Научная статья на тему 'ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ МОСКВЫ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ВОДЫ И САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ'

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ МОСКВЫ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ВОДЫ И САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ МОСКВЫ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ВОДЫ И САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ»

экспериментальное проектирование в Москве должно базироваться не на минимальных, а на оптимальных гигиенических нормативах.

Успешное решение проблемы комфортного жилища и претворение в жизнь оптимальных гигиенических нормативов возможны на базе мощной индустрии по производству современного совершенного санитарно-тех-нического и отопительно-вентиляционного оборудования, установок для кондиционирования воздуха, осветительных устройств. Такая индустрия быстрыми темпами развивается в стране, что и обеспечит в конечном счете возможность постепенного перехода от минимальных гигиенических норм к оптимальным.

Благодаря претворению в жизнь Генерального плана развития Москва станет, как сказал в Отчетном докладе XXIV съезду КПСС Л. И. Брежне-нев, образцовым коммунистическим городом, т. е. городом полной гармонии, отвечающей самым рысоким и полным критериям. Безукоризненное соблюдение всех гигиенических требований и внедрение в жизнь оптимальных гигиенических нормативов приведут впервые в мировой практике к тому, что условия проживания в таком крупном городе, как Москва, не будет отягощены многими отрицательными явлениями, свойственными крупнейшим городам Запада.

Успешное решение многогранных задач, возникающих в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О генеральном плане развития г. Москвы», требует согласованных усилий гигиенистов, архитекторов и строителей, которые, очевидно, должны повысить уровень своих исследований и на качественно новом уровне развернуть работу по превращению Москвы в образцовый коммунистический город.

Поступила 5/1 1972 г.

УДК в14.78:[в28.1 + 628. 2]:65.012. (47-25)

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ МОСКВЫ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ВОДЫ И САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ

Член-корр. АМН СССР проф. С. Н. Черкинский I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Генеральным планом развития Москвы предусматривается дальнейшее улучшение водоснабжения и канализации как важнейших отраслей санитарного и коммунального благоустройства города, занимающих видное место в системе профилактических мероприятий советского здравоохранения. Совершенству этих систем наша столица обязана тем, что на ее территории уже давно поставлены надежные преграды на пути распространения эпидемических заболеваний, распространяющихся водным путем.

Чтобы поддерживать существующий уровень санитарного благоустройства в условиях продолжающегося роста населения Москвы, оказываются необходимыми мероприятия по расширению существующих и строительству новых водопроводных и канализационных систем с соответствующими очистными сооружениями.

Уровень водоснабжения в расчете на 1 жителя постепенно повышался — с 243 л в сутки в 1940 г. до 438 л в 1960 г., а в 1967 г. достигал уже 560 л в связи с начавшейся реализацией грандиозных планов строительства жилищ, оборудованных всеми основными элементами санитарно-техни-ческого благоустройства (водоснабжение, включая и горячее, канализация и пр.). В результате Москва по уровню водопотребления превзошла все города Европы и сравнялась с крупнейшими городами США, где оно определяется и существенным расходом воды на промышленные цели. Поскольку считается, что уровень потребления воды на собственно санитарно-бы-товые нужды людей уже стабилизируется, увеличение подачи водопровод-

ной воды в Европе определяется главным образом 2 факторами — ростом численности населения и стремлением к возможно большему ограничению промышленного водопотребления. Необходимость последнего обусловливается все более ощущающимся дефицитом водных ресурсов в районе Москвы. Поэтому вместо прироста подачи воды системами московского водопровода на 5% в год на 1985—2000 гг. принят прирост водоподачи примерно на 2% в год.

При таких расчетах среднесуточная подача воды с 3 950 000 м3 в 1970 г. должна подняться до 4 350 000 м3 в 1975 г., в 1985 г. она будет равна 5 300 000 -и3, а к 2000 г. достигнет 7 000 000 м3. Доля расхода ее на промышленные нужды, в частности на кондиционирование воздуха и другие особые нужды охлаждения, не должна превысить 30% общего количества подаваемой воды. В связи с этим предусматривается комплекс мер, направленных на ограничение потребления промышленностью хозяйственно-питьевой воды московских водопроводов путем повышения ее отпускной цены, на расширение внутризаводского оборота воды и расширение строительства систем промышленного водоснабжения (Кунцевская, Юго-восточная и др.) до 915 000 м3 в сутки в 1975 г. и до 1 105 000 м3 в сутки в 1980 г. Увеличение мощности систем промышленного водоснабжения позволит расширить возможность его частичного использования для поливки улиц.

Чтобы обеспечить население Москвы водой для хозяйственно-питьевых нужд в условиях предельного использования ближайших водоисточников, Генеральный план предусматривает привлечение и более отдаленных водных ресурсов: притока верхней Волги — рек Вазузы и Оки.

Подача в нашу столицу вод р. Вазузы проектируется через водораздел в Москву-реку. На р. Вазузе будет создано новое водохранилище, а гидротехническая система позволит обеспечить подачу в город 1 700 000 м3 воды в сутки. Намечается водозабор из Оки в районе выше Серпухова, откуда вода будет подаваться в Москву насосными станциями по открытому каналу до отстойного водохранилища на р. Моче. Отсюда она пойдет по железобетонным трубам к будущей Южной водопроводной станции. Часть неочищенной воды из Оки в обход водохранилища будет направлена в Москву для обводнения местных водоемов и промышленного водоснабжения.

Однако при проектировании использования новых источников водоснабжения пока преимущественно учитывался их дебит. Вместе с тем качество воды и особенно прогноз качества ее после зарегулирования изучены недостаточно. Необходимость этого обусловлена важностью своевременного обеспечения благоприятного режима на территории зон санитарной охраны, границы которых подлежат определению и обоснованию. Опыт эксплуатации зон санитарной охраны существующих водоисточников (ка-нализование многих городов и других объектов с присоединением к московской городской канализации или переброска за водораздел сточных вод после их биологической очистки, ограничение строительства, особенно промышленного, а соответственно и численности населения в пределах зоны) показывает, как трудно решаются эти вопросы, если они касаются уже сложившейся санитарной ситуации. После строительства Вазузовской и Окской систем площадь водохранилищ, используемых московским водопроводом, с 45 000 км2 увеличится в 172 раза. Санитарная охрана такой огромной площади ценнейших водоисточников перерастает в первостепенную научно-практическую проблему. Опасность накопления биогенных элементов, возрастающая в огромной степени при бытовом загрязнении, сопровождается усиленным цветением воды и ухудшением ее органолептических свойств, что не всегда устраняется современной технологией обработки воды.

' Не ослабевает стремление различных учреждений, ведомств, спортивных и культурных обществ расширять и вновь создавать разнообразные зоны отдыха и спорта, в большей или меньшей степени неизбежно угрожаю-

щие загрязнением водохранилищ. Это требует создания системы более эффективного непрерывного и оперативного административного надзора за соблюдением санитарного режима в зоне водохранилищ, систематического контроля за качеством воды и обоснования профилактических мероприятий.

Для станций Московского водопровода предполагается использовать существующую технологическую схему, включающую предварительное хлорирование, отстаивание, фильтрацию и обеззараживание воды. Схема эта в основном оправдывает себя. Тем не менее более высокие требования к питьевой воде, предъявляемые новым проектом стандарта ее с учетом микробиологических представлений об опасности распространения вирусов водным путем, и к качеству воды в органолептическом отношении определяют и направление возможной, более эффективной очистки и обеззараживания питьевой воды.

В условиях московского водопровода, использующего маломутные и среднецветные воды, перспективным является применение глинистых минералов, естественных коагулянтов, особенно в сочетании с современными полимерами-флоккулянтами. Еще большего уменьшения цветности удается достигнуть путем применения фильтрующих материалов, например пиролюзита — природного сорбента, хорошо адсорбирующего как взвешенные, так и растворенные органические вещества. Наряду с уменьшением цветности обеспечивается и высокая степень устранения мутности воды.

Использование водохранилищ в качестве источников Московского водопровода приводит к сравнительно частому появлению в воде естественных, но весьма неприятных привкусов и запахов. Вместе с тем ни Северная, ни Восточная станции не располагают эффективными средствами устранения запаха и привкуса воды, столь часто беспокоящих население Москвы. Даже усиленная обработка воды в процессе коагуляции в сочетании с пылевидным активированным углем давала лишь незначительные результаты; не были достаточно успешными и некоторые профилактические меро-роприятия, как, например, тщательная очистка водопроводного канала и др. Это побуждало приступить к испытанию метода озонирования в качестве основного реагента в системе очистки, а попутно и обеззараживания питьевой воды озоном. После предварительных лабораторных, а затем и полупроизводственных опытов принято решение о строительстве на Восточной станции первой в СССР крупной озонаторной станции. Высокая стоимость оборудования, большая электрическая емкость и сложность эксплуатации сооружений при применении озонирования оправдываются тем, что удается радикально устранить привкусы и запахи воды, получить более надежное вирулицидное средство, чем широко применяемый метод хлорирования воды.

Уже в настоящее время Московский водопровод представляет собой огромный комплекс разнообразных сооружений и станций (5 гидроузлов, 4 водопроводные и насосные станции, около 5000 км водопроводных магистралей и распределительных сетей, 8 районных эксплуатационных участков и пр.), совместная и сочетанная работа которых обеспечивает надежное и бесперебойное снабжение населения Москвы водой, безопасной в эпидемическом отношении и благоприятной по составу и свойствам. Генеральным планом развития Москвы намечено увеличить мощность водопроводной системы в 11/2 раза к 1985 г. и в 2 раза к 2000 г. Поэтому признано необходимым создать совершенную автоматизированную систему управления, на которую будут возложены оптимальное управление технологическими процессами, координация и взаиморегулирование работ всех сооружений станций и узлов. Одновременно решается задача непрерывного оперативного технологического контроля качества воды на всех этапах ее обработки, в частности, мутности воды, определения ее щелочности, содержания в ней фтора, озона и др.

Что касается подземных артезианских вод, то их ограниченность в пределах Москвы предопределила использование их лишь в качестве источников резервного водоснабжения. В лесопарковом защитном поясе, наоборот, артезианские подземные воды рассматриваются и впредь основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения, причем имеются в виду и вновь обнаруженные водоносные горизонты из отдаленных от Москвы горизонтов.

Генеральным планом развития столицы Москва-река рассматривается как водоем, предназначенный для купания, спорта и отдыха; вода реки будет широко использована также для обводнения существующих и проектируемых многочисленных купальных бассейнов (прудов и искусственных водоемов) в районах, удаленных от нее. Соответственно решаются задачи канализования территории города, обеспечиваются условия отведения сточных и ливневых вод. Основные направления развития канализационной системы Москвы будут следующие: комплексное решение проблемы канализования столицы, населенных пунктов лесопаркового пояса и объектов Московской области; повышение надежности действия системы канализации и резкое сокращение потенциальной возможности аварийных сбросов неочищенных стоков в поверхностные водоемы города; ограничение строительства и постепенная ликвидация по градостроительным и санитарным соображениям канализационных очистных сооружений, расположенных на территории города и выше его по течению рек (Яузские и др.); дальнейшее расширение очистных сооружений и полное прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы города и Москву-реку. Таким образом, предполагается не только улучшить санитарное состояние водоемов в пределах города, но и устранить одно из противоречий между городом и деревней, угрожающее превратить естественные водоемы сельских местностей в грязные сточные каналы.

Для этого Генеральным планом предусматривается сконцентрировать очистку всех сточных вод на крупных станциях аэрации; причем первая очередь Курьяновской станции аэрации вводится в эксплуатацию, а после завершения ее строительства к концу пятилетки она достигнет мощности 3 ООО ООО м3 в сутки. Люберецкая станция аэрации будет расширена до 2 500 ООО м3 в сутки. Будет создана новая загородная канализационная система с Пахринской станцией аэрации на 2 ООО ООО—3 ООО ООО м3 в сутки юго-восточнее города в устье р. Пахры с учетом приема стоков ряда объектов Московской области.

Чтобы обеспечить возможность очистки промышленных стоков на общегородских очистных сооружениях, в необходимых случаях в промышленных зонах намечается строительство местных очистных сооружений (отстойников, нейтрализаторов, усреднителей и пр.) для пропуска через них этих стоков перед их выпуском в хозяйственно-фекальную канализацию. Вместе с тем планируется введение новых технологических процессов, которые способствовали бы снижению до минимума количества промышленных стоков и содержание в них вредных веществ.

Московская канализация, как известно, функционирует сейчас на основе полной раздельной системы. В таком виде она в основном будет сохранена и на расчетный срок, однако с тем, чтобы в этот период была начата постепенная перестройка отдельных канализационных бассейнов по принципу единой системы, принимающей не только сточные воды, но и ливневые стоки. Это явится радикальной мерой по охране от загрязнения всех поверхностных водоемов, расположенных в пределах городской территории. Вместе с тем при этом понадобится создание резерва суммарной мощности станций аэрации в размере 1 ООО ООО м3 в сутки для обеспечения маневренной переброски сточных вод и частичного приема ливневого стока. Как отмечено выше, предусматривается устройство и обводнение многочисленных искусственных водоемов (для купания и отдыха) в районах, отдаленных от Москвы-реки. Однако принятый для поддержания таких водоемов

в благоприятном санитарном состоянии 5-кратный обмен за летний период (130 дней) не мотивирован. Поскольку в Москве функционирует ряд подобных водоемов, их санитарный режим и требования гигиенической эксплуатации должны стать предметом изучения санитарных органов.

Генеральным планом развития Москвы разработан обширный комплекс градостроительных и оздоровительных мероприятий, соответствующих современным научным представлениям и принципам планового социалистического народного хозяйства. Успехам в выполнении этого плана, направленного на превращение Москвы в образцовый коммунистический город, будет способствовать объединение усилий хозяйственных, проектных и строительных организаций, активное участие в этом деле санэпидстанций и научно-исследовательских гигиенических учреждений.

Поступила 5/1 1972 г.

УДК 612.392.697.4-06:613.31

К ИЗУЧЕНИЮ ОБМЕНА НИКЕЛЯ, ПОСТУПАЮЩЕГО В ОРГАНИЗМ С ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ

Н. П. Елаховская

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

При гигиенической оценке состава микроэлементов питьевой воды большое значение имеет соотношение поступления их в организм вместе с нею и пищевым рационом, а также данные о всасывании и путях выведения микроэлементов. В связи с этим очень важно изучить баланс и распределение микроэлементов в организме, что может быть использовано при оценке результатов санитарно-токсикологических исследований.

Метод балансовых экспериментов был применен нами при гигиенической оценке никеля как микроэлемента питьевой воды.

Содержание никеля в источниках водоснабжения, как правило, невелико. Однако имеются биогеохимические районы, где уровень этого вещества, особенно в подземных водах, существенно повышается. Увеличение концентрации никеля наблюдается также при поступлении его в водоемы с промышленными стоками. Значительное количество этого микроэлемента может находиться в опресненной воде, используемой для водоснабжения населенных пунктов в маловодных и засушливых районах.

Анализ литературных данных показывает, что никель в основном поступает в организм с пищевыми продуктами, в частности, с продуктами растительного происхождения, которые содержат это вещество в больших количествах, чем продукты животного происхождения. По данным БсЬгое-с1ег и соавт., среднее содержание никеля в растительной пище составляет 0,25—3,6 мг/кг веса ее, а в продуктах животного происхождения — только 0,04—0,1 яг/кг.

В опубликованной литературе о влиянии никеля на организм при его пероральном введении не приведены сведения о соотношении поступления этого микроэлемента в организм с питьевой водой и пищевыми продуктами.

На основании сопоставления данных о содержании никеля в различных источниках водоснабжения и о среднем содержании его в суточных пищевых рационах мы рассчитали соотношение поступления этого вещества в организм с питьевой водой и пищевыми продуктами в различных условиях. Эти соотношения резко колеблются; наблюдаются случаи, когда он поступает с водой в значительно большем количестве, чем с пищей.

Ввиду возможности избыточного по сравнению с пищевым рационом поступления никеля с питьевой водой мы сочли необходимым оценить его влияние на организм в этих условиях. В соответствии с задачей гигиенических исследований баланс и содержание никеля в организме определяли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.