Научная статья на тему 'Генезис и эволюция инновационных подходов в работе педагогов с одаренными учащимися: общеметодологический аспект исследования'

Генезис и эволюция инновационных подходов в работе педагогов с одаренными учащимися: общеметодологический аспект исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АСПЕКТ / ASPECT / АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГЕНЕЗИС / GENESIS / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / METHODOLOGY OF RESEARCH / ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ / GENERAL METHODOLOGICAL ASPECT OF RESEARCH / ОДАРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / GIFTED STUDENTS / ПОДХОД / ПОДХОД ИННОВАЦИОННЫЙ / INNOVATIVE APPROACH / ПРОЦЕСС / PROCESS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMING / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / ASPECT OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безносов А.Э.

Автор в статье рассматривает общеметодологический аспект исследования процессов зарождения, формирования и развития инновационных подходов как в образовательной деятельности в целом, так и в работе педагогов с одаренными учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS AND EVOLUTION OF INNOVATIVE APPROACHES IN TEACHERS WORK WITH GIFTED STUDENTS: GENERAL METHODOLOGICAL ASPECT OF RESEARCH

The author examines the general methodological aspect of researching originating, formation and development of innovative approaches both in education in general and in teachers work with gifted students.

Текст научной работы на тему «Генезис и эволюция инновационных подходов в работе педагогов с одаренными учащимися: общеметодологический аспект исследования»

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

GENESIS AND EVOLUTION OF INNOVATIVE APPROACHES IN TEACHERS' WORK WITH GIFTED STUDENTS: GENERAL METHODOLOGICAL ASPECT OF RESEARCH

А. Э. Безносов

Автор в статье рассматривает общеметодологический аспект исследования процессов зарождения, формирования и развития инновационных подходов как в образовательной деятельности в целом, так и в работе педагогов с одаренными учащимися.

Ключевые слова: аспект, аспект исследования, генезис, инновация, методология, методология исследования, общеметодологический аспект исследования, одаренные учащиеся, подход, подход инновационный, процесс, развитие, формирование, эволюция.

A. V. Beznosov

The author examines the general methodological aspect of researching originating, formation and development of innovative approaches both in education in general and in teachers' work with gifted students.

Keywords: aspect, aspect of research, genesis, innovation, methodology, methodology of research, general methodological aspect of research, gifted students, innovative approach, process, development, forming, evolution.

Культурно-исторические процессы и политические трансформации, происходящие в современной России, способствовали осознанию и актуализации личностных доминант, повышению значимости индивидуальности каждого человека и подрастающего человека, в частности, обусловили направленность общества на вычленение таланта и ориентацию человека на высокоэффективную профессиональную самореализацию.

Подобный переход затронул и систему образования, которая отреагировала усилением внимания к одаренным подрастающим личностям, интеллектуальные и творческие потенции которых в современном педагогическом пространстве рассматриваются с позиций интеллектуального капитала государства.

Психолого-педагогические исследования последних лет обоснованно доказали необходимость создания определенной психолого-педагогической среды для работы с одаренными учащимися. Такой подход обусловлен прежде всего тем, что наибольшая самореализация одаренных учащихся не может быть реализована в рамках традиционной системы образования.

В зарубежной теории и практике проблемы одаренности, ее сущность и виды, а также возрастные характеристики рассматриваются такими учеными, как: Дж. Гилфорд, Р. Кэттелл, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др. [1; 2].

Рассмотрение данной проблематики в отечественной науке представлено в трудах И. С. Авериной [3], А. Г. Асмо-лова [4], Ю. Д. Бабаевой [5], Д. Б. Богоявленской [6], А. М. Матюшкина [7], В. И. Панова, А. И. Савенкова [8], Д. В. Ушакова [9], М. А. Холодной [10], В. Э. Чудновского, В. Д. Ша-

дрикова [11], Г. Т. Шпаревой [12], Н. Б. Шумаковой [13], Е. С. Щеблановой [14], В. П. Эфроимсона и др.

Проанализировав научные исследования в области изучения одаренных учащихся, следует отметить, что фактически основным направлением было изучение интеллекта и креативности. В рамках данного направления было сформировано множество подходов, среди которых можно выделить следующие:

- психофизиологическое направление, в котором рассматривалась корреляционная зависимость между показателями функционирования конкретных структур центральной нервной системы (ЦНС) и степенью успешности решения интеллектуальных задач [15];

- психогенетическое направление, в рамках которого изучаются средовые детерминанты и генотипические основы развития креативности, интеллекта, когнитивных функций [16];

- психометрическое направление, в рамках которого реализовывается психометрия когнитивных функций и интеллекта [17; 18];

- социально-психологическое направление, в котором особое внимание уделено рассмотрению корреляционных зависимостей социального статуса индивида, уровня аффективного развития с интеллектуальными способностями. Представителями данного направления являются А. Г. Асмолов, В. С. Мухина, А.-Н. Перре-Клермон, А. Танне-баум, Ф. Уильямс и др. [19-22].

Особое место в ряду современных концепций одаренности занимает «рабочая концепция одаренности» (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, А. В. Брушлинский, Ю. Д. Бабаева, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В. И. Панов, И. В. Калиш, М. А. Холодная,

Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич). Вышеперечисленные авторы выделяют в основном два фактора одаренности, являющиеся, по их мнению, ведущими: «инструментальный» и «мотивационный».

Важной особенностью современного понимания одаренности (и это нашло отражение в данной статье) является то, что одаренность рассматривается не как константная, а как динамическая характеристика. Это понимание привело к созданию теоретических моделей развития одаренности, в которые включены, наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, еще и факторы среды (Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, А. Таннебаум и др.). Необходимо также отметить, что динамический подход в значительной мере, по мнению автора, лишает идею одаренности налета элитарности.

В рамках системы образования следует отметить также и значимость современных тенденций регионализации образования, которые обуславливают рассмотрение проблем одаренности учащихся в контексте культурно-образовательной среды, где использование развивающего потенциала данной среды способствует формированию национальной элиты. В данном направлении национальная элита рассматривается автором как наиболее духовная, нравственная и интеллектуальная часть нашего российского общества на современном этапе его развития, и поэтому автор придерживается мнения, что данная проблема является одной из наиболее актуальных проблемы современной российской школы [23].

Таким образом, проанализировав основные направления изучения проблематики одаренности учащихся, мы можем сформулировать ряд противоречий, выявленных по ходу проведения изучения информационного материала:

- между назревшими и актуализирующимися потребностями современного российского общества в развитой, творческой и самоактуализирующейся личности и отсутствием ресурсной образовательной среды;

- между регламентированностью учебно-воспитательного процесса и необходимостью дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса в контексте создания условия проявления одаренности личности.

Исходя из данных выявленных противоречий современного российского образовательного пространства, автор и определяет основные методологические основания своего исследования. В этом случае объект исследования рассматривается как процесс развития инновационных подходов в современной отечественной педагогике, предмет исследования выступает в виде различных подходов в работе с одаренными учащимися на современном этапе развития российской педагогики.

Исходя из этого определяем, что цель исследования есть анализ эволюции инноваций в подходах к работе с одаренными учащимися на различных этапах развития педагогики.

Автор считает необходимым отметить и представить свой личностный подход к проблеме одаренности, так как в рамках своего исследования предполагает, что «Авторская инновационная модель работы педагогов с одаренными учащимися» базируется на концептуальных положениях дифференциации, куль-туросообразности, интегративности, диагностичности и прогнозирования.

Важной особенностью одаренности является и тот уже упоминающийся факт, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она эволюционирует и существенно, качественно меняется в ходе развития. Динамический подход в значительной мере лишает разработку данной проблемы налета элитарности и способствует развитию одаренности. Так как одаренность -не статичный (константный) личностный показатель, то это постоянно развивающийся потенциал, существующий только в динамике, постоянно находящийся в движении, в развитии, а потому практически непрерывно меняющийся.

Это делает особенно значимой уже не проблему обучения одаренных учащихся, а проблему развития одаренности учащихся профессионального учреждения, или, говоря иначе, проблему развития потенциала личности каждого учащегося, поэтому рассмотрим более подробно основы динамической теории одаренности.

Ее основные положения, предложенные в теории Л. С. Выготского, опираются, в свою очередь, на идеи И. П. Павлова («рефлекс цели»), А. Адлера («сверхкомпенсация») и Т. Липса («теория запруды»). Основной тезис динамической теории одаренности - не статический, а динамический характер одаренности. Поэтому совершенно очевидна неизбежность динамического подхода в работе педагогов, так как бесперспективна работа со «статической» одаренностью, данной или не данной раз и навсегда.

Основные положения «Авторской инновационной модели работы педагогов с одаренными учащимися», задающие принципы работы с одаренностью:

1. Принцип социальной обусловленности. Все развитие подрастающей личности - это процесс приспособления к окружающей социальной среде, поэтому важнейшим фактором являются именно препятствия, неприспособленность учащегося, которые и задают направления развития.

2. Принцип перспективы будущего. Упомянутое уже направление развития определяется тем, какие препятствия возникают в процессе развития. Преграды становятся «целевыми точками» развития.

3. Принцип компенсации. Наличие препятствия мобилизует психические функции «вокруг» возникшего препятствия. Но существует опасность того, что компенсация может пойти по ложному пути (ложная компенсация), что может привести к искажению развития личности.

В соответствии с данными положениями «Авторской инновационной модели работы педагогов с одаренными

учащимися» работа с одаренными учащимися делится автором на три сферы:

- «когнитивного развития», то есть развития любознательности, сверхчувствительности к проблемам, познавательной самодеятельности и др.;

- «психосоциального развития» в рамках перфекцио-низма, социальной автономности, лидерства и др.;

- «физического развития».

Определенная автором и вышеприведенная цель исследования обуславливают решение следующих задач.

Задачи теоретического уровня:

- выявить психолого-педагогические условия работы педагогов с неоднородными группами;

- дать характеристику неоднородным группам учащихся;

- выявить закономерности и особенности отечественной и зарубежной педагогической теории и практики в работе с неоднородными группами;

- обосновать основания формирования подходов работы педагогов с одаренными учащимися в современной отечественной педагогике;

- классифицировать подходы к работе педагогов с одаренными учащимися.

Задачи методологического уровня:

- провести анализ практического опыта реализации подходов к работе педагогов с одаренными учащимися;

- определить теоретические основы инновационных подходов к работе с одаренными учащимися в современном российском образовании;

- разработать «Авторскую инновационную модель работы педагогов с одаренными учащимися»;

- выявить методические аспекты реализации авторской инновационной модели работы педагогов с одаренными учащимися в практике функционирования современного российского профессионального образования.

Источниковая база исследования представляет собой следующий конгломерат современного научно-исследовательского материала: монографии, диссертационные исследования, статьи отечественных и зарубежных ученых, материалы научных семинаров, симпозиумов и конференций, в той или иной мере рассматривающие вопросы данной исследовательской авторской проблематики, а также работы современных российских и зарубежных ученых, представляющих разные направления общественной и педагогической мысли, затрагивающие в процессе научного поиска актуальные проблемы обеспечения позитивного общественного развития и прогрессивных и эффективных педагогических инновационных технологий.

Методологической основой авторского исследования является системно-функциональный подход к анализу формирования и практической реализации педагогических новшеств в контексте использования положительного опыта советских педагогических экспериментов и современных работ.

Также используется междисциплинарный подход, позволяющий рассмотреть соотношение вопроса использования опыта указанных педагогических систем для построения современной инновационной среды с предметным полем гуманитарных дисциплин.

Методы исследования: периодизации, сравнения, ретроспективы, изучения документов, прогнозирования и элементы контент-анализа.

Исследование проводилось в течение 3 лет (с 2009 по 2011 г.) в несколько этапов.

На первом этапе исследования - теоретико-поисковом (2009-2010 гг.) - проводился анализ состояния проблемы и ее осмысление в педагогике, психологии, философии, социологии; определялись научный аппарат исследования, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологические основы, база опытно-экспериментальной работы; проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе - аналитическо-методологи-ческом (2010 г.) - реализовывался анализ практического опыта реализации подходов к работе педагогов с одаренными учащимися, определены теоретические основы инновационных подходов к работе с одаренными учащимися в современном российском образовании; сформулированы основные методологические основы «Авторской инновационной модели работы педагогов с одаренными учащимися».

На третьем этапе - внедренческо-коррекционном (2011 г.) - уточнялись принципы и концептуальные положения «Авторской инновационной модели работы педагогов с одаренными учащимися», пути и средства реализации принципов инновационной работы с одаренными учащимися, выявлялись методические аспекты реализации авторской инновационной модели работы педагогов с одаренными учащимися в практике функционирования современного российского профессионального образования.

Практическая значимость исследования выражается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, можно учитывать как при рассмотрении ключевых проблем общего развития российской образовательной системы, так и при анализе современного педагогического процесса во множестве его проявлений: в политическом, культурном, социальном и других измерениях.

Кроме этого, теоретическое значение имеет структурный и стадиальный анализ генезиса и развития инновационных подходов.

Теоретические обобщения и выводы могут быть приняты к сведению органами государственной власти, компетенцией которых является формирование и осуществление политики в сфере образования. Предложенные автором исследования компоненты программы построения педагогической среды в образовательных учреждениях могут быть использованы как руководством учреждений, так и кадровым составом.

Апробация работы проходила в лаборатории анализа инновационных процессов в начальном и среднем

профессиональном образовании Института инновационной деятельности в образовании РАО.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М., 1965. - С. 433-456.

2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.; Воронеж, 1997.

3. Щебланова Е. И., Аверина И. С., Хеллер К., Пер-лет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования одаренности // Вопросы психологии. - 1996. -№ 1. - С. 97-107.

4. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.; Воронеж, 1996. - 767 с.

5. Бабаева Ю. Д. Психология одаренности учащихся и подростков. - М., 1996. - 407 с.;

6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М., 2002.

7. Матюшкин Л. M. Загадки одаренности: пробл. практ. диагностики. - М., 1993. - 127 с.

8. Савенков А. И. Путь к одаренности. СПб., 2004. - 272 с.

9. Ушаков Д. В. Одаренность, интуиция, творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М., 1997. - С. 78.

10. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М., Томск, 1997. - 392 с.

11. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - 2-е изд. - М., 1996. - 318 с.

12. Шпарева Г. Т. Организационно-педагогическая деятельность по развитию одаренности как основы элитарного образования. - М., 2001. - 294 с.

13. Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных учащихся // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 34.

14. Щебланова Е. И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 97.

15. Лебедев А. Н. Единицы памяти и связанные с ними особенности речи // Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т. Н. Ушаковой. - М.: Наука, 1985. -С.26-44.

16. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григорен-ко Е. А. Психогенетика. - М., 1999. - 445 с.

17. Cattel R. B. Abilities: Their structure, growth and action. - Boston: Houghton Mifflin, 1971. - XXII. - 583 p., il.

18. Raven J. C. Guide to the Progressive Matrices. -London: Lewis, 1960.

19. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.; Воронеж, 1996. - 767 с.

20. Мухина В. С. Детская психология. - М.: Апрель-пресс, 2000.

21. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта учащихся / Пер. с франц. - М., 1991.

22. Tannenbaum A. J. Giftedness: a Psychosocial Approach // Conceptions of Giftedness. - Cambridge, 1986. - P. 21-52.

23. Удычак Ю. Ю. Система работы с одаренными учащимися в условиях национальной школы: Автореф. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.