Научная статья на тему 'Генезис и экономическая природа услуг торговли'

Генезис и экономическая природа услуг торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГА / ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ УСЛУГА / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карх Дмитрий Андреевич

Рассмотрены эволюционные подходы к развитию торговли и ее услуг, различные точки зрения на их роль и место в системе экономических отношений. Дано определение понятия «услуга торговли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис и экономическая природа услуг торговли»

КАРХ Дмитрий Андреевич

Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и экономики торговли, декан заочного факультета

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные телефоны: (343) 257-02-08, 251-96-75 e-mail: dkarh@mail.ru

Генезис и экономическая природа услуг торговли

Ключевые слова: услуга; торговля; торговая услуга; рыночные отношения.

Аннотация. Рассмотрены эволюционные подходы к развитию торговли и ее услуг, различные точки зрения на их роль и место в системе экономических отношений. Дано определение понятия «услуга торговли».

Развитие взглядов на понятие услуг торговли тесно связано с эволюцией взглядов на саму торговлю.

В условиях командной экономики вся торговля рассматривалась как посредник между производителем и потребителем. Основная функция торговли сводилась к посреднической функции, но она не характеризовалась как услуга.

В условиях жесткой централизации, наличия системы распределения и планирования торговля трактовалась как отрасль народного хозяйства, осуществляющая товарное обращение предметов потребления, как деятельность, которая направлена на доведение товаров народного потребления от производителя до потребителя путем купли-продажи.

Практика статистического учета предполагала общее деление народного хозяйства на две части: материальное производство и непроизводственная сфера. При этом к сфере материального производства относились все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продукта, энергии и формы перемещения грузов. Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образовывали непроизводственную сферу деятельности [3. С. 86].

Торговля как отрасль относилась к непроизводственной сфере, деятельность которой разделялась на процесс продажи товаров и услуг, т. е. услуги являлись дополнением к основной деятельности и «выносились» за пределы продажи [4. С. 55].

Экономисты советского периода не рассматривали торговлю как услугу, акцентируя свое внимание на удовлетворении запросов населения: «торговля в социалистическом обществе призвана способствовать росту народного благосостояния и полному удовлетворению запросов людей» [Там же].

Однако планово-распределительная система управления предполагала жесткое прикрепление производственных предприятий к предприятиям розничной и оптовой торговли, не допускала самостоятельности торговли в выборе поставщиков товаров и определении объемов и структуры реализуемых товаров. Цены на реализуемые товары не зависели от предоставляемых услуг и определялись прейскурантом, а потребности покупателей определялись исходя из установленного прожиточного минимума. Перечень предоставляемых населению услуг был крайне скуден и включал преимущественно услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения: доставка товара, раскрой ткани, нарезка мясных изделий, подгонка одежды по фигуре покупателя и др.

© Карх Д. А., 2009

По мере развития рыночных отношений формировался новый взгляд на данную проблему. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что степень экономического развития страны в целом определяется уровнем благосостояния ее населения, в том числе и удовлетворенностью его в товарах и услугах.

В условиях развития рыночных отношений произошла трансформация взглядов на понятие, сущность и функции торговли. Торговлю рассматривают в качестве организатора и регулятора потребительского рынка, эффективность которого во многом зависит от состава и качества услуг, предоставляемых в торговле.

«Торговля потребительскими товарами - совокупность операций купли-продажи товаров, происходящих во времени и пространстве, организованных в определенной последовательности с целью предоставления материальных благ потребителям в таком виде, в таком месте, которые соответствовали бы их требованиям» [4. С. 57], т. е. требования потребителей предполагают широту и качество предоставляемых услуг.

Объектом отношений обмена на потребительском рынке является продукт труда, удовлетворяющий платежеспособный спрос. Процесс продвижения продукта от производителя к потребителю в условиях рынка осуществляется при соблюдении двух условий:

во-первых, объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения;

во-вторых, объекты обмена должны удовлетворять потребностям, т. е. быть качественно различными, обладать потребительской стоимостью и быть востребованными потребителем.

Обмен на потребительском рынке между его субъектами предполагает наличие посредника, предоставляющего услуги по организации и непосредственному осуществлению товарно-денежного обращения. Таким посредником и выступает торговля. Специфика современной торговли состоит в том, что ее социально-экономическая миссия реализуется на базе непрерывного кругооборота товаров и услуг.

Торговля выражает и представляет интересы потребителей на рынке товаров и услуг. Она берет на себя обязанности по сохранности потребительских свойств товаров, поступающих от производителей. Дорабатывая, комплектуя товары1 обслуживая покупателей на всех стадиях купли-продажи, торговля не только сохраняет, но и увеличивает потребительскую стоимость товаров, улучшает их свойства.

Торговля, уровень ее развития, степень интегрированности, ее экономический потенциал определяют уровень жизни населения и степень его благосостояния, ибо она по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров конечным потребителям.

Торговля выступает как неотъемлемый элемент структуры рыночной экономики, восстанавливающий единство производства и потребления, как составляющий элемент логистической системы товародвижения, связанный с перемещением товаров из сферы производства в сферу потребления и обеспечивающий достаточно устойчивую связь между основными агентами рынка.

Ряд экономистов-отраслевиков и маркетологов торговли дают прямое определение «торговая услуга»: услуга есть результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи [1].

Торговые услуги - это потребительные стоимости торгового труда, имеющего своим полезным эффектом осуществление смены форм стоимости [2. С. 223.].

Услуга - это результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров [3. С. 56].

Услуги - неосязаемые блага, покупаемые потребителями, но без перехода собственности на них [5. С. 65].

Ряд авторов определяет услуги торговли как распределительные услуги, тем самым отождествляя торговлю только с распределением в сфере товарного обращения.

В последние годы экономисты все чаще трактуют работу торговли как совокупность услуг, оказываемых производителю и потребителю посредством организации купли-продажи товаров. Например, профессор Т. И. Николаева утверждает: «Услуга торговли - это совокупность мероприятий, действий или выгод, которые торговля может предложить потребителю» [4. С. 57]. Мы разделяем это мнение. Действительно, производитель, продавая товар, освобождается от работ по сбыту своей продукции, а потребитель приобретает товар в нужном ассортименте, месте и в удобное время, в кратчайшие сроки и с наименьшими расходами.

Рассматривая сущность торговых услуг, большинство исследователей полностью переносят на них положение экономической теории. Услуги торговли характеризуются либо как действия в сфере движения товаров в сфере обращения, либо как результат взаимодействия продавца и покупателя. Авторы, рассматривающие свойство услуг, выделяют их неосязаемость, несохраняемость, неразделимость производства и потребления услуг, изменчивый характер их качества.

Учитывая различные точки зрения на понятие сущности услуг, их место в системе экономических отношений, современные тенденции развития, мы под услугой торговли понимаем совокупность мероприятий, действий или выгод, которые торговля может предложить потребителю, связанных или не связанных с товаром, обладающих определенными свойствами (неосязаемость, неотделяемость от производителя, несохраняемость, непостоянство качества), являющихся объектом купли-продажи и способных удовлетворить потребности потребителя. Являясь неотъемлемой частью рыночной экономики, торговля оказывает ряд свойственных только ей услуг, сущность которых состоит в полезном действии труда по организации и осуществлению товарного обращения, в результате чего удовлетворяются потребности населения в необходимых предметах. Будучи посредником между сферой производства и сферой потребления, торговля на основе товарно-денежных отношений оказывает производственным предприятиям услуги по доведению произведенных ими изделий до населения, а ему - услуги по организации продажи этих изделий и созданию благоприятных условий для возможно максимального удовлетворения покупательского спроса. Таким образом, основные функции торговли раскрываются через две основополагающие услуги этой отрасли, отражающие ее сущность и место в общественном производстве:

первая - услуга по смене формы стоимости и возмещению при этом общественно необходимых затрат на производство товаров;

вторая - услуга по доведению товаров как общественных потребительных стоимостей от производства до сферы потребления (производственного и личного) с осуществлением всей деятельности, связанной с перемещением материально-вещественных благ в процессе общественного воспроизводства.

Таким образом, торговля не просто взаимодействует с потребителем, она обеспечивает реализацию экономических интересов обеих сторон. При этом интерес потребителя в сфере торговли состоит в получении адекватного спросу объема потребительских благ, необходимых для жизнедеятельности. Интерес торговли, осуществляющей услуги потребителям, заключается в достижении таких экономических результатов, как объем товарооборота, прибыль, конкурентоспособность.

Источники

1. ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.

2. Беквит Г. Четыре ключа к маркетингу услуг : пер. с англ. М. : Альпина, 2004.

3. Воронин В. П. Повышение комфортности торговых услуг. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1997.

4. Николаева Т. И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1996.

5. Платонова Н. А., Биндиченко Е. В. Сфера услуг: проблемы и перспективы. М. : ВЕГА ИНТЕЛ XXI, 2000. Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.