Научная статья на тему 'Генезис евразийского движения'

Генезис евразийского движения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис евразийского движения»

УДК 63.3(2)6-4 Е.В. Никитенко СГГ А, Новосибирск

ГЕНЕЗИС ЕВРАЗИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Евразийство - течение русской эмиграции первой половины XX века. Это общественно-политическое движение явилось как адекватная реакция на происходившие события того времени, события, не оставившие равнодушными русскую общественность, которая в силу определенных обстоятельств вынуждена была продолжить свою деятельность заграницей.

Формулируя причины появления евразийского движения, представляется невозможным сведения их только к сложившимся послеоктябрьским реалиям. Появление этого течения было продиктовано целой группой факторов исторических, национальных, культурных.

Во второй половине XIX века тема Востока стала достаточно актуальной. Стремление к изучению Востока стало модным. Мода на Восток была продиктована как внутриполитическими факторами, а именно интенсивная колонизация Сибири, так и внешнеполитическими, присоединение Средней Азии, освоение и установление контактов со странами дальневосточного региона, Кавказские войны. Вместе с событиями начала XX века, после русско-японской войны в России обострился интерес к Востоку. Начало XX века - время, когда происходит качественно новое обращение к Востоку представителями Общества русских ориенталистов, учеными, исследователями, представителями русской художественной культуры. Более того, общество столкнулось с ростом социальнопсихологического протеста против все более проявляющегося европоцентризма и попыток западной культуры растворить в себе, европеизировать культуру России. В силу чего, Восток стал привлекать к себе внимание людей в чем-то не удовлетворенных европейской культурой. Осознание сложившейся ситуации привело к переосмыслению проблемы сущности России, ее истоков, места, занимаемое в истории, характер ее взаимоотношений с цивилизациями Запада и Востока и как следствие -естественное стремление к сохранению своей национальной культурной, исторической самобытности - проблема, которая, по сути, стало доминантой теоретического дискурса самих евразийцев.

Помимо культурных оснований появления евразийства, события политического характера во многом определили зарождение новой идеологии. Первая мировая война - падение сразу нескольких империй, две русские революции, приведшие к установлению на шестой части планеты принципиально нового общественного строя [6; с. 227]. Все это привело к координальным изменениям не только геополитической, но и интеллектуально-духовной ситуации.

Необходимость заполнения возникшего идеологического вакуума в некоторой мере обусловило факт заявления о себе евразийцев. По мнению Пащенко В.Я., нужны были новые нетрадиционные учения. Для русской творческой интеллигенции это было особенно необходимо, ибо практика того

периода показала несовершенство двух главных идеологий, царивших на протяжении длительного времени - славянофилов и западников. [6; с. 227]. «Закат Европы» Шпенглера явился тяжелым «теоретическим ударом» по западноевропейским идеалам и по их российским апологетам. Вместе с тем, весьма ослабла привлекательность лозунгов панславизма, особенно после того, как во время первой мировой войны славянские народы стояли по разные стороны баррикад. Привлекательность евразийства была обусловлена тем, что это течение стало единственным пореволюционным идейным направлением, возникшее в эмигрантской среде, и направление очень активное, все остальные же направления, по мнению Н.А. Бердяева, «носят дореволюционный характер и поэтому безнадежно лишены творческой жизни и значения в будущем» [1; с. 134].

Евразийство заявило о своем существовании в условиях и в среде русской эмиграции. Движение пережило достаточно длительную эволюцию и смену лидеров. Датой рождения евразийства принято считать август 1921 г., когда в Софии вышел первый коллективный сборник Н.С. Трубецкого (1890 - 1938), П. Савицкого (1895 - 1968), П. Сувчинского (192 - 1985), Г. Флоровского (1893 - 1979) под названием «Исход к Востоку».

Евразийское движение в своем становлении и развитии прошло несколько периодов. В почти двадцатилетней истории течения выделяют 3 этапа, согласно периодизации, представленной Хоружим С.С., чей подход разделяют многие исследователи вопросов евразийства: Вилента И.В., Пащенко В.Я., Урханова РА., М. Я. Рожанский и другие. Начальный из них охватывает 1921 -

1925 годы и протекает по преимуществу в Восточной Европе и Германии. С

1926 по 1929 гг., движение имеет своим центром Париж, и, наконец, в период 1930-1939гг, после ряда тяжелых кризисов и споров, движение идет на убыль, продолжая существовать незначительными группами в отдельных эмигрантских центрах [9; с. 78].

Период 1921 - 1925 гг. - это время теоретического и организационного становления евразийства, первых публикаций документов и научных произведений, закладывающих основ историсофской концепции. Если говорить о критериях, лежащих в основе разделения истории евразийства на периоды, то помимо территориального фактора смещения центра евразийства, можно выделить критерий доминирования определенного рода проблематики. С этих позиций, представляется важным отметить, что начальный период существования евразийства - это не только период организационного оформления евразийства, но и время разработки преимущественно культурно-исторических аспектов учения. Представленные идеи находят свое выражение в издаваемых евразийцами сборниках, начиная со сборника статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», где прослеживается антизападническая культурологическая концепция Н. Трубецкого, религиозные установки евразийства. И уже в 1922 г. к основателям евразийства присоединяются историк церкви А.В. Карташев и историк П. Бицилли, издавая второй совместный сборник «На путях. Утверждение Евразийцев. Книга вторая»,

продолжая развивать тему осмысления истории и судьбы России как самобытной страны, свернувшей со своего пути развития под тлетворным влиянием европеизации, где ставится вопрос о принципиальной необходимости преодоления Россией как самого процесса европеизации, так и его последствий [7; с. 87]. В 1923 г. были изданы еще коллективные труды под названием «Евразийский Временник» и «Россия и латинство. Сборник статей», посвященные вопросам теории религии, роли православия в истории России-Евразии, борьбе русской культуры с католическим влиянием. [6; с. 235]. Кроме сборников, которые представляют собой совместный труд представителей евразийства, выходит ряд статей видных представителей движения, например, Франка С.Л. «Религия и наука» (Берлин, 1925 г.), Карсавина Л.П. «О сомнении, науке и вере (три беседы)» (Берлин, 1925) [7; с. 90 - 91].

Второй этап 1926 - 1929 гг., как отмечает Урханова Р.А., явился периодом стремления евразийцев осуществить выработку единого теоретического и идеологического фундамента, но и явился началом раскола движения. Что касается теоретических оснований движения, то в это время углубляется и конкретизируется историческая концепция евразийства [2; с. 20]. Основная деятельность движения протекает, главным образом, в Париже. В 1925 г. работы Л.П. Карсавина начинают печататься в евразийских изданиях, который впоследствии присоединяется к движению, а в начале

1926 г. он уже выступает как теоретик движения и в конце этого же года в Париже начинает работу «Евразийский семинар» под руководством Л. Карсавина.

В 1926 г. евразийцы выступили с программным манифестом «Евразийство. Опыт систематического изложения», где прослеживается связь евразийского учения со славянофильством, но при этом анализируется крупный сдвиг евразийского учения в сравнении с воззрениями славянофилов. Кроме того, здесь евразийцы сделали попытку представить основания евразийской идеологии, уделяя значительное место идеям православия и церкви. Еще одним значительным программным документом, представляющим политическую и экономическую программу евразийцев, стал труд «Евразийство (формулировка 1927 г.)», посвященный систематизации воззрений евразийцев в нескольких направлениях: Россия -как особый мир, евразийство против коммунизма, политический строй, вопросы религии, национальный вопрос, промышленность.

Во второй период влияние евразийских идей распространилось практически по всем очагам русской эмиграции. Евразийские ячейки были созданы в Болгарии, Югославии, Франции, Великобритании, Германии, Бельгии. Активно продолжалась и издательская деятельность евразийцев. Но с 1928 г. наметился раскол движения в силу идеологических разногласий. Подобная неопределенность евразийской политической программы оказалась непреемлимой для пражской группы, виднейшим представителем которой, и одним из основателей движения, являлся П.Н. Савицкий. Кроме того, с приходом в евразийство Л.П. Карсавина расхождения между

представителями исторически сложившегося традиционного евразийства и сторонниками «левого уклона» в движении появились особенно остро. Инициаторами выделения леворадикальной группы стали Д.П. Святополк-Мирский и П.П. Сувчинский [4; с. 89]. Раскол в движении окончательно оформился к концу 1928 г. в Кламаре, где сосредоточилась значительная группа евразийцев и где находились типография и книжный склад движения. Перед кламарской группой евразийцев ставилась по большому счету агитаторская задача, а именно сближения с представителями Советской России - дипломатами, учеными, писателями, приезжавшими в Париж, что способствовало бы распространению евразийской идеологии в СССР. Но по замыслу П.Савицкого привлечение большевиков в евразийство не принесли ожидаемых результатов, попытка эта не увенчалась успехом, и более того, дала обратный результат: в ряды евразийцев стали проникать агенты советских спецслужб и вместо того, чтобы привлечь коммунистов на свою сторону, многие кламарцы сами увлеклись марксизмом и коммунизмом [4; с. 90]. Тем не менее, этот этап явился периодом расцвета и расширения рядов евразийского движения. Из показаний Карсавина, 8 августа 1949 г. видно, что практически с самого начала существования движения, активно шел процесс создания все новых и новых центров евразийства и присоединения к нему новых людей: «Число евразийцев возросло, когда Савицкий переехал в Прагу, причем в евразийство тогда вступило много белогвардейских элементов... Приблизительно в 1922 г. на жительство в Берлин перебрался Сувчинский, который также начал организовывать евразийскую организацию в Германии из числа русских эмигрантов.» [5; с. 85]. Вторая половина 20-х гг. стала периодом формулирования основ идеологии, попыткой представить собственные воззрения не только в качестве определенного комплекса мыслей, попыткой выступить, не только обозначая свою принадлежность, приверженность идеям евразийства, но и позиционирования себя в качестве идейного общественно - политического движения со своими программными установками, поставленными целями и задачами, определяя направления своей деятельности в среде русской эмиграции.

Третий этап в истории евразийства, 1930 - 1939 гг., характеризуется тем, что после ряда кризисов и расколов, связанных с политизацией евразийского движения, в частности, после кламарского раскола, оно постепенно идет на убыль. После кламарского раскола издательская деятельность евразийцев была прекращена на два года, возобновившись в 1931 г., который был отмечен целым рядом изданий: в Праге вышел седьмой сборник из серии

«Утверждений.», в Париже - работы «Диалектика истории» Г.Н. Полковникова, «Теория государственности» Н.Н. Алексеева, «К характеристике евразийского языкового союза» РО. Якобсона. Но творческого оживления движения уже не состоялось. С началом второй мировой войны евразийство прекратило свое существование [8; с. 11].

Само название движения произошло не только от названия одноименного континента, но и непосредственно связано с идеей «Россия - Евразия», принадлежащей Савицкому, обосновавшему ее в первом сборнике евразийцев

«Исход к Востоку», определяя Евразию как некий «срединный» мир, объединяющий Европу и Азию с одной стороны, но качественно отличающийся по отдельности, как от Европы, так и от Азии, представляя собой особый культурно-исторический мир, ядром которого, по замыслу евразийцев, являлась территория СССР «Так Евразия предстает перед нами как возглавляемый Россией особый культурный мир, внутренне и крепко единый в бесконечном и часто, по видимости, в противоречивом многообразии своих проявлений. Евразия - Россия - развивающая своеобразная культурная личность». [3; с. 134].

В целом, история евразийства отмечена сравнительно недолгим периодом существования, за время которого участникам движения удалось выработать идейную платформу, систему взглядов, отличающейся своей оригинальностью и новизной. Приобретая популярность в Европе начала XX века, евразийство не потеряло свою значимость и сегодня, став востребованным на политической арене в начале века XXI.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бердяев Н.А. Евразийцы // Путь, 1925. № 1.

2. См.: Вилента И.В. Концепция истории в научном наследии евразийцев. // автореф. .кандидата исторических наук. М., 1996.

3. См.: Евразийство (опыт систематического изложения). // Основы евразийства. М.,

2002.

4. См.: Казнина О.А. Н.С. Трубецкой и кризис евразийства.// Славяноведение. 1995.№

4.

5. Карсавин Л.П. из протокола допроса от 8 августа 1949 г.// Вопросы философии 1992.

№ 2.

6. См.: Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М.. 2000.

7. См.: Рожанский М.Я. Евразийство: образ России.

8. См.: Урханова Р.А. Евразийство как социально-философское течение в русской культуре XX века// автореф.. ..кандидата философских наук. М., 1992.

9. Хоружий С.С. Карсавин, евразийство и ВКП // Вопросы философии 1992. № 2.

© Е.В. Никитенко, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.