Научная статья на тему 'Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления'

Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ГЕНЕРАЦИЯ ЗНАНИЙ / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЁЖЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / HUMAN CAPITAL / GENERATION OF KNOWLEDGE / TALENTED YOUTH / INTELLECTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонидова Галина Валентиновна

Для современной России характерны не только снижение численности населения, но и ухудшение его качества. В статье автор актуализирует проблему сохранения и преумножения качества человеческого капитала посредством построения государственно-общественной системы долговременной комплексной поддержки одарённых детей от первого проявления таланта до профессионального самоопределения. В статье освещены теоретико-методологические основы решения данной проблемы, представлены методы и формы деятельности государственных органов и научно-образовательных учреждений в этом направлении. Особый акцент сделан на анализе опыта регионального Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий при Институте социально-экономического развития территорий РАН в работе с талантливой молодёжью. Автор рассматривает методы работы НОЦ по генерации знаний талантливых детей путём вовлечения их в научно-исследовательскую деятельность, а также использование других форм, способствующих интеллектуализации человеческого капитала обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонидова Галина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления»

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 376(470.12) © Леонидова Г.В.

Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления

Для современной России характерны не только снижение численности населения, но и ухудшение его качества. В статье автор актуализирует проблему сохранения и преумножения качества человеческого капитала посредством построения государственно-общественной системы долговременной комплексной поддержки одарённых детей от первого проявления таланта до профессионального самоопределения. В статье освещены теоретико-методологические основы решения данной проблемы, представлены методы и формы деятельности государственных органов и научно-образовательных учреждений в этом направлении.

Особый акцент сделан на анализе опыта регионального Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий при Институте социально-экономического развития территорий РАН в работе с талантливой молодёжью. Автор рассматривает методы работы НОЦ по генерации знаний талантливых детей путём вовлечения их в научноисследовательскую деятельность, а также использование других форм, способствующих интеллектуализации человеческого капитала обучающихся.

Человеческий капитал, генерация знаний, талантливая молодёжь, интеллектуализация.

Галина Валентиновна ЛЕОНИДОВА

кандидат экономических наук, зав. лабораторией

Института социально-экономического развития территорий РАН

gvl@vscc.ac.ru

В выступлениях Президента РФ ДА Медведева, председателя Правительства России В.В. Путина, в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве целевого ориентира развития страны обозначен переход к инновационной эконо-

мике. Реализация этой генеральной задачи во многом зависит от наличия высококвалифицированных кадров, обладающих не только образовательной подготовкой, но и предприимчивостью, новаторскими, созидательными устремлениями и мотивами, способных овладевать новыми

знаниями и активно управлять инновационным процессом. По мнению зарубежных и отечественных специалистов, человеческий капитал является более важным ресурсом, чем природное или накопленное богатство: по их оценкам, увеличение образованности на 1% приводит к ускорению темпов роста душевого ВВП на 3%1.

Нарастание процесса информатизации общества и экономики, объёмов наукоёмкого производства актуализирует повышение качества интеллектуальной составляющей человеческого капитала, т.е. его интеллектуализацию.

Исследование проблемы интеллектуализации человеческого капитала предполагает изначально изучение исходных предпосылок активизации работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. Это важнейшее условие формирования фундамента инновационной экономики. Одновременно в общественном сознании должно утвердиться понимание того, что одарённые дети в условиях демографического кризиса дают уникальную возможность российскому обществу оптимизировать затраты на обеспечение расширенного воспроизводства интеллектуального потенциала страны.

Поиск талантливых людей — объективная потребность для достижения национального прогресса. Стимулом к поиску (посредством тестирования) и созданию условий для максимального развития 35 тысяч одарённейших старшеклассников в США, например, послужили полёты советских искусственных спутников Земли: тогда американцы эту работу «поставили на конвейер», ассигнуя ежегодно около 1,5 млрд. долларов на развитие дарований2. При университетах были созданы

1 Например, подробный обзор исследований, посвящённых влиянию человеческого капитала, оцениваемого по уровню образования, приведён в Sianesi B., Van Reenen J. The returns to education // Journal of Economic Surveys. - 2003. - Vol. 17. - № 2. - Р 157-200.

2 Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. - М.:

Русский мир, 1998. - 544 с.

научные центры исследований в области выявления и обучения одарённых детей; организован выпуск специальных журналов («Gifted Child Today», «Educational Researcher»); в 1990-х годах приняты государственные программы, в частности «Америка - 2000. Стратегия образования» (Goals 2000: Educate America Act)3.

Подобные государственные программы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодёжи в своей стране и по привлечению таковых из других стран в 1970-е годы были разработаны во всех развитых странах. Созданы международные организации: Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по их изучению, обучению и воспитанию, организует международные конференции, а также Европейская («Евроталант», членом которой является и Россия) и Азиатская ассоциации, которые реализуют национальные программы, координируют национальные проекты, проводят межнациональные встречи, летние школы и конкурсы для одарённых и талантливых школьников.

В России с 1996 года поэтапно реализуется Федеральная целевая программа «Дети России» и её подпрограмма «Одарённые дети» (рис. 1).

В рамках подпрограммы субъекты РФ используют разнообразные формы поддержки одарённой и талантливой молодёжи: премиальные фонды, именные стипендии, олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции и т.д.

Этими и другими формами поддержки талантливой молодёжи ежегодно охватывается свыше 3 тысяч российских школьников 8 - 11-х классов, свыше 5 тысяч обучаются по различным направлениям системы дополнительного образования.

Разработана и совершенствуется нормативно-правовая база по организации

3 Лунякова Л.Г Одарённые дети - ресурс человеческого потенциала современной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/ db/msg/334679.htm

Рисунок 1. Этапы реализации подпрограммы «Одарённые дети» как составной части Федеральной целевой программы «Дети России»

Рисунок 2. Финансирование подпрограммы «Одарённые дети» из федерального бюджета, млн. руб.

120 и 100 -80 -60 -40 -20 -0

104,75 1

33,94 1 1 1

105,2

1999 - 2002 гг.

2003 - 2006 гг.

2007- 2010 гг.

□ Объём финансирования из федерального бюджета (млн. руб.)

Источники: Синягина Н.Ю., Калиш И.В., Зайцева Н.В. Результаты реализации подпрограммы «Одарённые дети» Федеральной целевой программы «Дети России» в 2003 - 2006 гг. - М., 2007. - 41 с.; Паспорт подпрограммы: «Одарённые дети»: утверждён Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 79-р.

работы с одарёнными детьми, увеличено финансирование на эти цели, правда, в очень скромных размерах (рис. 2). Реализуется программа государственных грантов Президента РФ. Однако пока многие проблемы ещё не решены, особенно те, которые связаны с использованием механизмов прозрачного и конкурсного расходования средств и непосредственно с выявлением талантов.

На завершающем, пятом этапе подпрограммы «Одарённые дети» (2007 — 2010 гг.) решались следующие задачи:

- создание государственной системы выявления и развития детской одарённости и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одарённых детей, проживающих в сельской местности, населённых

пунктах, удалённых от крупных центров культуры, образования, науки;

- координация деятельности базовых центров по работе с одарёнными детьми и их поддержка;

- оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одарёнными детьми.

Но по всем этим направлениям предстоит ещё многое сделать. По оценкам Комиссии по интеллектуальному потенциалу нации Общественной палаты РФ, работа с одарёнными детьми нуждается в обновлении4, и прежде всего в ускорении создания «инфраструктуры одарённости».

В этой связи принципиально важно знать, чем отличается одарённый, талантливый ребёнок от других детей. По мнению большинства учёных, он выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности5. Одарённость — это качество, системно развивающееся в течение жизни, определяющее возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). Одарённость распознают по степени опережения ребёнком своих сверстников по умственному развитию при прочих равных условиях.

Одарённость рассматривается как состояние таланта или степень выраженности таланта. Когда речь идёт о способ-

4 Готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад Общественной палаты Российской Федерации. — М., 2007.

5 Рабочая концепция одарённости / под ред.

Д.Б. Богоявленской. — М., 1998.

ности, подразумевается возможность человека что-то делать, а употреблением слова «талант» (одарённость) подчёркивается прирождённый характер данного качества (способности). Вместе с тем и способности, и одарённость проявляются в успешности деятельности.

Одна из важнейших характеристик одарённости — креативность (творческость). Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, его способности создавать нечто новое, оригинальное. Это качество представляет особый склад ума, характеризующийся гибкостью (способность легко переходить от явления одного класса к явлениям другого класса, часто очень далёким по содержанию), оригинальностью (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых).

Мониторинговые измерения качественного состояния трудового потенциала населения региона, проводимые в Вологодской области Институтом социально-экономического развития территорий РАН с 1997 г., показывают, что индекс творческих способностей, рассчитываемый по оригинальной методике6 (по показателям отношения человека к творческой деятельности и его реального участия в творчестве), является самым низким среди восьми базовых индексов социальной дееспособности (качества трудового потенциала). Причём его общий тренд (в динамике с 1997 по

2009 г.) — убывающий (табл. 1).

6 Система компонентов качества трудового потенциала представлена в виде «дерева» свойств, вершиной которого является наиболее общее свойство, социальная дееспособность. Согласно методике, на базе мониторинга измеряются такие структурные компоненты трудового потенциала, как физическое и психическое здоровье населения, когнитивный потенциал, творческие способности, коммуникабельность, культурный и нравственный уровень, потребность в достижении. Интегральный индекс индивидуального качества, так же как и частные индексы, не может приобретать нулевого или отрицательного значения (как не может быть, к примеру, нулевого здоровья). Это всегда некоторая положительная величина больше нулевого значения. Максимальное значение равно единице.

Таблица 1. Оценка качества трудового потенциала населения Вологодской области

Состав измеряемых показателей Значение индекса Ранг Линия тренда (с 1997 по 2009 г.)

1997 г. 2009 г.

Нравственный уровень 0,775 0,757 1 \ убывающая

Психическое здоровье 0,699 0,739 2 / возрастающая

Коммуникабельность 0,733 0,736 3 - параллельна оси времени

Физическое здоровье 0,682 0,728 4 / возрастающая

Культурный уровень 0,609 0,674 5 / возрастающая

Потребность в достижении 0,612 0,643 6 / возрастающая

Когнитивный потенциал 0,630 0,614 7 \ убывающая

Творческий потенциал 0,593 0,572 8 \ убывающая

Интегральный индекс качества трудового потенциала (социальная дееспособность) 0,655 0,674 / возрастающая

Источник: Трудовой потенциал региона: заключительный отчёт о НИР / А.А. Шабунова, Г.В. Леонидова, Е.А. Чекмарева. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 117 с. - № госрегистрации 02201051756.

Низкие значения индекса творческого потенциала населения обусловлены малой долей жителей региона, активно занимающихся творческой деятельностью: «постоянно что-нибудь изобретают, пишут, сочиняют и т.д.» около 8% жителей региона, 45%—«никогда ничего не предпринимают»7.

Данные опроса студентов и учащихся старших курсов профессиональных образовательных учреждений различного уровня8, проводившегося в г. Вологде в 2010 г., подтвердили эту закономерность: «реализовать себя творчески» во время обучения планируют только 10% опрошенных. Выявлено также, что условий, которые создаются в образовательных учреждениях для развития творческого потенциала учащихся и студентов, недостаточно. Так, лишь 16% учащихся 10 — 11 классов помогают успевать в учёбе занятия на факультативах и кружках в учебном заведении и лишь 14% — наличие углублённых программ по ряду предметов. Однако следует отметить, что практически все учащиеся школ (97%)

7 Трудовой потенциал региона: заключительный отчёт о НИР / А.А. Шабунова, Г.В. Леонидова, Е.А. Чек-марева. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. — С. 52.— № гос-регистрации 02201051756.

8 Опрос проводился в рамках исследования по те-

ме «Формирование научно-образовательного пространства г. Вологды» в апреле — мае 2010 г. В выборке участвовали школы и учреждения профессионального образования различного уровня. Объем выборочной совокупности составил 550 человек. Ошибка выборки — 3%.

считают очень важным для современного человека развитие творческого и интеллектуального потенциала и прилагают усилия к развитию этих качеств у себя. Большое влияние на отношение школьников к развитию творческих способностей оказывает семья: родители тех, кто старается развивать свои творческие и интеллектуальные способности (58%), имеют высшее образование или даже учёную степень.

Творческий потенциал — это стратегически важный ресурс для инновационной, «умной» экономики. Однако он, судя по результатам мониторинга качества трудового потенциала, является наименее важным качеством для работодателей: всего 20% жителей отмечают востребованность на их рабочем месте творческих способностей (табл. 2).

Развитие у учащейся молодёжи творческой активности, способности противостоять общественной инерции происходит не только в школьной среде, но и благодаря дополнительному образованию. Судя по результатам опроса учащихся9, занятия в учреждениях дополнительного образования рассматриваются ими как один из основных источников пополнения знаний (табл. 3).

9 Исследование проводилось ИСЭРТ РАН в рамках НИР «Формирование научно-образовательного пространства территории» в 2010 г.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Каких качеств от человека требует то дело, которым Вы занимаетесь в настоящее время?» (вариант ответа «Очень важно», в % от числа опрошенных)

Качества Год

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Быть общительным, уметь ладить с людьми 36,8 40,2 42,2 38,6 39,4 37,6

Иметь хорошее физическое здоровье и самочувствие 38,7 34,7 37,0 37,9 41,7 36,9

Быть высоко устойчивым к нагрузкам на психику 27,8 30,1 38,1 34,7 35,4 36,6

Обладать высокой общей культурой (быть хорошо воспитанным, вежливым, сдержанным, всегда хорошо выглядеть) 29,9 30,5 32,0 31,4 33,1 32,2

Иметь высокие морально-нравственные качества (честность, правдивость, чувство долга, порядочность, обязательность и т.д.) 31,0 29,9 33,6 32,4 35,1 31,7

Иметь разносторонние знания, большую эрудицию, высокую квалификацию 23,4 27,9 28,7 26,3 28,1 25,9

Постоянно стремиться к повышению по службе, повышать свою квалификацию, проявлять инициативу и предприимчивость 23,9 22,3 23,8 24,7 27,0 24,6

Иметь творческие способности (изобретать, создавать новое, решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.) 19,7 19,0 18,3 19,4 21,3 20,3

Источник: Мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области (общая выборка - 1500 чел.).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы используете следующие возможности для пополнения школьных знаний?» (в %)

Возможности Часто и очень часто

Использование ресурсов сети Интернет 90,4

Чтение научной и познавательной литературы 37,2

Посещение кружков и секций в учреждениях дополнительного образования 34,0

Посещение кружков и секций в школе 27,3

Посещение библиотек, музеев, архивов 24,4

Источник: Опрос учащихся общеобразовательных школ г. Вологды, II кв. 2010 г. (общая выборка - 156 чел.).

Система дополнительных образовательных учреждений для детей и юношества (дома пионеров, станции юных техников, детско-юношеские спортивные школы и т.д.) являлась важным компонентом советского образования. Характерно, что ранее в странах Запада инфраструктура такого рода учреждений отсутствовала, что давало большие конкурентные преимущества советскому образованию. В России кризис 90-х годов ХХ в. заметно отразился на детско-юношеском дополнительном образовании, поскольку фиксировалось устойчивое сокращение числа соответствующих учреждений, что привело к снижению творческого потенциала молодёжи10. Лишь в начале 2000-х годов наметился некоторый

10 Образование как фактор экономического развития / В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, М.С. Нетесова. — М.: Научный эксперт, 2008. — 104 с. — С. 17.

рост числа учреждений дополнительного образования, в частности и в Вологодской области, которые обеспечивают формирование творческой личности, что необходимо для экономики, ориентированной на знания.

На решение задачи создания таких условий обучения и воспитания, при которых будет осуществляться раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей, молодёжи, ориентирует свою работу действующий (с 2003 г.) на базе ИСЭРТ РАН Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий, представляющий собой многоступенчатую систему подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации для сферы науки, хозяйствующих субъектов и региональных органов власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создавая в г. Вологде Научно-образовательный центр на базе академического

Рисунок 3. Формы и направления генерации знаний талантливой молодёжи в Научно-образовательном центре при ИСЭРТ РАН

научного учреждения и высших учебных заведений, организаторы видели основной его миссией создание условий для выявления и развития способностей талантливой молодёжи региона и привлечение её в научную сферу, воссоздание среды научного поиска.

Деятельность Научно-образовательного центра построена таким образом, чтобы в ней можно было активно использовать те формы, которые наиболее результативны в целенаправленной работе с талантливой молодёжью. Их конкретный состав приведён на рисунке 3.

Приоритетное направление отбора и выявления талантливых молодых людей в Научно-образовательном центре — вовлечение каждого из них в исследовательскую работу. Причём это рассматривается, с одной стороны, как путь повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих образовательным стандартам и дальнейшей генерации, т.е. путь приращения знаний, с другой — как способ начальной профессиональной подготовки. Именно этот контекст задаёт цель отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией

Таблица 4. Показатели функционирования НОЦ ИСЭРТ РАН в 2002 - 2010 гг.

Подсистемы 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Подсистема школьного образования

Численность школьников 5 - 11 классов 34 94 160 250 290 290 310 370 390

Подсистема высшего образования

Численность студентов, взаимодействующих с Научно-образовательным центром 46 97 164 354 540 600 650 800 900

в т. ч. в филиале СПбГИЭУ в г. Вологде 25 55 89 239 350 542 557 700 800

Подсистема послевузовского образования

Численность аспирантов 37 33 31 40 39 39 46 44 46

их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях.

Реализация цели НОЦ происходит на основе современных теоретико-методологических подходов, ведущими из которых являются непрерывное образование (обучение на протяжении всей жизни); связь теории с практикой (полученные знания применяются их носителями в конкретных научных исследованиях, результаты исследований научных сотрудников используются в преподавании специальных дисциплин, в подготовке учебных пособий и т. д.); преемственность образовательных программ и т. д.

Особенностью образовательного процесса в Научно-образовательном центре является использование разноплановых методик, активных форм и методов обучения по принципу: знания (углублённое изучение основ экономики) и умение их применять (навыки, получаемые посредством апробации результатов исследований, участия в конкурсах научноисследовательских работ, выступлений на школьных конференциях, подготовки презентаций, участия в дискуссиях и т. д.).

Кроме традиционных форм, способствующих всестороннему развитию способностей обучаемых, в НОЦ используются также и другие формы работы с молодёжью, среди которых:

► дискуссионные клубы;

► интеллектуальные и деловые игры;

► профильные оздоровительные лагеря (летние научные школы) в каникулярное время и т.д.

В таблице 4 приводятся основные количественные показатели деятельности НОЦ за годы его функционирования.

Но количественные параметры составляют лишь одну сторону оценки деятельности НОЦ. Существенное практическое значение для понимания роли Научнообразовательного центра в генерации знаний талантливой молодёжи имеют ежегодные исследования интеллектуальных и профессиональных способностей обуча-ющихся11. Результаты тестирования12 свидетельствуют о том, что к окончанию обучения в НОЦ (с 5-го по 11-й класс) значения показателей развития интеллектуальной сферы детей (эрудиция, лексика, абстрактная логика, внимание13) возрастают по сравнению с началом обучения на 2-3 балла по 10-балльной шкале: например, средний показатель по 11 общегородскому классу (выпуск — 2010 г.) в 2008 г. составлял

11 Комплекс диагностических методов по психологическому тестированию включает методику В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности»; тест интеллектуальных и профессиональных способностей «ТИПС-5» Р. Амтхауэра; тест на определение степени толерантности В.В. Бойко и др.

12 Тестирование проводилось с помощью методики ТИПС — теста интеллектуальных и профессиональных способностей.

13 Лексика — уровень развития активного словарного запаса, умение грамотно строить высказывания; абстрактная логика — умение рассуждать на абстрактном, понятийном уровне, нестандартное мышление; внимание — высокая сосредоточенность на какой-либо деятельности; эрудиция — начитанность, глубокие познания в какой-либо области научного знания (ориентация в науке, искусстве, истории, литературе и т.д.). Уровень развития способностей: 1,0 — 3,4 балла — низкий; 3,5 — 7,5 — средний; 7,6 — 10 — высокий.

5,6 балла, в 2009 г. — 6,3, в 2010 г. — 7,1. Следовательно, у учащихся, посещающих занятия в НОЦ, происходит заметный рост интеллектуального потенциала.

В качестве инструментария для выявления умений, качеств и свойств, необходимых для формирования исследовательской позиции школьников, сотрудниками НОЦ используется методика В.М. Русаловой. О выраженности того или иного качества личности исследователя, согласно данной методике, можно судить по таким индикаторам, как предметная эргичность (способность к напряжённому умственному труду), социальная эргичность (желание осваивать мир через коммуникацию), пластичность (стремление к разнообразию форм предметной деятельности). Результаты обследований показывают, что положительную динамику способности к напряжённому умственному труду можно отметить у всех учащихся (например, среднее значение показателя «предметная эргичность», т.е. способности к напряжённому умственному труду, у 11-классников лицея №32, посещавших НОЦ, в 2008 г. составляло 6,9 балла, в 2009 г. — 7,1 балла, в 2010 г. — 8,4 балла). Это свидетельствует о том, что

занятия в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН усиливают интерес обучающихся к исследовательской работе. По их мнению, основными преимуществами обучения в НОЦ является получение углублённых знаний по экономике и навыков научно-исследовательской работы (рис. 4).

Проект НОЦ направлен на создание условий для личностной и профессиональной реализации талантливой молодёжи, на совершенствование системы подготовки и переподготовки научных, управленческих и инженерных кадров. Научнообразовательный центр обеспечивает преемственность образовательного процесса в рамках цепочки «школа — вуз — послевузовское образование». Из школьников, проявивших себя при изучении научных дисциплин, комплектуются студенческие группы по экономическим специальностям в филиале Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Вологде (один из участников Научно-образовательного центра; табл. 5).

Из приведённых в таблице данных мы видим, что выпускники Научно-образовательного центра в большинстве своём пред-

Рисунок 4. Динамика ответов на вопрос: «Какие главные преимущества Вы получили для себя при обучении в НОЦ?» (в % от числа опрошенных)

□ Углублённые знания по экономике I Знания и навыки научно-исследовательской работы I Умение выступать перед большой аудиторией

Таблица 5. Результаты поступления выпускников очного факультатива НОЦ ИСЭРТ РАН в высшие учебные заведения

Показатели 2008/09 уч. год 2009/10 уч. год

Всего % Всего %

Численность выпускников, всего 41 100 42 100

Из них поступивших в вузы 41 100 42 100

Численность выпускников, поступивших в вузы г. Вологды Из них: 31 76 36 86

в Государственный технический университет 11 27 15 36

Государственный педагогический университет 3 7 8 19

филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета 6 15 3 7

Государственную молочнохозяйственную академию им. Н.В. Верещагина 3 7 8 19

филиал Московской государственной юридической академии 6 15 0 0

Институт права и экономики ФСИН РФ 1 2 2 5

Учебные заведения г. Санкт-Петербурга 5 12 5 12

Учебные заведения г. Москвы 2 4 1 2

почитают вологодские вузы, что снижает «утечку мозгов», а это именно то, в чём в особенности нуждается регион, отличающийся невысоким уровнем развития научно-технического потенциала.

Деятельность Научно-образовательного центра показывает высокую степень результативности. Молодые учёные, аспиранты, студенты и школьники неоднократно становились победителями и лауреатами региональных, национальных и международных конкурсов, олимпиад. Реализация проекта имеет большую социальную значимость, поскольку создана благоприятная среда для проявления творческих способностей и личностного развития одарённой и талантливой молодёжи. Не случайно проект поддерживается Российской академией наук, региональной и местной администрацией, Министерством образования и науки РФ, а в 2003 г. получил одобрение и поддержку Президента РФ.

Подобная работа стала возможной благодаря реализации Российской академией наук14 в рамках Программы поддержки молодых учёных мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых исследователей, содействие их творческому росту.

14 Устав Российской академии наук. — Раздел 2, п.11.

В педагогической литературе15 убедительно доказывается, что поскольку талантливые люди часто необоснованно держатся в тени, то без системы, которая «вытаскивает» таланты из тени, в обществе происходит отрицательный отбор. Поэтому в высшей степени важно создавать конкурентную среду в науке, в бизнесе, в искусстве16. Этим целям соответствуют формируемые сегодня различные спонсорские фонды (например, Фонд поддержки детских национальных и международных программ «Будущее планеты», Детский благотворительный фонд поддержки талантливых детей имени Андрея Жаботинско-го «Андрюша», Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Новые имена» и т. д.). Следует распространять уже имеющийся опыт деятельности инновационных школ: физико-математических (в Вологодской области, например, это гимназия «Гармония»), олимпийского резерва, специальных музыкальных, бизнес-школ и т.п.

Вместе с тем задача поддержки талантливых детей предполагает построение государственно-общественной системы долговременной комплексной поддержки

15 Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика // Генетика и гениальность. — М., 1998. — С. 291- 434.

16 С немецкой тщательностью // Приложение к газете «Коммерсантъ». — 2007. — № 18 (3594). — 7 февр.

одарённых детей от первого проявления таланта до профессионального самоопределения. Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», озвученная на высшем уровне в

2010 г., закладывает основы выстраивания разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Государственная поддержка талантливых детей и молодёжи является единственным надёжным способом воспроизводства интеллектуальной элиты нации и важнейшим фактором интеллектуализации человеческого капитала страны.

Таким образом, деятельность регионального Научно-образовательного центра способствует решению проблемы поиска и развития одарённых детей. Его результативность может повыситься с принятием региональных законов, подзаконных актов, целевых программ по данной проблеме, заключением межведомственных договоров, отраслевых соглашений и других документов, активизацией средств массовой информации в актуализации и освещении хода решения проблемы развития одарённых детей в рамках консолидации действий региональной системы образования и научных учреждений.

Литература

1. Медведев, Д.А. Россия, вперёд! [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев. — Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/transcripts/5413 (официальный сайт Президента РФ).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. — № 1662-р.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. Пр-271.

4. Стратегия развития образования в Вологодской области на период до 2020 года: одобрена Постановлением Правительства области от 3 марта 2009 г. № 398.

5. Готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад Общественной палаты Российской Федерации. - М., 2007.

6. Ильницкая, И.А. Проект: развитие творческого потенциала учащихся в школе и вузе как основа инновационного развития / И.А. Ильницкая, Ю.А. Попов // Научная сессия МИФИ-2006 в 11-ти томах. — М.: МИФИ, 2006. — Т. 11.

7. Леонидова, Г.В. Научно-образовательный центр: системный подход к работе с талантливой молодёжью / Г.В. Леонидова, М.В. Кукушина, А.В. Куликова. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008. — 60 с.

8. Синягина, Н.Ю. Внимание — одарённость / Н.Ю. Синягина // Одарённый ребёнок: материалы круглого стола «Одарённое поколение: наука и практика от эксперимента к системе». — М.: Связь-Принт, 2006. — Вып. 4. — C. 8.

9. Трудовой потенциал региона: заключительный отчёт о НИР / А.А. Шабунова, Г.В. Леонидова, Е.А. Чекмарева. — Вологда, ИСЭРТ РАН, 2009. — 117 с. — Госрегистрация № 02201051756.

10. Римашевская, Н.М. Качество человеческого потенциала в современной России / Н.М. Римашев-ская [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/Rimash1.htm (25.03.2010 г.)

11. Лунякова, Л.Г. Одарённые дети — ресурс человеческого потенциала современной России / Л.Г. Луня-кова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru (31.03.2010 г.)

12. Стенографический отчёт о заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию (22.04.2010 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/7530 (12.05.2010 г.)

13. Одарённость в России: от феноменов к государственной политике»: результаты опроса / Фонд общественного мнения по заказу Общественной палаты Российской Федерации в рамках проекта «Новое поколение» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fom.ru,http://bd.fom.ru/report/map/odarennost/od0801

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.