Научная статья на тему 'Генерал В. Ф. Фон-дер Лауниц и революционный террор в России в начале ХХ века'

Генерал В. Ф. Фон-дер Лауниц и революционный террор в России в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
281
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / ТЕРРОР / БЕЗЗАКОНИЕ / ГУБЕРНАТОР / ГРАДОНАЧАЛЬНИК / ИМПЕРИЯ / РАЗРУШЕНИЕ / БОРЬБА / ОБЩЕСТВО / ПАТРИОТ / REVOLUTION / TERROR / LAWLESSNESS / GOVERNOR / MAJOR / EMPIRE / DESTRUCTION / STRUGGLE / SOCIETY / PATRIOT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврин Д. А.

General Lawniz activity is considered in the article. Every day at the begining of the XX century revolutionists made terrorist acts, killed many people. Being Tambov governor and than S.-Petersberg mayor Lawniz fought against revolutionary distemper and lawessness. He served Russia and Sovereign faithfully all his life. Revolutionarists hated and were afraid of Lawniz for his patriotism and firmness. Lawniz was killed by revolutionaristterrorist in 1907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL V. F. fon-der LAWNIZ AND REVOLUTIONARY TERROR IN RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE

General Lawniz activity is considered in the article. Every day at the begining of the XX century revolutionists made terrorist acts, killed many people. Being Tambov governor and than S.-Petersberg mayor Lawniz fought against revolutionary distemper and lawessness. He served Russia and Sovereign faithfully all his life. Revolutionarists hated and were afraid of Lawniz for his patriotism and firmness. Lawniz was killed by revolutionaristterrorist in 1907.

Текст научной работы на тему «Генерал В. Ф. Фон-дер Лауниц и революционный террор в России в начале ХХ века»

УДК 94.470 Д.А. Гаврин

ГЕНЕРАЛ В.Ф. фон-дер ЛАУНИЦ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТЕРРОР В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В статье рассматривается деятельность генерала фон-дер Лауница. В начале ХХ века в России революционеры ежедневно совершали террористические акты, убивали много людей. Являясь Тамбовским губернатором, а потом градоначальником Санкт-Петербурга, Лауниц боролся с революционной смутой и беззаконием. Всю жизнь он преданно служил России и государю. Революционеры ненавидели и боялись Лауница за его патриотизм и бескомпромиссность. В1907г. он был убит революционером-террористом.

Ключевые слова: революция, террор, беззаконие, губернатор, градоначальник, империя, разрушение, борьба, общество, патриот.

D.A. Gavrin

GENERAL V. F. fon-der LAWNIZ AND REVOLUTIONARY TERROR IN RUSSIA AT THE BEGINNING OF

THE ХХ CENTURY

General Lawniz activity is considered in the article. Every day at the begining of the XX century revolutionists made terrorist acts, killed many people. Being Tambov governor and than S.-Petersberg mayor Lawniz fought against revolutionary distemper and lawessness. He served Russia and Sovereign faithfully all his life. Revolutionarists hated and were afraid of Lawniz for his patriotism and firmness. Lawniz was killed by revolutionarist- terrorist in 1907.

Key words: revolution, terror, lawlessness, governor, major, empire, destruction, struggle, society, patriot.

Начало ХХ в. для России было временем разгула революционного террора. В 1905-1907 гг., во время так называемой «первой русской революции», произошли события, повлекшие большие бедствия и предвозвестившие крушение Российской империи. Осада власти и трона, поддерживаемая прогрессивной печатью и осуществляемая революционерами, шла полным ходом. Революционеры вели жестокую и отчаянную борьбу с правительством и в этой борьбе не признавали никаких компромиссов. «С царской монархией, с правительством объединенных дворян мы боремся не за то, чтобы оно дало нам свободу коалиций, а за то, чтобы оно было окончательно и решительно ниспровергнуто», - сказал Л.Б. Каменев на съезде Российской социал-демократической партии в Лондоне в 1907 г. [1,194]. Установившиеся среди русской социал-демократии взгляды на террор, как метод борьбы, В.И. Ленин сформулировал в статье «С чего начать?» следующим образом: «Принципиально мы никогда не отказывались и не можем отказываться от террора. Это - одно из военных действий, которое может быть вполне пригодно и даже необходимо в известный момент сражения при известном состоянии войска и при известных условиях... Террор никогда не может стать заурядным военным действием, в лучшем случае он пригоден лишь как один из приемов решительного штурма» [2,7-8]. Даже кадеты, считающиеся самой «прогрессивной» и «демократической» партией того времени, поддерживали террор. Вот цитата из заявления лидера партии кадетов П.Н. Милюкова: «Все средства теперь хороши против той ужасной опасности, которая вытекает из самого факта существования правительства. И все средства должны быть испробованы».

Против высших государственных деятелей был развязан жесточайший террор: убиты министры внутренних дел Сипягин и Плеве, московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович, командир лейб-гвардии Семеновского полка, генерал-майор Г.А. Мин, тверской губернатор П.А. Слепцов, пензенский губернатор С.В. Александровский, уфимский губернатор Н.М. Богданович и многие другие деятельные выдающиеся губернаторы и градоначальники, чиновники правительственных учреждений, а также сотни полицмейстеров, жандармов, городовых и обычные ни в чем неповинные люди [3, 115-116]. Неслыханный размах и разрушительное влияние террора на все русское общество стали тогда не просто заметным явлением, но уникальным в своем роде социальным феноменом, на который с изумлением и ужасом смотрел весь мир.

В этот период многие высокопоставленные чиновники Российской империи пребывали в растерянности и страхе. Одним из тех, кто в это тяжелое время сделал все возможное, чтобы противостоять революционному террору и сохранить российскую государственность на незыблемых началах, стал Тамбовский губернатор (впоследствие санкт-петербургский градоначальник) Владимир Федорович фон-дер Лауниц. Вся его жизнь была отдана служению престолу и Отечеству.

Служение Отечеству Лауница началось с подвигов, отмеченных высокими наградами за храбрость на Русско-турецкой войне 1877-І878 гг. В.Ф. фон-дер Лауниц с юных лет являл собой безукоризненный образец верности воинскому и гражданскому долгу, присяге России и государю. Он вышел в отставку в чине полковника и был избран предводителем харьковского дворянства, строил, в том числе и на собственные средства, церковно-приходские школы для крестьянских детей, прилагая все силы, чтобы русские дети знали свою православную веру. Будучи архангельским вице-губернатором, помогал Соловецкому монастырю. Став тамбовским губернатором, Владимир Федорович опекал нищих, вдов и сирот. Исходя из того, что русская земля должна принадлежать русскому народу, в решении земельных вопросов, в проведении реформ не следовал западным образцам, а старался сохранять для крестьян традиционный общинный уклад жизни. Опекая духовенство, щедро жертвовал на сельские храмы и монастыри. И, наконец, в статусе санкт-петербургского градоначальника неустрашимо продолжил борьбу с революционной смутой, всячески поддерживая патриотов-монархистов.

В качестве Тамбовского губернатора в 1903 г. Лауниц был одним из инициаторов и организаторов торжеств, посвященных прославлению Серафима Саровского. На Саровских торжествах произошел эпизод, имеющий глубокий духовный смысл. Когда по прибытии император Николай II направился к храму, народ, горевший желанием радушно встретить своего царя, хлынул ему навстречу. Владимир Федорович увидел, что многотысячная толпа может смять государя и тогда произойдет страшная трагедия. В этот момент вместе с генералом А.А. Мосоловым они переплели руки, на которые встал государь, подняли его над толпой и понесли по направлению к храму [4, 118]. Организаторский талант В.Ф. фон-дер Лауница, блестяще проявившийся на Саровских торжествах, государь по достоинству оценил. Здесь, в Сарове, со всей очевидностью проявилось, что царь и народ составляют единое духовное и церковно-государственное целое. Произошло духовное сближение Владимира Федоровича с царской семьей.

В 1904 г., как только началась Русско-японская война, Лауниц подал прошение отправить его на фронт, но получил отказ - он был нужен здесь, в тылу. Тогда он с усердием принялся за организацию помощи фронту: открыл госпитали для раненых, наладил сбор продовольствия и медикаментов с отправкой их на передовую, провел мобилизацию ополченцев, экипировав их снаряжением и обмундированием, о чем он рапортовал прибывшему на смотр войск в Тамбовский край Николаю II. Но и в тылу назревали тревожные события. Начавшаяся война развязала руки и внутренним врагам. Революционные агитаторы, шныряя по деревням, провоцировали крестьян к погромам усадеб и кровопролитию. Заполыхали поджогами поместья, подверглись безжалостному разграблению крестьянские хозяйства. Владимир Федорович не стал ждать пока огненный смерч охватит всю губернию. Поддержав по благословению епископа Иннокентия (Беляева) создание Тамбовского Союза русского народа, куда вошли верные помощники Г.Н. Луженовский и

Н.Е. Богданович, быстро погасил в своем крае катившуюся по России революционную смуту. На вопрос П.А. Столыпина, бывшего в ту пору губернатором соседней Саратовской губернии, которую полностью захватила революционная анархия и где вовсю полыхали имения и усадьбы, о том, что в короткий срок и малыми силами ему помогло справиться с этим разрушительным смерчем, Владимир Федорович ответил: «Вера в Бога и твердая рука» [5, 263].

Эти события дали возможность Николаю II еще раз убедиться в государственных талантах В.Ф. фон-дер Лауница, когда своими действиями тамбовский губернатор по-военному четко и мудро восстановил в губернии мир и порядок. 31 декабря 1905 г. (13 января 1906 г. по н.ст.) государь своим высочайшим указом назначил генерал-майора В.Ф. фон-дер Лауница градоначальником Санкт-Петербурга.

Лауниц приступил к исполнению своих обязанностей в самый разгар революционной смуты. В городе было очень неспокойно и Владимир Федорович энергично начал работать. В начале так называемого «освободительного движения» Санкт-Петербург покрылся целой сетью игорных домов. Лауниц постарался очистить город от преступности и стал закрывать игорные дома. Как боевой генерал, он трезво оценил сложившуюся в столице ситуацию. Опасности революционного лихолетья потребовали от него колоссального напряжения моральных и физических сил, ежедневного, связанного с риском для жизни, труда. Обезумевшие, опьяненные успехом враги нашего Отечества усиленно продолжали свою революционную пропаганду. «Полагать надо - Господь не без милости, и правда все же свое возьмет. Неустанно повторяю: «Велик Бог земли русской» и с глубокой верой и надеждой взираю на будущее... Грустные картины. Тяжело, но не безнадежно!», - писал Владимир Федорович в одном из своих писем, описывая картину происходящего [5, 264]. Вскоре после того, как градоначальником стал Лауниц, Санкт-Петербург затих, начала налаживаться мирная жизнь. «Никто не посмел при нем шевельнуться», - писал один из современников. Наряду с громкими террористическими актами угасающая революция ознаменовала себя мелкими беспорядками и хулиганством [6, 80].

Недолго прослужил фон-дер Лауниц на посту градоначальника. Тем не менее даже за короткое время он сделал очень много. Закрыв в Санкт-Петербурге притоны и казино, он содействовал восстановлению нравственной атмосферы в обществе; очистил градоначальство от чиновников, откровенно выступавших против царя и монархии, и по благословению отца Иоанна Кронштадтского, впоследствии причтенного к лику святых, поддержал патриотическую деятельность Союза Русского Народа. Взяв на себя ответственность перед государем в случае роспуска революционно настроенной 1-й Государственной Думы оградить столицу от революционных потрясений, он пресек террористический беспредел социалистов и эсеров. В результате его решительных действий в столице установились тишина и порядок. Как писали современники, только благодаря одному человеку в 1906 г. в России не произошла революция -этим человеком был санкт-петербургский градоначальник В.Ф. фон-дер Лауниц.

21 декабря 1906 г. (3 января 1907 г. н. ст.) В.Ф. фон-дер Лауниц был убит. Убийство Владимира Федоровича весьма символично. Об этом говорит выбранное террористами время и место: оно произошло в предрождественскую неделю на пороге только что освященного храма в честь святой мученицы царицы Александры в санкт-петербургском институте экспериментальной медицины. Свидетели вспоминали, что во время молебна Владимир Федорович горячо молился, будто чувствуя, что над ним уже витает ангел смерти. Он знал, что он приговорен террористами уже несколько лет, начиная с Тамбова; они без устали охотились за ним. Но когда близкие люди, глубоко почитавшие Владимира Федоровича, просили его уехать из Санкт-Петербурга, не подвергать себя смертельной опасности, он был по-военному краток и непреклонен: «Смерти я не боюсь, все мы в руце Божией... Останусь, пока нужен государю!». Как глубоко верующий человек, безусловно, наделенный мистическим чувством, Владимир Федорович безошибочно осознавал главное: не будет самодержавной монархии - не будет России. Верный присяге, как русский генерал и гражданин, до последней минуты своей жизни он служил государю, являясь крепкой опорой царского трона. Эту опору врагам монархии надо было сокрушить. За несколько лет он выдержал 15 покушений. В тот роковой день после окончания молебна, когда Лауниц сходил с лестницы, в него выстрелил террорист. Смерть была мгновенной [7, 516].

Отпевал Владимира Федоровича митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), провожал его весь Санкт-Петербург. В снежную морозную вьюгу его останки со станции Н-Мальцево до Каргашина несли на руках крестным ходом, как несут почитаемые мощи любимого святого. Император по достоинству оценил заслуги Владимира Федоровича, называя его «Наш верный слуга», который «отдал жизнь за царя», вдова получила от государя императора сочувственную телеграмму. Государь отметил высочайшим вниманием и осиротевшую семью, произведя среднего сына Александра в офицерское звание (который, добровольно уйдя на фронт, героически погиб во время Первой мировой войны) и назначив дочерей фрейлинами к государыне.

В начале ХХ в. Россия ежедневно сотрясалась от взрывов и выстрелов, политические убийства и «экспроприации» с немалыми человеческими жертвами едва ли не стали привычным, нормальным явлением. Революционеры в своих воззрениях очень далеко ушли от обычного общечеловеческого понятия о нравственности и провозглашали убийство великим подвигом, а убийцу-террориста - героем. Своеобразие российской ситуации состояло в том, что убийц-террористов считали героями не только их товарищи-революционеры, но и широкие слои общества [8, 176].

Период 1905-1907 гг. был временем апогея революционного террора особенно со стороны боевой организации эсеров. С января 1905 по конец 1907 г. эсеры осуществили 233 террористических акта [8, 149]. Террористические акты взбудоражили российское общество, оказали огромное воздействие на сознание масс. Однако не все люди, на глазах которых безнаказанно совершались жестокие убийства, были способны спокойно выносить эти ужасы. Именно простые русские люди, объединившиеся в Союз Русского Народа, сумели очистить улицы от бунтовщиков, разогнать забастовщиков и демонстрантов. Впоследствии, в советское время, клеветники утверждали, что Союз был создан властью и полицией. На самом деле Союз стал результатом самоорганизации Русского Народа. Он объединил наиболее сознательную, национально мыслящую часть населения - горожан, помещиков, интеллигенцию. В патриотической деятельности Союза Русского Народа принимали участие выдающиеся общественные и государственные деятели, ученые,

писатели, люди искусства. В.Ф. фон-дер Лауниц был одним из наиболее выдающихся и активных его деятелей.

«Русская революция есть великое разрушение», - писал П.Б. Струве. В результате революционных событий русское государство разрушилось и народ понес страшный духовный и материальный ущерб, которому нет примеров в истории [9, 152]. В.Ф. фон-дер Лауниц был гранитной скалой на пути революционного потока, бешено устремившегося снести оплот русской государственности, православной монархии. Благодаря деятельности таких людей, как Лауниц, в 1906-1907 гг. России удалось остановиться на краю пропасти и на десятилетие отсрочить крушение монархии. Современники не смогли в полной мере оценить всего величия подвигов таких людей, недостаточно понимали все конечные плоды их тяжелых трудов.

Индивидуальный политический террор, несмотря на громкие убийства, не оправдал надежд его вдохновителей в полной мере и остался всего лишь памятным жутким историческим феноменом. Революция углубила раскол в правительственных сферах, внесла дезорганизацию в функционирование государственного механизма. С другой стороны, революционное движение вызвало консолидацию правомонархических сил. В 1905 г. возникла довольно разветвленная сеть монархических партий и организаций, первым и наиболее массовым из которых стал Союз Русского Народа. Монархические объединения смогли осуществлять целенаправленное противодействие революционной смуте и на несколько лет отсрочили крушение Российской монархии.

В целом революционный террор не оказал в 1905-1907 гг. большого влияния на ход событий, хотя невозможно отрицать всякое его значение как фактора дезорганизации власти и активизации народных масс. Эсеры-террористы И.П. Каляев, М.А. Спиридонова, Е.С. Сезонов и другие убийцы-идеалисты приобрели в период революции огромную популярность, особенно среди интеллигентной молодежи, благодаря которой рос авторитет эсеровской партии в целом. Однако вместе с тем подавляющее большинство населения России не было настолько очаровано этой революционно романтикой террора и ужасалось при виде его кровавых жертв. Об этом свидетельствует то огромное и глубокое уважение, которое простые люди проявляли к самоотверженным и не менее отважным, чем их враги-революционеры, защитникам российской монархии, безвременную смерть которых они искренне оплакивали. Таким, как Владимир Федорович фон-дер Лауниц.

Литература

1. Возвращенная публицистика. Кн.1. 1900-1917. - М.: Высш. шк., 1991. - 335 с.

2. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин. - Т. 4. - С. 7-8.

3. Палеолог, С.Н. Около власти. Очерки пережитого / С.Н. Палеолог. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 352 а

4. Мосолов, А.А. При дворе последнего российского императора / АА Мосолов. - М.: Анкор, 1993. - 286 а

5. Воинство святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века. - М.: Царское дело, 2006. - 808 а

6. Редигер, А.Ф. История моей жизни. Воспоминания военного министра / А.Ф. Редигер. - М.: Канон-пресс-Ц, 1999. - Т. 2. - 528 с.

7. Витте, С.Ю. Воспоминания, мемуары / С.Ю. Витте. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - Т.2. - 800 с.

8. Будницкий, О.В. Терроризм в российском освободительном движении / О.В. Будницкий. - М.: Рос. полит. энцикл., 2000. - 399 с.

9. Струве, П.Б. РаМоИса: Россия. Родина. Чужбина / П.Б. Струве. - СПб.: РХГИ, 2000. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.