Научная статья на тему 'Гендерный аспект исследования лжи у подростков'

Гендерный аспект исследования лжи у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
303
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ЛОЖЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / GENDER ANALYSIS / FALSE / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Светлана Владимировна, Матвеева Анастасия Олеговна

Содержание понятия «ложь», цель, средства лжи. Анализ результатов исследования показал, что возрастные различия по шкале лжи в подростковом возрасте не значимы, но существуют значимые гендерные отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENDER DIMENSION OF THE RESEARCH LIES IN ADOLESCENTS

The concept of "false", the goal and the means lie. Analysis of the results showed that age differences on the scale lies in adolescence is not significant, but there are significant gender differences.

Текст научной работы на тему «Гендерный аспект исследования лжи у подростков»

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЖИ У ПОДРОСТКОВ

Матвеева Светлана Владимировна

канд. псих. наук, доцент Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского»,

РФ, г. Балашов E-mail: matveeva2468@jandex. ru. Матвеева Анастасия Олеговна студентка Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского», РФ, г. Балашов

E-mail: matveeva2468@jandex. ru.

THE GENDER DIMENSION OF THE RESEARCH LIES IN ADOLESCENTS

Matveeva Svetlana

cida. loony. Sciences, associate Professor of Balashov Institute (branch) of Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Saratov state University named after N. G. Chernyshevsky, Russia, Balashov

Matveeva Anastasia

student Balashov Institute (branch) of Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Saratov state University named after

N. G. Chernyshevsky, Russia, Balashov

АННОТАЦИЯ

Содержание понятия «ложь», цель, средства лжи. Анализ результатов исследования показал, что возрастные различия по шкале лжи в подростковом возрасте не значимы, но существуют значимые гендерные отличия.

ABSTRACT

The concept of "false", the goal and the means lie. Analysis of the results showed that age differences on the scale lies in adolescence is not significant, but there are significant gender differences.

Ключевые слова: гендерный анализ; ложь; подростковый возраст. Keywords: gender analysis; false; adolescence.

Динамично развивающееся общество предъявляет повышенные требования к социальной мобильности личности во всех сферах ее жизни. Современная социокультурная ситуация ориентирует молодежь на духовное взросление, качество человеческого потенциала, конкурентоспособность и

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |

успешность в реализации смыслообразующих идеалов и ценностей. Принципиальную важность в связи с этим представляет анализ использования лжи как характеристики поведения [1].

Найти человека, который всегда и всем говорит только правду, наверное, невозможно. Ложь, как ни печально, окружает нас всю жизнь. К ней вынуждены прибегать даже очень порядочные люди. Существуют социально психологические причины отрицания житейской ценности истины, противопоставления её духовно-нравственным и социальным идеалам. Оборотной стороной такого отношения к истине и правде оказывается исконно русское снисходительное отношение ко лжи и вранью.

Под ложью понимается «сознательное искажение действительного положения вещей, стремление создать неправильное впечатление о фактах, событиях, людях. Обычно ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях» [1, с. 54].

«Ложь» обычно определяют как сознательное искажение реального положения вещей, упуская при этом из виду цель и средства этого коммуникативного акта [2].

Цель лжи — ввести другого человека в заблуждение, состояние мнимого знания. Основные средства лжи: 1) заведомо ложные сообщения, 2) сокрытие или умолчание и 3) подмена достоверной информации. Хотя первое — активная, а второе и третье — лишь пассивная ложь, вместе они играют одну и ту же роль — они не говорят правды. Только знания признаков лжи недостаточно для противостояния ей. Необходимы психологическая готовность, состояние внутренней невосприимчивости.

Педагоги должны помочь осознать ученикам, что любая ложь — свидетельство слабости, неумения решать проблемы на основе правды, честными методами. Причём, она усугубляет слабость лгущего, делая его положение ещё более ущербным, незащищённым от угроз. Стратегически, правда, всегда, в любых ситуациях сильнее лжи [3].

Необходимость, возможность и желание человека соврать определяется не только социальными причинами, побуждающими его прибегать к манипуляции, но и личностными особенностями вруна. Правда всегда принадлежала к миру идеальных, духовных ценностей русского народа. И в наше время «правда» как элемент духовного облика россиянина имеет моральные и интеллектуальные свойства идеала. Потребность в правде, стремление к ней основаны на единстве мнения с верой, осознаваемого и неосознаваемого, индивидуально-личностных особенностей человека и его восприятия себя как частицы мироздания. Вследствие этого, целеустремлённо стараясь «жить по правде», субъект не только «строит», творчески преобразует себя, но и постепенно поднимается по лестнице духовного развития [1].

Исследование было проведено на базе МОУ СОШ № 3 г. Балашова. Выборку составили подростки 6, 7 и 8 классов. Объём выборки 47 человек из них 19 девочек и 28 мальчиков, в возрасте от 12 до 15 лет. Диагностическим средством исследования была выбрана «Шкала лжи» Д. Марлоу и Д. Крауна.

В исследовании участвовало 19 человек из 6 класса: 11 мальчиков и 8 девочек. Разброс результатов исследования по шкале лжи от 8 баллов до 19 баллов из 20 возможных. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень лжи и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе. Низким уровнем лжи будем считать интервал до 7 баллов, средним от 8 до 14 баллов, высоким от 15 до 20 баллов. Таким образом, низкий уровень лжи одобрения в этом классе не выявлен, средний у 13 человек (68,4 %), высокий у 6 учащихся (31,6 %), среди которых только один мальчик.

В исследовании участвовало 15 человек из 7 класса: 9 мальчиков и 6 девочек. Разброс результатов исследования по шкале лжи от 4 баллов до 19 баллов из 20 возможных. Низкий уровень лжи в этом классе выявлен у 2 учащихся (13,3 %), средний у 11 человек (73,3 %), высокий у 2 девочек

(13,3 %). В исследовании участвовало 13 человек из 8 класса: 8 мальчиков и 5 девочек. Разброс результатов исследования по шкале лжи от 5 баллов до 17 баллов из 20 возможных. Низкий уровень лжи в этом классе выявлен у 3 мальчиков (23,1 %), средний у 8 человек (61,5 %), высокий у 2 девочек (15,4 %). Низкий уровень по шкале лжи был выявлен у 5 человек (10,64 %) выборки, средний — у 32 человек (68,08 %), высокий у 10 испытуемых (21, 27 %). Таким образом, низкий уровень по шкале лжи был выявлен у 5 человек (10,64 %) выборки, средний — у 32 человек (68,08 %), высокий у 10 испытуемых (21, 27 %).

Для матстатистической обработки был использован Н-критерий Крускала-Уолиса для выявления различий в уровне исследуемого признака. Нэмп = -3,65. Значит принимается Н0: существуют лишь случайные различия по уровню исследуемого признака между 6, 7 и 8 классами. Возрастные различия по шкале лжи в подростковом возрасте не значимы, то есть существенных отличий при переходе от одного класса к другому не выявлено.

Высокий уровень лжи встречается в нашем исследовании чаще у девочек. Для того, чтобы проверить есть ли различия между ответами по шкале лжи между мальчиками и девочками был проведён гендерный анализ. В 6 классе низкий уровень по шкале лжи не выявлен. В ответах мальчиков преобладает средний уровень — 52,63 %, у девочек — 15,78 %. В ответах девочек преобладает высокий уровень — 26,3 %, у мальчиков всего — 5,26 %. В 7 классе низкий уровень по шкале лжи есть только у мальчиков — 13,33 %. Средний уровень у мальчиков — 46,66 %, у девочек — 26,66 %. Высокий уровень выявлен только у девочек — 13,33 %. В 8 классе по шкале лжи низкий уровень выявлен только у мальчиков — 23 %. Средний уровень у мальчиков — 38,46 %, у девочек — 23 %. Высокий уровень выявлен только у девочек — 15,38 % .

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что низкий уровень по шкале лжи характерен только для мальчиков — 10,63 %. Средний уровень больше выражен тоже у мальчиков — 46,8 %, у девочек — 21,27 %. Высокий

уровень характерен почти для половины выборки девочек — 19,1 %, у мальчиков — 2,1 % (процентное соотношение рассчитывалось от всей выборки).

По критерию Розенбаума было получено, что 0эмп= 11 (при р < 0,01). Принимается Н1: показатели по шкале лжи у девочек превышают показатели по шкале лжи у мальчиков. Таким образом, по шкале лжи существуют значимые различия между мальчиками и девочками. Возможно, это объясняется тем, что девочки становятся девушками, опережая в своём развитии одноклассников, и им хочется выглядеть перед ними как можно более привлекательными, получить одобрение извне.

Результаты исследования показали, что уже на этапе становления личности, в самый сложный возрастной период человека, когда формируется образ Я, уже может использоваться ложь как средство манипуляции, достижения желаемых целей любыми способами. Поэтому, мы полагаем, что формирование морально-нравственного потенциала молодёжи начинается с более ранних возрастных периодов. Чтобы достигнуть поставленных целей в использовании человеческого потенциала, желательно это начать делать с дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Акименко А.К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения в системе социально-психологической адаптации личности. Специальность: 19.00.05 — социальная психология. Автореф. дис. ... канд. психол. н. СПб. 2007. — 24 с.

2. Знаков В.В. Макивеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. — 1999. — № 6. — с. 59—70.

3. Мясников А.Г. Проблема права на ложь: (прав ли был Кант?). // Вопросы философии. — 2007. — № 6. — С. 130—141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.