Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В РОССИИ'

ГЕНЕЗИС НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
институт наследования / наследственное право / наследование по закону / наследование по завещанию

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбачев И.В., Сагалаков Э.А.

Институт наследования прошел достаточно долгий путь становления и развития в России. В статье анализируются положения законов и подзаконных нормативно-правовых актов, в которых содержатся положения о наследовании в различные времена существования Российского государства: от Руси до современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В РОССИИ»

Подводя итог, необходимо сказать о значении заочного производства:

- своевременная защита интересов и прав истца - неявка ответчика может послужить причиной затягивания процесса, а одной из задач гражданского судопроизводства состоит в своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел.

- пресечение возможностью злоупотребления своими правами ответчиком - неявка ответчика в судебное заседание не всегда вызвана объективными и уважительными причинами. Ответственность за такое злоупотребление выражается в лишении его права отстаивать свои права в судебном заседании.

- сокращение общей нагрузки на судей судов общей юрисдикции - рассмотрение дела в порядке заочного производства и вынесение итогового заочного решения позволяет судам окончить рассмотрение дела, не затягивая процесс ввиду постоянной неявки ответчика в судебное заседание.

Список использованной литературы:

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (в ред. от 25.07.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

2. М.Ю. Лебедев [и др.] Гражданский процесс: учебник и практикум под СПО. 7-е изд., перераб. и доп. Под редакцией М. Ю. Лебедева. - Юрайт. - 2023. — 394 с.

3. Осокина, Г.Л. Заочное производство: сущность и значение // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2014. - № 4 (14). - С. 137-138.

4. Треушников М.К. Гражданский процесс: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / М.К. Треушников. - М.: Городец. - 2010. - С. 960.

© Алексеева Д.А., 2023

УДК 34

Горбачев И.В.

студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Научный руководитель: Сагалаков Э.А.

доцент кафедры ГПД Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова,

кандидат исторических наук

ГЕНЕЗИС НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В РОССИИ Аннотация

Институт наследования прошел достаточно долгий путь становления и развития в России. В статье анализируются положения законов и подзаконных нормативно-правовых актов, в которых содержатся положения о наследовании в различные времена существования Российского государства: от Руси до современной России.

Ключевые слова:

институт наследования, наследственное право, наследование по закону, наследование по завещанию.

Если мы обратимся к истории, то можем увидеть, что на тему наследственного права, истоки дали свое начало еще очень давно.

Обратимся к временам, когда существовал Древний Рим, ведь именно римляне ввели правовую систему наследства.

Все было практически, как и в нынешнее время, однако были свои условия, для заключения наследственного документа. К примеру, глава семьи обозначал сам тех лиц, которые могли вступить в наследовании, но это происходило только в государственной римской палате, а именно в месте, под названием «Народное собрание» [5, с. 218].

Первые истоки наследства на территории нашей страны были еще во времена Руси, в 911 году. В данный год Византия и Русь подписали договор, который гласил о том, что если гражданин Руси умирал на территории Византии, то его имущество передавали только его ближайшим родственникам, которые находили на территории Руси, однако, если гражданин, который погиб на территории Византии, имел завещание, где указывал определенных лиц, не принадлежащих к своему родословному дереву, то тогда имущество данного гражданина переходило прямиком по завещанию, то есть прямым лицам, указанным в нем [5, с. 220].

После первой встречи с наследством на Руси, следующее упоминание о нем будет только практически через 5 веков, а именно в Псковской грамоте. Данная грамота содержала в себе все возможные исходы правил передачи наследства. Они не претерпели никаких изменений с 911 года, все осталось как прежде:

1) в случае отсутствия завещания все переходило ближайшим родственникам.

2) в случае если завещание было, все переходило лицам, указанным в нем.

Но существовала одна загвоздка, если завещания не было, и был жив супруг, то тогда ему переходило все имущество, к которым относили недвижимое и активное, однако если этот супруг после смерти своего супруга, со всем его наследством заново вступал в брак, то тогда все имущество изымалось, а права на него обесценивались и государство забирало это себе, в свою пользу.

Обратимся к мнениям ученых, которые проводили целостный разбор Псковской Судной Грамоты, а именно к правилам наследования. Ученые нам дали понять, что данная грамота не содержала в себе практически ничего о наследственном праве, всю необходимую информацию нужно было искать в документах, которые были уже зарегистрированы ранее или в тот самый момент, и искать в них примерные обозначения, т.к. все это было в косвенном варианте [5, с. 222].

Настоящим реформатором в области наследования стал Петр Первый, император Российской империи внес значительные изменения, которые претерпели последующие изменения по всей стране.

Главным смыслом реформы было то, что при передаче имущества оно не подлежало делению между живыми родственниками, а передавалось лишь одному законному наследнику, тоже самое было и с наследством, нельзя было распределить каждому по какому-то объекту из своего нажитого имущества, в завещании всегда был выбран один наследователь и как правило это были дети.

В 1731 году, при императрице Анне Иоанновне, был принят новый закон о наследовании, который отменил единонаследие, поскольку теперь движимое и недвижимое имущество наследовалось всеми сыновьями умершего. Если сыновей не было, имущество по праву представления наследовалось их сыновьями, то есть внуками наследодателя.

Если у умершего были дочери и у них были сыновья, они получали 1/14 недвижимости и 1/8 имущества. Все эти правила относились только к наследованию по закону; наследование по завещанию оставалось без изменений. Завещательные права оставались без изменений с 1649 г., то есть с Соборного Уложения [5, с. 223].

Двигаясь дальше, можно увидеть, что уже в середине 19 века уже был введен «Свод Законов Российской Империи», данный свод содержал в себе всю необходимую информацию о правилах

наследования, но включалось туда не только нажитое имущество, но и долговые обязательства, вместе с правами. То есть, если у умершего были большие долги, а также дом, который мог покрыть эти долги, то дом попросту забирали, также и с прямыми обязанностями [3].

После событий Великой русской революции 1917 года институт наследственного права претерпел существенные изменения и будет принят со значительным интересом. Реалии и идеи большевиков являются основой нового облика Института, который обретает новую идентичность. [3].

Статья 416 Гражданского кодекса РСФСР устанавливала правила наследования, разрешавшие наследовать имущество общей стоимостью до 10 000 золотых рублей, включая долги умершего.

Статья 418 определяет граждан, которые могут вступить в наследство, как правило это одни и те же лица, от детей, до живых супругов, но самое главное в этой статье, что вступить в наследство каждый гражданин может только в течении года после смерти гражданина с наследством.

К 1922 году было решено восстановить институт наследования, хотя и в ограниченном виде.

ВЦИК принял декрет «Об основных имущественных правах граждан», который восстановил право на наследование по закону и по завещанию. Но были введены ограничения: наследовать по закону или завещанию могли только супруг и ближайшие нисходящие родственники, а стоимость имущества, передаваемого по наследству, не должна была превышать 10 000 золотых рублей.

Обращаясь к нормам, которые были установлены связанными с имущественными выплатами умершего, были изложены следующие правила:

1) Статья 416 гласила, что семья умершего может унаследовать до 10 тысяч золотых, но только с учетом его долговых обязательств, если они были.

2) Статья 418 гласила, что каждый, кто находился на прямом или косвенном обеспечении умершего в течении последнего года, также могли предъявить свои права на наследство и это отвечало бы всем требованиям закона.

Обращаясь к новым изменениям, которые прошли по всей стране после ВОВ, государство издало новый закон, который гласил, что каждый родственник умершего во время этих событий, может претендовать на получение наследства, на законных условиях.

К.В. Максютин отметил, что указ внес глобальные изменения в процедуру наследования. Список наследников был увеличен, включая не только ближайших родственников, но и родственников с боковых ветвей. Положения о наследовании в порядке очереди, принятые до 1917 г., были восстановлены. Внуки и их потомки исключены из числа независимых наследников, но они получили право наследования через право представления. [2, с. 180].

Кодификация гражданского права в СССР в 1960-е годы привнесла некоторые изменения в наследственное законодательство. Статья 118 Основ гражданского закона 1961 г. устанавливает, что при наследовании по закону дети, супруг и родители умершего имеют право на наследство в равных частях, определенных в первую очередь. Важно отметить, что дети умершего, рожденные после его смерти, также могут быть призваны к наследованию в первую очередь. В соответствии с частью 2 статьи 527 ГК РСФСР, наследование совершается в случае, если оно не изменено завещанием. В случае отсутствия наследников по закону или завещанию, а также в случае их отказа или лишения наследства, имущество умершего переходит в государственную собственность.

Ограничения на свободу завещания были полностью сняты 14 марта 1945 года указом Президиума Верховного Совета, который получил название "О наследниках по закону и по завещанию". Этот исторический момент ознаменовал разрешение составления завещаний в пользу лиц, которые не были наследниками по закону, при условии отсутствия других потенциальных наследников. Однако осталось длительное время до полного установления свободы завещания: только в 1961 году Основы гражданского

закона и последующее новое Гражданское Кодекса 1964 года, наконец, закрепили эти изменения, признавая и утверждая неограниченное право на завещание [3].

В 1991 году развал страны неминуем. В Российской Федерации произойдут системные изменения в законодательстве, и будет создана новая независимая государственная политика, при этом формирование Российской Федерации претерпит существенные изменения.

Современное требование к наследственному праву заключается в обеспечении экономического благополучия человека в условиях рыночной экономики.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы наследования в России, включают в себя Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. В последние годы в эти документы были внесены изменения, направленные на улучшение системы наследования, защиту прав наследников и обеспечение прозрачности и законности сделок с наследством.

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы наследства в Российской Федерации, является Гражданский кодекс, третья часть которого посвящена наследственному праву [1].

Наследственное право является одним из разделов гражданского права и включает в себя общие положения о наследовании, наследовании по завещанию и наследовании по закону, а также особенности наследования отдельных видов имущества.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. №9 является важным документом при разрешении споров о наследовании, так как оно регулирует порядок действий в случае отсутствия или неправильного оформления документов о праве собственности умершего. Согласно данному постановлению, если у наследников возникают споры о включении имущества в наследство, суд может рассмотреть эти требования до истечения установленного срока для принятия наследства. Если решение не было принято в установленный срок, суд также может рассматривать иски о признании прав собственности на наследуемое имущество. Это может быть полезным для наследников, которые хотят защитить свои права на наследуемое имущество, особенно если документы о собственности оформлены неправильно или отсутствуют [4].

Наследственный институт за время своего существования в российской правовой системе пережил множество изменений и прошел долгий путь эволюции, начиная с Древней Руси и вплоть до наших дней. Его основная цель заключается в обеспечении гарантий экономической безопасности, как для наследодателей, так и для их наследников. Строгое соблюдение этих принципов служит интересам всех сторон, включая и тех, кто не имеет прямого отношения к наследованию, но чьи юридические права и обязанности могут быть затронуты в результате смерти наследодателя.

Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №49. Ст. 4552.

2. Максютина К.В. Некоторые вопросы из истории развития Советского наследственного права // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 178-180.

3. Наследственное право по Своду законов Российской империи (1835-1917 гг.) / Юридический портал «Закон сегодня» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/nasled-prav/DOC_003.php (дата обращения: 20.10.2023).

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации. 2012. № 7.

5. Ханси Д. В. Исторические аспекты наследования (в дореволюционной, советской и современной России) // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 217-224.

© Горбачев И.В., 2023

УДК 34

Ибрагимов Р.Р.

Слушатель ФКОУ ВО ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ, ФКУ ЛИУ 19 УФСИН России по Республике Башкортостан г. Салават

Научный руководитель: Мальцев О.В.

Доцент, к.э.н., профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин ПИ ФСИН России

СРАВНИТЕЛЬНО ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

БЮДЖЕТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ФСИН

Ключевые слова:

бюджетная ответственность, административная ответственность, ФСИН.

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью системы государственного управления, он обеспечивает соблюдение законодательства, эффективное и целевое использование государственных средств, а также способствует устойчивому развитию экономики и социальной сферы.

Финансовый контроль со стороны государства включает проверку исполнения бюджетов всех уровней, законности и эффективности использования государственных ресурсов, контроль за деятельностью государственных предприятий и организаций.

Важность государственного финансового контроля заключается в том, что он помогает выявлять и предотвращать финансовые нарушения и злоупотребления, а также позволяет принимать меры по их устранению и предупреждению.

Бюджетная ответственность - это вид юридической ответственности, который наступает за нарушение законодательства в сфере бюджетного регулирования. Это означает, что если кто-то нарушает законы, связанные с бюджетом, то он может быть привлечен к ответственности. Например, если кто-то незаконно получает деньги из бюджета, то он может быть наказан за это.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства может наступить как для физических, так и для юридических лиц. Основаниями для привлечения к бюджетной ответственности могут быть различные нарушения, такие как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по бюджетным кредитам, нарушение правил составления и рассмотрения проектов бюджетов, несоблюдение установленных процедур и правил при исполнении бюджетов и т.д.

Таким образом, государственный финансовый контроль выступает важным инструментом реализации государственной финансовой политики и обеспечения эффективного и ответственного управления государственными финансами.

Правовое регулирование внутрихозяйственного финансового контроля обеспечивается государственным законодательством, финансово-экономическими нормами, уставными документами организации, внутренними приказами и распоряжениями уполномоченных лиц и служб.

Органы и учреждения ФСИН России являются важными участниками системы государственного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.