Научная статья на тему 'Генетические начала в личности преступника'

Генетические начала в личности преступника Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5126
600
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камалтдинова Алина Фазыловна

В статье рассматривается личность как важнейшее звено всего механизма преступного поведения преступника, природа формирования, социологические и психологические особенности личности преступника, биологические факторы, влияющие на формирование личности. Дается характеристика наиболее известным направлениям биологической теории личности преступника, в частности хромосомной, эндокринной, а также анализируется роль генетики в формировании личности преступника. Приводится эксперимент с формированием совести, а также раскрывается роль семьи в надлежащем воспитании детей и профилактики преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генетические начала в личности преступника»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА В ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Камалтдинова А.Ф.

Камалтдинова Алина Фазъгловна - студент, кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье рассматривается личность как важнейшее звено всего механизма преступного поведения преступника, природа формирования, социологические и психологические особенности личности преступника, биологические факторы, влияющие на формирование личности. Дается характеристика наиболее известным направлениям биологической теории личности преступника, в частности хромосомной, эндокринной, а также анализируется роль генетики в формировании личности преступника. Приводится эксперимент с формированием совести, а также раскрывается роль семьи в надлежащем воспитании детей и профилактики преступности.

Ключевые слова: криминология, личность преступника, генетическая теория, профилактика преступности.

УДК 4414

Вне зависимости от конкретной страны или определенной эпохи, общество, всегда негативно относилось к преступникам. Тем не менее, сама по себе личность преступника во все времена вызывала неподдельный интерес, это обуславливается в первую очередь тем, что именно личность является важнейшим звеном всего механизма преступного поведения, и соответственно ее особенности, порождающие такое поведение, должны быть непосредственным объектом профилактического воздействия.

В рамках криминологии идет исследование личности преступника, а именно: ее природа, формирование, социологические и психологические особенности. Довольно часто перед ученым встает вопрос: почему человек совершает преступление? Что подталкивает на совершение преступного деяние одного и останавливает от совершения преступления другого. Личность преступника достаточно многогранное понятие, и формируется под влияние множества различных факторов. Самыми важными и неоспоримыми факторами являются биологические и социальные. Роль социума настолько велика, что не представляется возможным рассмотреть этот вопрос в рамках данной работы, поэтому остановимся поподробнее на генетической теории.

Что же представляет собой биологическая (генетическая) теория личности преступника? Наверное, каждый из нас слышал про Чезаре Ломброзо. Не всем, разумеется, знакомы его труды, категории преступников, выделяемые им, но у каждого на слуху признаки, по которым Чезаре Ломброзо мог сделать вывод о наличии преступной предрасположенности. Все мы слышали о таких внешних признаках, как: длинные пальцы, широкий лоб, большие или маленькие уши. С момента исследований Чезаре Ломброзо прошло практически две сотни лет. Разумеется, наука все это время не стояла на месте, врачам-ученым недостаточно внешне исследовать человека, идет внутреннее исследование человека.

Так, известные психологи Айзенк Г. и Айзенк М. в своей совместной работе делают вывод о генетической предрасположенности к преступному поведению. В подтверждение указанного вывода они приводят данные исследований на основе близнецового метода. Изучается не просто преступность среди близнецов, а именно среди однояйцевых и разнояйцевых. Исследования показали, что почти в 76% случаев при совершении однояйцевым близнецом преступления, второй оказывался преступником, тогда как у разнояйцевых близнецов данный показатель был лишь в

11% случаев. Данная гипотеза подтверждает тот факт, что близнецы с одинаковым генотипом проявляют гораздо больше сходства в поведении, нежели близнецы, имеющие разные генотипы [1, с. 189].

Одним из направлений биологической теории личности преступника является хромосомная теория. Нормальным набором хромосом для мужчин является сочетание ХУ; для женщин - сочетание XX. Дополнительные У-хромосомы у мужчин и соответственно Х-хромосомы у женщин, определяют склонность к совершению преступлений [2, с. 131]. Тем не менее, по результатам исследований в Пентриджской тюрьме в Мельбурне, Ричард Фокс сообщил, что заключенные, имевшие комбинацию хромосом XYY, не более склонны к совершению насилия, чем остальные заключенные, но чаще, чем они, совершают имущественные преступления [3].

Выделяют также и теорию эндокринной обусловленности преступного поведения. Сторонниками названной теории являются М. Шлапп, Э. Смит и др. Согласно этой теории, предрасположенность к совершению преступлений связана с нарушением работы эндокринных желез (щитовидной железы, гипофиза, желчного пузыря и др.).

Несмотря на богатое прошлое биологической теории личности, в настоящее время она все больше теряет свою популярность, да и в целом, влияние генов на много слабее влияния окружающей среды, особенно это ощутимо за последние десятки лет. Я лично в этом убедилась, когда начала поиски материала для магистерской работы. Я никогда не принижала важность окружающей среды для формирования личности, но, тем не менее, я была уверенна, что найду массу статей и ученых приверженцев биологической теории, так каково же было моё удивление, когда я обнаружила, что ученых, отстаивающих биологическую теорию, практически не осталось. Возможно, это и к лучшему, ведь довольно глупо отрицать значение социума и окружающей обстановки для формирования личности.

В одной из работ я столкнулась с довольно интересным экспериментом. Каждому из нас со школьных времен знаком эксперимент Павлова, однако Р.Л. Соломон провел иной опыт. Щенков, которые не ели ничего в течение целого дня, помещали в комнату. Экспериментатор сидел на стуле, держа при этом в правой руке свернутую трубочкой газету. Справа от него находилась полная тарелка вареной конины, нравившаяся очень щенкам, а слева от него полная тарелка собачьего корма, которая щенков не особо привлекала. Экспериментатор всякий раз, когда щенки пытались подобраться к тарелке с кониной (что рассматривалось им как антисоциальное поведение, требующее наказание), хлопал щенка по спине газетой. Применяемое экспериментатором наказание является мягким, не причиняющим ни малейшего вреда или боли, оно лишь сигнализирует о недовольстве экспериментатора, выражает его возмущение.

Спустя неделю после такого эксперимента голодных щенков впустили в комнату, в которой уже не было экспериментатора, казалось бы - щенки могли поступать как им вздумается, однако, большинство щенков кружили вокруг вареной конины и смотрели на нее с вожделением, но ели собачий корм. Таким образом, можно говорить - выработанная у щенков «совесть» заставляет их поступать против их желаний и инстинктов.

Без внимания нельзя оставить и еще один вывод эксперимента Соломона со щенками. Формирование у щенков сильной совести с использованием условных рефлексов шло гораздо успешнее, если в роли экспериментатора выступал человек, который до эксперимента кормил их и ухаживал за ними.

Другими словами, наличие эмоциональной связи между человеком и животными делало процесс формирования условных рефлексов более эффективным. Это еще раз доказывает, что воспитание совести у детей должно быть скорее задачей родителей, чем кого-либо ещё, а наказание должно применяться только на общем фоне любви и эмоционального контакта с ребенком, если мы хотим добиться желанного результата.

С точки зрения профилактики преступности очень важно, чтобы это хорошо понимали все родители. В наш век вседозволенности многие родители увиливают от

42

своей обязанности, перекладывая обязанность по воспитанию детей на учителей и нянь. Однако у ребенка со своими родителями особая эмоциональная связь, именно поэтому формирование совести, да и в целом процесс воспитания будет намного эффективнее, если заниматься этим будут родители, а не иные лица. Только если мы сможем перевоспитать родителей и заставим их признать и выполнить эту свою обязанность, мы сможем предотвратить еще большую деградацию нашей цивилизации.

Список литературы

1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 480 с.

2. Гладыше в Ю.А. Антропологические теории в криминологии о причинах преступности // Юридическая техника, 2012. № 6. С. 130-132.

3. Fox R.G. The XYY Offender: A Modern Myth? Journal of Criminal Law, Criminology and Police Science. 62. March, 1971. № 1. С. 59-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.