УДК 658:330.123.7
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАПИТАЛА КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ КАТЕГОРИЙ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Цыганков К.Ю., д.э.н., зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита Сибирской академии финансов и банковского дела, г. Новосибирск Свириденко Д.И., д.ф-м.н., зав. кафедрой стратегического менеджмента и управления инновациями Сибирской академии финансов и
банковского дела, г. Новосибирск
Рассмотрена гипотеза о взаимосвязанном происхождении понятий капитал и прибыль, системы бухгалтерского учета и капитализма. Гипотеза является развитием и развернутым историческим и теоретическим обоснованием тезиса немецкого историка и экономиста В. Зомбарта о том, что капитализм мог появиться только вслед за происхождением бухгалтерии.
В статье рассмотрены происхождение слова капитал в древнем Риме, римские цензы, направленные на исчисление семейного богатства/капитала, связь политических прав глав римских семей с размером их семейного богатства, и её влияние на менталитет римлян. Эти известные исторические факты рассматриваются сквозь призму гипотезы о древнеримском происхождении бухгалтерии и авторской теории бухгалтерского учета капитала. Согласно последней бухгалтерская отчетность является отчетностью о богатстве, а системообразующие её статьи - капитал и прибыль - комплексными оценочными показателями, соответственно, богатства организации и его прироста за счет усилий менеджмента. Капитализм при этом определяется как менеджмент, направленный на максимизацию капитала и прибыли, появившийся в древнем Риме вслед за появлением цензовой бухгалтерии.
Ключевые слова: капитал, прибыль, капитализм, комплексный оценочный показатель, менеджмент, римские цензы, Итальянское Возрождение.
GENETIC ANALYSIS OF THE CAPITAL AS ONE OF THE MAIN ESTIMATED CATEGORIES OF CORPORATE MANAGEMENT
Tsygankov K., Doctor of Economics, Head of the Accounting and audit chair, Siberian Academy of Finance and Banking, Novosibirsk Sviridenko D., Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Head of the Strategic Management and Innovation chair, Siberian Academy of
Finance and Banking, Novosibirsk
The hypothesis of the interconnected origin of concepts the capital and profit, systems of accounting and capitalism is considered. The hypothesis is development and the developed historical and theoretical justification of the thesis of the German historian and economist V. Zombart that capitalism could appear only after an origin of accounts department.
The article describes the origin of the word capital in ancient Rome, the Roman qualifications aimed at calculus family wealth/capital, relationship of political rights of heads of Roman families with the size of their family wealth, and its influence on the mentality of the Romans. These known historic facts are considered through a prism of a hypothesis of an ancient Roman origin of accounts department and the author's theory of accounting of the capital. According to the latest theory, accounting reports are the reporting on wealth, and its backbone articles - the capital and profit -complex estimated indicators, respectively, richness of the organization and its gain due to efforts of management. Capitalism thus is defined as the management directed on maximizing the capital and profit, which appeared in ancient Rome after the appearance of the census accounting.
Keywords: capital, profit, capitalism, complex estimated indicator, management, Roman qualifications, Italian Renaissance.
Происхождение слова «капитал». Слово «капитал» не случайно появилось именно в Древнем Риме [1]. Это было вызвано культом богатства, получившим распространение в римском обществе и нашедшим свое воплощение в религиозных обрядах.
Храм Юпитера - главного бога римлян - был построен на самом высоком из семи холмов Рима - Капитолийском. Перед храмом совершалось торжественное жертвоприношение белых быков. Мясо отдавали населению, а голова предназначалась Юпитеру.
В те времена деньги в виде монет еще не появились, и роль денег как всеобщего эквивалента в обмене исполнял домашний скот. Чем большим стадом обладал римлянин, тем богаче он считался. Стало быть, римляне, видевшие в богатстве главный критерий успеха, жертвовали Юпитеру на Капитолийском холме самое дорогое - быков. Первые монеты появились в Риме в VII в. до н.э. Чеканились они на том же Капитолийском холме в храме Юноны Монеты - жены Юпитера. На них изображалась голова быка как официальный символ денег и богатства. Капитолийский холм был центром Рима, а Рим со временем превратился в главный город мира. И слово «капитал» стало использоваться еще в одном смысле - как центр столицы, символ главного. Так обрели связь слова «капитал», «голова», «деньги», «богатство», «центр», «главное».
Капитал в римской цензовой отчетности. В середине VI в. до н.э. культ богатства получил в Риме законодательную и методологическую основу. Римский царь Сервий Туллий провел реформу, оказавшую огромное влияние на характер общественных отношений. В соответствии с реформой все мужское население Рима делилось на шесть имущественных разрядов.
«К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценивалось не менее чем в 100 000 медных ассов; ко 2-му - те, чье имущество оценивалось как минимум в 75 000 ассов; к 3-му - в 50 000 ассов; к 4-му - в 25 000 ассов; к 5-му - в 11 500 ассов. Все люди, обладавшие меньшим состоянием, входили в 6-ой
разряд - пролетариев» [2, с. 47].
Цензовый принцип ранжирования граждан, ставший одной из основ политического устройства римского общества, поставил государство перед сложнейшей интеллектуальной проблемой количественного исчисления показателя, выражавшего размер семейного богатства. История свидетельствует о том, что проблема эта была с блеском решена.
Первые цензы Римской республики относятся к 508 г. до н.э., последние - к 74 г. н.э. Организацией проведения цензов руководил цензор - третье по значимости должностное лицо Римского государства, а ответственность за правильность исчисления семейного капитала нес глава семейства. «Приходно-расходные книги (codex accepti et expensi) оставались принадлежностью каждого исправного домохозяина (bonus paterfamilias) и хранились им вместе с другими документами в особой счетной комнате (tablinium)» [3, с. 648]. Раз в пять лет главы семейства обязаны были лично и под присягой сдать свою цензовую опись, искажения данных в которых наказывались строжайшим образом, вплоть до лишения гражданства.
Такое значение правильности результатов исчисления семейного капитала связано было с тем, что ими определялись не только обязанности, но и политические права глав римских семей. Только богатейшие из них имели право избираться в сенат - высший орган государственной власти. Менее богатые римляне, относившиеся ко второму имущественному разряду и именовавшиеся всадниками, получали право занимать должности прокураторов - наместников Рима на захваченных им территориях.
«Римляне рассуждали так: кто не обладает уменьем управлять домашним хозяйством, тот, тем более, не может управлять делами государства; а потому желавший быть назначенным на какую-нибудь высокую официальную должность должен был сначала доказать свои способности по своим домашним книгам» [4, с. 16].
Впрочем, сам по себе большой размер семейного богатства спо-
собностей главы семьи не демонстрировал: ведь все это богатство могло быть получено им по наследству. Критерием успешности управления семейным капиталом было его преумножение за счет собственных усилий главы семейства.
Чтобы продемонстрировать эту способность, в цензовой отчетности следовало показать, какую часть капитала глава семьи получил по наследству, а какую - заработал собственными усилиями. Такой способ оценки превращал глав римских семейств не только в собственников, но и в топ-менеджеров, максимизирующих капитал. Об этом свидетельствует необычная процедура похорон глав римских семейств, сопровождавшаяся сплошной инвентаризацией всего семейного имущества. Кстати, в Дигестах под inventarium понимается опись имущества, составленная после смерти главы семейства [5, с. 22].
Надо полагать, посмертная инвентаризация необходима была для получения объективной оценки заслуг умершего и точки отсчета, с которой начинал его наследник. В качестве таковой выступал семейный капитал, исчисленный на день смерти главы семейства и подтвержденный данными инвентаризации. В пользу данного предположения говорят строки из работы М. Катона: «.. .мужчины должны увеличивать свое состояние; только те из них достойны похвалы и преисполнены божественного духа, после смерти которых оказывается из их счетных книг, что они нажили более того, что получили по наследству» (цит. по: [6, т. 1, с. 801]).
Аналогичным образом заслуги менеджмента современных организаций определяются финансовым результатом, исчисленным из бухгалтерских регистров и подкрепленным для верности данными инвентаризации.
Влияние оценки по капиталу на менталитет и экономику Древнего Рима. Известно, что хотя оценка - лишь часть процесса управления, выбор оценочного показателя зачастую определяет не только сам этот процесс1, но и менталитет менеджеров.
Данное обстоятельство, по-видимому, сыграло определяющую роль в развитии менталитета и экономики Древнего Рима. Получая каждые пять лет в ходе цензов официальную (количественную и сопоставимую!) оценку своего имущественного состояния, своих менеджерских способностей, общественного статуса и политических прав, римляне прониклись духом состязательности и наживы, сформировали особую шкалу ценностей:
«.неудивительно, что коммерческий дух охватил всю нацию или, вернее, что стремление к приобретению капиталов настолько теперь проникло во все сферы деятельности и поглотило их, что и земледелие, и государственное управление стали превращаться в предприятия капиталистов. Увеличение состояний вошло в число и общественной, и домашней морали. .. ."В Риме, - говорит Поли-бий, - никто никому ничего не дарит, если не обязан этого делать, и никто не уплачивает ни копейки ранее срока даже между близкими родственниками"» [6, т. 1, с. 801].
Сопоставимости данных цензовой отчетности во многом способствовала необычайная устойчивость римской денежной системы. Характеризуя ее, ограничимся словами Моммзена: «Римская монетная система по своей простой и понятной структуре и по железной последовательности, с которой она проводилась в жизнь, не знает себе равных в древнем мире; да и в новейшей истории лишь редко можно констатировать нечто подобное» [6, т. 2, с. 374].
Добавим лишь, что римские деньги были не только очень стабильной, но и единой валютой на территории всей огромной империи, на которой ныне располагаются 35 государств.
Стабильность денежной системы и страсть к обогащению создали предпосылки для развития в Риме банковской деятельности: «Следствием стабильности римского денежного хозяйства стало развитие ссудного дела, и никакой другой отраслью коммерции римляне не занимались более усердно» [6, т. 1, с. 797].
«В последние годы Римской республики не было ни одного мало-мальски достаточного гражданина, имеющего хотя бы небольшие деньги, кто держал бы их у себя дома, под замком. Все деньги относились банкиру, который записывал их у себя в книгах и обязывался выплачивать по требованию вкладчика» [3, с. 650-651].
Такое соединение масштабов банковского дела в сочетании с оценкой количественного исчисления банковского капитала создавало все условия для менеджмента, направленного на макси-
мизацию этого капитала, а значит - для появления капитализма. На взгляд автора, подлинной предтечей капитализма являются банки Древнего Рима.
Банки Рима кредитовали в первую очередь торговлю, достигшую невиданного доселе развития. Об этом можно судить по размерам и платежеспособности городского населения, от которого зависят торговые обороты. Население Рима, который называют первым мегаполисом в истории человечества, по оценкам историков, составляло от одного до полутора миллионов человек. Причем по числу жителей «с Римом состязались многочисленные города Кампании, Центральной и Северной Италии, крупнейшими из которых были Капуя, Путеолы, Неаполь, Помпеи, Клузий, Перузия (Перуджа), Парма, Милан... Эти города, населенные уже в I веке до нашей эры зажиточными людьми - владельцами земель, домов и мастерских, купцами, банкирами и ростовщиками, в свою очередь, превращались в важные центры производства и потребления» [8, с. 82].
Капиталы вкладывались не только в торговлю и банковское дело. Прибыльными сферами деятельности являлись откуп налогов, наряды на военные поставки и строительные работы. Бурный подъем переживало земледелие и скотоводство: вокруг городов создавались крупные специализированные товарные хозяйства. Развитию капитализма во многом способствовало понятие юридического лица, появившееся именно в Древнем Риме и давшее толчок развитию предприятий, основанных на коллективной форме собственности: «Необычайное развитие ассоциаций было одним из важнейших последствий такого преобладания купеческих нравов. В Риме оно нашло себе особо обильную пищу вследствие правительственной системы вести все дела через посредников; ввиду обширности этих дел и с целью иметь более надежные обеспечения правительство стало сдавать откупа и поставки не отдельным капиталистам, а компаниям капиталистов. По образцу этих предприятий была организована и вся крупная торговля. . у римлян считалось за правило, что лучше участвовать небольшими долями в нескольких спекуляциях, чем предпринимать самостоятельные спекуляции за свой личный риск. Катон советовал капиталисту не снаряжать на свой счет особый корабль, а вместе с сорока девятью капиталистами отправлять в море пятьдесят кораблей и иметь в каждом из них пятидесятую долю» [6, т. 1, с. 803-804].
«Эти купеческие ассоциации связывались тысячами нитей с денежными делами каждого знатного римлянина. По свидетельству Полибия, едва ли можно было указать хоть одного зажиточного человека, который не был бы гласным или негласным участником в государственных откупах; тем более не подлежит сомнению, что у каждого из них значительная часть капитала была сосредоточена в купеческих ассоциациях. Все это способствовало прочности больших римских состояний, едва ли не еще более замечательной, чем их размеры. Принципами купеческого управления состоянием объясняется и то поразительное явление, что состав знатных родов оставался без изменений в течение столетий» [там же].
Римские ассоциации - прообраз современных акционерных обществ. Собственники капиталов в Риме были так же отделены от управления, а потому так же заинтересованы в оценке его эффективности. Создавать новые оценочные показатели и новые системы их исчисления не требовалось. Вполне логичным стало появление в Древнем Риме и прообраза фондового рынка: «Огромный Траянов рынок служил также местом ежедневных встреч деловых людей. Сделки, которые они заключали, напоминали операции на современной бирже: там велась торговля паями товариществ, бравших на откуп сбор налогов и общественные строительные работы, товариществ, арендовавших государственные земли и рудники; торговали также долями кораблей, паями банкирских и торговых предприятий» 8, с. 94-95].
На взгляд автора, эти факты свидетельствует о том, что оценка по капиталу проникла из римских семей в сферу коммерческой деятельности и привела к появлению капитализма. Многие известные ученые (Моммзен, Мейер, Ростовцев и др.) считали, что товарное производство в Риме уже во 11-1 вв. до н.э. превратилось в капиталистическое. И даже противник этой точки зрения, Маркс, признавал наличие капитализма в банковском деле и торговле Рима [9, с. 370].
Итальянское Возрождение. После падения Рима в V в. слово «капитал» надолго вышло из употребления. По свидетельству
1 Многие современные системы управления, например концепция стоимостно-ориентированного менеджмента (VBM), строятся «под оценочный показатель» (EVA). В связи с этим некоторые ученые считают правильным выражение «управление по стоимости» (то есть по показателю), а не «управление стоимостью» (то есть реальным объектом) [7, с. 94].
Ф. Броделя [10, с. 223], оно появилось вновь только в XIII в. в средневековой Италии. Весьма показательно, что данное понятие встречается уже в самых ранних из дошедших до нас учетных книг, датированных 1211 г., принадлежавших неизвестной банковской компании Флоренции и сохранившихся лишь в фрагментах. Характерно, что в итогах под каждой колонкой фигурирует слово «капитал». Известно, что в конце XIII в. флорентийские компании ежегодно исчисляли капитал и прибыль посредством бухгалтерии почти современного уровня. Таким образом, в средневековой Европе слово «капитал» появилось вместе с системой его исчисления2.
Говорят, что Рим завоевывал Европу дважды: вначале своими легионами, затем, через многие столетия после гибели, - своим римским правом. А также, по мнению автора, своей бухгалтерией, количественно исчислявшей капитал и приведшей к появлению в Европе капитализма. Впервые гипотезу об определяющей роли бухгалтерии в происхождении капитализма предложил столетие назад теоретик и историк капитализма В. Зомбарт. Капитализм он определял как систему хозяйствования, «при которой две группы населения - владельцы средств производства и наемные неимущие рабочие - объединяются рынком и действуют сообща и в которой господствуют дух наживы и экономический рационализм» [11, с. 311].
Зомбарт называл себя учеником Маркса, и первая часть его определения - тому подтверждение. Однако в завершающей части определения он дополняет своего учителя. Для зарождения капитализма, по мнению Зомбарта, недостаточно только деления общества на владельцев средств производства и свободных, но неимущих рабочих: необходимо появление еще двух факторов, теснейшим образом связанных между собой, - духа наживы и системы количественного ее (наживы) измерения.
Дух наживы - антитеза господствовавшему до появления капитализма «традиционалистскому» мышлению, когда человек «по своей природе» склонен удовлетворяться заработком, достаточным для привычной жизни. В основе традиционного хозяйства лежало стремление к сохранению обычных доходов, рабочего дня, круга привычных клиентов. Зомбарт собрал и обработал огромный фактический материал, чтобы показать: именно традиционный образ жизни полностью господствовал в Европе вплоть до XIII ст. «Нет ничего более нелепого, как населять средние века капиталистически чувствующими и экономически вышколенными купцами. Стремление к наживе, свойственное современным предпринимателям, как нельзя более чуждо их сердцам; они не хотят ничего иного, как трудами рук своих добывать средства на приличное их сословию существование, - не меньше, но и не больше» [11, с. 291].
Та же идея господствовала в России вплоть до реформ 1861 г. Об этом свидетельствует образ жизни российских дворян, создававших свои уютные дворянские гнезда, развлекавшихся псовой охотой, балами, созданием собственных театров и не помышлявших о каких-либо нововведениях, увеличивающих урожайность или производительность труда. При капитализме, по мнению Зомбарта и многих других ученых, целью хозяйствования становится не удовлетворение разумных потребностей человека, измеряющихся многими показателями в натуральных единицах, а стремление, не считаясь со своим временем и здоровьем, к максимизации единственного абстрактного оценочного показателя - прибыли отчетного периода, являющейся приростом капитала. Такое стремление он называл экономическим рационализмом, превращавшим в глазах предпринимателя/менеджера все хозяйственные процессы в количественные величины, трактуемые как компоненты капитала и возбуждающие дух наживы. Появиться экономический рационализм может лишь после создания системы, количественно исчисляющей капитал и его разложения. Зомбарт отдавал должное гению создателей бухгалтерии3, хотя и не вполне понимал ее суть. Он писал: «Ее можно отметить как первую, построенную на основе механистического мышления, систему мира, она родилась из того же духа, что и система Галилея, в ней содержатся зародыши идей тяготения, кровообращения, сохранения энергии и других идей, которые так оплодотворили познание природы. Оценка при посредстве денег, цифровое определение всякого действия становятся категориями
созерцания предпринимателя. И над всем этим горят написанные золотыми буквами слова, являющиеся девизом Нового мира: Дебет и Кредит4» (цит. по: [13, с. 60]).
Точка зрения Зомбарта находит отклик в работах лишь немногих современных ученых; большинство же полагает, что Зомбарт ошибался: бухгалтерия могла появиться лишь вслед за капитализмом как инструмент его информационного обеспечения [14, с. 32].
На взгляд авторов, и дух наживы, и бухгалтерия, и капитализм появились в средневековой Европе одновременно в результате заимствования. Известно, что основным содержанием эпохи Возрождения, начавшейся в ХП-ХШ вв. в ряде городов Северной Италии, были отказ от христианских ценностей с их резким осуждением стремления к наживе и возрождение римского культурного наследия. Ключевую роль в этом процессе сыграло нарождающееся купечество и находившиеся под их покровительством «гуманисты» - писатели, художники, ученые. Процесс этот начался в средневековой Флоренции, называвшейся Афинами Возрождения. «Купцы поощряли деятельность гуманистов, нередко сами становились гуманистами. Купеческая среда и среда гуманистов были тесно переплетены между собой» [15, с. 73]. Большинство купцов владели латынью и читали произведения античных классиков в подлиннике; их знание многие считали более важным, чем знание Библии. Думается, такое внимание к римскому культурному наследию, как и тот факт, что все ранние образцы учетных книг (датированные рубежом ХШ-ХГУ вв.), принадлежат банкам Флоренции, - отнюдь не случайное совпадение. Вместе с понятием капитала и системой его количественного исчисления флорентийцы заимствовали римский менеджмент и римскую систему ценностей, так выразительно описанную Моммзеном.
Как видим, выбор оценочного показателя менеджмента оказывает огромное влияние не только на весь процесс управления, но и на менталитет собственников и менеджеров. Управление семейным имуществом и частными предприятиями по капиталу как комплексному оценочному показателю (рейтингу), возникшее в Древнем Риме, стало важнейшим фактором, способствующим появлению капитализма и обеспечивающим качество современного менеджмента.
Литература:
1. Баликоев В.З. К вопросу о происхождении категории «капитал» // Сибирская финансовая школа. 2008. № 1. С. 100-101.
2. Кузищин В.И., Маяк И.Л., Гвоздева И.А., Ершова Г.Г. История Древнего Рима. М.: Высш. шк., 2000. 383 с.
3. Барац С.М. Курс двойной бухгалтерии. 2-е изд. СПб., 1905. 681 с.
4. Бауэр О.О. Мемуары к истории бухгалтерии и памятники священной старины. М., 1911. 339 с.
5. Лунский Н.С. Несостоятельность учения, распространяемого Сиверсом. М., 1916. 83 с.
6. Моммзен Т. История Рима: в 2 т. М.: ГСЭИ, 1936. Т. 1. 918 с. Т. 2. 622 с.
7. Фадейкина Н.В., Максимова В.Л., Петрущенков Ю.М., Цыганков К.Ю. Слияние и поглощение компаний как инструмент стратегического управления стоимостью бизнеса. Новосибирск, САФБД, 2011. 284 с.
8. Луццатто Дж. Экономическая история Италии: Античность и Средние века. М.: Иностр. лит., 1954. 435 с.
9. Маркс К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25, ч. 1. 907 с.
10. Бродель Ф. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 632 с.
11. Зомбарт В. Современный капитализм. М.; Л., 1931. Т. 1. 502 с.
12. Цыганков К.Ю. Начала теории бухгалтерского учета, или Баланс, счета и двойная запись. М.: Магистр; Инфра-М, 2011. 384 с.
13. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. М.: ЮНИТИ, 1996. 638 с.
14. Мэтьюс М.Р., Перера М.Х. Теория бухгалтерского учета. М: ЮНИТИ, 1999. 663 с.
15. Ролова А.Д. Итальянский купец и его торгово-банковская деятельность в XIII-XV вв. // Средние века. 1994. № 57. С. 62-74.
2 В работе [12] приведены развернутые доводы в пользу римского происхождения двойной бухгалтерии и несостоятельности общепринятой гипотезы о происхождении ее в средневековой Италии.
3 Как показано в [12], ее правильнее называть системой исчисления и двойного разложения капитала.
4 Будучи историком экономики, Зомбарт не вполне понимал назначение и суть бухгалтерии. Слова «дебет» и «кредит» в этом эмоциональном высказывании следовало бы заменить на «капитал» и «прибыль».
58 ТКАШРОКТ ВШШБББ Ш №88^ | №6 2014 |