Татьяна БОГАТКЕВИЧ
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ СЕВАСТОПОЛЯ В 1946 - 1980-х гг.
Генеральные планы развития Севастополя содержат в себе подробнейшую информацию по географии, истории, развитию промышленности, социально-культурной деятельности и составу населения города. Данные, содержащиеся в генпланах развития Севастополя, проходят процедуру рассекречивания и уникальны для объективного отображения послевоенной истории города-базы.
General Development Plans of Sevastopol contain information about geography, history, and industrial development, social and cultural life of the city. Data from the General Development Plans, previously classified, is very important for scientific research of Sevastopol history after World War 2.
Ключевые слова:
военно-морская база, город, генеральный план развития, государство, Советский Союз; Navy base, city, General Development Plan, state, Soviet Union.
БОГАТКЕВИЧ
Татьяна
Анатольевна —
аспирантка
Московского
гуманитарного
университета
За весь советский период для Севастополя было создано 5 генеральных планов, не считая многочисленных исправлений и планов восстановления и развития центра и отдельных районов. Первая попытка была сделана еще в 1933—1936 гг., реализации которой помешала Великая Отечественная война. И хотя проект так и остался незавершённым, значение его выражается не только в важности появления первого масштабного плана развития города с перспективой на 20 лет, но, прежде всего, в тех материалах, которые давали подробное описание облика довоенного города. Для архитекторов, собиравших по крупицам данные по каждому зданию в разрушенном Севастополе, это давало возможность детально реконструировать многие объекты.
В послевоенный период были созданы и утверждены Советами Министров РФСФР и УССР 4 генеральных плана, из которых основной задачей первых двух (1946 и 1949 г.) являлось восстановление города после войны. План 1949 г. разрабатывался с перспективой до 1970 г. Но реальные темпы развития городской инфраструктуры и быстрый рост населения, не предусмотренный архитекторами, а также отмена «закрытого» статуса города в послевоенные годы вызвали необходимость создания нового плана, разработка которого велась в 1963—1965 гг. Как и предыдущий, этот план был рассчитан на 20 лет. На его основе с 1979 по 1983 г. проектная группа во главе с архитектором В.П. Щербининой разработала последний генеральный план развития города вплоть до 2000 г.
Основные разногласия возникли по поводу восстановления центра города, где, по мнению местных архитекторов и администрации, необходимо было сохранить все подлежащие реставрации здания, чтобы не нарушать исторически сложившийся облик города. Архитектор же Г.Б. Бархин стремился построить абсолютно новый Севастополь — символ мощи и могущества советской системы, памятник доблести и мужеству советского народа. На заседаниях архитектурной комиссии предлагались даже варианты сохранить руины города в качестве музея под открытым небом — живого укора фашизму, а сам город построить на новом месте — например, на Северной стороне.
Генеральный план Г.Б. Бархина определил основное назначение Севастополя — обеспечение деятельности базы Черноморского флота: во-первых, соответствие проекта восстановления Севастополя основному значению города как главной военно-морской базы
Черноморского флота, военно-морского порта и города-крепости; во-вторых, увязка плана города в отношении коммуникаций и связи городской уличной сети с базами военно-морского флота, с внутренними проездами к главнейшим базовым объектам и предприятиям и с внешней сетью дорог, обслуживающих район Севастополя с расположенными на нём объектами особого значения.
Главная идея Г.Б. Бархина состояла в том, чтобы создать приморский город, где с любого конца открывается вид на море; внешний вид зданий, обширные парки и величественные памятники — всё должно говорить о величии и могуществе российского флота.
Однако после личного приезда И.В. Сталина в Севастополь и подписания постановления Совета Министров СССР «О мероприятиях по ускорению восстановления Севастополя» в 1948 г. встала необходимость создания нового плана восстановления. Его разработка проходила непосредственно в Севастополе, так как было признано, что без постоянного прямого контакта со строительными организациями, городским и флотским руководством качественное исполнение архитектурных замыслов невозможно.
Генеральный план и проект первой очереди строительства разрабатывался севастопольскими архитекторами — Ю.А. Траутманом, В.М. Артюховым и другими, в то время как разработка детальных планов застройки кварталов, проекты отдельных зданий были поручены различным проектным организациям из Москвы и Ленинграда.
Правительством страны была поставлена задача — не просто восстановить Севастополь, каким он был до войны, с населением в 112 тыс. чел., но создать морскую столицу, промышленный центр, новый процветающий большой город, по всем параметрам превосходящий довоенный уровень, отвечающий требованиям современной военно-морской базы. Эта задача была успешна реализована. Согласно новому проекту, территория города значительно расширилась с довоенных 2 894 га до 4 473 га, с расчётным населением в 200 тыс. жителей к 1970 г.
Второй окончательный проект восстановления и реконструкции города был утвержден в 1949 г. Первоначальный план Г.Б. Бархина, по которому шло строи-
тельство до 1949 г., был взят за основу, дополнен и исправлен.
Генеральный план исходил из основной структуры территории города и разрабатывался с тщательным учётом природных условий: характера рельефа, системы холмов, многочисленных бухт, чередования глубоких балок с крутыми склонами и водоразделов, наличия удобных территорий. Проектом предполагалось организовать полукольцевую магистраль, связывающую Городскую и Корабельную стороны, а также систему радиальных направлений. Уличная сеть учитывала сохранившуюся опорную застройку, но получала заметное укрупнение по сравнению со старым городом; улицы пролегли между холмами и спусками к морю.
В период реализации генерального плана 1949 г. было завершено восстановление города, центральное кольцо Севастополя приобрело свой современный облик, были построены и восстановлены самые значимые памятники и здания, в том числе жилые дома по ул. Б. Морской, Ленина и др., здание знаменитой Панорамы 1-й обороны Севастополя, Дворец пионеров, парковый комплекс Приморского бульвара и др. Причём даже новые здания, такие как театр им. Луначарского и гостиница «Севастополь» на проспекте Нахимова, стремились выдержать в одном стиле, органично вписывая их в исторически сложившийся облик города.
Период «оттепели» второй половины 1950-х — начала 1960-х гг. для Севастополя стал временем значительных изменений, увеличения гражданской составляющей в жизни города-базы. Прежде всего, это было связано с активизацией деятельности рыбного порта, а также с решением открыть город.
Новый генеральный план развития был разработан севастопольским филиалом «Гипрограда» под руководством архитектора К.В. Бутовой (консультант В.М. Артюхов) и утверждён в 1965 г. Это был полноценный проект, рассчитанный на планомерное долгосрочное развитие города. В период с 1963 по 1965 г. в связи с открытием города, со строительством крупных промышленных предприятий точного приборостроения, радиотехники, радиоэлектроники, а также рыбного порта и развитием рыбоперерабатывающей промышленности была произведена корректура генерального плана и разработан проект
пригородной зоны на период до 1980 г. с расчётной численностью населения в 300 тыс. человек.
В 1960-е — 1970-е гг. происходил значительный рост территории города, появились новые микрорайоны: Камышовая и Стрелецкая бухты, была осуществлена застройка верхней части улицы Горпи-щенко. Само слово «микрорайон» и масштабное строительство типовых домов, сохранившихся в памяти народа как «хрущёвки» и «брежневки», также относились именно к этому периоду.
С возникновением необходимости дальнейшего расширения территории города в середине 1970-х гг. началась разработка нового генерального плана развития на последующие 20 лет.
Последний генеральный план Севастополя явился планомерным продолжением своего предшественника. Основные проектные работы были осуществлены в 1979—1983 гг. под руководством архитекторов В.П. Щербининой и В.М. Артюхо-ва. План был рассчитан до 2000 г. и продолжал оставаться главным градостроительным документом Севастополя вплоть до 2004 г. (несмотря на события и испытания периода постсоветской истории).
Нет сомнений, что указанный период стал наиболее насыщенным и противоречивым в истории города-базы, но, тем не менее, проект отвечал требованиям роста жилых площадей: проводилась активная застройка Северной стороны, Ин-кермана и др., продолжался непрерывный рост населения, развивалась промышленность. Ведущими отраслями промышленности для Севастополя остались судоремонтная, судостроительная, приборостроительная и радиотехническая, обеспечение базы флота, одновременно активно развивались рыболовецкие, рыбообрабатывающие предприятия, виноградарство.
Не помешала естественным процессам развития города отмена свободного въезда в город — в 1984 г. Севастополь вновь закрыли. Причиной такого решения стал непрерывный поток желающих учиться, работать и жить в городе-герое, который на тот момент был одним из самых чистых городов страны с развитой инфраструктурой и большими возможностями для карьеры. Но не последнюю роль сыграла необходимость обеспечения полного контроля, безопасности и секретности для военных объектов, что было невозможно при большом количестве приезжих.
Роль Черноморского флота красной линией проходит через все генеральные планы восстановления, реконструкции и развития города. С одной стороны, его базирование в Севастополе ограничивало возможности развития в некоторых сферах (например, в области туризма, морской торговли), а с другой — продолжало являться главным смыслом существования города, где большинство предприятий обеспечивали жизнедеятельность военно-морских судов, где территория военных объектов тесно переплеталась с гражданской сферой.
Руководство Черноморского флота в течение всего послевоенного периода не только помогало в восстановлении и строительстве отдельных объектов, но и осуществляло своими силами строительство жилья для семей офицеров, общественных зданий, школ и детских садов. Для флота Севастополь всегда оставался столицей, главной базой, гордостью; всё, что в нём происходило, непосредственно затрагивало интересы черноморцев. Основополагающая роль Черноморского флота в Севастополе явилась незыблемым принципом в течение всего периода существования города, который был отражён во всех генеральных планах развития Севастополя в советский период.