Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 1950-Е ГГ.: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ'

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 1950-Е ГГ.: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ДАГЕСТАН / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ДЕВОЧЕК / ЖЕНСКИЕ КЛАССЫ / ИНТЕРНАТЫ / ГЕНДЕРНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагиева Мадина Курбанисмаиловна

В статье на основе исторических источников и монографических исследований рассматриваются некоторые вопросы развития общеобразовательной школы в 1945-1950-е гг., отмечается, что в послевоенные годы в стране продолжала оставаться острой проблема привлечения в процесс обучения в школах девочек-горянок, в особенности в национальных регионах страны. В 1950-е гг. в стране повсеместно стали вводить всеобщее семилетнее обучение. Первоочередной задачей советской школы было воспитание каждого учащегося, независимо от его половой принадлежности - труженика и коллективиста, строителя коммунистического общества. Целью данной статьи является демонстрация решения проблемы охвата обучением девочек в школах, учитывая специфические условия Дагестана. Для разрешения этих трудностей в республике были созданы 2 вида интерната - это массовые пришкольные интернаты и интернаты на полном государственном обеспечении. Последние сыграли большую роль в вопросе обучения девушек-горянок. Автор заключает, что, несмотря на имевшиеся послевоенные трудности в системе школьного образования, планомерная политика Советского государства в этом вопросе, в особенности активное участие девочек в процессе обучения в старших классах в национальных регионах, имела определенные положительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF A COMPREHENSIVE SCHOOL IN THE 1950S: PROBLEMS AND TRENDS

The article considers some issues of the development of a comprehensive school in the 1945-1950s on the basis of historical sources and monographic studies. It has been noted that in the post-war years, the problem of involving mountain girls in the education process in schools continued to be an acute problem in the country, especially in the national regions of the country. In the 1950s they began to introduce a universal seven-year education throughout the country. The primary task of the Soviet school was to educate every student, regardless of their gender, to be a worker and collectivist, a builder of a communist society. The purpose of the article is to show the solution to the problem of enrolling girls in schools, taking into account the specific conditions of Dagestan. To resolve these difficulties, 2 types of boarding schools were created in the Republic: these are mass boarding schools and boarding schools with full state support. The latter played a big role in the education of mountain girls. The author concludes that, despite the post-war difficulties in the school education system, the systematic policy of the Soviet state in this matter, in particular, the more active participation of girls in the process of education in high school in national regions, had certain positive results.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 1950-Е ГГ.: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-44-49 УДК 373.1:947.084.8

Нагиева М.К.

ТЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 1950-Е ГГ.: ПРОБЛЕМЫ ИТЕНДЕНЦИИ

Нагиева Мадина Курбанисмаиловна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Махачкала, Россия

e-mail: nagieva-73@mail. г и тел.: +7 (928) 875 90 08

Аннотация

В статье на основе исторических источников и монографических исследований рассматриваются некоторые вопросы развития общеобразовательной школы в 1945-1950-е гг., отмечается, что в послевоенные годы в стране продолжала оставаться острой проблема привлечения в процесс обучения в школах девочек-горянок, в особенности в национальных регионах страны. В 1950-е гг. в стране повсеместно стали вводить всеобщее семилетнее обучение. Первоочередной задачей советской школы было воспитание каждого учащегося, независимо от его половой принадлежности - труженика и коллективиста, строителя коммунистического общества.

Целью данной статьи является демонстрация решения проблемы охвата обучением девочек в школах, учитывая специфические условия Дагестана. Для разрешения этих трудностей в республике были созданы 2 вида интерната - это массовые пришкольные интернаты и интернаты на полном государственном обеспечении. Последние сыграли большую роль в вопросе обучения девушек-горянок. Автор заключает, что, несмотря на имевшиеся послевоенные трудности в системе школьного образования, планомерная политика Советского государства в этом вопросе, в особенности активное участие девочек в процессе обучения в старших классах в национальных регионах, имела определенные положительные результаты.

Ключевые слова: Северный Кавказ, Дагестан, школьное образование, обучение девочек, женские классы, интернаты, тендерный проект

Для цитирования: Нагиева МсК. Тендерный аспект развития общеобразовательной школы в 1950-е гг.: проблемы и тенденгцт Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14, № 3. С. 44-49. Imps: doi. org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-44-49.

Nagieva M.K.

GENDER ASPECTOFTHE DEVELOPMENT OF A COMPREHENSIVE SCHOOL IN THE 1950S: PROBLEMS ANDTRENDS

Nagieva Matlina Kurbanismailovna,

Candidate of History, a senior researcher of the Institute of History, Archeology and* Ethnography of the Dagestan Federal Research Center of the Russian Acad<-emy of Sciences, Makhachkala, Russia e-mail: nagieva-73@mail.ru tel.: +7 (928) 875 90 08

Annotation

The article considers some issues of the development of a comprehensive school in the 1945-1950s on the basis of historical sources and monographic studies. It has been noted that in the post-war years, the problem of involving mountain girls in the education process in schools continued to be an acute problem in the country, especially in the national regions of the country. In the 1950s they began to introduce a universal seven-year education throughout the country. The primary task of the Soviet school was to educate every student, regardless of their gender, to be a worker and collectivist, a builder of a communist society.

The purpose of the article is to show the solution to the problem of enrolling girls in schools, taking into account the specific conditions of Dagestan. To resolve these difficulties, 2 types of boarding schools were created in the Republic: these are mass boarding schools and boarding schools with full state support. The latter played a big role in the education of mountain girls. The author concludes that, despite the post-war difficulties in the school education system, the systematic policy of the Soviet state in this matter, in particular, the more active participation of girls in the process of education in high school in national regions, had certain positive results.

Keywords: the North Caucasus, Dagestan, school education, girls" education, women's classes, boarding schools, gender project

For citation: Nagieva MtK. Gender aspect of the development of a comprehensive school in the 1950s: problems and* trends '// Vestnik Majkopskogo gosudarst-vennogo tehnologiceskogo aniversiteta. 2022. Volume 14, No. 3. P.44-49. https: doi. org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-44-49.

Проблемы школьного образования и охвата обучением девочек в школах Дагестана в 1950-е гг. представляют определенный интерес у современных историков и являются достаточно актуальными на сегодняшний день, так как эти вопросы рассматривались в общем контексте культурного развития Дагестана. Отдельно темы тендерного равноправия в школах Дагестана, положения девочек в школах и проблемы их обучения, создания школ-интернатов не были достаточно освещены в дагестанской историографии.

В 1950-е гг. существенно укрепилась материально-техническая и финансовая составляющая народного образования Дагестанской республики. В годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) по линии государственного капитального строительства в республике было введено в действие 16 общеобразовательных школ на 5760 ученических мест и за счет средств колхозов - школ и пристроек к ним на 3239 ученических мест. Всего же в 1950-е гг. в республике только за счет государственных средств было построено

44 школы на 16 170 ученических мест [1, с. 247].

В этот период органы народного образования уделяли большое внимание охвату школой девочек, повышению культурно-технического уровня кадров массовых квалификаций, подготовке женских кадров высшей и средней квалификации.

Существенную роль в привлечении дагестанских девочек в школы сыграло обсуждение данного вопроса на XI съезде ВЛКСМ (1949 г.), что активизировало эту деятельность. В июне 1949 г. пленум дагестанского обкома комсомола обсудил вопрос «о состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы комсомольских организаций республики среди женской молодежи» [2]. В ходе его работы были отмечены имевшиеся недостатки в работе среди девушек, обучающихся в средних школах, по имеющимся фактам были приняты соответствующие решения. После проведенных мероприятий комсомольские организации стали активно оказывать помощь школам в вовлечении девушек в учебу. Лучших результатов в этом деле добились комсомольцы Лакского района. В селах Кумух, Карата, Лахир, Хулисма Лакского района школу посещали все девушки. Часто комсомольские организации брали шефство над школами и оказывали им всестороннюю помощь. В колхозе им. Алиева Ахтынского района комсомольцы выделили местной школе 400 трудодней, лично заработанных, для организации детям горячих завтраков и приобретения теплой одежды.

В 50-е гг. дагестанская школа стала добиваться ликвидации диспропорции в общеобразовательной подготовке юношей и девушек-горянок. Для довоенной школы был характерен массовый отсев девочек из старших классов. В республике нередко можно было видеть средние школы, где в 10 классах не обучалось ни одной девушки. Уже в послевоенные годы партийные организации и органы

народного образования, а также общественность республики добивались того, чтобы в средние школы, техникумы, высшие и средние учебные заведения чаще принимали девушек, и в особенности из сельской местности.

Для более полного охвата девочек школой и для сохранения контингента школьниц в годы послевоенной пятилетки предпринимались различные меры. Так, например, в Дагестане в ряде сельских средних школ были открыты особые женские классы. Такие классы были открыты в Ку мухе кой средней школе Лакского района, Аранинской средней школе Хунзахского района и в Ахтын-ской средней школе Ахтынского района. В 1949/1950 учебном году в 8-10 классах этих трех средних школ обучалось более 150 девушек [3].

Хотелось бы отметить, что успехи в развитии женского образования, достигнутые к 1950-м гг., были достаточно значительными, но вместе с тем, конечно, имелись серьезные недостатки в работе по привлечению девочек к обучению. Всё еще оставался низким процент охвата обучением девушек-горянок в старших классах сельских семилетних и средних школ. Если в начальных классах количество девочек составляло свыше 50% от всего состава учащихся, в 5-7 классах -43%, в 8 классах - 30%, а в 9-10 классах всего 1/5 часть общего количества учащихся [4, с. 30].

Основной причиной низкого процента среди учащихся девушек в старших классах являлась перегруженность их домашними делами, привлечение к тяжелой работе. Также во многих семьях горцев всё еще сильной была позиция, что образование для девушек необязательно, и соответственно это продолжало оказывать отрицательное влияние на обучение девушек в школах. Органы народного образования, партийные и комсомольские организации делали не всё возможное, для того чтобы улучшить

положение девушек-горянок в школе: не предпринималось мер, для того чтобы девушки, окончив школу, хотели поступать в высшие и средние учебные заведения для получения специального образования; слабо велась воспитательная работа. Например, в январе 1952 г. на бюро обкома партии обсуждался вопрос «о состоянии обучения девушек в старших классах семилетних и средних школ Хасавюртовского, Веденского и Цудахар-ского районов», на котором было отмечен недостаточный охват девушек обучением в старших классах, в частности отсев по неуважительным причинам.

В целом по Табасаранскому району в 1952 г. из 6024 учащихся только 1341 были девочки. Подобное положение с охватом девушек-горянок старшими классами наблюдалось и в Кайтагском районе, где в 1-4 классах девочки составляли 52%, в 5-7 классах - 31,3%, а в 8-10 классах всего 13% [5]. В 1955/1956 учебном году в 8-х классах школ Магарамкентского района обучалось 69 девушек, из них до 10 класса дошли только 38 чел., или 55%. С 1956 по 1957 годы из школ Табасаранского района отсеялось 213 девушек, Цу-мадинского - 135, Дербентского - 213 [5, Д. 8220. Л. 17].

Таким образом, отсев среди девушек в старших классах закономерно приводил к тому, что основной контингент неграмотных и малограмотных среди взрослого населения приходился на женщин. Это приводило к объективному снижению активности женщин в общественной жизни республики, серьезно тормозило процесс подготовки контингента учащихся для средних и высших учебных заведений, серьезно мешало выдвижению женщин на руководящие должности.

Поэтому перед партийными, советскими и органами народного просвещения всё еще остро стояли вопросы ликвидации отсева и второгодничества среди учащихся-девушек, организация набора в средние специальные и высшие учебные

заведения девушек-горянок, особенно из высокогорных районов республики, ликвидация неграмотности среди взрослого женского населения и т.д. Успешными в решении этих вопросов были Ахтын-ский, Лакский, Кахибский и некоторые другие районы. Например, в Ахтынском районе за период с 1950 по 1958 гг. среднюю школу окончили 225 девушек. В 1957 г. в высокогорном Кахибском районе впервые был проведен слет выпускниц семилетних и средних школ по вопросу их дальнейшей учебы. После слета в вузы и техникумы республики выехали учиться 16 девушек. В следующем 1958 г. Был проведен второй слет выпускниц района, на котором обсуждался вопрос «о выборе профессии», после которого поехали учиться в высшие и средние учебные заведения республики 26 девушек из Ка-хибского района [6].

Большое влияние на обучение девушек в школах оказывали учительницы-горянки. В 1950-е гг. численный состав и профессиональный уровень учительского корпуса республики значительно вырос. Этот рост был связан с увеличением приема в педагогические учебные заведения Дагестана и выпуска молодых специалистов, расширением системы заочного педагогического образования и направлением в республику нескольких тысяч учителей - выпускников педагогических учебных заведений из других регионов страны.

Успехи дагестанской общеобразовательной школы в 50-е гг. были в решающей степени обусловлены улучшением состава педагогических кадров в народном образовании, а также повышением уровня методического руководства школьной работой.

К концу 1950-х гг. в школах республики работало 8767 учителей, в том числе 7290 в сельской местности. К 1950/1951 учебному году, по сравнению с 1945/1946 учебным годом, количество учителей с высшим образованием увеличилось в

школах республики в 3 раза, с незаконченным высшим образованием - почти в 4 раза и со средним образованием - более чем на 1200 чел. [7, с. 211]. Многие из учителей, не имеющих специального образования, проходили заочное обучение на специальных факультетах высших и средних специальных педагогических учебных заведений.

В 1955/1956 учебном году количество учительниц-горянок составляло более 1000 чел. Среди них были учительница Хунзахской СШ Хунзахского района X. Локалова, учительница Сергокалинской СШ Сергокалинского района П. Магоме-дова, учительница Кумухской СШ Лакского района П. Гусейнова и другие.

Свидетельством признания огромной роли учителя в культурном строительстве страны явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1948 г. о награждении учителей орденами и медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу. В соответствии с этим указом уже в 1949 г. было награждено более 500 учителей и работников народного образования республики. Среди награжденных было 226 женщин, в том числе 61 горянка, а всего за период с 1949 по 1953 гг. по этому указу было награждено 946 работников просвещения Дагестана, в том числе 488 женщин, среди которых было 117 горянок [8].

В начале 50-х гг. обкомом партии были приняты меры, направленные на улучшение работы с женщинами, в том числе и на развитие женского образования. Для подготовки девушек-горянок к поступлению в высшие и средние учебные заведения в Махачкале, Буйнакске, Дербенте и Хасавюрте открылись специальные женские школы-интернаты. Так, в апреле 1950 г. в Махачкале при школе № 14 был открыт интернат горянок на 200 чел., а в 1952/1953 учебном году открыты 4 женских межрайонных школы-интерната на 630 чел. в Дербенте, Хунзахе, Маджалисе и Ведено [9, с. 94].

В этих интернатах девушки находились на полном государственном обеспечении. Интернаты горянок при городских и сельских средних школах внесли весомый вклад в развитие женского образования в республике. В последующие годы интернаты для горянок продолжали открываться и получили еще большее распространение. В 1958-1959 гг. дополнительно были открыты интернаты для девушек-горянок в Рутульском, Табасаранском, Дахадаевском, Акушинском, Чародинском, Кахибском, Тляротинском и Цумадинском районах. Всего в этих интернатах на государственном обеспечении воспитывалось более 500 девушек [10, с. 54].

Вопросы об учебе девушек, ликвидации неграмотности и улучшении политико-воспитательной работы среди женщин не раз обсуждались на пленумах и заседаниях бюро обкома, райкомов партии, сессиях исполкомов райгорсоветов. Так, в октябре 1952 г. на бюро обкома обсуждался вопрос «о мерах по улучшению работы школ-интернатов девушек-горянок», после которого ускорилось создание нормальных культурно-бытовых условий для вновь созданных межрайонных интернатов горянок, обеспечение их опытными педагогами и квалифицированными воспитателями, учебниками и учебно-наглядными пособиями. К концу 1950 г. число семилетних школ в Дагестане возросло больше чем на 100. Увеличилось и количество учащихся девушек.

Необходимо отметить, что в 1950- е гг. сотни тысяч горянок ликвидировали свою неграмотность и продолжали обучение в высших и средних специальных учебных заведениях. Проводились активные мероприятия по недопущению отсева девочек из старших классов, с целью дальнейшего их поступления в высшие и средние учебные заведения республики. Для этого в некоторых районах республики создавались специальные женские классы, интернаты

для девочек. Создание еще в 1944 г. специального женского учительского института и его дальнейшая реорганизация в педагогический женский институт было показательным фактом того, что советское государство уделяло женскому

образованию серьезное внимание и пыталось поставить культурно-образовательный уровень женщин на общую ступень с мужчинами, таким образом стерев тендерное различие в образовательном процессе между мужчиной и женщиной.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Каймаразов Г.Ш. Образование и наука в Дагестане в XX веке. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 2007.

2. Дагестанская правда. 1949. 1 июля.

3. Больше заботы о школе и учителе // Дагестанская правда. 1950. 14 окт.

4. Магомедов К.Ш. Великий октябрь и просвещение дагестанской горянки. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

5. Централънът государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 1-п. On. 1. Д. 8220. Л. 17.

6. Дагестанская правда. 1958. 24 мая.

7. Школьное образование в Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. 268 с.

8. Указ Президиума Верховного Совета о награждении орденами и медалями учителей дагестанских школ // Дагестанская правда. 1949. 20 апр.

9. Гасанова А.И. Подготовка женских кадров в Дагестане и их роль в хозяйственном и культурном развитии республики (1945-1965 гг.). Махачкала: Тип. Дагфилиала АН СССР, 1969. 184 с.

10. Омаров С.М. Женское образование в Дагестане. Махачкала, 1960.

REFERENCES:

1. Kaimarazov G.Sh. Education and science in Dagestan in the XX century. Makhachkala: Dagknigoizdat, 2007.

2. Dagestan truth. 1949. July 1.

3. More care about the school and a teacher // Dagestanskaya Pravda. 1950. 14 Oct.

4. Magomedov K.Sh. Great October and enlightenment of the Dagestan mountain woman. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1990.

5. Central State Archive of the Republic of Dagestan (TsGA RD). F. 1-p. Op. 1. D. 8220. L. 17.

6. Dagestan truth. 1958. May 24.

7. School education in Dagestan. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1968. 268 p.

8. Decree of the Presidium of the Supreme Council on awarding orders and medals to teachers of Dagestan schools // Dagestanskaya Pravda. 1949. 20 Apr.

9. Gasanova A.I. Training of female personnel in Dagestan and their role in the economic and cultural development of the republic (1945-1965). Makhachkala: Type. Dagfiliala AN SSSR, 1969. 184 p.

10. Omarov S.M. Women's education in Dagestan. Makhachkala, 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.