Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ'

ГЕНЕЗИС ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / СТРАТЕГИЯ / СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева О. С.

В статье проведен теоретический анализ основных компонентов формирующих генезис связей с общественностью, как институционального механизма эффективного развития организационных структур. Дан ряд обоснований основным элементам ПР, рассматриваемым в статье. Выявлены проблемные точки при формировании стратегических шагов организации относительно систематизации ПР компаний.The theoretical analysis of the main factors forming the genesis of public relations as an institutional mechanism for the effective development of structural structures is carried out in the article. A number of substantiations of the main element of the PR, considered in the article, are given. Identified problem points in the formation of strategic actions regarding the systematization of PR companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

поддержку деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;

- создание и поддержание рационального по составу и основным характеристикам комплекта технических средств поиска, организация эффективного его применения.

Использованные источники: 1.Основы применения технических средств таможенного контроля Маренов Б.И., Задорожный Ю.В. практикум / Санкт-Петербург.: ИЦ «Интермедия», 2015.

2. Обоснование классификации технических средств таможенного контроля в зависимости от оперативных задач Задорожный Ю.В., Маренов Б.И. «Экономика и социум». 2014. № 4- 6 (13). С. 734-741.

3.Технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов: актуальность использования, анализ, перспективы развития.: Маренов Б.И. РИНЦ,«Экономика и социум» №2(33) 2017 www.iupr.ru

4.Анализ и перспективы развития технических средств нанесения и считывания специальных меток в таможенном контроле.: Маренов Б.И. РИНЦ,«Экономика и социум» №31(20) 2016 www.iupr.ru

5.Технические средства поиска оружия и боеприпасов : анализ, выбор оптимальных моделей: Маренов Б.И. РИНЦ, «Экономика и социум» 2015.№6 (19), www.iupr.ru

УДК 659.4.011

Матвеева О.С. студент магистратуры 2 курс факультет «Экономика и бизнес» Московский Государственный Технический Университет им. Баумана

Россия, г. Москва ГЕНЕЗИС ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Аннотация. В статье проведен теоретический анализ основных компонентов формирующих генезис связей с общественностью, как институционального механизма эффективного развития организационных структур. Дан ряд обоснований основным элементам ПР, рассматриваемым в статье. Выявлены проблемные точки при формировании стратегических шагов организации относительно систематизации ПР компаний.

Ключевые слова: общество, стратегия, связь с общественностью, институт.

GENESIS OF INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF PUBLIC RELATIONS Annotation. The theoretical analysis of the main factors forming the genesis of public relations as an institutional mechanism for the effective development of

structural structures is carried out in the article. A number of substantiations of the main element of the PR, considered in the article, are given. Identified problem points in the formation of strategic actions regarding the systematization of PR companies.

Key words: society, strategy, public relations, institute.

Связи с общественностью в Российской Федерации все чаще привлекают внимание исследователей и практиков управления различных сфер общественной жизни. С переходом страны к демократии и рыночным отношениям интерес к данному социальному явлению непрерывно растет.

Связи с общественностью или «паблик рилейшнз» (от англ. «public relations») во всем мире известны в качестве важного элемента деловых отношений. Сегодня мы можем говорить о связях с общественностью как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления в работе коммерческих фирм и банков, правительств и государственных служб, некоммерческих организаций и благотворительных фондов [2]. Это неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формой деятельности, как частной фирмы, так и государства в целом.

Трансформация современного российского общества, его переходное состояние актуализируют научный интерес к управленческому потенциалу социальных институтов как факторов, обеспечивающих динамическую устойчивость российского общества. В связи с этим возникает необходимость в теоретическом осмыслении формирующихся институтов, появившихся в период российского транзита и оказывающих влияние на современные политические и социально-экономические процессы общества.

Широкий спектр взглядов на сферу связей с общественностью обусловил множество определений ПР. По оценкам различных исследователей, их насчитывается около тысячи. Анализ дефиниций дает совокупность следующих ключевых понятий. С одной стороны, ПР - это:

• наука, изучающая закономерности коммуникационного взаимодействия между организацией и средой;

• теория и метод достижения в обществе согласия по поводу предназначения и деятельности организации;

• конкретный перечень практических форм деятельности;

• механизм и социальная технология адаптации целей и социальной идеологии организации к проходящим в обществе изменениям;

• искусство формирования доброжелательного общественного мнения и привлекательного имиджа организации;

С другой стороны, ПР - совокупный ряд таких понятий, как общественные отношения, общественность, общественное мнение, коммуникативный менеджмент, общение, социологические исследования и

др.

Связям с общественностью посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей. Общие принципы деятельности по связям с общественностью изучены С. Блэком [1], А.Н. Чумиковым [5], Ф. Китченом [8], С.М. Емельяновым [3] и др.

Связи с общественностью сегодня получили статус одной из основных и значимых функций менеджмента. Они способствуют установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения, доверия, согласия и сотрудничества между организацией и общественностью.

Цель ведения деятельности по связям с общественностью во всех организациях - это создание внешней и внутренней социально-политико-психологической среды, благоприятной для успеха организации, обеспечение необходимого поведения среды в отношении организации. Основные группы участников среды организации представляют собой группы общественности, составляющие потенциальный спектр основных направлений деятельности ПР.

Целевые группы общественности и направления деятельности по связям с общественностью определяются стратегическими и ситуационными факторами. Такие группы могут быть представлены локальными местными сообществами, общественными организациями, государственными структурами и т.д.

Являясь управленческой функцией, связи с общественностью включает в себя следующие элементы:

1. Прогнозирование, анализ и интерпретацию общественного мнения, настроений и проблем, которые могут повлиять на действия и планы организации.

2. Консультирование руководства на всех уровнях организации по вопросам принятия важнейших решений, выбора направлений деятельности и информационной политики с учетом их последствий для общества.

3. Планирование и реализацию намерений организации повлиять в нужном направлении на общественную политику.

4. Исследование, реализация и оценка - на непрерывной основе -программ деятельности и информационной политики, позволяющих добиться общественного понимания на основе информированности. Это дает возможность организации достичь стоящих перед ней целей.

5. Постановку целей, планирование, формирование бюджета, управление ресурсами.

Российские связи с общественностью, несмотря на наличие определенных форм заимствования западных практик, обладают рядом собственных оригинальных характеристик и свойств. Это закономерно, потому что своеобразие общественных отношений и национальные черты накладывают отпечаток на существующие и вновь зарождающиеся виды деятельности, к которым относятся связи с общественностью.

Характеризуя институт связей с общественностью, М. Шишкина [9] отмечает такую особенность ПР, как полисубъектность, проявляющуюся в наличии базисного и технологического субъектов. Первый инициирует, а второй осуществляет профессиональную профильную деятельность. Идеи полисубъектности не являются новыми в научном дискурсе. Так, Т. Казачкова [4] интерпретирует это понятие следующим образом: «это форма -взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность и особый тип общности.

К новым институтам относятся связи с общественностью, переживающие существенную модернизацию и требующие анализа тех противоречий, которые возникают между значением, придаваемым этому институту, и его местом и ролью в обществе. Кроме того, современный дискурс информационного общества актуализирует более пристальное изучение информационно-коммуникативных эффектов социального взаимодействия в формирующихся институтах, характер их влияния на социум и друг на друга.

Становление ПР в постсоветский период было процессом трансформации многих видов социальных практик, в том числе в области коммуникаций, к которым принадлежит изучаемый феномен. Возникновение бизнес-структур, некоммерческих организаций, новых органов государственного управления вызвали потребность в более гибком регулировании отношений, общественно-профессиональной координации социальных явлений.

Стремление к упорядочиванию и систематизации социальной деятельности требовало структуризации, разработки понятных правил поведения и выполнения соответствующих предписаний. Институционализация российских связей с общественностью стала «ответом» на требование изменившейся социально-экономической и политической ситуации в стране.

Также к предпосылкам институционализации ПР можно отнести процесс глобализации и связанные с ней интенсификацию общественной жизни, рыночную конкуренцию, международную интеграцию, которые активизируют оформление связей с общественностью в самостоятельный институт.

В настоящее время, как никогда ранее стало понятно, насколько является важным процесс создания эффективной системы ПР относительно формирования положительного имиджа разных организационных элементов, разработка изначальных концепций будущих систем, составление и обсуждение проектов, учет мнений и интересов разных социальных групп, является важными аспектами в работе организаций.

Современная политика организационных структур, направленная на достижение поставленных целей, систематизирует свою работу в условиях

различных взаимодействий, имеющих разные экономические и социальные интересы.

По М.Л. Разу под ПР стратегией организации понимается специально систематизируемый в интересах фирмы, сформированный на характерных особенностях работы, внутренних закономерностях и качествах образ, который целенаправленно, внедряется в сознание потребителя [7].

Ж.-Ж. Ламбен, в своей работе под формированием положительно ПР понимает повышение престижа, формирование принадлежности к особому кластеру, в конечном итоге направленному на возвышение клиента [6].

В итоге хотелось бы подчеркнуть, что формирование ПР стратегии организационных структур в настоящее время стратегически важный шаг. Проводимые мероприятия по формированию ПР компаний являются для организаций важным ключом в продвижении на рынке и создания трамплина для развития и продвижения, что в свою очередь очень важно в нынешних рыночных условиях.

Применение многих из существующих технологий связей с общественностью предусмотрено инструкциями, т.е. является обязательным при организации деятельности организационных структур. В то же время становление научного знания о способах, методах и формах организации связей с общественностью несколько отстает от их стремительного развития и успешного практического применения в других сферах общественной жизни.

Теоретический базис технологий связей с общественностью требует дальнейшей разработки. Существование и применение технологий не отрицает возможности появления новых, более эффективных приемов, способов организации связей с общественностью.

Таким образом, теоретический анализ позволяет определить институционализацию российских связей с общественностью как постепенный переход к адаптации и типизации, который отражает уровень новых социальных реалий, выраженных в уменьшении неопределенности, обеспечении системности, проявляющихся в предсказуемости и постоянстве коммуникативных действий субъектов общественных отношений.

Связи с общественностью являются органичным компонентом организационного управления, функциональным явлением, направленным на оптимизацию принятия управленческих решений и реализацию стратегической политики. Демократические преобразования в России, информатизация всех сторон общественной жизни ставят перед органами управления совершенно новые задачи по взаимодействию с общественностью.

Использованные источники:

1.Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005.-С. 102110

2.Валовая М.Д. История, концепции, функции PR // Управление общественными отношениями. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - С. 49 - 69.

3.Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. - СПб.: Питер, 2005.-272 с.

4.Казачкова, Т.Б. Инновационность полисубъектного взаимодействия в образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.itiprao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 144:сопйпп ovpoHsub&catid=42:jaroslavlconfmater (дата обращения: 06.11.2011).

5.Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -С. 230-250

6.Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996. 433 с.

7.Менеджмент: учебник / кол. авторов; под ред. М.Л. Разу. - 2-изд. стер. -М.: КНОРУС, 2011. - 472 с.

8.Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2006.-230 с. 9.Шишкина, М.А. Из истории публичных коммуникаций (от Античности до Просвещения). - СПб.: Роза мира, 2005. - 101 с.

УДК 336.63

Матросов А.Н. экономист ООО «Даль ЭТО» Россия, Владивосток СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Аннотация: В статье рассматриваются подходы к определению инвестиционного проекта различных авторов. Даны определения различных видов эффективности инвестиционного проекта. Рассматриваются методы оценки инвестиционных проектов для выбора более перспективных с учетом мирового опыта. Рассмотрены существующие модели оценки инвестиций, описаны результаты и их пути реализации.

Ключевые слова: инвестиционный проект, методы оценки эффективности инвестиционных проектов, реализация инвестиционных проектов, коммерческая эффективность, мониторинг инвестиционной деятельности.

Под инвестиционным проектом понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели и требующих для своей реализации осуществления инвестиций. Под инвестиционной программой понимается совокупность (обычно взаимосвязанных) инвестиционных проектов, ориентированных на достижение заданной общей цели [1].

Трактовка понятия инвестиционного проекта отечественными учеными достаточно неоднозначна, поэтому для раскрытия сущности понятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.