Научная статья на тему 'Генезис и функции мотивов "алгъыш" ("благопожеланий")и "къаргъыш" ("проклятий") в крымскотатарском фольклоре'

Генезис и функции мотивов "алгъыш" ("благопожеланий")и "къаргъыш" ("проклятий") в крымскотатарском фольклоре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ТРАДИЦИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сеферова Ф.А.

Сеферова Ф. А. Генезис і функції мотивів «алгъыш» («благопожеланій») і «къаргъыш» («проклять») у кримськотатарському фольклорі / Ф. А. Сеферова // Вчені записки Таврійського національного університету імені В. І. Вернадського. Серія «Філологія. Соціальні комунікації». 2014. Т. 27 (66), № 3. С. 389-392.Стаття присвячена дослідженню древніх жанрових форм кримськотатарського фольклору, таких як «алг'иш» і «к'арг'иш». Виникнення цих понять обумовлено свідомістю первісної людини, вірою в магічну силу слова, змови, заклинання. У стародавні часи вважалося, що саме парфуми керують вчинками людей, дають благословення або насилають прокльони.Ключові слова: аксиологічні аспекти, традиція, фольклор.Seferova F. A. Genesis and function of motives “algysh” (“good wishes”) and “kargysh” (“curses”) in Crimean Tatar folklore / F. A. Seferova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. Series: Philology. Social communications. 2014. Vol. 27 (66), No 3. P. 389-392.Crimean Tatar folklore. As well as a verbal creation of other people. Reflects becoming of wold view, mentality of Crimean Tatar ethnos. In Crimean Tatar ceremonies, especially in wedding, we find the displaysof a different sort of taboos and procedures of initiation. Crimean Tatars, continuing ancient traditions, withacceptance of Islam, naturaly, accepted all norms of Muslim religion which ordered the limitations and prohibitions. These expressions are typically used in a positive sense, but they can acquire the values and the curse. They belong to the period when people were strong belief in the ability to influence the course of events or illness by performing certain procedures ceremony. "algysh" and " kargysh " are the fruit of certain ideas and attitudes of the people. However, some expressions formed in connection with the ancient customs, traditions and customs in the course of social history lost their original content. In the vocabulary of the Crimean Tatar language is quite a lot of expressions such as " oz bashyny Ashad " (" eat your head "), kurbanyn Olaya (" 'll be your victim "), " ayagynyn altynda Oley " ( "yes, I'm going to die at your feet ") and etc. These expressions are typically used in a positive sense, but they can acquire the values and the curse. They belong to the period when people were strong belief in the ability to influence the course of events or illness by performing certain procedures ceremony. The origin of "algysh" (good wishes) and "kargysh" (curse) is associated with ancient ideas and beliefs of people with a period Unarticulated human consciousness. The study of these ancient forms of genre, will greatly assist linguists, historians, ethnographers, orientalists, and everyone who is interested in the folklore and history of the Crimean Tatars.Key words: traditions, axiolical aspects, folklore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис и функции мотивов "алгъыш" ("благопожеланий")и "къаргъыш" ("проклятий") в крымскотатарском фольклоре»

Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 27 (66). № 3. 2014 г. С. 389-392.

УДК 82.512.145."19":[17+111.852]

ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИИ МОТИВОВ «АЛГЪЫШ» («БЛАГОПОЖЕЛАНИЙ») И «КЪАРГЪЫШ» («ПРОКЛЯТИЙ») В КРЫМСКОТАТАРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Сеферова Ф. А.

РВУЗ «КИПУ»

В крымскотатарской фольклористике ещё недостаточно внимания уделяется проблеме систематизации и классификации жанров фольклора. До настоящего времени исследователи не приступили к обсуждению принципов классификации, к выработке научной терминологии для архаических форм устного народного творчества. Статья посвящена исследованию древних жанровых форм крымскотатарского фольклора, таких как «алгъыш» и «кьаргьыш».

Ключевые слова: анимистические представления, традиция, аксиологические аспекты, фольклор.

Постановка проблемы. Крымскотатарский фольклор отличается жанровым синкретизмом и наличием в ней, вместе с высокохудожественными жанрами, более архаических форм, связанных с древнейшими представлениями и верованиями. Автором статьи рассмотрен широчайший круг источников, среди которых работы А.Н.Бернштама, З. Фрейда, Эвлия Челеби, Дортелли д'Асколи, Эшрефа Шемьи-заде, М.Велиджанова, Дж.Бекирова, Ш.Энвера и др. Собранные воедино, систематизированные и проанализированные сведения о древних жанровых формах крымскотатарского фольклора из столь обильного материала позволили автору статьи осветить такие виды фольклора, которые до настоящего времени не были предметом специального научного исследования. К ним, в частности, относятся такие формы народно-поэтического творчества, как «алгьыш» («благопожелания») и «кьаргьыш» («проклятия»). Считаем целесообразным, прежде всего, сосредоточить наше внимание на этимологии, формировании слов «алгьыш» и «кьаргьыш».

Общеизвестно, что анимистические представления и верования сыграли важную роль в появлении и использовании такого понятия, как «силы», делившиеся на светлые и тёмные или же «духи», делившихся на «добрых» и «злых». Возникновение этих понятий обусловлено сознанием древнего человека, верой в магическую силу слова, заговора, заклинания. Существовало мнение, что именно они, эти силы, эти духи, способствуют осуществлению желаний людей, управляют жизнью человека и определяют его поступки и дела. Возможно, что «ал-» и «кьар-» в словах «алгьыш» и «кьаргьыш» в действительности являются названиями духов, сил. Существенно, первое относится к духу - покровителю добра, а второе - к покровителю зла. Эти слова полисемичны. Например, «ал», кроме других значений, может выступать в значениях «положение», «состояние», «самочувствие», «обстоятельство», «румяный». Перечислять все слова, в словообразованиях которых участвует «ал-», нет надобности. С древних времён с помощью соответствующих слов и аффиксов люди создавали из «ал» и «кьар-(-а)» всевозможные пожелания добра, удачи и проклятия. К ним относятся такие по сей день бытующие выражения «кьара язы» («злая участь»), «кьара кунь» («чёрный день»), «бахты кьара» («чёрное счастье», т.е. «несчастье»), «кьара су» («чёрная вода»), «кьарсанба» («беда, напасть»), «кьара

яндыкъ» («чертополох»), «къаратикен («дурман») и др» [2]. Особого внимания заслуживает, по-нашему мнению, слово «къаарь». Как известно, в активной лексике современного крымскотатарского языка и в настоящее время употребляются такие выражения, как «мен къаарьлендим», «мени къаарь басты», «къара язылы» и т.д. В таких выражениях «къара», связанное с понятием страха, ужаса, наваждения, холода является названием тёмной силы, злого духа. Приведём пример из эпического произведения «Эдиге бий», где Эдиге обращается к своему противнику: « Кемал улу, кок Джанбай! Кери сёзли ит Джанбай! Сен къаранынъ улусынъ, Пул бер-геннинъ къулусынъ» [4, 40].

В древние времена считалось, что именно духи дают благословение или насылают проклятия, оберегают от опасностей, руководят поступками людей, «защищают людей от могущества и гнева богов и демонов, от опасностей, охраняют важные жизненные акты (инициация, брак, роды и т.д.)» [1, 37]. Страшным воздействием на человеческую психику обладает, по свидетельству доминиканца Дортелли Д,Асколи, «къаргъыш» - проклятие. 1634году, будучи в Кафе (Татарии) он отмечает: «На улицах главных городов стоят «фалджи» и «бакъыджи», как их называют, которые видят и предсказывают вопрошающим будущее, хорошее или дурное, гадая на книгах, на бардаках или крытых сосудах с водой, на костях, на стрелах. Но больше всего они прибегают к сглазу, называемому у них «назарлыкъ». Я был свидетелем изумительного действия оного особенно на женщин. Так, например, достаточно сказать женщине: «О какие чудные глаза! - и тотчас глаза у нея начинают слезиться и болеть, а затем она слепнет или же, намекая на работу девушки произнести: «Как хорошо она работает! - и немедленно руки девушки начинают дрожать, или же ея палец повреждается и т.п.» [3].

К словесной магии в её чистом виде можно отнести многочисленные «алгъыш-лар» - традиционные благопожелания. Приведём один из алгъышей, которое произносится в дни Къурбан байрам (Праздника жертвоприношения):

«Сойгъанынъ къабул олсун, Эджелинъ сабыр олсун, Дюньянъ мамюр олсун. Бу эвден алгъыш кетмесин, Бу эвге къаргъыш етмесин, Аман адам айткъандже Танъры этмесин, Танърымыз алгъыш этсин [6].

К словесной магии можно отнести и «юкъу алгъышы» - заговор сна. Мать напевает его ребёнку, когда тот капризничает, долго не засыпает:

«Юкъла, балам, юкъла айя-ай, Юкъу ананъ, санъа бал кетирди айя-ай. Узакълардан санъа сют кетирди айя-ай Юкъу анасы юкъла деди айя-ай» [5].

Существовало также и «йылан алгъыш» - «заклинание змей»: «Сары йылан, юрт йылан, Секиргенинъ - эр йылан, Йылышкъанынъ - чабик йылан, Юванъа кир йылан,Эткенинъни биль йылан. Мени, йылан, агълатма, Зе-эринъи ал йылан, Зеэринъи алмасанъ, Къартана бетинъе тюкюрир, йылан» [5]. Отметим, что алгъыш начинается с восхваления змеи, от неё переходят к просьбе и заканчивается угрозой. Следует отметить, что этот алгъыш считается действенным только в устах немногих людей, обладающих особыми способностями.

В крымскотатарском фольклоре существуют фольклорные жанры, показывающие роль птиц в проклятиях- «къаргъыше». Общеизвестно почитание лебедя не

390

ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИИ МОТИВОВ «АЛГЪЫШ» («БЛАГОПОЖЕЛАНИЙ») И «КЪАРГЪЫШ» («ПРОКЛЯТИЙ») В КРЫМСКОТАТАРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

только крымскими татарами, а также всеми тюркскими народами. Лебедь считался священной птицей: разорять гнездо, убивать лебедя запрещалось. Тем не менее, в эпосе «Эдиге бий» хан Тахтамыш проклинает священных птиц: «Акъкъу къушлар, къаз къушлар, Сизни сунгъур, боз къушлар Къанатынъыз толдырып Башынъыз-ны къайырсын! Эдигенинъ улы Нураддин - Алла бермесин мурадын Мени юр-ттан айыргъач Сизни де гольден айырсын!» [4,45].

Мотив проклятия звучит и в эпосе «Таир и Зоре». Зоре, провожая, Таира в город Мердим, поёт: «Гидер исенъ огърунъ олсун, Мердим шеэр ёлунъ олсун. Менден гъайры яр севсенъ, Джеллятлар бойнунъ урсун! Гидер исенъ огърунъ олсун, Де-рья-денъиз ёлунъ олсун. Менден гъайры яр севсенъ, Эки де козюнъ кёр олсун» [4,95].

Таким образом, «алгьыш» и «кьаргьыш» являются плодами определённых представлений и взглядов народа. Вместе с тем некоторые выражения, образованные в связи с древними обычаями, традициями и обрядами, в ходе общественно-исторического развития утрачивали первоначальное содержание. В словарном составе крымскотатарского языка довольно много таких выражений, как «озь башыны ашады» («сьел свою голову»), кьурбанынь олайым («стану твоей жертвой»), «аягьынынь алтында олейим» («да умру я у твоих ног») и т.д. Эти выражения употребляются обычно в положительном смысле, но могут приобрести и значения проклятия. Они относятся к тому периоду, когда в людях была сильна вера в возможность повлиять на ход событий или болезни путём выполнения определённой процедуры, обряда. Например, в эпосе «Эдиге бий» Эдиге говорит: «Шу кетиште ке-термен Темирхан магъа къол берсе, Худайым магъа ёл берсе, Шу Токътамыш ханынъны Аякъ асты хор этермен!» [4,44].

Известно, что материнское слово, клятва, молоко всегда считались священными. В сказках и дестанах даже дивы, пери не нарушали материнской клятвы и бла-гославляли мужественного героя на подвиг словами: «ананьы сютю саньа элял ол-сун» («да будет тебе впрок материнское молоко»). Материнское молоко считалось целебным средством. Считалось, что отцовское проклятие действеннее материнского, потому что материнское молоко будто бы ослабляет силу её проклятия. Мать могла проклясть неблагодарное дитя словами: «Сютюм бурнунъдан кельсин» (досл. «да выльется моё молоко у тебя из носа») - да не будет впрок тебе моё молоко [5].

Выводы и перспектива Формирование духовности общества невозможно без изучения культурных явлений и традиций прошлого. В устном творчестве крымских татар, как и в фольклоре других народов, отразились миропонимание, мен-тальность, представления и верования крымскотатарского этноса. На основе тщательного анализа указанных фольклорных произведений, мы приходим к выводу, что происхождение «алгьыш» (благопожелания ) и «кьаргьыш» (проклятия) связано с древними представлениями и верованиями людей, с периодом неоформившегося человеческого сознания.

Литература

1.Фрейд З.Тотем и табу / Зигмунд Фрейд. - СПб. «Азбука-классика», 2006. -256с.

391

2.Крымскотатарско-русский словарь (Сост.С.М.Усеинов- СМНПП-Диалог, 1994 - 395с.- На кр.тат.яз.)

3.Дортели д'Асколи Э. Описание Чёрного моря и Татарии / Эмидио Дортелли д'Асколи // ЗИООИД.- Одесса, 1902.-Т.24.

4.Бекиров Д. Къырымтатар халкъ агъыз яратыджылыгьы / Джафер Бекиров; Хрестоматия.- Т.: «Укитувчи», 1991.-2416.

5. Наша беседа с информатором Эльмирой Кокиевой (Коки). (Род. в1936г. с.Корбек Алуштинского р-на). Записи на фольклорной практике. 24.07. 2011г.

6.Наша беседа с информатором Эскендером Мустафаевым (Род. в 1928г. с.Темирчи Алуштинского р-на). Записи на фольклорной практике 12.07.2011г.

Сеферова Ф. А. Генезис i функцй мотивш «алгъыш» («благопожеланш») i «къаргъыш» («про-клять») у кримськотатарському фольклорi / Ф. А. Сеферова // Вчеш записки Таврiйського нацюналь-ного ушверситету iменi В. I. Вернадського. Серiя «Фшологш. Соцiальнi комушкацп». - 2014. - Т. 27 (66), № 3. - С. 389-392.

Стаття присвячена дослщженню древшх жанрових форм кримськотатарського фольклору, таких як «алг'иш» i «к'арг'иш». Виникнення цих понять обумовлено свiдомiстю первгсно1 людини, вiрою в магiчну силу слова, змови, заклинання. У стародавнi часи вважалося, що саме парфуми керують вчин-ками людей, дають благословення або насилають прокльони.

Ключовi слова: аксиологiчнi аспекти, традищя, фольклор.

Seferova F. A. Genesis and function of motives "algysh" ("good wishes") and "kargysh" ("curses") in Crimean Tatar folklore / F. A. Seferova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. -Series: Philology. Social communications. - 2014. - Vol. 27 (66), No 3. - P. 389-392.

Crimean Tatar folklore. As well as a verbal creation of other people. Reflects becoming of wold view, mentality of Crimean Tatar ethnos. In Crimean Tatar ceremonies, especially in wedding, we find the displays of a different sort of taboos and procedures of initiation. Crimean Tatars, continuing ancient traditions, with acceptance of Islam, naturaly, accepted all norms of Muslim religion which ordered the limitations and prohibitions. These expressions are typically used in a positive sense, but they can acquire the values and the curse. They belong to the period when people were strong belief in the ability to influence the course of events or illness by performing certain procedures ceremony. "algysh" and " kargysh " are the fruit of certain ideas and attitudes of the people. However, some expressions formed in connection with the ancient customs, traditions and customs in the course of social history lost their original content. In the vocabulary of the Crimean Tatar language is quite a lot of expressions such as " oz bashyny Ashad " (" eat your head "), kurbanyn Olaya (" 'll be your victim "), " ayagynyn altynda Oley " ( "yes, I'm going to die at your feet ") and etc. These expressions are typically used in a positive sense, but they can acquire the values and the curse. They belong to the period when people were strong belief in the ability to influence the course of events or illness by performing certain procedures ceremony. The origin of "algysh" (good wishes) and "kargysh" (curse) is associated with ancient ideas and beliefs of people with a period Unarticulated human consciousness. The study of these ancient forms of genre, will greatly assist linguists, historians, ethnographers, orientalists, and everyone who is interested in the folklore and history of the Crimean Tatars.

Key words: traditions, axiolical aspects, folklore.

Поступила в редакцию 03.03.2014 г.

392

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.