Научная статья на тему 'Гендерный подход как здоровьесберегающая технология'

Гендерный подход как здоровьесберегающая технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход как здоровьесберегающая технология»

ГЕНДЕРНЫИ ПОДХОД КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Юрлова Е.С. Сабурцев А.И.

ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж» г. Арзамас

В современной системе образования существует удивительный парадокс. С одной стороны закон РФ «Об образовании» предусматривает ответственность образовательного учреждения за здоровье обучающихся. С другой стороны давно известно, что процесс обучения оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье школьников. В связи с этим все чаще встречается термин «здоровьесберегающая педагогика». Она не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Ее отличительной особенностью является единство процессов воспитания и обучения, результатом которых является достижение обучающимися требуемого уровня образованности без ущерба своему здоровью. В настоящее время представляет интерес проблема раздельного обучения, которое относят к здоровьесберегающим технологиям.

В качестве педагогических, психологических и физиологических обоснований тендерного подхода выделяют отличительные особенности мальчиков и девочек в следующих сферах: организация мозга; межполушарные взаимодействия; скорость формирования центральной нервной системы; отношение к школе и учебе; пространственные, вербальные, математические способности; ориентация на взаимоотношения и получение информации; выполнение задач шаблонного или нового типа; утомляемость; неоднородность учебных успехов в течение года; мышление, внимание, память; отношение к оценке результатов труда; причины неуспеваемости; предпочтение предметов. Принципы природосообразности, т.е. построения процесса обучения и воспитания в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития, рассматривался с давних пор и нашли наиболее яркое выражение у великих гуманистов Я.А. Каменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци. Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок (ГЭП). Одной и таких ГЭП, является средняя школа № 6 им. А.С. Макаренко г. Арзамаса. Ребята учатся не в разных школах, а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Эксперимент проходит под наблюдением педагогов, психолога, социального педагога, медицинских работников.

Предпосылкой к данному эксперименту послужил анализ вариационной пульсометрии (ВПМ) детей первого года обучения. Показатели ВПМ отражают состояние регуляторных систем, степень напряжения механизмов адаптации школьников в процессе обучения. Данные, полученные в результате анализа, выявили взаимосвязь основных показателей ВПМ и морфофункционального развития с таким фактором как пол (Рис. 1). Девочки Мальчики

12 3 4 четв. четв. четв. четв.

□ нормотоники □симпатотоники

□ ваготоники

□ нормотоники □симпатотоники

□ ваготоники

12 3 4 четв. четв. четв. четв.

Рис.1 Динамика долевого распределение детей первого года обучения по вегетативному типу

Исходя из графиков видно, что процессы адаптации у девочек и мальчиков протекают по-разному. Повышение доли нормотоников у девочек в 1,2 раза наблюдается во 2 и 3 четверти, что говорит о благоприятном течении адаптации и хорошей врабатываемости в учебный процесс, а некоторое снижение их доли к 4 четверти характерно для развития утомляемости к концу учебного года за счет нарастания доли симпато- и ваготоников. У мальчиков врабатываемость формируется к 3 четверти, что свидетельствует о более медленном процессе адаптации с преобладанием процессов торможения над возбуждением.

Материалы VIII Международный конгресс «Здоровье и образование в XXI веке; концепции болезней цивилизации»

Стр. 1414]

I ии /О

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Таким образом, учет психофизиологических особенностей мальчиков и девочек необходим при определении форм и методов оптимизации процесса обучения с целью развития познавательных способностей и интеллекта учащихся. Гендерно обусловленные индивидуальные особенности детей, безусловно, заслуживают внимания учителей, заинтересованных в формировании всесторонне развитой личности.

Материалы VIII Международный конгресс «Здоровье и образование в XXI веке; концепции болезней цивилизации»

Стр. [415]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.