ГЕНДЕРНЫИ ПОДХОД КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Юрлова Е.С. Сабурцев А.И.
ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж» г. Арзамас
В современной системе образования существует удивительный парадокс. С одной стороны закон РФ «Об образовании» предусматривает ответственность образовательного учреждения за здоровье обучающихся. С другой стороны давно известно, что процесс обучения оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье школьников. В связи с этим все чаще встречается термин «здоровьесберегающая педагогика». Она не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Ее отличительной особенностью является единство процессов воспитания и обучения, результатом которых является достижение обучающимися требуемого уровня образованности без ущерба своему здоровью. В настоящее время представляет интерес проблема раздельного обучения, которое относят к здоровьесберегающим технологиям.
В качестве педагогических, психологических и физиологических обоснований тендерного подхода выделяют отличительные особенности мальчиков и девочек в следующих сферах: организация мозга; межполушарные взаимодействия; скорость формирования центральной нервной системы; отношение к школе и учебе; пространственные, вербальные, математические способности; ориентация на взаимоотношения и получение информации; выполнение задач шаблонного или нового типа; утомляемость; неоднородность учебных успехов в течение года; мышление, внимание, память; отношение к оценке результатов труда; причины неуспеваемости; предпочтение предметов. Принципы природосообразности, т.е. построения процесса обучения и воспитания в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития, рассматривался с давних пор и нашли наиболее яркое выражение у великих гуманистов Я.А. Каменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци. Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок (ГЭП). Одной и таких ГЭП, является средняя школа № 6 им. А.С. Макаренко г. Арзамаса. Ребята учатся не в разных школах, а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Эксперимент проходит под наблюдением педагогов, психолога, социального педагога, медицинских работников.
Предпосылкой к данному эксперименту послужил анализ вариационной пульсометрии (ВПМ) детей первого года обучения. Показатели ВПМ отражают состояние регуляторных систем, степень напряжения механизмов адаптации школьников в процессе обучения. Данные, полученные в результате анализа, выявили взаимосвязь основных показателей ВПМ и морфофункционального развития с таким фактором как пол (Рис. 1). Девочки Мальчики
12 3 4 четв. четв. четв. четв.
□ нормотоники □симпатотоники
□ ваготоники
□ нормотоники □симпатотоники
□ ваготоники
12 3 4 четв. четв. четв. четв.
Рис.1 Динамика долевого распределение детей первого года обучения по вегетативному типу
Исходя из графиков видно, что процессы адаптации у девочек и мальчиков протекают по-разному. Повышение доли нормотоников у девочек в 1,2 раза наблюдается во 2 и 3 четверти, что говорит о благоприятном течении адаптации и хорошей врабатываемости в учебный процесс, а некоторое снижение их доли к 4 четверти характерно для развития утомляемости к концу учебного года за счет нарастания доли симпато- и ваготоников. У мальчиков врабатываемость формируется к 3 четверти, что свидетельствует о более медленном процессе адаптации с преобладанием процессов торможения над возбуждением.
Материалы VIII Международный конгресс «Здоровье и образование в XXI веке; концепции болезней цивилизации»
Стр. 1414]
I ии /О
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Таким образом, учет психофизиологических особенностей мальчиков и девочек необходим при определении форм и методов оптимизации процесса обучения с целью развития познавательных способностей и интеллекта учащихся. Гендерно обусловленные индивидуальные особенности детей, безусловно, заслуживают внимания учителей, заинтересованных в формировании всесторонне развитой личности.
Материалы VIII Международный конгресс «Здоровье и образование в XXI веке; концепции болезней цивилизации»
Стр. [415]