.Е. Ильина, О.Н. Лихачева, А.Н. Паршукова). На протяжении большей части истории человечества доверительные отношения составляли одну из основ его существования [7, С. 186-187]. Возможность или невозможность их установления всегда выступала определяющим фактором с точки зрения самоорганизации и социального партнёрства [4, С. 170]. В этой связи неудивительно, что различные их аспекты уже давно привлекают пристальное внимание исследователей и практиков, работающих в самых различных областях (Д.А. Антипова, А.Н. Занковский, Е.П. Ильин, Л.А. Лебедева, Н.В. Лебедева, Н.С. Салихова, Н.У. Ярычев).

С другой стороны, процесс генезиса данного понятия в контексте социокультурных реалий остаётся изученным недостаточно (Ж.А. Азимбаева, Д.А. Антипова, М.Е. Ильина, И.С. Салихова). Частичному восполнению данного недостатка посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. На протяжении истории человеческой цивилизации разными авторами применялись различные подходы к трактовке сущности интересующего нас понятия.

Например, педагогические идеи Конфуция во многом строились на необходимости установления доверительных отношений между учеником и учителем. Последнее, в свою очередь, подразумевало их диалог и одновременное совершенствование [8, С. 110-111]. Позднее интеллектуалы античных Греции и Рима определяли доверительные отношения как мирный диалог, взаимопонимание, дружбу и действия личности, направленные во благо окружающих [6, С. 72]. В периоды средневековья и раннего Нового времени европейские философы и богословы интересующую нас дефиницию

трактовали через понятие «вера» [9, С. 100]. Таким образом, понимание источников и сути доверительных отношений всегда находилось в зависимости от социально-экономического, политического и культурного развития человеческого общества в конкретный момент времени [9, С. 101].

Исходя из вышеизложенного, нас не должны удивлять те трансформации, которые произошли с указанным его характеристиками в более поздний период [14, С. 2267]. В трудах английских философов Г. Гоббса и Дж. Локка в качестве основы доверительных отношений понимается уверенность в распределении социальных ролей, статусов, характерных для устойчивых ячеек общества, таких, как кланы, родственные союзы или, например, соседские общины. При этом Дж. Локк указывал, что в противоположность любви доверие базируется на индивидуальном и коллективном опыте [3, С. 61-62]. Иными словами, по мнению философа, главная отличительная черта доверия - наличие когнитивной основы. В данном случае, пожалуй, наиболее рельефно проступает разница в понимании сущности доверительных отношений между эпохами Нового и Новейшего времени. Сегодня, признавая важность их познавательного аспекта, большинство авторов подчёркивает: в ходе взаимодействия между членами человеческого общества ни одна формальная договорённость не предусматривает всех деталей потенциальной ситуации (Л.В. Адамян, В.В. Пасечник, Э.И. Харченко). Соответственно, для современных учёных (в отличие от авторов XVII - XVIII вв.) характерно понимание того факта, что при установлении интересующих нас отношений люди практически всегда должны в той или иной степени верить в порядочность и добрую волю партнёров по социальному взаимодействию (О.Н. Лихачева, А.Н. Паршукова, Е.В. Рягузова, И.С. Салихова, О.С. Филиппов) [10,С. 12].

Для периода конца XVIII - начала XIX вв. с его небывалыми ранее темпами приращения знаний и окончательной секуляризацией науки весьма характерной представляется точка зрения знаменитого немецкого философа Иммануила Канта [3, С. 62]. Этот, последний, проводил резкое разграничение между верой с одной стороны и религией - с другой. При этом он обращал внимание на индивидуальную оценку субъектом своих поступков. Вера, таким образом, понималась данным автором как «основоположение души» индивида и конечная моральная цель, к достижению которой в итоге сводится вся его активность [8, С. 78]. При этом, по И. Канту, важную роль играют следующие нравственные качества:

- сотоварищество;

- гуманность;

- развитое чувство эмпатии [5, С. 135].

Применительно к современной науке мы можем констатировать наличие определённого плюрализма взглядов в части трактовки сущностных характеристик доверительных отношений и их генезиса. Такими современными авторами, как Л.Е. Ильичева, Л.С. Скрябина, П. Штомпка или Н.У. Ярычев, доверие рассматривается в следующих качествах:

- ожидание [14, С. 2268];

- отношение;

-чувство[13,С. 299];

-установка [10,С. 15];

- процесс обмена информацией в обществе [11, С. 416-417].

Подобная разница трактовок, даже на уровне определения, может быть легко объяснена, если мы примем в расчёт тенденцию развития современного социума, при которой установление доверительных отношений является необходимым условием обеспечения его дальнейшего прогрессивного развития. Действительно, они представляют собой один из важных факторов, влияющих на функционирование следующих его институтов:

- политическая система;

-общественные организации [12, С. 124-125].

Таким образом, здоровое гражданское общество, члены которого в полной мере осознают необходимость активного участия в политике и лояльны по отношению к действующей власти, не может существовать без горизонтального и вертикального доверия. Первое представляет собой взаимное доверие граждан друг к другу, второе - их доверительное отношение к государственным и общественным структурам [9, С. 60].

Подобно своей противоположности, недоверию, доверие в гражданском обществе выполняет ряд специфических функций (Табл. 1).

Таблица 1

Функции доверия и недоверия в пространстве гражданского общества

Доверие Недоверие

Способствует самоорганизации людей по ходу осуществления совместной деятельности. Защищает от возможного воздействия деструктивных сил.

Обеспечивает социальную интеграцию. Способствует нулевой толерантности по отношению к идеологии экстремизма и терроризма [1, С. 89-90].

Позволяет поддерживать моральные основы и общественные нормы на социально приемлемом уровне [9, С. 102]. Вызывает дистанцирование между отдельными членами социума, либо их группами, объединёнными по тому или иному признаку.

Благоприятствует поддержанию необходимого уровня коммуникации между индивидами и их группами. Ведёт к снижению уровня общественной солидарности [2, С. 16].

Воспроизводит структуру социума адекватную текущей экономической, политической и культурной ситуации. В определённой степени способствует возникновению социальной разобщённости.

Позволяет адекватно воспринимать значимые события, происходящие в стране и мире [7, С. 190].

В связи с темой настоящего исследования важно упомянуть ещё один момент. Заключается он в существовании связи между уровнем доверительных отношений в обществе с одной стороны и степенью удовлетворённости потребности его членов в обеспечении собственной безопасности - с другой [6, С. 72]. В самом деле, среди людей, считающих, что по ходу социального взаимодействия надо проявлять осторожность, ниже доля тех, кто чувствует себя в безопасности [4, С. 180]. С другой стороны, лица, ощущающие себя в относительной безопасности, в большей степени склонны проявлять социальную активность. Для них также характерен более высокий уровень готовности к интеграции в общество и защите собственных интересов, в т.ч. посредством обращения к различным его институтам (И.С. Еремина, В.В. Кулиш, H.A. Матвеева, Д.В. Ольшанский, Е.В. Рягузова, Г.Н. Филонов).

Таким образом, установление достаточного уровня доверительных отношений в социальном пространстве современной России с большой вероятностью позволит:

- повысить эффективность совместных усилий его членов, направленных на дальнейшее прогрессивное развитие нашей страны [1,С. 90];

- инициировать и систематизировать индивидуальные и коллективные действия, имеющие целью решение существенных проблем, касающихся различных аспектов функционирования широких социальных общностей [5, С. 138];

- упрочить связи, существующие между индивидами и их группами;

- повысить эффективность процесса интеграции отдельных лиц и их объединений в социум [2, С. 19].

Общественное доверие, как видим, должно воспроизводиться по ходу реализации отношений, на которых основаны

повседневные практики любого сколь-нибудь развитого гражданского общества [5, С. 142]. В свою очередь доверительные отношения позволяют воспроизводить такие формы взаимодействия и гражданское общество как таковое [7, С. 180].

Теперь необходимо подвести итоги исследования.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что на протяжении практически всего исторического пути вида homo sapiens доверительные отношения составляли одну из основ, на которых зиждилось продуктивное взаимодействие между его представителями. Следовательно, возможность или невозможность их установления выступала одним из определяющих факторов с точки зрения самоорганизации и социального партнёрства.

При этом на разных этапах развития человеческой цивилизации интеллектуалами применялись специфические подходы к трактовке сущности соответствующего понятия. Их отличительные черты во многом определялись особенностями развития экономики, культуры и социальной сферы в соответствующий период.

Применительно же к настоящему времени мы можем констатировать наличие определённого плюрализма взглядов в части трактовки сущностных характеристик доверительных отношений и их генезиса. Это, в свою очередь объясняется многоаспектностью интересующего нас феномена, а также тенденцией, при которой установление доверительных отношений в социуме является необходимым условием обеспечения его дальнейшего прогрессивного развития во всех областях.

Общественное доверие воспроизводится по ходу реализации отношений, на которых основаны повседневные практики любого сколь-нибудь развитого гражданского общества. В свою очередь доверительные отношения позволяют воспроизводить такие формы взаимодействия и гражданское общество как таковое.

Литература:

1. Абрамкина, С.Г. Вовлечённость учащейся молодёжи в общественную жизнь как фактор формирования гражданственности / С.Г. Абрамкина // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 88-91

2. Бочарова, Т.А. Оценка уровня сформированности гражданственности школьников посредством основного государственного экзамена по обществознанию / Т.А. Бочарова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2020. - № 2(43). - С. 16-20

3. Дудаев, Г.С.Х. Процесс разработки и принятия управленческих решений / Г.С.Х. Дудаев // ФГУ Science. - 2016. -№ 2(8). - С. 60-62

4. Ильичева, Л.Е. Доверие как мост над пропастью неуверенности между властью и обществом / Л.Е. Ильичева, А.О. Кондратов, A.B. Лапин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2021. - № 2. -С. 162-185

5. Козырева, П.М. Доверие в нестабильном российском обществе / П.М. Козырева, А.И. Смирнов // Полис. Политические исследования. -2019. -№ 5. - С. 134-147

6. Кучмезов, P.A. Категория «доверительные отношения» как философская и психолого-педагогическая проблема / P.A. Кучмезов // Кант. - 2019. - №1,- С. 70-73

7. Мерсиянова, И.В Доверие и недоверие в гражданском обществе / И.В. Мерсиянова // Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества. - Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. - С. 170-197

8. Симонова, Т.Р. Формирование доверительных отношений педагога и младших школьников в учреждении дополнительного образования: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Симонова Татьяна Робертовна. - Смоленск, 2012.-262 с.

9. Симонян, A.B. К вопросу о модернизации гражданского воспитания в российском общем образовании / A.B. Симонян // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 100-102

10. Скрябина, Л.С. Педагогические условия формирования доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Скрябина, Лидия Сергеевна. - Уфа, 2006. - 22 с.

11. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. - Москва: Логос, 2005. - 664 с.

12. Хаустов, С.А. Повышение уровня доверия учащихся к вакцинации от COVID-19 на уроках биологии при изучении темы «Иммунитет» / С.А. Хаустов // Мир науки, культуры, образования. -2022. -№ 1(92). - С. 122-128

13. Ярычев, Н.У. Историко-культурологические основания феномена толерантности / Н.У. Ярычев // 5 Ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава чеченского государственного университета. Гуманитарные науки. - Грозный: Чеченский государственный университет, 2016. - С. 297-300

14. Ярычев, Н.У. Место и роль молодёжи в контексте государственной молодёжной политики Российской Федерации / Н.У. Ярычев, Е.В. Маликова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-10. - С. 2265-2269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.