Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ГЕНДЕР / ФЕМИНИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наквасина С.Н.

Статья посвящена проблеме гендерной принадлежности лиц юношеского возраста. Обоснована предпочтительность гендерного подхода к изучению личности в юношеском возрасте. Представлены результаты эмпирического изучения гендерной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER APPROACH TO THE STUDY OF PERSONALITY IN ADOLESCENCE

The article is dedicated to the problem of adolescents gender identity. Explain the preference of gender approach to the study of personality in adolescence. Presents the empirical results of gender identity research.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

изменившимися рыночными условиями, запускает новые продукты или выходит на новые сегменты рынка, то с точки зрения IT механизм кредитного конвейера будет очень сложным, так как надо предусмотреть высокую гибкость системы. Интеграция конвейера с существующими банковскими системами - также достаточно сложный и долгий процесс.

Использованные источники:

1. Валенцева Н. И., Дадашева О. Ю., Евдокимова В. Э. и др. Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования - М.: Изд-во КноРус, 2013. - 267 с.

2. Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции: учебник для вузов. -М.: Банки и биржи, 2011. - 471 с.

3. Паклин Н. Б., Орешков В. И. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям. -СПб.: Изд-во Питер, 2010. - 624 с.

4. Шлаин Б. М., Кано О. А. Кредитный конвейер: практическое пособие. М.: Регламент-Медиа, 2013. - 276 с.

УДК 159.922.8

Наквасина С.Н. студент 3 курса факультет клинической психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Степанова Н. В., к. психол.н. научный руководитель, доцент Россия, г. Оренбург ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация. Статья посвящена проблеме гендерной принадлежности лиц юношеского возраста. Обоснована предпочтительность гендерного подхода к изучению личности в юношеском возрасте. Представлены результаты эмпирического изучения гендерной принадлежности.

Ключевые слова: гендерный подход, гендер, фемининность, маскулинность, андрогинность, юношеский возраст.

Nakvasina S.N. student

3rd course, faculty of clinical psychology Orenburg state medical university Russia, Orenburg Scientific advisor: Stepanova N.V. candidate of psychological Sciences, assistant professor GENDER APPROACH TO THE STUDY OF PERSONALITY IN

ADOLESCENCE

Abstract. The article is dedicated to the problem of adolescents gender identity. Explain the preference of gender approach to the study of personality in

adolescence. Presents the empirical results of gender identity research.

Keywords: gender approach, gender, femininity, masculinity, androgyny, adolescence.

До 60-х гг. ХХ века в психологии и других общественных науках господствовал полоролевой подход к изучению различий между людьми. Данный подход опирался на физиологические особенности мужчин и женщин. Основной научной категорией был «пол», т.е. комплекс биологических, общесоматических, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, на основе которых происходит определение индивида как мужчины или женщины [2].

В настоящее время в общественной среде роль мужчины и женщины претерпевает множество изменений. В результате этого общество стало иначе относиться к различию полов, к проявлениям мужского и женского начал и к тому, что общество определяет как «приличествующее» половой роли поведение. В противовес полоролевому подходу в психологии зародился гендерный подход (Э. Кук, С. Бем, А. Рич, И.С. Кон).

Последователи гендерного подхода полагают, что мужчины и женщины скорее схожи, чем различны, а их различия порождены историческими условиями и социокультурными реалиями жизни общества. Для дифференциации биологических и социально-психологических особенностей человека Р. Столлером был введен термин «гендер», обозначающий совокупность социальных стереотипных представлений о поведении и психологических особенностях мужчин и женщин [3].

Гендерный подход подразумевал, что мужественность и женственность не взаимоисключают друг друга, а сочетаются друг с другом в различном соотношении. Лиц, которым в равной степени присущи женские и мужские качества, С. Бем назвала андрогинами.

Так как гендер является социокультурным конструктом, гендерная принадлежность членов общества зависит от истории данного общества, его демографического состава, господствующей идеологии, системы ценностей и других факторов.

На сегодняшний день исследователи в области гендерной психологии (Т.С. Баранова, Ю.Е. Алешина, Ф.Л. Джеймс, С. Фаррел и др.) констатируют гендерную трансформацию, что означает не просто господство андрогинности, но увеличение количества маскулинных женщин и фемининных мужчин. Это обусловлено сменой условий жизнедеятельности, ценностей, норм и стереотипов, изменением системы общественных отношений. В связи с этим нами было принято решение изучить гендерную принадлежность лиц юношеского возраста с помощью методики «Маскулинность-фемининность» С.Бем, целью которой является диагностика психологического пола (гендера).

Эмпирическое исследование гендерной принадлежности проводилось в 2016 году на базе ФГБОУ ВО «ОрГМУ» МЗ РФ. В исследовании приняло

участие 111 студентов 1-3 курсов лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического факультетов и факультета клинической психологии в возрасте от 18 до 23 лет, из них 76 девушек и 35 юношей.

Среди всех опрошенных наблюдается следующее распределение по гендерной принадлежности (рис. 1): 54 андрогинных студента (48,65%), 46 фемининных студентов (41,44%) и 11 маскулинных студентов (9,91%). Такое соотношение объясняется преобладанием в выборке девушек и спецификой вуза, т.к. еще С. Бем утверждала, что среди юношей гуманные профессии (врач, педагог и т.п.) чаще выбираются андрогинными юношами, а не маскулинными [1].

Также респондентов можно разделить на 6 групп в зависимости от сочетания пола и гендера (рис. 2): 45 фемининных девушек (40,54%), 29 андрогинных девушек (26,13%), 25 андрогинных юношей (22,52%), 9 маскулинных юношей (8,11%), 2 маскулинные девушки (1,80%), 1 фемининный юноша (0,90%).

□ Фемининные студенты

□ Андрогинные студенты

□ Маскулинные студенты

Рис. 1. Процентное соотношение студентов с различной гендерной принадлежностью.

2% 1%

□ Фемининные девушки

□ Андрогинные девушки

□ Андрогинные юноши

□ Маскулинные юноши

□ Маскулинные девушки

□ Фемининные юноши

Рис. 2. Процентное соотношение групп респондентов в зависимости от сочетания пола и гендера.

Среди девушек (76 человек) преобладает фемининность, на втором месте следует андрогиния, на третьем - маскулинность. Среди юношей (35 человек) преобладает андрогиния, в меньшей степени представлены маскулинность и фемининность (Таблица!).

Таблица 1

Процентное соотношение гендерной принадлежности среди девушек и юношей

Гендерная принадлежность

Андрогинность Фемининность Маскулинность

Девушки 38,16% 59,21% 2,63%

Юноши 71,43% 2,86% 25,71%

Полученные нами данные соответствуют утверждению С. Бем о предпочтении андрогинными юношами гуманных профессий. Преобладание фемининности среди девушек обусловлено спецификой вуза в целом и отдельных факультетов в частности (так, например, фемининных девушек больше на педиатрическом и фармацевтическом факультетах).

Таким образом, в исследуемой нами выборке преобладает андрогинность. При разделении юношей и девушек видно, что среди юношей преобладает андрогинность, а среди девушек - фемининность.

Использованные источники:

1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему трансформации полов/ С. Бем (пер. с англ.). - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 336 с.

2. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие/ Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

3. Дежина Т.П. К вопросу о концепте «гендер»/ Т.П. Дежина// Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. - 2011. - №3. -С. 127-134.

УДК 621.311:621.316.9

Неклюдова П.А.

научный сотрудник управления научно-исследовательских работ Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань ВЫБОР СХЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОДСТАНЦИЙ

Аннотация: В статье рассматриваются выбор схем на электрическую подстанцию с учетом надежности, простотой и безопасности для ОС и для персонала.

Ключевые слова: Электрические подстанции, резерв, трансформатор, электроснабжения, выключатель.

Abstract: The article deals with the choice of schemes for electrical

substation based on reliability, simplicity and security for Windows and for the staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.