Научная статья на тему 'Генерирование заданий и критерии принятий решений в методе контроля знаний с независимым предъявлением задач'

Генерирование заданий и критерии принятий решений в методе контроля знаний с независимым предъявлением задач Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
141
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Полуянович Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генерирование заданий и критерии принятий решений в методе контроля знаний с независимым предъявлением задач»

тельных учреждений за счет возможности доступ к базам данных сотрудников и учащихся образовательных учреждений;

• существенно сократится время реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроля исполнения).

При разработке предлагаемых подходов был учтен опыт существующих на сегодняшний день программных продуктов аналогичного назначения. В данном случае это, прежде всего, АРМ «ДИРЕКТОР» версии 3.1 (р^работчик ООО «ФинПpoмMapкeт-XXI»), которая является частью комплекса программ: АРМ «Секретарь», АРМ «Учитель», АРМ «Медиатека», АРМ «Завуч», АРМ «Бухгал-». -шается разработка опытного образца программного продукта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кузнецов С.Д. Проектирование и разработка кориоративиых информационных систем.

2. Пржиялковский В. Модели, базы данных и СУБД в информационных системах.

3. Кол чин А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции.

4. Зиндер КЗ. Бизнес-реинжиниринг и технологии системного проектирования. Учебное пособие. - М.: Центр Информационных Технологий, 1996.

5. Новоженов Ю.В. Объектно-ориентированные технологии разработки сложных программных систем. - М., 1996.

УДК. 004.38.[ 621.3:378]

Н.К. Полуянович

ГЕНЕРИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ И КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЙ РЕШЕНИЙ В МЕТОДЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ С НЕЗАВИСИМЫМ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ

ЗАДАЧ

Многоуровневая система подготовки специалистов требует различных форм и методов контроля знаний обучаемого. Тестовый контроль позволяет измерять уровень знаний с большой адекватностью и минимальными затратами труда и времени [1]. Разработка тестов относится к области высоких научных технологий и представляет собой последовательную реализацию создание тестов текущего, рубежного и итогового контроля.

Среди множества методов [2], в курсе «Электротехника», используется ме-

( ),

( ), , -занных с оцениванием уровня знаний, по результатам выполненных заданий. Для контроля знаний формируется множество ТЗ, охватываемых своей тематикой определенную тему курса. Задачи ТЗ генерируются случайным образом, при выборе учитываются показатели частоты ю1. Алгоритм рассматриваемого метода включает в себя следующие этапы:

- установка количества тестовых заданий, времени контроля, уровня слож-

, , оценивания и др.;

- , , числа тех которые еще не выполнялись;

- ;

- ;

- проверка условий завершения контроля, если выполнены, то переход на

;

- определение интегральных результатов контроля, предъявление их обучаемому и запись их в протокол.

Если при этом учитывается сложность задач, то к интегральным результатам относится рейтинг Я = £ г, где 1 = 1,2, ..,п, где п - количество предъявляе-

.

Показатель успешности выполнения тестового задания:

q = Я / £ Ь, где 1 = 1,2,.,п.

Оценивание может производится по интегральным результатам или с учетом их распределения по темам, получится дифференциальная оценка в отношении п г / п, или показатель успешности q. В данном методе на порядок предъявления ТЗ влияют результаты их выполнения.

, -ного множества тематических областей и определение по каждой из них обоснованной оценки уровня знаний, а также интегральной оценки по контролируемому .

Приведем критерии успешного выполнения контрольного задания на осно-, .

1. Без учета сложности и с фиксированным числом ТЗ.

Оцениваются:

а) минимальная доля правильно выполненных ТЗ, необходимая для получения зачёта, :

пг/п > ^

где п (; - количество ТЗ, по которым превышен лимит времени;

) , ответа и превышений лимита времени по ТЗ - ёе

(пе + па + п,уп <

п е - , 6

течение заданного периода для получения зачета;

) -

ат

а

т

а

)

то

па/п < ат

области, необходимая для получения зачета - ёг .

(ёгто< У1(ПП/П1 > ат°,

п г 1 - 1 - -

; п 1 - 1 - ;

) ,

ответа и превышения лимита времени по ТЗ, относящимся к одной тематической области - а™. (ёе> ат)

(пе1 + пё1 + пй)/п1 < ёт°,

п а 1 - 1 - -

;

)

по одной тематической области - а™ . В общем случае ( ат°> ёт);

паУп1 < О

2. С учетом сложности ТЗ.

Оцениваются:

а) минимальный показатель успешности, необходимый для получения зачета - q т ;

q > qт;

) , необходимый для получения зачета - q то . ^ то < q т).

1 q 1 ^ qTO, где q 1 - показатель успешности по 1 -й тематической области.

С фиксированным числом ТЗ и ограниченным временем контроля:

1)

пг/п > ат

(пе + па + п0/п < ё

па/п < ат

3

Общее время контроля - ТЪ ;

Т3 <Тп Ъ~ Ъ

У1(пг7п1 > ёгт°

(пе1 + пё1 + < ёт°,

где п е 1 - количество ошибок при выполнении ТЗ по 1 -й тематической области; п а 1 - количество отказов от ответа при выполнении ТЗ по 1 -й тематической области; п 41 - количество ТЗ по 1 -й тематической области, по которым превышен лимит времени;

п>1 < ат°).

2)

q > qт

ТЪ<ТЪ

1 q 1 > qTO .

В качестве примера продемонстрируем программу контроля знаний по од-

« ».

с помощью специальной программы формируется гомогенный диагностирующий тест. В результате тестирования ответы испытуемого заносятся в матрицу резуль-

,

обучаемого. Набранные баллы выдаются после каждого уровня. Подготовка заданий тестов проводится на основе учебных планов, содержания традиционно используемых контрольных материалов (экзаменационных билетов, контрольных задач и т.д.). Тесты рубежного и итогового контроля представляют собой совокупность тестовых заданий текущего контроля.

Алгоритм программы тестирования включает следующие этапы:

1. .

2. 1- .

3. Если пройден 1-й уровень, переход на 2-й уровень.

4. 2- .

5. 2- , 3- .

6. 3- .

7. , .

Все вопросы разделяются на три уровня и десять типов. Рассмотрим их с .

Первый тип вопросов: «Простейший вопрос». Простейшие - это вопросы типа «верно ли?», «не так ли?» и тому подобные фразы, подразумевающие одно-« » « ».

.

Пример. Если функция Н(р) физически реализуема, то обратная ей функция Н-1(р) также физически реализуема?

Правильный ответ: «Да» (это 100%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь ответ оценивается однозначно: либо 0, либо 100%.

: « ». такого типа сопровождает несколько вариантов ответа, причем из предложенных вариантов должен быть верным только один. остальным вариантам ответа по желанию преподавателя могут быть присвоены некоторые проценты, если ответ « » .

Пример. Для реализации каких цепей неприемлем метод Фостера?

• ;

• ;

• Я -, Ь -, С - цепей;

• Ь -, С - цепей;

• .

Правильный ответ: отметка возле выражения “лестничной структуры” (100%). Далее преподаватель может указать стоимость остальных ответов, допустим так: Я -, Ь -, С - цепей 60% (т. к. это цепь с потерями) и т.д.

ответы Ь -, С - цепей неверен, и может быть оценен в 0%.

Третий тип: «Выбор нескольких правильных вариантов ответов». Среди предложенных вариантов ответа может находиться несколько правильных ответов, причем нужно предварительно указать, что отметить надо все верные ответы, т.к. это может быть неочевидно.

Пример. Неверно утверждение: “Цепи, составленные только из реактивных элементов, называются:”

• ;

• Ь -, С - ;

• ;

• ;

• .

: « -» (100%). -вильного ответа оценивается по формуле: (1/ количество правильных ответов) -100%. Если же указаны величины, отличные от 100%, то тогда сумма по всем

100%.

Четвертый тип: «Определение общего». Этот вопрос подразумевает просьбу выбрать из предложенного списка одно понятие, общее для всех предложенных част.

Пушлеу. укажите, что общего в перечисленных ниже задачах: синтеза 2, 4- , :

• ;

• ;

• ;

• ;

• .

Правильный ответ: «проверка функции на ПВФ» (100%). При этом ответ « » , , 70%,

потому что не указано, что функция уже задана в операторном виде.

Ответ «схемная реализация заданной функции» также заслуживает уважения и оценивается в 75%, т.к. студент явно понял, о чем идет речь, но обратил , .

Ответ «определение частотных характеристик функции» оценивается в 25%, т.к. отвечающий явно не воспринял всю полноту вопроса, но, в целом, ответ нельзя не признать логичным. Ответ «реадизация функции в виде цепной схемы» 0%, .

Пятый тип: «Определение соответствий 1:1». Каждому предложенному частному понятию соответствует только одно общее понятие, и каждое предложенное общее понятие включает в себя только одно частное.

ПJ2uмe]x Установите связь между понятиями в левом и правом столбце:

1. 1-я схема Кауэра состоит А. Параллельно включенные последовательные ЬС-контуры

2. 2-я схема Кауэра состоит Б. Параллельно включенные параллельные ЬС-контуры

3. 1-я схема Фостера состоит В. Из продольных емкостных и поперечных индуктивных элементов

4. 2-я схема Фостера состоит Г. Из продольных индуктивных и поперечных емкостных элементов

Правильный ответ: установление связей следующим образом:

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

В общем случае установление каждой правильной связи оценивается аналогично типу 3: (1/количество частных понятий) -100% , в данном случае - 33,3%.

Но при желании можно отдельно указать стоимость определения каждой связи, , -

,

: « ».

просьбу разбить предложенные частные понятия на группы на предмет принадлежности к одному из указанных общих.

Пример. разбейте приведенные ниже понятия по группам на предмет принадлежности к одному из предложенных общих понятий: метод вы деления про, :

• ;

• безындуктивные цепи (ЯС);

• безъемкостная цепь (ЯС);

• ;

• .

Правильный ответ: установление связей следующим образом:

• - ;

• безындуктивные цепи (ЯС) - метод выделения простейших составляющих;

• безъемкостная цепь (ЯС) - метод выделения простейших составляющих;

• - ;

• реактивные цепи - метод выделения простейших составляющих.

. -. , связи оценивается в общем случае так: (1/количество частных понятий) -100%.

Седьмой тип. «Исключение лишнего». Вопрос, созвучный с «определением », . -ких уровнях сложности.

Пример. из заданной последовательности слов исключите то, которое на ваш взгляд является лишним:

- описание, - проверка, - параметры, - реализация.

Правильный ответ: отметка у слова таршлетры» (100%), так как в этом задании надо было выстроить этапы синтеза цепей: - аналитическое описание функции; - проверка физической реализации функции; - реализация цепи; - техническая реализация. Другие ответы здесь в принципе равновесны и за них можно поста-0%, -зволяет синтезировать цепь.

. « ». , -ственного текста с клавиатуры, причем слово это должно быть очевидно для тех, кто знает предмет и загадкой для тех, кому предмет не является знакомым. Необходимо указание всех правильных ответов, связанных с опечаткой или другими вариантами ввода данных. Например, число 1 можно ввести так: «1», «Один», « », « » . .

Пример. Если степень числителя М(р) на единицу больше степени знаменателя М(р), то входная функция 2(р) имеет полюс при р = ...?

Правильный ответ: ввод значения «<»».

Девятый тип: «Дополнение фразы». Этот тип вопроса не очень отличается от предыдущего варианта, но ответить на такой вопрос проще, т.к. фразу можно

, « ». -четание может быть в любом месте вопроса.

Пример. в силу чередования нулей и полюсов, для корней ее числителя и

знаменателя, функция 7(р) называется -..........?. правильный ответ: ввод слова

« ».

: « ». , -

. , -. .

Пример. перечислите, пожалуйста, как можно больше условий физической реализации функции 7(р) или у(р) (не меньше десяти).

Работа с программой тестирования не требует специальных навыков и проходит в диалоговом режиме. В окне (рис.1) необходимо ввести имя, а также выбрать уровень сложности, после чего для начала тестирования нажать кнопку «Продолжить», высветится окно с вопросом, например (рис.2).

Т естирование !-

ВВЕДИТЕ СВОЕ ИМЯ ВЫБЕРЕТЕ СЛОЖНОСТЬ:

|ЙЕиЕ |1 Уров.

2 Уров. 3 Уров.

Продолжить | Выход

Рис../

1

Т естирование

Тестируемый: Name Сложность 1 Уров.

Набрано баллов: О Вемени использовано: 00:00:06

Если функция Н(р) физически реализуе-1 ма, то обратная ей функция Нг(р) также физически реализуема?

Рис.2

Выбор ответа осуществляется выделением соответствующей опции “Да” или “Нет” ((см. рис.2), позиция 1), необходимо нажать клавишу «Enten> и программа выдаст следующий вопрос. После окончания вопросов появится окно с надписью «Тестирование завершено». Программа подсчитает количество баллов и

вычислит среднее значение, после чего выводит баллы в окне и указывает какой максимальный балл было возможно набрать.

« », -

еле чего высветится первоначальное окно с выбором уровня (см. рис.1). При тес-

2, , -данными вариантами и предложенными выражениями необходимо щелкнуть на окне выбора вариантов ответов, после чего раскроются все предложенные варианты. После того, как будут установлены варианты ответов, нажать на один из вари, . -ня появится результат тестирования. Для перехода к третьему уровню необходимо выбрать соответствующий уровень в окне (см. рис.1). При работе в третьем уровне могут высветиться вопросы, в которых необходимо дописать требуемый ответ. Для чего с клавиатуры ввести вариант ответа и нажать клавишу «Enter», после чего появится следующий вопрос. В данном вопросе необходимо ввести с клавиатуры вариант ответа и, если имеются несколько вариантов ответа, то для этого, после

, « », окно для второго определения и т.д., согласно заданному вопросу. При отсутствии вариантов нажать на кнопку «Окончить» и программа выдаст следующий вопрос. В данном вопросе баллы за указанные определения не ставятся и не отражаются на . , баллы и тогда суммарный балл будет подсчитан с учётом письменных ответов. По окончании вопросов также высветится результат теста. Для выхода из программы

« », , высветится основное окно с выбором уровня (см. рис.1), нажать на кнопку «Вы». -.

ПОКАЗАТЕЛЬ Тематические области Всего по блоку контроля

i 2 ...

Количество предложенных ТЗ ...(...%) ...(...%)

Количество ТЗ, выполненных правильно. ...(...%) ...(...%) ...(...%)

Количество неполных (неточных) ответов ...(...%) ...(...%) ...(...%)

Количество ошибок ...(...%) ...(...%) ...(...%)

Количество отказов от ответа ...(...%) ...(...%) ...(...%)

Кол-во ТЗ, с превышением лимита времени ...(...%) ...(...%) ...(...%)

Количество абсурдных ответов ...(...%) ...(...%) ...(...%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраченное время ...(...% ...(...%)

Кол-во обращений к информационной помощи ...(...%) ...(...%) ...(...%)

Набранный рейтинг ...(...%) ...(...%)

Показатель успешности

Заключение. Применение рассмотренных выше тенденций позволит, более адекватно и с минимальными затратами труда и времени оценивать знания студентов и существенно повысить уровень электротехнической подготовки студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глуш ань В.М., Полуянович Н.К., Зинченко Л.А. Применение новых информационных технологий и компьютерной алгебры в задачах математического моделирования электрических цепей / Материалы 4-науч.-техн. конф. «Новые информационные технологии в преподавании электротехнических дисциплин». - Астрахань: 1998. - С.100-105.

2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М: Информационно-издательский дом «Филинь», 2003. - 616с.

3. Рассоха ДМ., Полуянович Н.К. Моделирование отдельных типов систем электроснабже-

// . -АГТУ, Сборник научных трудов, Астрахань, 2003.

УДК 007.519

МЛ. Курникова, ЕЛ. Нешта

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ВЫБОРА СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ КУРСОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

,

является сравнительно молодой и очень активно развивается в настоящее время, преподаватели виртуальных учебных заведений еще не успели определить основные направления развития для этой области, а представители промышленных компаний не имели достаточно времени на выработку стандартов на интерфейсы между программными и техническими средствами, используемыми для создания .

Функциональная полнота курсов зависит от конкретных целей обучающихся. В настоящее время можно выделить 3 категории сложности сетевых курсов.

На первом уровне ( минимальной функциональной сложности) обычно используют простые средства:

- конвертирование традиционных учебников в PDF-формат;

- специализированные HTML-редакторы;

- простейшие средства коммуникации, такие как телефон, факс, электронная

;

- .

На самом деле, трудно отнести эту систему к принципиально новой сетевой .

На втором уровне используются современные мощные программные сред:

- обширные on-line библиотеки, которые значительно обогащают содержание, функциональную полноту сетевых курсов;

- on-line базы данных часто повторяемых вопросов и ответов, тестов, кон-

, , расписания и т.д.;

- ;

- ;

- .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.