Научная статья на тему 'Гендерный конфликт в киберпространстве'

Гендерный конфликт в киберпространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
708
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРА / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / GENDER / GENDER ELABORATION / CYBERSPACE / INFORMATION SOCIETY / GENDER STEREOTYPES / DISCRIMINATION / DIGITAL GAP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барашян Валентина Карапетовна

Рассматривается гендерный конфликт в киберпространстве, затрагиваются проблемы конструирования гендерных категорий в современном информационном обществе и в сфере информационно-коммуникационных технологий. Предпринимается попытка показать, как современное цифровое общество способствует искоренению гендерного неравенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender conflict in cyberspace

Gender conflict in cyberspace is considered. Some problems of gender elaboration in the modern information society and in the sphere of information and communication technologies are touched on. A shot is taken at showing how modern digital society contributes to rooting out gender inequality.

Текст научной работы на тему «Гендерный конфликт в киберпространстве»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 316.346.2:004

ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ В.К. БАРАШЯН

(Ростовский государственный университет путей сообщения)

Рассматривается гендерный конфликт в киберпространстве, затрагиваются проблемы конструирования гендерных категорий в современном информационном обществе и в сфере информационно-коммуникационных технологий. Предпринимается попытка показать, как современное цифровое общество способствует искоренению гендерного неравенства.

Ключевые слова: гендер, конструирование гендера, киберпространство, информационное общество, гендерные стереотипы, дискриминация, цифровое неравенство.

Введение. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются сегодня одной их наиболее действенных сил развития социального мира. Введенное Ф. Махлупом понятие «информационное общество» в современной философии стало концепцией нового общественного уклада, согласно которой равенство возможностей есть средство достижения новых, идеальных форм общественных отношений [1].

Целью данной статьи является попытка проанализировать гендерную ситуацию в современном цифровом социуме и показать, как информационное общество способствует решению социальных проблем посредством информационно-коммуникационных технологий.

Анализ гендерных отношений в области информационно-коммуникативных технологий. Гендерное неравенство, сложившееся во всех сферах нашего социума, присутствует как в киберпространстве, так и в сфере оказания информационных услуг. Почти шестьдесят лет назад право человека на информацию было включено в свод основных положений всеобщей декларации прав человека. Оно подразумевало равный доступ к информационным источникам всех социальных слоев и групп. С появлением новых ИКТ право на информацию дополнилось правом на доступ к ИКТ и возможностью овладения знаниями, умениями и навыками работы с новейшими информационными технологиями. Но обнаружились факторы, которые препятствуют распространению инфраструктуры ИКТ: компьютерная и общая неграмотность, недоступность информационных источников, традиционный образ жизни, бедность и другие социально-экономические условия, характеризующие страны и регионы мира. В 1996 г. ЮНЕСКО разработала программу «Женщины в средствах информации», которая была направлена на то, чтобы ликвидировать гендерное неравенство в области цифровых технологий. Однако сложившиеся социокультурные стереотипы и гендерные роли не позволяют женщинам участвовать в информационнокоммуникационном обществе наравне с мужчинами.

На 4-й Всемирной Пекинской конференции по проблемам женщин были приняты положения, которые послужили основой создания международной электронной сети женских организаций, которая значительно расширила возможности женщин [2]. Комиссия ООН по науке и технике (UNCSTD) отметила существующий гендерный разрыв во владении коммуникационными технологиями. В 2002 г. отдел ООН по вопросам профессионального роста женщин (DAWN) детально проанализировал сложившуюся гендерную ситуацию в киберпространстве в начале нового тысячелетия. В частности, отмечалось, что в сети интернета зафиксировано свыше 200 тысяч сайтов, посвященных гендерным проблемам. Интернет и ИКТ являются мощной инфраструктурой, насчитывающей свыше миллиарда пользователей, способной содействовать развитию культурных связей и расширению форм общения. Благодаря интернету женщины могут выйти за пределы соци-

ально-культурных ограничений, навязываемых им национальными общинами и государствами, создавая свои объединения, участвуя в форумах и т.д. Если в повседневной жизни женщина вынуждена адаптироваться к мужской культуре, принимая ее принципы, то в виртуальном пространстве она становится более активной и свободной.

Тем не менее, анализируя содержание существующих социальных сетей, можно заметить, что данная сфера выступает ретранслятором огромного количества гендерных стереотипов, имеющих явно выраженный женоненавистнический характер, а также используемых в целях эксплуатации женщин, в том числе криминальной. Документально подтверждено существование незаконной торговли женщинами через туристические сайты; информационные сайты с предложениями занятости (например, в качестве нянь, официанток, горничных в гостиницах и т.д.). В ответ на это женские организации высказались за внедрение устройств и программ, позволяющих выявлять источники подобной информации, и за применение жестких санкций к их владельцам. Такие права человека, как право на личную жизнь, неприкосновенность, безопасность являются важнейшими правовыми нормами, соблюдение которых важно для женщины не только в повседневной реальности, но и в сфере ИКТ, в частности, интернета.

Гендерное неравенство может носить столь глубокий характер, что проблема неравенства доступа мужчин и женщин к информационно-коммуникационным ресурсам не возникает в ряду первоочередных проблем. Так, по данным ЮНЕСКО, женщины составляют большую часть неграмотного населения мира. Поэтому основным направлением деятельности ЮНЕСКО с 2002 по 2007 гг. стало сокращение женской неграмотности и обеспечение базовых уровней образования [3].

На сложившуюся ситуацию гендерного неравенства оказывают влияние такие факторы, как возраст и наличие свободного времени. Возраст - значимый фактор, негативно влияющий на присутствие женщин в киберпространстве, поскольку в более старшем возрасте женщина испытывает трудности в овладении ИКТ. Кроме того, «технофобия» женщины - это результат господствующего мнения, что техника относится к мужской области знаний.

Под эгидой ЮНЕСКО во многих странах были проведены компаративные исследования объемов свободного времени женщин и мужчин, показавшие, что в целом независимо от страны проживания у мужчин гораздо больше времени, чем у обремененных домашним хозяйством женщин. Существуют и другие факторы, ограничивающие доступ женщин к информационной сфере (у женщин не всегда имеются средства на оплату коммуникационных услуг и др.). Однако для большинства женщин доступ на рынок труда ограничивается гендерной сегрегацией. Одной из актуальных проблем остается вопрос занятости женщин в современном киберпространстве. В то же время многие исследователи рынка ИКТ отмечают, что современные технологии способствуют трудовой занятости женщин, их профессиональному росту и формированию самостоятельности. Образованные и высококвалифицированные женщины, владеющие современными информационно-коммуникационными технологиями, составляют серьезную конкуренцию мужчинам на рынке труда. Данная ситуация объективно способствует росту мужской безработицы, снижению стоимости мужской рабочей силы.

Существующая гендерная сегрегация на растущем рынке информационных услуг выявляет факт дискриминации женщин. На первый взгляд, этот сектор экономической активности достаточно нов, что не позволяет говорить об историческом профиле гендерной дискриминации. Тем не менее, именно мужчины занимают высокооплачиваемые должности в министерствах, отвечающих за ИКТ, представительствах информационных компаний и в компаниях по созданию программного обеспечения, в то время как содержание спектра женской работы - низкооплачиваемая работа по вводу данных на уровне пользователя ПК (выписывание счетов, осуществление платежей и т.д.) или надомная работа через коммуникационные сети. Подобная работа не предполагает наличия серьезного образования, исключает карьерный рост, фиксированный трудовой договор и социальный пакет, что делает женщину незащищенной и уязвимой. Феминизированный

характер данного вида занятости подтверждает воспроизводство принципа гендерной сегрегации и в инновационных секторах экономики.

Для улучшения сложившейся ситуации в июле 2000 г. ПРООН, UNIFEM (фонд развития женщин ООН), МСЭ разработали и подписали Меморандум о сотрудничестве в сфере развития ИКТ с учетом гендерных категорий. В международных документах была признана необходимость ликвидировать женскую неграмотность в сфере ИКТ, открыв для них доступ к современным технологиям.

В последнее время наметилась тенденция включения гендерного анализа в содержание ИКТ проектов. По данным ЮНЕСКО, в 2003 г. в ряде стран (Канада, Швеция, ЮАР) был принят закон «О содействии повышению роли женщин и их профессиональному росту во всех сферах телекоммуникационной отрасли». В программах ЮНЕСКО выделены следующие приоритетные направления гендерной политики: доступ женщин к образованию, средствам массовой информации, формирование женского образа в СМИ; было признано, что женщины должны активно привлекаться к разработке, проектированию, производству и внедрению ИКТ. Ассоциация по развитию передовых средств коммуникации (АРС) создала методику гендерной оценки (GEM) информационной среды, целью которой является достижение гендерного равноправия в сфере ИКТ посредством устранения женской неграмотности и вовлечения их в эту среду. К числу успешных проектов ЮНЕСКО принадлежит также проект «Женщины, работающие в сети», разработанный совместно с Обществом международного развития и призванный помочь женщинам-журналистам в освоении передовых издательских технологий, формирующих новое киберпространство, свободное от гендерных предубеждений.

При разработке гендерной политики и гендерных стратегий, а также различных программ ООН и таких организации, как ЮНЕСКО и Комиссия ООН по науке и технике для развития (UNCTAD), учитывают следующие факторы: расовую, классовую, этическую принадлежность женщин; исторические, политические и географические условия проживания женщин; принципы социальной справедливости; принципы гендерного равноправия; уровень экономического развития страны; социокультурные нормы и предписания; деятельность различных организаций в данной стране [4]. При этом ЮНЕСКО подчеркивает, что интересы индивида должны занимать центральное место во всех разрабатываемых концепциях. Не менее важна проблема социокультурного содержания киберпространства в условиях традиционного доминирования мужчин на всех уровнях: пользователей, проектировщиков, разработчиков программного обеспечения, руководителей на государственном уровне. Значимую роль здесь играют культурные нормы и традиции стран и народов.

Известно, что ни одна сфера общества не может быть гендерно нейтральной. Однако многими субъектами политической и управленческой деятельности игнорируется гендерная составляющая, которая не включается в государственную, экономическую, информационную сферы общественной жизни. Складывающееся сегодня киберпространство должно представлять собой институт, способный к преодолению гендерного неравенства в поликультурной среде.

Заключение. Гендерная система воспроизводится в сфере информационно-коммуникационных технологий, где сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, современные технологии открывают новые возможности для женской занятости, с другой стороны, неравномерное развитие инфраструктуры в сфере ИКТ и гендерное неравенство усиливают гендерную асимметрию и дискриминацию женщин в этой отрасли. Женщина, являясь лишь пользователем персонального компьютера, отстает в освоении современных технологий, вытесняется из этой сферы высококвалифицированными мужчинами, что увеличивает гендерный разрыв на рынке труда и гендерное неравенство в обществе. Вполне очевидно, что информационное общество не может решить социальные проблемы. Напротив, социальное неравенство усугубляется цифровым, и возникает новый тип гендерного неравенства на фоне уже существующих. Политическое преодоление данной практики является необходимым условием развития общества в глобальном масштабе.

Библиографический список

1. Эволюция теорий информационного общества. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://planetadisser.com/see/dis_115234.html (дата обращения: 30.03.2011).

2. Fourth World Conference on Women, Beijing 1995. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/ (дата обращения: 05.04.2011).

3. Шендрик А.И. Информационное общество и его культура: противоречия

становления и развития. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-

journal.ru/.../2010/4/Shendrik/index.php (дата обращения: 25.03.2011).

4. Плимо Н. Гендерные проблемы в информационном обществе // Издание ЮНЕСКО для Всемирного саммита по информационному обществу. - СПб., 2004. - 102 с.

Материал поступил в редакцию 18.05.2011.

References

1. E'volyuciya teorij informacionnogo obshhestva. [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://planetadisser.com/see/dis_115234.html (data obrashheniya: 30.03.2011). - In Russian.

2. Fourth World Conference on Women, Beijing 1995. [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/ (date of access: 05.04.2011).

3. Shendrik A.I. Informacionnoe obshhestvo i ego kul'tura: protivorechiya stanovleniya i razvi-tiya. [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.zpu-journal.ru/.../2010/4/Shendrik/index.php (data obrashheniya: 25.03.2011). - In Russian.

4. Plimo N. Genderny'e problemy' v informacionnom obshhestve // Izdanie YUNESKO dlya Vsemirnogo sammita po informacionnomu obshhestvu. - SPb., 2004. - 102 s. - In Russian.

GENDER CONFLICT IN CYBERSPACE V.K. BARASHYAN

(Rostov State Transport University)

Gender conflict in cyberspace is considered. Some problems of gender elaboration in the modem information society and in the sphere of information and communication technologies are touched on. A shot is taken at showing how modern digital society contributes to rooting out gender inequality.

Keywords: gender, gender elaboration, cyberspace, information society, gender stereotypes, discrimination, digital gap.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.