УДК 94(510).06:796.8 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-6-10
КУЛИКОВА О.Ю.
ГЕНЕРАЛ ЦИ ЦЗИГУАН И ЕГО МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЕДИНОБОРЦЕВ
Ключевые слова: Средневековый Китай, империя Мин, генерал Ци Цзигуан, военная подготовка, восточные единоборства.
В статье рассмотрена методика китайского генерала Ци Цзигуана (1528-1588), описанная им в 14-ой главе «Боксерского канона для желающих побеждать» (1561) из «Нового трактата о благом управлении» и представляющая собой систему обучения приемам рукопашного боя. Исторический анализ биографии генерала, его наследия и исторического периода с XVI по XXI века свидетельствуют, что роль талантливого полководца Средневекового Китая в настоящее время по-прежнему недооценена. Между тем, его методика, которая представляет собой 32 четверостишия, последовательно описывающих 32 боевых приема рукопашного боя, использовались в обучении китайской армии вплоть до 1912 года, а в некоторых тайных объединениях Китая - вплоть до конца 40-х годов ХХ века. В целом, наследие Ци Цзигуана не только представляется чрезвычайно важным для изучения военной истории, но и занимает особое место в современной мировой культуре, в которой блок, связанный с восточными единоборствами, занимает достаточно заметное место, оказывая влияние на спорт, силовые структуры, киноиндустрию, театр и даже музыку и живопись.
KULIKOVA, O.Yu.
GENERAL QI JIGUANG AND HIS METHOD OF TRAINING MARTIAL ARTISTS
Key words: Medieval China, Ming Empire, General Qi Jiguang, military training, martial arts.
The article considers the methodology of the Chinese general Qi Jiguang (1528-1588), described by him in the 14th chapter of the "Boxing Canon for Those Who Want to Win" (1561) from the "New Treatise on Good Governance" and representing a system of teaching hand-to-hand fighting techniques. The historical analysis of the general's biography, his legacy and the historical period from the XVI to the XXI centuries shows that the role of the talented commander of Medieval China is still underestimated. Meanwhile, his methodology, which is 32 quatrains consistently describing 32 combat techniques of hand-to-hand combat, were used in the training of the Chinese army until 1912, and in some secret associations of China until the end of the 40s of the XX century. In general, the legacy of Qi Jiguang not only seems to be extremely important for the study of military history, but also occupies a special place in modern world culture, in which the bloc associated with martial arts occupies a prominent place, influencing sports, law enforcement agencies, the film industry, theater and even music and painting.
Особое место в современной культуре занимает достаточно широкий по своему разнообразию блок, связанный с единоборствами: спорт, силовые структуры, киноиндустрия, театр и даже музыка и живопись (фильмы «экшн» вошли в нашу жизнь не так давно - с началом развития кинематографа). Восточные единоборства получили распространение после Второй мировой войны. В СССР в конце 70-х годов тоже начался бум восточных единоборств. Отчасти этому способствовало финансирование правительством Китая развития ушу, которое они планировали ввести, как олимпийский вид спорта, в 2008 году, хотя, по ряду политико-экономических причин, это им сделать не удалось. Тем не менее, в нашу жизнь прочно вошла атрибутика Востока. Историки и культурологи порой пытаются поднимать тему генезиса восточной составляющей современной жизни, но факторов, способствующих этому, в действительности очень много и они разнообразны. Если мы сфокусируем внимание на единоборствах, то одним из факторов их широкой популяризации в современном обществе, о котором весьма редко упоминается в публикациях, является система обучения приемам рукопашного боя китайского генерала Ци Цзигуана (1528-1588) [1, 2], созданная и опубликованная им 460 лет назад, в 1561 году.
Исторические документы достаточно неоднозначно трактуют роль этого полководца в истории военной мысли Китая, а уж для европейского историка эта личность вообще малоизвестна. Из бесед с китайскими историками и специалистами было выяснено, что отношение к личности Ци Цзигуана среди них тоже неоднозначно: одни говорят, что «метод Ци Цзигуана -это пережитки буржуазного прошлого», другие, особенно старшего возраста, что «метод Ци Цзигуана - это хорошо».
Эпоха, к которой относится создание данной методики, в частности, достаточно подробно описана одним из участников русского посольства в Китае А.Л. Леонтьевым в трехтомнике «Все законы и установления китайского (а ныне маньчжурского) правительства», изданном Императорской академией наук (Санкт-Петербург) в 1781-1783 годах. Из этого трехтомника мы узнаём, что армия в Китае XVI века при маньчжурской династии Мин, состояла из трех корпусов - одного, укомплектованного этническими китайцами и двух - маньчжурских. Китайский корпус назывался «У Чжэнь Чоха Гуза» и насчитывал 32000 человек [3, с. 198].
Во второй половине XVI века командующим этого подразделения назначают Ци Цзигуана, который к тому времени положительно зарекомендовал себя в боях на юго-востоке Китая с японскими контрабандистами. При этом он перенял у них очень удобное оружие - легендарные японские катаны (самурайские сабли), которыми вооружил своих солдат (в Японии катаны были оружием самураев, но не рядовых). В итоге, Ци Цзигуан создал такую систему обороны, что более пятидесяти лет в этом регионе не было вооруженных столкновений. В дальнейшем он был послан в северные провинции Китая, где, помимо выполнения основной задачи защиты страны от северных кочевников, в частности, руководил строительством одного из известных архитектурных объектов Китая - Великой Китайской Стены. В современной историографии Китая именно имя Ци Цзигуана активно связывают со строительством этого сооружения [1, с. 117].
Не обошлось и без дворцовых интриг, из-за которых прославленный полководец был отстранен от должности и умер в довольно раннем возрасте, оставив после себя несколько книг и даже сборник стихов, которые, в определенной степени, свидетельствуют о разнообразии его талантов и направленности его мышления.
Рассмотрим биографию Ци Цзигуана более детально (в круглых скобках указан его возраст на момент события):
• [0] 12 ноября 1528 г. Ци Цзигуан родился в провинции Шаньдун, в городе Луцяо (ШШ ), в семье военнослужащего с наследственным рангом «помощник командующего гвардии» в городе Данчжоу;
• [10] 1539 - некоторые источники утверждают, что с десяти лет он обучался рукопашному бою у некого Лю Цаотана который не только привил ему любовь к этому занятию, но и ознакомил с известными методиками прошлого;
• [15] в 1544 году в жизни пятнадцатилетнего Ци происходит ряд важных для него событий: после смерти его отца - Ци Цзиньтуна началась его военная служба и в этот же год он женится на некой Ванг;
• [19-23] с 1548 по 1552 подразделение, в котором служил молодой Ци, вело боевые действия против монгольских захватчиков;
• [24] в 1553 году - Ци Цзигуана назначили на должность помощника регионального военного комиссара ) сил обороны Шаньдуна, и в этом качестве он сражается против пиратов укоу ^^ (состав пиратских банд: японцы, португальцы и китайцы - жители юго-восточных провинций);
• [26] в 1555 году Ци Цзигуана направили в провинцию Чжэцзян, где, как склонны считать некоторые историографы полководца, он знакомится с даосской традицией психотехнологий тренировки единоборцев;
• [31] через пять лет, в 1560 его назначают помощником командующего в городах Тайчжоу, Янчжоу и Цзиньхуа;
• [32] приобретя военный опыт и познакомившись в уникальными даосскими психотехнологиями, в 1561 году Ци Цзигуан создал свою знаменитую методику, описанную в «Цзисяо синьшу» (^Е^^Ш) - «Новом трактате о благом управлении»; особое место здесь заняла
14-я глава «Цюань-цзин це-яо-пянь» «Боксерский канон для Желающих побеждать»;
• [33] обученные по новой методике бойцы Ци Цзигуана в течение всего двух месяцев 1562 года уничтожили три многочисленных банды пиратов укоу в городах Хэнъю (ШШ), Ниутиан (ФШ) и Линдун после чего продолжали наводить порядок на побережье;
• [36] в течение трех лет Ци Цзигуан очистил побережье от пиратов так, что в течение последующих пятидесяти лет Китай не знал здесь проблем с контрабандистами и бандами пиратов, а сам военачальник получил репутацию высококлассного эксперта в области военной подготовки войск (1565);
• [38] спустя два года - в 1567 году - Ци Цзигуана пригласили ко двору в Пекин для подготовки войск императорской гвардии, где он пробыл пять лет, находясь в водовороте дворцовых интриг;
• [43] в результате дворцовых интриг, Ци Цзигуан удаляется от двора и назначается главнокомандующим в Цзичжоу (1572-1574 годы), где он, помимо прочего, руководил еще и строительством сторожевых башен Великой Китайской стены. В начале этого периода Ци Цзигуан возглавил и провел зимние месячные военные маневры, в которых приняло участие более ста тысяч военнослужащих, причем полученный опыт он изложил в трактате «Ляньбин ши» (^Йж Ш) «Обучение солдат в реальных условиях», который на многие годы стал основным учебным пособием для подготовки командирских кадров китайской императорской армии;
• [46] в удалении от двора военачальник начинает писать стихи и прозу, хотя сборник его литературных произведений «Цзицзитанцзы» (^^^Ж) «Коллекция мыслей, которые приходят в храме» увидел свет только в 1588 году, то есть уже после смерти генерала;
• [48] в 1577 году умер некий Тань Лун - чиновник императорского двора, который покровительствовал Ци Цзигуану; другой покровитель военачальника - некий Чжан Ючжэн, занимавший должность при дворе Великого Секретаря, также попал в опалу, что неизбежно отразилось и на карьере Ци Цзигуана.
• [53] после кончины Чжан Ючжэна, в 1582 году Ци Цзигуана направили в беспокойную южную провинцию Гуандун;
• [54] спустя год, в 1583 году Ци Цзигуан ушел в отставку, но дворцовые чиновники -недоброжелатели продолжали ему мстить; [56] в итоге, отставной генерал вынужден был вновь переехать - теперь в Дэнчжоу;
• [59] 17 января 1588 года Ци Цзигуан, которому было всего 59 лет, умер, но еще тридцать лет при дворе продолжалось шельмование его имени; только в начале XVII века Императорский двор посмертно признал заслуги генерала в подготовке войск и Ци Цзигуан получил прозвище У-и (Бесстрашным военный).
Подробно о биографии Ци Цзигуана и о трактате «Цзисяо синьшу» написано в работе Гивса [4]. Но, к сожалению, даже самая подробная биография не предоставляет никаких сведений о личности Ци Цзигуана. Даже портреты и скульптуры Ци Цзигуана выглядят совершенно по-разному. На рисунке 1 приведен один из них. По сути, мы можем обсуждать только плоды деятельности генерала Ци.
Что касается его методики, которая представляла собой 32 четверостишия, последовательно описывающих 32 боевых приема рукопашного боя, то она использовалась для обучения китайской армии вплоть до 1912 года. А в некоторых тайных объединениях Китая она просуществовала вплоть до конца 40-х годов ХХ века. В целом, почти всё мужское население, отслужившее в армии Китая с конца XVI по начало XX века, не могло не знать эту методику. Многие солдаты и офицеры после отставки создавали на ее основе свои стили и школы. Ярким примером тому является весьма популярная ныне во всем мире система тайцзицюань, созданная плеядой китайских мастеров, начиная с Чэнь Вантина -подполковника, уволенного со службы в середине XVII века и создавшего в своей деревне отряд самообороны [3, с.172].
Отечественный исследователь методики Ци Цзигуана с педагогических и психологических позиций - И.А. Воронов [1, с. 75] - делает предположение, что система китайского полководца базируется на методе динамического аутотренинга и основана на принципе сегментарной иннервации. Последовательное выполнение тридцати двух психотелесных упражнений, которые состоят из физического упражнения и представления соответствующего символа, сопровождаются проговариванием внушающих словесных формул, написанных в форме четверостиший, где описан и боевой приём, и символ-мыслеобраз.
Рис. 1. Ци Цзигуан (1528 - 1588)
С переходом Народной Освободительной Армии Китая (НОАК) на советскую военную систему (советские военспецы начали работать в Китае с начала 192G-K годов, заложив основы военного сотрудничества «в боях тогда еще единого фронта Гоминьдана и Коммунистической партии Китая против военных клик» [5, с. 3G]; с 1923 г.) методика прославленного генерала постепенно забывается и уходит в историю, оставаясь, впрочем, в китайской психотелесной традиции в системе «бокс Великого Предела» (тайцзи-цюань), которая, в настоящее время, пользуется все большей популярностью во всем мире [1].
Бурные события, связанные с падением в Китае династии Цин, последующим ослаблением и раздробленностью страны, способствовали тому, что имя талантливого полководца начало забываться. Тем не менее, именно его методика стала «основой всех китайских ушу», как было сказано автору одним из китайских мастеров этого оригинального вида единоборств многократным чемпионом КНР по ушу Лю Шухуэем. Ну, а уже события XX века, разнесли это спортивное и философское увлечение по всему миру, привлекая к нему всё новых и новых адептов.
Таким образом, методику генерала Ци Цзигуана, описанную им в 14-ой главе «Боксерского канона для желающих побеждать» из «Нового трактата о благом управлении», уверенно можно назвать одним из достижений китайской цивилизации, фактором популяризации восточной составляющей современной мировой культуры. Во-первых, около четырехсот лет эта методика применялась в армии Китая. Наряду с этим, по словам некоторых китайских мастеров ушу (Лю Шухуэй), она стала «основой национальных китайских боевых искусств», чем объясняется её широкая популярность. Во-вторых, следует особо отметить ее практическое значение и высокую эффективность. Методика Ци Цзигуана, моделируя механизм переработки информации человека, позволяет корректировать и ускорять нервные процессы, чем и достигается эффект ускоренного обучения (рекордные сроки - 3-1G дней).
Политические изменения в Китае XX века, особенно его второй половины, вынудили многих исследователей ушу говорить, что «традиционные боевые искусства Китая были созданы народом». Однако, на наш взгляд, такую совершенную (до сих пор никем не превзойденную) методику мог создать только профессионал. Поэтому фокусировка внимания именно на традициях военного искусства, в частности на методике генерала Ци Цзигуана, позволяет расставить правильные акценты в истории эволюции боевых искусств мира. Благодаря такому подходу методологические подходы к исследованию проблемы смещаются из области стихийного, случайного создания системы подготовки единоборств в область высокого профессионализма и глубоких знаний о человеке - его теле и психике.
Исторический анализ методики Ци Цзигуана показывает не только ее большое значение в истории китайского народа, но и ее исключительную роль в мировой истории, в том числе в сфере популяризации знаний о физической культуре человека в современном обществе. Активная популяризация связанных с данной системой единоборств, как в области силовых структур и спорта, так и в современном кинематографе (стили экшн и фэнтэзи), оказывает большое воздействие на современного человека, его личностное развитие, способствуя дальнейшему совершенствованию этой уникальной психотехнологии.
Литература и источники
1. См.: ВороновИ.А. Китайская классическая концепция военного обучения. Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996.
2. Леонтиев А. Все законы и установления китайского (а ныне маньчжурского) правительства. Т.1-3. - СПб.: Импер. АН, 1781. - 1783 с.
3. Си, Ю. Чжунго ушу ши. - Пекин: Женьмин тиюй, 1985. - 352 с. на кит. яз. (Си Юньтай. История китайских "воинских искусств" ушу).
4. Gyves CM. An English translation of General Qi Jiguang's "Quanjing jieyao pian" (chapter on the fist canon and the essentials of nimbleness) from the Jixiao xinshu (New treatise on disciplined service). (PhD Dissertation). The University of Arizona. 1993.
5. Дружба навеки: очерки истории сотрудничества Советского Союза и Китайской Народной Республики (1949-196G гг.) // Отв. ред. И.В. Турицын. - М., 2018.
References and Sources
1. Sm.: Voronov I.A. Kitajskaya klassicheskaya koncepciya voennogo obucheniya. Dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1996.
2. Leontiev A. Vse zakony i ustanovleniya kitajskogo (a nyne man'chzhurskogo) pravitel'stva. T.1-3. - SPb.: Imper. AN, 1781. - 1783 s.
3. Si, Yu. Chzhungo ushu shi. - Pekin: Zhen'min tiyuj, 1985. - 352s. na kit. yaz. (Si Yun'taj. Istoriya kitajskih "voinskih iskusstv" ushu).
4. Gyves CM. An English translation of General Qi Jiguang's "Quanjing jieyao pian" (chapter on the fist canon and the essentials of nimbleness) from the Jixiao xinshu (New treatise on disciplined service). (PhD Dissertation). The University of Arizona. 1993.
5. Druzhba naveki: ocherki istorii sotrudnichestva Sovetskogo Soyuza i Kitajskoj Narodnoj Respubliki (1949-1960 gg.) // Otv. red. I.V. Turicyn. - M., 2018.
КУЛИКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
KULIKOVA, OLGA Yu. - Ph.D. in History, Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg ([email protected]).
УДК 94(479).05 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-10-13
МАГОМЕДОВ Н.А. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКО-ШАМХАЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.1
Ключевые слова: российская власть, Петр I, Северный Кавказ, Дагестан, шамхальство Тарковское, Адиль-Гирей, эволюция отношений.
В работе прослеживается эволюция политических отношений в течение первой четверти XVIII в. между российской имперской властью и дагестанским владетелем - шамхалом Адиль-Гиреем. Показано, что российско-шамхальские отношения от начала XVIII в. и до завершения Персидского похода 1722-1723 гг. носили союзнический характер. Выявлены причины первоначально установившихся союзнических отношений между ними, отвечающие интересам обеих сторон. Проанализированы причины, приведшие к ухудшению российско-шамхальских отношений, среди которых нельзя сбрасывать со счетов роль Османской империи, которая всячески пыталась подорвать укрепившиеся позиции молодой Российской империи в Западном Прикаспии. Показано, что недовольство шамхала расширением российского военного присутствия, нашло выражение в походах его отрядов на крепость Святого Креста и казачьи городки по Аграхани и на Сулаке в 1724-1725 гг., которые, в свою очередь, встретили решительный отпор со стороны российских властей.
MAGOMEDOV, N.A.
ON THE QUESTION OF THE EVOLUTION OF RUSSIAN-SHAMKHAL RELATIONS IN THE FIRST QUARTER OF THE XVIII CENTURY
Key words: Russian power, Peter I, North Caucasus, Dagestan, Tarki shamkhalat, Adil-Girey, evolution of relations.
The work traces the evolution of political relations between the Russian Peter the Great and the Dagestani ruler Shamkhal Adil-Girey during the first quarter of the XVIII century. It is shown that Russian-Shamkhalat relations from the beginning of the XVIII century. and before the end of the Persian campaign of 1722-1723 were of an allied nature. Revealed the reasons for the initially established allied relations between them, which meet the interests of both parties. The reasons that led to the deterioration of Russian-Shamkhalat relations are analyzed, among which one cannot discount the role of the Ottoman Empire, which in every possible way tried to undermine the strengthened positions of the young Russian Empire in the Western Caspian region. It is shown that the shamkhalat's dissatisfaction with the expansion of the Russian military presence found expression in the campaigns of his detachments to the fortress of the Holy Cross and Cossack towns along Agrakhan and Sulak in 1724-1725, which, in turn, met with a decisive rebuff from the Russian authorities.
К началу XVIII в. Дагестан представлял собой совокупность нескольких десятков этнополитических образований, среди которых наиболее влиятельным было Тарковское шамхальство, занимавшее территории в равнинной и предгорной частях на севере Дагестана. В это время владетелем шамхальства являлся шамхал Адиль-Гирей, правивший в 1700-1726 гг.
С формированием кавказско-каспийского вектора восточной политики Петра I, роль шамхала Адиль-Гирея на Северо-Восточном Кавказе, в контексте новых задач российской политики, объективно возросла. Российские власти прекрасно осознавали, что расширение влияния страны на Кавказе, в том числе успех будущей персидской кампании, во многом будут зависеть от позиции кавказских, в частности дагестанских владетелей. Поэтому еще в 1700 г. Петр I приказал астраханскому воеводе Мусину-Пушкину укреплять «дружественные и торговые отношения с дагестанскими горцами» [7].
Как известно, большинство дагестанских владетелей в то время находились в разного характера отношениях зависимости от Персии, которая однако же выплачивала своим кавказским союзникам денежное жалованье. В одном из источников написано, что ««шамхальство» дается от шаха персидского и присылается (кого определяет шамхал) конь и оружие со всем убором и прочим» [11, л. 23]. Шамхал «каждый год от шаха получал 4000 тумен» (40 тыс. руб. - авт.), и должен был «несколько войск содержать» [6, с. 71].
Перед петровским правительством в начале XVIII в. стояла нелегкая задача -переориентировать владетелей Дагестана на Россию. Для усиления своих позиций на Северном Кавказе, в целом, и в Дагестане - в частности, Петр I укрепляет крепость Терки. Помимо этого, в
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-42023 «Петр Великий в исторической судьбе Кавказско-Каспийского региона»