Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ / ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БАЛАНСА / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / SUBJECTIVE WELL-BEING / QUALITY OF LIFE / JOB SATISFACTION / EMOTIONAL BALANCE SCALE / SUBJECTIVE WELL-BEING IN THE ACADEMIC SPHERE / GENDER DIFFERENCES / REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скачкова Людмила Сергеевна, Щетинина Дарья Павловна

Субъективное благополучие - новый когнитивно-аффективный индикатор социальноэкономического успеха индивидов, влияющий на результативность их профессиональной деятельности. Авторы статьи исследуют данный феномен в академической сфере, предлагая проанализировать гендерную специфику субъективного благополучия научно-педагогических работников. Цель исследования - сравнительная оценка субъективного благополучия научнопедагогических работников в зависимости от гендера, обзор теоретических подходов в исследованиях субъективного благополучия. На основе рефлексии предшествующих этапов исследования авторы разработали методологический конструкт, включающий оценку субъективного благополучия НПР российских вузов через анализ аффективного и когнитивного компонентов. При разработке исследовательского инструментария (онлайн-анкетирования) использовалась шкала эмоционального баланса Н. Бредбурна, шкала удовлетворенности жизнью Кантрила (Cantril’s Self-Anchoring Scale), шкала удовлетворенности работой (The Teaching and Learning International Survey, TALIS), а также использовались вопросы из Европейского социального исследования (ESS) (измерение общего восприятия счастья и жизненные ценности) и мониторингового исследования ВЦИОМ (самооценка материального положения). В ходе исследования авторами определена специфика субъективного благополучия на основе гендерных различий в академической сфере, которые проявляются в субъективной оценке аффективного (эмоциональный баланс позитивных и негативных переживаний, субъективная оценка благополучия в контексте текущего периода) и когнитивного компонентов субъективного благополучия: ценностно-рационального компонента (оценка своей свободы, ощущение смысла жизни, наличие целей и занятий, определяющих смысл жизни и др.), целерационального компонента (общая оценка качества жизни, оценка социальноэкономических и политических институтов, удовлетворенность профессиональной сферой). Проведена оценка субъективного благополучия НПР российских вузов с учетом профессиональных детерминант (осознание ценности и смысла профессиональной деятельности, статус профессии в обществе, статус учебного заведения, возможность профессионального развития, самореализация, академические свободы, отношения в коллективе, профессиональное общение, график работы, большой отпуск, прекариатизации (отчетность, административная нагрузка)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Скачкова Людмила Сергеевна, Щетинина Дарья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DIFFERENCES IN THE SUBJECTIVE WELL-BEING OF RESEARCH AND TEACHING STAFF

Subjective well-being is a new cognitive-affective indicator of socio-economic success of individuals that affects the effectiveness of their professional activities. The authors of the article investigate this phenomenon in the academic sphere, offering to analyze the gender specifics of the subjective wellbeing of research and teaching staff. The aim of the study is to compare the subjective well-being of research and teaching staff depending on gender, and to review theoretical approaches to research on subjective well-being. Based on the reflection of the previous stages of the study, the authors developed a methodological construct that includes an assessment of the subjective well-being of the academic staff of Russian universities through the analysis of affective and cognitive components. When developing research tools (online questionnaires), we used the emotional balance scale N. We also used questions from the European social survey (ESS) (measuring the overall perception of happiness and life values) and the VTSIOM monitoring study (self-assessment of financial situation). In the course of the study, the authors determined the specificity of subjective well-being on the basis of gender differences in the academic field that manifest the subjective assessment of affective (emotional balance of positive and negative emotions, subjective assessment of well-being in the context of the current period) and a cognitive component of subjective well-being: the value-rational component (assessment of their freedom, a sense of meaning in life, having goals and activities that define the meaning of life, etc.), goal-rational component (overall rating of quality of life, assessment of socio-economic and political institutions, satisfaction with the professional sphere). The assessment of subjective well-being of academic staff in Russian universities with regard to professional determinants (awareness of the value and purpose of professional activities, the status of the profession in society, the status of the institution, opportunity for professional development, self-development, academic freedom, relations, professional communication, work schedule, sabbaticals, precariatization (reporting, administrative burden).

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЫНКА ТРУДА

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2020.11.4.116-131

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ

СКАЧКОВА ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА,

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected];

ЩЕТИНИНА ДАРЬЯ ПАВЛОВНА,

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]

о см

о Субъективное благополучие - новый когнитивно-аффективный индикатор социально-

^ экономического успеха индивидов, влияющий на результативность их профессиональной 2 деятельности. Авторы статьи исследуют данный феномен в академической сфере, предлагая тн проанализировать гендерную специфику субъективного благополучия научно-педагогических 5 работников. Цель исследования - сравнительная оценка субъективного благополучия научно-£ педагогическихработников взависимости от гендера, обзортеоретическихподходов в исследованиях ф субъективного благополучия. На основе рефлексии предшествующих этапов исследования авторы разработали методологический конструкт, включающий оценку субъективного s благополучия НПР российских вузов через анализ аффективного и когнитивного компонентов. При о разработке исследовательского инструментария (онлайн-анкетирования) использовалась шкала § эмоционального баланса Н. Бредбурна, шкала удовлетворенности жизнью Кантрила (Cantril's £ Self-Anchoring Scale), шкала удовлетворенности работой (The Teaching and Learning International ^ Survey, TALIS), а также использовались вопросы из Европейского социального исследования (ESS) о (измерение общего восприятия счастья и жизненные ценности) и мониторингового исследования

г-.

ВЦИОМ (самооценка материального положения). В ходе исследования авторами определена

<

^ специфика субъективного благополучия на основе гендерных различий в академической сфере, ^ которые проявляются в субъективной оценке аффективного (эмоциональный баланс позитивных § и негативных переживаний, субъективная оценка благополучия в контексте текущего периода) и когнитивного компонентов субъективного благополучия: ценностно-рационального компонента 91 (оценка своей свободы, ощущение смысла жизни, наличие целей и занятий, определяющих смысл 2 жизни и др.), целерационального компонента (общая оценка качества жизни, оценка социально-ь экономических и политических институтов, удовлетворенность профессиональной сферой). =5 Проведена оценка субъективного благополучия НПР российских вузов с учетом профессиональных детерминант (осознание ценности и смысла профессиональной деятельности, статус профессии в обществе, статус учебного заведения, возможность профессионального развития, 2 самореализация, академические свободы, отношения в коллективе, профессиональное общение, 2 график работы, большой отпуск, прекариатизации (отчетность, административная нагрузка)). о Ключевые слова: субъективное благополучие; качество жизни; удовлетворенность работой;

(3 ш ее о

шкала эмоционального баланса; субъективное благополучие в академической сфере; гендерные различия; воспроизводство человеческого капитала

о © Скачкова Л. С., Щетинина Д. П., 2020

Благодарность: Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследование, грант 18-010-00952 «Исследование субъективного благополучия россиян на примере научно-педагогических работников: факторы и динамика».

GENDER DIFFERENCES IN THE SUBJECTIVE WELL-BEING OF RESEARCH AND TEACHING STAFF

LYUDMILA S. SKACHKOVA,

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected];

DARIA P. SHCHETININA,

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected] cm

CM

Subjective well-being is a new cognitive-affective indicator of socio-economic success of individuals that affects the effectiveness of their professional activities. The authors of the article investigate this phenomenon in the academic sphere, offering to analyze the gender specifics of the subjective well-being of research and teaching staff. The aim of the study is to compare the subjective well-being of research and teaching staff depending on gender, and to review theoretical approaches to research on subjective well-being. Based on the reflection of the previous stages of the study, the authors developed a methodological construct that includes an assessment of the subjective well-being of the academic staff of Russian universities through the analysis of affective and cognitive components. When developing research tools (online questionnaires), we used the emotional balance scale N. We also used questions from the European social survey (ESS) (measuring the overall perception of happiness and life values) and the VTSIOM monitoring study (self-assessment of financial situation). In the course of the study, the authors determined the specificity of subjective well-being on the basis of gender differences in

JEL: J24, J28

0 с

■H

■H

1

§ m

X CÖ

the academic field that manifest the subjective assessment of affective (emotional balance of positive o

and negative emotions, subjective assessment of well-being in the context of the current period) and < a cognitive component of subjective well-being: the value-rational component (assessment of their

15 о

freedom, a sense of meaning in life, having goals and activities that define the meaning of life, etc.),

goal-rational component (overall rating of quality of life, assessment of socio-economic and political o

institutions, satisfaction with the professional sphere). The assessment of subjective well-being of g

academic staff in Russian universities with regard to professional determinants (awareness of the value S

and purpose ofprofessional activities, the status of the profession in society, the status of the institution, g

opportunity for professional development, self-development, academic freedom, relations, professional ^ communication, work schedule, sabbaticals, precariatization (reporting, administrative burden).

Keywords: subjective well-being; quality of life; job satisfaction; emotional balance scale; subjective well-being in the academic sphere; gender differences; reproduction of human capital

Acknowledgment: The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation 2

for basic research, grant 18-010-00952 "Research of subjective well-being of Russians on the example z

of scientific and pedagogical workers: factors and dynamics". o

LL

O <

en

3

o

о

Ш

СП

о

Введение

Вопросы воспроизводства человеческого капитала в академической сфере по-прежнему стоят остро в связи с тем, что именно эта сфера играет ключевую роль в подготовке специалистов для инновационных сфер российской экономики возрастающей отдачи. Процесс воспроизводства человеческих ресурсов для экономики в целом, в свою очередь, находится в зависимости от эффективного использования человеческого потенциала научно-педагогических работников, участвующих в процессе производства и передачи знаний. Но академическая сфера сопряжена с негативными дискурсами. Такими как невысокий уровень доступности данной профессиональной области, обусловленной высоким уровнем инбридинга и низким уровнем текучести персонала; неразвитые системы вознаграждения, потери полезного фонда рабочего времени из-за роста бюрократической нагрузки, высокие психоэмоциональные нагрузки, феномен получения высоких результатов при невысокой оплате труда и др. Кроме того, стратегии, которые динамично меняются и совершенствуются в российских университетах, требуют от научно-педагогических работников постоянной и всеобъемлющей включенности. И, безусловно, возникает необходимость поиска новых факторов и инструментов, способных существенным образом влиять на мотивацию и вовлеченность научно-педагогических работников в процесс реализации новых стратегий

о тэ

см современных университетов. В основе традиционной системы управления мотивацией см в академической сфере распространения — рациональная концепция стимулирования ^ труда, что реализуется в ограниченном количестве стимулов, среди которых приоритет отдается финансовым. Но в основе современных подходов в управлении людьми в ■н организациях лежат совершенно другие идеи и подходы, а именно: ориентация на

0 индивидуальные программы вознаграждения, на понимание и распространение идеи о ценности людей в организациях, что часто подразумевает заботу организации обо всех

® аспектах жизни человека, а не только о тех, которые проявляются на рабочем месте ^ (например, забота о здоровье человека в организации и за пределами ее, о качестве

1 отдыха, о безопасности, условиях жизни за пределами организации и т.д.). Практика ^ такого подхода подразумевают заботу о благополучии человека, следствием которой по со результатам многих исследований является рост результативности и качества труда. В § этой связи авторы полагают, что и в современных университетах необходимо применять

новый подход, в основе которого лежит концепция субъективного благополучия (субъективная оценка индивидом различных сторон своей жизни (экономического, социального положения, своей профессиональной занятости и др.)). Авторы предлагают ££ в рамках данной статьи ответить на вопросы: что может выступать индикатором субъективных оценок благополучия в специфической профессиональной сфере - сфере новаций и воспроизводства человеческого капитала; каковы эти оценки; есть ли

.о о о с^

о гендерные различия субъективного благополучия в академической сфере? В этой связи " субъективное благополучие, ощущение счастья, удовлетворенность качеством жизни с о учетом особенности гендерной идентификации и социализации научно-педагогических работников в высших учебных заведениях, по мнению авторов, является важным источником мотивации индивида, влияющего на его поведение, принятие решений и се качество профессиональной деятельности.

Концепция субъективного благополучия:

о общие подходы и гендерный аспект

ш Результаты по поисковому запросу «subjective well-being» (субъективное благополучие) в о наукометрической базе данных Scopus обнаружили следующую динамику публикаций < в мире. Общее количество документов составило 14 771, наибольшее их количество QÇ пришлось на период с 1976 г. по настоящее время (в 1976 г. — 15 документов, в 2020 г. — о 1408). В десятку стран с наибольшим количеством публикаций по данной теме входят

США (3960 документов), Германия, Великобритания, Канада, Китай, Австралия, Испания, Нидерладны, Италия и Швеция. В России данной тематикой занимаются с конца 90-х гг., наибольшее количество документов приходится на ВШЭ (84 документа), МГУ (31 документ), Российскую академию наук (19 документов). Индикатор проминентности (Topic prominence) в SciVal, позволяющий определять внимание в мире к научным тематикам, охватывающим области исследования субъективного благополучия, составил 98,770, что свидетельствует об актуальности исследовательской повестки в этой области.

Эволюция подходов к исследованию субъективного благополучия прошла путь от однофакторных, двухфакторных моделей, преимущественно оценивающих эмоциональное состояние индивида, к многофакторным, включающим помимо эмоционального когнитивный, поведенческий и другие компоненты. Это связано с тем, что субъективное благополучие как оценочная величина характеризует большую категорию феноменов, связанных с различными комбинациями эмоциональных реакций индивидов на сферы жизни, которые, в свою очередь, подвержены влиянию множества факторов. В авторской концепции «субъективное благополучие» рассматривается как субъективная оценка индивидом его экономического и социального положения и его личное восприятие своего состояния во взаимосвязи аффективного и когнитивного компонентов. И в этом авторы солидарны с рядом уже сложившихся концепций и теорий g относительно такого двухчастного рассмотрения и анализа субъективного благополучия индивидов. Анализ аффективной составляющей субъективного благополучия рассматривался в работах Э. Диннера, М. Селигмена, Д. Парфита (1984), Ф. Андрюса и С. Витеи, Н. Бредбурна (Diener, 1984; Seligman,2004; Parfit, 1984; Andrews, Withey, 1976; Bradburn, 1969). Н. Бредбурн исследовал достижение баланса между негативными и позитивными эмоциями (Affect Balance Scale) индивидов (Bradburn, 1969). Д. Канеман, А. Дитон расширили понимание сущности субъективного благополучия и пришли к выводу о том, что субъективное благополучие включает не только опыт переживания ежедневных эмоций индивида (радости, грусти, гнева и т.д.), но и когнитивную оценку удовлетворенности жизнью (Kahneman, Deaton, 2010). Дж. Макгрегор, Н. Поу под субъективным благополучием индивида подразумевали, во-первых, обладание некоторым количеством благ — то, что индивид имеет — material well-being; во-вторых, использование того набора благ, который у него есть, — relational well-being; в-третьих, ^

о

X

уровень удовлетворенности, которую индивид получает от того, что у него есть и что о.

<

он может сделать с этими благами, — subjective well-being (Mcgregor, Pouw, 2017). Р. Винховен, С. Кайнулянен и Дж. Саари в своих исследованиях нашли подтверждение ^ следующим гипотезам: 1) люди признают и понимают разницу между аффективным и когнитивным уровнями благополучия; 2) участие обоих компонентов — аффективного

о о с^

и когнитивного (удовлетворение потребностей и желаний) —большее воздействует на о

общий уровень благополучия, чем если бы они действовали отдельно; 3) наибольшее ^

воздействие на общий уровень благополучия имеет аффективный компонент; 4) о

два компонента субъективного благополучия опираются на разные детерминанты: <5

удовлетворенность желаний более связана с успехом, поддержанием стандартов ^

«лучшей жизни», и поэтому детерминантой является доход, а аффективный уровень сс

более тесно связан с такой детерминантой, как физическое здоровье (Кати1атеп, Saari, —

Veenhoven, 2018). о

В рамках данной статьи авторы предлагают рассмотреть гендерный аспект о

субъективного благополучия индивидов на примере профессиональной группы научно- ш

11

педагогических работников. С.Г. Сукиасян, Н.В. Виничук и другие считают, что о гендерные различия при оценке личностью уровня своего субъективного благополучия < и счастья не существенны (Сукиасян, 2013; Виничук, 2009). Однако в целом женщины сс

несколько благополучнее мужчин, и при этом структура «женского счастья»1 отличается от структуры «мужского счастья». Так, большинство исследователей отмечают следующие гендерные различия в факторах субъективного благополучия: для женщин наиболее важны любовь, благополучие и здоровье семьи, внешняя привлекательность, а для мужчин на первом месте — власть, профессиональная самореализация, саморазвитие и финансовая состоятельность; отмечают наличие устойчивых в плане возрастной динамики статистически значимых гендерных различий относительно смыслового сходства счастья с властью в пользу лиц мужского пола (Васильева, Демченко, 2001; Клецина,2004; Рамси, Харкорт, 2009; Семенова, Серебрякова, Семенова, 2017). A.E. Clark, проведя крупное исследование, установил, что женщины получают от труда больше удовлетворения, чем мужчины (Clark, 1997).

о см о см

Обзор результатов исследования гендерного аспекта субъективного благополучия научно-педагогических работников

На основе рефлексии предшествующих этапов исследования2 авторами сформирован методологический конструкт, включающий оценку субъективного благополучия НПР российских вузов через анализ аффективного (баланс положительных и отрицательных эмоций, ощущение счастья, субъективного благополучия в данный момент времени) и когнитивного компонентов (ценностно-смысловые установки, восприятие качества жизни, оценка профессиональной сферы) (Скачкова, Щетинина, Крячко, 2018; Скачкова, Щетинина, 2019), см. рис. 1.

■н ■н

В данный момент времени

Субъективное благополучие научно-педагогических работников

Аффективный компонент

Самоанализ, рефлексия о предшествующем периоде

Когнитивный компонент

О

X

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

CD ш

о <

ф

15 о О

с

О

m

о ш ее о

о о ш

Ll_

о <

Рис. 1. Методологический конструкт исследования субъективного благополучия научно-педагогических работников Источник: по данным авторов.

1 Прим. авторов. В данной статье термин «счастье» и «субъективное благополучие» используются как синонимы.

2 В течение 2018-2019 гг. проведено 4 фокус-группы НПР до 35 лет, 4 фокус-группы (возраст выше 35 лет), 50 глубинных интервью представителей академической профессии - научно-педагогических работников российских региональных, федеральных и опорных вузов: Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону), Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь), Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Крымский федеральный университет (г. Симферополь), Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону), Кубанский государственный университет (г. Краснодар).

На основе методологического конструкта была разработана анкета, включающая аффективные и когнитивные индикаторы оценки субъективного благополучия. При разработке исследовательского инструментария для измерения вышеобозначенных компонентов субъективного благополучия НПР использовались апробированные и надежные шкалы, такие как шкала эмоционального баланса Н. Бредбурна (Bradburn, 1969), шкала удовлетворенности жизнью Кантрила (Cantril's Self-Anchoring Scale), шкала удовлетворенности работой (The Teaching and Learning International Survey, TALIS), а также использовались вопросы из Европейского социального исследования (ESS) (измерение общего восприятия счастья и жизненные ценности) и мониторингового исследования ВЦИОМ (самооценка материального положения).

В стандартизированном онлайн-опросе НПР федеральных университетов

приняли участие 350 человек, из которых 112 респондентов мужского пола и 238 —

женского. Исследование проводилось в 10 федеральных вузах России, где, по мнению

авторов, сложились примерно одинаковые условия труда, найма и мотивации, учета

показателей эффективности НПР. Средний возраст респондентов составил 48,32

года у мужчин, 45,28 года — у женщин. Стаж работы в университете в среднем —

20,79 года у мужчин, 19,39 года — у женщин. Большинство респондентов имели

ученую степень, при этом среди женщин больше кандидатов наук (61,3%), а среди g

мужчин — докторов наук (26,8%). Большинство респондентов работали в должности

доцентов (см. рис. 2). ^

с

■н

■н

ассистент

',9

преподаватель 4

14,3

старшим преподаватель 12 5

доцент

57,1

профессор |

заведующий кафедрой 14 3

декан/ директор структурного подразделения 42

£

§ т

X

пз ш О

■ женский ■ мужской <

Ой

Рис. 2. Распределение респондентов по должностям, % 2

Источник: по данным авторов.

с

о т

Аффективный компонент

Для оценки аффективного компонента субъективного благополучия авторы о

использовали шкалу эмоционального баланса Н. Бредберна (Bradbum, 1969), в ^

соответствии с которой респондентам задавались вопросы о том, что они чувствовали в ^ последние дни, и при этом первые пять вопросов отражали позитивные переживания,

а последующие пять — отрицательные. Женщины испытывали больше положительных У

эмоций, чем мужчины, а мужчины более склонны были испытывать негативные о

переживания, при этом абсолютно счастливыми чувствовали себя примерно одинаковое о

количество женщин и мужчин (17,6 и 17,9% соответственно), см. табл. 1. Кроме того, ш

женщины больше расстраивались из-за критики в их адрес (30,3%), чем мужчины о

(12,5%). <

С£ 3 О

Таблица 1

Оценка аффективного компонента субъективного благополучия научно-педагогических работников

Чувствовали ли Вы что-то подобное в течение последних недель? (в %) Женщины Мужчины

да, % нет, % да, % нет, %

Позитивный баланс 1. Удовольствие от того, что достигли или завершили что-то 83,2 15,1 78,6 21,4

2. Все складывается так, как Вам бы хотелось 41,2 55,5 32,1 67,9

3. Горжусь, что кто-то похвалил меня за то, что я сделал 58,8 38,7 55,4 44,6

4. Чрезвычайно взволнованы каким-либо событием или испытываете сильный интерес к чему-то 58,0 38,7 53,6 46,4

5. Я чувствую себя абсолютно счастливым 17,6 77,3 17,9 82,1

Негативный баланс 6. Испытываю беспокойство, не могу сидеть на одном месте 36,1 59,7 35,7 64,3

7. Скука, отсутствие интереса к чему-либо 14,3 80,7 19,6 80,4

8. Подавлен или очень несчастен 11,8 83,2 12,5 83,9

9. Сильное одиночество или удаленность от других людей 5,9 88,2 12,5 87,5

10. Расстроен, потому что кто-то покритиковал Вас 30,3 65,5 12,5 85,7

Источник: по расчетам авторов.

О СМ

° Когнитивный компонент

^ Анализ когнитивного компонента субъективного благополучия научно-

2 педагогических работников предполагал анализ ценностно-смысловых установок, ^ оценку качества жизни и профессиональной сферы.

5 Ценностно-смысловая составляющая включала представления и оценку

индивидом своей свободы, ощущение смысла жизни, религии, наличие целей и

# занятий, определяющих смысл жизни (жизненные цели), степень субъектности

в конструировании жизненных стратегий (активность / пассивность). Действия и

| поведение индивидов в социуме обусловлены бескорыстной верой в то, что их действия

о имеют моральную, религиозную, этическую и эстетическую ценность. Мотивационно-

§ ценностный компонент является одним из основных в профессиональной компетенции о

к преподавателя вуза (Гуцу, 2013; Дубицкий, 2020; Матяш, 2002). Оценка религиозности

^ как одного из элементов ценностно-рационального компонента научно-педагогических

о работников показала, что большинство НПР оказались скорее нерелигиозными людьми

<

(для измерения степени религиозности использовалась 10-балльная шкала, где 0

ф означал абсолютную нерелигиозность, а 10 — абсолютную религиозность). У мужчин

^ средняя степень религиозности была зафиксирована на уровне — 3,37, у женщин — 4,42.

о Степень свободы среди мужчин — 6,02, женщин — 5,76 (по 10-балльной шкале). Кроме

§ того, 60% научно-педагогических работников и мужского, и женского пола считают,

что успех в большей мере зависит лично от них (от собственных усилий, характера,

^ трудолюбия и расчетливости), а не от независящих от респондентов обстоятельство

^ (ситуации в стране, городе, от начальства, случайностей, удачи и пр.) (рис. 3).

13 Для диагностики ценностей в рамках опроса задавался проективный вопрос

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш «Насколько следующие описания людей похожи или непохожи на Вас?» (использовалась о порядковая шкала со следующими вариантами ответов: «очень похож на меня», «в 2 значительной степени похож», «немного похож на меня», «чуть-чуть похож на меня», «не похож на меня», «совсем не похож на меня», «затрудняюсь ответить»). Большинство и мужчин (64,3%), и женщин (57,1%) отметили важность «придумывать новое и подходить ко всему творчески»3; только 19,7% мужчин отметили «важность быть богатым», и чуть больше таких ответов было получено от женщин (26,1%); почти на 10% у женщин больше

3 Здесь и далее в этом блоке ответов на вопрос «Насколько следующие описания людей похожи или не похожи на Вас?» подсчитывалась совокупная доля респондентов, выбравших варианты ответов «очень похож на меня», «в значительной степени похож».

О О

ш ц_

о <

выражена потребность показывать свои способности (69,7% против 60,7%), и на 16% больше потребность жить в безопасном окружении (71,4% мужчин и 87,4% у женщин); для меньшей части респондентов (41,1% мужчин и 40,3% женщин) «важно построить карьеру», но «важно самому принимать решение о том, что и как делать» (для 75% мужчин и 74% женщин), «важно, чтобы уважали» (73,2% мужчин и 79,8% женщин); для большей части женщин-респондентов «важно найти свое предназначение, место в жизни» (75% мужчин, 87,4% женщин); для небольшой доли женщин-респондентов (9,2%) «важно ощущать возможность влиять на политику» по сравнению с респондентами мужского пола (34%).

>5 О

36 >

затрудняюсь ответить от независящих от меня... от меня самого затрудняюсь ответить от независящих от меня. от меня самого

17,6 I 21,8

14,3 ■ 21,4

60,5

64,3

Рис. 3. Мнение респондентов о причинах их собственного успеха, % Источник: по расчетам авторов.

О СМ

о см

Существенных различий в оценке показателей качества жизни между респондентами мужского и женского полов не было обнаружено. Наиболее удовлетворены научно-педагогические работ такими показателями, как отношения в семье, обеспеченность одеждой и обувью, питанием, положение в обществе, общение с друзьями. При этом мужчины чуть больше удовлетворены возможностью получения необходимого образования и знаний, общением с друзьями, реализацией себя в профессии, жилищными условиями, отношениями в семье, питанием, положением, статусом в обществе, а женщины — возможностью проведения досуга, материальной обеспеченностью, местом, регионом проживания, ситуацией на работе (см. табл. 2).

Таблица 2

Оценка качества жизни научно-педагогическими работниками (в баллах)

Оцените различные стороны своей жизни? (шкала от 0 до 10, где 0 - абсолютная неудовлетворенность, а 10 - максимальная удовлетворенность) мужской женский

возможности проведения досуга 6,43 6,30

возможность общения с друзьями 6,76 6,92

возможность отдыха 5,85 5,80

возможность получения необходимого образования и знаний 6,68 7,01

возможность реализовать себя в профессии 6,45 7,03

жилищные условия 6,96 7,09

материальная обеспеченность 5,89 5,77

место, регион проживания 6,98 6,95

одежда и обувь 7,24 7,39

отношения в семье 7,79 8,18

питание 7,53 8,04

положение, статус в обществе 6,66 7,15

ситуация на работе 5,95 5,82

состояние здоровья 6,14 6,38

уровень личной безопасности 6,73 6,91

о с

■н

■н

£

§ т

X

го ш

О ^

<

ь ф

с^

15 о О с^ с

о т

о §

3

о ш СИ

о

о о ш

о <

Источник: по расчетам авторов.

Более половины научно-педагогических работников мужского и женского пола (60,7% и 62,2%) оценивают свое материальное положение как среднее (рис. 4), но при этом менее половины респондентов считают, что через год будут жить так же, как сейчас (41,1% мужчин и 38,7% женщин).

затруд.ответить ■ 0,8

очень плохое 6,7

3 плохое Ш 2,5

о

среднее 62,2

хорошее 21,8

очень хорошее 5,0

очень плохое 7,1

о плохое 3,6

а

среднее 60,7

^ хорошее 17,9

очень хорошее 7,1

О СМ О СМ

Рис. 4. Статистика ответов респондентов на вопрос: «Оцените Ваше материальное

положение в настоящее время» Источник: по расчетам авторов.

■н ■н

Около половины респондентов (48,2% мужчин и 50,4% женщин) считают, что размер их заработной платы скорее не соответствует объему и сложности работы, которую они выполняют. Респонденты мужского пола более оптимистично оценивают свой уровень оплаты труда по сравнению со средним уровнем по региону: 35,7% мужчин считают, что их заработная плата выше, этот же показатель у женщин составил 24,4% (см. рис. 5).

о

х

§

т

го ш

о ^

<

Ь ф с^

15 о О с^ с О

т

38,7

35,7

37,5

8,4

3,6

такая же затрудняюсь ответить

I Мужской ■ Женский

О Ш СИ О

О О Ш |_1_

О <

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос о соответствии их заработной платы средней по региону, % Источник: по расчетам авторов.

Используя косвенный измеритель уровня материального благополучия через оценку возможности респондентов приобретать предметы первой необходимости и дорогостоящие товары, мы обнаружили большую обеспеченность респондентов мужского пола — академических работников. Так, 39,3% НПР мужского пола могут приобретать вещи длительного пользования за собственные средства, однако им затруднительно

ниже

приобретать дорогие вещи, например, автомобиль. Для сравнения этот показатель у женщин составил 32,8%; значительный разрыв между долей респондентов мужчин и женщин (12,5% и 6,7% соответственно) зафиксирован в части наличия возможности приобретения дорогостоящих вещей (квартиры, дачи и др.) в кредит (см. рис. 6).

Рис. 6. Оценка материального благополучия респондентов, % Источник: по расчетам авторов.

Профессиональная идентификация научно-педагогических работников в высших учебных заведениях, осознание ценности и смысла профессиональной деятельности педагога являются факторами субъективного благополучия НПР, которые были выделены авторами на первом этапе исследования в рамках проведенных фокус-групп и глубинных интервью с НПР в 2018 году (Скачкова, Щетинина, Крячко, 2018). Однако в рамках данного опроса большинство респондентов признали, что профессия научно-педагогического работника в обществе либо обычная, либо является однозначно непрестижной. При этом из тех немногочисленных респондентов, которые отметили, что профессия научно-педагогического работника является вполне престижной, большинство принадлежали к женскому полу (см. рис. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НПР и мужского, и женского пола практически одинаково (6,49 у мужчин и 6,46 у женщин) считают, что преимущества профессии явно превышают недостатки (табл. 3) и если бы заново пришлось выбирать профессию, то они бы сделали этот выбор (больше 7 баллов у респондентов мужского и женского полов), отмечают важность высокого статуса университета, в котором работают, при чем для женщин этот показатель оказался выше (7,02 — мужчины, 7,36 — женщины). В целом мужчины довольны своей работой в среднем на 6,8 балла, а женщины — на 7,17 балла. Нельзя не заметить, что НПР вне зависимости от гендера очень низко оценивают степень эффективности государственного вмешательства в социально-экономические проблемы научно-педагогических работников вузов. Обратим внимание, что респонденты обоих гендеров скорее готовы сменить университет, если бы это было возможным (в среднем 5,82 балла у мужчин и 6,18 балла у женщин).

о см о см

о с

■н

■н

£

§ т

X

го ш

О ^

<

ь ф

с^

15 о О с^ с

о т

о ш си о

о о ш

о <

58,9 58,0

16,0

7,1

32,1

21,8 21,8

3,4

да, это вполне это обычная профессия, эта профессия сегодня затрудняюсь ответить престижная профессия не слишком престижная, однозначно непрестижна но и непрестижной её не назовешь

■ Мужской ■ Женский

О СМ О СМ

■Н ■Н

Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос «Является ли профессия научно-педагогического работника университета престижной в обществе?», % Источник: по расчетам авторов.

Таблица 3

Оценка удовлетворенности профессиональной деятельностью (в баллах)

Насколько Вы согласны со следующими утверждениями? (шкала от 0 до 10, где 0 баллов — абсолютно несогласен, а 10 баллов — полностью согласен). мужской женский

1. Преимущества моей профессии явно перевешивают недостатки 6,49 6,46

2. Если бы я мог решать заново, я бы снова выбрал свою нынешнюю профессию 7,53 7,11

3. Я хотел бы сменить университет, если бы это было возможно 5,82 6,18

4. Мне важен статус/престиж университета, в котором я работаю 7,02 7,36

5. Моя профессия позволяет придумывать новое и подходить ко всему творчески 7,42 7,47

6. Моя работа позволяет показать свои способности 7,02 7,69

7. В моей работе есть возможность самому принимать решение о том, что и как делать 6,07 6,44

8. Я доволен карьерными перспективами на своей работе 5,58 5,58

9. Государство эффективно решает социально-экономические проблемы научно-педагогических работников вузов 3,37 3,88

10. Я нашел свое предназначение, место в жизни 7,28 7,27

11. Я пользуюсь уважением среди коллег и студентов 7,59 7,97

12. В целом я доволен своей работой 6,80 7,17

о

х

§

т

го ш

о ^

<

Ь ф с^

15 о О с^ с О

т

о §

з О ш СИ

о

о о ш

о <

Источник: по расчетам авторов.

Наиболее привлекательными факторами в профессии научно-педагогического работника для мужчин является: удовольствие от процесса преподавания и научной деятельности (80,4%), общение с молодежью, с интересными, творческими людьми (60,7%), возможность гибкого графика работы (51,8%). Женщины на первое место ставят гибкий график работы (73,1%), удовольствие от процесса преподавания и научной деятельности (72,3%), общение с молодежью, с интересными, творческими людьми (65,5%). Кроме того, женщины-респонденты больше ценят длительный отпуск — 41,2% в отличие от мужчин (26,8%), см. табл. 4.

Таблица 4

Факторы, которые привлекают респондентов работать в академическую сферу

Мужчины Женщины

1 Удовольствие от процесса преподавания и научной деятельности 80,4 72,3

2 Разнообразие видов педагогической и научной деятельности 26,8 21,8

3 Престижность профессии 3,6 5,9

4 Возможность передавать знания 42,9 42,9

5 Возможность гибкого графика работы 51,8 73,1

6 Длительный отпуск 26,8 41,2

7 Общение с молодежью, с интересными, творческими людьми 60,7 65,5

8 Участие в групповых и индивидуальных научных грантах и коммерческих проектах 26,8 21

9 Возможность трудовой мобильности, командировок 7,1 10,1

10 Возможность защиты научной диссертации и получения научного звания 8,9 10,9

11 Другое 1,8 1,7

12 Ничего не привлекает 1,8 -

13 Затрудняюсь ответить 1,8 1,7

Источник: по расчетам авторов.

К числу факторов, негативно влияющих на заинтересованность в академической работе, респонденты мужского пола отнесли: нарастание бумажной работы/ документооборота, отчетности — 80,4%, продолжающиеся сокращения рабочих мест в системе университетского образования 73,2%, недостаточный уровень оплаты труда НПР 66,1%. Женщины помимо вышеперечисленных факторов обращают внимание на фактор, связанный с необходимостью выполнения трудовых обязанностей во внерабочее время (по вечерам/ночам, в выходные, во время отпуска), см. табл. 5.

о см о см

о с

■н

■н

£

Таблица 5

Негативные факторы, снижающие заинтересованность в академической работе

Мужчины Женщины

1 Продолжающиеся сокращения рабочих мест в системе университетского образования 73,2 61,3

2 Недостаточный уровень оплаты труда НПР 66,1 56,3

3 Необходимость выполнять трудовые обязанности во внерабочее время (по вечерам/ночам, в выходные, во время отпуска) 46,4 59,7

4 Сложность получения ученой степени (кандидата/доктора) 12,5 9,2

5 Сложность получения ученого звания (доцента/ профессора) 1,8 2,5

6 Недобросовестная конкуренция при проведении процедуры выборов на продление трудовых контрактов 14,3 22,7

7 Необходимость заниматься научными исследованиями и публикациями в рейтинговых журналах 8,9 21,8

8 Недостаточный интерес студентов к обучению 35,7 28,6

9 Нарастание бумажной работы / документооборота, отчетности 80,4 70,6

10 Отсутствие возможностей для саморазвития и самореализации 3,6 9,2

11 Другое 1,8 3,4

12 Ничего негативно не влияет - -

13 Затрудняюсь ответить - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ т

X

го ш

О ^

<

ь ф

с^

15 о О с^ с

о т

о §

3

о ш СИ

о

о о ш

о <

Источник: по расчетам авторов.

НПР в настоящее время обеспокоены следующими профессиональными рисками. Сокращение заработной платы в чуть большей степени беспокоит мужчин, чем женщин,

переход на неполную долю ставки беспокоит более 60% респондентов (примерно в равной степени и мужчин, и женщин), рост трудовой нагрузки немного больше беспокоит мужчин, а потеря работы — женщин (см. рис. 8).

42,0

35,7

23,2

25,2

12,5

8,4

совсем не беспокоит скорее не беспокоит скорее беспокоит очень беспокоит

■ мужской ■ женский

О СМ О СМ

■Н ■Н

Рис. 8. Оценка риска потери работы респондентами, % Источник: по расчетам авторов.

В рамках опроса респондентов задавался вопрос относительно их текущего восприятия счастья (аффективный компонент субъективного благополучия)4 и вопрос, связанный с удовлетворенностью жизнью в целом (когнитивный компонент субъективного благополучия)5. Явных различий между респондентами женского и мужского полов не было обнаружено. Средние оценки удовлетворенностью жизнью в целом у мужчин составили 6,76 балла, у женщин — 6,98. Однако женщины чуть более счастливы, чем мужчины (средние оценки составили 7,05 и 6,88 соответственно).

о

х

§

т

го ш

о ^

<

Ь ф с^

15 о О с^ с О

т

о ш си о

о о

ш ц_

о <

СИ 3

о

Заключение

Опираясь на данные сравнительного анализа субъективного благополучия в академической сфере, обратим внимание, что в целом существенных различий между научно-педагогическими работниками мужского и женского полов не обнаруживается. Тем не менее у женщин-респондентов зафиксировано, что они испытывали больше положительных эмоций по шкале эмоционального баланса Н. Бредбурна, чем мужчины, а мужчины более склонны были испытывать негативные переживания, но при этом абсолютно счастливыми чувствовали себя примерно одинаковое количество женщин и мужчин. При диагностике ценностно-смысловой составляющей было обнаружено, что для респондентов и мужского, и женского полов не являются важными материальные ценности и развитие карьеры. Существенных различий в оценке показателей качества жизни между респондентами мужского и женского полов не было обнаружено. Наиболее удовлетворены научно-педагогические работники такими показателями, как отношения в семье, обеспеченность одеждой и обувью, питание, положение в обществе, общение с друзьями. При этом мужчины чуть больше удовлетворены возможностью получения необходимого образования и знаний, общением с друзьями, реализацией себя в профессии, жилищными условиями, отношениями в семье, питанием, положением, статусом в обществе, а женщины — возможностью проведения досуга, материальной обеспеченностью, местом, регионом проживания, ситуацией на работе. В рамках исследования определен разный порядок привлекательности факторов академической профессии. Для мужчин такой порядок выглядит следующими образом: удовольствие от процесса преподавания и научной деятельности, общение с молодежью,

4 Вопрос формулировался следующим образом: «Учитывая все стороны Вашей жизни, насколько Вы счастливы?».

5 Принимая во внимание все стороны жизни, насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом в настоящее время?

с интересными, творческими людьми, возможность гибкого графика работы. Женщины на первое место ставят гибкий график работы, удовольствие от процесса преподавания и научной деятельности, общение с молодежью, с интересными, творческими людьми. Кроме того, женщины-респонденты больше ценят длительный отпуск в отличие от мужчин. Принимая во внимание сходство оценок уровня восприятия счастья и уровня удовлетворенности жизни в целом среди респондентов, можно сделать вывод о том, что и у мужчин, и у женщин, работающих в академической сфере, фиксируется баланс «аффективного» и «когнитивного» компонентов субъективного благополучия.

человека. // Психология и психотехника, (3), 229-245.

Andrews, F. M., Withey, S. B. (1976). Social Indicators of well-being: America's perception of life quality. New York: Plenum Press.

Bradburn, N. M. (1969). The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine.

с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильева, О. С., Демченко, Е. А. (2001). Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии, (2), 74—85.

Виничук, Н. В. (2009). Гендерные различия представлений о счастье. Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии: Материалы первой международной научно-практической конференции. Владивосток, 11—13 декабря 2009 г., 83—85.

Гуцу, Е. Г.(2013). Когнитивный компонент в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей школы // Современные проблемы науки и образования, (1), 450. о

Дубицкий, В. В. (2004). О мотивации деятельности (труда) преподавателей вуза ° (http://www.isras.ru/files/File/Socis/2004-01/dubitski.pdf - Дата обращения: 25.08.2020). ^

Европейское социальное исследование (ESS) (2018). 9-я волна (http://www.ess-ru.ru). о Клецина, И. С. (2004). Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя. ^

Матяш, Л. Г. (2002). Ценностно-мотивационные детерминанты профессионального > роста преподавателя высшей школы / Л.Г. Матяш: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск. ф

Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey) (https://www.oecd.org/education/ ^ talis/). о

Рамси, Н., Харкорт, Д. (2009). Психология внешности. СПб.: Питер. Семенова, Л. Э., Серебрякова, Т. А., Семенова, В. Э. (2017). Гендерная специфика смыслового значения счастья в представлениях людей разных возрастов // Вестник Мининского университета, (4), 50-58. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-8

Скачкова, Л. С., Щетинина, Д. П. (2019). В поисках методологии измерения субъективного благополучия научно-педагогических работников. // Государственное ^ и муниципальное управление. Ученые записки, (3), 187-192. DOI: 10.22394/2079-1690- ^ 2019-1-3-187-192 g

Скачкова, Л. С., Щетинина, Д. П. (2019). Контуры субъективного благополучия научно-педагогических работников // Региональная экономика: теория и практика, 17(11), 2026-2038. DOI: 10.24891/re.17.11.2026 z

Скачкова, Л. С., Щетинина, Д. П., Крячко, В. И. (2018). Факторы субъективного ¡= благополучия научно-педагогических работников: результаты фокус-групп // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, (4), 138-146. DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-138-146

Социальное самочувствие россиян: мониторинг (2019). Пресс-выпуск, № 3979 (https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=9746). z

Сукиасян, С. Г. (2013). Гендерные аспекты представлений о счастье и природа о

§ m

X

пз ш о

s <

О ш СИ

о

130

CKaMKOBa A. C., LeTMHMHa A. n.

Clark, A. E. (1997). Job Satisfaction and Gender: Why are Women so Happy at Work? // Labour Economics, (4), 341-372.

Diener, E. (1984). Subjective Well-Being. // Psychological Bulletin, 95(3), 542-575. DOI: 10.1037/0033-2909.95.3.542

Diener, E., Seligman, M. E. P. (2004). Beyond money: Toward an economy of well-being. // Psychological Science in the Public Interest, (5), 1-31. DOI: 10.1111/j.0963-7214.2004.00501001.x

Kahneman, D., Deaton, A. (2010). High income improves evaluation of life but not emotional well-being. // PNAS, September 21, 107(38), 16489-16493. DOI: 10.1073/ pnas.1011492107

Kainulainen, S., Saari, J., Veenhoven, R. (2018). Life-satisfaction is more a matter of feeling-well than having-what-you-want. Tests of Veenhoven's theory // International Journal of Happiness and Development, 4(3), 209-235. DOI: 10.1504/IJHD.2018.093728

Mcgregor, J. A., Pouw, N. (2017). Towards an economics of well-being // Cambridge Journal of Economics, 41(4), 1123-1142.

Parfit, D. (1984). Reasons and persons. Clarendon, Oxford.

Seligman, M. E. P. (2002). Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. New York: The Free Press.

0

CM

° REFERENCES

^ Andrews, F. M., Withey, S. B. (1976). Social indicators of well-being: Americans'

perception of quality of life. New York: Plenum Press.

Bradburn, N. (1969). Structure of psychological well-being. Chicago: Aldin. £ Clark, A. E. (1997). Job satisfaction and gender: why are women so happy at work? Labor

t Economics, (4), 341-372.

- Diener, E. (1984). Subjective Well-Being. Psychological Bulletin, 95(3), 542-575. DOI:

1 10.1037/0033-2909.95.3.542

o Diener, E., Seligman, M. E. P. (2004). Beyond money: towards a welfare

g economy. Psychological science in the public interest, (5), 1-31. DOI: 10.1111/j.0963-£ 7214.2004.00501001.x

Dubitskiy, V. V. (2004). About motivation of activities (labour) of high school teachers. (http://www.isras.ru/files/File/Socis/2004-01/dubitski.pdf - Date accessed: 25.08.2020) (In Russian).

c? European social research (ESS) (2018). Vol. 9. Mode of access (http://www.ess-ru.ru)

15 o o

a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o m

■H ■H

CD m o

Gutsu, E. G. (2013). Cognitive component in the structure of professional competence of a higher school teacher. Modern problems of science and education, (1), 450 (In Russian).

International study of the teaching and learning community (International study of teaching and learning) (https://www.oecd.org/education/talis/).

Kahneman, D., Deaton, A. (2010). A high income improves life assessment, but not emotional well-being. PNAS, 107(38), 16489-16493. DOI: 10.1073/pnas. 1011492107

Kainulainen, S., Saari, J., Wenhoven, R. (2018). Life satisfaction is more a matter of feeling good than having what you want. Test of the theory of Verhovina. International journal of happiness and development, 4(3), 209-235. DOI: 10.1504/IJHD.2018.093728

Kletsina, I. S. (2004). Psychology of gender relations: theory and practice. Saint z Petersburg: Aleteia, 408 p. (In Russian).

8 Matyash, L. G. (2002). Value-motivational determinants of professional growth of

ll a higher school teacher / L. G. Matyash: author's thesis of the candidate of pedagogical _i Sciences-Bryansk. (In Russian).

z Mcgregor, J. A., Pouw, N. (2017). Towards an economics of well-being. Cambridge

g Journal of Economics, 41(4), 1123-1142.

LLl

cc o

Parfit, D. (1984). Causes and faces. Clarendon, Oxford.

Ramsey, N, Harcourt, D. (2009). Psychology of appearance. St. Petersburg: Peter, 256 p. (In Russian).

Seligman, M. E. P. (2002). True happiness: using a new positive psychology to fulfill your potential for long-term satisfaction. New York: Free Press.

Semenova, L. E, Serebryakova, T. A., Semenova, V. E. (2017). Gender specificity of the semantic meaning of happiness in the representations of people of different ages. Vestnik mininskogo universiteta, (4), 50-58. DOI: 10.26795 / 2307-1281-2017-4-8 (In Russian).

Skachkova, L. S., Shchetinina, D. P. (2019). Contours of subjective well-being of scientific and pedagogical workers. Regional economy: theory and practice, 17(11), 2026-2038. DOI: 10.24891/re.17.11.2026 (In Russian)

Skachkova, L. S., Shchetinina, D. P. (2019). In search of a methodology for measuring the subjective well-being of scientific and pedagogical workers. State and municipal administration. Scientific notes, (3), 187-192. DOI: 10.22394 / 2079-1690-2019-1-3-187-192 (In Russian).

Skachkova, L. S., Shchetinina, D. P., Kryachko, V. I. (2018). Factors of subjective well-being of scientific and pedagogical workers: results of focus groups. State and municipal management. Scientific notes, (4), 138-146. DOI: 10.22394 / 2079-1690-2018-1-4-138-146 (In Russian) g

Social well-being of Russians: monitoring (2019). Press release, 3979. (https://wciom.ru/ ^ index.php?id=236&uid=9746) (In Russian)

Sukiasyan, S. G. (2013). Gender aspects of ideas about happiness and human nature. Psychology andpsychotechnics, (3), 229-245 (In Russian).

Vasilieva, O. S., Demchenko, E. A. (2001). Study of the main characteristics of a person's life strategy. Questions of psychology, (2), 74-85 (In Russian).

Vinichuk, N. V. (2009). Gender differences in perceptions of happiness. Actual problems of clinical and applied psychology: proceedings of the first international scientific and practical conference. Vladivostok, December 11-13, 2009, 83-85 (In Russian).

о

§ m

X

пз ш

о <

CD 15

О О

С

О

m

о ш ее о

о о ш

Ll_

о <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.