Научная статья на тему 'Генезис феномена «Педагогическая поддержка школьника»'

Генезис феномена «Педагогическая поддержка школьника» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНИКА / ВАРИАТИВНЫЕ ТАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧЕНИКА / PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE STUDENT / VARIETY OF TACTICS OF PEDAGOGICAL SUPPORT / THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVE EXPERIENCE OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туктагулова М. Н.

Статья посвящена теоретическому осмыслению генезиса феномена «педагогическая поддержка школьника», а также поиску доминирующих вариативных тактик педагогической поддержки учащегося на разных этапах его возрастного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туктагулова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the theoretical understanding of the genesis of the phenomenon of "pedagogical support of the student", as well as search of the dominant variety tactics of pedagogical support of the student at different age stages

Текст научной работы на тему «Генезис феномена «Педагогическая поддержка школьника»»

ГЕНЕЗИС ФЕНОМЕНА

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНИКА»

М.Н. Туктагулова

Аннотация. Статья посвящена теоретическому осмыслению генезиса феномена «педагогическая поддержка школьника», а также поиску доминирующих вариативных тактик педагогической поддержки учащегося на разных этапах его возрастного развития.

Ключевые слова: педагогическая поддержка школьника, вариативные тактики педагогической поддержки, развитие субъектного опыта ученика.

Summary. This article is devoted to the theoretical understanding of the genesis of the phenomenon of "pedagogical support of the student", as well as search of the dominant variety tactics of pedagogical support of the student at different age stages.

Keywords: pedagogical support of the student, variety of tactics of pedagogical support, the development of subjective experience of the student.

144

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования ориентированы на новое целепо-лагание и обновление содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников педагогического процесса, новые требования к образованности его субъектов - ученика и учителя.

Д.А. Медведев, выступивший в 2010 г. на церемонии открытия Года учителя с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», подчеркнул, что это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования. Смысл этого документа состоит в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них

интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить учащихся к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны [1].

В развитии этой мысли А.Н. Новиков подчеркивает: «... приходит понимание образования как достояния личности, средства ее самореализации в жизни, средства построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и методы, и роль педагога» [2, с. 43].

Данная статья посвящена теоретическому осмыслению генезиса феномена «педагогическая поддержка школьника», а также поиску доминирующей вариативной тактики педагогической поддержки учащегося на разных этапах его возрастного развития.

ЕК

Действительно, в соответствии с новыми стандартами учитель должен уметь выстраивать в современной информационной образовательной среде учебный процесс, обеспечивающий саморазвитие и самоактуализацию школьника. При этом «во главу угла» ставится развитие у учащихся умений самостоятельно приобретать и применять знания в соответствии с личностными целями и потребностями, творчески мыслить, находить нестандартные решения актуальных проблем.

Сам же процесс обучения планируется, организуется и направляется педагогом как результат его совместной деятельности с учащимся в соответствии с содержанием образования, личностным опытом, познавательными интересами и потребностями школьника.

Для решения этих задач учителю во взаимодействии с учащимся необходимо «выступать не как руководителю, а как фасилитатору учения», создающему благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения школьника, стимулирующему его познавательные мотивы, утверждающему атмосферу педагогической поддержки [3, с. 10].

Такой переход от «учителя, ведущего за собой ученика», к педагогу, создающему условия для раскрытия потенциала учащегося в процессе обучения, возможен, если учитель «выстраивает» взаимодействие со школьником на принципах педагогической поддержки.

Методологические и культурные основания педагогической поддержки в образовании связаны с гуманистическими традициями и антропологическим подходом в построении педагогического знания и практики.

Феномен «педагогическая поддержка», получивший целостное обо-

снование в концепции О.С. Газмана, нашел свое развитие в дальнейших исследованиях Т.В. Анохиной, Н.Б. Крыловой и др. Многоаспектность содержания понятия педагогической поддержки подчеркивает значимость осмысления сущности этого явления.

Мы разделяем существующие точки зрения на суть этого феномена. В исследовании под педагогической поддержкой мы понимаем деятельность педагога, ориентированную на личностное развитие учащегося в ситуации решения им (самостоятельно или совместно с учителем) проблем, связанных с успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Такое понимание позволяет нам обозначить специфическую задачу педагогической поддержки, состоящую в помощи растущему человеку в самоопределении и самореализации, направленности действий педагога на успешность каждого школьника в процессе учения, его личностное развитие и формирование самостоятельности в ситуации решения трудностей в обучении и профессиональном самоопределении.

При этом учитель, работающий в русле педагогической поддержки, обеспечивает каждому ученику субъект-ность, успешность, развитие потенциальных возможностей, создает условия для самоопределения, самоидентификации и самореализации школьника, помогает в его становлении как личности.

Педагогическая поддержка, обладающая гибкостью и вариативностью, нужна каждому ученику, на всех ступенях школьного образования. Безусловно, она необходима учащемуся, испытывающему затруднения в обучении, напряженность в отношениях с одноклассниками, учителями и родителями. Но не в

145

4 / 2013

Преподаватель XXI

ВЕК

146

меньшей степени в педагогической поддержке нуждается успешный, одаренный школьник, способности которого необходимо выявлять и развивать.

Мы считаем необходимым отметить, что педагог выступает субъектом, направляющим становление личности ученика на всех этапах его возрастного развития.

Педагогическая поддержка предполагает многообразие тактик: «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие», которые имеют единую концептуальную основу. Тактики применяются последовательно, отражают конкретный смысл, который приобретает поддержка в зависимости от того, каким образом будет поступать учитель по отношению к проблеме и действиям школьника. В деятельности педагога в зависимости от возраста ученика, его индивидуальных особенностей, субъектного опыта та или иная тактика может быть доминирующей. Отслеживая динамику развития субъектного опыта ученика, педагог варьирует тактики, тем самым оказывает реальную поддержку в развитии учащегося.

Исследователи отмечают: «...с определенной долей уверенности можно сказать, что содержание педагогической деятельности должно учитывать возраст, взросление, возрастные кризисы и динамику саморазвития» [4, с. 65]. По мере «взросления» школьника, изменения его возрастных возможностей меняются и содержание, и «стиль» педагогической поддержки.

Наш опыт показывает, что учитель пачальпых классов, в первую очередь реализует тактики «защита» и «помощь».

Тактика защиты применяется учителем в случае, если школьник не проявляет активности и стремления решать проблему, возникшую в процессе

обучения (например, не понял учебный материал, не выполнил домашнее задание, получил неудовлетворительную отметку и т.п.). В этих условиях ученик, как правило, занимает «позицию жертвы», зависит от внешних обстоятельств, боится негативной оценки со стороны одноклассников и учителя, при сравнении себя с другими обнаруживает свои недостатки, считает себя неудачником.

В отличие от тактики защиты тактика помощи рассчитана на учеников, которые сами блокируют свою активность в учебной деятельности, так как не могут побороть страх перед внешней оценкой. Тактика помощи направлена на создание условий, при которых младший школьник получает возможность действовать на уроке в атмосфере эмоциональной поддержки и комфорта, что, в свою очередь, помогает ему разблокировать активность и начать самостоятельно принимать решения.

Итак, влияние учителя на младшего школьника велико, педагог анализирует поведение ученика, выясняет причины его затруднений в учебно-познавательной деятельности, защищает учащегося от негативной оценки извне, создает на уроке атмосферу эмоциональной поддержки и комфорта.

Действительно, ученик как субъект учебно-познавательной деятельности «взращивается» именно на начальной ступени образования. Быть субъектом учебной деятельности - это значит уметь «учиться самому» (уметь мотивировать себя на учебно-познавательную деятельность, определять план действий, организовывать деятельность, контролировать и оценивать ее). От позиции, воздействия учителя зависит ответная реакция ученика: останется младший школь-

ЕК

ник пассивным исполнителем действий, заданных педагогом, или учащийся «попытается» проявить активность, стать субъектом процесса учения, начнет осваивать образцы самоконтроля и самооценки познавательной деятельности.

Л.И. Божович отмечала, что уже шестилетним детям «.становится доступным осознание себя не только как субъекта действия (что было характерно для предшествующего периода развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений.» [5, с. 48].

Акцентируем внимание на том, что педагогическая поддержка - это деятельностная позиция учителя по отношению к ребенку. Суть педагогической поддержки заключается в том, чтобы младший школьник в процессе учения становился успешным, учился самостоятельно справляться с возникающими трудностями; чтобы постепенно «взращивать» его самостоятельность и ответственность в учебно-познавательной деятельности. Усилия педагога направлены на создание каждому воспитаннику ситуации успеха.

У учащихся средних классов расширяется опыт субъектной деятельности, возрастает доля самостоятельности, ответственности, уверенности школьника в своих действиях. Влияние же педагога на ученика, напротив, снижается.

«По мере социального взросления индивид все более ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, деятельности, общения. Педагогическое руководство все более приобретает характер поддержки стремления индивида к личностному самоутверждению.» [6, с. 34].

Учитель, поддерживающий подростка, стимулирует его действия, связанные с самоопределением, самоана-

лизом и оценкой познавательных интересов и мотивов, развивает критические и аналитические способности. Доминирующей тактикой педагогической поддержки выступает «содействие».

Отметим, что тактика содействия как способ организации педагогической поддержки возможна после того, как учащийся, благодаря защите и помощи, избавится от страхов, перестанет быть «жертвой обстоятельств», разблокирует свою активность для поиска решения учебной проблемы.

Педагог содействует учащемуся в преодолении страха перед неизвестным, в дальнейшем расширении субъектного опыта учебной деятельности, целенаправленно создавая условия для развития способностей школьника думать, искать новые варианты возможного решения проблемы.

Учитель старших классов, выступая в роли «советчика», «консультанта», поддерживает учащегося, прежде всего, в профессиональном определении.

Считаем, что доминирующая тактика на этом этапе возрастного развития школьника - «взаимодействш», так как у старшеклассника, как правило, уже на достаточном уровне развита потребность в самостоятельном разрешении трудности, он готов определяться по отношению к ней в качестве субъекта учения. Учащийся не перекладывает решение проблемы на другого, но без поддержки со стороны педагога справиться с ней затрудняется.

Акцентируем внимание на том, что если в предыдущих тактиках учитель может первым предлагать учащемуся защиту, помощь, содействие, то право выбора тактики взаимодействия предоставляет старшекласснику.

Все описанные тактики характерны для работы со школьником. Тем не ме-

147

4 / 2013

Преподаватель XXI

ВЕК

148

нее, применение вариативных тактик педагогической поддержки связано и с возрастом, и с типом проблемы, и с готовностью учащихся к самостоятельному решению трудностей. Это позволяет нам говорить о доминировании той или иной тактики на разных этапах возрастного развития учащегося.

Одной из форм педагогической деятельности, ориентированной на развитие индивидуальности старшеклассника, является педагогическое сопровожде-пие. Педагогическое сопровождение мы понимаем как процесс наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения самостоятельности ученика в трудной ситуации. Но, в отличие от поддержки, в процессе сопровождения участие и активность педагога не явны, минимальны.

Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога «находиться рядом с учащимся», сопутствовать школьнику в его личностном развитии, жизненном и профессиональном самоопределении, индивидуальном продвижении в учении.

Итак, по мере взросления школьника, приобретения им самостоятельности, уверенности в себе педагогическая поддержка «выстраивается» поэтапно, варьируется, постепенно перерастает в педагогическое сопровождение школьника в образовательном процессе.

Таким образом, под развитием феномена «педагогическая поддержка школьника» мы понимаем последовательное изменение его содержания и стиля на разных этапах возрастного развития учащегося, поиск доминирующей вариативной тактики педагогической поддержки школьника. Логика тактик «защита» - «помощь» - «содействие» - «взаимодействие» представ-

ляют собой процесс развития способности школьника быть субъектом своей жизнедеятельности.

Для нас является руководством к действию то, что в новой образовательной среде учитель становится носителем современного педагогического мышления и принципов педагогики поддержки школьника, стремится знать многомерную и сложную структуру личности учащегося, учитывать и уважать особенности каждого ученика. Выступая на позиции педагогической поддержки учащегося, учитель помогает школьнику в его самоопределении и самореализации, развитии субъектного начала, становлении как личности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. kremlin.ru/news/6683

2. Новиков А.М. Постиндустриальное образование: Публицистическая полемическая монография. - М.: Изд-во «Эгвес», 2008. - 136 с.

3. Митина Г.В. Профессиональная позиция педагога в процессе педагогического сопровождения учащихся // Начальное образование. - 2013. - № 1. - С. 6-10.

4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б.Крылова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -288 с.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978. - № 4.

6. МихайловаН.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. - М.: Мирос, 2001. - 208 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.