Научная статья на тему 'Генезис налоговых отношений в России: исторические закономерности и национальные особенности правового регулирования'

Генезис налоговых отношений в России: исторические закономерности и национальные особенности правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
925
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репин Иван Андреевич

Статья посвящена проблеме правового регулирования налоговых отношений в России. В ней раскрываются вопросы, связанные с историческими закономерностями и национальными особенностями возникновения и последующего развития государственного воздействия на общественные отношения в налоговой сфере с помощью юридических норм. В статье представлен анализ нормативных правовых актов Древнерусского государства, отдельные нормы которых заложили основы порядка установления, введения и взимания налогов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of tax relations in Russia: historical consitstency and national peculiarities of legal regulation

The article is devoted to a problem of legal regulation of tax relations in Russia. The questions connected with historical regularities and national features of occurrence and the subsequent development of the state influence on public relations in tax sphere by means of legal norms are revealed in it. The analysis of standard l egal certificates of the Old Russian state which separate norms have laid the foundation for an order of an establishment, introduction and collection of taxes in Russia is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Генезис налоговых отношений в России: исторические закономерности и национальные особенности правового регулирования»

Репин И. А. Гзнезис налоговых отношений в России: исторические закономерности и национальные особенности правового регулирования

TPMsvHa молодого vvtHoro

И.А. Репин

Репин Иван Андреевич — аспирант кафедры теории и истории государства и права Нижегородской правовой академии (института)

E-mail: aadem@bk.ru

Генезис налоговых отношений в России: исторические закономерности и национальные особенности правового регулирования

Статья посвящена проблеме правового регулирования налоговых отношений в России. В ней

раскрываются вопросы, связанные с историческими закономерностями и национальными особенностями возникновения и последующего развития государственного воздействия на общественные отношения в налоговой сфере с помощью юридических норм. В статье представлен анализ нормативных правовых актов Древнерусского государства, отдельные нормы которых заложили основы порядка установления, введения и взимания налогов в России.

The article is devoted to a problem of legal regulation of tax relations in Russia. The questions connected with historical regularities and national features of occurrence and the subsequent development of the state influence on public relations in tax sphere by means of legal norms are revealed in it. The analysis of standard l egal certificates of the Old Russian state which separate norms have laid the foundation for an order of an establishment, introduction and collection of taxes in Russia is presented in the article.

В соответствии с современным российским законодательством под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований1.

Ученые единогласно сходятся в вопросе о том, что налоги являются неотъемлемым признаком любого государства2. И это представляется вполне логичным, поскольку налоги выступают в роли регулятора общественных отношений, используемого государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для сдерживания его отдельных отраслей, регулирования потребления и доходов населения3. В категории «налог» сконцентрирована совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач4. Они необходимы для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций5.

Налоги не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении и в производстве материальных благ6. Их возникновение, которое произошло в результате естественно-исторического развития общества как социального организма, носило объективный ха-

рактер. Оно было обусловлено появлением и становлением финансов, «когда формирование и использование бюджета стало носить системный характер и, следовательно, возникла необходимость в наличии доходов, получение которых носило бы постоянный характер»7.

Хотя в научной литературе существует мнение о том, что налоги возникли гораздо раньше государства, а при установлении государственности на Руси они только органично вписались в ее систему8. Но оно представляется весьма сомнительным.

Бесспорно, что прообразы налогов можно обнаружить и в более ранний период развития человеческого общества. Ими являлись жертвоприношения, дань с побежденных народов, военные трофеи, регалии, различные пошлины и другие обязательные платежи9. Несмотря на варварский характер, эти формы взимания средств характеризовались древними философами как общественно необходимые и полезные явления10. В научной литературе они получили название «квазиналоги»11.

Квазиналоги — это прообразы налоговых форм, которые появились в результате обобщения естественного опыта людей по решению возникавших перед ними проблем и функционировали в виде обычаев, правил поведения. Один из теоретиков налоговедения так объясняет их происхождение: вера в божественность и духовность окружающего мира, полного опасностей и невзгод, свойственна человеку, отсюда возникают жертвоприношения как способ задабривания богов, которые достаточно часто приводили к желаемым целям. А непри-ношение жертвы богам связывалось с несчастия-ми, бедами для общества. Поэтому невыплата жер-

твы осуждалась обществом и требовала запрета или табу. Такие обычаи передавались от поколения к поколению, соответственно становились традицией и превращались в постоянно действующие нормы12. В определенный момент эти правила поведения приобретают правовую форму, наделяются механизмом государственного обеспечения и становятся налогами.

Главными условиями появления налога являются не столько возникновение государственности, сколько, во-первых, достижение определенного уровня развития товарно-денежных отношений в стране и, во-вторых, наличие государственных фондов денежных средств, обособленных от казны государя13. Только в условиях соответствующего роста всеобщего экономического благосостояния налоги приобретают ту правовую форму, которая соответствует современному содержанию этой категории. И только в этом случае государство в состоянии предоставить гражданам то, что они от него ожидают14.

Исторически налоговая система каждого государства развивалась на протяжении длительного времени в нескольких направлениях: в поисках оптимальных измерителей налоговой платежеспособности подвластного населения; в установлении и введении налогов и сборов, которые могли покрывать расходы государства и выглядеть справедливыми в глазах плательщиков; в организации государством структур, с помощью которых оно могло бы эффективно контролировать взимание налогов; в выработке методов и технических приемов взимания налоговых платежей15.

В разных государствах процесс формирования налогов и налоговых систем имел характерные черты и индивидуальные признаки, обусловленные историческими особенностями, степенью развития экономических отношений, спецификой политического устройства и уровнем культуры. Вместе с тем, несмотря на различия, этот процесс в любом государстве происходил в три этапа. На первом этапе налогообложение отличалось неразвитостью и случайным характером. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания появились в зачаточном состоянии. Второй этап развития налогообложения отличался формированием стройной, рациональной и обоснованной государственной налоговой системы, когда налоги стали ведущим источником доходной части бюджетного устройства. В этот период начали формироваться научные теории налогообложения, названные индивидуалистическими16. Третий этап характеризовался снижением числа налогов и большим значением правового регулирования при их установлении и взимании. В этот период формируется налоговое государство, громадные расходы которого осуществляются за счет больших и весьма прибыльных централизованных налогов, налогов с оборота и на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на корпорации и отчислений на социальное страхование17. Не исключением является и россий-

ское государство, история формирования налоговых отношений в котором тоже осуществлялась в рамках этих этапов.

В России налоговые отношения начали складываться с момента образования Древнерусского государства, в IX веке. На этапе зарождения они регулировались нормами обычаев и традиций. Как следствие, существовавшая система взимания средств характеризовалась:

— недостаточной односторонностью налоговых процессов под воздействием многостороннего влияния извне;

— существенным отличием степени налоговой организации на разных территориях;

— отсутствием совместимости с налоговыми системами других государств, обусловленной особенностями географического положения, скандинавским и византийским влиянием, неустойчивостью международных отношений и границ;

— началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов18.

В процессе усложнения отношений внутри государственного образования возникла необходимость документального закрепления порядка налогообложения. Правовые основы регулирования налоговых отношений формировались под влиянием ряда факторов: внутренних (например, исторических особенностей развития государства) и внешних (например, взаимоотношений с другими государствами). В результате государственно-правовое воздействие на налоговые отношения в период их генезиса в России осуществлялось совокупностью нормативных правовых актов, к которым относились: Русская правда, княжеские уставы и уставные грамоты, судные грамоты.

Первым законодательным актом, в котором содержались нормы права, регулировавшие налоговые отношения, является Русская правда19. Вторая часть Краткой редакции Русской правды, которая носит в литературе название Правды Яросла-вичей, посвящена регламентированию вопросов жизни лиц, служивших князю, находившихся в той или иной зависимости от него. В частности, статья 41 определяет размер вознаграждения за выполнение дружинниками князя судебных функций и указывает размер отчислений в пользу церкви.

Третья составная часть Краткой правды — По-кон вирный (ст. 42) — определяет типичный для раннефеодального государства порядок кормления княжеского слуги — вирника.

Урок мостников (ст. 43), завершая статьи Краткой правды о порядке оплаты княжеских слуг, указывает денежные суммы, полагавшиеся на ремонт и строительство мостов (мостовые деньги).

Статьи 9, 10, 20 Пространной редакции Русской правды (Суд Ярослава) содержат указания на размеры натурального обеспечения общиной вирников, а также расчет доли, причитающейся ему. Ста-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 19

145

Репин И. А. Гзнезис налоговых отношений в России: исторические закономерности и национальные особенности правового регулирования

Репин И.А. Гзнезис налоговых отношений в России: исторические закономерности и национальные особенности правового регулирования

тья 74 той же редакции (Устав Владимира Монома-ха) устанавливает размеры дополнительной платы княжеским судебным чиновникам, собиравшим не виры,а продажи.

Три статьи этой редакции касались судебных пошлин: статья 86 устанавливала размеры судебных пошлин при применении железа в судебном процессе: в государственную казну, судебному чиновнику и судебному исполнителю; статья 107 кроме пошлин, которые платились осужденными, вводила дополнительные судебные пошлины с выигравших процесс; в статье 109 речь шла о пошлинах, взимаемых с истца при привнесении роты.

Статьи 96, 97 устанавливали порядок оплаты (в денежной и в натуральной форме) за строительство городских укреплений, башен и мостов.

Вопросы налогообложения в Древней Руси регулировались уставными грамотами и княжескими уставами. Большая их часть определяла место церковной организации в системе государства и содержала в себе договор, определявший взаимоотношения светской и церковной властей, их функции в государственном управлении и суде, участие в сборе и распределении даней, договор, устанавливавший разграничение земельных владений, то есть соотношение земель, финансов и иных интересов государства и церкви20.

Уставная грамота — это документ, устанавливавший повинности феодально-зависимого населения, а применительно к церковным грамотам — документ, закреплявший взаимоотношения светской и церковной властей в связи с конкретным случаем в определенном княжестве на определенное время. В силу того, что уставные грамоты имели местное и временное значение, они не пользовались широким распространением. Наиболее известной из грамот, не связанных с церковной юрисдикцией, является Уставная грамота владимиро-волынского князя Мстислава Даниловича 1289 года21. Она представляет собой княжеское установление о размерах и формах феодальных повинностей с городского населения в пользу государственной власти: статья 1 содержит перечень поступлений, которые осуществлялись в натуральной форме и были аналогичны содержавшимся в Русской правде нормам об обеспечении вирника и городника; статья 2 устанавливает денежные повинности с горожан.

В отличие от грамот уставы являются памятниками более сложного состава. В их основе лежит одна или несколько уставных грамот. Они представляют собой документы, в которых обобщаются взаимоотношения светской и церковной властей, существовавшие в течение длительного времени и на различных территориях. Уставы содержат меньше указаний на конкретное место и время их создания и отличаются широким содержанием.

Среди документов данной группы интерес представляет Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных22. Нормы этого устава закрепляли формы и размеры материального обеспечения церкви применительно ко

всей территории государства. Историческое значение этого документа заключается в том влиянии, которое он оказал на становление более поздних уставов и грамот.

Среди уставов, не связанных с церковной юрисдикцией, особое место занимает Устав князя Ярослава о порядке надзора за благоустройством новгородских улиц (о мостех) 60-х годов XIII века23. Он содержит в себе сведения об установлении мостовой повинности в Новгороде, а в приписках — об организации строительства и ремонта Великого моста через Волхов, в котором участвуют все городские и провинциальные сотни, а также об организации сплава строительных материалов для мощения торговых проездов и ремонта мостов.

Важным источником изучения истории правового регулирования налоговых отношений в период феодальной раздробленности являются судные грамоты. Они содержали в себе нормы, так или иначе регулировавшие налоговые отношения в различных землях. Так, отдельные статьи Новгородской судной грамоты (ст. 8, 23, 33, 34) и Псковской судной грамоты (ст. 50, 64, 65, 66, 82, 83, 93) устанавливали размер судебных пошлин и оплаты действий различных судебных должностных лиц, а также определяли порядок их уплаты.

В научной литературе существует точка зрения, согласно которой зарождение налогового законодательства связывается именно с древнерусским государством24. Однако в силу своего спорного характера она была подвергнута основательной критике со стороны других ученых, которые считают, что говорить о зарождении законодательства древнерусского государства как системы согласованных нормативных текстов преждевременно. Правильней говорить о появлении писаного налогового права и характеризовать этот этап как движение правила от обычного права к закону25.

На наш взгляд, вторая точка зрения является более обоснованной, так как в отношении древнерусского периода развития отечественного государства можно вести речь лишь об отдельных нормах, регулировавших порядок взимания налогов. Нормативные правовые акты Древнерусского государства, с помощью которых осуществлялось государственное воздействие на налоговые отношения, носили межотраслевой характер. Вместе с тем, их значение состояло в том, что они, во-первых, заложили основы формирования отечественной налоговой системы; во-вторых, обусловили необходимость установления экономической стабильности Русского государства, тем самым предопределив его дальнейшее развитие.

Примечания

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Часть первая // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.

2. См., например: Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. — М., 2009. — С. 84.

3. См.: Мальцев В.А. Налоговое право. — М., 2004. — С. 33.

4. См.: Царгуш Р.В. История возникновения и некоторые особенности подоходного налогообложения в зарубежных странах // Государство и право. — 2004. — № 8. — С. 95.

5. См.: Петрюк М.Ю. История развития обязанности по уплате налогов и сборов // Вестник Московского университета МВД России. — 2005. — № 4. — С. 148.

6. См.: Павлов С.Ю. Налоговая система как признак государства // Правовое государство: теория и практика. Общественно-политический и научно-правовой журнал. — 2009. — № 1 (15). — С. 55—56.

7. Царгуш Р.В. История возникновения и некоторые особенности подоходного налогообложения в зарубежных странах // Государство и право. — 2004. — № 8. — С. 95.

8. См.: Соколова Е.В. История возникновения и развития налогов в России // Вестник Российской правовой академии. — 2009. — № 1. — С. 38.

9. См.: Глушаченко С.Б. Исторические предпосылки возникновения налогов (теоретико-правовой анализ) / С.Б. Глушаченко, С.С. Щепкин // История государства и права. — 2007. — № 12. — С. 4.

10. См.: Ворновских Д.В. Исторические этапы правового регулирования налогообложения в России // Государство и право: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. — СПб., 2008. — Вып. 4. — С. 63.

11. См.: Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. — М., 1997. — С. 17—18.

12. См.: Боголепов Д. Краткий курс финансовой науки. — Харьков, 1929. — С. 18.

13. См.: Царгуш Р.В. История возникновения и некоторые особенности подоходного налогообложения в зарубежных странах // Государство и право. — 2004. — № 8. — С. 95.

14. См.: Глушаченко С.Б. Исторические предпосылки возникновения налогов (теоретико-правовой анализ) / С.Б. Глушаченко, С.С. Щепкин // История государства и права. — 2007. — № 12. — С. 5—6.

15. См.: Бельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. — 2006. — № 9. — С. 48.

16. См.: Чибинев В.М. Понятие налогов в истории налогового права // История государства и права. — 2003. — № 5. — С. 6.

17. См.: Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. — М., 2008. — С. 197.

18. См.: Должиков С.Ф. Зарождение налоговой системы в Древней Руси // Право: теория и практика. — 2005. — № 13 (65). — С. 73.

19. См.: Российское законодательство X—XX вв.: В9т. — М., 1984. — Т. 1: Законодательство Древней Руси. — С. 47—79.

20. См.: Колесов Н.Б. Княжеские уставы X—XII вв. как правовая основа материального обеспечения собственности русской православной церкви // Вестник Владимирского юридического института. — 2007. — № 4. — С. 146—148.

21. Российское законодательство X—XX вв.: В 9 т. — М., 1984. — Т. 1: Законодательство Древней Руси. — С. 210.

22. Там же. — С. 139—152.

23. Там же. — С. 236—248.

24. См.: Анджаев А.В. Развитие государственноправовых основ налогообложения в Российской империи: Дис... канд. юрид. наук. — СПб., 2004. — С. 29.

25. См., например: Руденко В.В. Зарождение налогового законодательства в Древней Руси // Общество и право. — 2007. — №. 4. — С. 49.

Е.А. Суворова

Суворова Екатерина Александровна — адъюнкт кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России

E-mail: v-i-sharov@rambler.ru

Метод расследования в структуре частной криминалистической методики

Данная статья посвящена разработке методов деятельности по расследованию экономических преступлений. Автором даны научные рекомендации по проведению первоначального этапа расследования отдельных видов преступлений.

Given article is devoted working out of methods of activity on investigation of economic crimes. The author makes scientific recommendations about carrying out of an initial stage of investigation of separate kinds of crimes.

Задача помощи практике традиционно решается криминалистами путем разработки, хотя и с различной степенью успешности, частных методик расследования отдельных видов преступлений, в

том числе и на первоначальном этапе. Криминалистические методики расследования отдельных видов преступлений выполняют основную прикладную функцию криминалистики — содействие борь-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 19

107

Суворова Е.А. Метод расследования в структуре частной криминалистической методики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.