МЕЖКУЛЬ ТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ INTERCULTURAL COMMUNICATION
УДК 81:305-055.1
Кубанский государственный аграрный университет преподаватель кафедры иностранных языков Линник А.А.
Россия, г. Краснодар, +7 (909) 462-84-90 e-mail: [email protected]
А.А. Линник
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Автор настоящей статьи рассматривает ломку традиционного гендерного порядка на примере феномена отцовство. Понятия маскулинность и фемининность в их взаимосвязи с тендерными стереотипами передают внутренне противоречивое, но вместе с тем динамичное соотношение мужского и женского. Современные социальные стереотипы отцовства отличаются своим внутренним разнообразием и противоречивостью как система представлений и требований общества, касаемо обязанностей и функций отца. Считается, что наличие таких явных противоречий вызвано переходным периодом в истории исследования отцовства, когда более пристальное внимание было наконец обращено на значимость роли отца в развитии личности ребенка. В настоящее время не только в западном, но и российском обществе наблюдается формирование новых типов отцовства, отличающихся наличием феминных черт, как-то: участие отцов в рождении, воспитании и дальнейшей жизни своих детей, эгалитаризм в бытовых вопросах и прочее. В качестве основных архетипов отцовства упомянуты модели, которые были распространены в прошлом (среди них «традиционный отец», «отсутствующий отец»), и те, что только набирают популярность в настоящее время («ответственный отец», «новый отец»), при этом внимание уделено понятию нового отцовства. В качестве материала автором использовались примеры из русской и английской публицистики (в основном из журналов, посвященных родительству). Для анализа из русской и английской публицистики выбраны все примеры, содержащие в себе или подразумевающие лексему отец и предполагающие разнообразную характеристику отца.
Ключевые слова: гендер, гендерные стереотипы, маскулинность, фемининность, отцовство.
A.A. Linnik
GENDER STEREOTYPES IN CROSS-CULTURAL COMMUNICATION
The author of the article deals with the breaking of traditional gender stereotypes by the example of the
phenomenon of fatherhood. The notions of "masculinity" and "femininity" being closely connected to gender stereotypes convey an internal contradictory, but, at the same time, dynamic correlation of male and female qualities. Modern social stereotypes of fatherhood are distinguished by their internal diversity as a system of beliefs and demands of society concerning the duties and functions of a father. This contradictory nature is believed to be caused by the period in the history of fatherhood research, when, finally, more attention was paid to the importance of father's role in the formation of child's personality. The inner discrepancy of the phenomenon is con-
© Линник А.А., 2018
Kuban State Agrarian University The chair of foreign languages Lecturer Linnik A.A.
Russia, Krasnodar, +7 (909) 462-84-90 e-mail: [email protected]
sidered in the context of changing gender roles of men and women in modern society. At the present time, both in Western and Russian societies there is a trend towards the formation of new types of fatherhood. The new types include the following characteristics that are considered to be feminine: direct participation of the "new fathers" in the birth of their children, their upbringing and further life, as well as egalitarianism in everyday matters. Basic archetypes of fatherhood mentioned include the models that were widespread in the earlier period (such as the "traditional father", the "absent father") and the ones which have been gaining popularity recently only (the "responsible father", the "new father"), while attention is given to the notion of "new fatherhood". The examples used are taken from the brochures, aids and magazines devoted to parenting, and contain or imply the "father" lexemes in their meaning as well as suggest a diverse description of a father.
Key words: gender, gender stereotypes, masculinity, femininity, fatherhood.
Гендер, понимаемый как культурно обусловленный и социально воспроизводимый феномен [1; с. 135], представляет собой один из параметров человеческой личности, отражающийся в языке и служащий затем средством конструирования идентичности.
Мужественность и женственность - важные атрибуты общественного сознания. Каждому из полов в любой культуре предписывается набор обязательных правил, регламентирующих гендерное поведение и находящих свое отражение в языке [2].
Под гендерным стереотипом понимается частный случай стереотипа, который можно отнести к знаниям о лицах разного пола, приписывании им определенных признаков, что отражается в особенностях синтагматических связей рассматриваемых единиц, мелиоративной и пеойративной этической или эстетической оценки [3].
В настоящее время в современном обществе наблюдается постепенный процесс ломки гендерных стереотипов, изменения в традиционных моделях маскулинности и фемининности и, как следствие, изменения в ролевом поведении мужчин и женщин [4], которые можно проследить на примере содержательно разнообразного и противоречивого социального стереотипа «отцовство».
Самым распространенным архетипом отцовства во многих культурах долгое время считался образ «отсутствующего отца» [5], то есть, отсутствующего в психологическом плане, а именно эмоционально дистанциированного от своих детей отца. Для мужчин, входящих в данную модель, отцовство заключается лишь в принадлежности семье [4]. Данный архетип или модель отцовства основывается на традиционной модели маскулинности, которая берет своей основой доминантно-зависимый тип гендерных отношений. Считается, что устоявшийся (консервативный) образ маскулинности включает в себя такие характеристики, как: мизогиния, гомофобия [6; с. 151], а также мужское господство, патриархат, мачизм, гетеросексизм или гетеронормативность [7; с. 2].
В настоящее время наблюдается развитие новых моделей отцовства, в связи с изменениями в традиционном гендерном порядке, происходящими не только в российском обществе. Отличительная черта новых моделей отцовства заключается в ориентации мужчин в равной степени на самореализацию в профессиональной и семейной сферах, однако, удовлетворение потребности в эмоциональной близости с детьми все еще остается проблематичной для отцов, поскольку зачастую приходит в конфликт с заботами о жизнеобеспечении семьи. Тем не менее, наблюдается существенный рост степени вовлеченности отцов в уход за ребенком, общение и игры без посредничества матери, в том числе, и степень ответственности за ребенка, а также его доступность для отца. Кроме того, в настоящее время, «в нормативном эталоне маскулинности присутствуют фемининные черты» [4], что противоречит традиционным гендерным стереотипам, согласно которым сфера мужчины - работа, тогда как женщина должна заниматься домом и детьми, особенно, если им нет еще года [8; p. 68]. Другими характерными
чертами «нового отцовства» становятся проявление домашнего эгалитаризма и равное количество уделяемого внимания, как сыновьям, так и дочерям [9].
В составе моделей «нового отцовства» И.С. Клёцина выделяет две основные [4]:
- «ответственный отец», который, несмотря на большую степень включенности в заботу и воспитание детей, вносит меньший вклад в развитие детей, чем их мать;
- «новый отец», в рамках которой отец не только берет на себя ответственность за воспитание детей и дела семьи, но и делит с супругой обязанности в заботе о детях, а именно: осуществляет постоянный контакт со своими детьми, принимает активное участие в их делах и проблемах, помогает с учебой и другое.
Считается, что модели «нового» и «ответственного» отцовства больше характерны для западной, чем для российской культуры [10; с. 272]. Однако по данным исследования русской и английской публицистики можно предположить, что в российском обществе постепенно появляется тенденция к переходу от «отстраненного отцовства» или модели «отец-кормилец» к модели «ответственного отцовства». Необходимо упомянуть, что следующий территориально отобранный публицистический материал в качестве примеров ограничивается преимущественно Краснодарским краем (распространение продукции осуществляется на территории Краснодарского края). Выбранные примеры содержат в себе или подразумевают в своем значении лексемы «отец» и характеризуют отца:
1) как «ответственного»:
«Так что настройтесь на то, что «папы тоже могут все», следуйте своим инстинктам и делайте так, как считаете нужным; «Беременный» папа; Не существует универсального ответа на все, что вы хотите знать о материнстве или отцовстве, -каждый ребенок уникален, и только вы сможете растить и воспитывать его правильно»;
2) как «отстраненного»:
«Или доверять это ответственное дело новоиспеченному папе, который не в состоянии отличить пинетки от носков...; Отцовский инстинкт, в отличие от материнского, не является врожденным; Отцы проводят с малышами меньше времени, чем мамы, все, что вы делаете вместе, становится для ребенка очень важным; Папино внимание не менее важно для малыша (чем мамино); Мы всегда ждали папу, очень скучали по нему, и, когда он приходил из плавания, это всегда был праздник, событие; Самое яркое воспоминание связано с отцом»;
3) как нуждающегося в духовном воспитаннике в лице ребенка (чаще мальчике):
«Когда родители поженились, папа безумно хотел сына; Я очень рад, что у меня
дочери. Может быть, мужчины сначала не в полной мере осознают эту радость, но потом это приходит».
«Новое отцовство» или "new fatherhood" стало возможным ранее всего в ряде западных стран, в том числе, в Америке, как результат либерализации прав и свобод граждан, возросшей занятости женщин на оплачиваемом рынке труда, а также роста частной собственности и общих доходов домохозяйств [10; с. 274]. Таким образом, все в большем приоритете становятся «новые отцы», тогда как отцы старого типа, так называемые, «удаленные кормильцы», все чаще подвергаются критике со стороны общества [10; с. 275].
В некоторой степени фактическое несоответствие принятой в западном обществе культуры отцовства с реальными отцовскими практиками можно проследить на материале примеров из английской публицистики, преимущественно из Интернет-источников (разнообразные интернет-журналы о родительстве: parents.com, Today'sParent.com, parenting.com). Отобранные источники не имеют территориального ограничения, поэтому можно считать, что результаты исследования отражают понима-
ние и оценку «отца» неограниченным количеством представителей английской языковой культуры. Выбранные примеры отвечают следующим критериям:
1) указывают на факт, того, что отец, заботящийся о своих детях наравне с матерью, все еще несколько непривычен для англоязычного общества:
"We can't swoon when we hear of a dad who takes care of his kids - physically, emotionally and financially. It should be expected because he's a parent; A single dad recently wrote a post on the Life of Dads Facebook page devoting himself to his daughter, and he now has 600K followers; And we don't typically see Public Displays of Dadness (PDD), so we get all sappy when we do; So then, when dad does know something - when he doesn't just sit there and get told what to do - we praise him like he invented our favorite ice cream";
2) указывают на недостаточную готовность отца соответствовать модели "new father", а также на пользу, которую приносит детям более вовлеченное в семейные дела поведение отца:
'Even dads with average parenting skills can make a real impact on their children's lives; The more involved a dad is, the more successful his children will be; A father's influence can determine a child's social life, grades at school, and future achievements; Alliance shows that babies with more involved fathers are more likely to be emotionally secure, confident in new situations, and eager to explore their surroundings; Talk with your kids! This is overlooked by a lot of dads ";
3) указывают на высокую вовлеченность отцов в воспитание своих детей:
"Being a dad is all about finding your own path to what makes you and your kids happy, and our list can help you find your way; Often, parents feel the need to step in every time kids do something, well, kid-like; Hundreds of dads taking photos of themselves with their kiddos to show off how great they think their kids are";
4) подтверждают убеждение в том, что многие отцы испытывают больше трудностей в общении с дочерьми, чем с сыновьями:
'The prospect of being a father to a daughter may seem daunting at first because you have a second sense about being with a boy, but girls seem a bit foreign to most guys".
Таким образом, «отцовство», как содержательно разнообразный феномен, и развивающиеся внутри него новые модели отцовства представляют собой пример изменений в традиционном гендерном порядке вследствие ломки гендерных стереотипов. Исследования материалов публицистики русского и английского языков (в основном, посвященной родительству), демонстрируют противоречивость феномена и все более возрастающую популярность новых типов отцовства в разной степени в обеих языковых культурах.
Библиографический список
1. Кирилина А.В. Семантика личных имен: гендерный аспект // Аксиологическая лингвистика: проблемы изучения культурных концептов и этносознания. Волгоград, 2002. С. 135-141.
2. Катермина В.В., Прима А.М. Образ женщины как гендерный стереотип (на материале романа Дж. Остин «Нортенгерское аббатство)» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 9 (51): в 2-х ч. Ч. II. C. 94-96.
3. Кирилина А. В. Гендерные аспекты языка и коммуникации: автореф. дисс. ... д. филол. наук. М., 2000. 40 с.
4. Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. № 3 (52). 2009. С. 2941.
5. Кон И.С. Отцовство как компонент мужской идентичности. URL: http://demoscope.ru/weekly/2006/0237/analit03.php (дата обращения - 15.03.2018).
6. Litosseliti, Lia and Sunderland, Jane. Gender Identity and Discourse Analysis, John Benjamins Publishing Co., 2002.
7. Worden, Daniel. Masculine Style. Palgrave Macmillan, 2011.
8. Helgeson, Vicki S. The psychology of gender. Pearson, 4th ed., 2012.
9. Marche, Stephen. Manifesto of the New Fatherhood. 2014. URL: http://www.esquire.com/lifestyle/news/a28987/manifesto-of-the-new-fatherhood-0614/ (дата обращения - 15.03.2018).
10. Мальцева Д.М. Теоретические подходы к изучению отцовства в современной западной социологии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-ottsovstva-v-sovremennoy-zapadnoy-sotsiologii (дата обращения - 15.03.2018).
References
1. Kirilina A.V. Semantics of personal names: gender aspect // Axiological linguistics: problems of studying of cultural concepts and ethno-consciousness. Volgograd, 2002. P. 135141.
2. Katermina V.V., Prima A.M. The image of a woman as a gender stereotype (by J. Austen's novel "Northanger Abbey") // Philological Sciences. Theory and practice. Tambov, 2015. № 9. P. 94-96.
3. Kirilina A.V. Gender aspects of language and communication: the author's abstract of doctoral dissertation in Philological Sciences. M., 2000. 40 p.
4. Klecina I.S. Fatherhood in Analytical Approaches to the Study of Masculinity // Woman in Russian Society. Russian scientific journal. № 3 (52). 2009. P. 29-41.
5. Kon I.S. Fatherhood as a component of male identity. URL: http://demoscope.com/weekly/2006/0237/analit03.php
6. Litosseliti, Lia and Sunderland, Jane. Gender Identity and Discourse Analysis, John Benjamins Publishing Co., 2002.
7. Worden, Daniel. Masculine Style, Palgrave Macmillan, 2011.
8. Helgeson, Vicki S. The psychology of gender. Pearson, 4th ed, 2012.
9. Marche, Stephen. Manifesto of the New Fatherhood. 2014. URL: http://www.esquire.com/lifestyle/news/a28987/manifesto-of-the-new-fatherhood-0614/ (date of application - 15.03.2018).
10. Maltseva D.M. Theoretical approaches to the study of paternity in modern Western sociology // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-ottsovstva-v-sovremennoy-zapadnoy-sotsiologii (дата обращения - 15.03.2018).