Научная статья на тему 'Становление Главной военно-морской базы Черноморского флота в условиях холодной войны'

Становление Главной военно-морской базы Черноморского флота в условиях холодной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
514
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богаткевич Татьяна Анатольевна

Из Великой Отечественной войны Советский Союз вышел мощной мировой державой, страной-победительницей, сфера влияния которой распространялась на всю Восточную Европу. В послевоенных условиях советское руководство стремилось воплотить в жизнь задачу о контроле над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы. Но надежды на создание военно-морской базы в черноморских проливах не оправдались. Враждебное отношение Турции к советским предложениям в значительной степени было обусловлено просчетами высшего партийного и советского руководства, которое считало, что военная мощь СССР являлась достаточным аргументом для решения проблемы проливов. Изменению турецкой позиции способствовала попытка советских руководителей инициировать территориальные претензии в отношении Турции со стороны правительств советских республик Армении и Грузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление Главной военно-морской базы Черноморского флота в условиях холодной войны»

104 ВЛАСТЬ 04’2008

Татьяна БОГАТКЕВИЧ

СТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ ВОЕННОМОРСКОЙ БАЗЫ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА В УСЛОВИЯХ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Из Великой Отечественной войны Советский Союз вышел мощной мировой державой, страной-победительницей, сфера влияния которой распространялась на всю Восточную Европу. В послевоенных условиях советское руководство стремилось воплотить в жизнь задачу о контроле над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы. Но надежды на создание военно-морской базы в черноморских проливах не оправдались. Враждебное отношение Турции к советским предложениям в значительной степени было обусловлено просчетами высшего партийного и советского руководства, которое считало, что военная мощь СССР являлась достаточным аргументом для решения проблемы проливов. Изменению турецкой позиции способствовала попытка советских руководителей инициировать территориальные претензии в отношении Турции со стороны правительств советских республик - Армении и Грузии.

БОГАТКЕВИЧ

Татьяна

Анатольевна —

Севастопольский

филиал МГУ

им. М. В. Ломоносова

Послевоенная политика СССР в отношении Турции по поводу контроля над черноморскими проливами выразилась в одностороннем разрыве мирного договора. Прежние добрососедские отношения с Турцией, характерные для 1920—1930-х годов, обернулись сближением Анкары с США, окончательным вступлением Турции в НАТО в 1952 г.

В условиях напряженного военного противостояния Черноморский флот регулярно проводил масштабные учения, нацеленные на отработку действий флота «по уничтожению прорвавшейся через пролив крупной группировки кораблей противника». После вступления Турции в НАТО флот США и Североатлантического союза получил возможность беспрепятственно проводить военные корабли через проливы и проводить боевые маневры практически у берегов Советского Союза.

Помимо военного фактора, США, Великобритания и Турция противодействовали допущению кораблей Советского Союза в Средиземное море с целью воспрепятствовать распространению советского влияния на юге Европы и Ближнем Востоке с огромными запасами нефти и обеспечить себе полный контроль над торговыми путями в Средиземном море. США стремились сохранить позиции лидера во внешней торговле.

Генеральный план строительства города являлся уникальной разработкой, в которой участвовали видные архитекторы страны Г. Бархин, В. Артюхов, Ю. Траутман, М. Гинзбург и др., проектные организации Москвы и Ленинграда. Постоянный контроль за ходом проектирования осуществлял Комитет по делам архитектуры при Совете министров СССР. Обеспечение Севастополя в статьях бюджета РСФСР выделялось отдельной строкой. Генеральный план был утвержден СНК РСФСР 30 апреля 1946 г. Главный архитектор города Ю. Траутман во многих подходах не был согласен с решениями автора проекта Г. Бархина. Профессиональное соперничество архитекторов вылилось в личную вражду Бархина с Траутманом и представителей их групп. Так, Бархин в заключение на предложения Траутмана отметил, что задача создания образа Севастополя как города-героя, столицы Черноморского флота

04’2008__________________ВЛАСТЬ________________________105

«ни в коей мере не разрешена»1. Бархин основывал свой план на идее создания города, который служит морю, портового города, города-крепости, защищающего Отечество, — все должно олицетворять величие и могущество российского флота. Даже вся приморская линия, где располагались склады, промышленные участки, производственные помещения с сопутствующей грязью и мусором, по указанию командующего флотом подлежала превращению в подобие огромного парка с архитектурными формами2.

Значительной проблемой стало строительство железнодорожной станции. Проектируя железную дорогу, Бархин предложил построить станцию в качестве транзитной на пути к южному берегу Крыма. Командование флота отвергло данную идею: большой поток пассажиров не вписывался в статус закрытого города.

Проектирование зданий в Севастополе предусматривало требование не превышать трех этажей. Подобное решение было обусловлено сейсмической опасностью и обеспечением военной безопасности: считалось, что высокие здания в городе с большим количеством секретных военных объектов могли стать ориентирами для потенциального агрессора.

Городу создали своеобразный возвышенный архитектурный образ, соответствующий городу-герою и столице Черноморского флота, воздвигались сооружения общесоюзного значения. Все определяла установка сверху: Севастополь восстанавливался как главная военноморская база Черноморского флота, военно-морской порт, закрытый город3. Данное предназначение города определило направление и развитие основной промышленности в Севастополе: судостроение, судоремонт, металлообработка, производство электроэнергии, направленных на обслуживание флота.

Несмотря на принимаемые меры, восстановление Севастополя затягивалось, строительно-монтажные части не выполняли планы, ощущалась постоянная нехватка в людских и материальных ресурсах, город был не в состоянии осваивать средства, которые ассигновало

1 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 9432. Оп.1. Д. 241. Л. 24-25

2 РГАЭ. Ф. 9432. Оп. 1. Д. 49. Л. 245

3 РГАЭ. Ф. 9432. Оп. 1. Д. 241. Л. 40

ему правительство. К 1947 г. стало очевидно, что такими темпами город будет восстановлен не раньше, чем через 10-15 лет. Подобное положение не устраивало советское руководство.

О важной роли, которая отводилась Черноморскому флоту, свидетельствовало беспрецедентное внимание, которое уделял проблемам города и флота И. В. Сталин. 19 августа 1947 г. на крейсере «Молотов» он совершил переход из Ялтинского порта в Сочи с целью ознакомления с работой флота, его повседневными проблемами, проверки боеспособности флота. Центральной темой обсуждения в ходе беседы Главнокомандующего с офицерами Черноморского флота стало восстановление Главной военно-морской базы. В августе 1948 г. Сталин, крайне редко совершавший какие-либо поездки, посетил Севастополь. Его сопровождали заместитель председателя Совета министров РСФСР А. Н. Косыгин и председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский. Сведений об этом визите сохранилось немного и в основном это воспоминания очевидцев. Посещение Главной базы Черноморского флота И. В. Сталиным не придавалось общественной огласке в газетах и официальных документах. Однако известно, что руководители страны осмотрели важнейшие строительные объекты в городе, выслушали подробные отчеты о проделанной работе руководителей флота и города.

Немногим жителям города удалось увидеть правительственную делегацию. Сталин приехал в город без предупреждения с явным намерением застать руководство города и флота врасплох и выяснить реальную ситуацию. Результаты этого визита оказали быстрое влияние на историю Севастополя и флота. По поручению Сталина правительством было подготовлено два документа, подписанные Сталиным в один день - 25 октября 1948 г. В постановлении Совета министров СССР «О восстановлении города и главной базы Черноморского флота

— Севастополя» (с грифом «Совершенно секретно») Севастополь определялся как единый город-база, в котором невозможно разделить военные и гражданские объекты - восстановительные работы должны проходить в комплексе. В другом документе - постановлении Совета министров СССР «О мероприятиях по

ф

106______________________ВЛАСТЬ___________________04’2008

ускорению восстановления Севастополя» понятия «город» и «главная база» были разъединены, определялись мероприятия по восстановлению каждой из составных частей.

Недовольство И. В. Сталина темпами восстановления Севастополя выразилось в требовании восстановления Севастополя как первоклассной военноморской крепости в кратчайшие сроки: за 3—4 года полностью завершить строительные работы. Для решения этой задачи на 1949—1952 гг. выделялись значительные средства. Большая часть отводилась на восстановление военно-морской базы (строительство казарм, жилых домов и культурно-бытовых учреждений), немалые средства направлялись на восстановление города (объектов здравоохранения и коммунального хозяйства, жилого фонда, культурных учреждений).

Со всех концов страны, особенно из центральных областей РСФСР в Севастополь направлялись молодые строители, рабочие, инженеры, специалисты разных профессий. Из Владивостока прибыли мощные передвижные электростанции. Иваново поставляло белье. С заводов Москвы, Ленинграда и других городов эшелонами в Севастополь направлялись строительные материалы, оборудование и аппаратура, инструменты, мебель, ткани

— все, что было необходимо для обеспечения успешного строительства и улучшения бытовых условий населения. Педагоги Уфы помогали в оснащении детских садов, московский Малый театр помог в создании костюмерного цеха в городском драматическом театре Севастополя. Основная тяжесть материальных и людских затрат легла на РСФСР.

Для успешной реализации планов восстановления необходимо было официально закрепить особый статус города, его роль в обеспечении безопасности страны, так как по документам он даже не являлся областным центром, подчиняясь Симферопольскому облисполкому, что значительно осложняло финансирование и снабжение материалами Севастополя. В специальном постановлении Совмина указывалось на необходимость выделить город в число городов республиканского подчинения. Севастополь приобрел статус самостоятельного административно-хозяйственного центра, отнесенного к категории городов республикан-

ского подчинения с особым бюджетом. Город был выведен из состава Крымской области, с 29 октября 1948 г. горисполком Севастополя подчинялся напрямую Совету министров РСФСР.

В государственном плане и бюджете Севастополь выделялся отдельной строкой. Целый комплекс организаций центрального и республиканского уровня отвечал за проведение строительно-монтажных работ, проектирование и снабжение города. Было организовано Управление по восстановлению Севастополя при Совете министров СССР во главе с начальником управления И. Б. Комзиным, который был ранее заместителем министра строительства военных и военно-морских предприятий. В задачу управления входила координация работы различных ведомств и структур, занимавшихся вопросами восстановления Севастополя.

С восстановлением Севастополя связаны имена многих исторических и политических деятелей: А. Н. Косыгина, Л. П. Берии, Н. С. Патоличева, В. М. Молотова, Г. М. Маленкова, Н. А. Вознесенского, К. Е. Ворошилова. На их имена отправлялись доклады о ходе восстановления и предложения о решении постоянно возникавших спорных вопросов. Косыгин являлся наиболее осведомленным в проблемах Севастополя представителем высшего руководства страны: он назначал руководителей восстановительных работ, осуществлял контроль за их ходом. Фактически ни один даже незначительный вопрос не решался в Крыму, а переправлялся для принятия решения в центр. Даже незначительный вопрос о сносе здания Госбанка в Севастополе, вокруг которого разгорелся спор, в конечном итоге согласовывался лично с Ворошиловым. Пример сам по себе интересный, так как лишний раз подчеркивает значение, которое придавалось Севастополю руководством страны и отдельными государственными структурами. Судьба одного здания решалась в споре двух таких влиятельных организаций, как Государственный банк и Комитет по делам архитектуры при СМ СССР.

Все ключевые объекты базы строились с учетом ядерного фактора. В строительстве объектов флота определяющую роль играли требования «повышенной живучести объектов» посредством усиления защитных конструкций, способных выдержать

04’2008__________________ВЛАСТЬ________________________107

избыточное давление ударной волны атомного взрыва, термического и радиоактивного воздействия. Курировавший ядерный проект Л. П. Берия оказывал содействие и помощь в восстановлении Черноморского флота и Севастополя. Ему направлялись письма с отчетами, жалобы и просьбы из Севастополя, которые в административной системе управления гораздо легче было удовлетворить, используя влияние высшего руководства. Одного упоминания имени Берия оказывалось нередко достаточно для ускорения разрешения возникающих проблем: он был избран депутатом Севастопольского городского совета депутатов трудящихся (полномочий депутата Берия был лишен в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1953 г.).

МинистерстваРСФСРготовилипроект-ную документацию и предоставляли ее севастопольским строительным организациям, распределяли между собой строящиеся жилые дома. Так, заместитель управляющего делами СМ РСФСР М. Иванов сообщал председателю севастопольского горисполкома С. Сосницкому, что «Совет министров РСФСР поручил Министерству коммунального хозяйства РСФСР (т. Гусеву), Министерству здравоохранения РСФСР (т. Ковригиной) и Министерству просвещения РСФСР (т. Каирову) принять меры по вашей просьбе об обеспечении технической документацией объектов строительства 1952 года в г. Севастополе»1.

Каждый год Совмин РСФСР заслушивал подробный отчет о проделанной работе севастопольского горисполкома. Так, на сессии городского Совета депутатов трудящихся 9 апреля 1952 г. председатель горисполкома Сосницкий сообщил: «Совет министров РСФСР, слушая наш отчет, указал, что выполнение финансового плана шло неудовлетворительно, причем надо сказать, что из числа городов республиканского подчинения Севастополь — единственный город, который не выполнил финансового плана за 1951 г.»2

Задача по восстановлению города была решена в установленные 3—4 года. К 1954 г. город значительно превзошел

1 Государственный архив Севастополя. Ф. Р—79. Оп. 2. Д. 294. Л. 174

2 Там же. Л. 36

довоенный уровень и не только воплощал в себе образ белокаменного города-героя с прекрасными парками, музеями, памятниками, но и мог полноценно выполнять свою основную роль базы Черноморского флота. Однако обеспечение успешного процесса восстановления в Севастополе было сложным и трудоемким делом, особенно на фоне тяжелых бытовых условий и напряженной социальной обстановки. Была разработана специальная программа развития города до 1970 г., что обеспечивало постоянное улучшение бытовых условий, расширение жилищного строительства, чтобы город продолжал соответствовать темпам развития Черноморского флота. Кроме того, когда Крымская область была передана в состав Украинской ССР в 1954 г., Севастополь являлся городом республиканского подчинения Совету министров РСФСР, а Черноморский флот в свою очередь являлся объектом общесоюзного значения, обеспечивающим безопасность южных границ Советского Союза.

Фактически ко времени вступления Турции в НАТО в 1952 г. Севастополь как главная военно-морская база Черноморского флота был полностью восстановлен. Севастополь продолжил традиции символа русской доблести и гордости русского оружия — как важнейшего оборонительного рубежа, рычага влияния на международной арене в условиях разжигания холодной войны и разделения мира на два враждебных лагеря.

На протяжении всего периода — с 1945 по 1953 год советское руководство вынашивало стратегию контроля над черноморскими проливами. Когда это стало невозможно осуществить мирным путем, не исключалась возможность проведения военной операции, главная роль в которой отводилась кораблям Черноморского флота. Контроль над проливами означал обеспечение доступа к удобным торговым путям в Средиземном море и обеспечивал полную безопасность южных границ Советского Союза, превращая Черное море во «внутреннее» море Советского Союза, куда бы не допускались суда враждебных государств.

Основная инфраструктура Севастополя как города-базы продолжает использоваться Черноморским флотом России в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.