Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОВЛАДАЮЩЕЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / PROACTIVE BEHAVIOR / COPING BEHAVIOR / TEENAGERS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванов А.Н.

В статье представлены результаты исследования взаимозависимости проактивного поведения подростков с показателями психологической безопасности образовательной среды. До проведения эмпирических исследований, автором была проделана обширная работа по формированию методологических походов к формированию понятий проактивное поведение подростков и психологическая безопасность образовательной среды, что необходимо для планирования и организации проведения исследования. Были отобраны психодиагностирующие методики, сформулирована гипотеза для экспериментального подтверждения. После чего было проведено психодиагностирующее исследование двух групп учащихся колледжа: 14-15 и 15-16 лет и после первичной обработки данных в соответствии с методикам, полученных массив данных был загружен в программу статистической обработки IBM SPSS Statistics. Проведенный корреляционный анализ показал наличие корреляционных связей особенностей проявления проактиного поведения подростков и компонентов психологической безопасности образовательной среды. На следующем этапе анализа было выявлено наличие гендерного аспекта взаимосвязи проактивного повденения и показателей психологической безопасности образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селиванов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECT OF CORRELATION BETWEEN HROACTIVE BEHAVIOR OF TEENAGERS AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article presents the results of research of correlation between proactive behavior of teenagers and psychological safety of the educational environment. Before conducting practical research author made extensive study of methodological approaches to formulating terms of proactive behavior of teenagers and psychological safety of the educational environment, what is essential for planning and organization of research. Most suitable psychodiagnostic techniques were selected, research hypothesis to be tested was formulated. After that, psychodiagnostic research of two groups of teenagers: 14-15 and 15-16 was conducted, and after processing of raw data in the accordance of psychodiagnostic techniques data was entered into IBM SPSS Statistics. Performed correlational analysis indicated correlation between proactive behavior of teenagers and psychological safety of the educational environment. On the next stage of research gender aspect of correlation between proactive behavior of teenagers and psychological safety of the educational environment was detected.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Селиванов А.Н. студент магистратуры Московский государственный психолого-педагогический университет

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация: В статье представлены результаты исследования взаимозависимости проактивного поведения подростков с показателями психологической безопасности образовательной среды. До проведения эмпирических исследований, автором была проделана обширная работа по формированию методологических походов к формированию понятий проактивное поведение подростков и психологическая безопасность образовательной среды, что необходимо для планирования и организации проведения исследования. Были отобраны психодиагностирующие методики, сформулирована гипотеза для экспериментального подтверждения. После чего было проведено психодиагностирующее исследование двух групп учащихся колледжа: 14-15 и 15-16 лет и после первичной обработки данных в соответствии с методикам, полученных массив данных был загружен в программу статистической обработки IBM SPSS Statistics. Проведенный корреляционный анализ показал наличие корреляционных связей особенностей проявления проактиного поведения подростков и компонентов психологической безопасности образовательной среды. На следующем этапе анализа было выявлено наличие гендерного аспекта взаимосвязи проактивного повденения и показателей психологической безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: проактивное поведение, совладающеее поведение, подростки, образовательная среда, психологическая безопасность образовательной среды

Selivanov A.N. master's degree student Moscow state university of Psychology

&Education

GENDER ASPECT OF CORRELATION BETWEEN HROACTIVE BEHAVIOR OF TEENAGERS AND

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Annotation: The article presents the results of research of correlation between proactive behavior of teenagers and psychological safety of the educational environment. Before conducting practical research author made extensive study of methodological approaches to formulating terms of proactive behavior of teenagers and psychological safety of the educational environment, what is essential for planning and organization of research. Most suitable psychodiagnostic techniques were selected, research hypothesis to be tested was formulated. After that, psychodiagnostic research of two groups of teenagers: 14-15 and 15-16 was conducted, and after processing of raw data in the accordance of psychodiagnostic techniques data was entered into IBM SPSS Statistics. Performed correlational analysis indicated correlation between proactive behavior of teenagers and psychological safety of the educational environment. On the next stage of research gender aspect of correlation between proactive behavior of teenagers and psychological safety of the educational environment was detected.

Keywords: proactive behavior, coping behavior, teenagers, educational environment, psychological safety of the educational environment

Настоящая статья является продолжением статьи "Проактивное поведение подростков как фактор психологической безопасности образовательной среды», и посвящена выяснению гендерного аспекта взаимосвязи проактивного поведения и психологической безопасностью образовательной среды.

Подчеркнем, что выяснение наличия гендерного аспекта, может играть важную роль при подготовке различных мероприятий и программ направленных на повышение показателя психологической безопасности конкретной образовательной среды.

Как показал корреляционный анализ показатели волевого самоконтроля не имеют связи с показателями характеризующими психологическую безопасность образовательной среды. Имеется корреляционная взаимосвязь с индивидуальными стилями проактивного совладающего поведения, причем для юношей и девушек используемые не совпадают, за одним исключением — волевой самоконтроль имеет очень значимую слабую отрицательную взаимозависимость с таким стилем проактивного совладающего поведения как поиск эмоциональной социальной поддержки.

Это может объясняться возрастными особенностями личности — в подростковом периоде поиск утешения, сочувствия может переживаться, как слабость,и ослаблять представление о себе, как о волевой личности. У

девушек это единственная коррелирующая взаимозависимость с показателем волевого самоконтроля.

Таблица 1 Корреляционная взаимозависимость волевого самоконтроля и индивидуального стиля проактивного совладающего поведения

Методика Совладение со стрессом (СОРЕ) ПроактиЕное совладание поведение (РСГ)

Наименование шкалы ш « в к п ё 1: " У £ о я 1 и В 3« к 1 й н 1 ° 1 = & п И 5 п С Я с с о £ с? С к я а? в я - с 5 О ® 2 В Л 1-4 Е ° Й ° С о 1 в т " В <а i § 3 - и 2 15 с М 1 | Е = Р. К т Т 3 Н ч - й- с и ]£ с | 1 В. — Г1 о а а С К ч — с £ = ¡п

Индекс В -,350" -,453" ,569" ,350" -,308" -,352"

Индекс В, юноши -,436" ,394" ,588" ,399" -,448"

Инд екс В. д евушки -,653"

Коррелирующие взаимозависимости группы в целом близки к структуре и показателям, которые характеризуют юношей: у группы в целом пропадает, имеющаяся у юношей, корреляционная взаимозависимость с планированием (очень значимая слабая положительная корреляционная взаимозависимость), но появляются две очень значимые слабые отрицательные корреляционные взаимозависимости с таким стилями проактивного совладающего поведения, как концентрация на эмоциях и их активное выражение и поиск инструментальной поддержки.

Рассмотрим корреляционные взаимозависимости показателей психологической безопасности образовательной среды и индивидуальных стилей проактивного совладающего поведения, характеризующие отдельно юношей и отдельно девушек.

Для юношей имеет место корреляционная взаимозависимость между индексом негативного отношения качества межличностного общения в образовательной среде и мысленным уходом от проблемы — коэффициент корреляции показывает сильно значимую слабую положительную взаимозависимость на уровне 0,315. Это может быть объяснено тем, что мысленный уход от проблемы свойственен людям с творческим началом и развитой фантазией, они более остро реагируют на негативные факторы межличностного общения, которые входят в индекс негативного отношения.

Значимая положительная корреляционная взаимозависимость между психологической комфортностью образовательной среды и активным совладанием, коэффициент корреляции составляет 0,309. Значение коэффициента корреляции говорит о слабой выраженности взаимозависимости. Наличие такой взаимозависимости может

объясняться тем, что психологически комфортная среда позволяет без опасения и открыто действовать и обсуждать причины переживаемых трудностей (стресса) и надеяться на получение необходимой поддержки и помощи, что обеспечивает однонаправленное изменение обоих показателей.

Юмор показывает слабую значимую положительную корреляционную взаимозависимость с психологической

удовлетворенностью образовательной средой на уровне 0,438. Юмор в современной подростковой среде имеет ярко выраженный знаковый характер, то есть служит эмоциональным маркером прикрепляемый практически к любому событию. По мнению американского исследователя Рода Мартина, юмор это эмоция радости в социальном контексте, и юмор способствует снижению уровня стресса и несет освобождение от страхов, внутренних барьеров. Психологическая удовлетворенность образовательной средой отражает ощущения комфорта от среды наполненной яркими и интересными событиями, дружеским общением. И поскольку юмор, шутка имеют высокое значение и смысл, то подростки с чувством юмора будут оценивать среду, в которой им просто и приятно выражать себя, будут оценивать удовлетворенность такой средой более высокими значениями.

Поведенческий уход от проблемы показывает слабую очень значимую отрицательную взаимозависимость с индексом позитивного отношения (Качество межличностных отношений) на уровне минус 0,299, и слабую очень значимую отрицательную корреляционую взаимосвязь с психологической защищенностью образовательной среды на уровне -0,327. Такая взаимосвязь может объясняться тем, что такой тип стратегии преодоления трудностей (стресса) за счет отказа от своих действий и целей, и концентрации усилий на «мысленном» преодоления стресса, формирует негативный эмоциональный фон, что в итоге приводит к снижению индекса позитивного отношения и снижает психологическую защищенность в образовательной среде.

Для девушек имеет место значимая положительная корреляционная взаимосвязь между индексом негативного отношения в образовательной среде и концентрация на эмоциях и их активном выражении, коэффициент корреляции составляет 0,460. Этот стиль совладающего поведения является довольно часто встречающимся у представительниц женского пола, и его характерной особенностью является создание негативного эмоционального фона и подчеркнуто отрицательное реагирование на случившееся, концентрация на уже произошедшем. Все это создает негативный эмоциональный фон в межличностном взаимодействии, что находит свое отражение в повышении индекса негативного отношения в межличностном общении.

Таблица № 2 Сравнение корреляционных взаимосвязей стилей проактивного поведения и показателей психологической безопасности образовательной среды арактерных для

юношей и девушек

Юноши Девушки

Методика Качество ЫВЖЛИЧНО стн ьп отношений Псих ологическая защищенность, комфортность и 5И ОЕлетворенно сть образовательной средой Психолоптч еская безопасносг ь образовател ьной среды Качество межличностн ых отношений Психологическая защищенность, комфортность и удовл ет воре нн ость образовательной средой Психологич еская Безопасност ь оБразовате льной соелы

Наименов ание шкал ы Р с Ь -С с 1 1 1 1 К ® га 0? = — = О — о? — и 2 * 2 и * ы к й с £ о д д £ к Ж с - ^ н — Бй — га га га о ^ ^ ^ Й ^ о о о ^ 5 и £ ® О ,—. 0? И •■А Щ % £ В I Е.И с £ с о ° а 3 | §-§• 3 Й й й 1 Й | £ § § о л и И и О т с = = из о Ё :Е £ с н Ег й ° 5« э г с £ 1 С 3 I 8 § § & = Н 1 8 о Г] щ о Индекс позитивного отношения Индекс негативного отношения Психологическая защищенность Психологическая комфортность Психологическая удовлетворенность образовательной средой Показатель психологической безопасности образовательной среды

Мысленны й уход от проблемы ,315'

,037

ция на эмоциях и их активное выважени ,460'

,015

Активное совладани е ,309

,042

Отрицание -,370'

,045

Юмор ,438'

гм ез

Поведенч ескии уход от проблемы -,299 -,340'

,044 ,023

Принятие ,488'

,010

Планиров ание ,299

,041

Проактивн ое преодолен ие -,380'

,037

Рефлекси вное преодолен ие ,533" ,511-

,004 ,005

Поиск эмоциона льной поддержк и ,456' ,441

,016 ,017

Значимая отрицательная корреляционная взаимосвязь между показателем психологической безопасности образовательной среды и отрицанием, коэффициент корреляции составляет — 0,370. Значение коэффициента корреляции говорит о слабой взаимозависимости. Отрицание это стиль поэтапной ассимиляции травмирующей ситуации, при этом человек находится в подавленном состоянии, возрастает подавленность и неверие в собственные силы. Что отражается на всех показателях психологической безопасности образовательной среды, и это приводит к снижению показателя психологической безопасности образовательной среды, что находит выражение в отрицательной корреляционной взаимосвязи.

Значимая слабая положительная корреляционная взаимосвязь между индексом негативного отношения и принятием на уровне — 0,488, такая взаимозависимость может быть объяснена тем, что принятие, как одна из форм приспосабливающей адаптации, порождает беспокойство, ощущение неспособности справиться с ситуацией, невозможность запланировать свои действия, и в, итоге, все это находит свое отражение в положительной корреляции с индексом негативного отношения.

Превентивное преодоление показывает слабую значимую отрицательную корреляционную взаимосвязь с индексом негативного отношения на уровне - 0,388. Такой характер взаимозависимости отражает, то что с точки зрения превентивного преодоления, субъект находится в повышенной готовности ко встрече с потенциальной трудной ситуацией. И эта заблаговременная мобилизация позволяет ему легче переносить все негативные факторы качества межличностного общения в образовательной среде, что и находит свое отражение в отрицательной корреляции превентивного преодоления и индекса негативного отношения.

Рефлексивное преодоление показывает сильно значимую слабую положительную корреляционную взаимосвязь с индексом позитивного отношения на уровне 0,533 и сильно значимую слабую положительную взаимосвязь с показателем психологической безопасности образовательной среды на уровне 0,511. Взаимосвязь с индексом позитивного отношения отражает то, что он вбирает в себя все положительные показатели качества межличностного общения, а именно: доверие, доброжелательность, принятие, толерантность - все эти качества в какой то мере опираются на рефлексию, что и проявляется в положительной корреляции рефлексивного преодоления и индекса позитивного отношения. Что касается корреляции с показателем психологической безопасности образовательной среды, то, как отмечалось ранее, в этом показателе отражается полная и сбалансированная оценка безопасности образовательной среды со стороны учащегося, то есть его рефлексия всех аспектов психологической безопасности образовательной среды. Таким образом корреляция является сходством

подхода лежащего в основе рефлексивного преодоления и формированием показателя психологической безопасности образовательной среды.

Поиск эмоциональной поддержки показывает очень значимую положительную корреляционную взаимосвязь с показателем комфортности образовательной среды на уровне 0,456, и такую же по характеру взаимосвязь с интегральным показателем психологической безопасности образовательной среды на уровне 0,441. Поиск эмоциональной поддержки имеет такую корреляционные взаимосвязи поскольку указанные показатели психологической безопасности образовательной среды во многом отражают эмоциональную компоненту психологической безопасности образовательной среды. Следовательно, чем выше выражена потребность в эмоциональной поддержке тем теснее будет корреляционная взаимозависимость с выделенными компонентами психологической безопасности образовательной среды. Выявленная положительная взаимосвязь между проактивным поведением и психологической безопасностью образовательной среды имеет гендерный аспект: юноши склонны использовать активно деятельные механизмы проактивного поведения, а девушки чаще используют основанные на эмоциях механизмы проактивного поведения. При этом общие корреляционные взаимосвязи группы подростков состоящей из юношей и девушек имеет корреляционные взаимосвязи не совпадающие с теми, которые характеризуют отдельно юношей и отдельно девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.