Научная статья на тему 'ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ВОРОНЕЖА: ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ'

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ВОРОНЕЖА: ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
генеральный план / планировочная структура / селитебные территории / master plan / planning structure / residential areas

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В.Г. Чесноков, Г.А. Чесноков

Изучены все известные генеральные планы Воронежа, что позволило оценить степень реализации содержащихся в них проектных замыслов и выявить устойчивые тенденции в его развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER PLANS OF VORONEZH: HISTORY OF THEIR CREATION AND IMPLEMENTATION EXPERIENCE

All the known master plans of Voronezh have been studied, which allowed us to assess the degree of realisation of the design intentions contained in them and identify steady trends in its development.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ВОРОНЕЖА: ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ»

те крупным форматом и большим тиражом (рисунок 3).

Рисунок 2. План губернскому городу Воронежу. 1774 г. [4]

Очередной генеральный план, получивший название «Большой Воронеж», разрабатывали в 1931-1932 гг. воронежский архитектор А.И. Попов-Шаман и инженер-экономист А.М. Коро-левцев, однако до стадии утверждения он не был доведен. Новое строительство предлагалось вести преимущественно на левом берегу, где городской застройки практически не было. Левобережье было включено в состав Воронежа только в 1936 году и, начиная с этого времени город впервые со своего основания стал официально располагаться на двух берегах реки.

Первыми утвержденными документами, положившими начало разработке на научной основе генерального плана развития Воронежа, явились «Основные положения» и «Схема распределения территории», составленные воронежским архитектором А.В. Мироновым и экономистом А.М. Королевцевым в 1935 г. На их основе бригадой «Облпроекта», общее руководство которой осуществлял инженер-экономист П.Н. Косцов, был разработан проект генерального плана утверждённого в 1939 г. [1].

В нём предусматривалось сохранение планировочной структуры в пределах городских границ сложившихся на начало XX в. При этом новое строительство в правобережной части должно было вестись на юго-западной окраине и вдоль Задонского шоссе. В левобережье проектировались два крупных промышленных узла с жилым районом между ними. Преимущественная высота новых жилых зданий устанавливалась в четыре этажа. С целью оздоровления

Рисунок 3. План города Воронежа с показанием казённых и общественных зданий,

церквей и садов. 1910 г.

поймы реки предусматривалось создание водохранилища, водное зеркало которого рассматривалось как основная композиционная ось города, вокруг которой развивалась вся архитектурно-планировочная композиция. Реализации этих проектных предложений помешала война.

19 апреля 1943 г. правительством было принято специальное постановление о первоочередных мероприятиях по восстановлению Воронежа, поскольку в результате боёв город был разрушен на 93 %. Проектные работы по составлению генеральной схемы планировки города, утверждённой 3 марта 1945 г., возглавил академик архитектуры Л.В. Руднев. На её основе и был разработан первый послевоенный генеральный план, принятый к реализации Советом Министров РСФСР 19 ноября 1946 г. Наряду с московскими специалистами (архитекторы И.В. Ткаченко, П.П. Штеллер, В.В. Лебедев, Г.А. Тиме, инженеры-экономисты Л.А. Волков, В.С. Семёнов) в работе принимал деятельное участие и воронежский «Облпроект» во главе с архитектором А.В. Мироновым.

Несмотря на гигантские разрушения, проект в значительной степени сохранял историческую планировочную структуру центральной части и установленные до войны границы города, но то же время существенно изменял внутреннее распределение его территории за счет расширения промышленных зон.

Генпланом предусматривался возможный рост городской территории в западном направлении до реки Дон. В предложенной планировочной структуре Воронежа, рассчитанной на 300 тыс. человек, два самостоятельных городских массива, расположенных на разных берегах реки, объединялись в единый градостроительный организм. Роль главной композиционной оси в архитектурно-пространственной организации Воронежа по-прежнему отводилась водному зеркалу реки.

Планировочная структура правобережной части города базировалась на выделении двух диаметров. Меридиональный проходил по проспекту Революции на север, к лесопарковой зоне, и на юг по улице Кирова, в район новой застройки. Широтный диаметр, начиная от места основания города-крепости, проходил по Плехановской улице на запад, к Дону. Этому направлению отводилась роль парадного въезда в город со стороны Москвы.

Организация центра получала ясное структурное построение в виде системы отдельных площадей и архитектурных ансамблей, вносивших в облик города особую выразительность. В проекте были разработаны новые подходы и к формированию объемно-пространственной композиции панорамы правобережья Воронежа. Предполагалось, что здания, образующие фронт застройки обильно озелененного склона, будут сооружаться как бы на трёх террасах, лежащих друг над другом.

При этом вдоль бровки правобережного плато, на высоте 50-60 м от уровня реки, предполагалось устроить широкий бульвар для массовых гуляний, от которого к набережным проектировались архитектурно оформленные спуски.

В левобережной части города была запроектирована прямоугольная сетка улиц с главной магистралью - проспектом имени Сталина (ныне Ленинский проспект), проложенной вдоль реки. На озелененной набережной предполагалось построить многоэтажные дома, а у мостов и активных изгибов береговой линии сформировать композиционные узлы, рассчитанные на восприятие с плато правого берега.

Два самостоятельных городских массива, расположенных на разных берегах реки, благодаря тщательно разработанной объёмно-пространственной композиции соединялись в единый градостроительный организм. Главными достоинствами этого проекта были ансамблевость в застройке и тщательно продуманная система доминант различного иерархического уровня, рассчитанная как при восприятии панорам, так и при движении по основным магистралям города. Новые доминанты при этом не входили в противоречие с сохранившимися старыми, а в ряде случаев они создавались взамен утраченных. К сожалению, этот красивый градо-

строительный замысел, несмотря на очень высокие темпы его реализации, до 1955 г. был воплощен лишь фрагментарно.

Именно из-за скорости проведения строительных работ в возрождаемом городе стало очевидным, что возможности генплана Воронежа будут скоро исчерпаны. Новый более перспективный план города был создан в 1950-1952 гг. в тресте «Облпроект» под руководством главного архитектора города Н.В. Троицкого и инженера-экономиста В.С. Семенова [7]. Наибольшие изменения были связаны с повышением этажности основной застройки и созданием обходных магистралей, призванных разгрузить центр от грузового транспорта и связать между собой внешние дороги.

Однако осуществление по настоящему массовой застройки города, стало возможным лишь после составления очередного нового генерального плана, утвержденного 20 апреля 1970 г. Советом министров РСФСР. Почти десять лет над проектом работала большая группа специалистов института «Воронежгражданпроект», возглавляемая архитектором И.А. Ме-лентьевой [1]. Проект генплана определил основные направления развития и использования территории города, его планировку, застройку и благоустройство на 25-30 лет, а также наметил перспективные территории для дальнейшего развития Воронежа. В соответствии с расчетами массовое строительство домов в 5 и 9 этажей должно было вестись в равных количествах преимущественно на свободных землях.

Из новых промышленных объектов проектом допускалось строительство в Воронеже лишь предприятий строительной индустрии и тех, что непосредственно связаны с обслуживанием населения. Генеральным планом предусматривалось осуществление чёткого функционального зонирования городской территории и почти четырёхкратное увеличение площади зелёных насаждений общего пользования (до 18 кв.м на одного жителя). Каждый планировочный район должен был отделяться друг от друга и от промышленных зон зелёными массивами.

В проекте генерального плана большое внимание уделялось дальнейшему развитию транспортной сети. Связь между правым и левым берегами водохранилища (появилось в Воронеже в 1971 г.) должна была осуществляться по двум старым мостам и двум новым - южному и северному. Проектом также намечались большие работы по инженерному оборудованию и благоустройству городской территории. Этот градостроительный документ на период его создания был составлен очень профессионально, что нашло отражение в заключении комиссии Госстроя, предложившей рассматривать комплект представленных по Воронежу документов как эталонный при разработке генеральных планов других городов. Фундаментальность выполненной работы в значительной степени обусловила тот факт, что заложенные в ней основные перспективные параметры к концу расчетного срока были получены. Так, в частности, численность населения достигла расчётного значения в 600 тыс. жителей, показатель жилищной обеспеченности в среднем составил 17 кв.м жилой площади на человека, а территория города лишь незначительно вышла за предполагавшиеся границы и составила 59,2 тыс. га.

К началу 1990-х гг. стало очевидным, что генеральный план 1970 г., безнадёжно устарел: изменился уровень автомобилизации, ужесточились экологические требования, ушли в прошлое идеологические установки, в стране была кардинально пересмотрена селитебная политика.

В 2008 г. был утвержден очередной генеральный план Воронежа, созданный специалистами московского НПП «Экоград» и «Воронежпроекта», который впервые был разработан с учетом баланса не только государственных, общественных, но и частных интересов. В тоже время проект сохранял преемственность предыдущему генеральному плану в размещении основных функциональных зон и развивал в большей своей части уже сложившиеся планировочные образования. Его разработке предшествовала большая работа по составлению

историко-опорного плана, проекта охранных зон и выработке регламентов застройки в границах исторического центра. При этом акцент делался на гармоничное развитие Воронежа в существующих границах за счет более рационального использования городской территории.

В границах сложившейся селитебной части города и на новых участках проектировщиками было выявлено около 6 тыс. га территорий для жилищно-гражданского строительства, что давало возможность увеличить жилой фонд Воронежа более чем в два раза и повысить к концу расчетного срока средний уровень жилищной обеспеченности до 30 кв.м/чел. Однако, как показала практика, этот градостроительный документ не в полной мере учитывал ускорившиеся темпы развития города и Воронежской агломерации и поэтому задолго до окончания срока его действия встал вопрос о необходимости разработки нового генерального Воронежа.

Последний на сегодняшний день генеральный план, утверждённый решением Воронежской городской Думы 25 декабря 2020 г., разработан институтом Генплана Москвы и рассчитан на период до 2041 г. Он учитывает активный рост населения Воронежа, его запросы на качественную городскую среду и предполагает первоочередное развитие основного городского ядра (5-километровая зона от исторического центра), с учетом комплексного развития периферийных территорий. При создании документа эксперты в качестве приоритетов выделили развитие уже существующей системы общественного транспорта, а также строительство автомобильных развязок и улиц дублеров, что должно сделать жизнь воронежцев значительно комфортнее и лишить их пробок. Проектом предусмотрена и возможность развития в городе современного легкорельсового транспорта, то есть «лёгкого метро» взамен демонтированной в 2009 г. старой трамвайной сети, протяжённость которой на тот момент составляла более 150 км. Именно эта альтернатива была предложена вместо классического метро, строительство которого эксперты посчитали нецелесообразным в связи с недостаточным пассажирским потоком.

Для оценки этого нового градостроительного документа требуется время, по прошествии которого можно будет оценить эффективность предложенной в нём стратегии развития Воронежа и последовательность городских властей в его реализации.

Библиографический список

1. Город нашей мечты: к 75-летию ОАО «Воронежпроект» / сост. В. Митин. Воронеж, 2006.

2. Митин В.А. Иван Егорович Старов, Николай Никитович Иевский, Джакомо Кваренги. Начало Большого Воронежа: в 2 т. Воронеж, 2010. Т. 2. Екатерининский классицизм.

3. Государственный архив Воронежской области. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 46.

4. Полное собрание законов Российской империи. 1-е собр. Книга чертежей и рисунков. СПб., 1839.

5. Российский государственный архив древних актов. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 891.

6. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 349. Оп. 9. Д. 2932.

7. Троицкий Н.В. Воронеж. М., 1959.

В.Г. Чесноков

кандидат исторических наук

доцент кафедры композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия Воронежский государственный технический университет E-mail: che.vir@yandex.ru

Г.А. Чесноков

кандидат архитектуры, профессор

заведующий кафедрой композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия Воронежский государственный технический университет E-mail: chesnokov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.