НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Кириленко И.Н.
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЕ КОНСТРУКТЫ ГЕНДЕРНОГО МОДУСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В психологии все более широко признается необходимость учета гендерного фактора при рассмотрении особенностей поведения и взаимодействия людей в разных сферах жизнедеятельности. В силу того, что детско-родительские отношения являются одной из разновидностей межличностных отношений и содержат определенные культурные и социальные характеристики, вполне допустимым представляется гендерный модус их рассмотрения. В понятии «гендер» в современной психологии объединяется система полоролевых норм и представлений, полоролевая дифференциация общественных отношений, личностные особенности индивида и комплекс культурных символов.
В отечественной психологии понятием, наиболее близким к нему по значению, выступает понятие «психологический пол», который традиционно рассматривается как неотъемлемая составляющая личности, обусловленная комплексом факторов. В их состав включают: биологически заданную половую принадлежность индивида, этнокультурные традиции воспитания, структуру социально-значимой деятельности и полоролевые нормы общества. Гендерный ракурс является одним из перспективных направлений исследований детско-родительских отношений. В последнее время появился ряд работ, посвященных выявлению влияния гендерного фактора на подготовку к родительству и на характер взаимоотношений родителей и детей, на развитие детей в семье [10].
В работах отечественных авторов приводятся аргументы (Бендас Т.В., Вержибок Г.В., Грошев И.В., Клецина И.С., Коростылева Н.Н.) целесообразности использования понятия «гендер» при обсуждении социальных, культурных и индивидуальных характеристик, норм и стереотипов поведения, социальных ролей и идентичности [5]. Базовое основание их дифференциации сводится к тому, что пол индивида детерминируется биологически, а гендер является культурно и социально заданным. Соответственно, понятие «гендер» употребляется тогда, когда определяются культурные и социальные характеристики личности. Вообще, следует признать, что гендерная составляющая присутствует в любых формах межличностного взаимодействия. Отстаивая данную мысль, В. Сатир указывает, что все роли, которые имеют наибольшее психологическое значение, соотносятся с полом исполняющих их людей [11].
С точки зрения ряда авторов (Здравомыслов Е., Тёмкина А.), гендер представляет собой особую квазироль, которая является базовой и которая связана со всеми остальными, придавая им особую спецификацию [4]. Более того, гендерные когнитивные схемы оказываются самыми востребованными человеком, так как они пронизывают буквально всю его жизнь [1]. В рамках супружеских и детско-родительских отношений гендерная составляющая имеет главенствующую роль. Отношения родителей и детей буквально пропитаны гендерной спецификой, так как они являются одной из основных форм реализации гендерно-ролевых отношений.
75