ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГЕНЕЗИС НОВОЙ ПАРАДИГМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (90 ГОДЫ XX В. - НАЧАЛО XXI В.)
Липатов О.А.
Липатов Олег Анатольевич - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Институт международных отношений и мировой истории Университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье рассматривается процесс формирования и концептуализации нового подхода к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Рассматривается зарождение и развитие самобытных и аутентичных основ национальной безопасности.
Ключевые слова: национальная безопасность, угрозы национальной безопасности, национальная идентичность.
Содержательную сторону национальной безопасности
отражают национальные интересы, представляющие собой
базовый концепт социальной активности населения на основе
идей, целей, мотивов, убеждений и иных побуждений,
определяющих как стремление к безопасности, так и само
состояние безопасности личности, группы, народа и иной
человеческой общности. Становление новой российской
государственности в 90-х гг. XX в. потребовало
кардинального пересмотра проблемы национальной
безопасности, как на уровне научных исследований, так и в
практической реализации политики безопасности. Это
объясняется рядом причин, среди которых, во-первых,
существенным моментом стала потребность в формировании
новой идентичности, отличной от советских принципов и
коммунистической идеологии, что применительно к
проблеме национальной безопасности предполагало
определение всего спектра угроз российской
государственности. Во-вторых, окончание «холодной войны»
8
и последующая военно-политическая трансформация мира полностью изменили соотношение между основными аспектами национальной безопасности государства. И, в-третьих, у России стала формироваться собственная роль в международных отношениях, основанная на иных принципах и ресурсах достижения внешнеполитических целей, чем это было у СССР. Утвержденную Указом Президента РФ «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации» 1997 года следует признать ключевым актом действующей власти, благодаря которому в России появился первый документ стратегического характера, позволяющий раскрыть подходы к обеспечению национальной безопасности. Прежде всего, благодаря Концепции Россия получила перечень ключевых направлений и принципов политики государства, которые затрагивают проблемы роли и места России в мировом сообществе, основные национальные интересы и приоритеты РФ и меры, связанные с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации.
Задачи поддержания внутренней стабильности приобрели транснациональный характер, что является следствием формировании единого пространства глобальной безопасности. Только самые конкурентоспособные страны могут извлечь выгоду из глобализации, которая негативно влияет на рост экономики развивающихся стран.
Политические процессы начала 90-х гг. ХХ века и проходившая в это время трансформация политического строя России стали определяющими факторами, обусловившими необходимость новых подходов к формированию концептуальных оснований национальной безопасности в этот период. Поддержка России и ведущих стран мира на данном этапе, доминирование прозападных тенденций во внешнеполитическом векторе и борьба с коммунистической идеологией обусловили становление этих оснований на либеральных ценностях, что совершенно не учитывало российский опыт и национальную идентичность российского народа. Для российского руководства стали
актуальными разные по содержанию проблемы. Среди них выделялись демографический кризис, контрабанда, массовые заболевания и эпидемии; наркоторговля, незаконная миграция, незащищенность новых границ РФ, противоправные поползновения в отношении русскоязычных лиц на территории постсоветского пространства, активные проявления религиозного, националистического и политического экстремизма и терроризма [1, р. 1, гл. 2].
В связи с этим в целях обеспечения национальной безопасности для России усиливается проблема сохранения в глобальном мире национальной самобытности и самобытности культуры при достижении высокого уровня научно - технического и социального развития [2, с. 74]. В силу этого политика национальной безопасности должна обеспечить защиту суверенитета, целостности и других жизненно важных интересов России и ее союзников; обеспечить безопасность развития России, внешнего и внутреннего суверенитета в любых условиях и при любых изменениях геополитической и военно-политической обстановки.
С начала XXI века приоритеты российской политики в области национальной безопасности опирались на тезис о независимом и суверенном государстве, претендующем на статус мировой державы. Развитие исторической ситуации свидетельствует о необходимости формирования социально-политического взаимодействия, которое будет способствовать разрешению задач социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни населения Российской Федерации, обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного), и как следствие историко-культурного кода.
Список литературы
1. Итоги 1990 - 2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав // О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
2. Герасимова И.А., Ивахнов В.Ю. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Сервис +, 2017. № 2. С. 66-76.